11.3. СИСТЕМА ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ: КОЛЛИЗИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Германова Мария Александровна. Должность: аспирант. Место учебы: Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации. Подразделение: кафедра административного и финансового права Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования. E-mail: [email protected]
Аннотация:
Задача. В рамках указанной статьи проведен комплексный анализ законодательства Российской Федерации в сфере недропользования. Особое внимание уделено налоговому аспекту указанного вопроса. Целью данного анализа являлось обнаружение как существующих в настоящий момент, так и уже устраненных коллизий права для их дальнейшей проработки и разрешения.
Модель. В целях написания данной статьи были использованы общенаучные методы познания, а именно: диалектический, анализ и синтез, дедукция и индукция, наблюдение, сравнение. Также использовались и частно-научные методы познания, а именно: исторический, логический, сравнительно-правовой, статистический, метод системного анализа и др.
Выводы. К выводам, полученным при написании указанной статьи, можно отнести существующую коллизию права в вопросе платы недропользователями за получение необходимой им для осуществления деятельности лицензии на пользование недрами. Кроме того, предложено отнести плату за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую средук фискальным платежам в связи с их правовой природой.
Оригинальность/ценность. Указанная работа представляется полезной как для законодателя в целях проведения более глубокой систематизации и соблюдения принципов ясности и прозрачности законодательства, так и для природопользователей.
Ключевые слова: Налоговое администрирование, система экологических налогов и сборов, природные ресурсы (полезные ископаемые), сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, водный налог, земельный налог, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, налог на добычу полезных ископаемых, пользователи недр, цена реализации, себестоимость добычи, сбор за участие в конкурсе (аукционе), сбор за выдачу лицензии, регулярные платежи за пользование недрами (ренталс), налог на добавленную стоимость, единый социальный налог, платежи за пользование природными ресурсами, плата за пользование водными объектами, государственная пошлина, сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду, налог на имущество организаций, степень геологической изу-
ченности, регулярный платеж за пользование недрами, Лицензия на пользование недрами, Коллизия права.
THE SYSTEM OF MANDATORY PAYMENTS FOR NATURE: CONFLICTS OF LAWS Germanova Maria. Position: Postgraduate. Place of study: Russian Legal Academy Ministry of Justice. Division: of the Department of Administrative and Financial Law Federal State budgetary educational institution Higher Professional Education. E-mail: [email protected]
Annotation:
Background. In the framework of this article conducted a comprehensive analysis of the legislation of the Russian Federation in the sphere of subsoil use. Particular attention is paid to the tax aspect of this issue. The purpose of this analysis was to detect both existing at the moment, and have the right to resolve conflicts for their further development and resolution.
Materials and methods.The purpose of writing this article were used scientific methods of cognition, namely the dialectical analysis and synthesis, induction and deduction, observation, comparison. Also use the private-scientific methods of cognition, namely: historical, logical, comparative legal, statistical method of system analysis and others.
Results. By conclusions obtained in the writing of the article, you can include the current issue of competing rights in the board for receiving subsoil they need to carry out activities license for subsoil use. In addition, it is proposed to carry a fee for standard and excessive emissions and discharges of pollutants, waste disposal and other harmful effects on the environment to fiscal payments due to their legal nature.
Conclusion. This work was useful for the legislator in order to conduct more in-depth and systematization of the principles of clarity and transparency of legislation, and for nature.
Keywords: Taxadministration, system of ecological taxesandreceipts, natural resources, duesand feesfo-rusing of object sofanimal wordhunting resources and aquatic biological resource, watertax, taxonland, taxsystem for implementation of production sharinga greement, severancetax, users of subsurface resources, finaldisposalprice, production cost, tenderfee, licensingfee, rentals, value-addedtax (VAT), ^nsolidated social tax, payments for the use of natural resources, charge for theuse of bodies of water, official fee, charges for negative impact on theenvi-ronment, assetstax, degree of geologic certainty, recurring charge for subsurfaceuse, licence to use subsurface resources, conflict of laws.
Налоговоеадминистрированиеорганизацийииндивид уальныхпредпринимателей, признаваемых пользователями недр, базируется на основных положениях законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и разработанных ФНС РФ в их развитие приказах и методических рекомендациях.
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)1 и принятых в соответствии с ним федеральных законов и законов субъектов РФ о налогах и сборах.
Необходимо отметить, что установление обязательных платежей, взимаемых в связи с пользованием природными ресурсами, является одним из наиболее эффективных регуляторов процесса природопользо-
1 Собрание законодательства РФ, N 31, 03.08.1998, ст. 3824.
вания, и применяется практически во всех развитых странах. Система экологических налогов и сборов является частью природоохранной политики государства, которая обеспечивает соблюдение экологических стандартов на всех стадиях деятельности природо-пользователей. Функциями экологических налогов являются возмещение государственных расходов на охрану окружающей среды, ограничение объемов природопользования и повышение его эффективности.
