УДК 378
Голиков Николай Алексеевич
Golikov Nikolay Alekseevich
кандидат педагогических наук, доцент, директор общеобразовательного лицея Тюменского государственного нефтегазового университета
PhD in Education Science, Assistant Professor, Headmaster of the Comprehensive lyceum under the Tyumen State Oil and Gas University
ЛИЦЕЙ ТЮМЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО НЕФТЕГАЗОВОГО УНИВЕРСИТЕТА: ТЕРРИТОРИЯ ИННОВАЦИЙ
LYCEUM OF THE TYUMEN STATE OIL AND GAS UNIVERSITY: TERRITORY OF INNOVATIONS
Аннотация:
Summary:
В статье представлен инновационный опыт структурного подразделения вуза, реализующего программы общего среднего образования; эффективная система подготовки выпускников к итоговой аттестации и подходы к определению качества образования, качество жизни учащейся молодежи.
The article considers an innovative experience of the university’s substructure implementing the programs of high school education. The author tells about an efficient system of highschool graduates’ training for the final testing and approaches to the education quality estimation and students’ activities.
Ключевые слова:
лицей, инновации, качество образования, качество жизни, качество обученности.
Keywords:
lyceum, innovation, quality of education, quality of life, quality of education.
Двадцать лет назад в областном центре появился технический лицей Тюменского индустриального института им. Ленинского комсомола. Сегодня он занимает ведущие позиции в образовательном пространстве города не только потому, что в нем учатся одаренные дети. Это своего рода кузница абитуриентов для вузов и, прежде всего, для родного нефтегазового университета. Лицей прошел немалый путь, сохранив уникальные традиции, созданные первыми учащимися и педагогами. Однако, предпочитая шагать в ногу со временем, новые поколения обучающихся и их наставников периодически привносили и привносят свои изменения. В ноябре этого года общеобразовательному лицею Тюменского государственного нефтегазового университета исполнилось 20 лет.
Образование в лицее всегда считалось престижным. Безусловно, потребителей образовательных услуг - выпускников 9 классов школ города и их родителей - интересовало качество обученности и уровень подготовленности к обучению на программах высшего образования. Эта задача на протяжении всех лет решается успешно.
Можно по-разному относиться к ЕГЭ. Дискуссии в педагогическом сообществе по этому поводу не прекращаются. Но нет сомнения в том, что ЕГЭ - один из эффективных показателей при определении качества образования по индикатору «качество обученности».
В лицее сложилась эффективная система подготовки выпускников к итоговой аттестации: формирование учебных групп по стартовому капиталу знаний; контроль качества прохождения «контрольных точек» в условиях балльно-рейтинговой системы; анализ возникающего академического несовершенства; ликвидация пробелов в знаниях обучающихся; многократное выполнение тренировочных работ по материалам ЕГЭ и их качественный анализ; своевременное информирование обучающихся и их родителей о промежуточных результатах, совместное с ребенком планирование мероприятий по повышению их качества. «Коньком» этой системы является индивидуальное психологическое сопровождение выпускника в период чрезвычайно важного для его будущего рубежа взросления. Оно предполагает совместный поиск «дремлющих» ресурсов старшеклассника, обеспечение психофизиологической и социальной безопасности на основе определения предела его учебных возможностей, минимизацию вредоносного влияния экзаменационного стресса и стресса ограничения времени, конструирование персональной психологической ниши и нахождение, закрепление и расширение зоны успешности. Безусловно, в процесс подготовки выпускника к ЕГЭ включены все субъекты образовательного процесса: школа, семья, сам ребенок. Необходимо отметить, что в отличие от школ, лицей ежегодно выпускает от 125 до 155 выпускников и подготовить к успешной сдаче ЕГЭ такое количество гораздо сложнее, чем 20-50 обучающихся. Например, физику - сложнейшую дисциплину -в лицее сдают от 110 до 120 чел., в школах же Тюмени от 3 до 10 выпускников.
Система подготовки выпускников позволяет добиваться более высоких результатов по сравнению с результатами обучающихся в г. Тюмени, Тюменской области и Российской Федерации. Получение выпускниками 100-балльных сертификатов ЕГЭ по ряду учебных дисциплин - свидетельство высокого качества обученности выпускников лицея (таблица 1).
