Научная статья на тему 'Качество жизни учащейся молодежи: социальные механизмы управления и оптимизации'

Качество жизни учащейся молодежи: социальные механизмы управления и оптимизации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
595
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ / ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ИНВАРИАНТНЫЕ И ВАРИАТИВНЫЕ ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Голиков Николай Алексеевич

В статье рассматриваются механизмы оптимизации качества жизни учащейся молодежи, делается акцент на обучении школьников управлению качеством своей жизни, необходимости расширения инвариантных образовательных функций обучения, воспитания и развития вариативными функциями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Качество жизни учащейся молодежи: социальные механизмы управления и оптимизации»

УДК 371.7

Голиков Николай Алексеевич

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры социальных технологий,

директор общеобразовательного лицея

Тюменского государственного нефтегазового

университета

nikgol2004@mail.ru

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ: СОЦИАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ОПТИМИЗАЦИИ

Golikov Nikolay Alexeevich

PhD in Pedagogical sciences, associate professor of the chair of social technologies, principal of the general educational lyceum of Tyumen State Oil and Gas University nikgol2004@mail.ru

LIFE QUALITY OF STUDYING YOUTH: SOCIAL MECHANISMS OF MANAGEMENT AND OPTIMIZATION

Аннотация:

В статье рассматриваются механизмы оптимизации качества жизни учащейся молодежи, делается акцент на обучении школьников управлению качеством своей жизни, необходимости расширения инвариантных образовательных функций обучения, воспитания и развития вариативными функциями.

Ключевые слова:

качество жизни учащейся молодежи, полифунк-циональное образовательное учреждение, инвариантные и вариативные функции образования.

The summary:

The article deals with the mechanisms of optimization of life quality of studying youth, the emphasis is placed on training of schoolchildren to quality management of their lives, on necessity of expansion of invariant educational functions of training, education and development with variable functions.

Keywords:

life quality of studying youth, multifunctional educational institution, invariant and variable educational functions.

Сегодня утверждение Аристотеля: «Цель государства - совместное продвижение к высокому качеству жизни» [1, с. 34], - становится чрезвычайно актуальным. Поиск новых путей социально-экономического развития приводит к осознанию, что только качество жизни может в наибольшей степени выражать цель мирового сообщества, так как человечество стоит на пороге перехода в новую цивилизацию - «цивилизацию качества» (по В.В. Дробышевой, Б.И. Герасимову). Самым надежным критерием прогресса служит качество жизни людей [2]. Качество жизни - синтетический феномен, предмет изучения специалистов разных отраслей научного знания: экономики, медицины, биологии, политологии, психологии и экологии. Современная социология также не игнорирует его изучение, хотя до сих пор в этой области еще не получено должного научно-методологического обоснования (Е.В. Давыдова, А.А. Давыдов, П.С. Мстиславский, А.И. Субетто, Т.А. Суслова, А.М. Шкуркин, А.А. Шкуркин и др.).

Термин «качество жизни» в тезаурус научного сообщества впервые введен американским социологом Дж. Гэлбрейтом в 1958 г. в книге «Общество изобилия». Если на первом этапе его дефинирования акцент делался на экономической составляющей (Дж. Гэлбрейт, В. Парето, О. Тоффлер и др.), то современные исследователи отмечают его поликомпонентность, широту и многогранность содержания: экономическое, социально-биологическое, экологическое, психологическое, политическое благополучие и стабильность. На его синтетичность указывал С.А. Айвазян (2002), считая, что качество жизни человека проявляется в его способности адаптации к окружающему миру, выжить, воспроизводиться, удовлетворять свои потребности. Это подтверждено в исследованиях Г.М. Зараковского (2008), который акцент делает на психологической сущности качества жизни человека, указывая на совокупность свойств, включающих его внутренние возможности осуществлять жизнедеятельность с той или иной интенсивностью и экстенсивностью (жизненный потенциал). Качество жизни - комплекс характеристик жизнедеятельности индивида (группы людей или населения в целом), обусловливающих ее оптимальное протекание в конкретное время, в определенных условиях и месте, которые обеспечивают адекватность параметров основным видам деятельности и потребностям человека (биологическим, материальным, духовным) [3]. По своей природе, как отмечает Л.А. Беляева, качество жизни - это объективно-субъективная характеристика условий существования человека, которая зависит от развития его потребностей, субъективных представлений и оценок своей жизни.

