Научная статья на тему 'Лизинговые операции как иструмент оптимизации налогообложения на предприятиях железнодорожного транспорта'

Лизинговые операции как иструмент оптимизации налогообложения на предприятиях железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белоусова Е.В.

В статье рассматриваются особенности использования лизинговых операций в деятельности железнодорожного транспорта, их преимущества и недостатки, а также способы оптимизации налогообложения с помощью применения данных операций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лизинговые операции как иструмент оптимизации налогообложения на предприятиях железнодорожного транспорта»

части прибыли от страхования и других хозяйственных доходах государственного бюджета страны.

Список литературы:

1. Архипов, А.П. Страхование - М.: Финансы и статистика, 2006. -416 с.

2. Гвозденко, А.А. Страхование: учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 464 с.

3. Грищенко, Н.Б. Основы страховой деятельности: учеб. пособ. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 352 с.

4. Сахова, Н.П. Страхование - учеб. пособ. - М.: ЮНИТИ, 2006. -744 с.

5. Сербиновский, Б.Ю. Гарьнуша, В.Н. Страховое дело. учеб. пособ. для вузов. - 3-е изд., перераб. и дополнен. - М.: Ростов-н/Д: Феникс, 2004.

- 416 с.

6. Скамай, Л.Г. Страхование : учеб. пособ. / Л.Г. Скамай - М.: ИНФРА

- М., 2004. - 160 с.

7. Страховое дело / Под ред. Л.И. Рейтмана. - М.: Экос-19, 2006. -524 с.

8. Тришин, М.К. Информационные технологии в налоговом администрировании // Росс. налог. курьер. - 2005. - № 12. - С. 70-74.

9. Шахов, В.В. Страхование: учеб. - М.: «Анкил», 2002. - 480 с.

ЛИЗИНГОВЫЕ ОПЕРАЦИИ КАК ИСТРУМЕНТ ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

© Белоусова Е.В.*

Иркутский государственный университет путей сообщения,

г. Иркутск

В статье рассматриваются особенности использования лизинговых операций в деятельности железнодорожного транспорта, их преимущества и недостатки, а также способы оптимизации налогообложения с помощью применения данных операций.

* Ассистент кафедры «Бухгалтерский учет и налогообложение»

На сегодняшний день не сформировалось единого мнения относительно сущности лизинга на практике и в теории. В общем виде лизинг можно охарактеризовать как комплексные экономико-правовые отношения по приобретению в собственность имущества и последующей сдаче его в аренду.

Слово «лизинг» происходит от английского слова «leasing», что в переводе означает «брать» или «сдавать в наем». Оно является производным от другого, более широкого понятия: lease - «аренда».

Учитывая тот факт, что в специальной экономической литературе можно встретить разные определения лизинга, в дальнейшем под лизингом будем понимать отношения, по которым арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование. Данное определение закреплено в ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» № 164-ФЗ от 5 ноября 1998 г.

Взаимодействие всех сторон лизинговой сделки происходит на рынке лизинговых услуг. Основная доля этого рынка приходится на рынок лизинга железнодорожного транспорта. По данным рейтингового агентства «Эксперт» этот сегмент рынка в 2006 г. составил более 24 %, что характерно для многих стран с развитой сферой лизинга [7].

ОАО «Российские железные дороги» использует лизинг для обновления подвижного состава и оборудования, начиная с 2003 года. Выбор лизинговой компании ежегодно проводится на конкурсной основе.

Особенности лизинговых операций ОАО «РЖД»:

1. сделки заключаются централизованно через головную компанию. Задолженность по лизинговым платежам передается по внутрихозяйственным расчетам филиалам;

2. имущество, полученное по договору лизинга, учитывается на балансе лизингодателя;

3. контракты ОАО «РЖД» заключаются только в валюте РФ;

4. в состав лизинговых платежей включается стоимость доставки оборудования до места его эксплуатации;

5. использование лизингового оборудования в пассажирских перевозках.

В экономической литературе можно встретить следующие преимущества использования лизинга:

- сохранение ликвидности фирмы - арендатора в течение всего инвестиционного срока;

- сохранение кредитной линии. Кроме того, уменьшается зависимость от обычных источников финансирования, снижается потребность в них.