В Российской Федерации система обязательных платежей за природопользование в настоящее время установлена нормами Налогового кодекса РФ и некоторых других федеральных законов, а также постановлениями Правительства РФ. Отраслевые законодательные акты предусматривают платность использования природных ресурсов, а также обязанность полного возмещения вреда, наносимого природным ресурсам. Анализ актов указывает, что формы платы за пользование природными ресурсами различны, но преобладает налоговая форма. Таким образом, система обязательных платежей за природопользование включает как налоговые, так и неналоговые платежи. В число налоговых платежей входят сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (глава 25.1 НК РФ), водный налог (глава 25.2 НК РФ) налог на добычу полезных ископаемых (глава 26 НК РФ), земельный налог (глава 31 НК РФ), а также система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (глава 26.4 НК РФ).
Налог на добычу полезных ископаемых уплачивают организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся пользователями недр. Налогом облагаются добытые из недр полезные ископаемые: уголь, торф, углеводородное сырье (нефть, газ, газовый конденсат), руды металлов, горнорудное неметаллическое сырье, алмазы, сырье радиоактивных металлов и др. Налог исчисляется из стоимости добытых полезных ископаемых. Количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (по показаниям измерительных приборов) или косвенным методом (расчетным способом, исходя из содержания полезного ископаемого в добытом минеральном сырье). При использовании прямого метода количество полезного ископаемого уменьшается на сумму фактических потерь. Для оценки добытых полезных ископаемых при исчислении налога используется цена их реализации. В случае, когда налогоплательщик не реализует полезные ископаемые, налог исчисляют по их расчетной стоимости, которую рассчитывают как себестоимость их добычи. Пунктом 1 статьи 342 НК РФ утвержден список полезных ископаемых, при добыче которых налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов. Таким образом, от указанного налога освобождаются полезные ископаемые в части технологически обусловленных фактических потерь (в пределах нормативов, определяемых Правительством РФ), попутный газ, промышленные воды, извлечение которых связано с разработкой других видов полезных ископаемых, а также при строительстве и эксплуатации подземных сооружений и др.
Помимо налоговых платежей, российское законодательство устанавливает и некоторые другие обязательные платежи за природопользование. Согласно Федеральному закону от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (далее -
Закон о соглашениях о разделе продукции)2, при выполнении соглашения пользователь недрами уплачивает разовые платежи за пользование недрами при наступлении событий, определенных в соглашении и лицензии (бонусы); ежегодные платежи за договорную акваторию и участки морского дна, уплачиваемые в порядке, установленном соглашением в соответствии с законодательством Российской Федерации на дату подписания соглашения; сбор за участие в конкурсе (аукционе); сбор за выдачу лицензии; регулярные платежи за пользование недрами (ренталс); компенсацию расходов государства на поиски и разведку полезных ископаемых; компенсацию ущерба, причиняемого в результате выполнения работ по соглашению коренным малочисленным народам Российской Федерации в местах их традиционного проживания и хозяйственной деятельности. Суммы указанных платежей, а также сроки их уплаты определяются условиями соглашения.
Между тем, заключение соглашения о разделе продукции создает преимущества для пользователя недр, так как суммы уплаченных им налога на добавленную стоимость, единого социального налога, платежей за пользование природными ресурсами, платы за пользование водными объектами, государственной пошлины, таможенных сборов, земельного налога, акциза, а также суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат возмещению. Также пользователь недр не уплачивает налог на имущество организаций в отношении основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат, которые находятся на его балансе и используются исключительно для осуществления деятельности, предусмотренной указанным соглашением.
Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах)3 предусматривает следующие платежи при пользовании недрами: разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии; регулярные платежи за пользование недрами; сбор за участие в конкурсе (аукционе). Ранее этих платежей было пять, но с 27 декабря 2009 года отменен сбор за выдачу лицензий, а с 1 января 2011 года отменена плата за геологическую информацию о недрах. В соответствии со статьей 43 Закона о недрах, регулярные платежи за пользование недрами взимаются за предоставление исключительных прав на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, разведку полезных ископаемых, геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Необходимо отметить, что платежи не взимаются с пользователя недр за разведку полезных ископаемых на разрабатываемых им месторождениях. Размеры регулярных платежей за пользование недрами определяются в зависимости от экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работ, степени геологической изученности территории и степени риска. Регулярный платеж за пользование недрами рассчитывается исходя из площади лицензионного участка. Ставка регулярного платежа за пользование недрами устанавливается за один
2 Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, N 1, ст. 18.
3 Собрание законодательства РФ, 06.03.1995, N 10, ст. 823.
квадратный километр площади участка недр в год. Конкретный размер ставки регулярного платежа за пользование недрами устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами отдельно по каждому участку недр, на который в установленном порядке выдается лицензия, предельные размеры ставок установлены Законом о недрах.
Согласно ст. 11 Закона о недрах предоставление участка (участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами. Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с Законом о соглашениях о разделе продукции и законодательством Российской Федерации о недрах.
