Научная статья на тему 'ЛАНДШАФТНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРИГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РОССИЙСКО-КАЗАХСТАНСКОГО СЕКТОРА'

ЛАНДШАФТНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРИГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РОССИЙСКО-КАЗАХСТАНСКОГО СЕКТОРА Текст научной статьи по специальности «Естественные и точные науки»

CC BY
12
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по естественным и точным наукам, автор научной работы — Гельдыева Г.В., Скоринцева И.Б., Басова Т.А.

Раскрыты основные подходы к комплексной ландшафтно-экологической оценке приграничных территорий Российско-Казахстанского сектора, которые продемонстрированы на примере приграничной территории Атырауской области, являющейся преимущественно районом добычи углеводородного сырья и пастбищного использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по естественным и точным наукам , автор научной работы — Гельдыева Г.В., Скоринцева И.Б., Басова Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LANDSCAPE-ECOLOGICAL ASSESSMENT OF THE BORDER TERRITORIES OF THE RUSSIAN-KAZAKHSTAN SECTOR

In the article the main approaches to the integrated landscape-ecological assessment of border territories in the Russian-Kazakhstan sector are considered and demonstrated on the example of border territory of the Atyrau oblast, which is mainly oriented to the extraction of hydrocarbons and grazing.

Текст научной работы на тему «ЛАНДШАФТНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРИГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РОССИЙСКО-КАЗАХСТАНСКОГО СЕКТОРА»

V? 1

Тематические и регионарные работы

911.52; 312.504

Г. В. ГЕЛЬДЫЕВА. И. Б. СКОРИНЦЕВА, Т. А. БАСОВА

ЛАНДШАФТНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРИГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РОССИЙСКО-КАЗАХСТАНСКОГО СЕКТОРА

Чак,алада Ресей-Казахстан секторыпьщ шекаралык аумак,тарын кешенд\ ландшафтылык-экологияпык бага-негог/ mocLidepi ашылды жене тар басим кепшшгшде тшрсутектт шикпат ондфетш жэнемал жайылы-пайдаланылатын аудан болып табылатын Атырау облысыныц шекаралык, аумагыныц мысалында KopcemwdL

Раскрыты основные подходы к комплексной ландшафтно-экологической оценке приграничных терри--й Российско-Казахстанского сектора, которые продемонстрированы на примере приграничной тер-рии Атырауской области, являющейся преимущественно районом добычи углеводородного сырья и бищного использования.

hi the article the main approaches to the integrated landscape-ecological assessment of border territories in the ian - Kazakhstan sector are considered and demonstrated on the example of border territory of the Atyrau t, which is mainly oriented to the extraction of hydrocarbons and grazing.

Важность и необходимость решения вопросе приграничного природопользования в области природоохранной деятельности сопредельных государств отражены в Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Реагублики Казахстан о пригранич--м сотрудничестве на 1999-2007 гг. [1]. По--тановление по данному вопросу было подписано 21 сентября 1999 г. за № 1055. Признавая необходимость выработки согласованных действий по широкому кругу проблем, в Соглашении были определены приграничные регионы, по .которым Россия и Казахстан обязались осуществлять содействие развитию торгово-экономического. научно-технического, социального, культурного, гуманитарного и другого сотрудничества. К пограничным субъектам Российской Федерации отнесены Республика Алтай, Алтайский край, Астраханская, Волгоградская, Курганская. Новосибирская, Омская, Оренбургская, Саратовская, Самарская, Тюменская, Челябинская области; к пограничным субъектам Республики Казахстан -Актюбинска«, Атырауская, Восточно-Казахстанская, Западно-Казахстанская. Кустанайская, Павлодарская. Северо-Казахстанская области.

Ландшафтно-экологические исследования и картографирование приграничных территорий в административных границах областей Республики Казахстан осуществлялись в рамках подписанного Соглашения, статьи 7: «Стороны будут содействовать совместному использованию природных ресурсов, охране окружающей среды, оказанию помоши в ликвидации последствий

чрезвычайных ситу аций природного и техногенного характера».

