Научная статья на тему 'Ливан и Сирия в евросредиземноморском партнерстве'

Ливан и Сирия в евросредиземноморском партнерстве Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
552
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Мухаммед Рашид

Рассматривается роль и место двух арабских восточно-средиземноморских стран Ливана и Сирии в евросредиземноморском партнерстве. Анализируются соглашения, достигнутые с арабскими странами Средиземноморья, представляющими собой воплощение новой европейской политики по отношению к государствам арабского региона, утвержденные на заседании Европейского Союза в Лиссабоне в 1992 г. и детально разъясненные Барселонской декларацией 27-28 ноября 1995 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Lebanon and Syria in the Euro-Mediterranean Partnership

The paper examines the place and role of the two Arab countries of the East-Mediterranean area Lebanon and Syria in the Euro-Mediterranean partnership. Some agreements with East-Mediterranean area Arab countries which are the symbol of a new European policy towards the countries of the Arab region were signed at the EU summit in Lisbon, 1992 and formalized by the Barselona Declaration of 1995.

Текст научной работы на тему «Ливан и Сирия в евросредиземноморском партнерстве»

ЛИВАН И СИРИЯ В ЕВРОСРЕДИЗЕМНОМОРСКОМ ПАРТНЕРСТВЕ

МУХАМЕД РАШИД

(Сирия)

Кафедра теории и истории международных отношений Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, б, 117198 Москва, Россия

Рассматривается роль и место двух арабских восточно-средиземноморских стран - Ливана и Сирии в евросредиземноморском партнерстве. Анализируются соглашения, достигнутые с арабскими странами Средиземноморья, представляющими собой воплощение новой европейской политики по отношению к государствам арабского региона, утвержденные на заседании Европейского Союза в Лиссабоне в 1992 г, и детально разъясненные Барселонской декларацией 27-28 ноября 1995 г.

Ливан, являвшийся частью Османской империи до окончания первой мировой войны, после ее завершения в 1918 г. перешел под протекторат Франции, а 22 ноября 1943 г. обрел независимость. Однако государственная независимость и суверенитет не смогли обеспечить полноценную свободу и безопасность гражданам Ливана, а сложная поликонфессиональная структура ливанского общества привела к длительной и жестокой гражданской войне, вследствие чего многие жители Ливана покинули его и разъехались в разные страны мира [1]. По некоторым данным, 3,7 млн. ливанцев живут в эмиграции, и эта цифра почти эквивалентна численности коренного населения страны, которая составляет около 4 млн. человек. Негативное воздействие на ситуацию в Ливане оказывают не только внутренние этноконфессиональные проблемы, но также и конкуренция в Восточном Средиземноморье между различными региональными и внерегиональными силами - Европой во главе с Францией, США, Израилем, Сирией, Египтом, Саудовской Аравией, Ираном. Стабильность и мир в Ливане во многом зависят от политики вышеназванных государств, и это, в частности, нашло отражение в соглашении в Ат-Таифе 1989 г., положившем конец гражданской войне в Ливане. После заключения этого соглашения Ливан обрел относительную стабильность и начал возвращаться на международную арену [2].

Ливан взялся за восстановление того, что было разрушено кровопролитной войной. Начали осуществляться экономические реформы, основывающиеся на рыночных механизмах. Ливан приступил к реализации соглашений, достигнутых с другими государствами, в том числе с ЕС (подписаны 3 мая 1977 г.) [3]. На настоящий момент ЕС считается главным экономическим партнером Лива-

на. Так, по данным на 2002 г., 45% импортируемых в Ливан товаров и 19% экспорта, основу которого составляют овощи и фрукты, приходится на ЕС. ЕС также является одним из основных кредиторов в процессе восстановления и развития разрушенного хозяйства Ливана. Так, доля ЕС в финансовой помощи стране достигает 45% [4], в то время как доля арабских стран составляет 35%, МБРР - 10%, оставшиеся 10% приходятся на другие страны.

