ЛИВАН И СИРИЯ В ЕВРОСРЕДИЗЕМНОМОРСКОМ ПАРТНЕРСТВЕ
МУХАМЕД РАШИД
(Сирия)
Кафедра теории и истории международных отношений Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, б, 117198 Москва, Россия
Рассматривается роль и место двух арабских восточно-средиземноморских стран - Ливана и Сирии в евросредиземноморском партнерстве. Анализируются соглашения, достигнутые с арабскими странами Средиземноморья, представляющими собой воплощение новой европейской политики по отношению к государствам арабского региона, утвержденные на заседании Европейского Союза в Лиссабоне в 1992 г, и детально разъясненные Барселонской декларацией 27-28 ноября 1995 г.
Ливан, являвшийся частью Османской империи до окончания первой мировой войны, после ее завершения в 1918 г. перешел под протекторат Франции, а 22 ноября 1943 г. обрел независимость. Однако государственная независимость и суверенитет не смогли обеспечить полноценную свободу и безопасность гражданам Ливана, а сложная поликонфессиональная структура ливанского общества привела к длительной и жестокой гражданской войне, вследствие чего многие жители Ливана покинули его и разъехались в разные страны мира [1]. По некоторым данным, 3,7 млн. ливанцев живут в эмиграции, и эта цифра почти эквивалентна численности коренного населения страны, которая составляет около 4 млн. человек. Негативное воздействие на ситуацию в Ливане оказывают не только внутренние этноконфессиональные проблемы, но также и конкуренция в Восточном Средиземноморье между различными региональными и внерегиональными силами - Европой во главе с Францией, США, Израилем, Сирией, Египтом, Саудовской Аравией, Ираном. Стабильность и мир в Ливане во многом зависят от политики вышеназванных государств, и это, в частности, нашло отражение в соглашении в Ат-Таифе 1989 г., положившем конец гражданской войне в Ливане. После заключения этого соглашения Ливан обрел относительную стабильность и начал возвращаться на международную арену [2].
Ливан взялся за восстановление того, что было разрушено кровопролитной войной. Начали осуществляться экономические реформы, основывающиеся на рыночных механизмах. Ливан приступил к реализации соглашений, достигнутых с другими государствами, в том числе с ЕС (подписаны 3 мая 1977 г.) [3]. На настоящий момент ЕС считается главным экономическим партнером Лива-
на. Так, по данным на 2002 г., 45% импортируемых в Ливан товаров и 19% экспорта, основу которого составляют овощи и фрукты, приходится на ЕС. ЕС также является одним из основных кредиторов в процессе восстановления и развития разрушенного хозяйства Ливана. Так, доля ЕС в финансовой помощи стране достигает 45% [4], в то время как доля арабских стран составляет 35%, МБРР - 10%, оставшиеся 10% приходятся на другие страны.
Новым шагом в отношениях Ливана и ЕС стала Евросредиземноморская конференция в Барселоне в ноябре 1995 г., собравшая министров иностранных дел 15 стран-членов ЕС и 12 стран Южного и Восточного Средиземноморья (Алжир, Кипр, Египет, Израиль, Иордания, Ливан, Мальта, Марокко, Сирия, Палестинская автономия, Тунис, Турция).
Эта конференция заложила основы евросредиземноморского партнерства и выразила стремление ее участников к созданию новых перспектив евро-среди-земноморских отношений [5]. 27 стран-участниц конференции, подписавших Барселонскую декларацию, среди них и Ливан, определили три основные цели партнерства на перспективу:
- установление мира и стабильности в регионе путем политического диалога (политика безопасности);
-установление благоприятного экономического климата в регионе через формирование финансового и экономического партнерства и постепенное создание зоны свободной торговли (экономический аспект);
-реализация сближения народов через гуманитарное, культурное, социальное партнерство в целях усиления взаимопонимания и культурного обмена между обществами (гуманитарно-культурный и социальный аспекты) [6].
Это партнерство арабскими странами и ЕС реализуется путем переговоров и заключения договоров о партнерстве взамен уже существующих соглашений о сотрудничестве. Что касается Кипра и Мальты, то в 1960-1970 гг. между ними и ЕС были достигнуты соответствующие договоренности.
ЕС предложил странам-участницам Барселонской конференции программу партнерства, и в результате переговоров были подписаны соглашения о партнерстве со следующими странами: Тунисом (1995 г.), Израилем (1995 г.), Марокко (1996 г.), Палестинской автономией (1997 г.), Иорданией (1997 г.), Египтом (2001 г.), Алжиром (1002 г.), Ливаном (2002 г.). С Сирией переговоры по этому вопросу идут до сих пор [7].
