Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СЛЕДОВАТЕЛЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ УКЛОНЕНИЯ ОБВИНЯЕМЫХ (ПОДОЗРЕВАЕМЫХ) ОТ СЛЕДСТВИЯ И ИХ РОЗЫСКУ'

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СЛЕДОВАТЕЛЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ УКЛОНЕНИЯ ОБВИНЯЕМЫХ (ПОДОЗРЕВАЕМЫХ) ОТ СЛЕДСТВИЯ И ИХ РОЗЫСКУ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
262
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЗЫСК / ОБВИНЯЕМЫЙ / ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ / ЗАДЕРЖАНИЕ / СОТРУДНИКИ ОРГАНА ДОЗНАНИЯ / СЛЕДОВАТЕЛЬ / УГОЛОВНОЕ ДЕЛО / СИТУАЦИЯ / ОБСЛУЖИВАЕМАЯ ОРГАНОМ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ТЕРРИТОРИЯ / МЕРА ПРЕСЕЧЕНИЯ / АРЕСТ / ПОДПИСКА О НЕВЫЕЗДЕ / УКЛОНЕНИЕ ОТ СЛЕДСТВИЯ / АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ / СОДЕРЖАНИЕ ПОД СТРАЖЕЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шувалов Н.В., Горелов М.Г.

В статье рассматривается организация работы следователя по предупреждению уклонения обвиняемых (подозреваемых) от следствия и розыску скрывшихся преступников, в том числе за пределами обслуживаемой органом внутренних дел территории. Авторами проанализированы и определены в связи с этим несколько ситуаций, наиболее часто встречающихся в практической деятельности правоохранительных органов, которые осуществляют мероприятия по розыску лиц, скрывшихся от следствия и суда, а также приведены алгоритмы действий по ним сотрудников следственных подразделений и подразделений дознания органов внутренних дел. Предлагаются конкретные организационные, тактические и процессуальные решения по каждой из приведенных ситуаций. В завершение сделан вывод о том, что проблема осуществления розыска скрывшихся от следствия виновных в преступлениях лиц при расследовании преступлений является одной из острейших и актуальных на стадии предварительного расследования, но ее решение также требует изучения, определения, разграничения и законодательной регламентации сущности, содержания и соотношения таких понятий, как деятельность следователя по розыску скрывшихся обвиняемых от следствия и суда, разыскная деятельность до приостановления предварительного следствия, разыскная деятельность следователя после приостановления предварительного следствия, разыскная деятельность органов дознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шувалов Н.В., Горелов М.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF THE WORK OF THE INVESTIGATOR TO PREVENT EVASION OF THE ACCUSED (SUSPECTS) FROM THE INVESTIGATION AND THEIR SEARCH

The article discusses the organization of the work of the investigator to prevent evasion accusing (suspected) from the investigation and search for hiding criminals, including outside the service of the territory of the territory of the territory. The authors were analyzed and defined in connection with this several situations most common in the practical activities of law enforcement agencies, which carry out activities to search for persons who hurned from investigation and court, and the algorithms of actions on employees of investigative units and divisions of the internal affairs bodies. Specific organizational, tactical and process-solids on each of the above situations are offered. In conclusion, it was concluded that the problem of the search was made from the investigation of persons responsible in crimes in the investigation of crimes is one of the most acute and relevant preliminary resignation, but its decision also requires learning, definitions, distinction and legislative Regulation of the essence, content and relationships of such concepts as the activities of the investigator on the search of hosted accused of investigation and the court, search for activities before suspension of the preliminary investigation, the search operation of the investigator after the suspension of the pre-investigation, the search for inquiry the inquiry bodies.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СЛЕДОВАТЕЛЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ УКЛОНЕНИЯ ОБВИНЯЕМЫХ (ПОДОЗРЕВАЕМЫХ) ОТ СЛЕДСТВИЯ И ИХ РОЗЫСКУ»