Всемирная организация здравоохранения определяет качество жизни как восприятие индивидуумом его положения в жизни в контексте культуры и системы ценностей, в которых ин-

дивидуум живет, и в связи с целями, ожиданиями, стандартами и интересами этого индивидуума [4]. Качество жизни является основой саморазвития (Г.М. Зараковский, Р.Г. Назипова, А.И. Субетто, Л.М. Федоряк), социальным феноменом, направленным на изменение установок личности, поведения человека, побуждения самоуважения, инициативы (Б. Скиннер, Г. Маркузе). Б.В. Бойцов, В.В. Зародин, Ю.В. Крянев, М.А. Кузнецов, И.В. Марятов, А.К. Юфин характеризуют качество жизни как системный, целостный феномен, отмечая при этом, что концепция качества жизни является «новой парадигмой развития российского общества», а идею качества жизни - «национальной идеей, направленной на процесс социально-экономического развития страны». Это нашло подтверждение в Послании Президента РФ В.В. Путина (2001), его выступлении перед доверенными лицами 14.02.2004 с обозначением стратегической цели социально-экономического развития страны - «повышение качества жизни людей», а также в его выступлении перед депутатами Государственной Думы с Программным документом в качестве претендента на пост Главы Правительство РФ (2006). Акцент на этой же цели постоянно ставится и в выступлениях президента России Д.А. Медведева перед членами правительства и общественностью, его Послании гражданам России в 2010 г.

По определению И.А. Гундарова, качество жизни характеризуется тем, насколько человек счастлив, здоров, духовно совершенен. Разделяя позицию Н.Ю. Сенкевича, что «качество жизни - степень комфортности человека как внутри себя, так и в рамках своего общества» [5, с. 14], уточним, что качество жизни интересующей нас социальной группы - учащейся молодежи - представляет собой совокупность социальных показателей степени развитости жизненных сил и уровня организации жизненного пространства. Это определенный образ и уровень жизни, который характеризуется объективными показателями и субъективными ощущениями, основными составляющими которых является уровень социального благополучия и здоровья (соматическое, психическое, социальное, духовно-нравственное). Качество жизни учащейся молодежи - это субъективная удовлетворенность, выраженная или испытываемая индивидуумом в физических, ментальных и социальных ситуациях. В качестве индикаторов выступают: уровень социально-психологического благополучия (отношение ребенка к себе и окружающей действительности - стратегически важным для развития его личности средам: семье, школе, классному коллективу, неформальной группе сверстников); состояние здоровья и уровень физической подготовленности; направленность активности личности; благополучие семейного положения; удовлетворенность социальным статусом среди сверстников; удовлетворенность своими учебными успехами [6]. Мы выделяем критический, недостаточный, достаточный, повышенный и оптимальный уровни качества жизни. Своевременное определение уровня качества жизни как конкретного индивида, так и детского коллектива всей школы позволяет принимать эффективные управленческие решения, качественно администрировать организацию жизнедеятельности образовательного учреждения и качество получаемого в нем образования. Причем - качество образования, характеризующееся не только уровнем академической подготовленности выпускников, но и уровнем сформированности общих и социальных компетенций, состояния их здоровья.

