Научная статья на тему 'ЛИТЕРАТУРНЫЙ ТУРИЗМ В УРАЛО-КАСПИЙСКОМ ТРАНСГРАНИЧНОМ РЕГИОНЕ'

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ТУРИЗМ В УРАЛО-КАСПИЙСКОМ ТРАНСГРАНИЧНОМ РЕГИОНЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
66
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ / ГЕОГРАФО-ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Любичанковский А.В., Поздеев А.О.

Анализ культурно-географических регионообразующих процессов показывает, что литературные ландшафты аккумулируют характерные региональные образы и свидетельствуют об историко- культурном единстве Урало-Каспийского региона. Мемориальное освоение литературных ландшафтов (музеи, памятники, литературные топонимы) позволяют рассматривать порождаемое ими культурное пространство как важный ресурс историко-культурного туризма. Богатое литературно-географическое наследие сформировало широкую сеть литературных мест, которая охватывает почти все районы Оренбургского региона в его исторических границах, то есть современный Урало-Каспийский трансграничный регион на российско-казахстанском порубежье. Ключевые литературные ландшафты региона связаны с творческим наследием писателей XIX - начала XX века, которых в литературоведении принято считать выразителями национально-культурных доминант. Соединенность ассоциативного пространства с реальным географическим, а также его мемориальное освоение формируют литературный ландшафт. В Урало-Каспийском регионе выделяются три основных литературных ландшафта - С. Т. Аксакова, В. И. Даля и В. П. Правдухина. Литературные места Урало-Каспийского региона также представляют важный ресурс историко-культурного туризма. В статье, на основе использования литературно-географического подхода, представлены ключевые литературные ландшафты Урало-Каспийского региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LITERARY TOURISM IN THE URAL-CASPIAN TRANSBOUNDARY REGION

