УДК 327.56
Юсеф Д.А. Нассасра
аспирант,
кафедра социологии и политологии, ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет»
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ БЛИЖНЕВОСТОЧНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В ПЕРИОД ПОСЛЕ «АРАБСКОЙ ВЕСНЫ»
Аннотация. В данной статье дается анализ основных факторов, которые оказывают или могут оказать существенное воздействие на состояние и перспективы отношений России и стран Ближнего Востока, выявляются направления корректировки внешнеполитической деятельности России в ближневосточном регионе.
Ключевые слова: Ближний Восток, «арабская весна», регион Персидского залива, правительство Ба-шара Асада, внутриполитическая стабилизация, присутствие России на Ближнем Востоке.
Yousef D.A. Nassasra, Kursk State University
THE STRATEGIC PRIORITIES OF THE MIDDLE EAST POLICY OF RUSSIA IN THE AFTERMATH OF THE
"ARAB SPRING"
Abstract. This article analyses the main factors which have or may have a significant impact on the state and prospects of relations between Russia and the countries of the Middle East, identifies the direction of the adjustment foreign policy activity of Russia in the middle East region.
Keywords: middle East, the Arab spring, the Gulf region, the government of Bashar al-Assad, political stabilization, the presence of Russia in the middle East.
Ситуация, которая складывается в настоящее время на Ближнем Востоке, именуемая «арабской весной», а также «арабской» или «исламской» революцией, обозначили для России необходимость переоценки и корректирования определенных аспектов ближневосточной политики.
В 2000-х годах было осуществлено некоторое присутствие России на Ближнем Востоке и дружелюбные отношения с некоторыми государствами, в состав которых вошли и страны Персидского залива. До наступления «арабской весны» Россия получила возможность вернуться на Ближний Восток и заявить о своих интересах. Также она смогла укрепить экономическое пребывание и военное участие не только со странами, «опекаемыми» во времена СССР, но и новыми участникаим, среди которых Израиль, Саудовская Аравия, Иордания и Иран. После начала арабской весны оказалось, что влияние политики России существенно ослабело, а существующее положение идет вопреки ее интересам.
«Арабская весна», вероятно, застала врасплох все мировое сообщество, включая и западные и российское правительства. Детальные причины «арабской весны» были озвучены задолго до их массовых обсуждений, и перечень проблем региона: коррупция, бедность, макроэкономическая нестабильность, авторитарный политический режим, разделенность общества на кланы, давление властей на бизнес, всевозрастающее влияние исламистов и пр. - был общеизвестен. В этот перечень следует включить своеобразные для Ливии и Йемена закрытые внутритерриториальные конфликты и разлады касательно отношений шиитских общин и суннитских властей в арабских государствах Персидского залива.
Но, зная о внутреннем напряжении в арабских странах, Российский министр иностранных дел С.В. Лавров в своем интервью середины марта 2011 г. обозначил произошедшее как «ожидаемую неожиданность». «Арабская весна» оказалась непредсказуемой «прежде всего с точки зрения того, что это случилось очень быстро и охватило сразу несколько стран». Директор Института востоковедения РАН В.В. Наумкин в связи с этим отметил, что «новизной стало неинспирированное внешним воздействием спонтанное светское массовое движение молодежи, преимущественно образованной и либерально настроенной, что особенно ярко проявилось в Египте и Тунисе».
Несмотря на то, что российско-арабские торгово-экономические отношения находятся на невысоком уровне, регион является значимым с позиции ориентирования на разнообразие и разностороннее развитие российских экономических связей и воздействия ситуации на Ближнем Востоке на состояние мирового углеводородного рынка. Таким образом, все, что происходит в арабских странах, нашло отражение во внутренней безопасности РФ, которая отчасти относится к исламской цивилизации и наталкивается на религиозный экстремизм. Общественно-политическое развитие и крупные беспорядки в арабских странах, несомненно, касаются вопросов внешней политики России также по причине того, что в ближневосточном регионе внезапно оживились другие внешнеполитические силы (США, Великобритания, Франция, Китай), усилились разногласия Ирана и аравийских монархий, а политические доктрины, которые заменили предыдущие режимы в Египте, Ливии, Тунисе, расположены изменить направление внешнеполитического курса. Поэтому выстраивается развернутая концепция внешней политики РФ на Ближнем Востоке. Ее следует раскрывать через призму ключевого курса внешней политики России, продолжающей советский курс, по большей части пунктов.