Новым шагом в отношениях Ливана и ЕС стала Евросредиземноморская конференция в Барселоне в ноябре 1995 г., собравшая министров иностранных дел 15 стран-членов ЕС и 12 стран Южного и Восточного Средиземноморья (Алжир, Кипр, Египет, Израиль, Иордания, Ливан, Мальта, Марокко, Сирия, Палестинская автономия, Тунис, Турция).

Эта конференция заложила основы евросредиземноморского партнерства и выразила стремление ее участников к созданию новых перспектив евро-среди-земноморских отношений [5]. 27 стран-участниц конференции, подписавших Барселонскую декларацию, среди них и Ливан, определили три основные цели партнерства на перспективу:

- установление мира и стабильности в регионе путем политического диалога (политика безопасности);

-установление благоприятного экономического климата в регионе через формирование финансового и экономического партнерства и постепенное создание зоны свободной торговли (экономический аспект);

-реализация сближения народов через гуманитарное, культурное, социальное партнерство в целях усиления взаимопонимания и культурного обмена между обществами (гуманитарно-культурный и социальный аспекты) [6].

Это партнерство арабскими странами и ЕС реализуется путем переговоров и заключения договоров о партнерстве взамен уже существующих соглашений о сотрудничестве. Что касается Кипра и Мальты, то в 1960-1970 гг. между ними и ЕС были достигнуты соответствующие договоренности.

ЕС предложил странам-участницам Барселонской конференции программу партнерства, и в результате переговоров были подписаны соглашения о партнерстве со следующими странами: Тунисом (1995 г.), Израилем (1995 г.), Марокко (1996 г.), Палестинской автономией (1997 г.), Иорданией (1997 г.), Египтом (2001 г.), Алжиром (1002 г.), Ливаном (2002 г.). С Сирией переговоры по этому вопросу идут до сих пор [7].

Бейрут заявил о своем желании заключить договор о партнерстве в 1995 г. Переговоры продолжались долгих 6 лет. В результате в июне 2002 г. Брюсселе Ливан подписал соглашение о партнерстве. Проект соглашения был предложен на 5-й Евросредиземноморской конференции в Валенсии (Испания, 22-23 апреля 2002 г.) и был официально подписан 17 июня 2002 г. [8]. Что же представляет собой это соглашение?

Соглашение, подписанное странами ЕС с Ливаном, в целом схоже с соглашениями, заключенными с другими арабскими странами, так как содержит все основные принципы Барселонской декларации, приведенные выше. Однако есть и отличительные черты, определяемые особым положением Ливана в регионе как государства с рыночной экономикой. Учитывалось и то, что экономика Ливана базируется исключительно на сфере услуг, так как страна практически не имеет запасов полезных ископаемых. Все эти особенности нашли отражение в соглашении.

В сфере безопасности [9] был подписан договор о мире и стабильности между двумя сторонами. Вместе с тем европейцы настаивали на возобновлении переговоров между Ливаном и Израилем - участниками ближневосточного переговорного процесса - в целях разрешения конфликта и подписания мирного договора. Важно отметить, что европейская сторона связывала предоставление финансовой помощи Ливану с успехами, достигнутыми в мирном процессе [10].

Что касается экономического аспекта соглашения, то ЕС стремится через соглашение о партнерстве создать к 2010 г. зону свободной торговли. Соглашение содержит пункты об освобождении товарообмена от налогов. В этом отношении Ливан получил преимущества, которых лишился при заключении договора 1977 г., т. е. ему вновь был предоставлен режим наибольшего благоприятствования в торговой сфере. Ливан постепенно снижает таможенные пошлины на ввозимые промышленные товары в рамках подготовки к созданию зоны свободной торговли [11]. Что касается экспорта продукции ливанского сельского хозяйства, то в этой сфере между сторонами имелись существенные разногласия, однако Ливан в итоге получил большие преимущества по сравнению с другими арабскими странами. В частности, Ливан был полностью освобожден от таможенных пошлин на 77 наименований сельскохозяйственных товаров, тогда как, например, Египет по соглашению 2001 г. получил только 30%-е снижение пошлин на основные египетские продукты.

