• «Жизнь и смерть предложил я тебе» (Библия): наркомания;
• «Капля никотина убивает лошадь...»: вред и опасность курения, запрет на курение в общественных местах, запрет продажи табака несовершеннолетним и ограничение продажи на объектах розничной торговли;
• «Завелася в доме мышка - серая с хвостом воришка»: ответственность несовершеннолетних за совершение кражи;
• «Не надо, братцы, драться!» (Э. Мошковская): ответственность несовершеннолетних за нанесение телесных повреждений;
• «Нейропсихическое заболевание «синдром Туретта» (употребление нецензурной лексики);
• «Ямщик, не гони лошадей!» (опасность, ответственность за административное правонарушение, создание ситуации угрозы здоровью и жизни, штрафы за нарушение ПДД пешеходами, переход железнодорожных путей в неположенном месте).
Таким образом, через программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию и социализации обучающиеся на практике познают, что такое права и обязанности, уважение и терпимость, патриотизм, получают ценностные основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества.
Список литературы
1. Базина Н.Г., Святоха Л.С., Тихомирова Ю.А. Возможности сервисов интернет для реализации дистанционных элементов программ внеурочной деятельности для выполнения регионального компонента учебного плана Петербургской школы // Информационные технологии для Новой школы: материалы VII Всерос. конф. Т. 4. - СПб.: ГБУ ДПО «ЦОКО и ИТ». - 2016. - С. 56-61.
2. Внеурочная деятельность: содержание и технологии реализации» / науч. ред. И.В. Муштавинская и Т.С. Кузнецова. - СПб.: КАРО, 2016. - (Петербургский вектор внедрения ФГОС ООО). - С. 68-89.
3. URL: http://kuvschool5.ucoz.ru/ kmm-soo/doklad_o_metodike_i_tekhnologii_organizacii_do.pdf4.
4. URL: http://fgosreestr.ru/registry/ primernaya-osnovnayaobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-3/
И. Н. Безбородая, Н. В. Васильева
Лицейские научные чтения и вебинары как средство коммуникации между участниками образовательного процесса по направлению Здоровье в школе
Условия деятельности учреждений среднего общего образования существенным образом отличаются. Они представляют различные типы и виды (общеобразовательная школа, гимназия, лицей); имеют разное расположение (на окраине, в центре города, в сель-
ской местности, в закрытых автономных образованиях); удалены от социокультурных центров, что серьезным образом отражается на содержании и качестве их коммуникации.
Развитие информационно-коммуникационных технологий обусловило появление новых форм коммуникации, позволяющих упростить взаимодействие. SMS и интернет-общение успешно вытесняют обычные средства коммуникации. Однако родители обучающихся совсем не рады, что их дети с головой окунаются в мир безграничного текстового и виртуального общения. Более того, согласно проведенным исследованиям, такое общение негативным образом влияет на уровень грамотности и здоровья обучающихся, в связи чем рассматриваемая нами проблема налаживания коммуникации между участниками образовательного процесса представляется актуальной.
Лицейские научные чтения «Здоровье человека через призму проектно-исследовательской работы учащихся», проводимые в форме городской научно-практической конференции школьников при научно-методическом сопровождении кафедры педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования традиционно относятся к одной из самых распространенных форм профессиональной коммуникации между участниками образовательного процесса.
Основная цель лицейских научных чтений (далее ЛНЧ) - создание школьного научного сообщества, осуществление коммуникации между представителями различных образовательных учреждений по направлению Здоровье в школе.
В процессе подготовки к ЛНЧ решается комплекс учебных и развивающих задач: совершенствуются умения учащихся работать с различными источниками информации, умения представлять свои работы в презентативном виде; развиваются коммуникативные способности, навыки публичных выступлений; формируется интерес к исследовательской деятельности.
Для реализации навыков и умений обучающихся предъявлять и обсуждать результаты исследовательской деятельности в ситуации общественной экспертизы и профессионального общения по различным аспектам здоровья с сообществом единомышленников ЛНЧ предлагают широкий выбор секций по направлению Здоровье в школе.
S Биология и здоровый образ жизни;
S Экология и охрана окружающей среды;
S Химические эксперименты и их значение в жизнедеятельности человека;
^ Исследование физических явлений и процессов в окружающей космопланетарной среде;
^ Социальное и нравственное здоровье человека;
^ Здоровьесбережение и компьютер и др.
Основными функциями ЛНЧ являются осуществление коммуникации между представителями различных образовательных учреждений по вопросам здоровьесбережения и публикация наиболее интересных идей и работ участников.
Заседание секций ведут модераторы, обладающие профессиональным уровнем знаний в данной предметной области, и, как правило, это представители высших учебных заведений, имеющие ученую степень или ученое звание, что позволяет поддерживать высокий уровень коммуникации.
Исследования докладчиков не ограничиваются узким подходом к раскрытию темы, а затрагивают проблемы смежных областей, связанных с здоровьем человека, что часто вызывает бурные дискуссии.
Так, например, на секции «Экология и охрана окружающей среды» наряду с типичными работами естественнонаучного профиля о биологии животных и растений представляются работы об изучении состояния здоровья человека, влияния различных факторов образа жизни на здоровье школьников.
Большинство работ секции «Экология и охрана окружающей среды» посвящено не просто изучению экологического состояния Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а в контексте его влияния на здоровье населения.
