скольких лет фактически функционируют шариатские органы правосудия, улаживающие незначительные семейные конфликты и имущественные споры. Тут проявилось типичное отношение европейского сознания к шариату, которое сводится к его априорному категорическому неприятию в целом. Без разбора того, что в нем действительно неприемлемо, а что укладывается в рамки европейских правовых систем.
Таким образом, можно констатировать, что отношения между европейской и исламской правовыми культурами складываются противоречиво и нередко приобретают характер острого конфликта. Поэтому затронутые в настоящей статье проблемы еще долго будут оставаться в повестке дня. Простого и однозначного ответа на вопрос о том, как их разрешить, по-видимому, нет. Вместе с тем соперничающие стороны имеют реальную возможность снизить уровень противостояния, избежать прямого столкновения и встать на путь предупреждения возможных обострений, связанных с мусульманскими меньшинствами на Западе. Важно, чтобы эти возможности были использованы.
«Ближний Восток и современность», М, 2012 г., № 45, с. 158-177.
Сергей Костяев,
кандидат политических наук (ИНИОН РАН, ДА МИД РФ) ЛОББИЗМ МУСУЛЬМАНСКИХ СТРАН В США
Массовые беспорядки, произошедшие в 2011 г. на Ближнем Востоке и в Северной Африке, дают возможность оценить эффективность лоббизма стран этого региона как инструмента обеспечения американского содействия в условиях нестабильности. Практически все эти страны в той или иной степени пытались заручиться поддержкой США для сохранения легитимности своих режимов на международной арене. Насколько результативны попытки ближневосточных стран отстаивать свои интересы в Вашингтоне? Каковы факторы, влияющие на эффективность применения лоббистских технологий? Ответам на эти и другие вопросы посвящена данная статья.
Тенденции развития иностранного лоббизма в США
В последнее время многие говорят о закате Соединенных Штатов, снижении их роли в мировых процессах. В частности, за последние десять лет доля США в мировом валовом продукте по паритету покупательной способности снизилась с 23 до 20%. В 2010 г. впервые ВВП США (14,6 трлн. долл.) уступил ВВП ЕС (14,8 трлн. долл.), в спину дышит КНР с 10 трлн. долл. Это свидетельствует о том, что положение единственной сверхдержавы действительно не столь прочно, как прежде. Однако эти изменения пока никак не сказались на политическом весе США в новой глобальной реальности, и уровень лоббистской активности в «столице мира» - все более высокий - является одним из индикаторов американского влияния. За последние десять лет, по расчетам автора статьи, основанным на отчетной документации по Закону 1938 г. «О регистрации иностранных агентов» и Закону 1995 г. «О раскрытии лоббистской деятельности», количество иностранных клиентов лоббистов в США выросло на 130% - с 827 (1999) до 1905 (2010). За эти же годы увеличилась доля клиентов - представителей зарубежных интересов среди всех структур, нанимавших зарегистрированных лоббистов, - с 7 до 11%.
В повестку дня иностранного лобби в США сегодня включены такие вопросы, как получение финансовой помощи, военное сотрудничество, сохранение имиджа государства, заключение и ратификация договоров о свободной торговле, а также получение государственных подрядов и многое другое.
При этом привлекательность (и, вероятно, результативность) государственного лоббизма несколько снизилась, а частного, напротив, существенно возросла. Так, если в 1999 г. частные иностранные клиенты лоббистов составляли 16%, а государственные -84% от всего числа пользователей услугами лоббистов, представляющих зарубежные интересы и зарегистрированных по законам 1938 и 1995 гг., то в 2010 г. соотношение уже обратное - 71 и 29%. За указанный период количество зарубежных государственных и политических партийных структур, прибегающих к лоббистской практике, снизилось на 21%, с 697 до 545, а число частных иностранных структур выросло со 130 до 1360.
Наблюдается не только активизация иностранного лоббизма. Растет, хотя и не столь существенно, весь рынок консалтинговых услуг по продвижению интересов зарубежных стран в органах го-
сударственной власти США. В 1999-2010 гг. общее количество клиентов зарегистрированных лоббистов увеличилось на 53%, с 10,6 до 16,3 тыс.
Интересно, что количество зарегистрировавшихся по закону 1995 г. (о лоббистах частных интересов) с 2007 по 2010 г. снизилось на 7%, с 17 тыс. до 15 тыс. Спад вызван указом, который Б. Обама подписал по вступлении в должность президента. Согласно этому документу, зарегистрированный лоббист в течение двух лет не может поступить на государственную службу. А сотрудник администрации США не имеет права работать в сфере, которая пересекается с интересами его бывшего работодателя. Более того, уволившись, уже бывший федеральный чиновник не может заниматься лоббистской деятельностью в течение всего срока президентства Б. Обамы (2008-2012), но в случае его переизбрания это ограничение автоматически продлевается еще на четыре года. Естественно, многие лоббисты, подумывавшие о карьере государственного служащего, предпочли аннулировать регистрацию, чтобы она не была препятствием в поиске работы. Однако имеются случаи, выходящие за рамки только что введенных правил. Например, Патрисия Гилберт, которая работает в комиссии по безопасности потребительских товаров, ранее была лоббистом инвестиционной компании Barr Laboratories. Джордж Бреннан, принимавший дела ЦРУ у республиканской администрации, являлся главой одного из подрядчиков этого разведывательного органа -фирмы The Analysis Corp., переименованной в Sotera Defense (до инаугурации президента США его командой создаются рабочие группы по каждому министерству и ведомству, которые принимают дела уходящей администрации).