Бейрут заявил о своем желании заключить договор о партнерстве в 1995 г. Переговоры продолжались долгих 6 лет. В результате в июне 2002 г. Брюсселе Ливан подписал соглашение о партнерстве. Проект соглашения был предложен на 5-й Евросредиземноморской конференции в Валенсии (Испания, 22-23 апреля 2002 г.) и был официально подписан 17 июня 2002 г. [8]. Что же представляет собой это соглашение?
Соглашение, подписанное странами ЕС с Ливаном, в целом схоже с соглашениями, заключенными с другими арабскими странами, так как содержит все основные принципы Барселонской декларации, приведенные выше. Однако есть и отличительные черты, определяемые особым положением Ливана в регионе как государства с рыночной экономикой. Учитывалось и то, что экономика Ливана базируется исключительно на сфере услуг, так как страна практически не имеет запасов полезных ископаемых. Все эти особенности нашли отражение в соглашении.
В сфере безопасности [9] был подписан договор о мире и стабильности между двумя сторонами. Вместе с тем европейцы настаивали на возобновлении переговоров между Ливаном и Израилем - участниками ближневосточного переговорного процесса - в целях разрешения конфликта и подписания мирного договора. Важно отметить, что европейская сторона связывала предоставление финансовой помощи Ливану с успехами, достигнутыми в мирном процессе [10].
Что касается экономического аспекта соглашения, то ЕС стремится через соглашение о партнерстве создать к 2010 г. зону свободной торговли. Соглашение содержит пункты об освобождении товарообмена от налогов. В этом отношении Ливан получил преимущества, которых лишился при заключении договора 1977 г., т. е. ему вновь был предоставлен режим наибольшего благоприятствования в торговой сфере. Ливан постепенно снижает таможенные пошлины на ввозимые промышленные товары в рамках подготовки к созданию зоны свободной торговли [11]. Что касается экспорта продукции ливанского сельского хозяйства, то в этой сфере между сторонами имелись существенные разногласия, однако Ливан в итоге получил большие преимущества по сравнению с другими арабскими странами. В частности, Ливан был полностью освобожден от таможенных пошлин на 77 наименований сельскохозяйственных товаров, тогда как, например, Египет по соглашению 2001 г. получил только 30%-е снижение пошлин на основные египетские продукты.
Рассматриваемое соглашение содержит многие пункты, облегчающие торговый обмен и помогающие в реализации экономического сотрудничества с целью постоянной поддержки процесса экономического и социального развития и создания экономического равновесия между странами Средиземноморья, укрепления безопасности и ограничения эмиграции из Ливана в страны ЕС [12].
Что касается финансового аспекта, то Ливан получал минимальную выгоду от предоставляемой помощи по программам MEDA-I и MEDA-II (3,435 млрд. евро по первой программе и 5,35 - по второй). ЕС выплатил только 35% суммы первой программы, так как увязывал объем предоставляемой помощи с разноплановыми факторами: численностью населения, уровнем бедности, содержанием проводимых реформ в той или иной стране. Таким образом, по программе MEDA-I, Ливан получил 166 млн. евро, по программе MEDA-II - 100 млн. евро наряду с другими займами и помощью, предоставленными Европейским инвестиционным Банком и другими финансовыми организациями [13].
На переговорах Бейрут высказывал несогласие с малоэффективной финансовой помощью и отстаивал другие условия ее предоставления в связи с серьезными экономическими проблемами, такими, как отрицательное внешнеторговое сальдо, дефицит бюджета и т. д. [14]. Ливан также возражал против чрезмерного вмешательства ЕС в экономическую политику страны, особенно в процесс распределения предоставленной помощи. ЕС настаивал на строго целевом расходовании средств. Так, например, программа MEDA-I была направлена на развитие коммунального хозяйства [15], a MEDA-II - на реформы в торговой сфере, инфраструктуре, развитие села и воспитание молодежи. Некоторые из указанных вопросов не являются первоочередными для ливанского государства, однако ЕС уделяет им значительное внимание [16].
По мнению европейской стороны, Ливан уже достиг больших успехов в области демократии и развития открытой экономики, но нуждается в помощи в социальной сфере, в частности, в развитии села, системы медицинского страхования, сотрудничества по вопросам нелегальной эмиграции. И все эти проблемы были учтены в социальном блоке соглашения [17].
