Научная статья на тему 'ЛИЦА, СКРЫВАЮЩИЕСЯ ОТ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ, СЛЕДСТВИЯ И СУДА: ПРОБЛЕМЫ ОБЪЯВЛЕНИЯ В РОЗЫСК'

ЛИЦА, СКРЫВАЮЩИЕСЯ ОТ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ, СЛЕДСТВИЯ И СУДА: ПРОБЛЕМЫ ОБЪЯВЛЕНИЯ В РОЗЫСК Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
230
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОЗНАВАТЕЛЬ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / РОЗЫСК / СЛЕДОВАТЕЛЬ / СКРЫВШИЙСЯ ПРЕСТУПНИК / СУДЬЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Буряков Евгений Владимирович

Рассматриваются проблемы объявления в розыск лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, в зависимости от категорий должностных лиц правоохранительных органов, участвующих в этом процессе, тяжести совершенных преступлений, избранной меры пресечения и проводимых розыскных мероприятий на этапе подготовки материалов для объявления федерального розыска. Выделяются группы розыскных действий, дается их характеристика. Намечены пути решения указанных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Буряков Евгений Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONS FLEEING FROM THE BODIES OF INQUIRY, INVESTIGATION AND TRIAL: PROBLEMS OF INCLUDING INTO THE LIST OF WANTED PERSONS

Under consideration are the issues of including persons who have fled from the bodies of inquiry, investigation and trial into the list of wanted persons. The issues are discussed with respect to the category of officials in law enforcement agencies participating in this process, seriousness of the crimes committed, imposed measure of suppression and detective measures taken at the stage of preparing the file for federal detection. The author specifies groups of detective activities and gives their description, the solutions of the mentioned problems being outlined.

Текст научной работы на тему «ЛИЦА, СКРЫВАЮЩИЕСЯ ОТ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ, СЛЕДСТВИЯ И СУДА: ПРОБЛЕМЫ ОБЪЯВЛЕНИЯ В РОЗЫСК»

УДК 343.102

doi: 10.24412/1999-625X-2023-289-139-142 5.1.4. Уголовно-правовые науки

Лица, скрывающиеся от органов дознания, следствия и суда: проблемы объявления в розыск

Евгений Владимирович Буряков

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел 1, И bur.e2010@yandex.ru 1 Омская академия МВД России (Омск, Россия)

Рассматриваются проблемы объявления в розыск лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, в зависимости от категорий должностных лиц правоохранительных органов, участвующих в этом процессе, тяжести совершенных преступлений, избранной меры пресечения и проводимых розыскных мероприятий на этапе подготовки материалов для объявления федерального розыска. Выделяются группы розыскных действий, дается их характеристика. Намечены пути решения указанных проблем.

Ключевые слова: дознаватель, оперативно-розыскные мероприятия, розыск, следователь, скрывшийся преступник, судья

Для цитирования: БуряковЕ. В.Лица, скрывающиеся от органов дознания, следствия и суда: проблемы объявления в розыск // Научный вестник Омской академии МВД России. 2023. Т. 29, № 2(89). С. 139-142.

Persons Fleeing from the Bodies of Inquiry, Investigation and Trial: Problems of Including into the List of Wanted Persons

Evgeny V. Buryakov

Doctor of Science (in Law), Professor, Professor at the chair of Operational Crime Detection in Law Enforcement Agencies 1,

И bur.e2010@yandex.ru 1 the Omsk Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs (Omsk, Russia)

Under consideration are the issues of including persons who have fled from the bodies of inquiry, investigation and trial into the list of wanted persons. The issues are discussed with respect to the category of officials in law enforcement agencies participating in this process, seriousness of the crimes committed, imposed measure of suppression and detective measures taken at the stage of preparing the file for federal detection. The author specifies groups of detective activities and gives their description, the solutions of the mentioned problems being outlined.

Keywords: interrogator, operational crime detection measures, search, investigator, fleeing felon, judge

Citation: Buryakov E. V. Persons Fleeing from the Bodies of Inquiry, Investigation and Trial: Problems of Including into the List of Wanted Persons. Scientific bulletin of the Omsk Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2023. Vol. 29, No 2(89). Pp. 139-142 (In Russ.).

В нашей стране в связи с социально-экономическими преобразованиями на фоне различных негативных явлений наблюдается криминальная активность, обусловливающая высокий уровень преступности. В связи с этим на органы внутренних дел возложены задачи по предупреждению и раскрытию преступлений, в том числе задача по розыску лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда.