Таким образом, несмотря на некоторое сокращение доли США в мировой экономике, количество иностранных государств, желающих «решать вопросы» в Вашингтоне, только растет. Вместе с тем происходит изменение структуры иностранного лоббизма в США в пользу частных структур на фоне постепенного снижения лоббистской активности со стороны государства.
Весьма интересной представляется характеристика иностранного лоббизма в США, в основу которой положены два параметра: соотношение политических и экономических вопросов в целях лоббирования и состояние межгосударственных отношений - от союзничества до соперничества. Схематически это выглядит примерно так:
Израиль, Грузия, Бахрейн, Египет, Южный Судан, Эстония, Латвия имеют небольшой товарооборот с США, а следовательно, и слабую базу для экономического лоббизма. Союзнический характер отношений позволяет успешно реализовывать программы получения этими странами американской военной и финансовой помощи.
Государства условно второй группы - Япония, Южная Корея и др. - также близкие союзники США, но ввиду большого масштаба торговых отношений политические и экономические цели лоббирования более сбалансированы.
Литва представляет собой особый случай, поскольку единственным юридическим лицом, зарегистрировавшимся по американскому лоббистскому законодательству, является Шв bankas.
Лоббизм таких стран, как Франция, Канада и ФРГ, представляет собой своеобразную «золотую середину». С одной стороны, развитость торгово-экономических связей позволяет соблюдать баланс политики и бизнеса, с другой - государства этой группы далеко не всегда поддерживают все внешнеполитические шаги Белого дома.
Йемен, Пакистан, Саудовская Аравия, Россия и др. занимаются продвижением как политических, так и экономических интересов, при этом временами действуют вразрез с политикой администрации США: периоды партнерских отношений чередуются с «резкими похолоданиями».
Теперь - о «китайской модели» (при допущении, что Тайвань де-факто не является частью КНР). Китай в основном обращается к лоббизму для защиты своих экономических интересов. США находятся в сильной экономической зависимости от Китая, политика которого в известной мере вызывает дефицит американского торгового баланса. Кроме того, Пекин активно финансирует дефицит американского федерального бюджета через покупку казначейских обязательств Министерства финансов США. Своего рода «пятой колонной» выступает сам американский бизнес, заинтересованный в сотрудничестве с КНР.
Лоббизм таких стран, как Судан, направлен преимущественно на отмену американских санкций, которые были введены в связи с массовыми нарушениями прав человека в этой стране.
Таблица 1
Количественная характеристика лоббистской деятельности мусульманских стран в США
Страны Количество клиентов лоббистских фирм Количество лоббистских фирм Лоббистские расходы, тыс. долл. Основная статья экспорта в США, 2010 г., млн. долл. Способность режима мирно контролировать население Наличие американской поддержки режима
Бахрейн 6 17 4523 химикаты - 137 да да
Египет 40 71 27 310 одежда - 837 нет нет
Ливия 9 12 3893 нефть и газ -1648 нет нет
Пакистан 25 68 26 809 одежда - 1563 да да
Саудовская Аравия 52 120 73 410 нефть и газ -30009 да да
Сирия 8 5 нет данных продукты переработки нефти и угля - 400 нет нет
Тунис 15 22 4550 продукты питания - 83 нет нет
Йемен 7 12 219 нет нет
Итого 162 327 140 714
Общая характеристика лоббизма мусульманских стран
В связи с событиями, уже получившими название «арабская весна», возникает вопрос: насколько лоббизм мусульманских стран в США может повлиять на внешнеполитический курс Белого дома? Каковы иные факторы, определяющие поддержку США: нефтяные ресурсы стран региона, исторически сложившиеся военные союзы, глобальная война с терроризмом, способность местных режимов контролировать свое собственное население?
О степени содействия Соединенных Штатов ближневосточным странам можно судить по характеру заявлений Белого дома и Государственного департамента. В частности, в отношении правительств Бахрейна, Пакистана и Саудовской Аравии американские
заявления носили нейтральный оттенок, тогда как в адрес Египта, Ливии, Сирии и Йемена отличались крайней жесткостью. Другой индикатор поддержки - это предоставление финансовой и военной помощи США, хотя этот параметр не имеет особого значения для таких богатых нефтью стран, как Саудовская Аравия.