According to A. A. Chibilev, the Ural-Caspian region is a single ethnocultural space, which is located between the Volga and Turgai, between the Ural taiga and the Aral- Caspian deserts. Each autochthonous ethnic group of this region occupies the enclosing landscape in the middle of Eurasia according to the principle of an ethno-ecological niche. Our analysis of region-forming processes and the latest developments in the field of literary geography allow us to distinguish literary landscapes on the territory of the region that accumulate characteristic regional literary images. In turn, the existing literary landscapes of the region, their memorial development (museums, monuments, literary toponyms) allow us to consider the cultural space generated by them as an important resource for historical and cultural tourism in the region.Our research is based on the review of Orenburg region in its historical boundaries and the allocation of an independent geoconcept “the Ural-Caspian region” and substantiated by us from the point of view of the geography of mentality and analysis of the historical memory of the. The initial hypothesis of our research is the idea of a literary-geographical approach as a way of identifying historical and cultural regional-forming processes, which in the applied plane of use can and should be involved in tourist and recreational practice. The American geographer Yi Fu Tuan noticed that geography turned to literature as a repository of unaccounted spatial experience capable of illuminating the question of the relationship between man and the surrounding space in a new way. Using the literary- geographical approach we will identify the key literary landscapes of the region and analyze the possibilities of their use as a resource for historical and cultural tourism.The work used instrumental and methodological techniques in the field of literary- geographical approach and geography of mentality, developed by A. V. Lyubichankovsky. The sources for writing the article were literary works reflecting the space of the Ural- Caspian region, as well as field research of the authors.The objectivity and reliability of the results of this study are due to the use of the principle of objectivity. In addition, in the course of writing this article, the authors applied historical-geographical and comparative-geographical research methods. The complex use of the presented methods made it possible to identify the literary landscapes of the Ural- Caspian region and consider the possibilities of their use as a resource for historical and cultural tourism.Dozens of writers and poets who lived both before the revolution and in the Soviet and post-Soviet periods were biographically and creatively associated with the Ural-Caspian region. The descriptions of various landscapes created by these writers, as well as the memorial space reflecting their work, formed a wide network of literary places that covers almost all areas of Orenburg region within its historical boundaries.The presented literary places are associated with the literary reflection of various geographical information: natural and anthropogenic elements of the landscape, reference states of nature, panoramas, landscapes, etc., as a result of which the presented literary places can serve as valuable sources for studying the natural features of the Ural-Caspian region and important elements of tourist and recreational attractions in the field of historical and cultural tourism.However, not all literary places form literary landscapes. The formation of a literary landscape requires the presence of two main components: an associative landscape connected with a real geographic space and the memorial development of this space. In the Ural-Caspian region three main literary landscapes were formed: of S. T. Aksakov,V. I. Dal and V. P. Pravdukhin.The most famous and included in the tourist and recreational space is the literary landscape of S. T. Aksakov (1791-1859). It occupies part of the territory of Buguruslan district of Orenburg region and Belebeyevsky district of Bashkiria, and is associated with the life and work of the famous 19th century writer S. T. Aksakov. This territory can be attributed to the literary landscape thanks to the following works of S. T. Aksakov: “A Family Chronicle”, “Notes of a Hunter” and “Notes on Fishing”. All of these works were written on local material and constitute an encyclopedia, which contains rich information about the nature and history of the territory of these regions. The restored estate of S. T. Aksakov, as well as the artistic-associative landscape includes whole geographical panoramas of both natural and sociocultural content.At the present time, as the Aksakovs 'estate has been restored and become a tourist attraction, in our opinion, it is extremely important to preserve the landscapes described by the writer, which will not only enhance the emotional perception of the Aksakovs' estate, but also the surrounding nature. It should be noted that areas of the forest-steppe of the north-west of the modern territory of Orenburg region described by S. T. Aksakov were practically unaffected by human economic activity at that time, and therefore today they can serve as a standard for restoring the appearance of the landscape, which would be the optimal union of man and nature.In 1833 V. I. Dal (1801-1872) arrived in Orenburg Province for service. He has served there for 8 years as an official of special assignments under the military governor of Orenburg Province V. A. Perovsky. During those years V. I. Dal walked and traveled throughout the entire territory of the region, thoroughly studied the life and customs of the Kazakh and Bashkir peoples who inhabited the region, learned their language and created several autobiographical and ethnographic works: narratives, stories, essays, fairy tales, in which many landscapes of the then vast region are presented.If we carry out a typology of the authors of the 19th century, in whose works the Ural- Caspian region found its reflection, divide them into three main directions - naturalists, orientalists and writers, we will see that V. I. Dal occupied a central position at that time.V. P. Pravdukhin (1892-1938) adopted folklore and ethnogeographic material, primarily associated with the Ural Cossacks. His artistic work reflects both everyday aspects of Cossack life and a wide socio-cultural panorama of the region. A huge role in his work is assigned to the description of the natural landscape. The literary landscape of Pravdukhin is positionally adjacent to the most tourist and recreational developed part of the region, which increases the importance of these places in the structure of historical and cultural tourism in the region.Our research allowed us to draw a number of conclusions.Firstly, the historical and cultural unity of literary landscapes, realized and articulated by the authors, determines their belonging to a single region.Secondly, the formed literary landscapes (i.e., in which the associative-memorial sites are connected with the real geographic space in the region) are the Aksakov’s, the Dal’s and the Pravdukhin’s literary landscapes.Thirdly, the main literary places of the Ural-Caspian region are concentrated in convenient accessibility from the main tourist attractions of the region, which increases their tourist value and makes the regional route configuration of tourist flows in this territory convenient.Fourthly, the analysis of the literary and geographical development of the region shows ample opportunities for organizing historical and cultural tourism on its territory, thereby contributing to the development and design of new literary places.

Текст научной работы на тему «ЛИТЕРАТУРНЫЙ ТУРИЗМ В УРАЛО-КАСПИЙСКОМ ТРАНСГРАНИЧНОМ РЕГИОНЕ»

Учёные записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. География. Геология. Том 7 (73). № 2. 2021 г. С. 146-156.