Секция «Химические эксперименты и их значение в жизнедеятельности человека» рассматривает исследования о влиянии и роли химических веществ в жизни человека.
На секции «Исследование физических явлений и процессов в окружающей космопланетарной среде» представлены работы о бионике, радиации, шумах, влажности, их влиянии на здоровье людей, о различных физических методах исследования.
Широкие возможности для исследования здоровьесозидающего потенциала гуманитарной образовательной среды: литературы, лингвистики, музыки, истории, культурных традиций предоставляет секция «Социальное и нравственное здоровье человека».
Работы, представленные в секции «Здоровьесбережение и компьютер», поднимают вопросы, актуальные для современного информационного общества: о воздействии компьютера на зрение человека, на его физическое и психическое здоровье.
Поскольку секция непосредственно затрагивает тему коммуникации посредством интернет-общения, приведем некоторые данные. Работа секции традиционно посвящена влиянию информации
и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на здоровье человека. Меняется не только количество, но и качество работ. Исследования становятся глубже, расширяется круг вопросов, обсуждаемых на секции, применяются статистические методы обработки результатов. Все чаще учащиеся применяют умения строить компьютерные модели и писать программы. За последние пять лет было опубликовано 69 работ учащихся 8-11 классов ОУ города по проблеме «Информатизация общества и здоровьесбережение» [2].
Учащиеся также представляют работы о профессиональной ориентации, гендерных различиях, о проблемах репродуктивного и нравственного здоровья и др.
Такое разнообразие межпредметных направлений, объединяемое понятием «здоровье человека», обладает огромным потенциалом для организации исследовательской деятельности в школе и обширным полем деятельности для педагога.
Поэтому коммуникативный процесс в рамках ЛНЧ с каждым годом только растет. В 2012 г. в работе приняло участие 15 образовательных учреждений (ОУ) из 7 районов города; в 2013 г. - 32 учреждения из 10 районов С-Петербурга; в 2014 г. - 39 ОУ из 11 районов; в 2015 г. число учреждений уже 44, а районов города - 16; в 2016 г. в коммуникативном процессе в рамках ЛНЧ было задействовано 320 учащихся из 45 ОУ районов г. Санкт-Петербурга
Для педагогической общественности по направлению Здоровье в школе современным и чрезвычайно удобным средством коммуникации стало проведение веб-конференций в форме вебинаров.
Вебинары проводятся в режиме реального времени через сеть Интернет при помощи специального приложения, поэтому от участников не требуется личного присутствия, что очень удобно для педагогов ОУ, находящихся на большом удалении от образовательных и социокультурных центров.
Вебинары дают возможность не только принимать информацию, но передавать и обсуждать ее интерактивно, то есть в многостороннем видео- аудиоформате. Такие преимущества вебинаров, как экономия времени и отсутствие границ и расстояний, особенно актуальны для нашего кластера, образовательные учреждения которого расположены в пяти разных районах города: Калининском (ГБОУ СОШ № 81), Центральном (ГБОУ СОШ № 204), Кировском (ГБОУ СОШ № 269), Красносельском (ГБОУ СОШ № 391) и Приморском (ГБОУ Лицей № 554).
Первый вебинар, который проводился 27 декабря 2016 г., был посвящен предварительному отчету ОУ по первому году работы в качестве региональной экспериментальной площадки «Разработка эффективных средств коммуникации между участниками образовательного процесса (по направлению Здоровье в школе)». Каждое из
пяти ОУ, входящих в кластер, представило презентацию в формате PDF и доклады членов творческой группы о выполненных мероприятиях. Вебинар проходил дистанционно, с привлечением педагогических коллективов ОУ, члены которых приняли в обсуждении активное участие, задавая вопросы с использованием чата.
К участию в вебинаре были привлечены эксперты (родители, представители науки, методисты), которые по его окончании заполняли экспертные листы с оценкой экспериментальной деятельности каждого ОУ.
Еще одно преимущество вебинаров заключается в том, что их можно записать и при необходимости воспроизвести целиком или фрагментарно, что очень удобно в дальнейшей работе.
В рамках работы одной из секций Петербургского образовательного форума планируется работа очередного вебинара, демонстрирующего новые эффективные средства коммуникации.
Нами апробирована технология вебинаров для онлайн-обучения на курсах повышения квалификации «Педагогика здоровья». Дистанционное обучение проходило короткими сессиями в течение полутора часов с перерывом. Лекторы использовали текстовой чат и демонстрировали презентации на компьютер обучаемых. Участники курсов задавали вопросы лектору, получали квалифицированные рекомендации, участвовали в тестировании. Эффективность этого способа коммуникации заключается в том, что можно в любое время вновь вернуться к изученному материалу и еще раз изучить его.
Рассмотренные средства коммуникации (лицейские научные чтения и вебинары) позволяют сформировать и расширить целевую аудиторию участников, систематизировать знания, мнения, опыт, представленные в содержании статей и обсуждений, что способствует достижению большей эффективности научной, исследовательской и методической коммуникации участников образовательного процесса.
Список литературы
1. Здоровье человека через призму исследовательских работ учащихся: материалы XI городских Лицейских научных чтений / под ред. М.Г. Колесниковой. - СПб.: Свое издательство. - 2016. - 136 с.
2. Новик Л.В. «Здоровьесбережение» в исследовательских работах учащихся по информатике // Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества: материалы VI междунар. науч. конференции. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2016.