Договор о партнерстве представляет для Ливана новый шаг к выходу на международный рынок, где сильна конкуренция, к достижению успехов в развитии открытой экономики и создании крепких торговых отношений со странами ЕС. Наряду с этим Ливан использует движение международных инвестиций, которые ускоряют процесс развития его экономики и создания зоны свободной торговли [18].
Достигнутые договоренности обязывают Ливан улучшать инфраструктуру, ускорять процесс финансовой, экономической, административной реформ, создавать законодательную базу и модернизировать сектор производства, чтобы соответствовать европейским и международным стандартам. И если ливанцы хотят извлечь выгоду из этой программы, они должны подготовиться к ее реализации самым серьезным образом [19].
В соглашении содержится положение о постепенном претворении в жизнь его принципов, что соответствует нуждам и потребностям Ливана и способствует достижению успехов в развитии сотрудничества со странами ЕС. Этой же цели служит и финансовая помощь, предоставляемая Евросредиземноморской программой МЕВА и Европейским инвестиционным Банком для поддержания процесса модернизации и социального развития в странах-партнерах.
Как же в итоге можно оценить результаты подписанного с ЕС соглашения для Ливана? Как и любая другая договоренность, оно имело свои положительные и отрицательные стороны для его участников. Ведь успех любого соглашения определяется тем, насколько оно способствовало достижению экономического процветания сторон, повышению благосостояния их граждан и насколько были решены насущные проблемы участников договора. После подписания Бейрутом соглашения о сотрудничестве в довольно короткие сроки стали давать о себе знать отрицательные результаты, так как снижение пошлин на импортируемую из ЕС продукцию привело к потере Ливаном значительной части его доходов (пошлина дает 55% всех налоговых поступлений). И эта тенденция получит развитие в дальнейшем, достигнув нулевого уровня в 2007 г., что означает полную потерю страной одного из важнейших источников доходов [20]. Кроме того, европейская продукция создает серьезную конкуренцию местному ливанскому промышленному производству, которое, по понятным причинам, ее вряд ли выдержит. К потерям в промышленном секторе можно добавить и негативное воздействие условий договора на сельское хозяйство, несмотря на льготы и преимущества, предоставленные ЕС для экспорта сельскохозяйственной продукции Ливана в европейские страны. Законы, принятые ЕС в целях защиты своих фермеров, привели к сокращению поступления ливанских сельскохозяйственных продуктов на европейские рынки [21].
С другой стороны, были, естественно, и положительные стороны сотрудничества, и они представлены в увеличении объема инвестиций, использовании финансовой помощи и займов, выполнении многих проектов, как, например, реорганизация ливанской административной системы, стоимостью 38 млн. ев-
ро, или промышленная модернизация (1 млн. евро), создании европейского центра коммуникации и информации в Бейрутской торговой и индустриальной палате с целью снабжения соответствующих ливанских организаций информацией о рынках ЕС. Важную роль играют программы в области развития транспорта, энергетики, образования, туризма, работы с молодежью. Ливану были выделены специальные средства на экономическое развитие и на восстановление страны после разрушительной пятнадцатилетней гражданской войны, которая привела к упадку его инфраструктуру [22].
Сирия. Первая попытка ЕС создать региональный союз со странами юга и востока Средиземноморья восходит к 1960-1970-м гг. Тогда ЕС подписал ряд соглашений о сотрудничестве практически со всеми странами юга и востока Средиземноморья и в их числе соглашение о сотрудничестве с Сирией 1977 г. Согласно этому соглашению, сирийские экспортные товары получили частичное освобождение от пошлин при ввозе в европейские страны. В этот договор был также включен ряд финансовых протоколов. Однако сирийский экспорт не превысил 5% от общего экспорта в Европу [23] из-за неумения или отсутствия возможностей воспользоваться предоставленными тогда преимуществами. Такое же положение существует во всех средиземноморских, а также в других арабских странах вследствие слаборазвитой экономики.
Принимая во внимание важное значение арабского региона, ЕС предложил проект нового договора с средиземноморскими странами, заменяющего прежние соглашения о сотрудничестве, способного активизировать отношения между сторонами и имеющего целью ускорить развитие стран-участниц, что могло бы принести взаимовыгодную пользу [24]. 27-28 ноября 1995 г. в Испании состоялась Барселонская конференция, результатом которой стала Барселонская декларация, заложившая основы сотрудничества между ЕС и странами Южного и Восточного Средиземноморья. Декларация затрагивала политическую, экономическую и социальную сферы, несмотря на преобладание в ней экономической составляющей [25]. Начались переговоры с целью реализации Барселонского соглашения путем ведения двусторонних переговоров между ЕС и каждой средиземноморской страной в отдельности.