Необходимо отметить произошедшую коллизию права, а именно: п. 2 ст. 13 Закона о соглашениях о разделе продукции среди разовых платежей, уплачиваемых пользователем недр предусматривает сбор за выдачу лицензии. Также статьей 10 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании от-
4
дельных видов деятельности» , пришедшем на смену Закону «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ, за предоставление лицензии, переоформление лицензии, выдачу дубликата лицензии уплачивается государственная пошлина оНюаИее в размерах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Кроме того, подпункт 5.6 Постановления ВС РФ от 15.07.1992 № 3314-1 «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами»5 предусматривает взимание сборов за выдачу лицензий на право пользования недрами. В то же время Федеральным законом от 27.12.2009 № 374-ФЗ6 были внесены изменения в Закон о недрах, а именно из системы платежей при пользовании недрами (ст. 39.) был исключен сбор за выдачу лицензий.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрена Федеральными законами «Об отходах производства и потребления»7, «Об охране атмосферного воздуха»8, «Об охране окружающей среды»9.
В соответствии со статьей 16 Закона «Об охране окружающей среды»формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. При этом размеры платежей устанавливаются подзаконными нормативными актами. Налоговым кодексом РФ такой платеж не предусмотрен, в связи с чем можно заключить, что по действующему законодательству плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду - это один из видов платежей за пользование природными ресурсами, не причисленный к налоговым платежам. В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 года № 284-О 0 данные платежи носят обязательный публично-правовой характер (в рамках
4 Собрание законодательства РФ, 09.05.2011, N 19, ст. 2716
5 Ведомости СНД и ВС РФ, 20.08.1992, N 33, ст. 1917.
6 Российская газета, N 252, 29.12.2009
7 Собрание законодательства РФ, N 26, 29.06.1998, ст. 3009
8 Собрание законодательства РФ, 03.05.1999, N 18, ст. 2222
9 Собрание законодательства РФ, 14.01.2002, N 2, ст. 133
10 Российская газета, N 241, 25.12.2002
финансово-правовых отношений) и вносятся за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное влияние в пределах установленных государством нормативов допустимого воздействия. Платежи индивидуально возмездны и компенсаторны, их правовая природа - не налог, а фискальный сбор.
Нормативные акты:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ(ред. от 08.06.2015)(с изм. и доп., вступ. в силу с 08.07.2015)// Собрание законодательства РФ, N 31, 03.08.1998, ст. 3824.
2. Федеральный закон от 30.12.1995 N 225-ФЗ (ред. от 19.07.2011) О соглашениях о разделе продукции// Собрание законодательства РФ, 1.01.1996, N 1, ст. 18.
3. Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 13.07.2015) «О недрах»// Собрание законодательства РФ, 06.03.1995, N 10, ст. 823.
4. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О лицензировании отдельных видов деятельности»// Собрание законодательства РФ, 09.05.2011, N 19, ст. 2716.
5. Постановление ВС РФ от 15.07.1992 N 3314-1 (ред. от 28.12.2013) «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами»// Ведомости СНД и ВС РФ, 20.08.1992, N 33, ст. 1917.
6. Федеральный закон от 27.12.2009 N 374-ФЗ(ред. от 22.10.2014) «О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона «О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»// Российская газета, N 252, 29.12.2009
7. Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об отходах производства и потребления» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015)// Собрание законодательства РФ, N 26, 29.06.1998, ст. 3009.
8. Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об охране атмосферного воздуха»// Собрание законодательства РФ, 03.05.1999, N 18, ст. 2222.
9. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об охране окружающей среды»// Собрание законодательства РФ, 14.01.2002, N 2, ст. 133.
10. Определение Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 N 284-О «По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» и статьи 7 Федерального закона «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации»// Российская газета, N 241, 25.12.2002
Журналы:
11. Мельгунов В. Д. Современное состояние и совершенствование правового регулирования в целях реализации принципа платности недропользования в Российской Федерации//Бизнес в законе №1 2014 г.
12. Агафонов В.Б. Правовое регулирование охраны земель от загрязнения при пользовании недрами //Пробелы в российском законодательстве №2 2012 г.
13. Галькевич И. В. Вопросы гармонизации отношений Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области недропользования // Бизнес в законе №1 2013 г.
Рецензия:
на статью: Германовой Марии Александровны Система обязательных платежей за природопользование: коллизии законодательства.
Статья посвящена решению актуальной задачи - обнаружение и устранение имеющихся в законодательстве РФ коллизий права в системе взимания обязательных платежей за природопользование.
Ряд положений статьи относительно урегулирования порядка выдачи лицензий на право пользования недрами, а также причисление платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду по ее правовой природе не к налогу, а к фискальному сбору обладают научной новизной.
Статья имеет исследовательский характер, выражающийся в том, что изучено влияние изменений положений законодательства в рамках указанной тематики.
Статья написана хорошим литературным языком.
Название статьи соответствует ее содержанию.
Изложение статьи и выводы хорошо аргументированы, имеется 10 ссылок на использованную литературу.
Статья представляет интерес для специалистов в области финансового права, а также в сфере природопользования и рекомендуется к публикации в юридическом журнале «Пробелы в российском законодательстве».
Полные сведения о рецензенте: Смирникова Юлия Леонтьевна доктор юридических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой административного и финансового права ВГУЮ (РПА Минюста России).
Подпись Рецензент Смирникова Ю.Л.