Научная статья на тему 'Организация розыска лиц, скрывшихся от органов дознания и следствия'

Организация розыска лиц, скрывшихся от органов дознания и следствия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2029
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РОЗЫСК / СКРЫВШИЙСЯ / ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ / ОБВИНЯЕМЫЙ / РОЗЫСКНАЯ РАБОТА / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SEARCH / HIDING / SUSPECT / ACCUSED / INVESTIGATIVE WORK / OPERATIONAL INVESTIGATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шевякова Юлия Анатольевна

Данная статья посвящена актуальным проблемам организации розыска лиц, скрывшихся от органов дознания и следствия. Отмечаются практические проблемы проведения розыскных мероприятий и их правовой регламентации. Предложены пути совершенствования розыскной деятельности следователя и ее законодательное закрепление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шевякова Юлия Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF RETAIL PERSONS HIDDEN FROM ORGANIZATIONS AND CONSEQUENCES

This article is devoted to actual problems of the organization of search of the persons who disappeared from bodies of inquiry and investigation. Practical problems of carrying out search actions and their legal regulation are noted. The ways of improvement of investigative activity of the investigator and its legislative fixing are offered.

Текст научной работы на тему «Организация розыска лиц, скрывшихся от органов дознания и следствия»

УДК 343.102

Шевякова Юлия Анатольевна Саратовская государственная юридическая академия

Института юстиции Россия, Саратов yulimod@mail. ru Shevyakova Julia Anatolyevna Saratov State Law Academy Institute of Justice Saratov, Russia

ОРГАНИЗАЦИЯ РОЗЫСКА ЛИЦ, СКРЫВШИХСЯ ОТ ОРГАНОВ

ДОЗНАНИЯ И СЛЕДСТВИЯ Аннотация: данная статья посвящена актуальным проблемам организации розыска лиц, скрывшихся от органов дознания и следствия. Отмечаются практические проблемы проведения розыскных мероприятий и их правовой регламентации. Предложены пути совершенствования розыскной деятельности следователя и ее законодательное закрепление.

Ключевые слова: розыск, скрывшийся, подозреваемый, обвиняемый, розыскная работа, оперативно-розыскная деятельность.

ORGANIZATION OF RETAIL PERSONS HIDDEN FROM ORGANIZATIONS AND CONSEQUENCES

Annotation: this article is devoted to actual problems of the organization of search of the persons who disappeared from bodies of inquiry and investigation. Practical problems of carrying out search actions and their legal regulation are noted. The ways of improvement of investigative activity of the investigator and its legislative fixing are offered.

Key words: search, hiding, suspect, accused, investigative work, operational investigative activity.

Одной из важных составляющих деятельности правоохранительных органов является организация розыскной работы лиц, скрывшихся от следствия, дознания, так как самый легкий способ ухода от ответственности -перемещение преступника. Только за первое полугодие 2018 года остаток нерассмотренных дел в связи с розыском составил 7994 дела [1], и это достаточно высокий показатель. Как отмечают исследователи, такие лица «ставят себя в такие условия, при которых их дальнейшее существование неизбежно связано с совершением преступлений. Поэтому быстрый розыск -одно из условий предупреждения преступлений. Ведь по «горячим следам» проще установить и опросить свидетелей, навести справки, восстановить картину происшедшего» [2], именно таким образом раскрывается около 80% уголовных дел.

Розыскная работа требует повышенной степени взаимодействия государственных органов, но на практике возникают проблемы с проведением розыскных мероприятий, с распределением полномочий между следователями (дознавателями), органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, вследствие чего становится затруднительно выполнить основную задачу - разыскать скрывающееся лицо, так как с каждым днем вероятность найти его только уменьшается. Одной из причин возникновения вышеуказанных проблем является недостаток правового регулирования указанного института.

В Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации [3] (далее -УПК РФ) мы встретим несколько статей, регулирующих розыск. Так, в ч. 1 ст. 210 УПК РФ указано, что «если место нахождения подозреваемого, обвиняемого неизвестно, то следователь поручает его розыск органам дознания, о чем указывает в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносит отдельное постановление». В ч. 5 ст. 208 УПК РФ закреплено следующее: до приостановления предварительного следствия следователь принимает меры по его розыску, в п. 2 ч. 2 ст. 209 УПК РФ также

ЮОПРОСЫЯГ_

возлагается обязанность на следователя по установлению места нахождения подозреваемого или обвиняемого, а если он скрылся, то принять меры по его розыску. Из чего следует, что поручение розыска органу дознания (оперативному подразделению) не освобождает следователя (дознавателя) от процессуального участия в розыске лица, но какие именно меры должен принять следователь остается неясным.