Так, в июне 1996 г. начались переговоры между ЕС и Сирией относительно заключения соглашения о сотрудничестве, продолжавшиеся 2 года. Первый этап официальных переговоров начался в мае 1998 г. в Брюсселе, где ЕС предоставил черновой вариант соглашения, или так называемую копию № 0, которая практически полностью повторяла соглашения с другими арабскими средиземноморскими странами, но с учетом сирийской специфики. Переговоры прошли несколько этапов и продолжаются до сегодняшнего дня [26]. Проект сирийско-европейского соглашения о сотрудничестве включает ряд пунктов, охватывающих политическую, экономическую и социальную сферы.
Проект предлагает проведение регулярного политического диалога между ЕС и Сирией с целью достижения сотрудничества в интересах обеспечения безопасности и стабильности в регионе путем подписания договора о мире и стабильности между двумя сторонами. Стороны также стремятся к достижению взаимопонимания и сближению точек зрения по актуальным международным проблемам и, в частности, по вопросам, непосредственно касающимся обеих сторон, например, положение на сирийско-израильских переговорах. ЕС на-
стаивает на возобновлении ближневосточного переговорного процесса. Эти вопросы стоят в одном ряду с другими важными проблемами, касающимися прав человека и демократии [27].
В экономической сфере проект соглашения предлагает создание свободной зоны торговли в течение переходного периода, который начнется с момента вступления соглашения в силу и продлится максимум двенадцать лет. Договоренности о создании свободной зоны торговли предусматривают свободное перемещение промышленных товаров между европейской и сирийской сторонами без каких-либо преград или препятствий, а также невозможность взимания пошлин или ограничения по количеству товаров при условии, что все мероприятия в этом направлении будут осуществляться постепенно. Что касается сельскохозяйственной продукции, то она не была включена в данное соглашение. Проект соглашения, предложенный Сирии, содержал также положения о свободном перемещении капитала, поддержке инвестиций, сотрудничестве в области технологии, промышленности, транспорта и коммуникаций [28].
В социальной и культурной сферах соглашение подтвердило необходимость особого внимания к образованию, обучению молодежи и здоровью населения, а также необходимость сотрудничества по вопросам нелегальной миграции и борьбы с терроризмом, наркоторговли, международной преступности и коррупции [29].
Однако вопрос состоит в том, насколько Дамаск нуждается в этом соглашении и как скажутся последствия его реализации на Сирии.
С политической точки зрения Сирия, являясь относительно небольшим ближневосточным государством, нуждается в альтернативном стратегическом партнере, особенно после распада Советского Союза, с которым Сирию связывали дружеские соглашения, обеспечивавшие ей всестороннюю экономическую, политическую и военную помощь. Дамаск стремится укрепить свои отношения с ЕС, поскольку сотрудничество с ЕС имеет долгосрочные перспективы [30].
Европа исторически и географически является важным экономическим партнером Сирии. Тому свидетельством являются следующие показатели: 60% сирийского экспорта направляется в Европу, причем 80% составляет нефть. 40% сирийского импорта поступает также из стран ЕС, 33% составляют оборудование и инструменты, 33% - полуфабрикаты, 11% - транспортные средства, 5% - другие товары. Наряду с этим Сирия нуждается в инвестициях, так как ежегодно ее население вырастает на 3%, превышая таким образом средний мировой уровень (2%). Следовательно, чтобы достичь средних темпов развития (не менее 8%), она нуждается в инвестициях, составляющих не менее 35% от общего национального дохода. В настоящее время средний уровень инвестиций - 12%. Таким образом очевидна сильная заинтересованность Сирии в европейских инвестициях, тем более, что европейские страны, в свою очередь, стремятся вкладывать капиталы за пределы Европы из-за снижения уровня прибыли в самой Европе [31]. Вместе с тем, ЕС является емким рынком, где средний уровень доходов достигает 21 тыс. долл. США в год на человека. Эти обстоятельства могут способствовать поступлению сирийских товаров в Европу, однако только после улучшения их качества и превращения их в конкурентоспособных.
