Научная статья на тему 'ЛОГИЧЕСКАЯ ОПАСНОСТЬ ТЕХНОГЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛАНДШАФТЫ ПРИГРАНИЧНОЙ ТЕРРИТОРИИ АКТЮБИНСКОЙ ОБЛАСТИ'

ЛОГИЧЕСКАЯ ОПАСНОСТЬ ТЕХНОГЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛАНДШАФТЫ ПРИГРАНИЧНОЙ ТЕРРИТОРИИ АКТЮБИНСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Естественные и точные науки»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по естественным и точным наукам, автор научной работы — Маканова А.У.

Экологической опасности подвержены ландшафты всей приграничной территории Актюбинской области. Техногенно нарушенные ландшафты распространены на приграничной территории области практически везде. Наиболее нарушенные ландшафты характерны для регионов, где размещены крупные промышленные центры, в районах добычи углеводородного сырья, на месторождениях добычи полезных ископаемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по естественным и точным наукам , автор научной работы — Маканова А.У.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOGICAL DANGER OF ANTHROPOGENIC IMPACT ON LANDSCAPES OF THE BORDER AREA OF AKTOBE OBLAST

Technogenically disturbed landscapes are distributed practically over entire border zone of the Aktyubinsk oblast. The most disturbed landscapes are typical for the territories with large industrial centres, mining and hydrocarbons extractions.

Текст научной работы на тему «ЛОГИЧЕСКАЯ ОПАСНОСТЬ ТЕХНОГЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛАНДШАФТЫ ПРИГРАНИЧНОЙ ТЕРРИТОРИИ АКТЮБИНСКОЙ ОБЛАСТИ»

.504

А. У. ШКЛНОВА

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОПАСНОСТЬ ТЕХНОГЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛАНДШАФТЫ ПРИГРАНИЧНОЙ ТЕРРИТОРИИ АКТЮБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Jcoioeendi бузылган ландшафттар Ацтобе обшысынын буки шекаралык, аумацтарына тараган. Ipi онеркест ■\тар, муна й-газ вндфетм аудандар, пайдалы к,азбалар enOipemiH кен орындары кеб ¿рек бузшган ландшаф-\шщж£н сипатталады.

Экологической опасности подвержены ландшафты всей приграничной территории Актюбинской области, енно нарушенные ландшафты распространены на приграничной территории области практически Наиболее нарушенные ландшафты характерны для регионов, где размещены крупные промышленные шшры, в районах бобычи углеводородного сырья, на месторождениях добычи полезных ископаемых.

Technogenically disturbed landscapes are distributed practically over entire border zone of the Aktyubinsk mils i The most disturbed landscapes are typical for the territories with large industrial centres, mining and tfdrocarbons extractions.

В приграничную территорию Актюбинской

«Кобдинский, Мартукский, Каргалинский, Хром-тауский, Айтекебийский) и городская агломерация г. Актобе. На севере Актюбинская область граничит с Оренбургской областью Российской Федерач™, куда входят ьосемь административных районов (Соль-Илецкий, Акбулакский, Беля-евский, Кувандыкский, Гайский, Домбаровский, Ясненский, Светлинский) и территории административного управления городов Орска и Ново-троицка.

Актюбинская область обладает уникальной минерально-сырьевой базой, где сосредоточены все республиканские запасы хромитовых руд, 55% - никеля, 40% - титана, 34% - фосфоритов, 12% - кобальта, 4,7% - цинка, 3.6% - меди, 3,6 % - золота, 2% - бокситов. Одним из самых значительных является Южно-Кемпирсайскос

месторождение хромовых руд (18% от мировых запасов). Предприятие «Донской ГОК», расположенное в приграничном Хромтауском административном районе, разрабатывает это месторождение. Мощность самой крупной в мире шахты по добыче хромовой руды «Молодежная» в 2005 г. доведена до 2 млн т. За 2002-2005 гг. добыча хромовых руд в области выросла в полтора раза и в 2005 г. составила 3581,2 тыс. т [1, 2] (рис. 1).