УДК 911.3

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ТУРИЗМ В УРАЛО-КАСПИЙСКОМ ТРАНСГРАНИЧНОМ РЕГИОНЕ

Любичанковский А. В.1, Поздеев А. О.2

12ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», Оренбург, Российская Федерация

E-mail: 1av-lubichan@yandex.ru

Анализ культурно-географических регионообразующих процессов показывает, что литературные ландшафты аккумулируют характерные региональные образы и свидетельствуют об историко-культурном единстве Урало-Каспийского региона. Мемориальное освоение литературных ландшафтов (музеи, памятники, литературные топонимы) позволяют рассматривать порождаемое ими культурное пространство как важный ресурс историко-культурного туризма. Богатое литературно-географическое наследие сформировало широкую сеть литературных мест, которая охватывает почти все районы Оренбургского региона в его исторических границах, то есть современный Урало-Каспийский трансграничный регион на российско-казахстанском порубежье. Ключевые литературные ландшафты региона связаны с творческим наследием писателей XIX - начала XX века, которых в литературоведении принято считать выразителями национально-культурных доминант. Соединенность ассоциативного пространства с реальным географическим, а также его мемориальное освоение формируют литературный ландшафт. В Урало-Каспийском регионе выделяются три основных литературных ландшафта — С. Т. Аксакова, В. И. Даля и В. П. Правдухина. Литературные места Урало-Каспийского региона также представляют важный ресурс историко-культурного туризма. В статье, на основе использования литературно-географического подхода, представлены ключевые литературные ландшафты Урало-Каспийского региона.

Ключевые слова: литературный ландшафт, географо-литературоведческий подход.

ВВЕДЕНИЕ

Урало-Каспийский регион, согласно обоснованию А. А. Чибилева, представляющий собой единое этнокультурное пространство, расположен между Волгой и Тургаем, между уральской тайгой и арало-каспийскими пустынями [1]. Каждый автохтонный этнос этого региона занимает вмещающий ландшафт срединой Евразии по принципу этноэкологической ниши. Проведенный нами анализ регионообразующих процессов [2, 3] и новейшие разработки в области литературной географии [4] позволяют выделить на территории региона литературные ландшафты, которые аккумулируют характерные региональные литературные образы. В свою очередь, сложившиеся литературные ландшафты региона, их мемориальное освоение (музеи, памятники, литературные топонимы) позволяют рассматривать порождаемое ими культурное пространство как важный ресурс историко-культурного туризма в регионе.

Исходной гипотезой проведенного нами исследования, основанного на рассмотрении Оренбургского региона в его исторических границах и выделении самостоятельного геоконцепта «Урало-Каспийский регион», обоснованного нами с точки зрения географии ментальности и анализа исторической памяти населения [5], выступает представление о литературно-географическом подходе как способе выявления историко-культурных регионообразующих процессов, которые в прикладной плоскости использования могут и должны быть задействованы в

туристско-рекреационной практике. Американский географ И Фу Туан заметил, что география обратилась к литературе как к хранилищу неучтенного пространственного опыта, способного по-новому осветить вопрос о взаимоотношении человека и окружающего его пространства [6]. Используя литературно-географический подход, выявим ключевые литературные ландшафты региона, и проанализируем возможности их использования в качестве ресурса историко-культурного туризма.

Литературный туризм — вид культурно-познавательного туризма, направленный на посещение литературных мест. Под литературным местом понимается локус географического пространства, образ которого непрерывно связан с определенным литературным именем [7]. Из этого следует, что к литературным местам относят адреса проживания и маршруты литературных героев, адреса проживания и маршруты писателей, а также объекты и ландшафты, отображённые в художественном произведении.

В литературной географии выделяют следующие типы литературных мест [8]:

- мемориальные литературные места (связанные с жизнью литератора);

- ассоциативные литературные места (связанные с произведениями и их героями);

- комплексные литературные места (грань между жизнью и творчеством стёрта).

