Научная статья на тему 'Общественно-политическая трансформация на арабском Востоке и позиция Исламской Республики Иран'

Общественно-политическая трансформация на арабском Востоке и позиция Исламской Республики Иран Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
126
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общественно-политическая трансформация на арабском Востоке и позиция Исламской Республики Иран»

ИСЛАМ В СТРАНАХ ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ

А. Бязров, Н. Ногаев,

кандидаты исторических наук

(Северо-Осетинский государственный университет им. К. Хетагурова) ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ НА АРАБСКОМ ВОСТОКЕ И ПОЗИЦИЯ ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН

В начале 2011 г. в ряде стран арабского мира начался процесс общественно-политической трансформации. Поочередно государства Северной Африки и Ближнего Востока были охвачены народными волнениями и массовыми беспорядками. При содействии народных масс объединенные оппозиционные силы в арабских странах активизировали свою деятельность в направлении свержения правящих монархических и авторитарных режимов, требуя роспуска и реорганизации действовавших политических институтов: правительства, парламента, партий и прочих органов власти, не выражавших интересы народного большинства. В про-тестных акциях населения Северо-Африканского и Ближневосточного регионов доминировали лозунги социальной и экономической справедливости, требования проведения назревших конституционных реформ. Дестабилизация внутриполитической обстановки в мусульманских странах вызывала пристальное внимание Ирана, во многом определяющего политическую ситуацию на Ближнем Востоке (БВ). В этой связи руководство Исламской Республики Иран (ИРИ) выражало серьезную озабоченность по поводу усиливающейся эскалации внутриполитических конфликтов в соседних арабских странах - Сирии, Йемене, Бахрейне, географически расположенных в непосредственной близости от иранских границ, а также на африканском континенте.

Первоначально народные волнения охватили СевероАфриканский регион, в частности Тунис, который со второй поло-

вины декабря 2010 г. захлестнули народные акции протеста. В январе 2011 г. в государстве прошла так называемая «жасминовая» революция, в результате которой президент Зин аль-Абидин бен Али бежал в Саудовскую Аравию и вскоре был отрешен от должности. Конституционным советом страны. Вновь сформированное временное правительство национального единства Туниса разрешило деятельность всех запрещенных прежде политических партий и объявило амнистию политзаключенным. Реакция официального Тегерана на события в Тунисе последовала незамедлительно. Официальный представитель МИДа Ирана Р. Мехманпараст сделал акцент на необходимости сохранения национального единства тунисского народа и выразил надежду на то, что благодаря установлению в стране народного строя, основанного на религиозных ценностях и убеждениях, будут воплощены в жизнь чаяния тунисцев. Вместе с тем представитель МИДа Ирана выразил обеспокоенность по поводу визита официального представителя Госдепартамента США по вопросам БВ Дж. Фильтмана, который провел переговоры с министром иностранных дел переходного правительства Туниса. На фоне резкого недовольства тунисского народа, требовавшего роспуска временного правительства и отставки всех чиновников, связанных с прежним режимом, иранское внешнеполитическое ведомство выступило против вмешательства во внутренние дела африканского государства.

Между тем революция в Тунисе стала прелюдией к резкому обострению внутриполитической обстановки в других странах Северной Африки (СА). 25 января антиправительственные акции протеста захлестнули также Египет. Бедность, недовольство своим положением в обществе, отсутствие социальных перспектив, коррумпированность чиновников в высших эшелонах власти вывели на улицы египетских городов миллионы людей с требованием отставки 82-летнего президента X. Мубарака, либерализации политической системы, проведения экономических реформ. Протест-ные выступления инициировались снизу, в них вливались в первую очередь широкие народные массы, в их числе образованная, но неустроенная молодежь. События в Египте представляли собой самовозгорающееся народное движение, не имеющее передовой группы или основополагающей организации. Движение не имело единоличного политического лидерства, организаторской силы. В борьбу за власть в Египте активно включилась структурированная политическая оппозиция в лице оппозиционного лидера аль-Барадеи и исламистской организации «Братья-мусульмане».