Одним из мощных промышленных предприятий приграничной области является горно-обогатительный комбинат «медного» г иганта, который находится в Хромтауском административном районе, и его продукция в 2005 г. составила 2,5 млн т медной руды (200 тыс. т медного концентрата). В регионе также имеются месторождения фосфоритов, которые являются исходным сырьем для химической промышленности.

Рис. 1. Динамика добычи хромовых руд на приграничной территории Актюбинской области

2005

годы

В Актюбинской области за последние годы наряду с прогрессирующим ростом добывающей промышленности отмечается устойчивый рост отраслей обрабатывающей промышленности и энергетики. В регионе производятся лакокрасочная продукция, бор, серная и борная кислота, большой ассортимент минеральных удобрений, активно развиваются такие отрасли, как машиностроение и металлообработка.

В настоящее время благодаря целенаправленной государственной политике Актюбинская область является одним из динамично развивающихся регионов Республики Казахстан. В 2006 г. объем продукции горнодобывающей промышленности составил 78,2% от общего объема промышленного производства области. Доля металлургического производства в 2005 г. составила 11% в общем объеме промышленной продукции области, в том числе выпуск ферросплавов в 2005 г. вырос по сравнению с 2000 г. на 26%. Наблюдается рост объемов продукции химической промышленности, машиностроения и переработки пищевых продуктов [1,2].

Разведка, добыча и обогащение черных и цветных металлов, строительных материалов и других полезных ископаемых на приграничной территории области осуществляются на следующих промышленных предприятиях: Актюбин-ский завод ферросплавов. Транснациональная компания «Казхром», АО «Актюбинский завод хромовых соединений», ТОО «Кызылкаин Мамыт» предприятие «Донской ГОК», «СМПС Актобе-мунайгаз», ТОО «Казахойл Актобе». Структу ра промышленности в per ионе обусловливает сохранение тесных трансграничных связей для обеспечения производственного процесса. В регионе создан ряд совместных предприятий, которые принимают участие в раскрытии сырьевого потенциала приграничных с Российской Федерацией территорий.

Приграничная территория Оренбургской области РФ располагает крупной многоотраслевой промышленностью и топливно-энергетическим комплексом, которые негативно влияют на окружающую среду.

11реобладающим звеном в отраслевой структуре промышленности на приграничной территории является металлургический комплекс Оренбуржья. Черная и цветная металлургия - существенные отрасли промышленного комплекса приграничной области. Одним из крупнейших в

Российской Федерации металлургическим комбинатом полного цикла является АО «Носта» (Орско-Халилосский металлургический комбинат), который производит высококачественную сталь, широкий ассортимент проката, объем производства которого составляет 3 мл и т стали в год. Наиболее стабильным предприятием области считается Гайский горно-обогатительный комбинат, расположенный в приграничном Гай-ском административном районе, который работает на базе крупнейшего на Урале и в Российской Федерации месторождения комплексных медных и медно-цинковых руд.

Фактор наличия аналогичных природных ресурсов на приграничных территориях Актюбинской и Оренбургской областей способствует развитию трансграничного сотрудничества и сохранению сложившихся еще в советский период производственных и технологических связей (особенно в сферах добычи и переработки полезных ископаемых). В связи с активной деятельностью горнодобывающей, металлургической и обрабатывающих отраслей промышленности на приграничных территориях данных регионов наблюдается сильное загрязнение окружающей среды и отмечается увеличение техногенных нагрузок на экосистемы.

Наиболее загрязненной территорией приграничной Оренбургской области является Орско-Новотроицкий промузел, где сосредоточены предприятия черной, цветной металлургии, горнодобывающей отраслей промышленности. На долю этого региона приходится более 60% загрязняющих веществ от массы вредных выбросов стационарных источников области. В 2005 г. по данным статистики Оренбургской области коренных изменений в улучшении экологической обстановки не произошло. Особенно высокое загрязнение природной среды наблюдалось в промышленных городах Орске и Новотроицке, где находятся предприятия металлургической промышленности [3].

