Licensing of subsoil use in Kyrgyzstan: problems and prospects Karybaev S. (Republic of Kyrgyzstan) Лицензирование недропользования в Кыргызстане: проблемы и перспективы развития Карыбаев С. (Кыргызская Республика)
Карыбаев Сакеш /Karybaev Sakesh - доктор экономических наук, кафедра налогов и налогообложения, Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы лицензирования за пользование природными ресурсами. Проведен анализ выданных лицензий. Законодательные нормативно-правовые акты КР. Приведены запасы наиболее значимых месторождений полезных ископаемых.
Abstract: this article discusses the licensing for the use of natural resources. Spend analysis issued licenses. Legal regulations of the Kyrgyz Republic. Results stocks the most important deposits of natural resources.
Ключевые слова: лицензирование, водопользование, недропользование, полезные ископаемые.
Keywords: licensing, water consumption, use of mineral resources, mineral resources.
В Кыргызской Республике насчитывается около 200 месторождений основных видов полезных ископаемых, а также более 1 тысяч месторождений и участков общераспространенных их видов. До 1992 г. фонд недр был распределен между добывающими министерствами и ведомствами, а его резервная часть числилась на балансе у геологической службы республики. Получение права на пользование недрами реализуется через систему лицензирования. Оно устанавливает обязательные требования к предоставлению лицензий на право пользования недрами [4]. Единственным видом пользования недрами, который не охватывается системой лицензирования, является добыча собственниками и владельцами земельных участков в их границах общераспространенных полезных ископаемых без применения взрывных работ, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до 5 м. Лицензирование пользования недрами в современном горном законодательстве в условиях государственной собственности на недра является важным инструментом, позволяющим государству регламентировать и контролировать хозяйственное и иное использование недр с учетом множества имеющихся и возникающих интересов государства и граждан.
Таким образом, было передано недропользователям 64 % разведанных запасов нефти, 63 % запасов газа, 71 % запасов золота и т. д.
Кыргызстан, как отмечено выше, располагает значительными месторождениями полезных ископаемых для их промышленного освоения. В основном они были открыты еще в Советский период. Месторождения угольных бассейнов на территории Кыргызстана считались «кочегаркой» Средней Азии, а урановые рудники в 40-50-х годах сыграли значительную роль в создании мощной атомной промышленности в Кыргызстане, а активы уникальных золоторудных месторождений в настоящее время оборачиваются на фондовых биржах мира под названием «Золотой пояс Тянь-Шаня». Высокий потенциал промышленного освоения разведанных цветных металлов олова, меди, серебра, вольфрама, волостанита, ртути, свинца и глинозема ждут большие перспективы в их разработке. Неисчерпаемыми являются запасы нерудных строительных материалов и подземных минеральных вод.
Отрегулированная государственная система освоения полезных ископаемых позволила бы республике достичь экономической эффективности и привлечь инвестиционную привлекательность. Однако из-за отсутствия государственной политики в отношении месторождения полезных ископаемых, имеющиеся до настоящего времени носит декларативный характер. По данным Государственной налоговой службы, за 14 лет (2000-2014 годы) за разработку всех месторождений полезных ископаемых недропользователи (без проекта «Кумтор») перечислили в бюджет страны в виде налогов и платежей всего 5,053 млрд. сомов.
Учитывая, что проблема отходов является одной из самых острых в Кыргызстане, и с целью объединения усилий по лицензированию деятельности по обращению с отходами передала часть своих полномочий отдельным министерствам и ведомствам, заключив с ней соответствующее Соглашение. Лицензии на деятельность по обращению с отходами, отнесенными к бытовым и производственным 3 и 4 классов опасности, выдаются лицензионным центром «Комжилинжлицензия» при наличии Заключения с Министерством охраны окружающей среды КР о выполнении экологических требований по заявленным проектам деятельности [4].
