Научная статья на тему 'Литературная мысль ван Чуна. Глава «о превосходстве и необычности» из трактата «Весы суждений»'

Литературная мысль ван Чуна. Глава «о превосходстве и необычности» из трактата «Весы суждений» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
88
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / CHINESE LITERATURE / ВАН ЧУН / WANG CHONG / LUNHENG / ЛУНЬХЭН

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Барабошкин Константин Евгеньевич

В статье рассмотрены некоторые основные особенности литературной мысли Ван Чуна (I в. н. э.), изложенные им в главе «О превосходстве и необычности» (Чаоци пянь) из его трактата «Весы суждений» (Луньхэн).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Wang Chong’s literary thought “Chaoqi” chapter from “Lunheng”

The paper centers on some of the main problems of Wang Chong’s (I A.D.) literary thought, which can be found in “Chaoqi pian” chapter from “Lunheng”.

Текст научной работы на тему «Литературная мысль ван Чуна. Глава «о превосходстве и необычности» из трактата «Весы суждений»»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 13. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. 2014. № 3

ПУБЛИКАЦИИ К.Е. Барабошкин

ЛИТЕРАТУРНАЯ МЫСЛЬ ВАН ЧУНА.

ГЛАВА «О ПРЕВОСХОДСТВЕ И НЕОБЫЧНОСТИ»

ИЗ ТРАКТАТА «ВЕСЫ СУЖДЕНИЙ»

В статье рассмотрены некоторые основные особенности литературной мысли Ван Чуна (I в. н. э.), изложенные им в главе «О превосходстве и необычности» (Чаоци пянь) из его трактата «Весы суждений» (Луньхэн).

Ключевые слова: китайская литература, Ван Чун, Луньхэн.

The paper centers on some of the main problems of Wang Chong's (I A.D.) literary thought, which can be found in "Chaoqi pian" chapter from "Lunheng".

Key words: Chinese literature, Wang Chong, Lunheng.

Китайская теория литературы как самостоятельная сфера знания оформляется к 3 в. н. э. Но и до указанного времени литературная мысль Китая прошла уже немалый путь развития. В связи с этим большой интерес представляет трактат «Весы суждений» (Луньхэн ii№), написанный Ван Чуном в I в. н. э. В трактате немало

глав касается литературной проблематики. В этом плане особенно интересна глава «О превосходстве и необычности».

Центральное место в ней занимает вопрос о классификации литераторов1.

Если рассмотреть эту классификацию в контексте всего трактата, то ее можно свести к следующей схеме.

Первомудрецы. Ван Чун называет их «премудрыми» (шэн

Ими была создана литература и заложена основа развития ее видов.

Философы-учители. Они относятся к следующей за «премудрыми» интеллектуально-нравственной ступени - «достойным» (сянь'М) и выступают как основатели или продолжатели учений.

Философы-публицисты. Их называют «великими учеными» (хунжу ЩШ) из группы «тех, кто рассуждает» (луньчжэ i£#). Они занимаются философской и политической публицистикой, создают

1 В научной литературе приводятся различные варианты реконструкции этой классификации, см., например: Петров А.А. Ван Чун. Древнекитайский материалист и просветитель. Л., 1954. С. 26; Лисевич И.С. Литературная мысль Китая. М., 1979. С. 25; Denecke Wiebke. The dynamics of masters literature: early Chinese thought from Confucius to Han Feizi. Massachusetts, 2010. P. 81-82.

самостоятельные произведения, в которых подвергают анализу нравы общества и труды других литераторов. К этой категории Ван Чун имплицитно относит и себя.

Историки и писатели. Тоже входят в группу «тех, кто рассуждает». Историки называются «литераторами-учеными» (вэньжу ЗДМ), а писатели уделяют особое внимание «пустому украшению словес» (гоу тяовэнь шицы Если первые создают произведения

с опорой на традицию, то последние озабочены красотой формы в ущерб содержанию своих сочинений. Вместе с тем таким писателям Ван Чун не отказывает полностью в наличии таланта.

Комментаторы. «Ученые-книжники» (жушэн Ш^) и «эрудиты» (тунжэнь ДА). И те и другие являются комментаторами канонов. «Ученые» - специалисты по одному канону, не относятся автором к «талантам». «Эрудиты» же по таланту могут быть близки к «достойным».

Эти классы литераторов достаточно резко отделяются друг от друга. В главе «Суждения о [различных] книгах» (Аньшу пянь Ш) мыслитель приводит аналогию с породой лошади: «Существуют такие лошади, которые способны пройти тысячи ли, но [они] все равно не могут быть названы превосходными скакунами, так как у них другая масть»2. В соответствии с этой аналогией человек из класса ученых-книжников может своими талантами превосходить великих ученых, но включение в их класс является невозможным -он другой по природе. Вместе с тем для него остается доступным развитие своего таланта.

Проблема таланта приводит Ван Чуна к вопросу о форме -«внешнем» (вай - ^Ь) и содержании - «внутреннем» (нэй - Й). Автор говорит, что эти два аспекта должны соответствовать друг другу. Но содержанию придается большее значение, чем форме, так как форма идет за мыслью, которая побуждает взяться за кисть, а кисть, следуя мысли, создает внешнее воплощение.

Важность содержательной наполненности произведения соотносится с высказываниями мыслителя об утилитарной функции литературы3. Литераторы (прежде всего третий и четвертый классы) должны прикладывать все усилия, чтобы их сочинения содействовали управлению государством. Именно они способны привести общество к процветанию, а их большое количество свидетельствует о величии государства.