Розыскная работа органов внутренних дел — одно из важнейших направлений деятельности подразделений уголовного розыска, без нее невозможно достичь конечных положительных результатов в раскрытии и расследовании преступлений. Скрывшиеся преступники, находясь на нелегальном поло-

жении, продолжают совершать преступления. Преступление считается нераскрытым, пока разыскиваемый преступник не будет задержан, а уголовное дело не будет расследовано. Вопросы розыскной деятельности постоянно находятся в поле зрения ученых [1, с. 11-15; 2, с. 13-14; 3; 4, с. 15-18]. Проводимые исследования позволяют находить верные решения и повышать эффективность розыскной деятельности, но динамичное развитие государства и общества ставит перед правоохранительными органами все новые задачи. Процесс розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, сопровождается рядом проблем, касающихся организации деятельности следователя (дознавателя) и оперативного сотрудника по розыску подозреваемого (обвиняемого),

© Буряков Е. В., 2023

139

среди которых, на наш взгляд, следует выделить вопросы предупреждения уклонения лиц от следствия и суда, порядка объявления их в розыск, избрания меры пресечения и проводимых розыскных мероприятий, от решения которых зависит вся последующая работа по поиску и задержанию разыскиваемых лиц.

При объявлении в розыск лиц, совершивших преступления, оперуполномоченные уголовного розыска сталкиваются с рядом негативных причин, оказывающих серьезное влияние на дальнейшую организацию поиска скрывшихся преступников. Так, по мнению Е. И. Замылина и А. А. Закатова, «уклонению обвиняемых (подозреваемых) от следствия и суда способствуют ошибки при избрании меры пресечения, поверхностное изучение их личности, недостатки в производстве следственных действий и оперативно-розыскном сопровождении по уголовному делу, неумение использовать криминалистические и оперативные учеты, недостатки во взаимодействии субъектов розыска и ряд иных обстоятельств» [5, с. 107].

По данным ГИАЦ МВД России, в 2022 г. в розыск было объявлено 39 431 лицо, скрывшееся от органов дознания, следствия или суда, из них 34,3% — с мерой пресечения, не связанной с заключением под стражу. Анализ лиц, объявленных в розыск с вышеуказанной мерой пресечения, показывает, что из их числа 68,9% — это лица, совершившие тяжкие либо особо тяжкие преступления. Многие из них впоследствии находятся в розыске длительное время (21,9% находятся в розыске более 1 года) и даже долгие годы '. Находясь на нелегальном положении, они совершают новые, более тяжкие общественно опасные деяния; на их розыск отвлекаются значительные силы органов внутренних дел, которые могут использоваться в иных направлениях борьбы с преступностью. Поэтому в период проведения предварительного следствия необходимо постоянное взаимодействие между следствием и оперативным подразделением для своевременного принятия решения об изменении меры пресечения, не связанной с заключением под стражу, на арест в случае получения сведений о намерении лица перейти на нелегальное положение.

Кроме того, в соответствии с ч. 5 ст. 108 УПК РФ существует возможность принятия судебного решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отсутствие обвиняемого в случае объявления обвиняемого в международный и (или) межгосударственный розыск 2. При этом следует учитывать, что согласно «Положению об организации и осуществлении розыска и идентификации

лиц» объявленные в федеральный розыск лица одновременно находятся в межгосударственном розыске, который осуществляется на территории стран СНГ. Особенностью межгосударственного розыска для правоохранительных органов Российской Федерации является то, что он автоматически объявляется вместе с федеральным розыском, так как межгосударственный информационный банк межгосударственного розыска создан на базе массива данных федерального розыска ГИАЦ МВД России. Поэтому следователю (дознавателю) достаточно обратиться в суд с соответствующим ходатайством, подкрепленным копией постановления об объявлении федерального (межгосударственного) розыска. Имеется положительный опыт ГУМВД России по Алтайскому краю направления ходатайства о рассмотрении вопроса об изменении меры пресечения одновременно с уведомлением о заведении розыскного дела в день его заведения и объявления лица в федеральный (межгосударственный) розыск. «Благодаря такой организации работы в течение 2020 г. была изменена мера пресечения 31 обвиняемому, за 6 месяцев 2021 г. — 12 скрывшимся лицам» [6, с. 37].

Полагаем, что важным этапом, предшествующим объявлению скрывшегося лица в розыск, выступает деятельность следователя по его обнаружению. В науке уголовного процесса выделяют две группы розыскных действий сотрудников органов предварительного расследования:

1) следственные действия, имеющие розыскную направленность (осмотр, допрос, обыск, выемка, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка, контроль и запись переговоров, получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, назначение и производство судебной экспертизы и др.);

2) иные процессуальные действия;

3) иные, не предусмотренные уголовно-процессуальным законом розыскные действия [7, с. 103].