Лицензионная деятельность Министерства охраны окружающей среды КР охватывает и вторую актуальную для города проблему в области экологии, на решение которой направлено Постановление Правительства КР от 18.06.96 № 517 «Об утверждении Положения о порядке осуществления в экологического контроля автотранспортных средств с введением экологического сертификата единого образца». На основании указанного постановления Министерства охраны окружающей среды КР выдает лицензии на деятельность по организации передвижных и стационарных постов по контролю за содержанием в отработавших газах автотранспортных средств, вредных веществ и регулировке двигателей. Министерством охраны окружающей среды КР также проводилась проверка выполнения экологических требований и технической готовности предприятий, имеющих на своем балансе автотранспорт. По итогам проверки 17 предприятий выданы справки, подтверждающие их права на проведение контрольно-регулировочных работ своими силами без привлечения лицензиатов и приобретение экологических сертификатов автотранспортных средств.
Лицензионная деятельность Министерства охраны окружающей среды КР является эффективным инструментом управления природопользованием, направленным на стимулирование субъектов хозяйствования и предпринимательства выполнения ими экологических требований. Согласно Постановлению Правительства КР от 26.02.96 № 168, органы Министерства охраны окружающей среды КР уполномочены осуществлять лицензирование «Осуществления видов деятельности, связанных с работами (услугами) природоохранного назначения».
В связи с недостаточным финансированием Министерства охраны окружающей среды КР, его органы на местах не могут выделить дополнительные штатные единицы для проведения лицензирования. Учитывая этот факт и большой объем работы, целесообразно внести изменения в нормативные акты, позволяющие привлекать хозрасчетные организации для подготовки и рассмотрения документов и материалов заявителей [4].
С учетом того, что большинство министерств и ведомств получили право на лицензирование деятельности в своей сфере, стала складываться ситуация, которая может сдерживать процесс инвестирования и развития предпринимательства. Последнее связано с тем, что для развития производства в области природопользования (например, добыча и розлив минеральной воды) требуется как минимум получение разрешений от МПР КР, Министерства охраны окружающей среды КР, Госсанэпиднадзора КР, Госкомзема КР и пр. Последнее усложняет эффективное развитие бизнеса. Вышеуказанные проблемы мог бы решить Закон «О
лицензировании деятельности», подготовленный Минэкономики КР и принятый Жогорку Кенешем (от 25.09.99 № 5).
Однако на самом деле Закон только усложнил ситуацию в части лицензирования природоохранных видов деятельности. В Законе не прописаны природоохранные работы и услуги, подлежащие лицензированию (кроме утилизации отходов), что вообще ставит под сомнение лицензионную деятельность Министерства охраны окружающей среды КР и его территориальных органов, которые в 1998 г. выдали лицензии по 22 видам деятельности. Дальнейшее повышение эффективности применения лицензирования, как инструмента регулирования рынка природоохранных работ и услуг, во многом будет связано с формированием должной правовой основы, усилением контролирующих функций территориальных органов Министерства охраны окружающей среды КР, обеспечением их необходимой численностью, улучшением материально-технических норм.
Литература
1. Лукьянчиков Н. Н., Потравный И. МЭкономика и организация природопользования. - М.ЮНИТИ-ДАНА, 2007 г.
2. Папенов К. В. Экономика и природопользование. - М.: МГУ, 1997.
3. Холина В. Н. Основы экономики природопользования. Издательство «Питер», 2005. - 672 с.
4. Кыргызстан: Окружающая среда и природные ресурсы для устойчивого развития. - Б.: 2006. - 92 с.
The analysis of dynamics of activity small business enterprises
for 2012-2015 Zakutaeva S. (Russian Federation) Анализ динамики активности предприятий малого бизнеса
за 2012-2015 г. Закутаева С. И. (Российская Федерация)
Закутаева Светлана Ивановна / Zakutaeva Svetlana - студент бакалавриата, кафедра корпоративных финансов, экономический факультет, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
Аннотация: в статье анализируются изменения объема работающих предприятий малого бизнеса за 2012-2015 года и их причины.
Abstract: the article analyzes changes in the volume of small businesses for 2012-2015 and their causes.
Ключевые слова: анализ, прибыльные предприятия, малый бизнес, предпринимательство, причины динамики.
Keywords: analysis, profit-making enterprise, small business, entrepreneurship, the causes of dynamics.
По данным Росстата, в Российской Федерации зарегистрировано и действует 4,5 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства, на которых занято более 18 млн. человек, что составляет 25 % от общего числа занятых в экономике [1]. Данная сфера значительно влияет на развитие экономики страны в целом, и государственные органы уделяют ей особое внимание. Современное состояние экономики России