2 Чжан Сыли. Полное собрание книг для чтения по древнекитайской культуре. Вып. 1. Т. 19. Луньхэн, шансяцэ. Чанчунь, 2008. Т. 2. С. 516.

3 См., например: История китайской эстетики / Под ред. Ли Цзэхоу и Лю Ганцзи. Пекин, 1984. С. 540; The Cambridge History of Chinese Literature. Vol. I: to 1375 / Ed. by Kang-i Sun Chang, Stephen Owen. Cambridge, 2010. Р. 136-138.

Ван Чун также касается соотношения древности и современности4. Он не придает времени сугубо качественного, этического значения и в этом смысле говорит о равенстве эпох. По его словам, важен талант, а не принадлежность человека прошлому или настоящему.

«Люди любят превозносить древность и хвалить то, что о ней слышали. Что касается дел предшествующих поколений, то [у них] даже овощи и фрукты сладки и привлекательны. А все, что создано последующими поколениями - [даже] мед и молоко, горьки и неприятны... Небо наделено изначальным Ци, человек обладает изначальной сущностью. Разве может существовать столь большая разница между древними и современными людьми? Превосходные являются высшими, наиболее разумные - первыми. Люди, [понимающие] реальное положение дел - те, кто видят разницу между правдой и неправдой, когда видят неправду, [даже если она] относится к прошлому, то отодвигают ее назад, когда видят правду, [даже если она] принадлежит современности, то продвигают ее вперед. Их ум прозорлив и знания очевидны, они не поддаются заблуждениям обычных людей»5.

Однако современность он ставит выше древности, поскольку наиболее важным жанром считает то, что мы назвали бы «публицистикой»6, ведь главная ее установка - политическая злободневность.

В этой главе Ван Чун пытается описать ситуацию, сложившуюся в литературном мире, однако на деле он приходит к ряду новых положений в литературной теории. Следует также отметить, что большую роль в рассуждениях Ван Чуна играет также четкость логики и простота стиля.

Каждая глава произведения Ван Чуна - не только образец риторической аргументации, но и искусное совмещение элементов научного и публицистического стилей.

Список литературы

Барабошкин К.Е. Ван Чун о литературе // Общество и государство в Китае: ХЬШ

научная конференция. М., 2013. С. 600-608. Древнекитайская философия. Эпоха Хань / Под ред. В.Г. Бурова. М., 1990 Петров А.А. Ван Чун. Древнекитайский материалист и просветитель. Л., 1954. История китайской эстетики / Под ред. Ли Цзэхоу и Лю Ганцзи. Пекин, 1984.

4 См., например: Древнекитайская философия. Эпоха Хань / Под ред. В.Г. Бурова. М., 1990. С. 28.

5 Чжан Сыли. Указ. соч. Т. 1. С. 353.

6 Подробнее о классификации произведений у Ван Чуна см.: Барабошкин К.Е. Ван Чун о литературе // Общество и государство в Китае: XLШ научная конференция. М., 2013. С. 600-608.

Лисевич И.С. Литературная мысль Китая. М., 1979. Семененко И.И. Конфуций (Луньюй). М., 2009.

Чжан Сыли. Полное собрание книг для чтения по древнекитайской культуре.

Вып. 1. Т. 19. Луньхэн, шансяцэ. Чанчунь, 2008. The Cambridge History of Chinese Literature. Vol. I: to 1375/ Ed. by Kang-i Sun Chang,

Stephen Owen. Cambridge, 2010. P. 136-138. Denecke Wiebke. The dynamics of masters literature: early Chinese thought from Confucius to Han Feizi// Massachusetts, 2010. P. 81-82.

References

Baraboshkin K.E. Van Chun o literature (Wang Chong's literary thought) // Obshchestvo i gosudarstvo v Kitae: XLIII nauchnaya konferentsiya (State and Society in china: XLIII science conference). Moscow, 2013. P. 600-608. Drevnekitaiskaya filosofiya. Epokha Khan' (Ancient Chinese philosophy. Han dynasty) /

Edited by V.G. Burov. Moscow, 1990. Denecke Wiebke. The dynamics of masters literature: early Chinese thought from

Confucius to Han Feizi. Massachusetts, 2010. P. 81-82. Petrov A.A. Van Chun. Drevnekitaiskii materialist iprosvetitel' (Wang Chong. Materialist

and enlightener of ancient China). Leningrad, 1954. The Cambridge History of Chinese Literature. Vol. I: to 1375 / Edited by Kang-i Sun

Chang, Stephen Owen. Cambridge, 2010. P. 136-138. Lisevich I.S. Literaturnaya mysl' Kitaya (Chinese literary thought). Moscow, 1979. Semenenko I.I. Konfutsii. Lun'yui (Confucius. Lunyu). Moscow, 2009. Zhang Sili. Zhongguo gudai wenhua quanyuedu. Di yiji, di shjiu ce. Lunheng shangxiace (A complete collection on ancient Chinese culture for reading. Issue 1. Volume 19. Lunheng, Volume one & two). Changchun, 2008. Zhongguo meixueshi (History of Chinese aesthetic) / Edited by Li Zehou, Liu Gangji. Beijing, 1984.

Сведения об авторе: Барабошкин Константин Евгеньевич, аспирант кафедры китайской филологии ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: baraboshkin-kons @yandex .ru

About the author: Baraboshkin Konstantin Evgenievich, PhD student, Department of Chinese Philology Institute of Asian and African studies Moscow State University. E-mail: baraboshkin-kons@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.