Последние тридцать лет наблюдается катастрофическое снижение качества здоровья подрастающего поколения. У значительной части выпускников школ определяется несформи-рованность жизненно необходимых социальных компетенций, их неготовность гармонично «вписаться», эффективно интегрироваться в социум, адаптироваться к постоянно изменяющимся социально-экономическим условиям, управлять своими эмоциями в непредвиденных жизненных ситуациях, пережить «точки разлома» (по О.В. Хухлаевой), реализовать природой заложенный потенциал. Причинность этого явления, по мнению Ш.А. Амонашвили, М.М. Безруких, Л.Н. Бережновой, Н.Н. Малярчук, Е.В. Руденского, Н.И.Скок, А.И. Субетто, заключается в несовершенстве системы образования. Многие ученые указывают на его системный кризис (В.Ф. Базарный, Н.А. Голиков, И.А. Гундаров, В.И. Загвязинский, В.М. Чимаров). У «жертв образовательных дефектов» искажается картина мира и система ценностей, возникает негативное самовосприятие, ухудшается самочувствие, снижается самооценка и, как следствие, ухудшается качество жизни, которое, на наш взгляд, наряду с пресловутыми результатами ЕГЭ может и должно стать действительно объективным комплексным показателем качества образования. Критический и недостаточный уровни качества жизни учащихся свидетельствуют о несостоятельности системы образования удовлетворять потребности отдельных заказчиков и потребителей образовательных услуг. Это побуждает научно-профессиональное сообщество разрабатывать и реализовывать инновационные проекты с реальным воплощением идеи повышения качества образования и качества жизни учащейся молодежи, преобразования школ в поли-функциональные образовательные учреждения, развертывания вариативных нетипичных для общего образования функций. Полифункциональное общеобразовательное учреждение —

это сложная социально-образовательная система, в которой наряду с инвариантными традиционными функциями обучения, воспитания и развития с целью оптимальности удовлетворения образовательных и иных потребностей субъектов учебно-воспитательного процесса комплексно реализуются вариативные функции. К ним относятся сервисная, здоровьесберегающая, здоровьеформирующая, социально-педагогического сопровождения, персонологическая, социальной защиты, коррекционная, реабилитационная, социально-педагогической поддержки, правозащитная, психологической безопасности, координационная, культурологическая и интеграционная функции [7]. «В основе идеи преобразования школ в полифункциональные образовательные учреждения лежит позиция - «по отношению к школе учащаяся молодежь выступает «заказчиком» на «изготовление» собственной индивидуальности». Выполнить такой «заказ» можно через сотворчество со школьником как с социальным партнером по самостроительству, «самофутурированию» субъекта деятельности и общения» [8, с. 67]. В систему образования ребенок «вписан» на долгие годы, от складывающейся в ней системы отношений зависит его внутренняя картина восприятия окружающего мира, своего места в нем и самочувствия, реальная и будущая социальная состоятельность. Развитие социальных навыков учащейся молодежи, навыков самосохранительного поведения и управления эмоциями, качеством своей жизни обеспечивают «запас прочности» субъекта деятельности и общения, его жизнеспособность и конкурентоспособность «здесь и сейчас» и в далеком будущем.

Образовательная среда должна стать однозначно витагенной, в ней должны обеспечиваться условия для раскрытия природно-энергетического потенциала детей, обретения ими личностного смысла в социализации, оптимизации качества их жизни. Оптимизация качества жизни - это комплексный процесс системной стабилизации функционирования субъекта во всех сферах обитания и жизнедеятельности, извлечение наилучшего результата из возможных с учетом состояния здоровья, условий его жизнеобеспечения. Даже у ребенка, отнесенного к категории детей-инвалидов, есть шанс оптимизировать качество жизни на фоне атмосферы безопасного самопознания, снятия чувства страха в общении со сверстниками и взрослыми, вызванного чувством своей ущербности, оказания конкретной помощи в его стремлении обрести смысл жизни, конкретных и реально достигаемых жизненных перспектив, наращивания самоуважения, стабилизации социального самочувствия.

