Научная статья на тему 'Лицензирование алкогольной продукции как один из методов регулирования ее оборота'

Лицензирование алкогольной продукции как один из методов регулирования ее оборота Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
354
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ / АЛКОГОЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ / ДЬЮТИ-ФРИ / РОСАЛКОГОЛЬРЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Грецкая А. С., Салий В. В.

Статья посвящена вопросам, которые возникают в сфере лицензирования алкогольной и спиртосодержащей продукции. Авторами, уделяется внимание проблемным аспектам реализации алкогольной продукции в магазинах беспошлинной торговли (дьюти-фри). Также рассматривается, административно-правовые основы лицензирования, в рассматриваемой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Грецкая А. С., Салий В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лицензирование алкогольной продукции как один из методов регулирования ее оборота»

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕЕ ОБОРОТА

© Грецкая А.С.*, Салий В.В.*

Краснодарский университет МВД России, г. Краснодар Межрайонная ИФНС России № 12 по Краснодарскому краю Межрайонная ИФНС России № 7 по Санкт-Петербургу

Статья посвящена вопросам, которые возникают в сфере лицензирования алкогольной и спиртосодержащей продукции. Авторами, уделяется внимание проблемным аспектам реализации алкогольной продукции в магазинах беспошлинной торговли (дьюти-фри). Также рассматривается, административно-правовые основы лицензирования, в рассматриваемой сфере.

Ключевые слова: лицензирование, алкогольная продукция, дьюти-фри, Росалкогольрегулирование.

В соответствии с положениями статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) отдельными видами деятельности хозяйствующий субъект имеет право заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Основным нормативным документом, регулирующим вопросы лицензирования в нашей стране, является Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон № 128-ФЗ). Виды деятельности, на которые необходимо получить лицензию, перечислены в статье 17 Федерального закона № 128-ФЗ. Мы не случайно, отметили, что указанный закон является основным документом в области лицензирования, однако он определяет не все сферы предпринимательства, на которые необходимо специальное разрешение.

Лицензирование, является одним из очень важных методов для регулирования исследуемой сферы, т.к. благодаря ему можно отследить наличие качества алкогольной продукции.

Виды деятельности, которые лицензируются в соответствии с другими нормативными актами, перечислены в пункте 2 статьи 1 Закона № 128-ФЗ.

Так требование о лицензировании видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлено статьей 18 Федерального закона № 171-ФЗ.

* Аспирант кафедры Конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России, старший государственный инспектор Правового отдела Межрайонной ИФНС России № 12 по Краснодарскому краю.

* Старший государственный налоговый инспектор Межрайонной ИФНС России № 7 по Санкт-Петербургу

Порядок лицензирования деятельности производства и оборота алкогольной продукции установлен положениями главы III «Лицензирование деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» Федерального закона № 171-ФЗ.

Для удобства рассмотрения вопросов, связанных с лицензированием, необходимо привести основные понятия, используемые в законодательстве о лицензировании.

Согласно, Федеральному закону от 4 мая 2011 года «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование определяется, как «деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования» [5].

В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (в ред. от 30.12.2012 N 286-ФЗ): «Лицензированию подлежат производство и оборот произведенных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по каждому поставляемому или поступающему в розничную продажу виду произведенной продукции, указанному в статье 2 настоящего Федерального закона».

«Сфера теневого бизнеса, включающая безлицензионное производство, реализацию и потребление товаров и услуг, связана с огромными потерями материальных и финансовых ресурсов государства. По своим масштабам незаконное предпринимательство практически сравнялось с легальным и приобрело форму массового экономического поведения. Теневая экономика, по данным Росстата, достигла 45 % внутреннего валового продукта России, а по некоторым оценкам экспертов - 90 % [4].

На наш взгляд лицензирование являет очень важной процедурой, т.к. её предназначение заключается в искоренении на потребительском рынке контрафактной продукции.

Государственным органом исполнительной ветви власти, который осуществляет контроль за производством и оборотом алкогольной продукции является Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Рос-акогольрегулирование). Данная служба, занимается, в том числе и контролем в сфере лицензирования алкогольной и спиртосодержащей продукции:

1. Плановая проверка лицензиата проводится в случаях:

- истечения одного года со дня принятия решения о выдаче лицензии или переоформлении лицензии;

- истечения трех лет со дня окончания последней плановой проверки лицензиата.

2. Внеплановая выездная проверка лицензиата проводится по следующим основаниям:

- истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований;

- поступление в лицензирующий орган обращений о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований (по данному основанию внеплановая проверка может быть проведена только по согласованию с прокуратурой);

- истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии;

- выявление фактов нарушения лицензионных требований в результате анализа информации, содержащейся в ЕГАИС, других информационных системах, анализа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (по данному основанию внеплановая проверка может быть проведена только с обязательным извещением прокуратуры).

3. Теперь общий срок проведения лицензионной проверки не может превышать 40 рабочих дней (ранее предельный срок проверки составлял всего 20 рабочих дней).

4. Уведомление о проведении внеплановой проверки может быть направлено лицензиату по адресу электронной почты и (или) непосредственно предъявлено в момент начала проверки.

Полномочия по лицензированию, на сегодняшний день осуществляет Росалкогольрегулирование (далее - РАР).

Порядок выдачи лицензий в сфере оборота алкоголя, регламентирован в ст. 19 Федерального закона от 22.11.95 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Например, п. 15 ст. 19 Закона определено, что «лицензирующий орган до принятия решения о выдаче лицензии вправе провести обследование организации на соответствие установленным настоящим Федеральным законом лицензионным требованиям».

Практика показывает, что Росалкогольрегулирование отказывает в выдаче лицензий именно по итогам обследования предприятия, претендующего на ее получение, без учета его возражений, без предоставления возможности устранить найденные устранимые нарушения. Для получения лицензии необходимо обратиться в РАР с повторным заявлением, которое будет рассмотрено в том же порядке, и так до бесконечности [1].

