Научная статья на тему 'Современное состояние и совершенствование правового регулирования в целях реализации принципа платности недропользования в Российской Федерации'

Современное состояние и совершенствование правового регулирования в целях реализации принципа платности недропользования в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
850
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕДРА / НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ / ПРИНЦИП ПЛАТНОСТИ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ / СИСТЕМА ПЛАТЕЖЕЙ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ НЕДРАМИ / РАЗОВЫЕ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ / СТАРТОВЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПРАВО ПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДРАМИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АУКЦИОНА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мельгунов Виталий Дмитриевич

В статье анализируется современное состояние правового регулирования и судебно-арбитражной практики по вопросам, связанным с внесением платы при пользовании недрами, с позиций выделяемого в юридической науке принципа платности недропользования. В целях совершенствования законодательства вносятся предложения по дальнейшей кодификации законодательства о налогах и сборах (в части регулярных платежей за пользование недрами) и предложения по совершенствованию правового регулирования в рамках горного законодательства Российской Федерации (в части разовых платежей за право пользования недрами).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current State and Improvement of Legal Regulation for Realization of the Principle of Payment for Subsoil Use in the Russian Federation

The article analyzes the current state of the legal regulation and court practice related to making payments in the process of subsoil use from the point of view of the principle of availability of subsoil at a fee (principle of payment for subsoil use) which is distinguished in the legal science. For the purposes of legislation improvement the author makes proposals concerning further codification of the legislation on taxes and other charges (with regard to regular payments for subsoil use) and proposals for improvement of the legal regulation within the framework of the Russian Federation mining law (with regard to onetime payment for the right to use subsoil).

Текст научной работы на тему «Современное состояние и совершенствование правового регулирования в целях реализации принципа платности недропользования в Российской Федерации»

Мельгунов В. Д.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ЦЕЛЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ПЛАТНОСТИ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10. ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

10.1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЦЕЛЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ПЛАТНОСТИ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Мельгунов Виталий Дмитриевич, кандидат юридических наук, доцент. Заместитель декана юридического факультета по научной работе, доцент кафедры природоресурсного и экологического права

Место работы: Российский государственный

университет нефти и газа имени И.М. Губкина

[email protected]

Аннотация: В статье анализируется современное состояние правового регулирования и судебно-арбитражной практики по вопросам, связанным с внесением платы при пользовании недрами, с позиций выделяемого в юридической науке принципа платности недропользования. В целях совершенствования законодательства вносятся предложения по дальнейшей кодификации законодательства о налогах и сборах (в части регулярных платежей за пользование недрами) и предложения по совершенствованию правового регулирования в рамках горного законодательства Российской Федерации (в части разовых платежей за право пользования недрами).

Ключевые слова: недра, недропользование, принцип платности недропользования, система платежей при пользовании недрами, разовые и регулярные платежи, стартовые платежи за право пользования недрами при проведении аукциона.

CURRENT STATE AND IMPROVEMENT OF LEGAL REGULATION FOR REALIZATION OF THE PRINCIPLE OF PAYMENT FOR SUBSOIL USE IN THE RUSSIAN FEDERATION

Melgounov Vitaly D., Deputy dean for scientific work on the faculty of law, associate professor at natural resources and environmental law chair of Gubkin Russian State University of Oil and Gas, candidate of legal sciences, associate professor. Work place: Gubkin Russian State University of Oil and Gas

[email protected] Annotation: The article analyzes the current state of the legal regulation and court practice related to making payments in the process of subsoil use from the point of view of the principle of availability of subsoil at a fee (principle of payment for subsoil use) which is distinguished in the legal science. For the purposes of legislation improvement the author makes proposals concerning further codification of the legislation on taxes and other charges (with regard to regular payments for subsoil use) and proposals for improvement of the legal regulation within the framework of the Russian Federation mining law (with regard to onetime payment for the right to use subsoil).

Keywords: subsoil, subsoil use, the principle of availability of subsoil at fee (principle of payment for subsoil), the system of payments in the process of subsoil use, onetime and regular payments, initial auction payments for the right to use subsoil.

