Научная статья на тему 'Административная ответственность в сфере недропользования и проблема лицензирования в РФ'

Административная ответственность в сфере недропользования и проблема лицензирования в РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1221
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕДРА / НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сефибеков Имран Рамазанович

В статье рассматривается проблема рационального использования недр. Автор рассматривает разрешительно-лицензи-онную систему как средство административного воздействия на формирование взаимовыгодных отношений государства и частного сектора в сфере недропользования. Практика недропользования нередко сопровождается наличием конфликта между интересами коммерческих организаций и государства. Результатом деятельности промышленных предприятий нередко становится нанесение ущерба интересам государства в виде загрязнения земель как следствия негативного воздействия выбросов вредных веществ. Одним из способов решения проблемы является актуализация лицензий на право недропользования. По мнению автора это может свидетельствовать о начале более масштабного процесса реализации Ст. 9.1. Конституции РФ, а также стать косвенным методом усиления административной ответственности за нарушения в сфере недропользования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Административная ответственность в сфере недропользования и проблема лицензирования в РФ»

УДК 342.95

Сефибеков Имран Рамазанович

аспирант кафедры конституционного и административного права Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского (Национального исследовательского университета) Sefibekov@bk.ru

Imran R. Sefibekov

graduate student of department of

the constitutional and administrative law

N.I. Lobachevsky State University of

Nizhni Novgorod

(National research university)

Sefibekov@bk.ru

Административная

ответственность в сфере недропользования и проблема лицензирования в рф

Administrative responsibility

in the sphere of mineral resources and the problem of licensing in russian federation

Аннотация. В статье рассматривается проблема рационального использования недр. Автор рассматривает разрешительно-лицензионную систему как средство административного воздействия на формирование взаимовыгодных отношений государства и частного сектора в сфере недропользования. Практика недропользования нередко сопровождается наличием конфликта между интересами коммерческих организаций и государства. Результатом деятельности промышленных предприятий нередко становится нанесение ущерба интересам государства в виде загрязнения земель как следствия негативного воздействия выбросов вредных веществ. Одним из способов решения проблемы является актуализация лицензий на право недропользования. По мнению автора это может свидетельствовать о начале более масштабного процесса реализации Ст. 9.1. Конституции РФ, а также стать косвенным методом усиления административной ответственности за нарушения в сфере недропользования.

Ключевые слова: недра, недропользование, лицензирование, административная ответственность.

Annotation. The article reveals the problem of the subsoil rational use. The author considers the licensing system as a means of administrative influence on the formation of mutually beneficial relations between the state and the private sector in the sphere of subsoil use. The practice of subsoil use is often accompanied by the presence of a conflict between the interests of business corporation and the state. A common result of industrial activities is the damage to the interests of the state in the form of land pollution as a consequence of the negative impact of harmful emissions. One way to solve the problem is the updating of licenses for the subsoil use. The author believes this may indicate the beginning of a larger process of the implementation of Art. 9.1 Constitution of the Russian Federation, as well as become an indirect method to strengthen the administrative responsibility for violations in the sphere of subsoil use.

Keywords: subsoil, subsoil use, licensing, administrative responsibility.

Российское законодательство предусматривает лицензирование недропользования с момента принятия закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» [11]. В соответствии со .11 , числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Россий-,

государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а , -

ния, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные усло-

вия пользования недрами. Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому

изучению недр, разработки месторождений по, -

нодобывающего и связанных с ним перерабаты-, -

лях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекци-.

Статья 7.3. Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливает ответственность за пользование недрами без лицензии на

пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденных в установленном порядке технических проектов. Нарушение данной нормы влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей. Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, ( ) -

ном порядке технического проекта - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от

трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей [7].

, -

печивает соблюдение установленного порядка , -

дарственной политики по охране недр. Рациональное использование недр является приоритетным условием политики по усовершенствова--

[2, с. 2]. В то же время, практика недропользования в последнее время обнаруживает наличие

некоторого конфликта целеполагания в процессе .

Приоритет интересов коммерческих организаций в сфере экономики нередко приводит к тому, что одной из главных проблем становится загрязнение земель как следствие негативного воздействия выбросов вредных веществ как результата деятельности промышленных предприятий. Поэтому одной из актуальнейших задач правового регулирования становится достижение на практике такого положения, при котором, как отмечает, например, А.М. Волков, «административно-правовой механизм регулирования в этой сфере должен преследовать ... реализацию публичных интересов» [5, с. 166].

Как справедливо замечает Е.Л. Владимирова: «Актуальность проблемы обеспечения экологической безопасности страны в условиях роста экономики России обусловлена тем, что с 2000 г. впервые за последние 10 лет начался рост объемов промышленных выбросов, напрямую связанный с ростом производства продукции по ряду отраслей промышленности, в том числе МСК ( - ),

истощения основных фондов, выработки ресурсов оборудования опасных объектов, нехватки

финансовых средств на закупку современного

,

законодательства и отсутствия действенных инструментов экономического стимулирования рационального природопользования» [4, с. 206].