Статья 19 не определяет основания и порядок проведения обследования, порядок оформления его результатов, не устанавливает право на представление возражений на акты по результатам обследования, порядок рассмотрения этих возражений. Все перечисленное осуществляется должностными лицами РАР по ими же закрепленным субъективным правилам, которые не регламентированы ни в одном нормативном правовом акте.

В течение двух лет существования РАР вопросы порядка лицензирования производителей были урегулированы Приказом Минфина России от 10.10.2008 № 111н [2] (на его основании действовала ФНС России), который на сегодняшний день отменен.

Другой пример. Должностными лицами РАР ограничен срок для подачи документов на получение новой лицензии не ранее, чем за 18 дней до истечения срока действия старой лицензии (Законом срок для подачи документов на получение новой лицензии не ограничен). В результате деятельность предприятия в любом случае будет вынужденно приостановлена до получения новой лицензии, поскольку оговоренный Законом срок решения вопроса о выдаче лицензии составляет 30 дней (п. 7 ст. 19), то есть фактически значительно больше, чем срок заблаговременного обращения за новой лицензией до истечения срока действия предыдущей.

На сайте Росалкогольрегулирования 11 апреля 2011 года размещен проект Приказа об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка государственной услуги по осуществлению лицензирования в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Им определялся порядок выдачи и переоформления лицензий для участников алкогольного рынка, при этом фиксируется фактически применяемый РАР порядок лицензирования, разработанный с существенными нарушениями Закона.

Пункт 9 ст. 19 Закона в действующей редакции содержит следующий перечень оснований, по которым в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции может быть отказано:

1. при выявлении в представленных документах недостоверной или искаженной информации;

2. в случае нарушения требований ст. 8 Закона «Обязанности организаций, использующих оборудование для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»;

3. если у организации имеется задолженность по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушение законодательства РФ о налогах и сборах и такая задолженность подтверждена справкой налогового органа в форме электронного документа, полученной по запросу лицензирующего органа;

4. в случае несоответствия организации иным установленным Законом лицензионным требованиям.

Практика применения данного пункта Закона и простое его прочтение (особенно первое и четвертое основания) очевидно, свидетельствуют о том, что перечисленные в Законе причины отказа в выдаче лицензий сформулированы рамочно и неопределенно, что позволяет должностным лицам РАР толковать их неограниченно расширительно. Это создает возможности для применения ими «индивидуального подхода» при решении вопроса о выдаче лицензии в каждом конкретном случае и, несомненно, является существенной коррупционной составляющей.

Согласно перечню видов деятельности, представленных в п. 2 ст. 18 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ, оператор дьюти-Фри, реализующий алкогольную продукцию в магазинах беспошлинной торговли, обязан получать лицензию на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Для получения лицензии складские помещения для хранения алкогольной продукции операторами магазинов Дьюти-Фри, должны соответствовать техническим требованиям, установленным в приложении к приказу Росал-когольрегулирования от 26 октября 2010 года № 59Н [3] («Технические условия в области производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в части хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, расфасованной в потребительскую тару»). Данный документ не учитывает специфики ведения бизнеса операторами магазинов. А именно: данные складские помещения располагаются на режимных объектах - Аэропортах, Морских Вокзалах, Международных Автомобильных Пунктах Пропуска, большинство из которых в силу действующих правовых норм РФ (антитеррористических ограничений, противопожарных ограничений, отдельных положений ФЗ о Государственной Границе РФ и др.) не допускают исполнения предусмотренных норм и положений.

Таким образом, операторы дьюти-фри заранее и преднамеренно ставятся в положение невозможности получения лицензии, а значит либо потери бизнеса, либо необходимости «решения вопроса за деньги».

Таким образом, сегодня отсутствуют конкретные и понятные правила лицензирования производителей и лиц, занимающихся оборотом спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции. Есть возможность неограниченного подзаконного регулирования порядка лицензирования и широкая сфера административного усмотрения должностных лиц РАР при решении вопроса о лицензировании.

Лицензии выдаются на осуществление следующих видов деятельности:

1. производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата;

2. производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;

3. хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;

4. закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции;

5. производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции;

6. розничная продажа алкогольной продукции.

Список литературы:

1. Дуленкова А. «Алкогольный» возрастной ценз увеличат до 21 года [Электронный ресурс] // Российская газета. - 2012. - 27 февраля. - Режим доступа: http://www.ig.ru.

2. Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению лицензирования в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции: Приказ Минфина РФ от 10 ноября 2008 г. № 111н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2008. - № 48. - (документ утратил силу).

3. Об утверждении Технических условий в области производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в части хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, расфасованной в потребительскую тару: Приказ Росалкогольрегулирования от 26 октября 2010 г. № 59н // Российская газета. - 2010. - № 295.

4. Субанова Н.В. Саморегулирование как альтернатива лицензированию предпринимательской деятельности // Административное и муниципальное право. - 2011. - № 8. - С. 76-81.

5. Федерального закона от 4 мая 2011 года «О лицензировании отдельных видов деятельности» // ИПС «Консультант Плюс».

ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ «ОГРАНИЧЕНИЕ» В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ ОБОСНОВАНИИ ПОНЯТИЯ «ПРАВОВЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ»

© Исаков Н.П.*

Филиал Московского института государственного управления и права,

г. Брянск

В статье определяется лексико-семантическое поле «ограничение», его методологическое значение для исследования правовых ограниче-

* Руководитель филиала, соискатель ученой степени кандидата юридических наук. Научный руководитель: Радько Т.Н., ректор МИГУП, доктор юридических наук, профессор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.