Рассматриваемое соглашение содержит многие пункты, облегчающие торговый обмен и помогающие в реализации экономического сотрудничества с целью постоянной поддержки процесса экономического и социального развития и создания экономического равновесия между странами Средиземноморья, укрепления безопасности и ограничения эмиграции из Ливана в страны ЕС [12].

Что касается финансового аспекта, то Ливан получал минимальную выгоду от предоставляемой помощи по программам MEDA-I и MEDA-II (3,435 млрд. евро по первой программе и 5,35 - по второй). ЕС выплатил только 35% суммы первой программы, так как увязывал объем предоставляемой помощи с разноплановыми факторами: численностью населения, уровнем бедности, содержанием проводимых реформ в той или иной стране. Таким образом, по программе MEDA-I, Ливан получил 166 млн. евро, по программе MEDA-II - 100 млн. евро наряду с другими займами и помощью, предоставленными Европейским инвестиционным Банком и другими финансовыми организациями [13].

На переговорах Бейрут высказывал несогласие с малоэффективной финансовой помощью и отстаивал другие условия ее предоставления в связи с серьезными экономическими проблемами, такими, как отрицательное внешнеторговое сальдо, дефицит бюджета и т. д. [14]. Ливан также возражал против чрезмерного вмешательства ЕС в экономическую политику страны, особенно в процесс распределения предоставленной помощи. ЕС настаивал на строго целевом расходовании средств. Так, например, программа MEDA-I была направлена на развитие коммунального хозяйства [15], a MEDA-II - на реформы в торговой сфере, инфраструктуре, развитие села и воспитание молодежи. Некоторые из указанных вопросов не являются первоочередными для ливанского государства, однако ЕС уделяет им значительное внимание [16].

По мнению европейской стороны, Ливан уже достиг больших успехов в области демократии и развития открытой экономики, но нуждается в помощи в социальной сфере, в частности, в развитии села, системы медицинского страхования, сотрудничества по вопросам нелегальной эмиграции. И все эти проблемы были учтены в социальном блоке соглашения [17].

Договор о партнерстве представляет для Ливана новый шаг к выходу на международный рынок, где сильна конкуренция, к достижению успехов в развитии открытой экономики и создании крепких торговых отношений со странами ЕС. Наряду с этим Ливан использует движение международных инвестиций, которые ускоряют процесс развития его экономики и создания зоны свободной торговли [18].

Достигнутые договоренности обязывают Ливан улучшать инфраструктуру, ускорять процесс финансовой, экономической, административной реформ, создавать законодательную базу и модернизировать сектор производства, чтобы соответствовать европейским и международным стандартам. И если ливанцы хотят извлечь выгоду из этой программы, они должны подготовиться к ее реализации самым серьезным образом [19].

В соглашении содержится положение о постепенном претворении в жизнь его принципов, что соответствует нуждам и потребностям Ливана и способствует достижению успехов в развитии сотрудничества со странами ЕС. Этой же цели служит и финансовая помощь, предоставляемая Евросредиземноморской программой МЕВА и Европейским инвестиционным Банком для поддержания процесса модернизации и социального развития в странах-партнерах.

Как же в итоге можно оценить результаты подписанного с ЕС соглашения для Ливана? Как и любая другая договоренность, оно имело свои положительные и отрицательные стороны для его участников. Ведь успех любого соглашения определяется тем, насколько оно способствовало достижению экономического процветания сторон, повышению благосостояния их граждан и насколько были решены насущные проблемы участников договора. После подписания Бейрутом соглашения о сотрудничестве в довольно короткие сроки стали давать о себе знать отрицательные результаты, так как снижение пошлин на импортируемую из ЕС продукцию привело к потере Ливаном значительной части его доходов (пошлина дает 55% всех налоговых поступлений). И эта тенденция получит развитие в дальнейшем, достигнув нулевого уровня в 2007 г., что означает полную потерю страной одного из важнейших источников доходов [20]. Кроме того, европейская продукция создает серьезную конкуренцию местному ливанскому промышленному производству, которое, по понятным причинам, ее вряд ли выдержит. К потерям в промышленном секторе можно добавить и негативное воздействие условий договора на сельское хозяйство, несмотря на льготы и преимущества, предоставленные ЕС для экспорта сельскохозяйственной продукции Ливана в европейские страны. Законы, принятые ЕС в целях защиты своих фермеров, привели к сокращению поступления ливанских сельскохозяйственных продуктов на европейские рынки [21].