Географическая близость, торгово-экономические и гуманитарные связи, наличие предприятий с технологически взаимосвязанным производством и сложившейся инфраструктурой делают сотрудничество приграничных регионов Российской Федерации и Республики Казахстан жизненно важным для населения. Для практического осуществления согласованной структурной политики предусматривается дальнейшее развитие межотраслевого сотрудничества в области топливно-энергетического и агропромышленного комплексов, машиностроения, транспорта. Намечается объединение усилий по развитию взаимовыгодного сотрудничества в области экологии, санитарно-эпидемиологической обстановки. рационального и ресурсосберегающего природопользования.

Важным моментом межправительственного Соглашения являются договоренности по принятию необходимых мер в целях сохранения и оздоровления окружающей среды и обеспечения рационального природопользования на приграничных территориях, а также содействия разработке специальных природоохранных программ и проектов, особенно в экологически неблагоприятных районах. В связи с отмеченным для трансграничных территорий России и Казахстана следует разрабатывать проекты сотрудничества, обеспечивающие свободный и беспрепятственный обмен информацией по проблемам охраны окружающей среды. Для жителей приграничных

районов необходимым элементом сотрудничества является решение вопросов предупреждения ¿1 ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В столице Республики Казахстан Астане 15 сентября 2004 г. Советом глав правительств Содружества Независимых государств было принято решение «О концепции межрегионального и приграничного сотрудничества государств -участников Содружества Независимых государств», в котором определены общие положения, основные тенденции и особенности взаимодействия стран [2, 3].

Установлено, что в связи с образованием новых независимых государств после распада СССР в особо тяжелом положении оказалось население приграничных территорий, где были разорваны или существенно ограничены экономические, трудовые, культурные и бытовые связи. Острота возникших ситуаций, как социально-экономических, так и геоэкологических, подтверждает необходимость реализации потенциала межрегионального и приграничного сотрудничества. Последнее предполагает вовлечение, в первую очередь, соседних стран в разработку и реализацию комплекса природоохранных мер, направленных на сбалансированное, устойчивое развитие приграничных природно-хозяйствснных систем и нормальное жизнеобеспечение населения.

Согласно принятой Концепции межрегионального и приграничного сотрудничества государств, приграничная территория понимается как часть территории административно-территориальной единицы государства - участника СНГ, «административная граница которой совпадает с линией государственной г раницы государства - участника СНГ». Следует отметить, что перечень приграничных территорий, согласно Концепции, на которых осуществляется приграничное сотрудничество. определяется самим государством - участником СНГ в соответствии с национальным законодательством и соглашениями государств -участников СНГ с сопредельными государствами.

К основным факторам, определяющим особенности ландшафтно-экологического состояния приграничных с Россией территорий, относятся:

- природно-ресурсные, социально-экономические и градостроительные условия развития;

-особенностиосуществления государственного контроля за обеспечением безопасного использования ресурсов;

- наличие условий для возникновения чрезвычайных ситу аций, имеющих трансграничные последствия;

- особенности режима межрегионального и приграничного информационного обмена с сопредельным государством.

Рассматривая ландшафтно-экологическое и социально-экономическое состояние приграничных территорий Российской Федерации и Республики Казахстан, можно выделить приоритетные направления совместной деятельности:

-разработка планов использования природ-но-ресурсного потенциала ландшафтов;

-регулированиетехногенного воздействия на ландшафтную систему, включая управление промышленными отходами, складирование и утилизацию опасных веществ, контроль за источниками загрязнения;

- создание информационной системы о лан-дшафтно-экологическом состоянии регионов:

- внедрение наиболее передовых технологий в сельском хозяйстве и промышленности в целях рационального использования природных ресурсов;

- разработка и реализация совместных программ по природоохранной деятельности, в том числе трансграничного переноса вредных веществ водными системами, воздушными потоками и миграционными потоками в почвогрунтах;

- совместный экологический контроль за развитием негативных процессов и явлений природного и техногенного происхождения;

- разработка и обеспечение системы экологического мониторинга;

-совместная разработка мер по сохранению ландшафтного и биологическою разнообразия;

- разработка мер по совместной охране трансграничных вод;

- совместное осуществление экологического аудита природопользователей;

- применение согласованной системы наблюдения и контроля за состоянием экосистем в долинах трансграничных водных систем.

