Научная статья на тему 'Льняному комплексу необходима государственная поддержка'

Льняному комплексу необходима государственная поддержка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЬНЯНОЙ КОМПЛЕКС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЛЬГОТНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / FLAX COMPLEX / GOVERNMENTAL SUPPORT / TAX REGULATION / PREFERENTIAL CREDITING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маклахов Алексей Васильевич

В статье обосновываются конкретные направления поддержки льняного комплекса, развитие которого имеет важнейшее значение для отечественной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Flax complex requires governmental support

The article substantiates the specific measures to support flax complex, whose development is very important for the national economy.

Текст научной работы на тему «Льняному комплексу необходима государственная поддержка»

Устойчивое развитие отраслей и производственных комплексов

УДК 631.145:633.521(470)

© Маклахов А.В.

ЛЬНЯНОМУ КОМПЛЕКСУ НЕОБХОДИМА ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

В статье обосновываются конкретные направления поддержки льняного комплекса, развитие которого имеет важнейшее значение для отечественной экономики.

Льняной комплекс, государственная поддержка, налоговое регулирование, льготное кредитование.

Решение проблемы конкурентоспособности текстильной продукции выходит далеко за рамки данного производства, что обусловлено высокой зависимостью от качества сырья и составом оборудования. Применяемое оборудование и технологии имеют невысокую эффективность, потенциал которой на каждом переделе ограничивается предыдущим переделом. Отрасль на настоящий момент в условиях устаревшего парка оборудования, крупных затрат на энергоносители и высокую налоговую нагрузку характеризуется низкой рентабельностью производства.

Именно поэтому необходимы кардинальные меры поддержки отрасли со стороны государства.

Самой эффективной мерой государственной поддержки льнокомплекса, на

наш взгляд, является предоставление предприятиям, реализующим крупные

1 Маклахов А.В. Кластерный подход - основа развития льняного комплекса региона // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. -2010. - № 2. - C. 73-81; Маклахов А.В. Льняной текстиль - резерв роста экономики // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2010. -№ 4. - C. 80-85.

На страницах изданий Института социально-экономического развития территорий РАН не раз представлялись проблемы возрождения и эффективного развития отечественного льняного комплекса1. Эти проблемы остаются актуальными. Причём они носят системный характер и затрагивают как сельское хозяйство и первичную переработку льна, так и текстильное производство. Активная часть основных фондов предприятий физически и морально устарела, при этом техническое перевооружение из-за недостатка инвестиций осуществляется крайне медленно. Предприятия не обеспечивают широту выпускаемого ассортимента, оперативность внедрения уже имеющихся научно-технических решений по новым технологиям.

МАКЛАХОВ Алексей Васильевич к.э.н., начальник департамента промышленности, науки и инновационной политики Правительства Вологодской области prom@vologda-oblast.ru

проекты, возможности получения долгосрочных банковских инвестиций на льготных условиях. Для проведения модернизации необходимы «длинные и дешёвые деньги» на срок от 12 лет и более. Нужна возможность получать эти средства на действительно льготной основе, т. е. со ставкой по кредиту не более чем на 1,5 пункта выше, чем ставка ЦБ РФ. Либо предоставление кредитов на льготных условиях при ставке не выше 3

- 4% годовых.

Должна быть возможность отсрочек по уплате основного долга и выплате процентов, т. к. средства банка нужны предприятиям практически одномоментно для реализации комплексной программы перевооружения, а времени на поставку, ввод оборудования в эксплуатацию и полноценный выпуск на нём конкурентоспособной продукции требуется достаточно много - от 2 до 5 лет.

Важным результатом для отрасли стало внесение изменений в правила предоставления субсидий для предприятий текстильной и лёгкой промышленности в части отмены ограничения по срокам инвестиционных кредитов, полученных на осуществление технического перевооружения.

Существует необходимость внесения изменений и в порядок субсидирования процентов по кредитам, полученным на пополнение оборотных средств, в части увеличения сроков кредитования до 3 лет.

Предприятия вынуждены ежегодно аккумулировать денежные средства для перекредитования и несут дополнительные затраты на оплату банковских комиссий, страхования залога.

Учитывая, что предприятия текстильной отрасли в силу своей специфики являются весьма энергоёмкими, а также необходимость вложения существенных затрат на продвижение продукции на отечественном и зарубежном

рынках, не менее важной является возможность предоставления для предприятий - участников пилотных проектов и участвующих в кластерных образованиях субсидирования прямых затрат на энергоносители, транспортные расходы и расходы на продвижение продукции на период осуществления инвестиционной фазы. Данная поддержка крайне важна, т. к. расходы на энергоресурсы составляют большую часть в структуре себестоимости, а успешная реализация продукции невозможна без разветвлённой сети продвижения и участия в российских и зарубежных выставках.

С 2011 г. сумма страховых взносов повышена и установлена в размере 34%. Это весьма фискальная мера для предприятий лёгкой промышленности. Было бы правильно изучить вопрос о сохранении для российских текстильных предприятий - участников пилотных проектов размер налога 26% либо предусмотреть компенсацию повышения налога в размере 8% за счёт межбюджетных трансфертов федерального бюджета.