Изначально слово «принцип» (от лат. - «principium») переводится с латинского языка как основа, первоначало. По мнению, Малько А.В. «принципы права - это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора. Они воплощают закономерности права, его природу и социальное назначение, представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла»1. Выделяют также принципы, как доктринальные положения - авторитетные мнения ученых, выраженные в форме принципов, теорий, концепций, которые, в свою очередь, тоже влияют на формирование принципов права2.

Выделение правовых принципов как основных, исходных начал, доктринальных положений для правового регулирования в сфере недропользования в настоящее время имеет большое научное и практические значение, поскольку на их основе может развиваться отраслевая юридическая наука и совершенствоваться российское законодательство.

Как известно, основной целью введения платы за пользование недрами является справедливое распределение доходов от использования недр. В этой связи представляется, что в данном вопросе необходимо отталкиваться от экономической составляющей, рассмотренной в исследованиях ученых-экономистов. В работах, описывающих мировой опыт налогообложения минерально-сырьевого сектора, как основные и наиболее распространенные формы налогообложения добычи минерального сырья выделяются роялти или аналогичные им налоги3. При этом такая плата за пользование недрами может взиматься в различных формах, как в денежном, так и в натуральном выражении.

По мнению Бобылева Ю.Н., «Государство, как правило, стремится создать налоговые системы, которые соответствуют следующим основным требованиям: обеспечения поступления государству большей части рентных доходов, генерируемых в минерально-сырьевом секторе, особенно в периоды высоких цен на его продукцию; эффективного администрирования; несения небольших затрат на сбор налогов и предоставление минимума возможностей для уклонения от их уплаты; максимизации реального объема поступающих государству доходов путем обеспечения поступлений уже в первые годы производства; изъятия сверхприбыли

1 См.: Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник». М. 2004. [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

2 См. Хабриева Т.Я. Доктринальное значение российской Конституции //Журнал росс.права. 2009.№2 С.23.

3 См.: Garnaut R., Clunies Ross A. Taxation of Mineral Rents. Oxford: Clarendon Press, 1983; Goss Chr. Petroleum and Mining Taxation. Gower, 1986; P. 237-241; (Цит. по Налогообложение минеральносырьевого сектора экономики // Бобылев Ю.Н., Турунцева М.Ю. М. 2010).

153

Бизнес в законе

1 ’2014

при реализации проектов, характеризующихся чрезвычайно низкими затратами; стимулирования экономической эффективности4.

С учетом указанных выше положений, реализация принципа платности недропользования может осуществляться различными способами. Во-первых, путем установления платы за пользование недрами в отраслевом - горном законодательстве. Во-вторых, путем установления платы в законодательстве о налогах и сборах, что предопределяет в этом случае межотраслевой характер принципа. Использование той или иной формы для принципа платности недропользования относится к позиции законодателя, формируемой под влиянием многих факторов.

Следует сказать, что принцип платности недропользования относится к наиболее старейшим принципам отрасли, поскольку своими корнями уходит во времена формирования горного законодательства. Так, по мнению авторов-составителей сборника «Система платежей при пользовании недрами: Федеральное законодательство о недрах и практика его применения», «впервые принцип платности пользования недрами в России был законодательно закреплен во времена правления Петра I его Указом «Об учреждении Берг-Коллегиума для ведения в оном дел о рудах и минералах», подписанным 10 декабря 1719 г. В последующий период формы платы за пользование недрами видоизменялись в зависимости от регулирования государством отношений собственности на недра и полезные ископаемые»5. В Своде учреждений и уставов горного управления 1832 года содержалась глава 9 «О горной подати». Данной главой устанавливался порядок взимания платы при добыче золота, платины, серебра, чугуна, ртути и цинка с частных горнопромышленников. Горная подать с золота, платины и серебра взималась натурой, а с меди, чугуна, ртути и цинка в денежной форме. Иные полезные ископаемые горной податью не облагались6. Плата за пользование недрами существовали и в последующие периоды, а многие вопросы истории формирования и взимания платы за пользование недрами подробно изучались учеными, занимающимися исследованиями в области финансового права и финансо7