Что касается активности лоббистских фирм, то она определяется количеством их иностранных клиентов, т.е. числом консалтинговых контор, и затратами на «отношения с правительством». Несмотря на то что данные отчетности, предоставляемые консультантами, не всегда соответствуют реальности, особенно в отношении конкретных сумм, тем не менее они могут служить примерным ориентиром для определения масштабов лоббистской деятельности.
Основываясь на данных, приведенных в табл. 1, можно прийти к выводу о том, что отсутствует прямая зависимость между лоббизмом и американской поддержкой. Так, Египет занимает второе место по масштабу лоббистских расходов после Саудовской Аравии и является одним из столпов американской внешней политики в регионе. Однако это не помешало США отказаться от поддержки режима Хосни Мубарака. Йемен был также весьма важным американским союзником в борьбе с международным терроризмом, тем не менее, как и в случае с Египтом, неспособность обеспечить порядок на улицах привела к призыву Соединенных Штатов подать в отставку Али Абдулле Салеху.
Впрочем, в ряде случаев лоббизм позволяет достичь определенных результатов. Например, Муаммару Каддафи удалось в начале 2000 г. коренным образом изменить политику Белого дома в отношении своей страны, прибегнув к помощи вашингтонских консультантов, а также программы компенсации жертвам террора. Только после начала массовых волнений в 2011 г. правительство США потребовало от ливийского руководителя отказаться от власти.
Итак, очевидно, что Соединенные Штаты прекращают поддерживать тот или иной режим после того, как местные правители уже не способны контролировать ситуацию в стране. Лоббизм, являясь вспомогательным инструментом дипломатии, позволяет достичь лишь незначительных по масштабам выгод.
В этой связи представляется интересным рассмотреть итоги лоббистской практики на примере двух групп стран. Одна - Саудовская Аравия, Бахрейн и Пакистан, которой удалось сохранить
поддержку Белого дома, другая - менее успешная в этом плане -Египет, Йемен, Ливия и Сирия.
«Победители»: Саудовская Аравия,
Бахрейн и Пакистан
В 2011 г. внимание американских СМИ было приковано к событиям в Ливии, что и понятно: ведь М. Каддафи для подавления народного восстания использовал танки и самолеты. Вместе с тем беспорядки происходили и в других странах Ближнего Востока, в частности в Бахрейне. Местные руководители хотя и не прибегают к военной силе при разгоне демонстраций, но и не собираются сдаваться без боя. Некоторые страны, такие как Саудовская Аравия, предпочитают решать проблемы мирными средствами -раздавать денежные субсидии населению.
Бахрейн, Саудовская Аравия, Пакистан, в отличие от Ливии, являются близкими союзниками США, и поэтому Белый дом старается не высказывать лишний раз «особой озабоченности» ситуацией с правами человека в этих странах. Почему же вашингтонский истеблишмент поддерживает местные режимы?
Королевство Саудовская Аравия в 1951 г. заключило соглашение о военном сотрудничестве с США. С тех пор там базируется американская военно-тренировочная миссия. С 1975 г. 52 физических и юридических лица из этой страны потратили более 73 млн. долл. на услуги 120 вашингтонских консалтинговых фирм (табл. 1). Как и следовало ожидать, одно из основных направлений лоббистской деятельности - экспорт нефти, тарифное регулирование, процедуры контроля береговой охраны США. В разное время на этой ниве трудились 17 юридических, лоббистских и пиаровских фирм. Консультации в ходе закупок американского вооружения предоставляли пять фирм, среди которых такие известные, как Greenberg Traurig и Barbour Griffith and Rogers. Специфика лоббистской деятельности Саудовской Аравии состоит в найме вашингтонских консультантов пятью конкретными членами королевской семьи. Цели при этом преследуются самые разнообразные: от финансовых консультаций по государственным ценным бумагам и личного пиара до содействия в выполнении миссии «посла доброй воли» ООН.
Несмотря на военный союз, отношения США и Саудовской Аравии не безоблачны. Поддержка отдельными лицами королевской семьи исламских фундаменталистов обернулась необходимо-
стью специальной пиар-кампании по улучшению имиджа этой страны в США. После теракта 11 сентября 2001 г. посольство Саудовской Аравии в Вашингтоне за 24 млн. долл. наняло агентство по связям с общественностью Qorvis Communications, LLC. Оно привлекло в качестве субподрядчиков по этому контракту еще десяток фирм, которые занимались отдельными направлениями корректировки имиджа. В частности, Barnett Group, LLC разработала целую программу контактов американских женщин-политиков, женщин-бизнесменов с их коллегами в Саудовской Аравии.
Особое удивление вызывает активная лоббистская кампания по вступлению Саудовской Аравии в ВТО. Казалось бы, эта страна не экспортирует ничего, кроме нефти, торговля которой не имеет ни малейшего отношения к Всемирной торговой организации. Но, в отличие от российских противников присоединения к этой организации, в Аммане осознают важность принципов свободной торговли. Ведь членство в ВТО сигнализирует мировому инвестиционному сообществу: мы намерены играть по общим правилам. Итак, на протяжении 1999-2008 гг. восемь консалтинговых фирм содействовали Саудовской Аравии в переговорах с торговым представителем США в ВТО. В команде была такая известная фирма по предоставлению юридических услуг, как Akin, Gump, Strauss, Hauer & Feld, LLP. В результате с 2005 г. эта страна является членом ВТО. После чего последовали консультации, касающиеся выполнения взятых на себя Саудовской Аравией обязательств по открытию внутреннего рынка.