В условиях глобализации, охватившей практически весь мир и бросившей серьезный вызов слаборазвитым странам, сирийское общество придерживается закрытой системы. Можно по-разному относиться к этой системе - оправдывать ее или критиковать, однако на сегодняшний день она уже неэффективна. Сотрудничество же является для Сирии «окном» в современный мир. Как полагают эксперты, проект сотрудничества дает серьезные привилегии Сирии, позитивно влияет на социальную и культурную сферы, способствует быстрому развитию и активизации всех сторон общественной жизни [32]. Таким образом, на наш взгляд, Сирия должна принять все необходимые меры для реализации данного соглашения, использования его позитивных результатов, как-то: увеличение торгового обмена, ускорение экономического и социального развития, увеличение социальной помощи вместе с увеличением иностранных инвестиций (ЕС предоставил Сирии 99 млн. евро и помощь по программе МЕБА-1, а также займы по линии Европейского инвестиционного банка). Наряду с этим сотрудничество подразумевает устранение препятствий в области научных исследований, в развитии человеческих возможностей и технологий. Все это поможет смягчить эффект от негативных последствий реализации соглашений, после подписания которых страна понесла финансовые потери в связи с отменой пошлин и упадком местного производства. Эти потери, возникшие в результате взаимодействия сторон, могут быть компенсированы той пользой, которая будет извлечена Дамаском в дальнейшем [33].
В чем же сходства и различия соглашений, предлагаемых ЕС Ливану и Сирии, особенно если учесть «особые отношения» между этими двумя странами? Между соседними арабскими государствами существует соглашение о создании зоны свободного обмена промышленными товарами, подписанное в 1993 г. Согласно ему, начиная с 1999 г. ежегодно происходило уменьшение пошлин на промышленные товары на 25%. Оно стало серьезным дополнением к соглашению о братстве, сотрудничестве и координации от 1991 г. Однако соглашение о сотрудничестве с ЕС не берет во внимание эти «особые отношения» между Дамаском и Бейрутом [34].
Соглашения, предлагаемые Сирии и Ливану, имели очень много общих моментов с соглашениями, подписанными с другими арабскими средиземно-морскими странами. Они содержали положения о сотрудничестве в области безопасности, борьбы с терроризмом, о культурном сближении. Что касается различий, то они в большей степени проявились в сфере экономики [35].
Так, в проекте соглашения, предлагаемого Сирии, отсутствуют пункты о сотрудничестве в торговле и сфере услуг, как это было в соглашении с Ливаном. Наряду с этим имеется специальный раздел о рабочей силе и миграциях в то время, как подобный раздел отсутствовал в соглашении с Ливаном. В соглашении с Сирией предлагается освобождение промышленных товаров от пошлин, как и в соглашении с Ливаном, однако это не относилось к сельскохозяйственным товарам [36].
Вернемся еще раз к сходствам между двумя соглашениями - они имелись в пунктах соглашения, касающихся защиты начинающих производителей, борьбы против демпинга, осуществления равновесия в платежном балансе, освобождения передвижения капитала, а также в разделе о сотрудничестве между сторонами, финансовой помощи, предоставляемой ЕС для облегчения реализации соглашения [37].
Присоединение Сирии к этому большому блоку договоренностей является серьезным стимулом, побуждающим Дамаск к проведению экономических реформ, следствием которых бы стало улучшение качества сирийских товаров, особенно сельскохозяйственных и текстильных, чтобы они стали конкурентоспособными на европейских рынках, как это произошло, например, с сухофруктами: после принятия некоторых мер и приведения продукции в соответствие с европейскими стандартами они смогли легко проникнуть на европейский рынок, а через него - на международный [38].
Соглашения, предлагаемые ЕС Ливану и Сирии, ставят их перед необходимостью принять соответствующие правила игры, выполнять обязательства, возлагаемые на них, определить пути взаимодействия с Европой, а также разработать формы и методы противостояния открытию их экономик, которое неизбежно должно произойти в результате присоединения Дамаска и Бейрута к ев-росредиземноморскому партнерству.
Эти два соглашения, как и другие соглашения, достигнутые с арабскими странами Средиземноморья, представляют собой воплощение новой европейской политики по отношению к государствам арабского региона. Принципы этой новой политики были утверждены на заседании Европейского Союза в Лиссабоне в 1992 г., а детальное разъяснение этой политики содержала Барселонская декларация 27-28 ноября 1995 г.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Ильяс Сааба. Ливан и партнерство // Аль-Мустакбаль Аль-Арабии. - Бейрут, 2002, № 276, с. 31 (на арабском языке).
2. Там же, с. 38.