УДК 343.102

ББК 67.410.212

doi: 10.25724/VAMVD.WKLM

Н. В. Шувалов, М. Г. Горелов

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СЛЕДОВАТЕЛЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ УКЛОНЕНИЯ ОБВИНЯЕМЫХ (ПОДОЗРЕВАЕМЫХ) ОТ СЛЕДСТВИЯ И ИХ РОЗЫСКУ

В статье рассматривается организация работы следователя по предупреждению уклонения обвиняемых (подозреваемых) от следствия и розыску скрывшихся преступников, в том числе за пределами обслуживаемой органом внутренних дел территории. Авторами проанализированы и определены в связи с этим несколько ситуаций, наиболее часто встречающихся в практической деятельности правоохранительных органов, которые осуществляют мероприятия по розыску лиц, скрывшихся от следствия и суда, а также приведены алгоритмы действий по ним сотрудников следственных подразделений и подразделений дознания органов внутренних дел. Предлагаются конкретные организационные, тактические и процессуальные решения по каждой из приведенных ситуаций. В завершение сделан вывод о том, что проблема осуществления розыска скрывшихся от следствия виновных в преступлениях лиц при расследовании преступлений является одной из острейших и актуальных на стадии предварительного расследования, но ее решение также требует изучения, определения, разграничения и законодательной регламентации сущности, содержания и соотношения таких понятий, как деятельность следователя по розыску скрывшихся обвиняемых от следствия и суда, разыскная деятельность до приостановления предварительного следствия, разыскная деятельность следователя после приостановления предварительного следствия, разыскная деятельность органов дознания.

Ключевые слова: розыск, обвиняемый, подозреваемый, задержание, сотрудники органа дознания, следователь, уголовное дело, ситуация, обслуживаемая органом внутренних дел территория, мера пресечения, арест, подписка о невыезде, уклонение от следствия, алгоритм действий, содержание под стражей.

N. V. Shuvalov, M. G. Gorelov

ORGANIZATION OF THE WORK OF THE INVESTIGATOR TO PREVENT EVASION OF THE ACCUSED (SUSPECTS) FROM THE INVESTIGATION AND THEIR SEARCH

The article discusses the organization of the work of the investigator to prevent evasion accusing (suspected) from the investigation and search for hiding criminals, including outside the service of the territory of the territory of the territory. The authors were analyzed and defined in connection with this several situations most common in the practical activities of law enforcement agencies, which carry out activities to search for persons who hurned from investigation and court, and the algorithms of actions on employees of investigative units and divisions of the internal affairs bodies. Specific organizational, tactical and process-solids on each of the above situations are offered. In conclusion, it was concluded that the problem of the search was made from the investigation of persons responsible in crimes in the investigation of crimes is one of the most acute and relevant preliminary resignation, but its decision also requires learning, definitions, distinction and legislative Regulation of the essence, content and relationships of such concepts as the activities of the investigator on the search of hosted accused of investigation and the court, search for activities before suspension of the preliminary investigation, the search operation of the investigator after the suspension of the pre-investigation, the search for inquiry the inquiry bodies.

Key words: search, accused, suspect, arrest, employees of the body of inquiry, investigator, criminal case, situation, territory served by the internal affairs body, preventive measure, arrest, recognizance not to leave the place, evasion from investigation, algorithm of actions, detention.

Анализ правоприменительной практики по расследованию уголовных дел показывает, что наиболее действенной мерой, предотвращающей необходимость объявления розыска скрывшихся преступников, является своевременное и полное производство следственных действий в максимально возможный короткий срок, а также, при наличии оснований, процессуальное задержание подозреваемого с последующим избранием адекватной совершенному деянию и его личности меры пресечения.

Следственной практикой наработан определенный алгоритм действий следователя по предупреждению уклонения от следствия лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, лиц без определенного места жительства, а также ранее судимых: при наличии достаточных доказательств, как правило, нужно избирать в качестве меры пресечения содержание под стражей.