Небезынтересно отметить, что в советский период реализация принципа платности пользования недрами в законодательстве осуществлялась в различное время по-разному. Так, например, в соответствии с Постановлением ВЦИК от 07.07.1923 год об утверждении «Положения о недрах земли и разработке их» плата за пользование недрами взималась. Отводопользователи уплачивали «двоякого рода сборы - подесятинное и долевое отчисление с продукта добычи», а также в установленных Высшим Советом Народного Хозяйства по Главному Управлению горной промышленности размерах - арендную плату. При этом взыскание

4 См. См.: Бобылев Ю.Н., Турунцева М.Ю. Налогообложение минерально-сырьевого сектора экономики / М. 2010. С. 15

5 См.: Федеральное законодательство о недрах и практика его применения (2004-2006 гг., в 4-х частях). М. 2006. С. 3-13.

6 См.: Веремеева М.В. Принцип платности в недропользовании. Система платежей при пользовании недрами и ее изменения в период экономических реформ.// Горное право. Обзорный курс лекций. М. 2005 С.289.

7 См.: Янжул И. И. Основные начала финансовой науки: Учение о

государственных доходах. М. 2002. (в серии «Золотые страницы

финансового права России», Т. 3.). Тарасов И.Т. (Тарасов И. Т.,

Исаев А. А. Финансы и налоги: очерки теории и политики. М., 2004. (в серии «Золотые страницы финансового права России»).

предусмотренных «Положением о недрах земли и разработке их» платежей за пользование недрами, поступающих в бюджет Р.С.Ф.С.Р. и в местные бюджеты, осуществлялось в бесспорном порядке «в случае невзноса подлежащими горнопромышленниками указанных платежей в сроки, установленные изданной Высшим Советом Народного Хозяйства и Народным Комиссариатом Финансов Союза С.С.Р. инструкцией о порядке взимания платы за пользование недрами, производится Народным Комиссариатом Финансов Р.С.Ф.С.Р. и местными финансовыми органами, по принадлежности, в порядке, предусмотренном Положением о взимании налогов»8.

Нормы, устанавливающие плату за пользование недрами, существовали также в Горном положении Союза ССР (утв. Постановлением ЦиК СССР, СНК СССР от 09.11.1927), Горном законе Р.С.Ф.С.Р. (утв. Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 15.10.1928).

В семидесятые годы прошлого столетия, с принятием Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах (1975) и Кодекса РСФСР о недрах (1976) было установлено, что пользование недрами также является платными, однако в 1987 году с принятием Указа Президиума Верховного Совета СССР от 02.12.1987 года №8089-XI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР в связи с Законом СССР «О государственном предприятии (объединении)9 в основы законодательства и кодекс были внесены изменения, которыми закреплено положение, что пользование недрами осуществляется бесплатно (ст. 9, ст. 13 соответственно), если иное не установлено законодательством.

Восстановление в законодательстве действия принципа платности пользования недрами произошло с принятием Закона РФ «О недрах». Так, в законе (с даты введения его в действие (16.04.1992)) было установлено, что пользование недрами является платным (за исключением случаев, предусмотренных статьей 40), а в статье 39 предусмотрена «Система платежей при пользовании недрами», включающая в себя:

- платежи за право на пользование недрами;

- отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

- сбор за выдачу лицензий;

- акцизный сбор;

- платежи за пользование акваторией и участками морского дна10.

Указанные платежи подлежали взиманию с пользователей недр на территории Российской Федерации, ее континентального шельфа и морской исключительной экономической зоны. Кроме этих платежей было установлено, что пользователи недр уплачивают налоги, сборы и другие платежи, предусмотренные законодательством, включая плату за землю, плату за геологическую информацию, и могут получать скидку с платежей за истощение недр в соответствии со статьей 48 закона.

В последующий период в Российской Федерации в результате налоговой реформы система платежей при пользовании недрами была изменена (см.: Федеральный

8 См.: Декрет СНК РСФСР от 04.08.1926 «Об установлении бесспорного порядка взыскания платежей за пользование недрами». [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

9 Ведомости Верховного Совета СССР. 1987. №49. Ст. 791.