По данным Оренбургского областного центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, средние концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе превышали 1 ПДК почти во всех приграничных городах области: по ныли (г. Орск, г. Новотроицк); но диоксиду азота (г. Орск, г. Новотроицк); по фенолу (г. Орск, г. Новотроицк); по аммиаку (г. Новотроицк) [3].

Следует отметить, что атмосферные выбросы Орско-Новотроицкого промышленного узла ввиду близости границы и наличия северо-восточных направлений ветра в течение года могут оказывать воздействие на состояние атмосферного воздуха на узкой приграничной полосе Ак-тюбинско-Орснбургского сектора.

Негативное влияние на экологическое состояние приграничного региона оказывают выбросы загрязняющих веществ от промышленных предприятий и выхлопные газы от автотранспорта. Основная доля в загрязнении воздушного бассейна приграничных Актюбинской и Оренбургской областей приходится на предприятия металлургического комплекса. К основным компонентам загрязнения атмосферного воздуха приграничных территорий относятся сернистый ангидрид, оксиды хрома, окислы углерода, диоксид серы, углеводороды, оксиды азота, пыль серы. Таким образом, в приграничных областях под воздействием природных и техногенных факторов произошли серьезные ландшаф гно-экологические изменения.

К наиболее напряженным в экологическом отношении приграничным населенным пунктам Актюбинской области следует отнести города Актобе. Кандыгаш. Алга и Хромтау. Состояние атмосферного воздуха г. Актобе определяется негативным влиянием промышленного сектора и автомобильного транспорта. Превышение предельно допустимых концентраций (Г1ДК) вредных веществ часто отмечается в атмосфере областного центра г. Актобе и на площадях, где располагаются крупные промышленные пред-

приятия. По данным статистики в 2006 г., уровень заг рязнения атмосферного воздуха г. Актобе сохранялся повышенным. Высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха в г. Актобе определяется высоким содержанием формальдегида и диоксида азота. Большую лепту в загрязнение атмосферного воздуха вносят Актю-бинский завод ферросплавов АО «ТНК "Каз-хром" - 4,65 тыс. т/год, АО «Актюбинский завод хромовых соединений» - 0,89 тыс. т/год, ЗАО «Актобе ТЭЦ» - 0,95 тыс. т/год [4].

На приграничной территории Актюбинской области техногенно нарушенные ландшафты представлены карьерами по добыче полезных ископаемых, трубопроводами, линиями электропередач, дорогами. Экологическая опасность для ландшафтов наблюдается практически на всей приграничной территории области. Экологически нарушенные ландшафты отмечены на площадях, где имеются месторождения черных и цветных металлов, функционируют промышленные предприятия, а также в местах, где проходят железнодорожные и автомобильные магистрали, линии трубопроводов, электропередач и др. Экологическая опасность для ландшафтов приграничных территорий области непосредственно зависит от промышленно-техногенного и линейно-техногенного воздействия [1].

Промышяенно-техногеииое воздействие на ландшафты приграничной территории Актюбинской области включает в себя такие параметры, как добыча полезных ископаемых (хромито-вых руд, никеля, титана, фосфоритов, цинка, меди,

Техногенные ландшафты

Техногенные ландшафты Ландшафтообразующие факторы и меры преобразования измененных ландшафтов

Промышленно-техногенный

1. Разработка месторождений и добыча полезных ископаемых I. Ландшафты, испытывающие воздействие промышленных комплексов, (механическое и химическое), включая разработку и добычу полезных ископаемых и их переработку, накопление промышленных отходов

