Лизинговые услуги - государственная поддержка материально-технической базы сельского хозяйства
Т. Ю. Соколова, аспирантка, Оренбургский ГАУ
Проблема обновления основных фондов и развития материально-технической базы стоит перед большинством российских предприятий. Однако часто компании не обладают достаточным объемом собственных средств. В результате необходимо развитие новых финансовых инструментов реального инвестирования, в частности, лизинга.
Для сельского товаропроизводителя лизинг одновременно решает две важнейшие проблемы: приобретение техники и ее финансирование.
Агролизинг — это передача машин и оборудования потребителям с отсрочкой платежа. По существу, агролизинг представляет собой передачу потребителю техники в долговременную аренду с оплатой ее стоимости по частям в течение двух и более лет. Пользователь (арендатор) выплачивает владельцу машин (лизингодателю) определенный процент за кредит, выполняет нормативную прибыль, а также стоимость оказанных услуг[1].
Все больше перерабатывающих предприятий начинают вкладывать средства в развитие сельскохозяйственного производства. Но в то же время серьезно беспокоит продолжающееся снижение производственного потенциала сельского хозяйства.
Прежде всего необходимо осуществить тех-
ническое перевооружение сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности. Ничего нового предложить нельзя. В нынешних условиях, когда у сельхозтоваропроизводителей нет свободных денежных средств, это можно сделать только с помощью лизинговой продажи сельскохозяйственной техники. Цель одна — увеличить объемы кредитования сельского хозяйства по лизингу. Минимальная потребность в них в 2005 г. — 26 млрд. руб. В эту сумму вошли платежи только за три типа техники на продажу: зерноуборочные, кормоуборочные комбайны и тракторы. Если ежегодно заменять не 10—12% от наличия техники, как того требуют нормативы, а всего 4%, то для такой минимальной замены и потребуются 26 млрд. руб. На эту сумму, по нынешним ценам, сельхозтоваропроизводители смогли бы приобрести по лизингу всего 6 тыс. зерноуборочных комбайнов, 11 тыс. тракторов и 1 тыс. кормоуборочных комбайнов[2].
С 1990 г. технические параметры выпускаемых в России сельскохозяйственных машин остаются неизменными, а цены на них непрерывно растут. Ряд лет машинно-тракторный парк катастрофически сокращается (табл. 1)[4].
Из таблицы видно, что за 1985—2003 гг. парк тракторов и основных сельхозмашин в хозяйствах систематически уменьшался, и ситуация превращалась в национальное бедствие. Если численность тракторов и зерноуборочных ком-
1. Парк основных видов техники в сельхозпредприятиях России (на конец года), тыс. шт.
Наименование 1985 г. 1990 г. 1995 г. 2000 г. 2003 г.
абс. % к 1985 г.
Тракторы 1425,5 1365,6 1052,1 817,8 600,0 42,1
Комбайны
зерноуборочные 510,5 407,8 291,8 198,7 159,0 40,0
кормоуборочные 151,0 120,9 94,1 59,6 44,5 29,5
картофелеуборочные 38,0 32,3 20,6 10,0 6,5 17,1
Свеклоуборочные машины 27,5 25,3 20,0 12,5 9,5 34,5
Плуги тракторные 605,6 538,3 238,0 238,0 198,0 32,7
байнов за эти годы снизилась в 2,5 раза, то кормоуборочных комбайнов и плугов тракторных
— более чем в 3 раза, а картофелеуборочных комбайнов — в 5,8 раза. Только за 2003 г., по сравнению с предыдущим годом, парк сельскохозяйственных машин уменьшился на 5%. Тракторы используются в среднем 15—16 лет при амортизационном сроке не более 10 лет. Физический износ машинно-тракторного парка предопределяет систематический рост издержек по поддержанию его в рабочем состоянии. По экспертным оценкам, на эти цели ныне расходуется более 22 млрд. руб. в год — в 2 раза больше, чем в 2000 г.[4].
Предлагаемое правительством в проекте федерального бюджета на 2005 г. финансирование сельского хозяйства не соответствует той ситуации, которая сложилась на селе. В сель-хозпроизводство и рыболовство предполагается направить 24,1 млрд. руб., в том числе непосредственно в сельское хозяйство — 20,5 млрд. руб. По существу, его финансирование сокращается на 14—15 млрд. руб.[3].