В связи с углублением внутриполитического кризиса в Египте 11 февраля X. Мубарак, правивший почти 30 лет, вынужден был уйти в отставку, передав властные полномочия Высшему совету Вооруженных сил страны. События в Египте получили широкий резонанс в Иране. За несколько часов до отставки X. Мубарака президент Ирана Махмуд Ахмадинежад призвал египетский народ продолжать акции протеста и на принципах «свободы» самостоятельно выбирать своих лидеров и собственную форму правления. Позицию иранского лидера поддержал спикер меджлиса Али Ла-риджани, подчеркнув при этом, что народные восстания в Тунисе и Египте явились, в частности, реакцией на вмешательство США во внутренние дела обеих стран. Ранее парламент Ирана, признав требования египетского народа справедливыми, выступил с официальным заявлением в поддержку народного движения в Египте. В упомянутом документе, озвученном на заседании парламента 1 февраля, говорится: «То, что происходит в Египте, является пробуждением совести той нации, которая в свое время оставила важнейший след в истории человечества, а на протяжении последних 32 лет из-за предательства властей чувствовала себя униженной, и вот сейчас она намерена заявить о новой своей исторической роли». В свою очередь духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи заявил, что события в Египте, Тунисе и других арабских странах -знак «исламского пробуждения».

Таким образом, правящие круги ИРИ единогласно поддержали справедливые требования народов Туниса и Египта и решительно осудили прежние автократические режимы североафриканских стран за применение силы при разгоне демонстрантов. В то же время иранское руководство предостерегло США и другие страны Запада от вмешательства во внутренние дела двух государств, которое, по их мнению, содействует расколу наций и усилению внешнеполитической напряженности, напомнив, что тунисский и египетский народы вольны и готовы самостоятельно решать свои внутренние проблемы. Вследствие свержения режима Мубарака Иран и Египет стали выстраивать прерванные в 1979 г. дипломатические отношения. Инициатором сближения выступила иранская сторона - с инициативой проведения учебного похода кораблей ВМС Ирана из Красного моря в Средиземное через Суэцкий канал. 18 февраля официальный Каир дал согласие на запрос иранского дипломатического представительства предоставить разрешение на проход иранских кораблей через территориальные воды Египта. Так, вскоре после отставки Мубарака - вер-

ного проводника интересов США - стали складываться более благоприятные условия для восстановления ирано-египетских взаимоотношений, расширения сотрудничества двух стран. В данном контексте новый глава МИДа Египта Набиль аль-Араби в ходе своей первой пресс-конференции заявил, что Каир готов открыть «новую страницу в отношениях с Ираном... Учитывая последние события в Каире, пришло время для расширения сотрудничества», -заявил он. Отметив историческую общность двух стран, египетский дипломат также подчеркнул, что «правительство Египта не считает Иран недружественным государством. Восстановление дипломатических связей между нашими странами зависит от Ирана», - добавил аль-Араби. Речь своего египетского коллеги о необходимости восстановления дипломатических отношений двух стран поддержал глава МИДа Ирана Али Акбар Салехи, заявив, что «Иран поддерживает намерение Египта восстановить двусторонние отношения».

Тем самым в процессе формирования общественно-политической трансформации в арабском мире официальный Тегеран предпринимал усилия для укрепления своего влияния на Ближнем Востоке, в частности справедливо разделяя позицию и требования восставших против диктаторского произвола народов Северной Африки. Вместе с тем иранские власти прилагали усилия для налаживания дипломатического контакта с переходным правительством Египта, во многом определяющего расстановку сил в ближневосточном регионе. Вслед за Тунисом и Египтом пожар революции охватил Ливию. С 15 февраля в ливийских провинциях, прежде всего в восточном районе Киренаике, начались акции протеста с требованием отставки лидера Джамахирии, правящего в стране 42 года, Муаммара Каддафи. Ливия фактически разделилась на подконтрольный властям Запад и Восток, удерживаемый вооруженными силами повстанцев. Правительственные войска жестоким образом подавляли народные демонстрации, впоследствии переросшие в открытый вооруженный конфликт.

