V? 1
Тематические и регионарные работы
911.52; 312.504
Г. В. ГЕЛЬДЫЕВА. И. Б. СКОРИНЦЕВА, Т. А. БАСОВА
ЛАНДШАФТНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРИГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РОССИЙСКО-КАЗАХСТАНСКОГО СЕКТОРА
Чак,алада Ресей-Казахстан секторыпьщ шекаралык аумак,тарын кешенд\ ландшафтылык-экологияпык бага-негог/ mocLidepi ашылды жене тар басим кепшшгшде тшрсутектт шикпат ондфетш жэнемал жайылы-пайдаланылатын аудан болып табылатын Атырау облысыныц шекаралык, аумагыныц мысалында KopcemwdL
Раскрыты основные подходы к комплексной ландшафтно-экологической оценке приграничных терри--й Российско-Казахстанского сектора, которые продемонстрированы на примере приграничной тер-рии Атырауской области, являющейся преимущественно районом добычи углеводородного сырья и бищного использования.
hi the article the main approaches to the integrated landscape-ecological assessment of border territories in the ian - Kazakhstan sector are considered and demonstrated on the example of border territory of the Atyrau t, which is mainly oriented to the extraction of hydrocarbons and grazing.
Важность и необходимость решения вопросе приграничного природопользования в области природоохранной деятельности сопредельных государств отражены в Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Реагублики Казахстан о пригранич--м сотрудничестве на 1999-2007 гг. [1]. По--тановление по данному вопросу было подписано 21 сентября 1999 г. за № 1055. Признавая необходимость выработки согласованных действий по широкому кругу проблем, в Соглашении были определены приграничные регионы, по .которым Россия и Казахстан обязались осуществлять содействие развитию торгово-экономического. научно-технического, социального, культурного, гуманитарного и другого сотрудничества. К пограничным субъектам Российской Федерации отнесены Республика Алтай, Алтайский край, Астраханская, Волгоградская, Курганская. Новосибирская, Омская, Оренбургская, Саратовская, Самарская, Тюменская, Челябинская области; к пограничным субъектам Республики Казахстан -Актюбинска«, Атырауская, Восточно-Казахстанская, Западно-Казахстанская. Кустанайская, Павлодарская. Северо-Казахстанская области.
Ландшафтно-экологические исследования и картографирование приграничных территорий в административных границах областей Республики Казахстан осуществлялись в рамках подписанного Соглашения, статьи 7: «Стороны будут содействовать совместному использованию природных ресурсов, охране окружающей среды, оказанию помоши в ликвидации последствий
чрезвычайных ситу аций природного и техногенного характера».
Географическая близость, торгово-экономические и гуманитарные связи, наличие предприятий с технологически взаимосвязанным производством и сложившейся инфраструктурой делают сотрудничество приграничных регионов Российской Федерации и Республики Казахстан жизненно важным для населения. Для практического осуществления согласованной структурной политики предусматривается дальнейшее развитие межотраслевого сотрудничества в области топливно-энергетического и агропромышленного комплексов, машиностроения, транспорта. Намечается объединение усилий по развитию взаимовыгодного сотрудничества в области экологии, санитарно-эпидемиологической обстановки. рационального и ресурсосберегающего природопользования.
Важным моментом межправительственного Соглашения являются договоренности по принятию необходимых мер в целях сохранения и оздоровления окружающей среды и обеспечения рационального природопользования на приграничных территориях, а также содействия разработке специальных природоохранных программ и проектов, особенно в экологически неблагоприятных районах. В связи с отмеченным для трансграничных территорий России и Казахстана следует разрабатывать проекты сотрудничества, обеспечивающие свободный и беспрепятственный обмен информацией по проблемам охраны окружающей среды. Для жителей приграничных
районов необходимым элементом сотрудничества является решение вопросов предупреждения ¿1 ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В столице Республики Казахстан Астане 15 сентября 2004 г. Советом глав правительств Содружества Независимых государств было принято решение «О концепции межрегионального и приграничного сотрудничества государств -участников Содружества Независимых государств», в котором определены общие положения, основные тенденции и особенности взаимодействия стран [2, 3].