Иная ситуация складывается, когда избрание данной меры принуждения по каким-то причинам невозможна или нежелательна. Речь идет о случаях избрания обвиняемому (подозреваемому) меры пресечения, не связанной с лишением свободы. При таких обстоятельствах следователю рекомендуется принять соответствующие необходимые и неотложные меры по предупреждению уклонения лица от следствия. Данные меры предусмотрены ведомственными нормативными актами правоохранительных органов и частично выработаны правоприменительной практикой. Они выражаются в составлении и направлении следователем в соответствующие подразделения органов внутренних дел и организации документов с требованием о принятии мер по предупреждению уклонения лица от явки к следователю. В следственных подразделениях они называются мерами сторожевого характера — направление так называемых сторожевых листков в отделы кадров по месту работы обвиняемых (подозреваемых), паспортные столы, военкоматы и др. [1]

Кроме того, в процессе расследования преступления следователь при получении сведений о намерении лица скрыться от следствия и суда безотлагательно принимает меры по предупреждению этого, проверяет информацию и при необходимости в установленном порядке решает вопрос об изменении меры пресечения.

В случаях, когда обвиняемый (подозреваемый), в отношении которого избрана мера пресечения, не связанная с заключением под стражу, длительное время не выходит на связь, не является по вызову и никак не проявляет себя, а сведениями о его ме-

стонахождении следователь не располагает, возникает необходимость в проведении разыскных мероприятий по его обнаружению и доставлению к месту производства следственных действий.

Если работа по установлению нахождения обвиняемых до объявления их в розыск не привела к желаемому результату и все другие принятые меры оказались неэффективными, следователь принимает решение об организации розыска подозреваемого (обвиняемого) в совершении преступлений.

Алгоритм объявления розыска подозреваемого (обвиняемого) включает в себя следующие стадии или этапы.

1. Придание лицу процессуального статуса подозреваемого или обвиняемого.

2. Удостоверение личности подозреваемого (обвиняемого). Это достигается путем непосредственного ознакомления с документами, удостоверяющими личность, и приобщения к материалам уголовного дела соответствующих копий.

Далее следователю необходимо установить непосредственные основания для объявления розыска подозреваемого (обвиняемого): наличие информации о том, что данное лицо по проверяемым адресам не проживает, а также отрицательных ответов сотрудников органов дознания на запросы следователя, дознавателя (письменные поручения).

Кроме того, необходимо учитывать сроки давности совершения преступления и наличие других оснований для прекращения уголовного преследования в отношении разыскиваемых лиц — например, вследствие вступившего в силу акта об амнистии.

В практике органов внутренних дел существует три вида розыска: местный, федеральный (межгосударственный) и международный. Каждый конкретный вид розыска и иные связанные с ним мероприятия выбираются в зависимости от тяжести совершенных преступлений и личности разыскиваемого лица, времени его нахождения в розыске, а также других данных, имеющихся в материалах уголовного дела.

На основании ч. 1 ст. 210 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ) подразделениями, отвечающими за организацию разыскной работы в отношении скрывшихся подозреваемых (обвиняемых), являются органы дознания, а конкретно — подразделения уголовного розыска [2].

В соответствии с ведомственными актами и требованиями, выработанными правоохранительными органами, следователь вместе с постановлением об объявлении розыска с указанием избранной меры

пресечения обязан не позднее 3 суток с момента его вынесения представить в разыскное подразделение заверенные копии документов, которые могут быть эффективно использованы в розыске скрывшихся от следствия лиц.

При отсутствии в материалах для объявления в розыск одного или нескольких документов, важных для осуществления розыска скрывшихся лиц, данные материалы возвращаются направившему их следователю для доработки и дополнения.

Кроме копий необходимых документов следователем предоставляется постановление о приводе подозреваемого (обвиняемого), на основании которого оперативные сотрудники в случае задержания разыскиваемого доставят его к следователю.

Основания и особенности привода регламентированы ст. 113 УПК РФ и Инструкцией о порядке осуществления привода, утвержденной приказом МВД России от 21 июня 2003 г. № 438 (редакция от 01.02.2012) [3].