Разрешительно-лицензионная система, положенная в основу отношений по предоставлению права , -

вать взаимовыгодные отношения партнерства государства и частного сектора в сфере недрополь-.

этой цели является правовой институт лицензирования, который все активнее внедряется в правоприменительную деятельность органов исполни,

недропользованием [14, с. 167].

В то же время, как отмечает А.В. Третьякова: «

пользования участками недр направлен, с одной

,

законных интересов частных лиц, действующих в

,

равного доступа хозяйствующих субъектов к системе распределения прав на участки недр, а с -

государства и общества, связанных с обеспече-, -

ного недропользования» [14, с. 169]. Действующая система лицензирования недропользования, отмечает автор, «не в полной мере предоставляет пользователю недр необходимые гарантии, с одной стороны, а с другой стороны, не обеспечивает эффективного использования недр в интересах государства» [14, с. 169].

Такое положение усугубляется тем, что, по словам В.Б. Агафонова, доступ к информации о выполнении недропользователями требований лицензий (лицензионных соглашений), технических проектных документов на разработку месторождений полезных ископаемых, и пр. не только затруднен, но вообще не прописан, и даже не декларируется [1, с. 125]. Это при том, что, как утверждает А.В. Илюшин, «федеральное законодательство о недрах должно быть направлено исключительно на правовую регламентацию

ключевых, наиболее важных и общераспростра-, -

,

рамок для субъектов РФ» [6, с. 125].

, -

чается проблема приведения системы лицензирования недропользования в должное и соответствующее новым направлениям экономической политики государства состояние. Из наиболее известных исследований следует назвать работы О.М. Теп лова [13], Д. В. Василевской и Д.А. Литуновской [3], Н.К. Никитиной [9], М.С. Шлютер [15] и др. Практически всеми подчеркивается необходимость совершенствования правового регулирования в данной сфере в целях избегания роста количества административ-.

, -

тия российской экономики и наличие системы санкций со стороны ряда государств, проблема

лицензирования недропользования приобретает

, -

рактер. В последнее время государственная политика в области недропользования все более концентрируется на вопросе об актуализации лицензий на пользование недрами как механизме увеличения эффективности недропользова-[12]. -ется проблема невовлечения в добычу значительной части разведанных запасов. Например, как отмечает председатель Комитета ГД по при-

, -

гии В. И. Кашин, лишь 82 % разведанных запасов

[12]. -роны, значительная часть действующих лицензий была выдана в 1990-е годы, как подтвержде-, . оформлении документов часто не учитывались факторы, негативно влияющие на темпы освоения участков недр. В результате накопившееся количество различных неустранимых нарушений создает для добросовестных компаний угрозу досрочного прекращения права пользования недрами [12].

пользования недрами установила, что из 7605 действующих на момент июля 2015 г., подлежали ак-5573 , 2932 -

цензии по углеводородному сырью и 2461 лицен-

[12].

Учитывая современную экономическую ситуацию трудно не согласиться с В.И. Кашиным, который считает лицензирование, наряду с экономическими и налоговыми инструментами, ключевым механизмом государственного управления: «Лицензия не только удостоверяет право пользования недрами в установленных границах и на определённый срок, но и содержит обязательства перед государством, которые недро-

» [12]. -

туализации лицензий на право недропользования заключается в допущении к пользованию недр добросовестных пользователей. Отсутствие у недропользователя или обеспечение устранения ими нарушений проектной документа,

, -

писаний о предоставлении геологической информации являются главным условием актуали-.

лицензировании можно считать стремление, в , -

, -

чения рационального и эффективного недропользования, в том числе и обязательства по повышению извлечения полезных ископаемых [12].

Литература:

1. . .

окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами // Пробелы в российском законодательстве. 2011. № 2. С. 121-125.

2. . . -нальным использованием и охраной недр / В.Л. Бирюков, Г.А. Данилов // Экология промыш-. 2006. 2. . 2-7.

3. Василевская Д.В. Лицензирование недропользования в России: практические проблемы и

. / Я В. Василевская, Д. А. Литуновская. М. : Недра, 2009. 225 .

4. . .

анализ преступности в сфере охраны и исполь-//

журнал. 2009. № 2 (16). С. 206-215.

19 июня 2015 г. председатель Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии ..

принятию во втором и в третьем чтениях проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской

Федерации» (Проект № 672302-6) [10].

, -

тельности в области обращения с отходами уточняется переходный период в целях обеспечения возможности получения лицензий всеми организациями, работающими с отходами. В целях предупреждения недобросовестной конкуренции в сфере услуг по обезвреживанию, размещению отходов Федеральным законом предлагается установить, что на 1 объект, связанный с обращением с отходами, может быть выдана только одна лицензия.

