Научная статья на тему 'Пилотный проект Вологодской области - одно из ключевых направлений реализации стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 г'

Пилотный проект Вологодской области - одно из ключевых направлений реализации стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 г Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
154
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / СТРАТЕГИЯ / ИНВЕСТИЦИИ / АНАЛИЗ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПРЕДПРИЯТИЕ / ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ЕCONOMY / STRATEGY / INVESTMENT / ANALYSIS / MODERNIZATION / ENTERPRISE / PILOT PROJECT / GOVERNMENT SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маклахов А. В.

В статье рассматривается положение дел и вопросы перспективного развития льняного комплекса, пилотный проект; анализируется порядок финансирования данного стратегического направления для отрасли; предлагаются меры государственной поддержки, которые позволяют выполнить роль «запускающего механизма» конкурентного развития льняной отрасли России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пилотный проект Вологодской области - одно из ключевых направлений реализации стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 г»

Список литературы

1. Антушевич, Ю. Методика нулевого потребления / Ю. Антушевич // Сталь.11и. - 2008. - № 5. - С. 9 - 11.

2. Гордеев, П. ЕАМ-системы: решение принято! С чего начать?/ П. Гордеев // PC Week/RE. - 2006. - № 44. - URL: [http://www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=73702

3. ГОСТ 20306-90. «Автотранспортные средства. Топливная экономичность. Методы испытаний»: утв. постановлением Госстандарта СССР от 20.12.1990 № 3205.

4. Пляка, В. П. Производственный консалтинг в КП / В.П. Пляка, A.B. Михайлов, В.В. Федюшин // Материалы межзаводской школы по обмену опытом специалистов сталеплавильного производства ОАО ММК, ОАО HJIMK,

ОАО «Северсталь». - М„ 2003. - Вып. 3. - С. 58 - 63.

5. Скоромник, В. Управление затратами / В. Скоромник // Сайт Департамента управленческого консалтинга Центра Бизнес-консалтинга и аудита. - URL: http://www.newe conomic.com/ smn/crpsmn.html

6. Соколов, А.Ю. Подготовительная работа к мероприятиям по сокращению затрат / А.Ю. Соколов // Экономический анализ: теория и практика. - 2006. - № 21. - С. 43 — 46.

7. Шехватов, Д. Управление основными фондами: как автоматизировать ремонты и техническое обслуживание / Д. Шехватов // СЮ. - 2003. - № 2. Сайт Ассоциации механиков «Ассом» Донецкого государственного университета. - URL: http://assom.donntu.edu.ua/company/index.html

УДК 330.502

А. В. Маклахов

ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ОДНО ИЗ КЛЮЧЕВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

РОССИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 г.

В статье рассматривается положение дел и вопросы перспективного развития льняного комплекса, пилотный проект; анализируется порядок финансирования данного стратегического направления для отрасли; предлагаются меры государственной поддержки, которые позволяют выполнить роль «запускающего механизма» конкурентного развития льняной отрасли России.

Экономика, стратегия, инвестиции, анализ, модернизация, предприятие, пилотный проект, государственная поддержка.

The paper deals with the situation and perspectives of the flax industry development within the pilot project. Funding arrangements of the flax industry as a strategic direction are analyzed. The measures of government support measures are suggested that can trigger the competitive development of Russian flax industry.

Economy, strategy, investment, analysis, modernization, enterprise, pilot project, government support.

Проблемы в льняной отрасли носят общероссийский системный характер и затрагивают как сельское хозяйство, первичную переработку льна, так и текстильное производство. Активная часть основных фондов предприятий физически и морально устарела, при этом техническое перевооружение из-за недостатка инвестиций осуществляется крайне медленно. Предприятия утрачивают свои конкурентные возможности, не обеспечивают широту выпускаемого ассортимента, оперативность внедрения уже имеющихся научно-технических решений по новым технологиям. Отраслевая наука недостаточно активно работает над созданием продукции с применением нанотехнологий.

Тем не менее, в легкой и текстильной промышленности России заложен огромный, пока не реализованный потенциал роста. В связи с этим особую актуальность приобретает задача сохранения и ускоренного развития данной отрасли промышленности.

В настоящее время основным документом, призванным изменить в лучшую сторону сложившуюся ситуацию в отрасли, является «Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 г.» [3] и план мероприятий по ее реализации.

В «Стратегию...» включены 5 пилотных проектов, в том числе и пилотный проект Вологодской области «Развитие льняного комплекса Вологодской области путем межотраслевой и межтерриториальной кооперации» [1].

Именно путем реализации подобных проектов предприятия, имеющие программу действий, собственные средства, надежных инвесторов и поддержку со стороны региональных властей, могут выполнить свою роль именно как пилотных. За счет достигаемого в ходе реализации пилотных проектов кардинального повышения эффективности и превращения в эффективный бизнес текстильной отрасли, в том числе льняной в Вологодской области, станет возможным их дальнейшее тиражирование как в других регионах РФ, так и в других подотраслях агропромышленного комплекса и промышленного производства.