Линейно-техногенный

1. Нефтепроводы 2. Газопроводы 3. Водопроводы 4. Линии электропередачи 5. Железнодорожные магистрали 6. Автомобильные магистрали 7. Дороги второстепенного значения (с твердым покрытием, грунтовые и проселочные) II. Ландшафты, испытывающие воздействие дорожного строительства, требующие соблюдения нротивоэрозионных мер, восстановления растительности, рекультивации земель

золота, бокситов, строительных материалов и др.). выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от промышленных предприятий. Все это приводит к загрязнению почв, водных источников и воздушного бассейна, тем самым вызывая экологическую опасность для всех ПТК (прнродно-территориальный комплекс). В загрязнении атмосферного воздуха главную роль играют стационарные источники промышленных предприятии. Основные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу на приграничной территории области осуществляются предприятиями цветной и черной металлургии, теплоэнергетики, транспорта и др.

Одной из первостепенных задач эколог ии являются предотвращение загрязнения атмосферы, водных объектов и почв выбросами и сбросами загрязняющих веществ, оценка степени загрязнения окружающей среды и контроль при добыче, транспортировке и переработке полезных ископаемых. Поиск и разведка, освоение и эксплуатация месторождений полезных ископаемых наносят огромный ущерб Г1ТК, которые испытывают сложный комплекс различных изменений, нарушений и загрязнений - механических, химических. тепловых и радиационных. Экологические проблемы, возникающие в процессе деятельности добывающих предприятий, обусловлены как видами минерального сырья и добываемых пород, так и технологией добычи и обогащения. Активное освоение ресурсов приграничных территорий с параллельным развитием инфраструктуры добывающей и перерабатывающей отраслей привело к потере устойчивости ландшафтов. Техногенное воздействие на ландшафты при строительстве селитебных объектов, прокладке дорог, трубопроводов, линий электропередач, открытой добыче полезных ископаемых способствовали изменению первоначального рельефа, деградации и уничтожению почвенно-расти-тельного слоя на значительных площадях, что влекло за собой негативные изменения в ПТК. В связи с интенсивным развитием горнодобывающей промышленности на приграничной территории Актюбинской области, а также топливно-энергетического и металлургического комплексов в приграничной Оренбургской области РФ на первый план выдвигаются вопросы экологической безопасности - предотвращения загрязнения природных экосистем, определение степени экологической опасности для ландшафтов [6, 7].

Линейно-техногенное воздействие на ландшафты приграничных территорий Актюбинской области обусловлено разнообразием транспортной инфраструктуры, представленной автомобильными дорогами (с твердым покрытием и грунтовыми): Шымкент-Кызылорда-Актобе-Уральск-Самара, Российская Федерация-Уральск-Актобе, Актобе-Карабутак-Комсо-мольское-граница Кустанайской области, Шубар-куд у к-У ил- Ко б д а-С о л ь-И л е ц к, железнодорожными магистралями (Хромтау-Алтыисарино, Кандыгаш-Актобе-Российская Федерация, Кан-дыгаш-Хромтау-Российская Федерация), линиями электропередач и трубопроводов (нефтепровод Кенкияк-Орск протяженностью 411,1 км, газопровод Жанажол-Актобе). Значительной протяженностью и постоянной тенденцией к увеличению характеризуются грунтовые проселочные дороги, которые имеют место по всей приграничной территории области [5,7"|.

Строительство автомобильных и железных дорог, трубопроводных магистралей приводит к изменению почвенного покрова, нарушению естественного режима движения грунтовых и поверхностных вод и другим негативным явлениям, которые способствуют трансформации естественных ландшафтов.