Перечисленные приоритетные направления совместной деятельности по охране окружающей среды приграничных территорий Республики Казахстан с Российской Федерацией далеко не исчерпывают весь объем существующих проблем и природоохранных задач, требующих решения для создания условий устойчивого развития природно-хозяйственпых систем РК в пределах приграничных с Россией территорий.

эгии

2007. № 1

Тематические и региональные работы

В частности, очень важны согласованные действия соседних стран по реализации проектов землепользования и землеустройства на приграничных территориях, создание особо охраняемых природных территорий (национальных парков, заповедников и др.)- С учетом наличия экологических проблем непосредственно по Каспийскому морю и прогнозируемого прироста разведанных запасов и добычи углеводородного сырья в морской акватории требуются разработка совместного экологического обоснования и согласование мер, стратегических положений и методов осуществления морских нефтегазовых операций. Актуальной является разработка ландшафтно-экологического обеспечения предполагаемых направлений транспортировки углеводородов странами, морские границы которых в Каспийском море определены международными соглашениями, направленными на совместное решение экологических, технологических, экономических вопросов освоения КСКМ (казахстанский сектор Каспийского моря).

Для ландшафтно-экологического анализа приграничных территорий необходимо осуществление комплексных многоплановых географических исследований по четырем составляющим: естественных природных условий; ландшафтной структу ры, ее трансформации под воздействием антропогенных факторов техногенного и сельскохозяйственного происхождения; социально-экономических условий. Как и всякое географическое исследование, ландшафтно-экологический анализ и картографирование приграничных территорий Республики Казахстан должны опираться на фундаментальные закономерности строения, функционирования, динамики, развития геосистем всех уровней. Операционной территориальной единицей ландшафтно-экологического анализа приграничных территорий нами выбран природно-территориальный комплекс (геосистема), каждый из которых обладает определенным экологическим потенциалом, определенной степенью устойчивости к антропогенному воздействию, является целостным пространственно-территориальным образованием и носителем разнообразной экологической информации.

Природный экологический потенциал современных ландшафтов приграничных территорий Республики Казахстан подвергался и подвергается различным видам антропогенного воздей-

ствия. в результате чего формируются экологические очаги депрессивноети (напряжения), значительно ухудшающие качество среды обитания. Ландшафтный подход для анализа и оценки экологического состояния приграничных территорий имеет несомненное и существенное преимущество перед множеством других подходов, так как он дает оценку механизма взаимодействия природных компонентов, внутриландшафтных и межландшафтных связей. Ландшафтно-экологичес-кие исследования приграничных территорий носят региональный аспект и имеют своей целью выявление особенностей структу рной организации и закономерностей территориальной дифференциации природно-территориальных комплексов различного таксономического уровня. Важнейшей составляющей исследований являются оценка экологического потенциала природно-терри-ториального комплекса (ПТК) и анализ антропогенных факторов воздействия на них. Для принятия решения в области экологической политики и рационального природопользования в приграничных регионах необходимо оценить устойчивость ландшафтов к антропогенным воздействиям, степень и скорость изменения экологического потенциала, определить критические значения «порога устойчивости» к антропогенным нагрузкам. Перечисленные аспекты могут стать основой научного обоснования экологических нормативов. т.е. предельно допустимых нагрузок в районах приграничного природопользования, и главным базовым положением для принятия совместного решения Российской Федерацией и Республикой Казахстан в области экологической политики и рационального природопользования.

Для устойчивог о развития сопредельных государств Российско-Казахстанского сектора необходимы выявление трансграничных экологических проблем и совместное их решение на основе принципа учета межгосударственных интересов природопользования и выработки общей стратегии природоохранной деятельности. Это положение предполагает выделение приграничных проблем регионального (областного) и локального (районного) уровней. Под региональным уровнем приграничья или макроуровня, согласно Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации, подразумеваются субъекты государства. имеющие выход к государственной границе. Локальный (районный) уровень или

мезоуровень представляет собой административные районы, часть внешних границ которых совпадаете государственной границей.