Это достигается в случае учета предмета лизинга на балансе лизингодателя. Таким образом, предприятие формально выглядит весьма привле-

кательным партнером. Его баланс не перегружен кредитами, завышен показатель фондоотдачи [5]. По мнению генерального директора лизинговой компании «Ханса лизинг» В. Ляскавка, непрозрачность отчетности ОАО «РЖД» является препятствием для работы с зарубежными лизингодателями, чьи условия предоставления лизинговых услуг выгоднее (за счет более дешевых источников финансирования) [6].

На наш взгляд существенным преимуществом лизинга является оптимизация налогообложения.

С целью оптимизации налогообложения в рамках ОАО «РЖД» возможно использование следующих схем:

1. Лизинг через взаимозависимую фирму.

Учредители компании, которая стремиться снизить свою налоговую нагрузку, создают организацию - лизингодателя. С ней заключается договор лизинга. Довольно часто взаимозависимый лизингодатель с момента регистрации начинает применять упрощенную систему налогообложения - это позволяет ему не платить налог на имущество, которое является предметом лизинга. Избежать налога на имущество можно также зарегистрировав компанию - лизингодателя в оффшорной зоне.

Компания - лизингополучатель получает в распоряжение необходимое ей оборудование, снижает налогооблагаемую прибыль, не платит налог на имущество на это оборудование.

2. Возвратный лизинг с рассрочкой.

Лизингодатель на основании запроса предприятия выкупает в рассрочку (период рассрочки равен периоду лизинга) по заранее согласованной цене у предприятия его основные фонды по договору купли-продажи. На следующем этапе оборудование, принадлежащее на праве собственности лизингодателю, передается в лизинг этому же предприятию, которое за определенный срок выплачивает лизингодателю стоимость оборудования и проценты. Лизингодатель ежемесячно выплачивает часть стоимости оборудования предприятию, либо производит взаимозачет по регулярным лизинговым платежам. После состоявшихся выплат право собственности на переданное в лизинг оборудование переходит к предприятию. При этом лизинговое имущество по согласованию сторон может учитываться как на балансе предприятия, так и на балансе лизингодателя.

Таким образом, финансовые ресурсы в предлагаемой схеме не участвуют, отсутствуют также банковский кредит, а предприятие получает эффективную налоговую экономию.

Список литературы:

1. Романовский Р., Самиев П. На всех парусах // Эксперт. - 2007. -№ 13. - С. 102-109.

2. Чистов А.В. Лизинг в России: современное состояние и перспективы // Иностранный капитал в России. - 2007. - № 12. - С. 9-14.

3. Крохин А.В., Кожевников Р.А. Заемный капитал - стратегический ресурс инвестиционного развития // Экономика железных дорог. - 2006. -№ 3. - С. 42-52.

4. Кашкин В. Локомотив для лизинга // Коммерсант. - 2007. - 18 апреля. - С. 18.

5. Шеверда Д.В. Россия в мировом рынке лизинга // ЭКО. - 2007. -№ 11. - С. 164-179.

6. Разгон с торможением // Приложение к газете «Коммерсантъ». -2006. - 5 апреля. - № 59.

7. www.raexpert.ru.

ФОРМИРОВАНИЕ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА

© Бравкова Е.В.*

Новосибирский государственный университет экономики и управления - «НИНХ», г. Новосибирск

Прибыль характеризует финансовый результат хозяйственной деятельности акционерного общества, поэтому любое коммерческое акционерное общество стремится к получению прибыли и ее увеличению за планируемый период. Однако показатели эффективности и перспективы дальнейшего функционирования и развития акционерного общества зависят не только от размера прибыли в текущем году, но и от ее эффективного распределения по направлениям его деятельности. Одним из таких направлений является распределение чистой прибыли в виде выплаты дивидендов акционерам, т.е. собственникам акционерного общества. Следствием этого является необходимость формирования и оптимизации дивидендной политики, которая в результате выступает как одна из форм распределения чистой прибыли акционерного общества.

В научной среде до сих пор существует полемика о том, насколько важна дивидендная политика в деятельности акционерного общества, следует ли выплачивать дивиденды, влияет ли выплата дивидендов на его рыночную стоимость и, следовательно, на благосостояние акционеров. Для выработки собственной дивидендной политики предприятию необходимо решить два принципиальных вопроса [4]:

1. влияет ли величина выплачиваемых дивидендов на совокупное богатство акционеров;

* Магистрант кафедры Финансов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.