Эксплуатация автомобильных и железных дорог и других видов транспорта приводит к значительному загрязнению окружающей среды газообразными и твердыми продуктами сгорания топлива. Наиболее существенное автотранспортное загрязнение проявляется в населенных пунктах и вокруг них (Актобе, Хромтау). Экологическую опасность для ландшафтов представляет высокая плотность дорог, состав перевозимых загрязняющих грузов, загрязнение почв по автодорогам, превышение критической нагрузки дорог транспортными средствами. Вдоль дорог в полосе шириной до 10 м увеличивается содержание тяжелых металлов в почвах в 10-20 раз, по отношению к фоновому уровню на расстоянии 120 м - в 5-10 раз. Наибольшая плотность автомобильных дорог наблюдается в приграничных Мартукском и Каргалинском административных районах и на территории городской агломерации Актобе. Плотность дорог составляет 2,42-2,67 км/км2. Самая низкая плотность автомобильных дорог в Айтекебийском административном районе -0.84 км/км2[5, 7].

Сравнительный анализ современной структуры транспортной сети приграничных территорий Лктюбинской области Республики Казахстан с Оренбургской области Российской Федерации позволил сделать вывод о том, что для них характерна низкая обеспеченность обустроенными дорогами. Более 60% автомобильных дорог в приграничной области разбито и находится в неудовлетворительном состоянии. Особенно плохие дороги в Кобдинском и Айтекебийском административных районах.

Строившаяся еще в советский период транспортная инфраструктура создавалась как единый комплекс, составляющие которого порой проектировались без учета административных границ между союзными республиками. Как результат, некоторые автомобильные и железные дороги на коротких участках пересекают теперь уже государственную г раницу, возвращаясь затем на территорию «своей» страны. Очевидно, что зависимость Казахстана от России в рассматриваемой сфере весьма велика, именно через Россию пролегают наиболее важные для страны международные пути сообщения западного направления. По российской территории проходят и участки железнодорожных магистралей, соединяющих различные части казахстанской территории. Так, сообщение между областными центрами Уральском и Актюбинском осуществляется через территорию Оренбургской области РФ, станция Илецк принадлежит казахстанской компании «Тем1р жолы». В нескольких случаях сходные проблемы имеют место на локальном уровне. Границу с Казахстаном пересекают проходящий по территории Оренбургской области Союзиое-Домбаровский участок, а также расположенный з Челябинской области участок Южно-Уральской железной дороги. В настоящее время обеими странами взят курс на уменьшение зависимости внутреннего транспортного сообщения от использования сопредельной территории. В результате переговоров правительств обеих стран по делимитации границы российская сторона неоднократно выдвигала предложения о передаче ей как правило, на условиях обмена) некоторых приграничных территорий Казахстана, через кото-гые проходят железнодорожные пути внутрирос-лшекого значения. Однако эти участки являют-важной частью и казахстанской транспортной яфраструктуры, обеспечивая сообщение меж-1> приграничными населенными пунктами РК.

Благоприятные ландшафтные условия делают российско-казахстанскую границ\' контактной в плане возможности транспортного сообщения. Основными видами грузов для железных дорог региона являются железная и марганцевая руда (10,4%), продукция химической промышленности и др. Большая протяженность транспортных коммуникаций для вывоза сырья и их ненадежное функционирование являются причиной химического загрязнения почвенного покрова, что в свою очередь вызывает опасность экологической дестабилизации ландшафтов.

Нужно отметить, что линейно-техногенное воздействие представляет меньшую экологическую опасность для ландшафтов, чем промышленно-техногенное. Основным методическим приемом при оценке экологической опасности для ландшафтов явилось определение глубины трансформации ПТК в рамках природных границ ландшафта.

Таким образом, анализ техногенного воздействия на все виды ландшафтов приграничной территории Актюбииской области (в пределах Айтекебийского, Каргалинского, Мартукского, Хромтауско! о, Кобдинского административных районов) позволил установить степень экологической опасности ландшафтов при промышленно-техногенном и линейно-техногенном воздействии.

На территории приграничной области выделены пять степеней экологической опасности для ландшафтов: практически отсутствует, слабая, умеренная, значительная, сильная.