В стратегии политики России в регионе в свете событий «арабской весны» отчетливо выделяются три основных составляющих: ответ Москвы на сопротивление в определенных странах; формирование российско-арабских отношений в новых условиях; воздействие ситуации в регионе на положение внутри России.
Россией была занята разумная позиция нейтралитета относительно внутригосударственных дел арабских стран, а также проявилась инициатива сотрудничества с умеренными исламистами. Россия не намерена «идеализировать» положение дел на арабском Востоке, признавая тот факт, что регион будет переживать трудные времена. Такое мнение дает возможность оградить государство от последующих просчетов, что наиболее актуально, так как изменения, произошедшие в регионе, могут опосредованно коснуться внутрироссийской ситуации.
В целом можно указать три типа реакции России на противостояние властей и оппозиции в разных арабских странах. Касательно Туниса, Египта, Йемена, Бахрейна и других государств, в которых выступила оппозиция, Россия обозначила себя в качестве «наблюдателя». Ситуацию с Йеменом следует отметить особенно, поскольку Россия здесь выступила не зрителем, а уполномоченным в регулировании. Москва поддержала отставку ныне существующего президента, при этом запросив гарантию его безопасности.
Россия поддержала усилия членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) во главе с Саудовской Аравией, предложивших Салеху и оппозиции свои услуги как посредника.
Готовность РФ к вмешательству аравийских стран, которым оказывали помощь США, можно объяснить следующими причинами. Был признан суверенитет Йемена, поскольку цели силового свержения Салеха не было, и ни одна из сторон конфликта не была поддержана. Стремления межнациональных участников имели положительный результат, была подписана программа мирного перехода власти, предполагающая перевод полномочий от Салеха к вице-президенту Абд Раббо Мансуру Хади. В дальнейшем Москва в качестве одного из поручителей исполнения вышеуказанного соглашения тщательно контролирует ситуацию. Сейчас республика должна решить ряд вопросов касательно государственного регулирования конфликтов и экономического продвижения (страна имеет репутацию одной из самых бедных арабских стран). Россия как одна из сторон «группы друзей Йемена», которая была создана в январе 2010 г., оказывает безвозмездную материальную помощь и делают все возможное с целью установления контактов среди враждующих политических сил.
Масштабные волнения в Тунисе встретили невозмутимую реакцию российского МИД. Официальный уполномоченный министерства А.К. Лукашевич о последних государственных событиях сообщил о том, что Москва беспокойно восприняла события, развернувшиеся в Туни-
се. «Считаем, что в интересах всех тунисцев скорейшим образом вернуть ситуацию в нормальное русло, восстановить стабильность, избежать конфронтации, тем более вооруженной. Неотложную задачу видим в восстановлении мира и спокойствия на путях демократического диалога и в конституционных рамках, исключающих насилие». Дальнейшие сообщения представителей внешнеполитического ведомства были обозначены в таком же ракурсе. Следует отметить положительную реакцию России на ход парламентских выборов, где победу одержала умеренная партия исламистов «ан-Нахда», а также на то, что президентом был избран правозащитник Монсеф Марзуки.
Подходы России и Туниса сошлись на отрицании иностранного вторжения в сирийские вопросы и ультимативном условии поддержания ее суверенитета. Однако абсолютного единодушия по вопросу Сирии не установлено.
Противоправительственные акции в Египте, которые повлекли за собой отставку президента Мубарака, спровоцировали повышенное внимание России к ситуации в регионе. Произошло отстранение от власти главы передового арабского государства, в последние десятилетия влиявшего на внешнеполитическое состояние арабского мира. Для того, чтобы детально войти в курс вопроса, была организована поездка заместитетля министра иностранных дел А.В. Салтанова, в феврале побывавшего в арабских государствах.
По вопросу Египта Россия приняла равновесное положение, избежав выражения своего расположения кому-либо из участников. Министерство иностранных дел продемонстрировало потребность выхода из кризисного состояния без насилия и террора, выразив предположение по поводу того, что руководство Египта оценит серьезность происходящего и предпримет все возможное для нормализации обстановки и обеспечения стабильности сложившейся ситуации.
После того, как Мубарак снял с себя полномочия президента, Россия обозначила свое согласие регулировать вопросы, касающиеся взаимоотношений Высшего совета вооруженных сил и силами оппозиции. Россия поддержала египетские реформы и одобрила развитие двустороннего сотрудничества.