3. Nsoul S., Bisat A. The European Union’s New Mediterranean Strategy // Finance and Development. - London, 1996, p. 14.
4. Вестник министерства экономики Ливана. - Бейрут, 2002 (на араб. яз.).
5. Жалъбер Дюбуа. Европа и Россия: Проблемы южного направления. - М., 1999, с. 111.
6. Пархалина Т. Европейский альманах. Средиземноморье - новые измерения безопасности. - М., 1998, с. 117.
7. Люксембургская ассоциация Евро-средиземноморского партнерства. Спецвыпуск № 27,2003, с. 7-8.
8. Там же, с. 12.
9. Ахмед Хатаб II Аль-Муашр. Вып. 303. - Бейрут, февраль 2003, с. 71 (на араб. яз.).
10. Там же, с. 8.
11. Ливано-европейское соглашение. - Бейрут, 2002 (на араб. яз.).
12. Там же.
13. Илия Антуан. Экономические отношения Ливана и ЕС. Соглашение о партнерстве. - Бейрут 2003, с. 65 (на араб. яз.).
14. Там же, с. 72.
15. Жльбер Дюбуа. Указ. соч., с. 119.
16. Илия Антуан. Указ. соч., с. 87.
17. Евро-ливанское сотрудничество // Ан-Нахар. - Бейрут, 17 апреля 2002 г. (на араб. яз.).
18. Там же.
19. Басель Флихан. Ливанская экономика // Ан-Haxàp. - Бейрут, 3 июля 2002 г. (на араб. яз.).
20. Альбер Дагер. Ливан и Сирия: экономические и политические вызовы. - Бейрут, 2001, с. 202, 203 (на араб. яз.).
21. Diwan I. How Can Lebanon benefit from the European Initiative? - Washington: World Bank, 1999, p. 63-64.
22. Ливан и Евро-средиземноморское соглашение // Аль-Усбуа. - Бейрут, №72, июль, с. 10-11 (на араб. яз.).
23. Сирийско-европейское сотрудничество: точка зрения // Ас-Саура. - Дамаск, 5 января 1995 г., с. 5 (на араб. яз.).
24. Isabelle Bensidoun, Anger Cheralier. L'Europe et La Mediterranee. Centre dEtudes Prospectives et d'informations intemationnales. - Paris, 1995, p. 35-36.
25. Европейско-арабское сотрудничество // Аль-Хаят. - Лондон, 8 апреля 2000 г.
26. Там же, с. 7.
27. Сирийско-европейское сотрудничество: точка зрения, с. 6.
28. Там же.
29. Арабско-европейское сотрудничество: Сирия, экономические реформы и европейское сотрудничество // Торговая палата Дамаска. - Дамаск, 2001, с. 274-277 (на араб. яз.).
30. Там же, с. 298-299.
31. Сирийско-европейское сотрудничество и его влияние на сельское хозяйство // Итоговые результаты изучения сотрудничества с ЕС. - Дамаск, октябрь 2001 г., с. 24 (на араб. яз.).
32. Там же, с. 85-86.
33. Сирийско-европейское сотрудничество и предполагаемые последствия для сирийской экономики // Торговая палата Дамаска. - Дамаск, 2000, с. 36 (на араб. яз.).
34. Альбер Дагли. Ливан и Сирия: экономические и политические вызовы. - Бейрут, февраль 2001 г., с. 141-142.
35. Boutros Labaki. L'emigration depuis La fin des guerres a L'interiear du Liban (1990-1999) in Travaux et Jours Prin tem ps 1999, p. 56-57.
36. Альбер Дагер. Ливан и Сирия, с. 195.
37. Тексты соглашений, предложенных Ливану и Сирии. - Дамаск: Министерство экономики Сирии, 2002 (на араб. яз.).
38. Сирийско-европейское сотрудничество и его влияние на сельское хозяйство, с. 66.
LEBANON AND SYRIA IN THE EURO-MEDITERRANEAN PARTNERSHIP
MOHAMED RASHID
(Syria)
The Theory and History of International Relations Chair Peoples’ Friendship University of Russia
6, Miklukho-Maklay st., 117198 Moscow, Russia
The paper examines the place and role of the two Arab countries of the East-Mediterranean area - Lebanon and Syria - in the Euro-Mediterranean partnership. Some agreements with East-Mediterranean area Arab countries which are the symbol of a new European policy towards the countries of the Arab region were signed at the EU summit in Lisbon, 1992 and formalized by the Barselona Declaration of 1995.