ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 13. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. 2014. № 2
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ СЕМИНАР НА КАФЕДРЕ КИТАЙСКОЙ ФИЛОЛОГИИ
SEMINAR ON CHINESE LITERATURE
AT THE DEPARTMENT OF CHINESE PHILOLOGY
На кафедре китайской филологии ИСАА МГУ осенью 2012 г. был создан литературоведческий семинар, одной из основных задач которого стало установление диалога между исследователями кафедры, определение круга интересов каждого из них, создание своего рода «дорожной карты» исследований, рассмотрение проблем, с которыми сталкиваются аспиранты и молодые преподаватели в процессе своей работы.
В семинаре активное участие приняли не только аспиранты и преподаватели кафедры китайской филологии, но и коллеги - выпускники прошлых лет исторического отделения ИСАА МГУ, ныне аспиранты ИВ РАН (научный руководитель - М.Ю. Ульянов), а также молодые востоковеды из ИДВ РАН и других научных учреждений.
Темы докладов были организованы в хронологическом порядке - от древности к современности - семинар явился продолжением кафедральной традиции изучения всех периодов литературы Китая. Сама Л. Д. Позднеева, первый заведующий, как и ее учитель академик В.М. Алексеев, прошла непростой путь от изучения современной литературы к анализу ее истоков в древности. Всего в прошедшем учебном году прошло девять заседаний, на которых было сделано 13 докладов. В связи с тем, что тематика докладов была обширной и являлась результатом длительных исследований, проводимых в рамках написания статей, курсовых и дипломных работ, то и на сам доклад и последующее его обсуждение уходило большое количество времени, в течение одного заседания обычно выступал только один или два докладчика.
* * *
Аспирант первого курса К.Е. Барабошкин (научный руководитель -доц., канд. филол. наук И.И. Семененко) сделал доклад, посвященный рассмотрению литературной теории Ван Чуна (ок. 27-100 гг. н. э.), который оставил после себя труд Лунь хэн («Весы суждений»). На материале переведенных докладчиком шести глав, посвященных рассуждениям о литературе, были охарактеризованы структурные и стилистические особенности памятника, выведена объединенная классификация видов произведений и литераторов. Докладчиком был сделан вывод о том, что художественная функция литературы отодвигается автором на задний план, во главу же угла встают произведения функциональных жанров, так как литература призвана воспитывать подрастающие поколения, а потому и литераторы должны быть беспристрастными и писать правди-
во. Обсуждение теории Ван Чуна вызвало дискуссию среди участников семинара. Было обращено внимание на то, что подход автора трактата в современном понимании этого слова несистемен, что вынуждает исследователя собирать информацию об отношении автора к той или иной проблеме со всего трактата, иногда сталкиваясь с противоречащими друг другу высказываниями.
Аспирант Ю.А. Кузнецова (научный руководитель - доц., канд. филол. наук Д.Н. Воскресенский) выступила с докладом, посвященным китайской «экспериментальной» драме на примере драматического творчества китайского писателя Гао Синцзяня (1940 г.р.). В докладе был рассмотрен ряд пьес начала 1980-х годов, выступающая уделила внимание аспектам преемственности как китайской, так и западной литературной традиции, а также переосмыслению и последующей трансформации этих традиций драматургом. Было обращено внимание и на значение теоретических работ Гао Синцзяня, открывших новые пути развития сценического искусства в Китае.
Аспирант кафедры китайской филологии М.В. Семенюк (научный руководитель - доц., канд. филол. наук Д.Н. Воскресенский) выступила с докладом, посвященным «шанхайскому стилю» в современной китайской литературе. В рамках доклада был охарактеризован процесс формирования самостоятельного значения термина вне дихотомии «пекинского стиля» и «шанхайского стиля». М.В. Семенюк полагает, что специфика «шанхайского» направления не исчерпывается его «местной» принадлежностью, т. е. тематическим планом, но также включает ряд значимых особенностей художественного изображения. В рамках доклада были рассмотрены как произведения, стоявшие у истоков направления, такие как роман Хань Банцина «Цветы на море» (1892), так и произведения периода расцвета «хайпай» в 1940-е годы, в частности творчество Чжан Айлин и Су Цин. Был поставлен на обсуждение также вопрос об актуальности этого стиля в новейшей литературе, в частности, в творчестве современной шанхайской писательницы Ван Аньи.