Установлено, что в связи с образованием новых независимых государств после распада СССР в особо тяжелом положении оказалось население приграничных территорий, где были разорваны или существенно ограничены экономические, трудовые, культурные и бытовые связи. Острота возникших ситуаций, как социально-экономических, так и геоэкологических, подтверждает необходимость реализации потенциала межрегионального и приграничного сотрудничества. Последнее предполагает вовлечение, в первую очередь, соседних стран в разработку и реализацию комплекса природоохранных мер, направленных на сбалансированное, устойчивое развитие приграничных природно-хозяйствснных систем и нормальное жизнеобеспечение населения.
Согласно принятой Концепции межрегионального и приграничного сотрудничества государств, приграничная территория понимается как часть территории административно-территориальной единицы государства - участника СНГ, «административная граница которой совпадает с линией государственной г раницы государства - участника СНГ». Следует отметить, что перечень приграничных территорий, согласно Концепции, на которых осуществляется приграничное сотрудничество. определяется самим государством - участником СНГ в соответствии с национальным законодательством и соглашениями государств -участников СНГ с сопредельными государствами.
К основным факторам, определяющим особенности ландшафтно-экологического состояния приграничных с Россией территорий, относятся:
- природно-ресурсные, социально-экономические и градостроительные условия развития;
-особенностиосуществления государственного контроля за обеспечением безопасного использования ресурсов;
- наличие условий для возникновения чрезвычайных ситу аций, имеющих трансграничные последствия;
- особенности режима межрегионального и приграничного информационного обмена с сопредельным государством.
Рассматривая ландшафтно-экологическое и социально-экономическое состояние приграничных территорий Российской Федерации и Республики Казахстан, можно выделить приоритетные направления совместной деятельности:
-разработка планов использования природ-но-ресурсного потенциала ландшафтов;
-регулированиетехногенного воздействия на ландшафтную систему, включая управление промышленными отходами, складирование и утилизацию опасных веществ, контроль за источниками загрязнения;
- создание информационной системы о лан-дшафтно-экологическом состоянии регионов:
- внедрение наиболее передовых технологий в сельском хозяйстве и промышленности в целях рационального использования природных ресурсов;
- разработка и реализация совместных программ по природоохранной деятельности, в том числе трансграничного переноса вредных веществ водными системами, воздушными потоками и миграционными потоками в почвогрунтах;
- совместный экологический контроль за развитием негативных процессов и явлений природного и техногенного происхождения;
- разработка и обеспечение системы экологического мониторинга;
-совместная разработка мер по сохранению ландшафтного и биологическою разнообразия;
- разработка мер по совместной охране трансграничных вод;
- совместное осуществление экологического аудита природопользователей;
- применение согласованной системы наблюдения и контроля за состоянием экосистем в долинах трансграничных водных систем.
Перечисленные приоритетные направления совместной деятельности по охране окружающей среды приграничных территорий Республики Казахстан с Российской Федерацией далеко не исчерпывают весь объем существующих проблем и природоохранных задач, требующих решения для создания условий устойчивого развития природно-хозяйственпых систем РК в пределах приграничных с Россией территорий.
эгии
2007. № 1
Тематические и региональные работы
В частности, очень важны согласованные действия соседних стран по реализации проектов землепользования и землеустройства на приграничных территориях, создание особо охраняемых природных территорий (национальных парков, заповедников и др.)- С учетом наличия экологических проблем непосредственно по Каспийскому морю и прогнозируемого прироста разведанных запасов и добычи углеводородного сырья в морской акватории требуются разработка совместного экологического обоснования и согласование мер, стратегических положений и методов осуществления морских нефтегазовых операций. Актуальной является разработка ландшафтно-экологического обеспечения предполагаемых направлений транспортировки углеводородов странами, морские границы которых в Каспийском море определены международными соглашениями, направленными на совместное решение экологических, технологических, экономических вопросов освоения КСКМ (казахстанский сектор Каспийского моря).