Иран, в свою очередь, резко осудил действия ливийских властей по подавлению народных акций протеста в стране и призвал международное сообщество принять экстренные меры для прекращения насилия в отношении народа Ливии. По сообщениям иранского информагентства ISNA, официальный представитель иранского МИДа Рамин Мехманпараст заявил, что «Исламская Республика Иран считает, что восстание ливийских мусульман и их праведные требования стоят в одном ряду с подлинным движе-

нием граждан стран региона, которое стало результатом исламского пробуждения», а также призвал «международные органы предпринять действенные и срочные меры по прекращению актов насилия». Аналогичную позицию занял М. Ахмадинежад.

Иранский президент подверг резкой критике действия Му-аммара Каддафи: «То, что он делает, неприемлемо... Любой, кто бомбит собственный народ, заслуживает осуждения». Следует предоставить «возможность жителям региона самим определять свое будущее». Ахмадинежад призвал ливийского лидера, а также руководителей других мятежных государств «обратить внимание на требования народов, прекратить насилие против своих наций, если они претендуют на руководящую роль в будущем... Разве можно представить, что найдется человек, который будет бомбить и убивать свой же народ... Мир стоит на пороге больших изменений... народы нуждаются в связях с мировым сообществом и справедливом миропорядке, которые будут обеспечивать соблюдение прав и достоинство всех наций, смогут восполнить тот большой пробел между "властвующими" и "неимущими", а также развенчать злые намерения в отношении народов и наций, прекратить их унижение и оскорбление», - приводит обращение иранского лидера информационное агентство ФАРС.

Между тем 18 марта в Нью-Йорке СБ ООН принял резолюцию 19/73, которая предусматривала закрытие воздушного пространства над Ливией как способ защиты сил оппозиции и гражданских лиц от триполитанских истребителей. В проекте резолюции говорится о недопустимости наземной международной военной операции в Ливии. Принятый СБ ООН документ повышал вероятность осуществления вторжения коалиционных войск на территорию Ливии в том случае, если эти действия будут согласованы с так называемым Переходным национальным советом Ливии и Лигой арабских государств. Тем самым Совет Безопасности ООН фактически санкционировал вооруженное вмешательство сил НАТО во внутриполитический конфликт в Ливии осенью 2011 г., нарушив основополагающий принцип суверенности африканского государства. Впоследствии зарубежные СМИ информировали о намерении ряда европейских стран задействовать свои ВВС и ВМС против ливийских правительственных войск, а силы НАТО во главе с США под предлогом свержения ливийского режима Муаммара Каддафи инициировали военную операцию «Рассвет Одиссея».

Позиция Ирана относительно принятой СБ ООН резолюции по Ливии была недвусмысленно выражена в заявлении М. Ахмадинежада в интервью Национальному телевидению Испании (ТУБ1). Лидер ИРИ обвинил страны Запада в происходящих событиях в арабском мире: «Скажите мне, кто на протяжении последних 50 лет поддерживал диктаторские режимы? Откуда у них оружие? Может, они сами его произвели? Или купили у африканских стран? Кто, скажите, продавал Ливии оружие, которым сейчас Каддафи бомбит свой же народ?» Одновременно иранский лидер подверг резкой критике вооруженное вмешательство сил НАТО во внутренние дела Ливии, которое не позволит решить проблемы Ближневосточного региона. «Страны Запада должны оставить свои колонизаторские амбиции», - заявил Ахмадинежад. Комментируя вопрос о том, следует ли закрывать воздушное пространство Ливии, иранский лидер подчеркнул, что «любое военное вмешательство еще более усложнит ситуацию». Позицию Ахма-динежада разделял духовный лидер Исламской Республики Иран Али Хаменеи: «Иран поддерживает ливийский народ, который восстал против ливийского лидера Муаммара Каддафи, но осуждает военное вмешательство западных стран, поскольку они хотят воспользоваться ситуацией в свою пользу и установить контроль над ливийской нефтью», - говорится в заявлении иранского духовного лидера. Следовательно, власти Ирана выражали поддержку участникам антиправительственных выступлений в Ливии, впоследствии переросших в вооруженный конфликт, и в то же время осуждали действия ливийских властей по силовому подавлению протестных акций, а также намерение стран НАТО предпринять гуманитарную интервенцию, т. е. вмешаться во внутренние дела суверенного государства.