Таблица 1 - Средний балл участников ЕГЭ 2011-2013 гг. по предметам_________________________
Предмет 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Лицей г. Тюмень к 5 .о 1 & 1 8 2 о 1- Россия Лицей г. Тюмень к 5 .о 1 & 1 8 2 о 1- Россия Лицей г. Тюмень Тюменская область Россия
Русский язык 66,0 64,2 59,3 60,1 70,4 66,1 61,5 61,1 68,9 66,6 62,8 63,4
Математика 59,8 50,9 49,0 47,5 58,2 50,0 48,5 44,6 57,1 48,4 47,4 48,7
Обществознание 63,1 59,5 56,2 56,2 61,0 57,2 54,4 55,2 64,1 59,8 57,5 59,5
Физика 52,5 51,1 49,7 50,7 45,8 44,3 45,2 46,7 57,1 54,95 52,3 53,5
История России 60,1 51,7 51,9 50,6 65,8 58,8 58,2 51,1 65,0 58,9 58,5 54,8
Биология 65,0 58,7 55,2 53,7 59,8 56,8 53,8 54,0 62,0 56,5 55,9 58,6
Информатика 73,3 71,5 67,7 59,5 73,3 71,0 66,0 60,3 71,1 71,8 67,1 63,1
География 69,0 66,9 63,4 54,6 61,7 68,3 68,7 55,8 - 78,3 72,3 57,2
Химия 69,8 60,1 59,2 57,2 50,3 59,9 60,7 57,3 70,0 70,3 68,3 67,8
Литература 57,0 56,1 53,9 55,7 78,0 60,2 60,9 56,3 67,0 60,1 58,9 58,4
Английский язык 70,3 69,3 63,6 60,4 64,4 68,6 64,6 60,8 80,0 75,8 70,9 72,4
Показателем качества обученности является наличие медалистов. Нарастание их количества также подтверждает высокий уровень обученности выпускников общеобразовательного лицея ТюмГНГУ (таблица 2).
Таблица 2 - Количество медалистов среди выпускников
Год выпуска обучающихся 2009 2010 2011 2012 2013
Кол-во выпускников 125 139 140 125 153
Кол-во выпускников, окончивших с золотой медалью 4 (3,2 %*) 4 (2,9 %) 5 (3,6 %) 5 (4 %) 11 (7,2 %)
Кол-во выпускников, окончивших с серебряной медалью 5 (4 %) 8 (5,8 %) 4 (2,9 %) 4 (3,2 %) 3 (2 %)
Всего выпускников, окончивших с медалями 9 (7,2 %) 12 (8,7 %) 9 (6,5 %) 9 (7,5 %) 14 (9,2 %)
* - процент медалистов от общего количества выпускников
Если в 1994 г. из первых 80 выпускников лицея было только 3 медалиста (3,7 %), то в 2013 г. - юбилейном для лицея - из 153 чел. 14 медалистов (9,2 %). Это на 5,5 % медалистов больше, чем в первом выпуске, что свидетельствует о более высоком уровне обученности выпускников по данному критерию.
Однако иногда можно услышать, что качество первых выпускников лицея было гораздо значительнее, что ребята были более образованные, основательнее современных выпускников. В чем дело? Лицей теряет свою марку? Анализируя ситуацию в системе образования конца XX и начала XXI вв., рассматривая состояние включенности в образовательный процесс учащейся молодежи, приходим к выводу: действительно выпускники были другие, с иным отношением к учебным занятиям и учительство организовывало образовательный процесс в совершенно других условиях. Во-первых, технический лицей был первым и единственным инновационным образовательным учреждением в образовательном пространстве города, созданном при вузе. Условия для зачисления на программы высшего профессионального образования не требовали результатов ЕГЭ, успешное обучение в лицее при индустриальном институте становилось его гарантом. Это явилось платформой привлекательности и престижности обучения в лицее для выпускников 9 классов школ города. Во-вторых, это создавало условие для огромного конкурса среди поступающих, что позволяло отбирать наиболее подготовленных ребят к обучению на программах повышенного уровня сложности. Сейчас же в Тюмени только при четырех вузах две гимназии и два лицея, десяток муниципальных «элитных» гимназий, что создает конкуренцию зачислению в лицей талантливых школьников. В-третьих, и, пожалуй, самое главное - у агентов общего образования не было таких мощнейших конкурентов - сеть интернет, социальные сети, компьютерные игры, неконтролируемые сайты для взрослых. Современный школьник не обучен тайм-менеджменту, не способен рациональному распределению времени и сопротивлению искушениям, безумному растрачиванию собственного человеческого капитала (капитал образования + капитал культуры + капитал здоровья). Ранее из-за отсут-
ствия такового не могло стать барьером мотивации включения старшеклассников в образовательную ситуацию и качественную подготовку к ЕГЭ.