Для ландшафтно-экологического анализа приграничных территорий необходимо осуществление комплексных многоплановых географических исследований по четырем составляющим: естественных природных условий; ландшафтной структу ры, ее трансформации под воздействием антропогенных факторов техногенного и сельскохозяйственного происхождения; социально-экономических условий. Как и всякое географическое исследование, ландшафтно-экологический анализ и картографирование приграничных территорий Республики Казахстан должны опираться на фундаментальные закономерности строения, функционирования, динамики, развития геосистем всех уровней. Операционной территориальной единицей ландшафтно-экологического анализа приграничных территорий нами выбран природно-территориальный комплекс (геосистема), каждый из которых обладает определенным экологическим потенциалом, определенной степенью устойчивости к антропогенному воздействию, является целостным пространственно-территориальным образованием и носителем разнообразной экологической информации.
Природный экологический потенциал современных ландшафтов приграничных территорий Республики Казахстан подвергался и подвергается различным видам антропогенного воздей-
ствия. в результате чего формируются экологические очаги депрессивноети (напряжения), значительно ухудшающие качество среды обитания. Ландшафтный подход для анализа и оценки экологического состояния приграничных территорий имеет несомненное и существенное преимущество перед множеством других подходов, так как он дает оценку механизма взаимодействия природных компонентов, внутриландшафтных и межландшафтных связей. Ландшафтно-экологичес-кие исследования приграничных территорий носят региональный аспект и имеют своей целью выявление особенностей структу рной организации и закономерностей территориальной дифференциации природно-территориальных комплексов различного таксономического уровня. Важнейшей составляющей исследований являются оценка экологического потенциала природно-терри-ториального комплекса (ПТК) и анализ антропогенных факторов воздействия на них. Для принятия решения в области экологической политики и рационального природопользования в приграничных регионах необходимо оценить устойчивость ландшафтов к антропогенным воздействиям, степень и скорость изменения экологического потенциала, определить критические значения «порога устойчивости» к антропогенным нагрузкам. Перечисленные аспекты могут стать основой научного обоснования экологических нормативов. т.е. предельно допустимых нагрузок в районах приграничного природопользования, и главным базовым положением для принятия совместного решения Российской Федерацией и Республикой Казахстан в области экологической политики и рационального природопользования.
Для устойчивог о развития сопредельных государств Российско-Казахстанского сектора необходимы выявление трансграничных экологических проблем и совместное их решение на основе принципа учета межгосударственных интересов природопользования и выработки общей стратегии природоохранной деятельности. Это положение предполагает выделение приграничных проблем регионального (областного) и локального (районного) уровней. Под региональным уровнем приграничья или макроуровня, согласно Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации, подразумеваются субъекты государства. имеющие выход к государственной границе. Локальный (районный) уровень или
мезоуровень представляет собой административные районы, часть внешних границ которых совпадаете государственной границей.
Ландшафтно-экологическое состояние на региональном уровне приграничной Атырауской области обусловлено следующими главными позициями: небольшой протяженностью пограничной с Российской Федерацией полосы, где преобладают ландшафты сельскохозяйственного использования, в то время как ландшафты с техногенной трансформацией нефтегазоносного происхождения расположены на юге приграничной области; большая часть Атырауской области граничит с Каспийским морем, представляющим собой внешнюю границу области с другими государствами: интенсивное освоение районов нефтегазоносных месторождений прибрежной и шельфовой зоны Каспийского моря определяет экологическое состояние области в целом и сопредельной с Россией приграничной территорией в частности.