Группа следственных действий, носящих розыскной характер, направлена на получение информации о личности разыскиваемого лица, его приметах, увлечениях, связях, средства, местах возможного пребывания, наличии транспортных и денежных средств; на обнаружение разыскиваемого лица, его документов и иных материальных объектов (в том числе в электронном виде), способствующих установлению его места нахождения.

Другая группа действий, носящих розыскную цель, связана с направлением в порядке ч. 4 ст. 21 УПК РФ требований, поручений и запросов следователем (дознавателем) в различные учреждения и орга-

1 URL: http://10.5.0.16/csi (дата обращения: 01.03.2023).

2 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I), ст. 4921.

низации: органы дознания в целях установления места нахождения разыскиваемого лица; информационные центры УМВД России субъектов Российской Федерации и Главный информационно-аналитический центр МВД России (о наличии судимости, привлечении в настоящее время к уголовной ответственности, содержании под стражей, а также для проверки по справочным, оперативным, криминалистическим, дактилоскопическим и иным видам учета); суды (для истребования приговора и получения информации о личности разыскиваемого лица, его соучастниках); места отбывания наказания (о связях, намерениях, с кем вел переписку); органы ЗАГС (о заключении брака, смене фамилии и др.); лечебные учреждения, морги (о факте нахождения в них); место работы (о составе семьи, месте жительства, прежних местах работы); военкоматы (призван ли на военную службу или сборы); ГИБДД (о наличии автотранспорта, административных правонарушений, смене документов); налоговая инспекция (о налоговых выплатах); пенсионный фонд (о перечислениях работодателем отчислений); БТИ, Росреестр (о наличии в собственности недвижимого имущества); банки и иные кредитные организации (о наличии счетов) и другие учреждения и организации.

К иным розыскным действиям, не предусмотренным УПК РФ, как показывает анализ юридической литературы, следует отнести: направление розыскных ориентировок; обращение за помощью к населению посредством использования радио, телевидения, прессы, сети Интернет; изучение информации в социальных сетях; установление лица по фотоснимкам и рисованным портретам; выявление и изучение архивных уголовных дел, возбужденных по преступлениям, ранее совершенным этим лицом; проверка мест предполагаемого нахождения и т. д. [8, с. 79-83; 9; 10, с. 64-66].

Проблемы, связанные с объявлением в розыск, в научных кругах рассматриваются с различных позиций. Так, в целях снижения числа разыскиваемых лиц предпринимаются как меры организационного характера, так и правовые методы. Например, в Афганистане в отношении скрывавшихся преступников при вынесении судебного приговора применяется дополнительная мера наказания в виде лишения свободы на срок от 1 года до 5 лет. В нашей стране были аналогичные предложения. По мнению А. А. Марченко, введение уголовно-правовой нормы, предусматривающей уголовную ответственность за уклонение от следствия и суда, оказывало бы общее и специальное превентивное воздействие на лиц, привлекаемых к уголовной ответственности [11, с. 41]. Несмотря на внешнюю привлекательность такого предложения, полагаем, что данная мера все же не принесет ожидаемых результатов. Попробуем аргументировать нашу позицию.

Во-первых, санкции статьи Уголовного кодекса, предусматривающие наказание за подобные деяния, должны вступать в действие, когда будет доказана виновность лица в совершении преступления, в связи с которым он был объявлен в розыск. Если же лицо такого преступления не совершало, то и не будет опасаться наказания за уклонение от следствия и суда. Во-вторых, сроки наказания за совершенные общественно опасные деяния (например, грабеж, разбойное нападение, убийство и т. п.) часто несоизмеримо выше, чем за предлагаемую для введения уголовную норму. В-третьих, для определенных групп лиц, совершающих преступления, фактор дополнительного наказания не имеет решающего значения в силу их антиобщественного образа жизни и отрицания общепринятых норм и правил поведения в обществе. Исходя из изложенного, следует констатировать, что отсутствие предлагаемой нормы до настоящего времени вовсе не случайно.

Все вышеперечисленные действия следователя (дознавателя), а также деятельность по предупреждению уклонения лиц от следствия и суда, на наш взгляд, необходимо осуществлять в тесном взаимодействии с сотрудниками уголовного розыска, участковыми уполномоченными полиции и должностными лицами других служб органов внутренних дел, организовав своевременное получение и обмен информацией.