Качественное образование - это не только высокий уровень обученности по результатам ЕГЭ, но и оптимальный уровень качества жизни выпускников, повышенный уровень их социальной состоятельности. «Современное трансформирующееся общество XXI в. предъявляет к человеку все более высокие требования: быть стрессоустойчивым, мобильным; способным оперативно принимать решения и нести за них ответственность; обладать гибкостью и критичностью мышления; воспринимать новое и устанавливать устойчивые социальные партнерские отношения; владеть навыками саморегуляции, адаптации к изменяющимся условиям. Ответить на эти требования способен социально компетентный творческий субъект, активно познающий резервы своей личности и окружающих, освоивший социально значимые роли во всех сферах жизнедеятельности без чувства страха и комплекса социальной неполноценности» [1, с. 39]. Ключевым моментом всего инновационного является «новое и иное», что характеризует много-ликость этого понятия. В.П. Кваша под инновацией понимает создание принципиально новых образцов деятельности, выходящих за пределы нормы, выводящих профессиональную деятельность на принципиально новый качественный уровень [2]. Как утверждает этот исследователь, практика убеждает: любая инновация выходит за пределы нормативной деятельности и всегда устремлена к прорыву. Таковыми прорывными решениями была разработка проекта развития лицея ТюмГНГУ в рамках Программы развития университета на 2011-2013 гг. «Лицей как центр адаптации и качественной подготовки учащихся к обучению в нефтегазовом университете», утвержденном решением Ученого совета ТюмГНГУ 31.01.2011 г., протокол № 6.
В рамках указанной программы развития лицея было создано и успешно реализовано два проекта, органично дополняющие, расширяющие первый. Это проекты: «Формирование социальной состоятельности у учащихся общеобразовательного лицея в условиях социального партнерства университетского комплекса» (2012) и «Партнерство учреждений общего и дополнительного образования как условие формирования социальной состоятельности и оптимизации качества жизни воспитанников» (2013), представленные на I и II Всероссийские конкурсы «Современная школа» (г. Киров), ставшие победителями в номинации «Современный руководитель образовательного процесса». В проектах четко обозначено и доказано, что результаты ЕГЭ следует расширить показателями «качество жизни» и «социальная состоятельность» выпускников. Педагогический коллектив общеобразовательного лицея ТюмГНГУ выступил в качестве инновационной площадки для анализа и разработки содержания качества образования.
По нашему мнению, «качество жизни учащейся молодежи - это субъективная удовлетворенность, выраженная или испытываемая индивидуумом в физических, ментальных и социальных ситуациях. В качестве индикаторов качества жизни относим: уровень социальнопсихологического благополучия (отношение к себе и окружающей действительности - стратегически важным для развития его личности средам: семье, школе, классному коллективу, неформальной группе сверстников); состояние здоровья и уровень физической подготовленности; направленность активности личности; благополучие семейного положения; удовлетворенность социальным статусом среди сверстников; удовлетворенность своими учебными успехами» [3, с. 66]. Не вызывает сомнения, что качество жизни и жизнестойкость индивида зависят от уровня сформированности его социальной состоятельности, социально-функциональной грамотности, его субъектности (проектировщика, архитектора-делателя-строителя своей карьеры, жизни, судьбы). Становится вполне очевидным, что базовую роль в формировании качества жизни, управлении процессом его наращивания (формирования) играют семья и школа [4].
У каждого индивида есть свой психофизиологический предел возможностей. Необходимо научить подростков распознавать его и разумно управлять процессами взаимодействия с другими, предвосхищать возникновение опасных для себя вариантов развития событий. Педагоги должны корректно, психологически грамотно, не травмируя, научить детей узнавать свои слабые места и не провоцировать других на то, чтобы ими могли воспользоваться, обеспечить возможность в детские годы наращивание человеческого капитала.