А. В. Фирсова предлагает другую классификацию литературных мест [9]:

- адрес писателя (дом, квартира, музей);

- маршрут писателя;

- «адрес» литературного героя;

- «маршрут» литературного героя;

- литературный город и его прототип;

- «locus poesiae» — место «разыгрывания» литературного сюжета;

- панорамный обзор — место, которое создает условия для наблюдения, осмысления культурного ландшафта и способствует восприятию образа места;

- «литературное гнездо» — места социально-культурной жизни литературного сообщества: редакции литературных издательств, литературные кафе (салоны), дом писателя и др.;

- прагматика литературного места.

Литературный туризм имеет свою специфику и выполняет определенные функции. Например, чтобы организовать литературное путешествие нужно:

- во-первых, разработать бренд региона (в данном контексте под брендом понимается литературный деятель или литературное произведение);

- во-вторых, получившийся бренд внедрить на туристический рынок;

- в-третьих, организовать тематические мероприятия (книжные выставки, литературные чтения, литературные карнавалы и т.д.);

- в-четвёртых, сделать тур общедоступным, чтобы человек любого социального статуса смог пройтись по любимым литературным местам.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В работе были использованы инструментально-методические приемы в области литературно-географического подхода и географии ментальности, разработанные А. В. Любичанковским [10, 11, 12].

Источниками для написания статьи, послужили литературные произведения, отражающие пространство Урало-Каспийского региона, а также полевые исследования авторов [13, 14, 15].

Достоверность результатов данного исследования обусловлена использованием принципа объективности. Помимо этого, авторами в ходе написания данной статьи были применены историко-географический и сравнительно-географический методы исследования. Комплексное использование представленных методов позволило выявить литературные ландшафты Урало-Каспийского региона и рассмотреть возможности их использования как ресурса историко-культурного туризма.

В результате литературного картирования появляются литературно-географические карты, которые важны для разработки литературных туров.

Литературная карта, в нашем понимании, — это карта, отражающая (показывающая) литературно-географическое пространство, возникающее в результате взаимодействия поэта/писателя с территорией, на которой он проживал, бывал или же просто выдумал в своем воображении.

Типологизировать литературные карты можно по принципу классификации литературных мест, предложенной Ю. А. Ведениным [3]. Выделяют:

- мемориальные литературные карты территории, подразделяющиеся на образные карты писателей территории и карты мемориальных литературных мест территории;

- ассоциативные литературные карты территории (различают карты ассоциативных литературных мест территории и карты литературных образов территории);

- комплексные литературные карты территории — представляют собой объединение мемориальных литературных карт и ассоциативных литературных карт.

В зависимости от масштаба литературные карты бывают мировыми, страновыми, региональными и локальными.

К сожалению, как отмечает М. М. Морозова [16], опыт создания в нашей стране литературных карт не велик и требует значительного практического переосмысления по их составлению. Мы считаем, что в подобной работе целесообразно использовать картографический опыт географов-общестоведов США.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЕ

С Урало-Каспийским регионом биографически и творчески были связаны десятки писателей и поэтов, живших как до революции 1917 г., так и в советский и постсоветский периоды. Созданные этими писателями описания различных ландшафтов, а также мемориальное пространство, отражающее их творчество, сформировало широкую сеть литературных мест, которая охватывает почти все районы Оренбургского региона в его исторических границах (см. рис. 1).

Рис. 1. Литературные места Урало-Каспийского региона.

Источник: составлено авторами.

Представленные литературные места связаны с литературным отражением разнообразной географической информации: природные и антропогенные элементы ландшафта, эталонные состояния природы, панорамы, пейзажи и т. д., в результате чего представленные литературные места могут служить ценными источниками для изучения природных особенностей Урало-Каспийского региона и важным элементами туристско-рекреационной аттракции в области историко-культурного туризма.