Вторая страна, которой удалось избежать гневных заявлений Белого дома по поводу методов усмирения демонстрантов, - Королевство Бахрейн. Оно в 1991 г. подписало соглашение о военном сотрудничестве с США. С тех пор штаб 5-го флота ВМС США расположился в этой стране. С 1993 г. Бахрейн через шесть своих структур за 4,5 млн. долл. нанимал 17 лобби-фирм для отстаивания интересов в Вашингтоне (табл. 1). Так, в 1993 г. на повестке дня были переговоры по экспорту бахрейнского текстиля в США, в проведении которых участвовали консультанты Fasturn, Inc., одного из лидеров в сфере переговоров по текстильным квотам. Через семь лет с помощью вашингтонских консультантов удалось добиться разработки, подписания главами двух государств и ратификации Конгрессом США налогового соглашения. Это соглашение, среди прочего, ликвидировало двойное налогообложение доходов американских граждан, работающих в Бахрейне, и, соответственно, подданных короля Бахрейна - в Соединенных Штатах.
Затем в 2003-2006 гг. фирма Fierce, Isakowitz & Blalock при участии Holland & Knight и Sandler, Travis & Rosenberg пыталась продвинуть идею соглашения о свободной торговле. Однако критика по поводу ситуации с правами человека в Бахрейне спутала карты лоббистам. Через два года, чтобы изменить восприятие американцами положения с правами человека, был нанят гигант вашингтонского консалтинга Patton Boggs, LLP. А бахрейнский совет экономического развития взялся за рекламу своего королевства как стратегического торгового и инвестиционного партнера среди американских компаний, ассоциаций бизнеса, мозговых центров, СМИ. Лоббистская кампания по соглашению о свободной торговле привела к его подписанию главами государств, а затем и вступлению в силу в 2006 г.
Третья мусульманская страна, в адрес которой не последовало критики Белого дома по поводу ситуации с правами человека, это Пакистан. После ликвидации Усамы бен Ладена вблизи территории пакистанской военной академии и в связи со шквалом обвинений со стороны США в укрывательстве террориста № 1 Пакистан развернул масштабную пиар-кампанию в Вашингтоне по восстановлению своей репутации «союзника в борьбе с терроризмом». Дело в том, что в 2009 г. Конгресс США принял пятилетнюю программу военной помощи Пакистану в размере 7,5 млрд. долл., и лишаться такого куша руководство этой небогатой страны не намерено. Всего с 2002 г. американцами было направлено 20 млрд. долл. на военную поддержку своего союзника. Однако в начале июля 2011 г. Белый дом объявил о сокращении объема финансовой помощи Пакистану на 800 млрд. долл., указывая в качестве причины недостаточно активное сотрудничество Исламабада в борьбе с терроризмом.
Пакистан попытался вернуть себе репутацию союзника США в борьбе с международным терроризмом, заявляя, что он не знал о местонахождении главы «Аль-Каиды». Весной 2011 г. Марк Сигел, партнер лоббистской фирмы Locke Lord Strategies, L.P. начал продвигать эту позицию своего клиента - президента Пакистана Асифа Али Зардари. Лоббисты, работающие на Пакистан, обладают необходимыми связями: в частности, Марк Сигел был помощником президента Картера, а в 2001-2004 гг. - главой аппарата конгрессмена Стива Израэля. Фил Риверс возглавлял аппарат сенатора Ричарда Шелби, а Брайан Хэндл являлся помощником сенатора Херба Кола; оба сенатора являются влиятельными чле-
нами Комитета по ассигнованиям, в ведении которого находится распределение финансовой помощи зарубежным государствам.
С 1954 г. Пакистан - военный союзник США, хотя и не всегда лояльный. В период «холодной войны» Белый дом рассматривал эту страну как противовес Индии, тяготевшей к СССР. Особенно активно проходило взаимодействие во время войны, начавшейся после ввода советских войск в Афганистан. В 1988 г. США в соответствии с поправкой Пресслера приостановили оказание военной помощи Пакистану из-за ядерной программы, а через десять лет даже ввели санкции в связи с испытанием ядерной бомбы. Однако после 11 сентября 2001 г. активное военное сотрудничество возобновилось.