При объявлении розыска в постановлении о приводе необходимо отметить, что привод осуществляется после задержания разыскиваемого.

Вместе с тем отметим, что приостановление предварительного следствия в связи с неустановлением местонахождения подозреваемого (обвиняемого) допускается только по истечении срока расследования. Имеется в виду не буквально первые два месяца в смысле ч. 1 ст. 162 УПК РФ, а существующий на момент принятия решения о приостановлении срок предварительного следствия. Иными словами, расследование — в том объеме, выполнение которого возможно в отсутствие подозреваемого (обвиняемого) на момент принятия решения, — должно быть завершено. В противном случае требуется продление процессуального срока.

Одновременно в случае, если срок предварительного следствия продлен, приостановить следствие по уголовному делу возможно только после истечения этого срока.

Например, уголовное дело возбуждено 30 мая. Установленный законом срок предварительного следствия истекает 30 июля. 23 июля срок предварительного следствия продлевается на 02 месяца 00 суток, а всего до 04 месяцев 00 суток, т. е. до 30 сентября включительно. Обвиняемый объявлен в розыск 26 июля, т. е. после продления срока следствия. Приостановление предварительного следствия допускается только 30 сентября.

Важно отметить, что если по делу имеется несколько подозреваемых (обвиняемых), а скрылся

от следствия только один, уголовное дело в отношении него выделяется в отдельное производство. В то же время сроки предварительного следствия по выделенному уголовному делу исчисляются с учетом сроков дела, из которого оно выделено. В отношении остальных подозреваемых (обвиняемых) предварительное следствие осуществляется по общим правилам.

В период, когда предварительное следствие по уголовному делу приостановлено, недопустимо производство следственных, процессуальных действий и, соответственно, применение мер принуждения. Однако имеется возможность выполнять мероприятия непроцессуального характера, такие как:

— направление запросов;

— распространение ориентирующей информации о личности и приметах преступника через средства массовой информации;

— использование данных криминалистических и иных видов учетов.

Кроме того, следователь по приостановленному производству по уголовным делам обязан отслеживать возникновение оснований для прекращения уголовного преследования разыскиваемого лица, прежде всего связанных с изданием акта об амнистии, истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности (только в случае, если основанием приостановления явилось неустановление местонахождения подозреваемого (обвиняемого) по иным причинам), устранением преступности и наказуемости деяния новым уголовным законом.

В случае прекращения уголовного преследования, в том числе по перечисленным основаниям, следователь должен уведомить подразделение, осуществляющее розыск обвиняемого, подозреваемого, для прекращения разыскного дела.

При необоснованном прекращении розыска скрывшихся от следствия лиц, когда информация о месте их нахождения не подтверждена документально и проведение с ними следственных и процессуальных действий невозможно, следователь, дознаватель или начальник подразделения дознания вправе составить мотивированный рапорт на имя начальника органа внутренних дел (ОВД) для решения вопроса о назначении служебной проверки в отношении оперативного сотрудника, по рапорту которого розыск прекращен.

Вместе с тем находившийся в розыске и задержанный сотрудниками оперативных подразделений ОВД подозреваемый доставляется в дежурную часть или к следователю (дознавателю).

Постановление о возобновлении приостановленного предварительного расследования и установлении срока следствия должно быть вынесено в максимально короткий срок, после поступления сообщения о фактическом установлении места нахождения разыскиваемого лица.

До возобновления расследования применение мер уголовно-процессуального принуждения (прежде всего — процессуального задержания) в отношении разысканного недопустимо.

Далее целесообразно рассмотреть наиболее часто встречающиеся на практике ситуации, когда задержание разыскиваемого происходит не по месту дислокации органа предварительного следствия, объявившего розыск, а в другом территориальном или линейном органе внутренних дел. Для этого также предлагаются различные варианты действий.