Ландшафтно-экологическое состояние на региональном уровне приграничной Атырауской области обусловлено следующими главными позициями: небольшой протяженностью пограничной с Российской Федерацией полосы, где преобладают ландшафты сельскохозяйственного использования, в то время как ландшафты с техногенной трансформацией нефтегазоносного происхождения расположены на юге приграничной области; большая часть Атырауской области граничит с Каспийским морем, представляющим собой внешнюю границу области с другими государствами: интенсивное освоение районов нефтегазоносных месторождений прибрежной и шельфовой зоны Каспийского моря определяет экологическое состояние области в целом и сопредельной с Россией приграничной территорией в частности.

В результате комплексного географического изучения приграничной территории Атырауской области были разработаны и реализованы для конкретных региональных условий принципы и методы ландшафтно-экологической оценки районов, испытывающих преимущественно промыш-ленно-техиогенное и несколько меньше пастбищное антропогенное воздействие. Одновременно данные принципы с соответствующей корректировкой применены в блоке работ, посвященных прикладному и целевому ландшафтно-экологи-ческому картографированию приграничных территорий. Установлено, что ландшафтно-экологи-ческий анализ приграничных территорий носит региональный аспект и имеет своей целью выявление особенностей структу рной организации и закономерностей территориальной дифференциации природно-территориальных комплексов различного таксономического ранга. Важнейшей составляющей исследований стали оценка экологического потенциала природно-территориальных комплексов (ПТК) и анализ антропогенных факторов воздействия на них.

При ландшафтно-экологической оценке приграничного региона за основу были приняты методологические и методические принципы ланд-шафтно-экологического анализа, разработанные ранее в ходе фундаментальных географических исследований [4]. Были предложены и реализованы следующие ведущие методы изучения

приграничных территорий: ландшафтный, ланд-шафтно-индикационный. комплексного целевого районирования, тематического картографирования с использованием метода дистанционного зондирования.

Исследования позволили определить ведущие природные, антропогенные, социально-экономические и демографические факторы, определяющие экологическое состояние приграничных регионов. Выявленные факторы антропогенного воздействия на природно-территориальные комплексы дали возможность оценить степень нарушенное™ ландшафтов при техногенном и сельскохозяйственном воздействии, что в конечном итоге наряду с анализом ландшафтной структуры легло в основу комплексной экологической оценки современного состояния приграничной ландшафтной системы.

Приграничная территория Атырауской области Республики Казахстан, представленная Курмангазинским административным районом, граничит с Володарским, Красноярским. Хара-балинским, Ахтубинским административными районами Астраханской области Российской Федерации. Значительная протяженность границы, единые ландшафтно-экологические условия, историческая общность хозяйствования, выработанная за годы существования Советского Союза, делает российско-казахстанскую границу в Астраханско-Атырауском секторе контактной, определяет общую направленность хозяйственной деятельности приграничных территорий обоих государств и сходные экологические проблемы. К экологическим проблемам приграничных территорий Атырауской области РК и Астраханской области, требующим первоочередного решения, нами отнесены нарушение естественного гидрологического режима и деградация пойменных экосистем; загрязнение поверхностных вод; дефицит вод питьевого назначения; дефляция почв; деградация пастбищной растительности; утрата нересталищ и ухудшение условий ры-бовоспроизводства (рыбных местообитаний): проблемы утилизации промышленно-бытовых отходов; загрязнение атмосферы: химическое загрязнение почв: ликвидация последствий ядерных взрывов; потеря биоразнообразия при подъеме уровня Каспийского моря; загрязнение и нарушение экосистем шельфовой зоны; комплексное нарушение режима ООПТ и отсутствие международной сети заповедников и репрезентативных

2007. № 1

Тематические и регионалышеработы

ландшафтных резерватов, создающих единый ландшафтно-рспрезентативный природно-запо-ведный каркас.

В ландшафтном отношении приграничная территория Атырауской области представляет собой относительно опущенную равнину, приуроченную к пустынной зоне. Среди ландшафтов выделяются морские, аллювиально-дельтовые и эоловые равнины, причем наибольшим разнообразием отличаются ландшафты морских (8 видов ландшафтов) и эоловых равнин (7 видов ландшафтов), в общей сложности занимающих 75% всех выделенных ПТК. Аналогичность геолого-геоморфологических, климатических условий, преобладание равнинного рельефа предопределили схожесть ландшафтной организации приграничных территорий Атырауской и Астраханской областей. Так. на сопредельной территории Астраханской области доминируют пустынные ландшафты эоловых и аллювиально-дельтовых относительно опущенных равнин.