1. Техногенное воздействие на ПТК практически отсутствует на площади 43 204,3 км2, что составляет 54,5% приграничной территории района. Отсутствие техногенного воздействия на ПТК отмечено в западной и восточной частях приграничной территории, в озерно-аллювиаль-ных, аллювиально-пролювиальных, пластовых, цокольных и долинных ПТК, где отсутствуют промышленные объекты, низкая плотность населения, слабая хозяйственная деятельность, есть небольшая сеть грунтовых и проселочных дорог. На этой территории ландшафты максимально приближены к фоновым ландшафтам зонального ряда.

2. Слабой степени экологической опасности для ландшафтов при техногенном воздействии подвержены озерно-аллювиальные, аллювиальные, пластовые цокольные, эрозионно-денудаци-онные и долинные ПТК на площади 7990,5 км2, что составляет 10,1%, которые отмечаются в

восточной, северо-восточной, центральной и юго-западной частях приграничной территории. Слабая экологическая опасность отмечается в приграничных Айтекебийском и Кобдинском административных районах, где доминирует сельскохозяйственное производство. Экологическую опасность на этой территории создают загрязнения, связанные с особенностями сбора, хранения и переработки зерна, также мукомольного производства. Приграничные районы удалены от основных районов добычи полезных ископаемых, здесь практически отсутствуют промышленные, производственные объекты. Для территории характерна небольшая густота сети проселочных и грунтовых дорог В этих ландшафтах отмечается слабая трансформация почвенно-раститель-ного покрова, которая при прекращении хозяйственного воздействия возвращается в исходное состояние.

3. Умеренная степень экологической опасности для ландшафтов при техногенном воздействии имеет место в морских и пластовых ПТК на площади 19 903,7 км2 (25,1%). Умеренная экологическая опасность характерна для ландшафтов северной, центральной и юго-восточной частей приграничной области, в озерно-аллювиальных, пластовых цокольных, эрозионно-денудационных и долинных 1 П К. На данной территории действуют промышленные предприятия и проходят железнодорожные пути, автомобильные магистрали, грунтовые дороги и трубопроводы. Следует отметить, что в ПТК пластовых и цокольных равнин отмечены существенные изменения по-чвенно-расгительного покрова с фрагментами умеренной трансформации рельефа. Тем не менее межландшафтные связи в природных комплексах сохранены и при прекращении промышленно-техногенпого и линейно-техногенного воздей-

ствия возможно формирование условно естественных природно-территориальных комплексов.

4. Значительная степень экологической опасности для ландшафтов при техногенном воздействии выражена на севере и в центральной части приграничной территории области в аллювиальных, пластовых цокольных и долинных ПТК, на территории 4254,4 км2 (5,4%). Здесь функционируют промышленные объекты по добыче и переработке сырья для металлургической и химической промышленности, характерна большая густота транспортных коммуникаций. Наблюдаются значительные негативные изменения в состоянии природных компонентов ландшафтов.

5. Сильная степень экологической опасности для ландшафтов при техногенном воздействии отмечается в южной и центральной частях приграничной области на площади 3853,3 км2, что составляет 4,9% территории, в аллювиальных, пластовых, цокольных и долинных ПТК (Хромтауский административный район и г.а. Актобе), здесь функционирует горно-обогатительный комбинат АО «Донской ГОК», дающий 98% всей эмиссии загрязняющих веществ. На этой территории отмечается самая высокая густота дорожной сети. Здесь же сконцентрированы почти все промышленные предприятия приграничной территории области. Данные ПТК характеризуются развитием деградационных процессов и явлений, существенной коренной перестройкой внутренней морфологической структуры ландшафтов, глубокой трансформацией механизмов и взаимосвязей природных компонентов.

Оценка промышленно-техногенного и линейно-техногенного воздействия на ландшафты позволила условно определить ареалы разной степени ландшафтно-экологической опасности (рис. 2).