В результате реализации данной нормы, лицензию сможет получить только «реальный» собст-

,

получения лицензий так называемыми «фирмами-однодневками», которые берут в аренду «»

ответственности [10]. Таким образом существующая динамика регулирования лицензирования в сфере недропользования может свидетельствовать о том, что актуализация лицензирования - начало более масштабного процесса реализации Ст. 9.1. Конституции РФ, согласно которой Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории [8]. В то же время, актуализация лицензирования может явиться косвенным методом усиления административной ответственности за нарушения в сфере недропользования, что в целом соответствует современным тенденциям в экономической политике РФ.

Literature:

1. Agafonov V.B. Legal problems of environmental protection and providing an ecological safety when using natural resources // Gaps in the Russian legislation. 2011. № 2. P. 121-125.

2. Biryukov V.L. Legal control of rational use and protection of a subsoil / V.L. Biryukov, G.A. Danilov // Ecology of industrial production. 2006. № 2. P. 2-7.

3. Vasilevskaya D.V. Licensing of subsurface use in Russia: practical problems and their decisions. Comments and documents / D.V. Vasilevskaya, D.A. Litunovskaya. M. : Subsoil, 2009. 225 p.

4. Vladimirova E.L. The ecocriminological analysis of crime in the sphere of protection and use of a subsoil//the Leningrad legal magazine. 2009. № 2 (16). P. 206-215.

5. . . - -гулирование недропользования в Российской

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

: . . . . ., 2009.

192 с.

6. . . --

области использования и охраны недр (на примере Сибирского федерального округа) // Вестник Томского государственного университета. 2007. №. 302. С. 123-126.

7. -

30

2001 г. N 195-ФЗ // Российская газета № 2868 от 31 2001 .

8. // -сийская газета от 25 декабря 1993 г. № 237.

9. Никитина Н.К. Эффективность функционирования государственной системы лицензирования прав пользования недрами в российской Федерации. М. : Геоинформмарк. 2009. 188 с.

10. Новости Комитета Государственной Думы по

,

экологии. 19.06.2015. Ш1_: |-|Нр://мтм.кот^2-21.km.duma.gov.ru/site.xp/05205712404905705005 1.html (дата обращения: 10.09.2015)

11. О недрах: Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 (ред. от 28.12.2013, с изм. от 23.06.2014) // Собрание законодательства РФ. 1995. 6 марта. № 10.

12. Председатель Комитета В.И. Кашин: «Актуализация лицензий на пользование недрами как механизм эффективности недропользования» 20.07.2015. URL: http://www.komitet2-21.km.duma. gov.ru/site.xp/050049124049057052057.html (дата обращения 10.09.2015)

13. Теплое ОМ. Институт лицензирования пользования недрами в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. М., 1995. 211 с.

14. Третьякова AB. Правовое обеспечение ли-

//

практика общественного развития. 2014. № 12. С. 167-170.

15. Шлютер М.С. Административная ответственность за правонарушения в области охраны недр и недропользования. М. : Проспект, 2015. 136 с.

5. Volkov A.M. Administrative legal regulation of subsurface use in the Russian Federation : yew ... cand. jur. sci. M., 2009. 192 p.

6. Ilyushin A.V. The legal basis of administrative legal regulation of the relations in the field of use and protection of a subsoil (on the example of Siberian Federal District) // The Bulletin of Tomsk state university. 2007. № 302. P. 123-126.

7. The code of the Russian Federation about administrative offenses of December 30, 2001 № 195-FZ // The Russian newspaper № 2868 of December 31, 2001.

8. The constitution of the Russian Federation // The Russian newspaper of December 25, 1993 № 237.

9. Nikitina N.K. Efficiency of functioning of the state system of licensing of mineral rights in the Russian Federation. M. : Geoinformmark, 2009. 188 p.

10. News of the State Duma Committee on natural resources, environmental management and ecology. 6/19/2015. URL: http://www.komitet2-21.km. duma.gov.ru/site.xp/052057124049057050051.html (date of the address: 9/10/2015)

11. About a subsoil: The act of the Russian Federation from 2/21/1992 № 2395-1 (an edition from 12/28/2013, with amendment from 6/23/2014) // Collection of the legislation of the Russian Federation. 1995. March 6. № 10.

12. Chairman of Committee V.I. Kashin: «Updating of licenses to use subsoil as mechanism of efficiency of subsurface use» 7/20/2015. URL: http:// www.komitet2-21.km.duma.gov.ru/site.xp/05004912 4049057052057. html (date of the address: 9/10/2015)

13. Teplov O.M. Institute of licensing of use of natural resources in the Russian Federation : dis. ... cand. jur. sci. M., 1995. 211 p.

14. Tretyakova A.V. Legal support of licensing of subsurface use // Theory and practice of social development. 2014. № 12. P. 167-170.

15. Shlyuter M.S. The administrative responsibility for offenses in the field of protection of a subsoil and subsurface use. M. : Prospectus, 2015. 136 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.