В последующем российские дипломаты продолжили отношения с политиками Египта, они также осуществляют взаимодействие с потенциальными участниками «поединка» за президентское кресло на пост президента.
Российским правительством были поддержаны результаты выборов в парламент, ставших успешными для умеренных исламистов из Партии свободы и справедливости. Также руководство страны выразило солидарность итогам выборов президента, где победил Мухаммад Мурси.
Особенностью политической оппозиции в России относительно положения в Египте стало отрицательная оценка вероятной казни бывшего президента, что являлось непременным условием большинства сторонников опозиции. Российское руководство охарактеризовало данное решение бесчеловечным, при том, что Мубарак заявил о своем нежелании бороться за власть.
Правительство России продемонстрировало свое согласие касательно внедрения войск специальный подразделений в Бахрейн, поскольку данная мера была предусмотрена как реакция на прошение Манамы.
Что касается ливийской ситуации, в которой положение приняло серьезный оборот с участием иностранных государств, Россия, симпатизируя Муаммару Каддафи, при этом держала нейтралитет, что принципиально отличалось от ее отношения к вопросам оппозиции.
Общественное движение в направлении волнений было идентично выступлениям относительно положения в Тунисе и Египте. Однако по ходу развития напряженной ситуации и роста насилия Россия приступила к обсуждению власти Джамахирии за использование вооружённой организации государства против мирных жителей. Кроме того, была одобрена резолюция
СБ ООН № 1970, которая предусматривала меры воздействия против политического устройства Каддафи. Но Россия однако уклонилась от голосования по вопросу резолюции СБ ООН № 1973.
По причине гражданской войны в Сирии РФ активно проявила себя в качестве сторонника власти и решилась на усугубление конфликта с Западом и перечнем государств арабского мира. С тех пор, как начались сирийские антиправительственные сообщения, РФ активно выражает солидарность Дамаску. Характерную черту российского руководства к конфликту в Сирии можно прокомментировать следующим образом. Ключевое значение России поясняется расположенностью к исполнению международного права. Российский экономический интерес в Сирии имеет более четкие основания, таким образом государства активно контактируют в гуманитарной отрасли.
Несмотря на то, что изменения в арабском мире еще не закончены, представляется возможным определить некоторые особенности его дальнейшего становления, которые должно иметь ввиду российское руководство.
Характерные черты ближневосточных событий в общественно-политической сфере -это возрастание политического воздействия ислама. Для аравийских монархий события последних лет представляют возможность рассматривать ислам в качестве способа управления арабскими странами. Странами «арабской весны» пытаются управлять Турция и Иран, в которых власть находится в руках исламистов.
Активные действия радикальных исламистских группировок провоцируют Россию двигаться в направлении противостояния такой опасности национальной и международной безопасности. Внешнеполитическая деятельность российского руководства была нацелена на принятие в феврале 2015 года Советом Безопасности ООН резолюции.
Российская Федерация осуществляет оказание гуманитарной помощи беженцам из Сирии и Ирака. Кроме того, принимает участие и оказывает военно-техническую поддержку властям Ирака. Также ведется работа по налаживанию связей между уполномоченными Башара Асада и оппозицией.
Российское руководство поддерживает инициативу противостояния ИГ Ирана, финансовый контроль финансирования ИГ, усиление контроля сирийских и иракских границ с турецкой стороны и монархий Персидского залива. Значительное ограничение возможностей исламского государства могло бы быть достигнуто за счет внешнего изолирования. В настоящее время актуальным становится необходимость объединенного участия всех сторон, причастных к нормализации международного положения.
Российское руководство поддерживает последующее содействие в направлении сопротивления ИГ под защитой ООН в соответствии с международным правом. Однако Россия не уклоняется от сотрудничества, что подтверждается участием главы ФСБ РФ А.В. Бортникова в саммите против насильственного экстремизма.
Руководство России трезво рассматривает возможность распространения исламистских концепций и продвижение последователей ИГ с афганского направления в азиатские и кавказские государства. Также необходимо иметь ввиду вероятность использования исламистами отсутствия доверия населения властям, коррупционный рост, социально-экономические сложности и пр.
Принимая во внимание интеграцию в рамках евразийского сотрудничества, российское руководство предполагает укрепление государств Центральной Азии, налаживание связей и контактов в различных сферах.