Человеческий капитал - совокупность достижений индивида в области образования, культуры и здоровья, способствующих его социальной состоятельности, это вклад в настоящее и будущее как социального субъекта деятельности и общения. Состояние человеческого капитала индивида способствует интеграции в социум, производство. Это внутренний ресурс индивида для достижения поставленных перед самим собой целей. Состояние человеческого капитала зависит от инвестиций, вкладываемых на всех этапах жизненного пути личности при значительной роли периода детства. Формирование человеческого капитала - социальный проект государства, общества, семьи, образовательной организации и самого индивида. «Недовложения» средств в «человеческий капитал», по мнению экономиста С. Чулка [5], обречены на провал. Пришлось
много времени потратить на разъяснительно-обучающую работу с коллективом. Изменить педагогическое сознание учителей с большим стажем чрезвычайно сложно. В практику были введены: индивидуальные беседы с педагогами (профессиональный аудит); занятия постоянно действующего семинара «Психологизация - основа нового педагогического мышления»; проведение педагогических практикумов; занятия профессионально-развивающей группы, на которой с учителями рассматривали сложные ситуации в профессиональной деятельности, принимали коллегиальные решения, тренировались в поиске оптимального решения выхода из сложных положений. Кто не мог разделить мою позицию, естественным образом поменяли место работы. Сейчас в лицее зрелый педагогический коллектив, трое имеют психологическое образование, и мы все вместе пытаемся оптимизировать качество жизни детей, формируя их социальную состоятельность. В своих книгах, статьях я об этом пишу достаточно подробно [6; 7; 8; 9].
Общеизвестно, что лицей в условиях нашего университетского комплекса является как бы первой подготовительной ступенькой высшей школы. Учебный процесс в нем максимально приближен к вузовским реалиям. Миссия лицея заключается в качественной подготовке выпускников к обучению на программах высшего образования, оптимальной их адаптации к обучению в условиях университетского комплекса. Как показывает практика, наши выпускники, став студентами, сдают предметы в большинстве своем на отлично и досрочно, не выходя на сессию; после получения диплома без проблем находят себе работу.
Для качества жизни очень важно самоощущение, отношение к себе и тем, кто тебя окружает. Ребята-лицеисты в том возрасте, когда бывает необходимость «сверить часы» с уважаемым человеком, просто быть выслушанным и понятым. Иногда взрослые априори видят в подростках негативное, даже порочное, лишая их презумпции невиновности, навешивая ярлыки. В вопросах взрослеющих молодых людей нужно быть точным, чтобы не навредить недоверием или чрезвычайной доверчивостью и подвергнуть еще социально-личностно несформированных детей опасности. Все не так просто, поскольку в современных детях много чего намешано. Нам, взрослым, следует научиться калибровке: полезное, не полезное, опасное. Полезным я считаю и конфликты, только они должны быть конструктивными, то есть созидательными. Конфликт -это же информация, которой нужно правильно воспользоваться. Маленькие конфликты, напряженные ситуации - это как социальные прививки. Учитель, в таком случае, должен быть профессионалом: педагогом, немного психологом, немного социологом, если хотите, даже священником. Дети не должны быть безликими.
Ученик выступает в качестве социального проектировщика своей жизни, карьеры. Наша задача помочь ему в этом. «Воспитание, приучающее ребенка сознательно решать проблемы, есть уже не подготовка к жизни, а сама жизнь, в которой ребенок овладевает технологией са-модетерминированного поведения self relianc («опоры на самого себя»). То, в какие социальные практики, деятельностные режимы и сообщества будет включен ребенок, во многом определяет его становление и развитие, способность интеграции в социум, качество жизни» [10].
Ссылки:
1. Голиков Н.А. Проблемы социализации личности в условиях инновационных образовательных учреждений // Философия образования. 2011. № 3. С. 38-45.
2. Кваша В.П. Только один способ управления эффективен // Народное образование. 1991. № 1. С. 4-11.
3. Голиков Н.А. Оптимизация качества жизни учащейся молодежи в условиях полифункционального образовательного учреждения // Теория и практика общественного развития. 2010. № 4. С. 64-69.
4. Голиков Н.А. Социальные эффекты образования: реалии, прогнозы, перспективы // Теория и практика общественного развития. 2012. № 11. С. 73-79.
5. Чулок С. Экономия на социальной сфере - дорогое удовольствие // Российская Федерация сегодня: общественнополитический журнал Федерального собрания РФ. 2001. № 13. С. 15-20.
6. Голиков Н.А. Ребенок-инвалид: обучение, оздоровление, развитие. Тюмень, 2006.
7. Голиков Н.А. Качество жизни учащейся молодежи: социальные механизмы управления и оптимизации // Теория и
практика общественного развития. 2011. № 2. С. 60-64.
8. Голиков Н.А. Качество жизни детей: социальные технологии оптимизации // Образование и общество. 2011. № 2. С. 65-70.
9. Голиков Н.А. Технология создания психологически безопасной среды // Директор школы. 2008. № 8. С. 71-76.
10. Голиков Н.А. Проблемы социализации личности ... С. 40.