В течение 2012 - 2013 гг. для отдельных отраслей субъектов малого бизнеса, в том числе и для предприятий лёгкой промышленности, ставка страховых взносов снижена с 26 до 20% (Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»). На наш взгляд, эта мера может быть более совершенной.

Для структур малого и среднего предпринимательства, занимающихся производством социально значимых товаров народного потребления, организаций и индивидуальных предпринимателей лёгкой и текстильной промышленности, применяющих упрощённую

систему налогообложения, размер страховых взносов следует снизить до 14% (уровень 2009 - 2010 г.).

Важно рассмотреть возможности пополнения и расширения списка импортного оборудования (не имеющего отечественных аналогов), которое не облагается НДС при ввозе на территорию России, для ряда отраслей промышленности (в том числе и лёгкой) на основании запросов предприятий - участников пилотных проектов, проводящих модернизацию производства.

Это, в частности, актуально и потому, что при освоении новой технологии сухого прядения необходимы образцы техники, не имеющей аналогов. Подобная технология внедряется на одном из предприятий Вологодской области с участием учёных г. Москвы и показывает высокую эффективность. Это технология завтрашнего дня, к чему будет стремиться мировое сообщество.

В настоящее время в Вологодской области на базе ОАО «Череповецкий литейно-механический завод» совместно с белорусскими коллегами производятся добротные, конкурентоспособные образцы сельскохозяйственной техники по переработке льна. Если отрасль хочет сохранить высокий инновационный потенциал, необходимо и данное направление обеспечить государственной поддержкой.

С каждым годом сфера применения льна расширяется. В связи с появлением новых технологий его всё шире используют в целлюлозно-бумажной, медицинской, химической, автомобильной промышленности.

Льнопродукция может быть важным сырьевым ресурсом для производства твёрдого топлива, угленов, а также углепластика - нового конструкционного материала, который в десятки раз прочнее и легче титана.

Отметим при этом, что содержание целлюлозы в льноволокне может достигать 90%, тогда как в твёрдой и мягкой древесине составляет 50 - 54%. Переработанная треста с 1 га посевов льна даёт в 8 - 10 раз больше целлюлозы, чем гектар самого быстрорастущего дерева -тополя.

Эфиры целлюлозы, полученные из льна, могут использоваться в производстве спецпродукции. В России разработана технология получения пороха из льна, применение которой согласовано с Министерством обороны Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. Однако отсутствие госзаказа на производство целлюлозы из льна и финансирования научно-исследовательских работ в этом направлении не позволяют его развивать.

В ближайшее время состоится вступление России в ВТО. Анализ показывает, что предприятия отечественной текстильной и лёгкой промышленности окажутся в ещё более неблагоприятных условиях. Основными факторами, влияющими на резкое ухудшение положения дел в данных отраслях, являются: высокая степень морального и физического износа основных фондов (70%), слабая инвестиционная активность в них. Пока не дают ощутимых результатов меры по пресечению поступления и оборота контрафактной и фальсифицированной продукции лёгкой и текстильной промышленности.

Газета «Известия» приводит расчёты Российского союза производителей одежды, согласно которым снижение ввозной таможенной пошлины до 5 - 7% с нынешних 10 - 20% станет причиной сокращения минимум на 14% таможенной стоимости 1 килограмма одежды. Соответственно, российским производителям необходимо будет также снизить стоимость товаров на 14 - 15%.

По прогнозам некоторых правительственных ведомств, после вступления во Всемирную торговую организацию суммарные потери лёгкой промышленности могут составить приблизительно 100 миллионов долларов в ближайшие несколько лет.

Отечественной лёгкой промышленности помогут выжить только госзаказы.

И эту проблему необходимо, не откладывая, решать на правительственном уровне.

Вновь избранный Президент России В.В. Путин поддержал инициативу разработки и принятия Федеральной целевой программы «Развитие льняного комплекса России на период до 2020 года», которая должна обеспечить реализацию новой экономической политики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Маклахов, А.В. Методология выбора стратегии развития льняного комплекса [Текст]: автореф. дис. на соиск. уч. ст. д.э.н.: 08.00.05 / А.В. Маклахов. - М., 2011. - 46 с.

2. Маклахов, А.В. Борьба за качество [Текст] / А.В. Маклахов // Бизнес и власть. - 2011. - № 6.

- С. 21.

3. Гулый, И.М. Роль конкурентных преимуществ в становлении аграрных кластерных систем [Текст] / И.М. Гулый, А В. Маклахов // Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз. - 2008. - № 41. - С. 51-55.

4. Маклахов, А.В. Финансово-экономическая составляющая льняного кластера Вологодской области [Текст] / А.В. Маклахов, А.П. Дороговцев, Е.А. Маклахова // Вестник экономического факультета ВоГТУ - 2006. - № 5. - С. 132-137.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.