5.4%-, 4.9 25 1 % 10. V/*-/ ~ %

й Экологическая опасность ландшафтов практически отсутствует ■ Слабая экологическая опасность ландшафтов И Умеренная экологическая опасность ландшафтов □ Значительная экологическая опасность ландшафтов □ Сильная экологическая опасность ландшафтов

Рис. 2. Соотношение площадей ландшафтов, подверженных техногенному воздействию, с разной степенью экологической опасности

Таким образом, наибольшей экологической опасности подвержены ландшафты южных и центральных частей приграничной территории области, где идет интенсивная добыча сырья для металлургической и химической промышленности, которая сопровождается загрязнением всех компонентов ПТК. Данные территории характеризуются развитием деградационных процессов и явлений, существенной коренной перестройкой внутренней морфологической структуры ландшафтов, глубокой трансформацией механизмов и взаимосвязей, взаимозависимостей ПТК разного таксономического ранга.

Снижение экологической опасности для ландшафтов может быть достигнуто за сче т внедрения мероприятий по стабилизации состояния окружающей среды, а при сильной экологической

опасности - за счет территориального разобщения промышлснно-технологических составляющих производства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Статистический ежегодник Актюбинском области: Статистический сборник. Актобе. 2007. 134 с.

2. Регионы Казахстана 2006: Статистический сборник. Алматы: Агентство РК но статистике, 2006.

3. Экологическое состояние Оренбургской области в 2005 г. Оренбург, 2005.

4. Состояние окружающей среды и природных ресурсов: Сводный аналитический отчет по Актюбинской области Астана: МООС РК, 2005. 128 с.

5. Национальный атлас Республики Казахстан. Алматы, 2006. Т. 2.

6. Федотов В. И. Техногенные ландшафты. Теория, региональные структуры, практика. Воронеж, 1985. С. 174-115.

7. Папанова А. У. Техногенное воздействие на ландшафты в Республике Казахстан // Гидрометеорология и экология. Алматы, 2004. № 1. С. 137-146.

УДК 504:911.52(910.1)

Р В. ПЛОХИХ; Т. я будникова, к. т. баймаганбетова

ПРИКЛАДНЫЕ ЛАНДШАФТНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СЕВЕРНОМ КАЗАХСТАНЕ: МЕТОДИЧЕСКИЙ ОПЫТ И НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Мацшада Солтуст\к Казахстан твл'штде цолданбалы ландшафтылык,-экологиялык, зерттеулердщ кейбф acneKmuepi K,apacmip'uidi. ddicmme.UK тэжфибе жоне жумыстыц нэтижелер! ландшафтылык,~экологиялык, зерт теулер асамацызды жэне практика сауалына хабардар география багыты деп санау к,ажет екетн tcepcemedi.

Рассмотрены некоторые аспекты прикладных ландшафтно-экологических исследований на примере Северного Казахстана. Методический опыт и результаты работ показывают, что ландшафтно-экологичес-кие исследования - высоко перспективное и ориентированное на запросы практики направление географии.

In the article some aspects of applied landscape-ecological researches are considered on the example of Northern Kazakhstan. Methodical experience and results of works have shown that landscape-ecological researches are very perspective direction of ge0gra/?Ay/?ctrswg0n fde (fewamfs qf/rracr/ce.

1939 г. немецкий ученый К. Тролль указал формирование в зоне контакта географии лалдшафтоведения) и биологии (экологии) новой научной дисциплины - ландшафтной экологии. Одним из результатов ее развития стал ландшафт но-экологический подход в научных исследованиях, главный элемент которого - изучение природно-территориальных комплексов (ПТК) внутриландшафтнои размерности, т.е. морфологических единиц ландшафта [ 1 ].

Прикладные ландшафтно-экологические исследования в Северном Казахстане, в которых принимали учас тие авторы данной статьи в 2003 2007 гг.. классифицируются на предназначенные для: сельскохозяйственного производства, инже-нерно-строительного проектирования, охраны природы, тематического картографирования, определения путей устойчивого территориального развития, изучения проявлении глобальных изменений (опустынивание и деградация земель).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.