МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №06/2017 ISSN 2410-6070
утро, другие — вечером или днем; редко проводились распорядительные заседания. Решения по гражданским и приговоры по уголовным делам во всех округах, кроме Мелитопольского и, отчасти, Перекопского, писались в случае, если граждане требовали копии решения или приговора, или они отсылались в Сенат. Отсутствие мотивированных решений к приговорам встречается только в тех случаях, когда решение отменяется советом, или изымается в части. В числе нарушений отмечалось назначение дел к рассмотрению не в установленные законом сроки. Одни из судей назначали рассмотрения дел ежедневно, другие по 2-4 раза в неделю или без всякого определения времени, каждый раз по своему усмотрению».[2, С.65]
Список использованной литературы:
1. Марциновский П.Н. Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям по дисциплине «История Крыма во второй половине XIX в.» / Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Таврическая академия, исторический факультет // URL: http://ta.cfuv.ru/wp-content/uploads/2015/09/martsinovskiyLpdf (Дата обращения: 01.05.2017).
2. Поляков Н.И. Правовой статус мировой юстиции Таврической губернии по судебной реформе 1864 года// Культура народов Причерноморья, 2000. N 12.
3. Пуховская А.С. Возникновение и становление органов судебной власти в Таврической губернии. // Ученые записки крымского федерального университета им. В.И. Вернадского, 2010. N 1.
4. Список, учиненный в Таврическом совестном суде в августе 1794 г. // ЦГААРК. Ф.799. Оп.1. Д.6.
5. Хутько Т.В. Магометанский духовный суд в Таврической губернии (конец XVIII-первая половина XIX в.) // Проблемы законности, 2013. N 123.
© Кульба В.В., 2017
УДК 342
Чиж А. А.
Магистрант Ростовского филиала Российского государственного университета правосудия
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В СФЕРЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ, ПРОДАЖИ И ОБОРОТА
АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
Аннотация
В центре исследования статьи находится деятельность органов прокуратуры при осуществлении прокурорского надзора за соблюдением федерального законодательства в сфере лицензирования и оборота алкогольной продукции. Рассмотрена сущность понятий прокурорский надзор, лицензирование, продажа и оборот алкогольной продукции. Также приведены примеры мер прокурорского реагирования в выбранной сфере, как результат надзорной работы.
Ключевые слова
Прокурорский надзор, лицензирование, лицензирование алкогольной продукции.
Прокурорский надзор за исполнением и соблюдением федерального законодательства выступает одним из ключевых направлений правоохранительной работы. Он сводится к решению задач по обеспечению реализации нормативных предписаний и защиты свобод и интересов граждан на всей территории страны. Деятельность органов прокуратуры, а также порядок ее осуществления, регламентируется положениями Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
Лицензирование - это особый вид деятельности, осуществляемый органами государственной власти,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №06/2017 ISSN 2410-6070_
в рамках которого они обязаны осуществлять контроль за определенными видами деятельности коммерческих субъектов. Для того, чтобы четко определить сущность лицензирования, необходимо ответить на два вопроса: почему государственные органы обязаны осуществлять контроль и за какими видами деятельности? Рассмотрим, какие виды деятельности требуют получения лицензии. Как правило, такие виды деятельности тесно связаны с особо важными сферами, например как жизнь и здоровье личности. Ярко выраженными примерами здесь служит деятельность в сфере перевозок, здравоохранения, обучения. Перечень всех объектов лицензирования формируется исходя из приоритетных для государства сфер и определяется законодательством конкретной страны. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что лицензирование деятельности субъектов - это процесс контроля за наиболее важными областями, что и объясняет государственный надзор в этих сферах.
Так, Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" предусматривает возможность введения в стране монополии на производство и оборот алкогольной продукции в любой момент. У Субъектов РФ есть полномочия ввода любых ограничений, связанных с продажей алкогольной продукции.
Лицензирование отдельных видов деятельности регулируется законом № 99 от 4 мая 2011 г. Существует определенный список видов продукции, продажа которых разрешена только при наличии лицензии. Одним из продуктов из этого списка является алкоголь. Стоит отметить, что лицензирование видов деятельности, прежде всего, необходимо для осуществления государственного контроля за деятельностью предпринимателей.
Управление в области производства и оборота алкоголя осуществляется РосАлкогольРегулированием - в котором сосредоточены функции по контролю и регулированию соответствующей сферы деятельности.
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере.