Первый вариант заключается в том, что в отношении данного лица применяется ранее избранная при объявлении розыска мера пресечения, не связанная с заключением под стражу. В этом случае лицу разъясняется необходимость прибыть к месту производства предварительного следствия для дальнейшего участия в производстве по делу. Если он по объективным причинам (например, затруднительное материальное положение) не может приехать, следственные действия с его участием выполняются по месту нахождения, на основании отдельного поручения следователя.

Согласно информации, представленной территориальными органами МВД России, рассмотренный вариант наиболее распространенный, но, к сожалению, зачастую неэффективный. Это обусловлено тем, что явка подозреваемого (обвиняемого) практически не гарантированна, а полнота и качество проведенных процессуальных действий, выполненных по поручению, не позволяют направить уголовное дело в суд.

Второй вариант реализуется путем направления оперативного сотрудника к месту обнаружения разыскиваемого лица с целью его доставления к следователю на основании постановления о приводе.

Третий вариант предполагает откомандирование следователя к месту нахождения разыскиваемого, в том числе совместно с оперативным сотрудником, для выполнения необходимых процессуальных действий с подозреваемым (обвиняемым).

Четвертый вариант заключается в избрании лицу меры пресечения в виде заключения под стражу.

В настоящее время законодательно спектр возможностей правоприменителей по ограничению свободы действий подозреваемого (обви-

няемого) значительно расширился, что во многом упрощает задачу того же следователя по соблюдению баланса интересов между органами расследования по выполнению возложенных на них задач в сфере уголовного судопроизводства и частных прав граждан и организаций.

Вместе с тем последний вариант действий следователя, связанный с заключением под стражу лица, предполагает согласованную деятельность органов предварительного расследования как по месту объявления розыска, так и по месту фактического задержания и складывается, в свою очередь, также из нескольких взаимосвязанных стадий.

На первой стадии орган, задержавший лицо, сообщает о факте обнаружения органу предварительного расследования, принявшему решение об объявлении розыска, и направляет посредством соответствующего вида связи или ведомственной электронной почты подтверждающие документы (например, рапорт сотрудника полиции, объяснение подозреваемого (обвиняемого) и др.). Следователь, осуществляющий производство по уголовному делу, на основании полученных документов (при необходимости) выносит постановление о возобновлении предварительного расследования и одновременно об установлении срока дополнительного следствия, убедившись, что нет оснований для прекращения уголовного преследования (например, на основании акта об амнистии, истечения срока давности).

Вторая стадия заключается в задержании объявленного в розыск на срок до 48 часов в порядке, установленном гл. 12 УПК РФ (ч. 3 ст. 210 УПК РФ). В отношении разыскиваемого подозреваемого данная мера процессуального принуждения применяется при наличии оснований, предусмотренных ст. 91 УПК РФ.

Решение о процессуальном задержании может быть принято следователем следственного подразделения органа внутренних дел по месту обнаружения подозреваемого (обвиняемого), в том числе на основании письменного поручения следователя, в чьем производстве находится уголовное дело.

При принятии такого решения должностное лицо в целях обеспечения законности своих действий на основе представленных инициатором розыска копий документов (постановления о возбуждении уголовного дела в отношении лица; ранее составленного протокола задержания лица в соответствии со ст. 91 и 92 УПК РФ; документа, подтверждающего применение меры пресечения; протокола о вручении уведомления о подозрении в совершении преступления; постановления о привлечении

в качестве обвиняемого; обвинительного акта (постановления); постановления об объявлении розыска; постановления о возобновлении приостановленного предварительного расследования) должно убедиться в процессуальном статусе подозреваемого (обвиняемого), его объявлении в розыск и возобновлении производства по делу (в случае его приостановления).

Процессуальное задержание может быть осуществлено при любом из указанных ранее вариантов.

На третьей стадии следователь, в производстве которого находится уголовное дело, выносит постановление о возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.

На четвертой стадии сотрудник органа, обнаружившего разыскиваемого, представляет поступивший материал в суд, где при положительном рассмотрении ходатайства решаются вопросы, связанные с этапированием подозреваемого (обвиняемого) к месту расследования уголовного преступления.