Как отмечает Е.С. Лапин, прежде чем объявить розыск скрывшегося лица, следователь должен провести комплекс мероприятий по установлению наличия или отсутствия сведений о его местонахождении, а именно: истребовать сведения из медицинских организаций (психологических, наркологических и т.д.) о возможном нахождении на лечении, из Главного информационно-аналитического центра (ГИАЦ) МВД России о возможном содержании в местах лишения свободы, из ОВД о регистрации по месту пребывания и месту жительства для установления возможной перемене текущего местонахождения и другие мероприятия [4]. На практике же, следователю достаточно осуществить допрос двух человек (близких родственников или непосредственных соседей), направленный на установление местонахождения, выявить наличие или отсутствие судимости. Только после подтверждения факта уклонения от предварительного расследования, или если местонахождение не было установлено, следователь принимает решение об объявлении розыска подозреваемого (обвиняемого).

Однако в абсолютном большинстве уголовных дел (около 90%), приостановленных в связи с розыском соответствующих лиц, отсутствует информация о действиях следователя по розыску скрывшихся лиц, за исключением поручения о производстве розыска [5]. Вместе с тем, отмечается несвоевременное уведомление следователями органов дознания о поручении им розыска. Так, требуется время на передачу материалов, их изучение, принятие решения о необходимости проведения конкретных мероприятий (орган дознания сначала в течение трех дней проводит мероприятия по установлению местонахождения, далее - производит розыск в рамках

ЮОПРОСЫЯГ_

розыскного дела, которое заводится в течение 10 дней после вынесения следователем постановления, самостоятельно взаимодействуя с органами МВД и ФСБ). Недостатками в работе дознавателей и следователей при поиске «беглых» лиц являются: фрагментарное собирание информации о подозреваемом, обвиняемом и неверное документарное сопровождение.

Заметим, что в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» [6] этот институт более детально урегулирован, в ст. 6 приведен комплекс оперативно-розыскных мероприятий: опрос, наведение справок, наблюдение, оперативный эксперимент, прослушивание телефонных переговоров и другие, в ст. 7-9 - основания, особенности и условия их проведения. Указаны и проводятся такие мероприятия негласного характера, который следователь в силу своего процессуального статуса осуществлять не вправе. Это дает основания для того, чтобы дополнить ч.1 ст. 208 УПК РФ следующим: если при проведении следственных действий установлено, что имеются основания полагать, что подозреваемый (обвиняемый) скрылся от следствия, то следователь незамедлительно передает материалы органу дознания для осуществления розыскных мероприятий. Возможно, что в результате своевременно произведенных розыскных мероприятий место нахождения лица будет достаточно быстро установлено, и это избавит следователя от необходимости приостановления расследования. Такое решение также позволит следователю проводить следственные действия, которые после приостановления предварительного следствия он производить не вправе (обыск, арест почтово-телеграфных отправлений, контроль и запись телефонных и иных переговоров). Он не должен рассчитывать, что все меры по розыску лица, даже после приостановления предварительного следствия, будут проводиться оперативными сотрудниками. Поэтому в ст. 210.1 необходимо закрепить, что: «При осуществлении розыска подозреваемого или обвиняемого следователь принимает следующие меры: опрос; наведение справок; направление запросов; проверяет и изучает документы; обследует помещения, здания, сооружения, участки местности, занимаемые разыскиваемыми лицами

или принадлежащие им». Необходимо включить и иные меры, сложившиеся и используемые на практике.

Также следует заметить, что розыскная работа осуществляется на уровнях: местный розыск (на территории одного субъекта), федеральный розыск (на всей территории РФ), межгосударственный розыск (среди стран СНГ) и международный розыск. Но законодательно такие уровни не закреплены, лишь в теории и на практике сложился перечень необходимых условий для избрания того или иного уровня. Да и существование местного уровня при современных возможностях перемещения представляется абсурдным, поэтому следует рассмотреть возможность его расширения в межсубъектный, который бы предполагал розыск на территории соседствующих субъектов.

Таким образом, совершенствование правового регулирования розыскной деятельности лиц, скрывшихся от органов дознания и следствия, может позволить эффективно и своевременно проводить необходимые мероприятия, разыскивать преступников и обеспечивать реализацию принципа неотвратимости от наказания.

Список литературы:

1. Данные судебной статистики Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.cdep.ra/index.php?id=79 (Дата обращения: 05.03.2019).

2. Хазов Е.Н., Богданов А.В., Мартынюк В.М. Основные направления, проблемы и пути решения организации работы по розыску лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда сотрудниками оперативно-розыскных подразделений ОВД МВД России на современном этапе // Вестник Московского университета МВД России. № 10. 2012. С. 149.

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. 1), ст. 4921.

4. Лапин Е.С. Оперативно-розыскная деятельность: учебник. М: Издательство Юрайт. 2018. С. 197.

5. Москаленко Л.А. Розыск лиц, скрывшихся от дознания следствия и суда, как мера по устранению причин, послуживших основанием для приостановления предварительного следствия // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2013.

6. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об оперативно-розыскной деятельности» // СЗ РФ. 1995. № 33. ст. 3349.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.