В результате комплексного географического изучения приграничной территории Атырауской области были разработаны и реализованы для конкретных региональных условий принципы и методы ландшафтно-экологической оценки районов, испытывающих преимущественно промыш-ленно-техиогенное и несколько меньше пастбищное антропогенное воздействие. Одновременно данные принципы с соответствующей корректировкой применены в блоке работ, посвященных прикладному и целевому ландшафтно-экологи-ческому картографированию приграничных территорий. Установлено, что ландшафтно-экологи-ческий анализ приграничных территорий носит региональный аспект и имеет своей целью выявление особенностей структу рной организации и закономерностей территориальной дифференциации природно-территориальных комплексов различного таксономического ранга. Важнейшей составляющей исследований стали оценка экологического потенциала природно-территориальных комплексов (ПТК) и анализ антропогенных факторов воздействия на них.
При ландшафтно-экологической оценке приграничного региона за основу были приняты методологические и методические принципы ланд-шафтно-экологического анализа, разработанные ранее в ходе фундаментальных географических исследований [4]. Были предложены и реализованы следующие ведущие методы изучения
приграничных территорий: ландшафтный, ланд-шафтно-индикационный. комплексного целевого районирования, тематического картографирования с использованием метода дистанционного зондирования.
Исследования позволили определить ведущие природные, антропогенные, социально-экономические и демографические факторы, определяющие экологическое состояние приграничных регионов. Выявленные факторы антропогенного воздействия на природно-территориальные комплексы дали возможность оценить степень нарушенное™ ландшафтов при техногенном и сельскохозяйственном воздействии, что в конечном итоге наряду с анализом ландшафтной структуры легло в основу комплексной экологической оценки современного состояния приграничной ландшафтной системы.
Приграничная территория Атырауской области Республики Казахстан, представленная Курмангазинским административным районом, граничит с Володарским, Красноярским. Хара-балинским, Ахтубинским административными районами Астраханской области Российской Федерации. Значительная протяженность границы, единые ландшафтно-экологические условия, историческая общность хозяйствования, выработанная за годы существования Советского Союза, делает российско-казахстанскую границу в Астраханско-Атырауском секторе контактной, определяет общую направленность хозяйственной деятельности приграничных территорий обоих государств и сходные экологические проблемы. К экологическим проблемам приграничных территорий Атырауской области РК и Астраханской области, требующим первоочередного решения, нами отнесены нарушение естественного гидрологического режима и деградация пойменных экосистем; загрязнение поверхностных вод; дефицит вод питьевого назначения; дефляция почв; деградация пастбищной растительности; утрата нересталищ и ухудшение условий ры-бовоспроизводства (рыбных местообитаний): проблемы утилизации промышленно-бытовых отходов; загрязнение атмосферы: химическое загрязнение почв: ликвидация последствий ядерных взрывов; потеря биоразнообразия при подъеме уровня Каспийского моря; загрязнение и нарушение экосистем шельфовой зоны; комплексное нарушение режима ООПТ и отсутствие международной сети заповедников и репрезентативных
2007. № 1
Тематические и регионалышеработы
ландшафтных резерватов, создающих единый ландшафтно-рспрезентативный природно-запо-ведный каркас.
В ландшафтном отношении приграничная территория Атырауской области представляет собой относительно опущенную равнину, приуроченную к пустынной зоне. Среди ландшафтов выделяются морские, аллювиально-дельтовые и эоловые равнины, причем наибольшим разнообразием отличаются ландшафты морских (8 видов ландшафтов) и эоловых равнин (7 видов ландшафтов), в общей сложности занимающих 75% всех выделенных ПТК. Аналогичность геолого-геоморфологических, климатических условий, преобладание равнинного рельефа предопределили схожесть ландшафтной организации приграничных территорий Атырауской и Астраханской областей. Так. на сопредельной территории Астраханской области доминируют пустынные ландшафты эоловых и аллювиально-дельтовых относительно опущенных равнин.