В заключение отметим, что проблема осуществления розыска скрывшихся от следствия виновных в преступлениях лиц при расследовании пре-

1. Шувалов Н. В., Большаков А. П., Пупцева А. В. Информационные процессы как базирующий компонент розыскной деятельности // Современные проблемы науки и образования: электрон. науч. журн. 2014. № 6. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=22879076 (дата обращения: 28.06.2021).

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 01.10.2019). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

3. Инструкция о порядке осуществления привода: утв. приказом МВД России от 21.06.2003 № 438. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

4. Большаков А. П. Проблемы розыска обвиняемого по уголовным делам о хищениях чужого имущества // Криминалистические проблемы борьбы с преступлениями в сфере экономики: материалы междунар. науч.-практ. семинара (г. Волгоград, 6—7 апреля 1999 г.). Волгоград: ВЮИ МВД РФ, 1999. С. 39—41.

© Шувалов Н. В., Горелов М. Г., 2021

ступлений является одной из острейших и актуальных на стадии предварительного расследования. Однако ее решение требует не только разработки алгоритмов деятельности сотрудников правоохранительных органов, но и изучения, определения, разграничения и законодательной регламентации сущности, содержания и соотношения таких понятий, как деятельность следователя по розыску скрывшихся обвиняемых от следствия и суда, разыскная деятельность до приостановления предварительного следствия, разыскная деятельность следователя после приостановления предварительного следствия, разыскная деятельность органов дознания [4]. Вместе с тем в отсутствие современных и четких рекомендаций по совершенствованию практики разыскной деятельности, а также действий следователя по объявлению в розыск скрывшихся от следствия лиц по уголовным делам требуется обновление и модернизация наработанной методики. В связи с этим настоящая работа окажет определенную методическую поддержку и помощь следователям и сотрудникам органов дознания ОВД в определении алгоритма действий по предупреждению уклонения и объявлению в розыск подозреваемых (обвиняемых) на различных этапах расследования преступлений.

1. Shuvalov N. V., Bolshakov A. P., Puptseva A. V. Information processes as a basic component of search activity. Modern problems of science and education. Electronic scientific journal, 2014. Available from: https://elibrary.ru/item.asp?id=22879076. Accessed: 28 June 2021 (in Russian).

2. Criminal Procedure Code of the Russian Federation No. 174-FZ on 18 December 2001 (as amended on 01.10.2019). Available from: reference and legal system "ConsultantPlus" (in Russian).

3. Instructions on the procedure for the implementation of the juridical drive No. 438 on 21 June 2003. Approved by order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. Available from: reference and legal system "ConsultantPlus" (in Russian).

4. Bolshakov A. P. Problems of the search for the accused in criminal cases of theft of other people's property. In: Criminalistic problems of combating crimes in the economic sphere. Materials of the International scientific and practical seminar, 6—7 April 1999, Volgograd. Volgograd: Volgograd Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation; 1999: 39—41 (in Russian).

© Shuvalov N. V., Gorelov M. G., 2021

Шувалов Николай Васильевич,

профессор кафедры предварительного расследования учебно-научного комплекса по предварительному следствию в органах внутренних дел Волгоградской академии МВД России, кандидат юридических наук, доцент; 8 (919) 549-13-50

Горелов Максим Григорьевич,

старший следователь по особо важным делам 2-го отдела КМУ Следственного департамента МВД России; 8 (916) 004-46-24

Shuvalov Nikolay Vasilievich,

professor at the department

of preliminary investigation

of the educational and scientific complex

for preliminary investigation

in the Internal Affairs Bodies

of the Volgograd Academy

of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

candidate of juridical sciences, docent;

8 (919) 549-13-50

Gorelov Maxim Grigorievich,

senior investigator for particularly important cases of the II division of the control and methodological directorate of the Investigative department of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation; 8 (916) 004-46-24

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.