По расчетам специалистов, селу недостает 700 тыс. тракторов, 200 тыс. зерноуборочных комбайнов, 380 тыс. плугов тракторных, 170 тыс. культиваторов, 220 тыс. сеялок, 30 тыс. кормоуборочных машин. При современном состоянии тракторного и сельскохозяйственного машиностроения восполнить понесенные потери, тем более в условиях, когда 50—60% машиннотракторного парка уже выработали свой ресурс, в обозримой перспективе не реально[4].
Динамика производства сельхозтехники видна из табл. 2.
Приведенные в табл. 2 показатели свидетельствуют о том, что тракторное и сельскохозяй-
ственное машиностроение находится в кризисе, и если бы даже финансовое состояние агропредприятий позволяло им приобретать технику, то на освоение новых типов и серий машин потребуются годы. К тому же необходимо учитывать, что станочный парк и оборудование машиностроительных заводов страны не обновляются уже два десятилетия, морально и физически устарели. Недостаточная обеспеченность сельхозтоваропроизводителей основными видами сельхозтехники ведет к систематическому увеличению нагрузки на 1 трактор. С 1985 г. она возросла с 92 до 148 га, то есть в 1,6 раза при нормативной 73 га. На 1 зерноуборочный комбайн в 1985 г. приходился 131 га посевов зерновых, а в 2003 г. — уже более 221 га, на 1 свеклоуборочную машину — соответственно 56 и 70 га[3].
Можно ожидать, что, восстановившись, сельскохозяйственные предприятия будут стремиться возродить свой машинно-тракторный парк не за счет безнадежно устаревшей отечественной техники, а путем приобретения импортных сельхозмашин и оборудования нового поколения. Ведущие зарубежные сельхозмашиностроительные фирмы — New Holland, Claas UK, Vassey Ferguson (AGCO), Deutz-Fahr и другие — производят многие виды техники для агропроизводства, уже на два поколения опережающие российские[2].
Основными проблемами развития российского лизингового рынка остаются:
— низкая доступность долгосрочного финансирования для лизингодателя;
— потребность в дополнительном обеспечении договора финансовой аренды в зависимости от ликвидности предмета лизинга и нали-
2. Производство основных видов сельхозтехники в России, тыс. шт.
Наименование 1970 г. 1985 г. 1990 г. 1995 г. 2000 г. 2003 г.
абс. % к 1985 г.
Тракторы 194,0 261,0 214,0 21,4 19,2 8,0 3,1
Плуги тракторные 87,5 66,2 85,7 4,0 2,8 1,0 1,5
Сеялки тракторные 91,3 65,9 51,1 1,6 5,2 4,1 6,2
Зерноуборочные комбайны 99,2 112,0 65,7 6,2 2,0 5,4 4,8
Косилки тракторные 144,0 78,6 22,6 5,1 6,5 1,8 2,3
Кормоуборочные комбайны 0,3 7,6 10,1 0,5 0,5 0,5 6,5
Погрузчики универсальные 40,1 22,8 29,2 1,7 1,5 1,3 5,7
чия вторичных рынков для него; неразвитость вторичных рынков;
— неразвитость сферы страхования финансовых рисков лизингодателя, высокие тарифы и, следовательно, увеличение суммы лизинговых платежей;
— искажающая рынок некоммерческая основа деятельности компаний, созданных госструктурами для поддержки сельхозпроизводителей, а также приводимые в печати возможности использования лизинговых схем для искажения финансовой отчетности, способствующие взгляду на лизинг как на инструмент уменьшения налогов[1].
Таким образом, основной целью предоставления государственных гарантий является стимулирование широкого привлечения частных
инвестиций в сферу финансового лизинга как одну из форм инвестиционной деятельности. Вкладывая средства в капитал лизинговых компаний АПК, государство должно выступать в роли стратегического инвестора, преследующего цели не столько доходности вложений, сколько восстановления и развития данного сектора экономики.
Литература
1 Горемыкин, В. А. Лизинг. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003. — 944 с.
2 Кулик, Г. Селу необходима энергичная государственная поддержка // Экономика сельского хозяйства России. — 2004. — №10. - С.5.
3 Газман, В. Д. Сколько лет российскому лизингу? // Лизинг-ревю. - 2004. - №12. - С. 2-7.
4 Материалы Госкомстата России. Материально-техническая база сельского хозяйства России в 2003 г. // Экономика сельского хозяйства России. — 2004. — №9. — С. 17.