С другой стороны, были, естественно, и положительные стороны сотрудничества, и они представлены в увеличении объема инвестиций, использовании финансовой помощи и займов, выполнении многих проектов, как, например, реорганизация ливанской административной системы, стоимостью 38 млн. ев-

ро, или промышленная модернизация (1 млн. евро), создании европейского центра коммуникации и информации в Бейрутской торговой и индустриальной палате с целью снабжения соответствующих ливанских организаций информацией о рынках ЕС. Важную роль играют программы в области развития транспорта, энергетики, образования, туризма, работы с молодежью. Ливану были выделены специальные средства на экономическое развитие и на восстановление страны после разрушительной пятнадцатилетней гражданской войны, которая привела к упадку его инфраструктуру [22].

Сирия. Первая попытка ЕС создать региональный союз со странами юга и востока Средиземноморья восходит к 1960-1970-м гг. Тогда ЕС подписал ряд соглашений о сотрудничестве практически со всеми странами юга и востока Средиземноморья и в их числе соглашение о сотрудничестве с Сирией 1977 г. Согласно этому соглашению, сирийские экспортные товары получили частичное освобождение от пошлин при ввозе в европейские страны. В этот договор был также включен ряд финансовых протоколов. Однако сирийский экспорт не превысил 5% от общего экспорта в Европу [23] из-за неумения или отсутствия возможностей воспользоваться предоставленными тогда преимуществами. Такое же положение существует во всех средиземноморских, а также в других арабских странах вследствие слаборазвитой экономики.

Принимая во внимание важное значение арабского региона, ЕС предложил проект нового договора с средиземноморскими странами, заменяющего прежние соглашения о сотрудничестве, способного активизировать отношения между сторонами и имеющего целью ускорить развитие стран-участниц, что могло бы принести взаимовыгодную пользу [24]. 27-28 ноября 1995 г. в Испании состоялась Барселонская конференция, результатом которой стала Барселонская декларация, заложившая основы сотрудничества между ЕС и странами Южного и Восточного Средиземноморья. Декларация затрагивала политическую, экономическую и социальную сферы, несмотря на преобладание в ней экономической составляющей [25]. Начались переговоры с целью реализации Барселонского соглашения путем ведения двусторонних переговоров между ЕС и каждой средиземноморской страной в отдельности.

Так, в июне 1996 г. начались переговоры между ЕС и Сирией относительно заключения соглашения о сотрудничестве, продолжавшиеся 2 года. Первый этап официальных переговоров начался в мае 1998 г. в Брюсселе, где ЕС предоставил черновой вариант соглашения, или так называемую копию № 0, которая практически полностью повторяла соглашения с другими арабскими средиземноморскими странами, но с учетом сирийской специфики. Переговоры прошли несколько этапов и продолжаются до сегодняшнего дня [26]. Проект сирийско-европейского соглашения о сотрудничестве включает ряд пунктов, охватывающих политическую, экономическую и социальную сферы.

Проект предлагает проведение регулярного политического диалога между ЕС и Сирией с целью достижения сотрудничества в интересах обеспечения безопасности и стабильности в регионе путем подписания договора о мире и стабильности между двумя сторонами. Стороны также стремятся к достижению взаимопонимания и сближению точек зрения по актуальным международным проблемам и, в частности, по вопросам, непосредственно касающимся обеих сторон, например, положение на сирийско-израильских переговорах. ЕС на-

стаивает на возобновлении ближневосточного переговорного процесса. Эти вопросы стоят в одном ряду с другими важными проблемами, касающимися прав человека и демократии [27].