Приграничные территории Атырауской и Астраханской областей характеризуются одинаковым набором видов антропогенного воздей--твия, наиболее значимыми из которых являются сельскохозяйственный (главным образом, пастбищный), промышленно-техногенный, дорожно-техногеиный и селитебный. Картографический анализ антропогенного воздействия на ландшафты приграничной территории Атырауской области позволил установить, что около 50% территории в пределах ПТК эоловых, морских и аллювиально-дельтовых равнин характеризуется •меренной степенью нарушенности вследствие "зстбищного вида воздействия. Ландшафты значительной и сильной степени нарушенности занимают более 20% площади приграничной территории и приурочены к районам добычи и транспортировки углеводородного сырья в пределах эоловых и аллювиально-дельтовых равнин, а также к местам чрезмерного выпаса скота. На сопредельной приграничной территории Астра-1-^нской области РФ преобладают ландшафты умеренной и несколько меньше значительной степени нарушенности. трансформированные следствие пастбищного, линейно-техногенного г промышленного воздействия.

Исследованиями установлено, что на приграничной территории Атырауской области выделяется пять уровней экологического состояния: благоприятное, относительно благоприятное,

удовлетворительное, напряженное, критическое. Наибольшие площади - 61,2% территории приграничного района занимают ландшафты удовлетворительного экологического состояния, испытывающие в основном пастбищный вид воздействия. Напряженное экологическое состояние характерно для 12,6% площади приграничной территории Атырауской области. Это ландшафты преимущественно аллювиально-дельтовых, морских и эоловых равнин южной части приграничного района, приуроченные непосредственно к местам добычи и транспортировки углеводородного сырья, а также морские равнины испытательного полигона «Азгир» (см. рис.).

Сопряженный ландшафтно-экологический анализ сопредельной с Атырауской областью приграничной территории Астраханской области РФ позволил установить, что здесь преобладают ландшафты удовлетворительного экологического состояния, приуроченные главным образом к пастбищным и частично районам орошаемого земледелия. Наибольшая степень экологической напряженности отмечается в ландшафтах территории административного управления г. Астрахани, ландшафтах, прилегающих к пос. Акс-арай-ский, где распространены предприятия газоперерабатывающей промышленности, и в ландшафтах эоловых равнин Харабалинского, Красноярского административных районов, испытывающих сильное пастбищное воздействие.

Экологическая опасность ландшафтов при сельскохозяйственном воздействии на сопредельной приграничной территории Атырауской и Астраханской областей обусловлена высокой степенью использования ПТК под пастбищное животноводство. Кроме того, в долинных ландшафтах Астраханской области отмечается значительная степень освоенности последних под орошаемое земледелие. На приграничной территории Атырауской области выделены пять уровней экологической опасности, обусловленных сельскохозяйственным воздействием. Сильная и значительная экологическая опасность земель при сельскохозяйственном использовании отмечается в Сафоновском, Ганюшкинском, Байдин-ском, Кудряшовском, Нуржауском, Приморском природно-сельскохозяйственных районах (ПСР); низкая экологическая опасность - главным образом в Азгирском, Енбекшинском, Кировском ПРС.

На сопредельной территории Астраханской области РФ наибольшая экологическая опасность

РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН

чагга сощрг.ттогс акологлчсслого оостоямия лмаидегов

АГМЫУСМ» ОСПАСГИ И«ЖТ<Й 1 1000«ве

тип педгоос в*я Эголэгичеао» состояние г^цци/афтов

Благоприатмэ« От«осит«л**:> влагопригио* >'£ ОвОвт»(Х*»Тв ГЬнЛ« Напрете*»«« Критмч«ско«

Пустымньи Опви»1«Лкк.' МсХСМО* 1 3 в

Аппюе*апьн>-двпьтсвы* 4 в 13

Зопэвъм 5 10

Относительно гфипадииг*" ПЛОСТОбЬ»- 2 б 11

сэр" 7

Вид актоопогвккко

Карт современною Ж0.101 ИЧССК01 о СОСЮМНИМ .К1ПЛПии|И0В приграничной терри тории Атырауской области

земель отмечается в НТК Ахтубинского административного района, где нагрузка скота на пастбища достигает 80 голов на 100 га и выше, а также на орошаемых массивах Володарского и Красноярского административных районов.