Содержание прокурорского надзора составляют действия, направленные на выявление правонарушений и дальнейшее их предупреждение. Источниками, содержащими информацию о нарушениях законодательства в сфере оборота спиртосодержащей продукции могут быть обращения граждан, информация поступившая из уполномоченных органов, правовые акты ОМС, субъектов РФ, локальные ненормативные акты, материалы предыдущих проведенных проверок, гражданские, уголовные, административные дела, информация публикуемая в СМИ, декларации об объеме производства и потребления этилового спирта и спиртосодержащей продукции.
Отметим, что прокурорские проверки - это результат организационных мероприятий, проводимых сотрудниками органов прокуратуры, и подразумевает непосредственную деятельность по осуществлению прокурорского надзора.
Все предпринимаемые прокурором действия должны в конце концов создать условия для привлечения к ответственности всех виновных лиц.
Можно с уверенностью сказать, что именно благодаря внесению мер прокурорского реагирования в адрес проверяемого хозяйствующего субъекта, наиболее часто достигается устранение выявленных нарушений закона.
Оформленные акты прокурорского реагирования вносятся исключительно на основе тщательно проведенной проверки, включая глубокий анализ выявленных несоответствий законодательства. Документ должен содержать самую полную информацию, при изучении которой можно было бы сразу понять позицию прокурора.
Далее представим, как осуществляется организация прокурорской проверки в сфере производства и оборота алкогольной продукции.
Целью прокурорской проверки является полное и объективное установление: факта правонарушения; характера правонарушения; лиц, виновных в его совершении, степени их вины; размера причиненного правонарушением материального ущерба; обстоятельств, способствующих совершению.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №06/2017 ISSN 2410-6070_
Для выявления нарушений в указанной сфере можно применить следующую методику проверки:
- следует установить имеют ли организации, участвующие в производстве и (или) обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соответствующей лицензии (государственные сводные реестры, выданных лицензий, размещены на официальных сайтах департамента потребительского рынка субъектов РФ и МРУ РосАлкогольРегулирования);
- соблюдаются ли ими требования к производству и (или) обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, имеет ли такая продукция маркировку;
- имеются ли сопроводительные документы, удостоверяющие легальность производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- соблюдаются ли особые требования к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции, установленные ст. 16 Закона № 171-ФЗ;
- осуществляют ли организации, участвующие в производстве и (или) обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции обязанности по учету и декларированию их производства и (или) оборота;
- исполняются ли требования ст. 8 Закона № 171 -ФЗ, в том числе частности оснащения технологического оборудования автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции;
-подключены ли организации, осуществляющие производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (для некоторых такая обязанность возникла с 01.01.2016, в частности подтверждения факта закупки), к единой государственной автоматизированной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС);
- исполняются ли требования ст. 25, 26 Закона № 171-ФЗ в частности пресечения незаконного производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, ограничений производства и оборота такой продукции;
- соблюдаются ли установленные законодательством ограничения на продажу алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях, в организациях культуры, на всех видах общественного транспорта, на оптовых и розничных рынках, вокзалах, аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, на прилегающих к таким местам территориях, в нестационарных торговых объектах, несовершеннолетним.
В связи с нарушениями законодательства в регионах РФ прокуратурой пристальное внимание уделяется надзору за незаконным оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. С этой целью на постоянной основе осуществляется взаимодействие с правоохранительными органами, органами местного самоуправления, учреждениями образования, здравоохранения, культуры, спорта и туризма, общественными и религиозными организациями. На постоянной основе организовано проведение целевых оперативно-профилактических мероприятий по противодействию незаконному обороту алкогольной продукции силами ОМВД России.
Тем не менее, надзорная практика показала, что органами полиции допускаются многочисленные нарушения законодательства при реализации ими полномочий по пресечению незаконного оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Так, в нарушение ст. 10 ФЗ «О полиции», так как взаимодействие органов ОМВД России с межрегиональными управлениями РосАлкогольрегулирования и Департаментом потребительского рынка в основном не налажено, информационный обмен и совместные проверочные мероприятия не осуществляются.
Борьба с контрафактной алкогольной продукцией осуществляется, в том числе методами оперативно-розыскной деятельности. Надзор за исполнением правоохранительными органами требований Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» осуществляется на системной и плановой основе. При выявлении нарушений требований федерального законодательства принимаются меры прокурорского реагирования.
Однако существуют разные способы обхода законодательства, которые используются на сегодняшний
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №06/2017 ISSN 2410-6070_
день: договор аренды спирта, бутылка в подарок, беспроигрышные лотерея, договор хранения алкоголя в случае утраты.
В Генеральной прокуратуре Российской Федерации проанализированы состояние законности и практика прокурорского реагирования в сфере исполнения законодательства, регламентирующего оборот алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции.