Свои интересы в Вашингтоне Пакистан реализует всеми возможными путями, в том числе с помощью лоббистов. Всего с 1948 г. 25 пакистанских физических и юридических лиц пользовались услугами 68 лоббистов, потратив более 26 млн. долл. (табл. 1). Продвижением интересов Пакистана в сфере военного сотрудничества занимались следующие фирмы: с 2008 г. Locke Lord Strategies, LP; в 2004 г. Kestral Trading Company за 50 тыс. долл. наняла Bannerman & Associates, Inc. для получения оборонного подряда Пентагона; в 2001-2005 гг. пакистанское посольство пользовалось услугами Wilson Associates, LLC, обошедшимися ему в 1,8 млн. долл. В 1998 г. лоббист Брюс Фейн за 84 тыс. долл. пытался смягчить американские санкции, введенные после испытания Пакистаном ядерного оружия.
Отдельный сегмент представляет собой политический лоббизм. Во-первых, активизируется пакистанская диаспора в США. В 2011 г. Всепакистанская мусульманская лига и Раза Бохари начали собирать средства на выборную кампанию Первеза Мушар-рафа, а Комитет поддержки демократии и справедливости в Пакистане нанял National Strategies, LLC для осуществления контактов с американскими политиками. С 2010 г. движение Muttahida Quami действует через свое отделение в США. Pakistan Tehreek-e-Insaf использовало свое представительство PTI USA, LLC для политической мобилизации пакистанской диаспоры. Хотя еще в 2002 г. правительство Пакистана нанимало за 600 тыс. долл. Sterling International Consulting Corporation, чтобы пробудить политическое сознание своих соотечественников, живущих в США. Кроме того, с 1990 г. Пакистанская народная партия пользовалась услугами лобби в Вашингтоне в приоритетных для нее вопросах, в
частности в расследовании убийства премьер-министра Беназир Бхутто.
Для продвижения собственно экономических интересов различные пакистанские структуры нанимали более двух десятков лоббистов. Наиболее активными были «Пакистанские международные авиалинии», пользовавшиеся с 1960 по 2009 г. связями пяти консультантов и фирм Pakistan Textile & Apparel Group, Shon Industries aka Shon Textiles. В свое время с помощью такого гиганта консалтингового рынка, как Fleishman-Hillard, Inc., и четырех других фирм эта пакистанская авиакомпания добилась заключения специального соглашения по экспорту текстиля в США. Как и Бахрейн, Пакистан в начале 2000-х годов тщетно пытался добиться заключения соглашения о свободной торговле с США и даже заплатил за это более 1,2 млн. долл. фирме Quinn Gillespie & Associates, LLC.
Соединенные Штаты уже не раз замораживали военную помощь Пакистану, и меры по ее сокращению, принятые в июле 2011 г., не являются чем-то экстраординарным. В Вашингтоне прекрасно понимают, что нельзя отталкивать страну, обладающую ядерным оружием. Тем более в ситуации, когда не ясна степень контроля политического руководства Пакистана не только над своими военными, но и тем более - мусульманскими радикалами. К тому же в США много лет подряд самые различные аналитики едины во мнении, что без Пакистана нельзя выиграть войну в Афганистане.
«Проигравшие»: Египет, Йемен, Ливия, Сирия
Стремительный крах режима Хосни Мубарака в Египте оказывается не столь уж неожиданным, если взглянуть на него через призму лоббистской деятельности египетских структур в США. Начиная с 1980-х по первую половину 2000-х годов египетский бизнес предпринимал серьезные попытки выйти на международные рынки и снять заградительные барьеры в торговле. В частности, в 2005 г. александрийская ассоциация экспортеров хлопка в союзе с Министерством торговли и промышленности смогла добиться отмены квот на египетский хлопок в США и ЕС, заплатив 5 млн. долл. консалтинговой фирме CMGRP. Inc. Другой пример. Американская торговая палата в Египте организовывала инвестиционные конференции в США в 1994 г., а спустя несколько лет наняла Paul, Hastings, Janofsky & Walker LLP и Baker Botts LLP для
продвижения идеи соглашения о свободной торговле между двумя странами. Всего при Мубараке египтяне потратили на лоббистскую деятельность в Вашингтоне более 27 млн. долл. (табл. 1).
Но уже во второй половине 2000-х годов в Египте не осталось ни одной частной структуры, отстаивающей свои интересы в Вашингтоне. Акцент в лоббизме переместился на сохранение в прежнем объеме американской военной помощи. Такое ограничение лоббистской практики, несомненно, указывало на неспособность Мубарака отвечать на вызовы времени и постепенную деградацию режима.
Здесь важно пояснить, что лоббизм совершенно необходим, если задачей ставится обеспечение стабильного потока бюджетных ассигнований. Роль Конгресса США в бюджетном процессе крайне велика: ни одна строчка главного финансового документа не принимается в том виде, в каком ее подготовило административно-бюджетное управление Президента США. Поэтому нужно лоббировать членов Комитета Конгресса США по ассигнованиям, с тем чтобы добиться нужных целей.
Интересна и эволюция форм представительства египетских интересов в Соединенных Штатах. В 40-70-х годах XX в. арабские государства пытались выработать единую лоббистскую стратегию в Вашингтоне посредством Лиги арабских государств, которая, в свою очередь, действовала как через Арабский информационный центр, так и через семь консалтинговых фирм. С приходом к власти Мубарака в начале 80-х годов коллективная стратегия была отброшена.