Экологическая опасность ландшафтов при техногенном воздействии на приграничной территории Атырауской области обусловлена интенсивным техногенным воздействием на юге района, где осуществляются добыча и транспортировка углеводородного сырья (месторождения Имашевское, Октябрьское, Тобеарал), развитием дорожной и трубопроводной сети. На приграничной территории Астраханской области расположены промышленно- и линейно-техногенные объекты, такие, как Аксарайский газоперерабатывающий комбинат, предприятия Астрахани, ирригационные системы, приуроченные к долине р. Волги, ее притоков и рукавов.

На приг раничной территории Атырауской области слабой и умеренной степени экологической опасности при техногенном воздействии подвержены 39% всей площади главным образом эоловые, морские и пластовые ПТК. Значительная и сильная степень экологической опасности ПТК отмечается на 10% площади приграничной территории в ландшафтах аллювиально-дельто-вых и морских равнин, приуроченных к районам непосредственной добычи и транспортировки углеводородного сырья. На сопредельной территории Астраханской области РФ сильной степени экологической опасности подвержены морские и аллювиально-дельтовые ландшафты Красноярского и Володарского районов, где наблюдается интенсивная добыча углеводородного сырья, и аллювиально-дельтовые ландшафты, испытывающие мелиоративное воздействие.

2007. N9 I

Тематические и региональные работы

Анализ демографической ситуации, сложившейся на приграничной территории Атырауской области под воздействием факторов окружающей среды и социально-экономических условий жизни населения, в последние годы показал, что за 2000-2006 гг. наблюдался рост рождаемости с 18.6 до 23,1 %о на фоне общей тенденции снижения смертности. Демографическую ситуацию сопредельной территории Астраханской области РФ можно охарактеризовать как благополучную: во всех приграничных административных районах сохраняется положительный естественный прирост населения.

Таким образом, на сопредельных приграничных территориях Атырауской и Астраханской областей прослеживаются схожие природные условия, однонаправленность природопользования, обусловливающие наличие аналогичных экологических проблем, что в целом облегчает задачу разработки превентивных мер по стабилизации экологического состояния всей пог раничной территории и снижению антропогенной нагрузки на нее. Перечень природоохранных мероприятий по стабилизации экологического состояния приграничной Атырауской области разработан с учетом экологических проблем, интересов сопредельных территорий и носит адресный характер.

Проведенное исследование является первым в изучении цепи экологических проблем транс-

граничных территорий, требующих своего решения. Необходимость их решения определено Программой приграничного сотрудничества регионов Российской Федерации и Республики Казахстан на 2008-2011 гг. (Новосибирск, 2007 г.) [5]. Полученные результаты исследования могут и должны стать инструментом принятия решений организационного и управленческого уровней административными органами двух государств - Российской Федерации и Республики Казахстан.

ЛИТЕРАТУРА

1. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о приграничном сотрудничестве регионов Российской Федерации и Республики Казахстан на 1999 - 2007 годы. Астана, 1999. № 1055.

2. О концепции межрегионального и приграничного сотрудничества государств участников Содружества Независимых государств. Астана. 2004.

3. О государственной программе освоения казахстанского сект ора Каспийского моря . Указ Президента Республики Казахстан от 16 мая 2003 года № 1095, САПП Республики Казахстан. 2003. № 21-22. Ст. 209.

4. Гельдыеоа Г.В., Будникоеа Т.И. и др. Ландшафтное обеспечение схемы борьбы с опустыниванием в долине реки Сырдарья. Алматы, 2004.

5. Программа приграничного сотрудничества регионов Российской Федерации и Республики Казахстан на 2008 2011 гг. Новосибирск, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.