Вследствие углубления социально-политического кризиса в Северной Африке народные протесты расширяли географию. Волна народных протестов, поднявшаяся в Тунисе, захлестнула также страны Персидского залива. Акции гражданского неповиновения шиитского большинства (около 70% населения) режиму кронпринца Салмана бен Хамада аль-Халифы, прокламирующему суннитскую элитарность, проходили в Бахрейне. Однако вследствие усиления репрессий в середине февраля 2011 г. на Жемчужную площадь Манамы вышли также представители леворадикальных сил из числа суннитов. Митингующие требовали отставки премьера шейха Халифы бен Салмана аль-Халифы, которого обвиняли в коррупции, проведения конституционных реформ и ограничения

власти монарха, создания новых рабочих мест, а также освобождения всех политических заключенных. Кроме того, оппозиция, опирающаяся на шиитское большинство, выступала за изменение просуннитской миграционной политики, проводимой в интересах правящей королевской семьи. Активизация исламских сил в Бахрейне повышала вероятность укрепления влияния шиитского элемента в стране. В этой связи бахрейнские власти обвинили организаторов антиправительственных манифестаций в попытке переворота и сотрудничестве со спецслужбами Ирана, а на подавление народных протестов местный король, под предлогом обеспечения общественного порядка, призвал войска из стран - членов Совета содружества государств Персидского залива (ССАГПЗ). Вскоре в охваченное беспорядками государство из Саудовской Аравии был введен воинский контингент под предлогом обеспечения общественного порядка и проведения операции «Щит». В этой связи следует также отметить, что в Бахрейне расквартирована крупнейшая американская авиабаза в Персидском заливе и штаб-квартира 5-го флота ВМС США.

В условиях эскалации напряженности в Бахрейне Иран выступил в поддержку акций протеста шиитского большинства, жестоко подавляемых реакционерами и саудовскими войсками. Министр иностранных дел ИРИ Али Акбар Салехи, в свою очередь, обратился к генсеку ООН Пан Ги Муну с просьбой вмешаться в происходящее и защитить законные требования народа Бахрейна, чьи выступления жестоко подавлялись силовыми структурами страны. Вместе с тем иранская сторона подала официальную жалобу в ООН на Саудовскую Аравию в связи с незаконным участием саудовских войск в жестоком подавлении протестов шиитского большинства в Бахрейне. Официальный Тегеран призвал граничащие с Бахрейном государства присоединиться к данному обращению и потребовать немедленного вывода воинского контингента Саудовской Аравии. Копию жалобы Али Акбар Салехи направил также генсекам Организации Исламская конференция Экмеледди-ну Ихсаноглу и Лиги арабских государств Амру Муса, в которых выражалась озабоченность Исламской Республики Иран в связи с присутствием на территории Бахрейна в рамках миссии ССАГПЗ иностранных военных контингентов. Глава МИДа Ирана расценил вмешательство вооруженных сил соседних государств под предлогом обеспечения общественного порядка в Бахрейне как не имеющее правового основания и незаконное с точки зрения международного права. Али Акбар Салехи назвал неприемлемым военное

вмешательство любой страны и под любым предлогом и заявил о необходимости Организации Объединенных Наций незамедлительно принять меры для прекращения военного вмешательства во внутренние дела Бахрейна. Ранее президент Ирана Махмуд Ахма-динежад призвал власти Бахрейнского королевства «выслушать и выполнить требования народа, а не использовать против него пушки и танки». МИД Ирана 16 марта вызвал бахрейнского и саудовского послов и выразил им официальный протест в связи с «убийствами властями Бахрейна участников народных выступлений» и «вводом саудовских войск в страну», - говорится в опубликованном заявлении правительства Исламской Республики Иран. В знак протеста против дискриминации бахрейнского народа власти Ирана отозвали своего посла из Манамы.