Результаты показали, что прокурорами недостаточное внимание уделяется вопросам выявления и пресечения фактов незаконного распространения алкогольной продукции в ночное время, в том числе посредством сети Интернет.
Согласно п. 5 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 № 612, не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.
Так например, проверками установлено, что в Ростовской области имеет практика реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции посредством сети Интернет с нарушением вышеуказанных правил.
Так на Интернет сайтах: алкорай.рф, alko61.ru, alkopresent.net, www.alcocopy.ru и других размещена информацияо реализуемой алкогольной продукции, ее стоимости, условиях и способах приобретения и доставки, а также номера контактных телефонов, по которым можно заказать выбранную алкогольную продукцию.
По результатам проверки прокуратурами Ленинского, Первомайского и Пролетарского районов г. Ростова-на-Дону в суд предъявлено 7 исковых заявлений о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. По 5 искам требования прокурора удовлетворены, остальные находятся на рассмотрении.
Повсеместно прокурорами вскрыты факты розничной продажи алкогольной продукции при отсутствии соответствующей лицензии либо без необходимой сопроводительной документации. Также обнаружены нарушения, связанные с розничной продажей алкогольной продукции по заниженным ценам, нарушения в части предоставления деклараций об объеме оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.
При выявлении нарушений закона в указанной сфере, прокурорам необходимо принимать исчерпывающие меры прокурорского реагирования, добиваться реального их устранения, при наличии оснований безотлагательно решать вопрос о привлечении виновных лиц к административной и уголовной ответственности.
Список использованной литературы:
1. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
3. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
4. Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции».
5. Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 N 612 (ред. от 04.10.2012) "Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом".
6. Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России: Учебник. - М.: И КД «Зерцало - М», 2015. - 224 с.
7. Вандышев В.В. Уголовный процесс. Общая и особенная части. М.: Волтерс Клувер, 2016. - 545 с.
8. Гуценко К. Ф. Правоохранительные органы учебник для юридических вузов и факультетов/ под ред. К.Ф. Гуценко. - М.: Зерцало, 2015. - 443 с.
9. Качалова В. И. Правоохранительные органы. Учебное пособие. Под ред. В. И. Качалова. 3-е изд., М.: Омега-Л, 2015. - 345 с.
10.Корнеева Н. В. Конституционное право России. Корнеева Н.В. - СПб.: Питер, 2016. - 544 с.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №06/2017 ISSN 2410-6070
11.Лонь С. Л. Правоохранительные органы: учебное пособие. - 4-е изд., испр. и доп. / отв. ред. С.Л. Лонь. -Томск: Изд-во НТЛ, 2014. - 468 с.
12.Печников Н. П. Правоохранительные органы Российской Федерации. учеб. пособие / Н.П. Печников. - 5-е изд., перераб. и доп. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2016. - 420 с.
© Чиж А. А., 2017
УДК 342
Чиж А. А.
Магистрант Ростовского филиала Российского государственного университета правосудия
ПРОКУРОР КАК СУБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА
Аннотация
В центре исследования статьи находится деятельность прокурора как субъекта административного процесса. Рассмотрена сущность понятий «прокурор» и «административный процесс». Также исследованы основные формы участия прокурора в административном судопроизводстве.
Ключевые слова
Прокурор, прокуратура, административный процесс, судопроизводство.
В системе субъектов административного процесса особое место занимает прокурор.
Функции прокурора, как должностного лица, в разных странах различаются и определяются условиями, сложившимися исторически.
В соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1, «прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации».
Согласно законодательству полномочия прокурора заключаются в осуществлении надзора за соблюдением законов. Прокурорские полномочия делятся на 3 группы:
- предупреждение нарушений;
- выявление нарушений;
- устранение нарушений.
Прокурору не должно чиниться никаких препятствий для осуществления надзорных полномочий, которые являются его профессиональным долгом. Он наделен правом беспрепятственного проникновения на территорию поднадзорных ему органов в нужное время вне зависимости от пропускного режима. Для этого ему достаточно предъявить свое служебное удостоверение.
Общепризнанно, что гарантия законности - существенная сфера практического действия правовой системы государства. Актуальность данной задачи в первую очередь можно объяснить важностью последующего развития процесса формирования в России правового государства.
Одним из существенных факторов в данном плане считается улучшение работы органов прокуратуры, как важнейшего инструмента поддержания режима законности, охраны и защиты прав и свобод граждан.
Административный процесс - это деятельность, которую осуществляют специально уполномоченные на то органы и лица. Эта деятельность связана с возбуждением, рассмотрением и решением административных дел различного характера.
Административный процесс подразумевает собой сферу, в пределах которой гражданин зачастую,