Научная статья на тему 'Ливийский кризис в международно-политическом контексте'

Ливийский кризис в международно-политическом контексте Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
540
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ливийский кризис в международно-политическом контексте»

- РЕЦЕНЗИИ -

ЛИВИЙСКИЙ КРИЗИС В МЕЖДУНАРОДНО-ПОЛИТИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ

Е.Н. Копосова

Prashad, Vijay. Arab Spring, Libyan Winter. - Edinburg, Oakland, Baltimore: AK Press, 2012. - 271 p.

Монография индийского учёного, профессора международных исследований в Тринити Колледже, Хартфорд (штат Коннектикут, США) Вайя Прашада под названием «Арабская весна, Ливийская зима» представляет собой крупномасштабное исследование событий, получивших название «Арабская весна». Вайя Прашад -автор пятнадцати книг: в 2012 г. им было опубликовано пять исследований, однако самые известные работы были изданы в начале 2000-х гг.

Книга написана живым языком, призвана заполнить существующий пробел в изучении трансформаций, произошедших в арабских странах, она будет интересна как специалистам — историкам, политологам и экспертам в области международных отношений, так и широкому кругу читателей.

Распад государственности зачастую является ключевым последствием гражданских войн, гуманитарных интервенций, международных конфликтов и политических кризисов. События «арабской весны», начавшиеся в 2010 г., сопровождались упадком государственности во многих странах Северной Африки и Ближнего Востока. Исключением не стала и Ливия, где в

течение практически сорока лет функционировал режим М. Каддафи.

Ливийский политический кризис показателен с точки зрения военного вмешательства стран НАТО во внутриполитические дела суверенных арабских государств. Ситуация влияния «внешнего фактора», как его иногда обозначают в отечественной политологической литературе, в большей степени спровоцировавшего политический кризис в Ливии, должна быть всесторонне изучена, поскольку имеет тенденцию к многократному повторению в будущем и угрожает системе суверенных государств.

Термин «арабская весна», имеющий неполитическое происхождение, положительно характеризует то, что происходит в арабском мире в настоящее время (весна, как символ обновления, начало чего-то нового). В. Прашад уделяет особое внимание тому, как данные события повлияли на Ливию, анализирует природу и ход восстаний, взгляды ливийского лидера Муамма-ра Каддафи, а также положение в Джамахирии уже после его свержения.

Автор концептуально противопоставляет два политико-публицистических термина: «арабская весна» и «ливийская зима». Ключе-

Об авторе

Копосова Екатерина Николаевна - аспирант кафедры мировых политических процесов МГИМО(У) МИД России

Е.Н. Копосова

вой тезис В. Прашад формулирует так: в течение последних нескольких десятилетий, социальные движения, названные «арабская весна», были в стадии формирования. События «ливийской зимы» были организованы лидерами стран Персидского залива, Европейским союзом и США, так как они хотели иметь неконтролируемый доступ к нефтяным месторождениям, защитить Израиль, а также обеспечить США присутствие в стратегически важном регионе.

Безусловное преимущество книги в том, что автор излагает ход ливийских событий в совершенно несвойственной манере для американской академической элиты. В отличие от большинства американских политологов, Прашад критически высказывается по поводу вторжения войск коалиции [Prashad 2012:41] в Ливию. Как и большинство гуманитарных интервенций, проводимых Соединёнными Штатами и их союзниками по НАТО, вторжение войск коалиции в Ливию было оправдано, ставшей уже традиционной причиной - защитой прав человека и демократических свобод в Ливии.

В. Прашад называет себя неомарксистом. Исходя из этого, автор уделяет большое внимание классовым вопросам, тесно переплетая их вопросами идентичности и религии, считая их неразделимыми. Прашад называет совокупность этих понятий «демократические чувства», имея в виду, что демократия - это не только политические права, но и права на религиозную свободу и возможность самоопределения [Prashad 2012: 11].

Книга построена по проблемному принципу, поскольку сам автор считает невозможным рассматривать события в Египте, Тунисе, Йемене и Бахрейне в строго хронологическом порядке. Условно, книгу можно разделить на две части. В первой - анализируются события в Египте, Тунисе, Йемене и Бахрейне. Автор начинает изучение арабских революций с событий, произошедших в Египте. Протест на площади Тахрир был первым проявлением «арабской весны» в Египте, но, конечно, не последним [Prashad 2012: 20]. Свержение Хосни Мубарака повлияло не только на ситуацию внутри страны. После падения режима Мубарака «пламя революции» распространилось на Бахрейн, Ливию, Йемен [Prashad 2012: 88]. В основе волнений, как отмечает Прашад, лежали не только недовольство населения правительством, но и экономические составляющие - стремление неолиберализма сохранить своё мировое господство. В качестве причин он называет имперские амбиции Соединённых Штатов, чрезмерное беспокойство Тель-Авива за свою безопасность и огромное желание Мубарака, несмотря ни на что, удержать свою власть [Prashad 2012: 51].