Днем ранее к аналогичной мере прибегло руководство Бахрейна, отозвавшее своего чрезвычайного и полномочного посла в Иране. Как сообщает сайт «Л8-гигап», бахрейнское правительство связало это с вмешательством иранской стороны во внутренние дела королевства. Вслед за разрывом дипотношений король Бахрейна аль-Халифа открыто обвинил Иран в организации «заговоров против безопасности и стабильности страны» и распорядился немедленно депортировать всех граждан ИРИ. Наряду с этим 23 марта власти Бахрейна объявили о прекращении авиационного сообщения с Ираном, Ливаном, где шиитская организация «Хез-болла» выразила поддержку антиправительственным демонстрациям, и Ираком до 31 марта 2011 г. Тем не менее Иран продолжал придерживаться позиции категорической неприемлемости ввода саудовских войск на территорию Бахрейна. «Присутствие иностранных сил и вмешательство во внутренние дела Бахрейна неприемлемо и будет вести к дальнейшему осложнению ситуации», - говорится в заявлении пресс-секретаря внешнеполитического ведомства ИРИ Р. Мехманпараста. Следует полагать, что гуманитарная интервенция вооруженных сил стран ССАГПЗ в Бахрейне была обусловлена опасениями династии Саудари относительно возможности повторения подобного сценария на территории других монархий Персидского залива в случае достижения успеха шиитским большинством в Бахрейне. Тем не менее ни одно из социальных противоречий в ходе выступлений оппозиции бахрейнскими властями не было разрешено. Волна «исламского пробуждения», прокатившаяся по Северной Африке и странам Персидского залива, затронула также Сирию. В феврале-марте 2011 г.

сирийские оппозиционные силы резко активизировали антиправительственную деятельность.

При активной поддержке Саудовской Аравии, крайне заинтересованной в смене политического режима Башара Асада, расширении своего влияния на Ближнем Востоке, навязывании демократических свобод всем мусульманским странам, а также в ослаблении роли Ирана - как главного политического и идеологического оппонента в регионе, протестные движения происходили главным образом в Дамаске, Хаме и Дер'а. Для мобилизации и координации действий народных масс сирийские оппозиционеры активно использовали такие инструменты, как Facebook, Twitter и прочие социальные сети. В связи с непрекращавшимися беспорядками в сирийских городах 20 апреля Башар Асад официально объявил об отмене режима чрезвычайного положения, действовавшего в стране 48 лет.

Реакция Ирана как стратегического союзника Сирии на БВ относительно происходящих событий в этой стране была четко выраженной и последовательной. Исламская республика выражала демонстративную поддержку сирийскому руководству, а также выступала за недопущение иноземного военного вмешательства. В этой связи иранский военный фрегат «Алванд» и вспомогательное судно «Харг» в конце февраля направились по Суэцкому каналу в Средиземное море к берегам Сирии. Демонстративный шаг Ирана был обусловлен намерением разместить свои боевые корабли в сирийских портах, укрепить ее обороноспособность. При этом командующий ВМС Ирана контр-адмирал Хабиболла Сайари и сирийский министр обороны Али Хабиба Махмуд подписали соглашение о расширении сотрудничества ВМФ двух государств, предусматривающее совместные военные учения. Ранее командующий иранскими ВМС заявил, что расширение зоны деятельности иранского флота является реакцией на продолжающееся присутствие военно-морских флотов США и Европы в Персидском заливе, которое провоцирует нестабильность в регионе, сообщает иранский телеканал Press TV. B то же время представители иранского истеблишмента заявляли о своей незаинтересованности во вмешательстве во внутренние дела какой-либо страны и выступали против оказываемого извне давления на Сирию и присутствия иностранных военных сил на территории переживающего политический кризис государства. Несомненно, смена любого легитимного правительства силовым путем чревата непредсказуемыми результатами, а любое внешнее вмешательство во внутриполити-

ческие конфликты, вне зависимости от мотивов, многократно увеличивает число жертв. К тому же иностранная интервенция грозит повлечь за собой нарушение военного баланса сил в регионе, что также чревато необратимыми последствиями.