Приграничные территории Атырауской и Астраханской областей характеризуются одинаковым набором видов антропогенного воздей--твия, наиболее значимыми из которых являются сельскохозяйственный (главным образом, пастбищный), промышленно-техногенный, дорожно-техногеиный и селитебный. Картографический анализ антропогенного воздействия на ландшафты приграничной территории Атырауской области позволил установить, что около 50% территории в пределах ПТК эоловых, морских и аллювиально-дельтовых равнин характеризуется •меренной степенью нарушенности вследствие "зстбищного вида воздействия. Ландшафты значительной и сильной степени нарушенности занимают более 20% площади приграничной территории и приурочены к районам добычи и транспортировки углеводородного сырья в пределах эоловых и аллювиально-дельтовых равнин, а также к местам чрезмерного выпаса скота. На сопредельной приграничной территории Астра-1-^нской области РФ преобладают ландшафты умеренной и несколько меньше значительной степени нарушенности. трансформированные следствие пастбищного, линейно-техногенного г промышленного воздействия.
Исследованиями установлено, что на приграничной территории Атырауской области выделяется пять уровней экологического состояния: благоприятное, относительно благоприятное,
удовлетворительное, напряженное, критическое. Наибольшие площади - 61,2% территории приграничного района занимают ландшафты удовлетворительного экологического состояния, испытывающие в основном пастбищный вид воздействия. Напряженное экологическое состояние характерно для 12,6% площади приграничной территории Атырауской области. Это ландшафты преимущественно аллювиально-дельтовых, морских и эоловых равнин южной части приграничного района, приуроченные непосредственно к местам добычи и транспортировки углеводородного сырья, а также морские равнины испытательного полигона «Азгир» (см. рис.).
Сопряженный ландшафтно-экологический анализ сопредельной с Атырауской областью приграничной территории Астраханской области РФ позволил установить, что здесь преобладают ландшафты удовлетворительного экологического состояния, приуроченные главным образом к пастбищным и частично районам орошаемого земледелия. Наибольшая степень экологической напряженности отмечается в ландшафтах территории административного управления г. Астрахани, ландшафтах, прилегающих к пос. Акс-арай-ский, где распространены предприятия газоперерабатывающей промышленности, и в ландшафтах эоловых равнин Харабалинского, Красноярского административных районов, испытывающих сильное пастбищное воздействие.
Экологическая опасность ландшафтов при сельскохозяйственном воздействии на сопредельной приграничной территории Атырауской и Астраханской областей обусловлена высокой степенью использования ПТК под пастбищное животноводство. Кроме того, в долинных ландшафтах Астраханской области отмечается значительная степень освоенности последних под орошаемое земледелие. На приграничной территории Атырауской области выделены пять уровней экологической опасности, обусловленных сельскохозяйственным воздействием. Сильная и значительная экологическая опасность земель при сельскохозяйственном использовании отмечается в Сафоновском, Ганюшкинском, Байдин-ском, Кудряшовском, Нуржауском, Приморском природно-сельскохозяйственных районах (ПСР); низкая экологическая опасность - главным образом в Азгирском, Енбекшинском, Кировском ПРС.
На сопредельной территории Астраханской области РФ наибольшая экологическая опасность
РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН
чагга сощрг.ттогс акологлчсслого оостоямия лмаидегов
АГМЫУСМ» ОСПАСГИ И«ЖТ<Й 1 1000«ве
тип педгоос в*я Эголэгичеао» состояние г^цци/афтов
Благоприатмэ« От«осит«л**:> влагопригио* >'£ ОвОвт»(Х*»Тв ГЬнЛ« Напрете*»«« Критмч«ско«
Пустымньи Опви»1«Лкк.' МсХСМО* 1 3 в
Аппюе*апьн>-двпьтсвы* 4 в 13
Зопэвъм 5 10
Относительно гфипадииг*" ПЛОСТОбЬ»- 2 б 11
сэр" 7
Вид актоопогвккко
Карт современною Ж0.101 ИЧССК01 о СОСЮМНИМ .К1ПЛПии|И0В приграничной терри тории Атырауской области
земель отмечается в НТК Ахтубинского административного района, где нагрузка скота на пастбища достигает 80 голов на 100 га и выше, а также на орошаемых массивах Володарского и Красноярского административных районов.