Что касается событий в Йемене, то они, по словам индийского политолога, развивались гораздо быстрее, чем можно было предположить [Prashad 2012: 68]. Уличные протесты, начавшиеся в столице, быстро переместились на юг

страны. Первоначально причины протестов были экономические, но вскоре они насытились политическими, ведь население было недовольно политикой президента Али Абдалла Салеха, а также высоким уровнем безработицы в стране [Prashad 2012: 69]. Под давлением массовых выступлений Салех предложил провести президентские выборы и уйти в отставку до конца 2011 г., однако оппозиция отвергла это предложение, требуя его немедленной отставки. В то же время в Йемене проходили демонстрации сторонников Салеха. Несмотря на сложную ситуацию внутри страны и просьбы Салеха о помощи у США, американские власти сохраняли нейтралитет и никак не реагировали на призывы из Йемена [Prashad 2012: 74]. Одной из лидеров антиправительственного движения, в октябре получившей Нобелевскую премию мира за ненасильственную борьбу за безопасность женщин и за права женщин на полноправное участие в построении мира, была Тавакуль Карман. В своей речи она отметила, что это победа всех арабских женщин и борьба за демократический Йемен будет продолжаться и дальше [Prashad 2012: 75].

Страна, на которой автор заканчивает первую часть книги, - это Бахрейн. В случае с Бахрейном Вайя Прашад начал анализ революционных событий с краткой исторической справки об обретении независимости страны от Великобритании в 1971 г. [Prashad 2012: 78]. Волнения, основой которых стали, как и в остальных арабских странах, политические причины, начались в столице государства -Манаме. В целях стабилизации обстановки в страну были введены военнослужащие из Саудовской Аравии и полицейские из Объединённых Арабских Эмиратов. Сами выступления в большей степени носили характер межрелигиозных столкновений, поскольку шиитское большинство населения (шииты составляют более 60% от общей численности) управляется династией Аль-Халифа, относящих себя к сунитскому меньшинству.

Вторая часть книги посвящена событиям в Ливии как особому компоненту «арабской весны»: кратко описывается переворот М. Каддафи в 1969 г., войны с Чадом с 1978 по 1987 г., неолиберальные реформы 1990-х гг. Прашад вводит такое концептуальное понятие, как «инволюция» применительно к воинственной политике М. Каддафи [Prashad 2012:85], что запустило процесс использования идей Каддафи, изложенных в «Зелённой книге» против него самого [Prashad 2012: 99].

Индийский исследователь отмечает, что после вторжения солдат стран НАТО, одобренной Резолюцией Совета Безопасности ООН 1973г., принятой 17 марта 2011 г., под предлогом защиты мирных жителей как цель вооружённого вмешательства и дающей право уничтожать любые войска, представляющие угрозу для населения, только с помощью воздушных ударов. Ливия оказалась раздробленной на два лагеря

Рецензии

с противоположных географических концов страны и соответственно с двумя противоположными политическими силами: либеральными реформистами и убеждёнными националистами [Prashad 2012: 179]. Население Ливии устало от авторитарного стиля управления Каддафи и сейчас, как естественная реакция, оно ищет более либеральные и менее идеологизированные формы правления. Тем не менее Прашад утверждает, что в случае с Ливией, так же как и в других ближневосточных государствах, «пораженных арабской весной», причины восстаний в большей степени внешние (активное вмешательство европейских стран и США во внутренние дела государств), чем внутренние (недовольство правящими режимами, социально-экономические причины).

Особенно отчётливо виден результат западного вмешательства в случае с Ливией. Очевидно, что антиправительственные выступления были вызваны прежде всего политическими предпосылками, а не социально-экономическими. С вовлечением Запада ситуация в стране превратилась в практически неконтролируемый глубокий политический кризис.

Автор анализирует причины военного вмешательства США, основываясь на их интересах в регионе, а именно:

1) война против терроризма;

2) безопасность Израиля в регионе;

3) нефтяные месторождения;

4) борьба против гегемонии Ирана в Ближневосточном регионе.

Исследователь рассказывает о встрече бывшего представителя США в ООН, представителя лоббистской компании «РаНоп Boggs» Фрэнка Визнера и президента Египта Хосни Мубарака, в ходе, которой Визнер просил о военной поддержке во время «арабской весны» и отставке самого Мубарака.

В. Прашад в своей книге не даёт детального анализа событий в других странах региона, таких, как Бахрейн, Йемен и Сирия, концентрируя своё внимание на Египте и Ливии. В заключение автор обобщает, делая вывод о том, что основной

причинои антиправительственных восстании, прокатившихся по ближневосточным странам, является синтез накопившегося недовольства населения правящим режимом и вмешательства стран-членов Североатлантического альянса во внутренние дела государств. В то же время по содержанию работы можно сделать вывод, что за кризисную ситуацию в Ливии ответственен в большей степени «внешний фактор», нежели влияние классовых причин. Одним из явных недостатков монографии можно считать то, что авторские выводы отчасти противоречивы: в ситуации с Ливией, по мнению индийского политолога, причиной антиправительственных восстаний явилось народное недовольство правящими режимами, в то же время Прашад на протяжении всего исследования неоднократно указывает на огромное влияние внешних причин на формирование внутриполитического кризиса в Ливии.

Монография В. Прашада действительно заслуживает особого внимания российских специалистов по международным отношениям по трём причинам: во-первых, весьма оригинален неомарксистский подход автора к анализу событий, имеющих историческое значение для африканского континента и региона Ближнего Востока; во-вторых, Прашад пытается провести параллели между событиями в государствах Ближнего Востока и Северной Африки, которые ранее рассматривались изолированно в современной политической науке; в-третьих, автор открыто заявляет о недопустимости вторжения войск США и их союзников в Ливию. Позиция В. Прашада относительно влияния «внешнего фактора» сходна с позицией многих российских политологов, в то же время следует заметить, что автор значительно недооценивает фактор религии при рассмотрении причин выступлений в Бахрейне, Ливии и Йемене. Это умозаключение необходимо учитывать при прочтении рецензируемого издания.

Koposova E.N. Libya's crisis in an international and political contest.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.