Необходимо принимать во внимание и тот факт, что, помимо обеспечения интересов народов региона, усилия Ирана и Сирии в 2011 г. были направлены на сотрудничество и консультации в рамках противодействия имперским амбициям Эр-Рияда в Ближневосточном регионе. В геополитической стратегии американского сателлита вопрос о ликвидации влияния Ирана и достижении безраздельной гегемонии на Ближнем и Среднем Востоке является ключевым. В случае реализации плана США по созданию так называемого «Большого Ближнего Востока», вероятно, последует задача переустройства нынешней российской политической системы. Следовательно, и Иран, и Россия на Западе рассматриваются в качестве сырьевого придатка в условиях глобального финансово-экономического кризиса.

Из вышеизложенного следует, что весной 2011 г. в арабском мире произошел серьезный тектонический сдвиг. Внутриполитические конфликты, охватившие Арабский Восток, были мотивированы острым социально-экономическим и политическим кризисом. Безработица, архаичность и коррумпированность политической системы, жесткий авторитаризм, монополизация доступа к власти и ресурсам, социальное неравенство лишали средние и неимущие слои населения арабских стран, в том числе образованную молодежь, возможности дальнейшей самореализации и развития. В целом протестные движения на Арабском Востоке были инспирированы и организованы мусульманскими фундаменталистскими силами, при активном использовании западных медиаресурсов, в частности социальных сетей (Google, Twitter, Face-book и т.п.). Исходя из создавшегося положения, Иран прилагал всевозможные усилия для защиты своих геополитических интересов на Ближнем Востоке и обеспечения собственной безопасности. В рамках реализации вышестоящих задач официальный Тегеран проводил политику расширения своего влияния в регионе. Позиция ИРИ в отношении происходящих турбулентных событий на Арабском Востоке, за исключением сирийского вопроса, выражалась, главным образом, в поддержке справедливых требований народов охваченных протестами стран.

Ввиду геостратегического значения Сирии, высокого уровня экономического и военно-политического сотрудничества Дамаска

и Тегерана, их заинтересованности в решении проблем мира и стабильности на БВ политика ИРИ содействовала мирному разрешению внутриполитических конфликтов в арабском мире, обеспечению безопасности и сохранению региональной интеграции. С учетом данных обстоятельств следует констатировать, что конструктивный диалог Ирана и Сирии с коалиционным блоком в составе США, Израиля и Саудовской Аравии вряд ли возможен, поскольку интересы последних объективно направлены на изменение в свою пользу баланса сил на Ближнем Востоке и, соответственно, геополитической обстановки в мире. В настоящее время феномен «арабской весны», ставший одним из важнейших факторов глобальной политики, грозит обернуться обострением международной обстановки на Ближнем Востоке. Однако, как представляется, вызовы, которые исходят от сирийско-иранского тандема, при дипломатической поддержке РФ и КНР, для Израиля, монархий Персидского залива и даже США, очевидно, самостоятельно трудноподъемны и чреваты огромными политическими и экономическими рисками.

«Мир и политика», М., 2012, № 12, с. 156, 158-163.

О. Барнашов,

политолог

ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОЙ ТУРЦИИ

Внешнеполитический процесс, протекающий в той или иной стране, имеет существенное влияние не только на такие вопросы, как отношения этой страны к другим государствам, международным организациям и иным субъектам международного права и мировым игрокам, но и на планирование и проведение курса внутренней политики. От сущности и качества внешнеполитического процесса зависит степень авторитета страны на международной арене, а также благосостояние государства в целом и его народа. Анализируя специфику внешней политики государств, необходимо концентрировать внимание на комплексе факторов, от которых зависит качество принимаемых во внешней политике решений в частности и эффективность общего внешнеполитического курса в целом. Не исключением является и рассмотрение особенностей внешнеполитического процесса современной Турции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.