10 Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы хоть и вошли в систему платежей с момент принятия Закона РФ «О недрах», но были введены позднее - 01.01.1993 года. [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

154

Мельгунов В. Д.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ЦЕЛЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ПЛАТНОСТИ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

закон от 29.05.2002 №57-ФЗ), а часть платежей при пользовании недрами, в частности, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и платежи за пользование недрами, были заменены взиманием налога на добычу полезных ископаемых, правовое регулирование которого перешло из сферы законодательства о недрах в сферу законодательства о налогах и сборах11.

По мнению Бобылева Ю.Н., действовавшая до 2002 г. система налогообложения минерально-сырьевого сектора не была эффективной. Так, «в нефтяном секторе, на который приходится основная часть налоговых платежей добывающей промышленности, при применении широко используемых в мировой практике стандартных адвалорных налогов, основанных на цене реализации нефти, столкнулись с проблемой трансфертного ценообразования. В результате применения нефтяными компаниями трансфертных (внутрикорпоративных) цен цена нефти, которая использовалась для исчисления налогов при добыче нефти, существенно отличалась от ее реальной рыночной цены12».

Реформа налогообложения недропользования была направлена на формирование новой структуры налоговой системы, которая должна обеспечивать получение государством природной ренты и сохранять достаточные стимулы для инвестиций. Вместе с тем, в результате реформы система платежей при пользовании недрами до настоящего времени представляется в не волной мере совершенной. Существуют вопросы, связанные с реализацией в законодательстве принципа платности недропользования, не урегулированные должным образом.

К примеру, на сегодняшний день в юридической доктрине не решены вопросы о правовой природе некоторых платежей за пользование недрами и характере возникающих в связи с их уплатой отношений. Отсутствуют и специальные исследования этих проблем как в финансово-правовой, так и в эколого-правовой науке13. По существу сегодня можно констатировать «половинчатое влияние» налоговой реформы на систему платежей при пользовании недрами, поскольку, с одной стороны, сформировано достаточное правовое регулирование в отношении налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), а с другой, к примеру, регулярные платежи за пользование недрами, носящие как и НДПИ по своей природе налоговый характер, сохранены законодателем в Законе РФ «О недрах»14.

Кроме того, отсутствует достаточное правовое регулирование в отношении разовых платежей за пользование недрами в части определения оснований и порядка их уплаты, при том, что размер такого рода платежей может составлять сотни миллионов и миллиарды рублей. На практике такая ситуация приводит к спорам между пользователями недр и

11 См. подробнее: Мельгунов В.Д. О новой системе платежей при пользовании недрами //Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2002. №3.

12 См.: Бобылев Ю.Н., Турунцева М.Ю. Указ. соч. С. 14-16.

13 Подробнее см.: Суткевич Е.А. Правовое регулирование платежей за пользование недрами в Российской Федерации. Автореферат на соиск. ученой степени к.ю.н. М. 2013.

14 См.: Мельгунов В.Д. Налогообложение нефтегазодобычи.

Учебное пособие. Гл. 4 Правовая природа регулярных платежей за

пользование недрами (в соавторстве с А.И. Перчиком, К.В. Фонарьковым). Москва. 2004.

органами управления государственным фондом недр, связанным с квалификацией правовой природы разовых платежей при пользовании недрами, противоречивым позициям в судебно-арбитражной практике15.

В рамках упомянутого арбитражного спора, имеющего важное значение для всей сферы недропользования, судом первой инстанции был сделан вывод о том, что факт прекращения права пользования недрами в связи с совершением обществом виновных действий не порождает у Российской Федерации обязательств по возврату платежа, уплаченного за получение предоставленного в установленном порядке права пользования недрами. Суммы разовых платежей за пользование недрами, согласно действующему законодательству о недрах, не возмещаются и не подлежат возврату. Кроме того, по мнению суда первой инстанции, разовые платежи представляют собой единовременную плату за получение права на проведение работ на участке недр. При этом суд исходил из того, что лицензионное соглашение не является гражданско-правовым договором.

В этом же споре суды апелляционной и кассационной инстанций пришли к противоположным выводам о том, что в силу пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). Спорное лицензионное соглашение представляет собой волеизъявление нескольких субъектов, направленное на установление их прав и обязанностей, связанных с предоставлением права пользования недрами, и относится к сфере гражданско-правового регулирования общественных отношений. На основании изложенного суды апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу о том, что разовый платеж представляет собой плату за пользование недрами и должен быть возвращен независимо от основания прекращения лицензии пропорционально периоду пользования недрами.