В экономической сфере проект соглашения предлагает создание свободной зоны торговли в течение переходного периода, который начнется с момента вступления соглашения в силу и продлится максимум двенадцать лет. Договоренности о создании свободной зоны торговли предусматривают свободное перемещение промышленных товаров между европейской и сирийской сторонами без каких-либо преград или препятствий, а также невозможность взимания пошлин или ограничения по количеству товаров при условии, что все мероприятия в этом направлении будут осуществляться постепенно. Что касается сельскохозяйственной продукции, то она не была включена в данное соглашение. Проект соглашения, предложенный Сирии, содержал также положения о свободном перемещении капитала, поддержке инвестиций, сотрудничестве в области технологии, промышленности, транспорта и коммуникаций [28].

В социальной и культурной сферах соглашение подтвердило необходимость особого внимания к образованию, обучению молодежи и здоровью населения, а также необходимость сотрудничества по вопросам нелегальной миграции и борьбы с терроризмом, наркоторговли, международной преступности и коррупции [29].

Однако вопрос состоит в том, насколько Дамаск нуждается в этом соглашении и как скажутся последствия его реализации на Сирии.

С политической точки зрения Сирия, являясь относительно небольшим ближневосточным государством, нуждается в альтернативном стратегическом партнере, особенно после распада Советского Союза, с которым Сирию связывали дружеские соглашения, обеспечивавшие ей всестороннюю экономическую, политическую и военную помощь. Дамаск стремится укрепить свои отношения с ЕС, поскольку сотрудничество с ЕС имеет долгосрочные перспективы [30].

Европа исторически и географически является важным экономическим партнером Сирии. Тому свидетельством являются следующие показатели: 60% сирийского экспорта направляется в Европу, причем 80% составляет нефть. 40% сирийского импорта поступает также из стран ЕС, 33% составляют оборудование и инструменты, 33% - полуфабрикаты, 11% - транспортные средства, 5% - другие товары. Наряду с этим Сирия нуждается в инвестициях, так как ежегодно ее население вырастает на 3%, превышая таким образом средний мировой уровень (2%). Следовательно, чтобы достичь средних темпов развития (не менее 8%), она нуждается в инвестициях, составляющих не менее 35% от общего национального дохода. В настоящее время средний уровень инвестиций - 12%. Таким образом очевидна сильная заинтересованность Сирии в европейских инвестициях, тем более, что европейские страны, в свою очередь, стремятся вкладывать капиталы за пределы Европы из-за снижения уровня прибыли в самой Европе [31]. Вместе с тем, ЕС является емким рынком, где средний уровень доходов достигает 21 тыс. долл. США в год на человека. Эти обстоятельства могут способствовать поступлению сирийских товаров в Европу, однако только после улучшения их качества и превращения их в конкурентоспособных.

В условиях глобализации, охватившей практически весь мир и бросившей серьезный вызов слаборазвитым странам, сирийское общество придерживается закрытой системы. Можно по-разному относиться к этой системе - оправдывать ее или критиковать, однако на сегодняшний день она уже неэффективна. Сотрудничество же является для Сирии «окном» в современный мир. Как полагают эксперты, проект сотрудничества дает серьезные привилегии Сирии, позитивно влияет на социальную и культурную сферы, способствует быстрому развитию и активизации всех сторон общественной жизни [32]. Таким образом, на наш взгляд, Сирия должна принять все необходимые меры для реализации данного соглашения, использования его позитивных результатов, как-то: увеличение торгового обмена, ускорение экономического и социального развития, увеличение социальной помощи вместе с увеличением иностранных инвестиций (ЕС предоставил Сирии 99 млн. евро и помощь по программе МЕБА-1, а также займы по линии Европейского инвестиционного банка). Наряду с этим сотрудничество подразумевает устранение препятствий в области научных исследований, в развитии человеческих возможностей и технологий. Все это поможет смягчить эффект от негативных последствий реализации соглашений, после подписания которых страна понесла финансовые потери в связи с отменой пошлин и упадком местного производства. Эти потери, возникшие в результате взаимодействия сторон, могут быть компенсированы той пользой, которая будет извлечена Дамаском в дальнейшем [33].

