Научная статья на тему '«Логическая работа сознательной мысли врача»'

«Логическая работа сознательной мысли врача» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
86
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Артериальная гипертензия
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Логическая работа сознательной мысли врача»»

«ЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА СОЗНАТЕЛЬНОЙ МЫСЛИ ВРАЧА»

Сергей Петрович Боткин — выдающийся врач-терапевт, основоположник русской клинической медицины. Как писал Иван Петрович Павлов, «С.П. Боткин был лучшим олицетворением законного и плодотворного союза медицины и физиологии, тех двух родов человеческой деятельности, которые на наших глазах воздвигают здание науки о человеческом организме и сулят в будущем обеспечить человеку его лучшее счастье — здоровье и жизнь».

Великий врач Боткин стал врачом... случайно

Сергей Петрович Боткин родился 5 сентября 1832 года в Москве в многодетной купеческой семье. После окончания частного пансиона Эннеса С.П. Боткин собрался поступать в Московский университет на математический факультет. Но по указу Николая I на основные факультеты университета принимали только лучших учеников казенных гимназий, свободный доступ был возможен только на медицинский факультет. Так в августе 1850 года он стал студентом медицинского факультета.

В 1855 году Сергей его окончил и немедленно отправился в Бахчисарайский лазарет великой княгини Елены Павловны. Выпускник попал под руководство Н.И. Пирогова в самый разгар Крымской кампании. И все то, что он изучил, ему следовало немедленно применить на

практике. Именно такая проверка на деле показала Сергею Боткину, что его знаний еще не достаточно, и он принял решение о продолжении учебы за границей.

Используя свою долю наследства, он сначала стажировался в Париже у Клод-Бернар, затем в Берлине у профессора Траубе. В 1860 году в Париже он закончил докторскую диссертацию «О всасывании жира в кишках» и, блестяще ее защитив, стал тайным советником и доктором медицины, а на следующий год уже профессором.

В ноябре 1861 года он вернулся в Россию и после отставки проф. П.Д. Шипулинского занял кафедру академической терапевтической клиники со званием ординарного профессора. Первоначально клиника помещалась в военном госпитале, но в январе 1874 года ее перевели во вновь построенную Михайловскую клиническую больницу баронета Виллие.

«Понятие о болезни» по Боткину

Благодаря С.П. Боткину в нашей стране была создана новая клиника, основанная на достижениях современной физиологии и данных лабораторно-экспериментальных исследований. С.П. Боткин стремился подчинить клинику науке, внедрить в нее доступные методы исследований. Этот научный естественно-исторический физиологический подход к проблемам клинической медицины произвел полный переворот и выступил против идеалистических и метафизических представлений.

С.П. Боткин построил работу клиники на европейский лад. И она стала образцовой и даже более передовой, чем зарубежные образцы.

Сергей Петрович считал, что «понятие о болезни неразрывно связано с ее причиной, которая исключительно всегда обусловлена внешней средой, действующей или непосредственно на заболевший организм, или через его ближайших или отдаленных родителей».

Боткин считал, что тщательно собранные у постели больного объективные факты могут быть использованы для окончательного диагноза лишь после «логической работы сознательной мысли» врача.

Учеников Боткина поражала точность его диагностики. Например, еще до введения рентгенологических исследований, он точно диагностировал рак и язву желудка. В 1862 году он первым при жизни больно определил тромбоз воротной вены, подтвердившийся на аутопсии. По общему признанию современников, «диагностика боткинской клиники блистала точностью секционного стола». Больные бесконечно верили ему и считали, что лекарства, назначенные Боткиным, помогают лучше, чем те же лекарства, но назначенные другим врачом.

Об искусстве Сергея Петровича в оценке состояния пациентов свидетельствуют наблюдения Ивана Петровича Павлова: «Это ли не был клиницист, поражавший способностью разгадывать болезни и находить против них наилучшие средства! Его обаяние среди больных, поистине, носило волшебный характер: лечило часто

одно его слово, одно посещение больного. Сколько раз приходилось слышать от его учеников-клиницистов печальное признание, что те же рецепты и, по-видимому, при подобных же случаях оказывались недействительными у них, делая чудеса в руках учителя»

Иван Михайлович Сеченов так отзывался о профессиональных качествах Сергея Петровича: «Для него здоровых людей не существовало, и всякий приближавшийся к нему человек интересовал его едва ли не прежде всего, как больной. Он присматривался к походке и движениям лица, прислушивался, я думаю, даже к разговору. Тонкий диагноз был его страстью, и в приобретении способов к нему он упражнялся столько же, как артисты вроде Антона Рубинштейна упражняются в своем искусстве перед концертом».