Таблица 2
Финансовая помощь США мусульманским странам,
млн. долл.
Страны Годы
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Бахрейн 19,0 16,4 5,3 9,2 20,5 17,7 26,2
Египет 1779,2 1757,7 1705,2 1554,7 1555,7 1653,9 1557,3
Ливия 1,0 3,3 0,8 0,1 1,7
Пакистан 762,9 734,4 740,5 2305,9 1911,6 1385,0 2965,0
Саудовская Аравия 1,6 0,3 0,4 0,2 0,4
Сирия 0,6 14,1 2,5
Тунис 10,3 10,8 11,6 14,6 21,9 25,7 6,6
Йемен 18,7 23,7 19,4 42,4 80,3 62,9 120,2
Итого 2591,7 2543,6 2497,1 3933,0 3591,0 3145,7 4677,0
Нынешняя смена власти в Египте и приход военных в качестве временной администрации, благосклонная реакция Белого дома на эти события вполне объяснимы. Египетские генералы встали на защиту как 1,3 млрд. долл. ежегодных военных субсидий, так и секулярного пути развития, обеспечивающего благополучие основной статьи египетского «экспорта» - туризма. Вашингтон же имеет опыт десятилетий тесных отношений с египетскими военными и рассчитывает, что ему удастся сохранить Египет в числе ближайших союзников США. При этом ни военное сотрудничество с США, ни активное арабское лобби в Вашингтоне не помешали Б. Обаме выступить с призывом к Хосни Мубараку подать в отставку. Главным для Белого дома оказалась неспособность египетского лидера контролировать ситуацию в стране.
Тунис, где и началась «арабская весна», представляет собой яркий пример того, что даже традиционно позитивные отношения с США не гарантируют сохранение поддержки Белым домом. Хотя Тунис формально и не является военным союзником Вашингтона, он имеет двухвековую историю отношений с этой страной. В 80-е годы прошлого века они несколько ухудшились в результате операции Израиля в Тунисе против Организации освобождения Палестины. С 1957 г. правительство Туниса получает финансовую помощь США, о размерах которой в последние годы можно судить по табл. 2. Кроме того, ежегодно заседает американо-тунисская военная комиссия, регулярно проводятся совместные учения.
Тунисский лоббизм в США довольно активен для страны такого небольшого размера и политического веса в мире. С 1946 г. 15 тунисских структур потратили более 4,5 млн. долл. на услуги 22 вашингтонских консалтинговых фирм (табл. 1) для поддержания благоприятных отношений с США. Эволюция тунисского лобби напоминает изменения в лоббизме египетском. В 50-е годы была предпринята попытка проводить единую стратегию через Лигу арабских государств. В 70-е годы основные усилия лоббистов были направлены на поддержание экономического развития страны. Но уже в 2000-е годы лоббизм ограничивался целью получения финансовой помощи тунисскими военными. В итоге в январе 2011 г. Обама не поддержал Бен Али, который и был вынужден уйти в отставку.
И наконец, еще один союзник США на Ближнем Востоке -Йемен, которому американцы оказывают военную помощь с 1979 г. Отношения между двумя странами обострились во время агрессии Ирака против Кувейта, когда Йемен выступил на стороне
Саддама Хусейна. Однако с 11 сентября 2001 г. эта страна позиционирует себя как союзник США в «войне с террором» и ежегодно получает около 20 млн. долл. на нужды армии. Всего с 1989 г. семь представителей этого государства за 219 тыс. долл. нанимали опытных вашингтонских юристов, лоббистов и пиарщиков для продвижения своих интересов (табл. 1). Показательны их жалобы в Вашингтон: в 1990 г. Альянс йеменской оппозиции нанял Wagner, Hines & Avary, Inc. для того, чтобы проинформировать американских политиков о своем существовании. Услугами лоббистов в 1992-2000 гг. пользовалось и Министерство иностранных дел Йемена - оно пыталось задействовать фирму Baker Botts LLP для содействия в разрешении пограничного конфликта с Саудовской Аравией.
В остальном проблематика йеменского лобби традиционна для Ближнего Востока - нефть и оружие. В 2001-2002 гг. МИД Йемена нанимал фирму DLA Piper US LLP для контактов по вопросам добычи и переработки нефти. В 2010 г. визит главы ВВС Йемена в США организовывал вашингтонский консультант со связями в Пентагоне Дэниэл Свейн. В рамках поездки прошла встреча с главкомом ВВС США, обсуждалось создание программ обучения йеменских военных, проведение совместных военных учений. Кроме того, речь шла о модернизации военной авиации Йемена, создании программы учений национальных гвардий двух стран, о закупках американского вооружения.
На фоне народных волнений в 2011 г., когда резко активизировалась «Аль-Каида», а многие военные оставили свои посты и дезертировали, Б. Обама несколько раз призывал президента Йемена покинуть свой пост. Здесь, как и в Египте, союзничество в «борьбе с террором» не стало гарантией поддержки Белым домом.