В чем же сходства и различия соглашений, предлагаемых ЕС Ливану и Сирии, особенно если учесть «особые отношения» между этими двумя странами? Между соседними арабскими государствами существует соглашение о создании зоны свободного обмена промышленными товарами, подписанное в 1993 г. Согласно ему, начиная с 1999 г. ежегодно происходило уменьшение пошлин на промышленные товары на 25%. Оно стало серьезным дополнением к соглашению о братстве, сотрудничестве и координации от 1991 г. Однако соглашение о сотрудничестве с ЕС не берет во внимание эти «особые отношения» между Дамаском и Бейрутом [34].

Соглашения, предлагаемые Сирии и Ливану, имели очень много общих моментов с соглашениями, подписанными с другими арабскими средиземно-морскими странами. Они содержали положения о сотрудничестве в области безопасности, борьбы с терроризмом, о культурном сближении. Что касается различий, то они в большей степени проявились в сфере экономики [35].

Так, в проекте соглашения, предлагаемого Сирии, отсутствуют пункты о сотрудничестве в торговле и сфере услуг, как это было в соглашении с Ливаном. Наряду с этим имеется специальный раздел о рабочей силе и миграциях в то время, как подобный раздел отсутствовал в соглашении с Ливаном. В соглашении с Сирией предлагается освобождение промышленных товаров от пошлин, как и в соглашении с Ливаном, однако это не относилось к сельскохозяйственным товарам [36].

Вернемся еще раз к сходствам между двумя соглашениями - они имелись в пунктах соглашения, касающихся защиты начинающих производителей, борьбы против демпинга, осуществления равновесия в платежном балансе, освобождения передвижения капитала, а также в разделе о сотрудничестве между сторонами, финансовой помощи, предоставляемой ЕС для облегчения реализации соглашения [37].

Присоединение Сирии к этому большому блоку договоренностей является серьезным стимулом, побуждающим Дамаск к проведению экономических реформ, следствием которых бы стало улучшение качества сирийских товаров, особенно сельскохозяйственных и текстильных, чтобы они стали конкурентоспособными на европейских рынках, как это произошло, например, с сухофруктами: после принятия некоторых мер и приведения продукции в соответствие с европейскими стандартами они смогли легко проникнуть на европейский рынок, а через него - на международный [38].

Соглашения, предлагаемые ЕС Ливану и Сирии, ставят их перед необходимостью принять соответствующие правила игры, выполнять обязательства, возлагаемые на них, определить пути взаимодействия с Европой, а также разработать формы и методы противостояния открытию их экономик, которое неизбежно должно произойти в результате присоединения Дамаска и Бейрута к ев-росредиземноморскому партнерству.

Эти два соглашения, как и другие соглашения, достигнутые с арабскими странами Средиземноморья, представляют собой воплощение новой европейской политики по отношению к государствам арабского региона. Принципы этой новой политики были утверждены на заседании Европейского Союза в Лиссабоне в 1992 г., а детальное разъяснение этой политики содержала Барселонская декларация 27-28 ноября 1995 г.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Ильяс Сааба. Ливан и партнерство // Аль-Мустакбаль Аль-Арабии. - Бейрут, 2002, № 276, с. 31 (на арабском языке).

2. Там же, с. 38.

3. Nsoul S., Bisat A. The European Union’s New Mediterranean Strategy // Finance and Development. - London, 1996, p. 14.

4. Вестник министерства экономики Ливана. - Бейрут, 2002 (на араб. яз.).

5. Жалъбер Дюбуа. Европа и Россия: Проблемы южного направления. - М., 1999, с. 111.

6. Пархалина Т. Европейский альманах. Средиземноморье - новые измерения безопасности. - М., 1998, с. 117.