В перечень запрещенных и признанных террористическими организаций в России включены ИГИЛ и «Джабга ан-Нусра». Производится усиление паспортных и миграционных проверок, обнаружение вербовщиков и возможных джихадистов. Пристальное внимание оказывается родственникам и близким тех, кто возвращается из Сирии и Ирака. В законодательство России
внесены коррективы и ведется работа над способами их исполнения. То есть РФ по-прежнему играет значимую роль в борьбе с распространением экстремизма и терроризма.
Как следствие, отношения Российской Федерации со странами Ближнего и Среднего Востока будут продолжать развиваться. Взаимное сотрудничество с Ираном станет более тесным, в связи с тем, что он будет нуждаться в поддержке России касательно ядерной программы и сирийского ослабления.
Кроме того, Российское руководство имеет большую вероятность налаживания сотрудничества с Израилем. После того как отношения Тель-Авива с Турцией и Египтом охладели, им были предприняты попытки сотрудничества с Грецией, Кипром, Болгарией и Азербайджаном.
Государственные интересы и предпочтения РФ направлены на поиск возможностей урегулирования ближневосточного конфликта объединенными усилиями и обязательно мирным способом. Российское руководство преследует цель избежать своего исключения из перечня сторонников урегулирования конфликта, а также отстоять свои позиции на Ближнем Востоке и занять надлежащее место к моменту решения имеющихся проблем.
Список литературы:
1. «Арабская весна» уничтожила светский противовес исламистам на севере Африки -Маргелов // ИА «Интерфакс-Религия», 22.03.2012. - URL: http://www.interfax-religion.ru/aze/ print.php?act=news&id=44714.
2. Бизнес-диалог «Россия-Арабский мир» // Российско-арабский деловой совет, 21.06.2012. - URL: http://www.tpp-inform.ru/analytic_journal/2429.html.
3. Влияние арабской весны на Россию и российских мусульман // ИА «Ислам News», 13.04.2012. - URL: http://www.islamnews.ru/news-123441.html.
4. Заявление официального представителя МИД России А.К. Лукашевича в связи с событиями в Тунисе // Сайт МИД РФ, 15.01.2011. - URL: http://www.mid.ru/bdomp/ Brp_4.nsf/arh/FF50F083BC4A4FD1 C3257819003BCC5D?0penDocument.
5. Интервью Министра иностранных дел России С.В. Лаврова руководителю авторской программы «Актуальный разговор» телекомпании «3 канал» В. Соловьеву // Сайт МИД РФ, 13.03.2011. -URL: http://www.mid.ru/bdomp/Brp_4.nsf/arh/E35AC8110082ABCBC3257852004AF20E?0penDocument.
6. Кляйн Маргарете. Россия и «арабская весна»: внешне- и внутриполитические задачи // SWP-Aktuell, 04.01.2012. P.5. - URL: http://www.germania-online.ru/uploads/media/ swp_arabischer.ru.pdf.
7. Наумкин Виталий. Снизу вверх и обратно. «Арабская весна» и глобальная международная система // Россия в глобальной политике, 02.08.2011. - URL: http://globalaffairs.ru/ number/Snizu-vverkh-i-obratno-15277.
8. Путин Владимир. Россия и меняющийся мир // Московские новости, 27.02.2012. -URL: http://mn.ru/politics/20120227/312306749.html.
9. Скопич О.А. Дехристианизация Ближнего Востока в контексте глобализационных процессов // Институт изучения Ближнего Востока, 24.12.2007. - URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/ 2007/24-12-07a.htm.
10. Сообщение для СМИ. В связи с судебным процессом над бывшим президентом Египта Х. Мубараком // Сайт МИД РФ, 07.01.2012. - URL: http://www.mid.ru/bdomp/ns-rafr.nsf/89414576079db559432569d8002421fc/11996ec554294a1a44257981001d3722!0penDocument.
11. Сообщение для СМИ. О ситуации в Королевстве Бахрейн // Сайт МИД РФ, 15.03.2011. -URL: http://www.mid.ru/bdomp/Brp_4.nsf/arh/2DEA84D3485A6A7AC325785400511 F25?0penDocument.
12. Сообщение для СМИ. Об устном послании Министра иностранных дел России С.В. Лаврова Министру иностранных дел Египта А. АбульГейту // Сайт МИД РФ, 29.01.2011. - URL: http://www.mid.ru/bdomp/Brp_4.nsf/arh/28DA98369E67F581C3257827005664EC?0penDocument.