Теперь о Ливии, которая никогда не была в ряду сторонников США. Девять различных ливийских структур потратили на услуги более десяти американских консалтинговых фирм почти 3,8 млн. долл. (табл. 1). Чтобы добиться расположения Белого дома после 11 сентября 2001 г., Каддафи заявил о своей приверженности борьбе с «Аль-Каидой». Впоследствии, в 2011 г. официальный Триполи даже вменяет в вину этой организации подстрекательство ливийцев к бунту.
В течение 2000-х годов США оставались довольно терпимы к режиму Каддафи - пока он не нарушал общепризнанных норм международного права. На 2003-2008 гг. приходится последняя лоббистская кампания ливийского лидера в Соединенных Штатах,
направленная на нормализацию межгосударственных отношений. Сначала, в качестве подготовительного этапа, Ливия признала ответственность за организованные теракты и учредила компенсационный фонд. Были выплачены компенсации жертвам взрывов в Берлине в 1986 г. (2,7 млрд. долл.), Локерби в 1988 г., рейса UTA Flight 772 в 1989 г., а также ливийцам, пострадавшим в Триполи и Бенгази от американской контратаки в 1986 г. Затем Каддафи ликвидировал программу производства ядерного и химического оружия и открыл страну для международных инспекций.
В 2004-2007 гг. за 3 млн. долл. была нанята лоббистская фирма Fahmy Hudome International, специализирующаяся на представительстве интересов нефтяных стран в Вашингтоне. Ее президент Рада Фами Хьюдом была заместителем министра энергетики в первый срок президентства Дж. Буша-младшего. В результате в сентябре 2008 г. госсекретарь США Кондолиза Райс посетила Ливию - это был первый визит такого уровня с 1953 г. После чего, 31 октября 2008 г., президент США во исполнение Закона № 110301 «О разрешении претензий к Ливии» подписал указ № 13477 о восстановлении иммунитета Ливии против гражданских исков американцев о компенсации ущерба вследствие террористических актов, организованных Каддафи. Согласно указу, ни один американский гражданин не мог в судебном порядке взыскивать денежные средства с ливийского правительства. Все судебные дела, находившиеся на рассмотрении, были прекращены. Иностранные граждане также лишились права предъявлять претензии к Ливии в американских судах.
Немного истории. Ливийский лоббизм в США берет начало в 1957 г., когда Комитет за освобождение Северной Африки нанял Мохаммеда Сулеймана Давода. Договор, по всей видимости, был заключен с целью прощупать почву в Вашингтоне на предмет установления контактов. Затем, с 1976 по 1985 г., постоянное представительство Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирии в ООН, народное бюро (посольство) в Вашингтоне нанимали трех консультантов, которые помогали ориентироваться в американской дипломатии.
Наибольшую активность по продвижению своих интересов в США М. Каддафи развил в конце 80-х - начале 90-х годов. Шесть лоббистских фирм нанимали: Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия, правительство Ливии, Хассан Татана-ки - региональный менеджер нефтедобывающей компании Challenger LTD, и даже «Народный комитет ливийских студен-
тов». Целью была отмена санкций ООН и ареста ливийского имущества в США, наложенного указом Р. Рейгана после взрыва 5 апреля 1986 г. ночного клуба La Belle в Западном Берлине. Через девять дней США провели операцию «Каньон Эльдорадо», нанеся удар по личной резиденции Каддафи. Подрыв ливийскими агентами 21 декабря 1988 г. рейса Pan Am Flight 103 обострил и так напряженные отношения между двумя странами.
Тогда лоббистская кампания не принесла результатов. Позже к Каддафи пришло понимание: нужно не только нанимать лоббистов, но и взять на себя ответственность за теракты и выплатить компенсации жертвам. С течением времени, к концу 90-х годов, усилиями президента ЮАР Нельсона Манделы и тогдашнего генсека ООН Кофи Аннана положение Ливии на мировой арене улучшилось. Санкции ООН были приостановлены, а позже и вовсе отменены.
В начале 2000 г. усилия лоббистов и выплата компенсаций жертвам террора помогли лидеру ливийской революции на время вывести свою страну из категории стран «оси зла». Однако предотвратить начало военной операции НАТО в Ливии с помощью вашингтонских консультантов Муаммару Каддафи не удалось. Лоббизм, обладая ограниченными возможностями, может служить лишь вспомогательным механизмом при решении проблем.