В качестве приглашенного докладчика на семинаре выступила Т.Б. Баторова, канд. искусствоведения Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского с докладом о художественных особенностях Пекинской оперы. В рамках доклада был подробно рассмотрен генезис этого драматического жанра и процесс его обособления из ряда других направлений китайского театра. Был подробно рассмотрен принцип отбора сюжетного материала, специфика амплуа и подбора голосов исполнителей. Докладчик охарактеризовала мелодику музыки Пекинской оперы и ее интонационную природу, особенности темпа, метра и лада, а также специфику вокального исполнения. Доклад сопровождался аудио- и видеоматериалами, что вызвало особенный интерес у слушателей.
На семинаре с докладами также выступали: студентка четвертого курса Е.А. Булавинцева (научный руководитель - доц., канд. филол. наук И.И. Семененко): образы, сюжет и стиль танских новелл о любви; студентка четвертого курса Е.Р. Тихомирова (научный руководитель - доц., канд. филол. наук И.И. Семененко): поэтика анекдота (V в. н.э.); студентка третьего курса А.О. Фиалковская (научный руководитель - доц., канд.
филол. наук И.И. Семененко): образ Чжуанцзы в «Чжуанцзы»; студентка третьего курса, А.А. Шевцова (научный руководитель - доц., канд. филол. наук И.И. Семененко): типология сунских новелл «чуаньци» в сравнении с европейской новеллой Ренессанса; студентка второго курса магистратуры О.А. Горшкова (научный руководитель - доц., канд. филол. наук
С.В. Никольская): «Женская тема» в литературе ХХ века и др.
* * *
По итогам встреч 2012-2013 гг. можно заключить, что семинар стал эффективной площадкой по обмену исследовательским опытом, а также стал одной из форм разрешения сложных вопросов, которые выявлялись у участников во время докладов. Значимую роль семинар сыграл и в подготовке квалификационных работ, многие замечания и обсуждения нашли отражение в курсовых работах студентов, а эффективность работы семинара была отмечена на защите квалификационных работ в мае 2013 г. Семинар стал важным этапом в процессе интеграции студентов в научную жизнь кафедры, а также помог расширить знания в выбранном предмете, овладеть необходимой методологией и получить опыт публичных научных выступлений.
Семинар также предоставил возможность получить более полную картину развития литературного процесса в Китае, ознакомиться с работами коллег, исследующих литературу этих периодов и расширить свой научный кругозор. Это особенно актуально в связи с тем, что на данный момент можно отметить недостаточную степень изученности китайской литературы отдельных периодов, и одной из важных научных задач кафедры является восполнение этого дисбаланса. Дальнейшее развитие семинара в 2013-2014 гг. предполагает выход обсуждаемой проблематики за рамки кафедры китайской филологии - проведение встреч с литературоведами других кафедр, а также расширение и поддержание связей со специалистами из других институтов.
К.Е. Барабошкин, М.В. Семенюк
Сведения об авторах: Барабошкин Константин Евгеньевич, аспирант кафедры китайской филологии ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: [email protected]; Семенюк Мария Владимировна, аспирант кафедры китайской филологии ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: novembertune@ yandex.ru
About the authors: Baraboshkin Konstantin Evgenievich, PhD student, Department of Chinese Philology Institute of Asian and African studies Moscow State University. E-mail: [email protected]; Semenyuk Maria Vladimirovna, PhD student, Department of Chinese Philology Institute of Asian and African studies Moscow State University. E-mail: [email protected]