Огромное значение Боткин придавал проблеме нервных центров организма. Фактически Сергей Петрович развивал и один из основных компонентов теории биологии и медицины — нервизм. Многие его открытия и догадки связаны именно с ними и впоследствии доказаны многими физиологами. Например, Сергей Петрович писал, что «изменение функции сердца сплошь и рядом находится в зависимости от центральных нервных аппаратов» и ничто так не влияет на сердце, как работа нервной системы. Отсюда и еще один удивительно понятный нам сейчас принцип: «лечить не болезнь, а больного человека».

Он мечтал взрастить врачей-ученых

«Научная работа для меня нужна, как насущный хлеб, без которого я существовать решительно не в состоянии», — писал Боткин брату Михаилу.

Сергей Петрович создал функциональное физиологическое направление в медицине и заложил основы экспериментальной фармакологии, терапии и патологии в России. Его мечтой было вырастить новое поколение врачей — врачей-ученых, обогащенных не только врачебным опытом предшественников, но и глубокими научными знаниями.

По инициативе Боткина впервые при терапевтической клинике Военно-медицинской академии была создана сначала общеклиническая, а затем физиологическая лаборатория, где первоначально он все делал своими руками, так как лаборантов не было (позже здесь работал Иван Петрович Павлов).

В 1884 году начала работу бактериологическая лаборатория. Боткин верил только проверенным фактам и считал, что без лабораторий невозможно развитие медицины.

Сергей Петрович опубликовал около 75 научных работ, в которых рассматривались актуальные проблемы терапии, инфекционных болезней, экспериментальной патофизиологии и фармакологии. Наиболее важными из них являются его клинические лекции в трех томах, «Курс клиники внутренних болезней» (1867). Боткин первым отметил возникновение приступов стенокардии при злокачественном малокровии, объясняя их недостаточным снабжением сердечной мышцы кислородом.. С.П. Боткин и его ученики внесли большой вклад в становление и развитие бактериологии и принципов диагностики и лечения инфекционных болезней. Особое значение придавалось роли скрытых форм инфекционных болезней как причине появления некоторых

эпидемий. С.П. Боткин выделил как самостоятельное заболевание инфекционный гепатит, описал его клинику и первый указал на роль этой патологии в развитии цирроза печени. Одно из самых важных достижений С.П. Боткина — создание первой в России научной клинической школы. Он первый счел необходимым помимо симптоматической, этиологической и патогенетической диагностики проводить индивидуальную функциональную диагностику, основанную на единстве анамнеза и объективного исследования, применяемого и развиваемого во всех случаях клинической практики.

«...по вопросу об оздоровлении России»

В 1881 году Боткин был избран в гласные Городской Думы, а затем попечителем всех городских больниц Петербурга. В 1886 году он был назначен председателем комитета по вопросу об оздоровлении России. Боткин и Сеченов выдержали борьбу за предоставление права женщинам на высшее медицинское образование. Он первым принял в свою клинику женщин-врачей. Основоположник военно-полевой хирургии.

Сергей Петрович Боткин активно боролся за предупреждение распространения заболеваний. Видя, что болеют преимущественно неимущие слои населения (речь, в первую очередь, идет об инфекционных заболеваниях), он выступал в прессе, прося состоятельных людей помочь, так как «в жизни бедного народонаселения скученность больных сильно способствует развитию холерного яда, который, разносясь в воздухе, не минует и великолепных палат богача».

Еще в 1861 году он открыл первую бесплатную амбулаторию. В начале 80-х годов XIX века, когда Боткина избрали председателем Общества русских врачей, открылась бесплатная больница для бедных в Санкт-Петербурге. При ней действовала лаборатория, где организовали клиническое наблюдение. Сергей Петрович не жалел ни сил, ни времени, ни денег, положенных ему от города как попечителю больницы. В.И. Лихачев, городской голова того времени, вспоминает, что кабинеты и лаборатория неоднократно доказывали свою несомненную пользу. Много раз С.П. Боткин обращал внимание правительства на санитарное состояние жилищ бедняков, улучшение условий их жизни и работы. Не зря же Н.А. Некрасов посвятил Боткину одну из глав своей поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

В 1877 г. Боткин с возмущением писал с фронта о тех полководцах, которым «кровь русского солдата не дорога». Однако в его письмах не было места унынию. Он твердо верил, что наступит для России светлое будущее, “невежество и бездарность сотрутся и осязательно почувствуется значение знаний, ума и таланта. Россия не погибнет; она выйдет из этого затруднения, но другие деятели, другие люди будут спасать ее”.

У Сергея Петровича было 12 детей. Он на свои деньги издавал книги и статьи своих учеников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.