Решение проблемы конкурентоспособности текстильной продукции выходит за рамки данного производства, что обусловлено высокой зависимостью от качества сырья и состава оборудования. Применяемое оборудование и технологии имеют невысокую эффективность, потенциал которой на каж-

дом переделе ограничивается предыдущим переделом.

Коренная техническая и технологическая модернизация текстильного сектора осуществляется на Западе через каждые 7-10 лет. На льнокомбинатах области оборудованию уже по 30 лет, оно морально и физически устарело [2]. Из-за недостатка финансовых средств для проведения модернизации по всем производствам в первую очередь средства предприятиями направляются туда, где они жизненно необходимы, а именно в отделочное производство для получения ткани с заключительной отделкой, т.е. с целью повышения степени переработки продукта и его добавочной стоимости.

Отрасль на настоящий момент в условиях устаревшего парка оборудования, высоких затрат на энергоносители и высокую налоговую нагрузку характеризуется низкой рентабельностью производства. Именно поэтому необходимы кардинальные меры поддержки отрасли со стороны государства, причем именно целенаправленно, а не размыто в целом по отрасли, т.е. меры поддержки предприятиям - участникам пилотных проектов, включенных в «Стратегию...».

В Вологодской области сохранился полный технологический цикл производства льняной продукции, начиная от семеноводства и льноводства до первичной и глубокой переработки, выпуска готовых льносодержащих тканей и швейных изделий.

Инвестиционный проект комплексно и системно подходит к решению проблемы отечественной льняной отрасли, охватывая всю производственную цепочку «от поля до прилавка». Он имеет стратегический характер и статус пилотного, т.е. первоочередного по важности и приоритетности. Предполагаемый эффект от его реализации выведет льняную отрасль Вологодской области на совершенно новый качественный уровень и обеспечит работой около 10 ООО человек.

Консолидированный инвестиционный бюджет проекта составляет 9,8 млрд р., в том числе за счет средств областного бюджета - 2,0 млрд р., собственных средств и средств инвестора - 2,2 млрд р., средств государственного финансового института развития - 5,6 млрд р. Срок окупаемости - 10 лет.

Необходимо отметить, что при поддержке Правительства Вологодской области этот проект реализуется с 2008 г.

Из средств областного бюджета в сельскохозяйственный и текстильный секторы льнокомплекса вложено около 1,5 млрд р., в том числе в текстильный сектор свыше 1 млрд р. (вклады в уставный капитал, субсидирование), в сельскохозяйственный сектор -около 450 млн р. (субсидирование).

В настоящее время сформированы четыре сырьевые зоны в районах области: Шекснинском, Верхо-важском, Устюженском и Великоустюгском. В этих зонах предполагается сконцентрировать хозяйства с укрупненными севооборотами, наладить систему семеноводства, соблюдать агротехнику возделывания и уборки льна, сосредоточить современную почвообрабатывающую и льноуборочную технику, способную полностью механизировать уборку льна.

С 2008 г. и по настоящее время Вологодская область обновила парк льносеющей и льноуборочной сельскохозяйственной техники - закуплено более 290 единиц. Приобретены и смонтированы две импортные высокопроизводительные линии по переработке льнотресты: в Шекснинском и Верховажском районах. Суммарная мощность по переработке льносы-рья на 1 января 2010 г. увеличилась на 20 тыс. т по льнотресте, или на 6 тыс. т льноволокна. Бельгийская линия фирмы «Ван-Хауэр» в Шекснинском районе, производительность которой составляет 2000 кг льнотресты в час, дала первый результат - значительно увеличился выход наиболее ценного длинного волокна с 5,5 до 12 - 13 %.

В текстильном секторе, представленном ОАО «Вологодский текстиль», приобретено и введено в эксплуатацию следующее оборудование - итальянская линия умягчения «Айро», ширильная машина (эквалайзер), расправитель утка, швейцарское оборудование для отбелки ткани - отбельная линия фирмы «Беннингер», вышивальная машина и швейное оборудование. В результате этого предприятие расширило ассортимент выпускаемой продукции, соответствующий потребительскому спросу.

Данные меры поддержки со стороны областного бюджета способствовали росту конкурентоспособности продукции, увеличению занятости, повышению эффективности работы предприятий льнокомплекса региона.

Однако для возрождения льнокомплекса и сохранения исконно русской культуры возделывания и переработки льна необходима поддержка на федеральном уровне. В настоящее время единственным вариантом серьезного повышения коммерческой и производственной эффективности льняной отрасли в условиях жесткой сырьевой и технологической зависимости переделов является кардинальная модернизация производств на всех переделах и внедрение передовых технологий производства.

Совершенно ясно, что это потребует одномоментно значительных и долгосрочных инвестиций в льняную отрасль, что не может заинтересовать частных инвесторов из-за высоких рисков, непредсказуемости рынка, низкой рентабельности и недостатка оборотных средств. Следовательно, решение таких задач возможно только при участии государства, т.е. с использованием государственных средств, позволяющих выполнить роль запускающего механизма для конкурентного развития льняной отрасли России.