В последние годы в связи с принятием Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» многие сферы оперативно-розыскной деятельности были урегулированы, что, безусловно, можно оценивать позитивно. Однако следует констатировать и излишнюю регламентацию в ряде случаев, и даже бюрократизацию в виде сопровождения процесса ОРД большим количеством документов, носящих порой формальный характер (например, при осуществлении проверочной закупки по фиксации действий сбытчиков наркотиков практически каждое действие сотрудников полиции сопровождается составлением от 10 до 20 документов). На наш взгляд, в ситуации объявления розыска этого все же удалось избежать. Так, в случае вышеприведенных действий следователя (дознавателя) на этапе подготовки документов для объявления розыска ранее действовавшие нормативные правовые акты, регламентировавшие розыскную деятельность, предписывали ряд обязательных действий. В частности, предписывалось осуществлять проверку по учетам в целях выявления разыскиваемых лиц среди привлекаемых к уголовной ответственности, давать розыскные поручения органам дознания, выполнять иные процессуальные действия, что в настоящее время отдается на откуп должностным лицам.

В соответствии с ныне действующими ведомственными нормативными актами ограниченного

распространения и нормами УПК РФ следователь (дознаватель) принимает меры по розыску скрывшегося лица и выносит постановление об объявлении его в розыск. При этом направляет в соответствующий территориальный орган МВД России заверенные копии постановлений, подтверждающих статус обвиняемого либо подозреваемого, об избрании лицу меры пресечения, справку о личности объявляемого в розыск, оригинал или копию документа, удостоверяющего его личность; а также прилагает (при наличии) фотографии скрывшегося лица и копии других документов, которые могут быть использованы в розыске. Чего, на наш взгляд, вполне достаточно для начала ведения розыска оперативными подразделениями полиции. Однако ведомственными нормативными актами ограниченного распространения процедура объявления в розыск до конца не урегулирована.

По данным ГИАЦ МВД России, при объявлении в розыск 27,1% материалов поступили из дознания, 29,3% — из следствия и 43,6% — из суда 3. Таким образом, в чуть менее половины случаев розыск лиц инициируется судом. Однако аналогичного требования к документам, поступающим из суда, нет, так как межведомственное «Положение об организации

и осуществлении розыска и идентификации лиц» не согласовано с Верховным Судом Российской Федерации. В результате, если инициатором розыска является суд, то в розыскные подразделения поступает лишь постановление об объявлении в розыск подсудимого, в котором часто, помимо фамилии, имени, отчества и номера уголовного дела, нет других данных, позволяющих полноценно провести предварительную проверку и объявить розыск. Полагаем, что при согласовании данного нормативного акта с другими ведомствами из списка необоснованно исключили Верховный Суд Российской Федерации. Опыт других стран показывает, что таких проблем можно избежать. Например, в Республике Казахстан аналогичный нормативный акт, касающийся розыскной работы, согласован со всеми заинтересованными ведомствами, в том числе и с Верховным Судом.

Таким образом, некоторые проблемные вопросы организации розыска скрывшихся преступников, обозначенные в настоящей статье, все чаще становятся предметом дискуссий ученых и практиков в сфере правоохранительной деятельности, а их решение лежит в плоскости своевременного внесения изменений в нормативные акты.

Список литературы

1. Алешина Т. Н. Понятие и сущность розыскной деятельности следователя // Современные проблемы права, экономики и управления. 2016. № 2(3).

2. Гаас Н. Н. Задержание обвиняемого: теоретические пробелы правового регулирования // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2020. № 2(39).

3. Гончар В. В. Теоретические и правовые аспекты розыскной деятельности следователя: монография. М., 2017.

4. Стельмах В. Ю. Процессуальные аспекты розыска подозреваемого и обвиняемого // Российский следователь. 2016. № 10.

5. Замылин Е. И., Закатов А. А. Плановость как важнейшее организационное требование к разыскной деятельности следователя // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2019. № 1.

6. Шмидт А. А., Смирнова И. Г. Об организации розыска лиц, скрывшихся от органов дознания и следствия (на примере ГУ МВД России по Алтайскому краю) // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями: материалы 20-й междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Д. Л. Проказина. Барнаул, 2022. Ч. 1.

7. Белицкий В. Ю. Деятельность следователя (дознавателя) по розыску подозреваемого (обвиняемого) на стадии предварительного расследования // Алтайский юридический вестник. 2022. № 2(34).

8. Гончар В. В. Розыскные действия следователя на современном этапе // Вестник экономической безопасности. 2016. № 2.

9. Малиновская Е. А. Система методов розыскной деятельности при проведении следственных действий по обнаружению похищенного имущества. URL: cuberleninka.ru (дата обращения: 14.01.2023).

10. Ларин Е. Г., Павлов А. В. Место розыскных действий в системе средств розыска подозреваемого (обвиняемого) // Вестник Омской юридической академии. 2016. № 2(31).

11. Марченко А. А. О некоторых правовых аспектах предупреждения уклонения обвиняемых от следствия и суда и розыска скрывшихся преступников // Совершенствование оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: сб. науч. тр. адъюнктов и соискателей. М., 1987.

3 URL: http://10.5.0.16/csi (дата обращения: 01.03.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.