Еще одна страна, с которой у США традиционно не складываются дружественные отношения, это Сирия. Информационная политика Сирийской Арабской Республики в условиях массовых беспорядков в 2011 г. кажется рациональной, с точки зрения интересов режима. С одной стороны, закрывается доступ иностранным журналистам на территорию страны, с другой - проводится фильтрация информационного потока через Арабский информационный центр (АИЦ) в Вашингтоне, который действует там с 1955 г.1 Но оказывается, что сегодня такой подход абсолютно не-
1 Арабский информационный центр был учрежден Лигой арабских государств для реализации совместной лоббистской и пиаровской стратегии в США. Однако Египет, Саудовская Аравия и Йемен перестали финансировать эту организацию еще в 1973 г. Во втором полугодии 2010 г. ее бюджет составил 398 тыс. долл. Среди мероприятий Арабского информационного центра в Вашингтоне можно отметить участие его директора, д-ра Хуссейна Хассуна, в работе делегации Лиги арабских государств на 65-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 21-25 сентября 2010 г. и выступление 20-21 октября 2010 г. на Международном экономическом форуме по канадско-арабским отношениям в Монреале (http: www.fara. gov/quick-search/html).
эффективен. Во-первых, распространение Интернета, возможность обмениваться информацией через социальные сети Twitter и Face-book прорывают информационные барьеры, во-вторых, падает дисциплина среди сирийских военных и пограничников.
В официальном заявлении посла Сирии Имада Мустафы указывается, что «события, происходящие в Сирии с марта 2011 г., более сложны, чем представлено международными СМИ». Однако по-прежнему действует запрет на работу иностранных журналистов в стране, и они не могут показать «более сложную» картину. В заявлении отмечается, что положением дел в Сирии недовольно и правительство, которое предпринимает ряд реформ, в частности отменен закон о чрезвычайном положении, разрабатывается закон о демократизации, защищающий мирные демонстрации и упраздняющий государственный суд по безопасности. Планируется также принятие законов о выборах и СМИ. Более того, 20 июня 2011 г. во время своего выступления в Дамасском университете президент Башар Асад предложил идею разработки новой конституции.
Начиная с 1942 г. восемь сирийских структур пользовались услугами пяти консалтинговых контор (табл. 1). Пионером сирийского лоббизма в США стала Сирийская социальная националистическая партия, которая была запрещена в 1955 г., но через полвека вошла в Национальный прогрессивный фронт, возглавляемый партией власти «Баас». Позже, в 1957-1960 гг., Syrian Broadcasting System пользовалась услугами вашингтонского консультанта Мэри Хэгэн для продвижения своих интересов. Можно привести и другие примеры лоббизма в сфере бизнеса: в 1987-1990 гг. фирма Bankers Capital Management, Inc. консультировала Центральный и Коммерческий банки Сирии на предмет проведения операций в США. Это стало возможным после отмены американских санкций в отношении САР 19 августа 1987 г.
Традиционно сложные сирийско-американские отношения значительно ухудшились в результате неудачного переворота, организованного ЦРУ в 1957 г. с целью свергнуть президента Адиба Аль Шишакли. Это привело к тому, что среди всего арсенала политико-дипломатических инструментов начал доминировать лоббизм. В 1979-1994 гг. для оказания влияния на политику Вашингтона сотрудники сирийского дипломатического корпуса нанимали частные фирмы. Так, постоянное представительство САР в ООН начало работать с Мэрилин Перри в период, когда Сирия была включена в список государств, поддерживающих терроризм. Затем
посольство в Вашингтоне наняло пиаровскую фирму Van Kloberg & Associates, LTD, позднее переименованную в Washington World Group. В 1990 г. Сирия и США едва ли не впервые стали союзниками, оказывая содействие Кувейту, который стал жертвой иракского вторжения. А спустя четыре года даже состоялись две встречи президентов США и Сирии - Билла Клинтона и Хафеза Асада -во время переговоров по ближневосточному мирному урегулированию.
* * *
Важно отметить, что арабское лобби в США на протяжении своего существования проделало определенную эволюцию. Саудовская Аравия, Бахрейн, Йемен, Египет, Сирия в 50-70-е годы минувшего века использовали Арабский информационный центр в Вашингтоне для выработки совместной лоббистской стратегии. Однако после того как романтическая идея целостного арабского мира канула в Лету, местные правители решили выстраивать самостоятельные линии поведения. Одни, как правители Бахрейна, едва ли не с момента получения независимости сделали ставку на США, другие, как Саудовская Аравия, имея в активе 20% мировых разведанных запасов нефти, использовали Соединенные Штаты в качестве рынка сбыта, позволяя вольности в виде финансирования террористов. Третьи, как Йемен, исходили из внутриполитических соображений в выборе геополитических ориентиров. Четвертые же, такие как Сирия, до сих пор задействуют АИЦ в реализации своей пиар-стратегии.
Проведенное исследование показывает, что несмотря на некоторые характеристики, общие для всего региона, лоббизм каждой из рассмотренных стран имеет свои особенности и использует свои методы и технологии.
Очевидно, что поддержка США того или иного ближневосточного режима не может быть гарантирована ни тесными союзническими отношениями, ни ролью той или иной страны в «борьбе с терроризмом», ни наличием нефтяных ресурсов, ни использованием вашингтонских консультантов. Главным фактором является способность самого режима контролировать мирными средствами положение в стране и собственный народ.
«Мировая экономика и международные отношения», М., 2012 г., № 9, с. 90-99.