При проектировании системы оптимизации качества жизни конкретного индивида, важным является определение препятствий, социальных и иных «порогов» его развитию и саморазвитию, успешной социализации с целью принятия упреждающих организационнопедагогических и социально-психологических мер. Опираясь на знание индивидуальных особенностей ребенка, его состояния здоровья и социального статуса в классе, уровня развития социального и эмоционального интеллекта, взрослые обеспечивают условия устранения или минимизации вредоносных «препятствий», компенсацию выпадающих из стандарта (нормы) свойств и качеств [9]. Преодоление возникающих сложных (а для некоторых детей они просто неизбежны) социально-психологических ситуаций в классе, школе, семье возможно при своевременном определении и культивировании сильных позиций личности ребенка посредством конструирования и активации индивидуально подобранного «пакета» обозначенных выше вариативных образовательных функций. Педагог, выступая в качестве социального проектировщика, умело приобщает к этому процессу самого ребенка как субъекта проектирования собственной жизни. Например, для ребенка с повышенной тревожностью и мнительностью, застенчивостью актуальными становятся вариативные функции социально-педагогической поддержки и психологической безопасности, сопровождения его социального развития. Базовая задача проекта - формирование доверия такого ребенка к учителю и одноклассникам. При этом исключаются возможности социально-психологического травмирования ребенка, элементы соревновательности в тех случаях, когда есть версия прогноза возникновения даже малой вероятности его неудачи. Это особенно важно для учителя физической культуры при общении с мальчиками с низким уровнем физической подготовленности, страдающих ожирением. Корректное приобщение нездорового ребенка к культуре здоровья, осознанной упорной борьбе с гиподинамией способны помочь ему справиться с недугом, стать более уверенным в общении. Вариативная функция педагогической поддержки эффективна при условиях гарантии психологической безопасности детей в школе и осознания профессиональной ответственности взрослого за вмешательство в личное пространство ребенка (прайсвиси, как говорят американцы), способности педагогов и сверстников быть толерантными, вселять надежду и уверенность ученика в своих силах. Создавая ситуации успеха «от простого к сложному», фиксируя внимание и самого ребенка, и его одноклассников на реальной положительной динамике результативности, учитель расширяет зону его успешности. Это придает уверенность ребенку в свои

силы, позволяет преодолевать препятствия в различных видах деятельности и общении, повысить качество своей жизни.

Для часто и длительно болеющего, находящегося в группе диспансерного учета ребенка, выпадающего из образовательного процесса, наряду с инвариантными функциями обучения, воспитания и развития, основными вариативными будут здоровьесберегающая и сервисная функции. На основе определения предела учебных возможностей школьника, знания состояния его здоровья педагоги рассчитывают учебную нагрузку и обеспечивают индивидуальный образовательный маршрут с использованием адресно подобранных заданий с учетом остаточных знаний по дисциплине и необходимыми алгоритмами - «педагогическими костыльками» для овладения новыми знаниями таким образом, чтобы тактично (такт в переводе с греческого -прикосновение) ввести отставшего от одноклассников выздоравливающего ребенка в учебную ситуацию, не травмировать безуспешностью в учебной деятельности его личность. Важнейшим вектором в деятельности социального проектировщика является приобщение соматически ослабленных детей к культуре здоровья, обучению навыкам ведения индивидуализированного здорового образа жизни с учетом специфики заболевания, особенностей биоритмов, работоспособности. Чрезвычайно важно обучить ребенка технологии построения режима своей жизнедеятельности, рационального использования времени для труда и восстановления сил.

Педагог как социальный проектировщик качества жизни, тактично «вкручивая» ребенка в процесс самостоятельного выбора деятельностей, корректно использует социальные технологии - социального патронажа личностного развития школьника и «персонального рortfоlio» его достижений, формируя при этом самостоятельность, ответственность, предприимчивость. Своевременно созданные ситуации выбора способов самореализации ребенка в учебной, творческой, спортивной, социально значимой деятельности приобретает функцию «старта» успешности и удовлетворения потребности стать уважаемым, принятым, состоявшимся членом сообщества.