Самой эффективной мерой подобной государственной поддержки, безусловно, является реализация пилотных проектов, в частности пилотного проекта нашей области как единственного фактически реализуемого в настоящее время пилотного проекта, путем прямого инвестирования средств государства в уставный капитал юридического лица-участника пилотного проекта взамен соответствующего пакета акций, которое возможно со стороны, например, государственного института развития, такого как Внешэкономбанк, и соответствует его меморандуму. Такой путь господдержки кардинально снижает риски реализации пилотного проекта и повышает его эффективность.

Ясно также, что текстильные предприятия, как и другие предприятия обрабатывающей промышленности, жизненно заинтересованы в кредитовании со стороны банков как на пополнение оборотных средств, так и на проведение технического перевооружения. И неоспоримой мерой поддержки отрасли в этом плане является субсидирование подобных кредитов со стороны федерального бюджета. В настоящее время, согласно правилам субсидирования, субсидии со стороны федерального бюджета для предприятий отрасли предоставляются в размере 2/3 ставки ЦБ РФ по кредитам на пополнение оборотных средств сроком до 1 года и по кредитам, направленным на техническое перевооружение, сроком до 5 лет.

Установленные короткие сроки кредитования являются для предприятий экономически невыгодными. Проведение существенных объемов инвестиций в отрасли за 5 лет и достижение окупаемости проекта за такой короткий срок объективно невозможно. Это не плановая модернизация, а «латание дыр». Ежегодные перекредитовки по кредитам на пополнение оборотных средств связаны с потерей предприятиями отрасли существенных сумм в виде комиссии банкам и выплат страховым компаниям.

При этом уже сами банки на фоне роста их устойчивости и выхода из кризиса, с одной стороны, и понимания необходимости снижения постоянных расходов предприятий отрасли на перекредитовки, с другой стороны, идут навстречу предприятиям в части увеличения сроков кредитования.

Так, для льнокомбината Вологодской области увеличены сроки кредитования со стороны Сбербанка РФ до 3 лет по кредитам на пополнение оборотных средств, а ОАО «Россельхозбанк» рассматривает предоставление инвестиционного кредита ОАО «Вологодский текстиль» сроком до 10 лет.

Поэтому задача срочного внесения изменений в правила субсидирования кредитов для предприятий отрасли в части увеличения сроков кредитов, подпадающих под действие субсидирования, является одной из первоочередных задач для поддержки со стороны государства.

Поскольку предприятия текстильной отрасли в силу своей специфики являются весьма энергоемкими, поскольку необходимо вложение существенных

затрат на продвижение продукции на отечественном рынке и за рубежом, не менее важной является возможность предоставления для предприятий-участников пилотных проектов субсидирования прямых затрат на энергоносители и продвижение продукции хотя бы на период инвестиционной фазы, т.е. самой сложной фазы в ходе реализации проектов.

В результате реализации пилотного проекта общий объем выпуска товарной текстильной продукции должен увеличиться до 8259 млн р. в год, выпуск готовых тканей - до 43,5 млн кв. м в год, прибыль должна превысить 2000 млн р.

В части сельскохозяйственного сектора планируется увеличение площадей посева льна до 20 тыс. га, валового сбора льносемян до 14 тыс. т, льноволокна до 34 тыс. т.

Успешная реализация пилотного проекта предусматривает высокий социально-экономический эффект по сельскохозяйственному и текстильному секторам: создание 2700 новых рабочих мест, рост заработной платы более чем в 4 раза, повышение производительности труда.

Только при условии последовательной реализации пилотных проектов, включенных в «Стратегию развития легкой промышленности...», наша текстильная промышленность способна избавиться от импортозависимости, перейти на выпуск конкурентоспособного и инновационного текстиля, увеличить производительность труда и объемы производства, а следовательно, занять достойное место на отечественном и зарубежном рынках.

Список литературы

1. Долгосрочная целевая программа «Развитие льняного комплекса Вологодской области на 2009 - 2012 годы»: утв. постановлением Правительства Вологодской области от 09.09.2008, №1719.

2. Статистический ежегодник Вологодской области: статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области. - Вологда, 2009.

3. Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 г.: утв. приказом Минпромторга РФ от 24.09.2009, № 853.

УДК 330.502

А.Н. Морозов, З.М. Магрупова, А.С. Еремеева РАЗВИТИЕ РЫНКА ЛИЗИНГА НА ОСНОВЕ СЕКЬЮРИТИЗАЦИИ АКТИВОВ

В статье рассмотрены основные понятия, механизм и формы процесса секьюритизации активов, динамика развития рынка секьюритизации, на практических примерах обоснована специфика развития секьюритизации в России.

Лизинг, секьюритизация лизинга, лизинговые активы, лизинговые компании, лизинговые сделки, отрасли лизинга, ценные бумаги, фондовый рынок, управление рисками, эмиссия, инвестиции.

The paper considers basic concepts, mechanisms and forms of assets securitization, the dunamics of the securitization market, using practical examples substantiates the specifics of the securitization development in Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.