Президиумом Высшего Арбитражного Суда постановлением №13728/2013 судебные акты судов первой и апелляционной инстанции были отменены, оставлено в силе решение суда первой инстанции16.

Применяемые сегодня на практике при предоставлении права пользования недрами на основании аукциона платеж в виде задатка, вовсе не получил какого либо правового регулирования на уровне закона или подзаконного акта Правительства РФ. Уплата задатка производится на основании Приказа Минприроды РФ от 17.06.2009 №156 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственной функции по организации проведения в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами».

Таким образом, с теоретической точки зрения необходимо отметить переходный и противоречивый

15 См., например, судебные акты по делу А40-92107/2012, включая постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ №13728/2013. URL: www.arbitr.ru

16 На момент публикации статьи постановление Президиума ВАС РФ не опубликовано. Резолютивная часть постановления объявлена 4 февраля 2014 года.

155

Бизнес в законе

1 ’2014

характер реализации положений принципа платности недропользования в законодательстве РФ. С одной стороны, кодификация платы за пользование недрами в налоговом законодательстве позволила создать эффективный механизм для обеспечения бюджетных поступлений в виде налога на добычу полезных ископаемых, с другой - именно благодаря такой системе были утрачены возможности индивидуализации платы в зависимости от геолого-экономических составляющий недропользования. В отношении разовых и регулярных платежей за пользование недрами законодательство в своем развитии остановилось, создав, таким образом, ряд пробелов в правовом регулировании.

Следует признать, что опыт и современное состояние экономической системы страны показывает, что механизм налогообложения сегодня более эффективный инструмент для государства, нежели взимание отраслевых платежей при пользовании недрами, имеющих индивидуальную ориентацию и предоставляющих возможности для нарушения закона со стороны пользователей недр и должностных лиц, уполномоченных на установление такой платы. Однако уникальные или требующие развития проекты в области добычи полезных ископаемых и малоосвоенные регионы получили менее гибкие возможности для установления льготных условий налогообложения, поскольку в основные начала налогового законодательства предусматривают большое количество ограничений в части их установления.

На основании изложенного выше, представляется обоснованным завершение реформирования системы платежей при пользовании недрами путем кодификации - включения регулярных платежей за пользование недрами в законодательство о налогах и сборах. Совершенствование правового регулирования в отношении уплаты разовых платежей за право пользования недрами, включая возможность предварительной уплаты их стартовых размеров таких платежей при участии в аукционах, должно быть реализовано в рамках отраслевого - горного законодательства Российской Федерации. При этом в качестве наименование такого платежа, безусловно носящего публично-правовой характер, следует использовать термин «разовый платеж за право пользования недрами». Такое наименование платежа соответствует его характеру и является универсальным для случаев внесения платы в рамках конкурсных процедур предоставления права пользования недрами, а также предоставлении права пользования недрами в бесконкурсном порядке.

Кроме того, представляется целесообразным для уникальных и (или) наиболее капиталоемких проектов в сфере недропользования закрепление в законодательстве механизма, предусматривающего создание индивидуальных режимов платности недропользования в виде концессий или соглашений о разделе продукции, что позволило бы расширить возможности привлечения инвестиций в сферу недропользования.

Список литературы:

1. Закон Российской Федерации «О недрах» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

2. Декрет СНК РСФСР от 04.08.1926 «Об установлении бесспорного порядка взыскания платежей за пользование недрами». [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

3. Горное положение Союза ССР (утв. Постановлением ЦИК СССР, СНК СССР от 09.11.1927), [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

4. Горный закон Р.С.Ф.С.Р. (утв. Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 15.10.1928). [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

5. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах (1975)

6. Кодекс РСФСР о недрах (1976) [Электронный ресурс] // Справочноправовая система «Консультант Плюс».

7. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 02.12.1987 года №8089-XI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР в связи с Законом СССР «О государственном предприятии (объединении). [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

8. Хабриева Т.Я. Доктринальное значение российской Конституции //Журнал росс.права. 2009.№2 С.23.