Важнейшей задачей современного образования должно стать обучение учащейся молодежи управлению качеством своей жизни. В качестве социальных «инструментов» управления используются: разумная предприимчивость в самостроительстве, саморегуляции; определение оптимальной стратегии поведения в конкретной ситуации; эффективная (уточняем - не эффектная, а именно эффективная для восприятия окружающих) самопрезентация личности; выстраивание социально-партнерских отношений; позитивное преобразование мира вокруг себя и себя в этом мире; управление конфликтами, минимизация или исключение их деструктивности. Указанные выше социальные «инструменты»-навыки обеспечивают оптимальность функционирования личности в социуме, нивелируя физические и иные недостатки, продуцируя позитивное самовосприятие и чувство удовлетворения результатами своей деятельности, наращивание самоуважения, оптимум качества своей жизни. Грамотное социальное проектирование качества жизни учащейся молодежи (уточняем - при непосредственном участии школьника как субъекта этого процесса) выступает в качестве гаранта безопасной социализации, фактора позитивного самовосприятия, «наращивания» самоуважения.

Развертывание в образовательном пространстве практики социального партнерства всех субъектов образовательного процесса позволяет формировать предприимчивую, конкурентоспособную личность, способную выстраивать новые продуктивные отношения с окружающими, проявлять инициативу, поисковую активность, нести ответственность за принимаемые решения, согласовывать свою деятельность с партнером на благо общего дела, сохраняя при этом свою личностную автономность. Это позволяет субъекту деятельности и общения минимизировать или исключать угрозы, факторы риска, быть созидательным, управлять ситуацией, находить способы выхода из временных жизненных затруднений, адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям среды. Эффективность разработанных автором социальных технологий подтверждается многолетней опытно-экспериментальной работой МОУ СОШ № 2 г. Ханты-Мансийска и общеобразовательного лицея Тюменского государственного нефтегазового университета. Стратегическими задачами педагогических коллективов являются: реальная защита прав и интересов детей, максимальное раскрытие их потенциальных возможностей; обучение навыкам социального проектирования; формирование ответственности за собственную жизнь и здоровье; развитие навыков установления и поддержания социально-партнерских отношений, отстаивания, аргументирования и защиты своей позиции, способности идти на компромисс и уметь сотрудничать.

Ссылки:

1. Генкин Б.Г. Экономика и социология труда: учеб. для вузов. М., 2003.

2. Россия: тенденции и перспективы развития М., 2005.

3. Беляева Л.А. Уровень и качество жизни. Проблема измерения и интерпретации // Социальная политика. Социальная структура. 2009. С. 33-42.

4. WH0Q0L: Study Protocol. Division of Mental Health. Geneva, 1993.

5. Сенкевич Н.Ю. Качество жизни и кооперативность

больных бронхиальной астмой: автореф.

дис....док. мед. наук. М., 2000.

6. Голиков Н.А. Качество жизни школьников: педагогический словарь / под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. М., 2008.

7. Голиков Н.А. Педагогика оздоровления в условиях полифункционального образовательного учреждения: монография. Тюмень, 2006.

8. Голиков Н.А. Оптимизация качества жизни учащейся молодежи в условиях полифункционального образовательного учреждения // Теория и практика общественного развития. 2010. № 4.

9. Там же.

References (transliterated):

1. Genkin B.G. Ekonomika i sotsiologiya truda: ucheb. dlya vuzov. M., 2003.

2. Rossiya: tendentsii i perspektivy razvitiya M., 2005.

3. Belyaeva L.A. Uroven' i kachestvo zhizni. Problema izmereniya i interpretatsii // Sotsial'naya politika. Sot-sial'naya struktura. 2009. P. 33-42.

4. WH0Q0L: Study Protocol. Division of Mental Health. Geneva, 1993.

5. Senkevich N.Y. Kachestvo zhizni i kooperativnost' bol'nyh bronhial'noy astmoy: avtoref. dis....dok. med. nauk. M., 2000.

6. Golikov N.A. Kachestvo zhizni shkol'nikov: pedagogi-cheskiy slovar' / ed. V.I. Zagvyazinskiy, A.F. Zakirova. M., 2008.

7. Golikov N.A. Pedagogika ozdorovleniya v usloviyah polifunktsional'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya: monografiya. Tyumen', 2006.

8. Golikov N.A. Optimizatsiya kachestva zhizni ucha-schyeysya molodezhi v usloviyah polifunktsional'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya // Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2010. No. 4.

9. Ibid.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.