Экологическая опасность ландшафтов при техногенном воздействии на приграничной территории Атырауской области обусловлена интенсивным техногенным воздействием на юге района, где осуществляются добыча и транспортировка углеводородного сырья (месторождения Имашевское, Октябрьское, Тобеарал), развитием дорожной и трубопроводной сети. На приграничной территории Астраханской области расположены промышленно- и линейно-техногенные объекты, такие, как Аксарайский газоперерабатывающий комбинат, предприятия Астрахани, ирригационные системы, приуроченные к долине р. Волги, ее притоков и рукавов.
На приг раничной территории Атырауской области слабой и умеренной степени экологической опасности при техногенном воздействии подвержены 39% всей площади главным образом эоловые, морские и пластовые ПТК. Значительная и сильная степень экологической опасности ПТК отмечается на 10% площади приграничной территории в ландшафтах аллювиально-дельто-вых и морских равнин, приуроченных к районам непосредственной добычи и транспортировки углеводородного сырья. На сопредельной территории Астраханской области РФ сильной степени экологической опасности подвержены морские и аллювиально-дельтовые ландшафты Красноярского и Володарского районов, где наблюдается интенсивная добыча углеводородного сырья, и аллювиально-дельтовые ландшафты, испытывающие мелиоративное воздействие.
2007. N9 I
Тематические и региональные работы
Анализ демографической ситуации, сложившейся на приграничной территории Атырауской области под воздействием факторов окружающей среды и социально-экономических условий жизни населения, в последние годы показал, что за 2000-2006 гг. наблюдался рост рождаемости с 18.6 до 23,1 %о на фоне общей тенденции снижения смертности. Демографическую ситуацию сопредельной территории Астраханской области РФ можно охарактеризовать как благополучную: во всех приграничных административных районах сохраняется положительный естественный прирост населения.
Таким образом, на сопредельных приграничных территориях Атырауской и Астраханской областей прослеживаются схожие природные условия, однонаправленность природопользования, обусловливающие наличие аналогичных экологических проблем, что в целом облегчает задачу разработки превентивных мер по стабилизации экологического состояния всей пог раничной территории и снижению антропогенной нагрузки на нее. Перечень природоохранных мероприятий по стабилизации экологического состояния приграничной Атырауской области разработан с учетом экологических проблем, интересов сопредельных территорий и носит адресный характер.
Проведенное исследование является первым в изучении цепи экологических проблем транс-
граничных территорий, требующих своего решения. Необходимость их решения определено Программой приграничного сотрудничества регионов Российской Федерации и Республики Казахстан на 2008-2011 гг. (Новосибирск, 2007 г.) [5]. Полученные результаты исследования могут и должны стать инструментом принятия решений организационного и управленческого уровней административными органами двух государств - Российской Федерации и Республики Казахстан.
ЛИТЕРАТУРА
1. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о приграничном сотрудничестве регионов Российской Федерации и Республики Казахстан на 1999 - 2007 годы. Астана, 1999. № 1055.
2. О концепции межрегионального и приграничного сотрудничества государств участников Содружества Независимых государств. Астана. 2004.
3. О государственной программе освоения казахстанского сект ора Каспийского моря . Указ Президента Республики Казахстан от 16 мая 2003 года № 1095, САПП Республики Казахстан. 2003. № 21-22. Ст. 209.
4. Гельдыеоа Г.В., Будникоеа Т.И. и др. Ландшафтное обеспечение схемы борьбы с опустыниванием в долине реки Сырдарья. Алматы, 2004.
5. Программа приграничного сотрудничества регионов Российской Федерации и Республики Казахстан на 2008 2011 гг. Новосибирск, 2007.