9. Веремеева М.В. Принцип платности в недропользовании. Система платежей при пользовании недрами и ее изменения в период экономических реформ.// Горное право. Обзорный курс лекций. М. 2005 С.289.

10. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник». М. 2004. [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

11. Бобылев Ю.Н., Турунцева М.Ю. Налогообложение минеральносырьевого сектора экономики / М. 2010. С. 15

12. Федеральное законодательство о недрах и практика его применения (2004-2006 гг., в 4-х частях). М. 2006. С. 3-13.

13. Янжул И. И. Основные начала финансовой науки: Учение о государственных доходах. М. 2002. (в серии «Золотые страницы финансового права России», Т. 3.).

14. Тарасов И.Т. (Тарасов И. Т., Исаев А. А. Финансы и налоги: очерки теории и политики. М., 2004. (в серии «Золотые страницы финансового права России»).

15. Перчик А.И. Налогообложение нефтегазодобычи. Учебное пособие. Гл. 4 Правовая природа регулярных платежей за пользование недрами (в соавторстве с Мельгуновым В.Д., К.В. Фонарьковым). Москва. 2004.

16. Суткевич Е.А. Правовое регулирование платежей за пользование недрами в Российской Федерации. Автореферат на соиск. ученой степени к.ю.н. М. 2013.

Reference list:

1. The Law of the Russian Federation “On Subsoil” [Electronic Resource] // Legal Reference System “Consultant Plus”.

2. The Decree of the RSFSR Sovnarkom of 04.08.1926 «On the Establishement of Indisputable Recovery of Payments for Subsoil Use [Electronic Resource] // Legal Reference System “Consultant Plus”.

3. The Mining Regulation of the USSR (adopted by the Resolution of the USSR Central Executive Committee and Sovnarkom of the USSR on 09.11.1927) [Electronic Resource] // Legal Reference System “Consultant Plus”.

4. The RSFSR Mining Law (adopted by the Resolution of the Central Executive Committee and Sovnarkom of the USSR on 15.10.1928). [Electronic Resource] // Legal Reference System “Consultant Plus”.

5. The Fundamentals of Subsoil Legislation of the USSR and the Union Republics (1975)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 .The RSFSR Subsoil Code (1976). [Electronic Resource] // Legal Reference System “Consultant Plus”.

7. The Decree of the USSR Supreme Council Presidium of 02.12.1987 №8089-XI «On Amending and Supplementation of Certain Legal Acts of the USSR in Connection with the USSR Law “On the State Enterprise (Association). [Electronic Resource] // Legal Reference System “Consultant Plus”.

8. Khabrieva T.Ya. The Doctrinal Meaning of Russian Constitution// The Magazine of Russian Law. 2009. No.2. P.23

9. Veremeeva M.V. The Principle of Payment in the Sphere of Subsoil Use. The System of Payments in the Process of Subsoil Use and its Amendments in the Period of Economic Reforms.// Mining Law. The General Course of Lectures. М. 2005 P.289.

10. Matuzov N.I., Malko A.V. Theory of State and Law: Textbook”. М. 2004. [Electronic Resource] // Legal Reference System “Consultant Plus”.

11. Bobylev Yu.N., Turuntseva M.Yu. Taxation of Mineral Resource Sector. М. 2010. P. 15

12. The Federal Legislation on the Subsoil and Practice of its Application (2004-2006 гг., in 4 parts). М. 2006. P. 3-13.

13. Yanzul I.I. The Basics of Financial Science: the Theory of State Revenue. М. 2002. (in the Series of “Golden Pages of Russian Financial Law”, Vol. 3.).

14. Tarasov I.T., Isaev A.A. Finance and Taxes: the Outline of Theory and Politics. М., 2004. (in the Series of “Golden Pages of Russian Financial Law”).

15. Perchik A.I. Taxation of Oil and Gas Production. Textbook. Chapter 4. The Legal Nature of Regular Payments for Subsoil Use (joint authorship with Melgounov V.D., K.V. Fonarkov). Moscow. 2004.

16. Sutkevich E.A. Legal Regulation of Payments for Subsoil Use in the Russian Federation. Author’s Abstract from the Candidate of Legal Sciences Dissertation. M. 2013.

156

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.