7. Люксембургская ассоциация Евро-средиземноморского партнерства. Спецвыпуск № 27,2003, с. 7-8.

8. Там же, с. 12.

9. Ахмед Хатаб II Аль-Муашр. Вып. 303. - Бейрут, февраль 2003, с. 71 (на араб. яз.).

10. Там же, с. 8.

11. Ливано-европейское соглашение. - Бейрут, 2002 (на араб. яз.).

12. Там же.

13. Илия Антуан. Экономические отношения Ливана и ЕС. Соглашение о партнерстве. - Бейрут 2003, с. 65 (на араб. яз.).

14. Там же, с. 72.

15. Жльбер Дюбуа. Указ. соч., с. 119.

16. Илия Антуан. Указ. соч., с. 87.

17. Евро-ливанское сотрудничество // Ан-Нахар. - Бейрут, 17 апреля 2002 г. (на араб. яз.).

18. Там же.

19. Басель Флихан. Ливанская экономика // Ан-Haxàp. - Бейрут, 3 июля 2002 г. (на араб. яз.).

20. Альбер Дагер. Ливан и Сирия: экономические и политические вызовы. - Бейрут, 2001, с. 202, 203 (на араб. яз.).

21. Diwan I. How Can Lebanon benefit from the European Initiative? - Washington: World Bank, 1999, p. 63-64.

22. Ливан и Евро-средиземноморское соглашение // Аль-Усбуа. - Бейрут, №72, июль, с. 10-11 (на араб. яз.).

23. Сирийско-европейское сотрудничество: точка зрения // Ас-Саура. - Дамаск, 5 января 1995 г., с. 5 (на араб. яз.).

24. Isabelle Bensidoun, Anger Cheralier. L'Europe et La Mediterranee. Centre dEtudes Prospectives et d'informations intemationnales. - Paris, 1995, p. 35-36.

25. Европейско-арабское сотрудничество // Аль-Хаят. - Лондон, 8 апреля 2000 г.

26. Там же, с. 7.

27. Сирийско-европейское сотрудничество: точка зрения, с. 6.

28. Там же.

29. Арабско-европейское сотрудничество: Сирия, экономические реформы и европейское сотрудничество // Торговая палата Дамаска. - Дамаск, 2001, с. 274-277 (на араб. яз.).

30. Там же, с. 298-299.

31. Сирийско-европейское сотрудничество и его влияние на сельское хозяйство // Итоговые результаты изучения сотрудничества с ЕС. - Дамаск, октябрь 2001 г., с. 24 (на араб. яз.).

32. Там же, с. 85-86.

33. Сирийско-европейское сотрудничество и предполагаемые последствия для сирийской экономики // Торговая палата Дамаска. - Дамаск, 2000, с. 36 (на араб. яз.).

34. Альбер Дагли. Ливан и Сирия: экономические и политические вызовы. - Бейрут, февраль 2001 г., с. 141-142.

35. Boutros Labaki. L'emigration depuis La fin des guerres a L'interiear du Liban (1990-1999) in Travaux et Jours Prin tem ps 1999, p. 56-57.

36. Альбер Дагер. Ливан и Сирия, с. 195.

37. Тексты соглашений, предложенных Ливану и Сирии. - Дамаск: Министерство экономики Сирии, 2002 (на араб. яз.).

38. Сирийско-европейское сотрудничество и его влияние на сельское хозяйство, с. 66.

LEBANON AND SYRIA IN THE EURO-MEDITERRANEAN PARTNERSHIP

MOHAMED RASHID

(Syria)

The Theory and History of International Relations Chair Peoples’ Friendship University of Russia

6, Miklukho-Maklay st., 117198 Moscow, Russia

The paper examines the place and role of the two Arab countries of the East-Mediterranean area - Lebanon and Syria - in the Euro-Mediterranean partnership. Some agreements with East-Mediterranean area Arab countries which are the symbol of a new European policy towards the countries of the Arab region were signed at the EU summit in Lisbon, 1992 and formalized by the Barselona Declaration of 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.