Однако не все литературные места образуют литературные ландшафты. Для формирования литературного ландшафта необходимо наличие двух основных компонентов: ассоциативного ландшафта, соединенного с реальным географическим пространством, и мемориальное освоение этого пространства. В Урало-Каспийском регионе сформировались три основных литературных ландшафта — С. Т. Аксакова, В. И. Даля и В. П. Правдухина (см. рис. 2).

Рис. 2. Основные литературные ландшафты Урало-Каспийского региона.

Источник: составлено авторами.

Наиболее известным и включенным в туристско-рекреационное пространство является литературный ландшафт С. Т. Аксакова (1791-1859 гг.), занимающий часть территории Бугурусланского района Оренбургской области и Белебеевского района

Башкирии, связанный с жизнью и творчеством этого известного писателя XIX века. Данная территория может быть отнесена к литературному ландшафту благодаря произведениям С. Т. Аксакова «Семейная хроника», «Записки оружейного охотника» и «Записки об уженье рыбы». Все названные произведения написаны на местном материале и составляют художественно-краеведческую энциклопедию, в которой содержатся богатые сведения о природе и истории территории этих районов. Восстановленная усадьба С. Т. Аксакова, а также художественно-ассоциативный ландшафт включает в себя целые географические панорамы как природного, так и социокультурного содержания.

В настоящее время, когда имение Аксаковых реставрировано и является туристическим объектом, на наш взгляд, чрезвычайно важно сохранить описанные писателем ландшафты, что позволит не только усилить эмоциональное восприятие аксаковской усадьбы, но и окружающей ее природы. Следует отметить, что описанные С. Т. Аксаковым участки лесостепи северо-запада современной территории Оренбургской области являлись в то время практически не затронутыми хозяйственной деятельностью человека и поэтому сегодня могут служить эталоном для восстановления того облика ландшафта, который являлся бы оптимальным союзом человека и природы.

В. И. Даль (1801-1872) в 1833 г. прибыл в Оренбургский край на службу и 8 лет исполнял обязанности чиновника особых поручений при военном губернаторе Оренбургского края В. А. Перовском. В течение этих лет В. И. Даль исходил и объездил всю территорию края, подробно изучил быт и обычаи казахского и башкирского народов, населявших край, выучил их язык и создал несколько автобиографических и этнографических произведений: повестей, рассказов, очерков, сказок, в которых представлены многие ландшафты обширного тогда края. Если провести типологию авторов XIX века, в творчестве которых нашел свое отражение Урало-Каспийский регион (табл. 1), разделив их на три основных направления — натуралисты, востоковеды и писатели, то мы видим, что В. И. Даль в тот период занимал центральное положение.

Таблица 1.

Типология авторов XIX века по основным направлениям

Натуралисты Востоковеды Писатели

Э. А. Эверсман В. И. Даль А. С. Пушкин

Г. С. Карелин П. И. Демезон В. А. Жуковский

В. И. Даль И. В. Виткевич А. К. Толстой

А. И. Бутаков Я. В. Ханыков Т. Г. Шевченко

Н. В. Ханыков Г. С. Винский

В. В. Григорьев М. Л. Михайлов

В. Г. Короленко

В. И. Даль

Источник: составлено авторами.

B. П. Правдухин (1892-1938) воспринял фольклорно-этногеографический материал, прежде всего связанный с Уральским казачеством. В его художественном творчестве нашли отражения и бытовые аспекты казачьей жизни, и широкая социокультурная панорама региона. Огромную роль в его творчестве отведено описанию природного ландшафта. Правдухинский литературный ландшафт позиционно примыкает к наиболее туристско-рекреационно освоенной части региона, что увеличивает значимость этих мест в структуре историко-культурного туризма в регионе.

ВЫВОДЫ

Проведенное нами исследование позволило сделать ряд выводов. Во-первых, осознаваемое и артикулируемое авторами историко-культурное единство литературных ландшафтов определяет их принадлежность к единому региону.

Во-вторых, сформированными литературными ландшафтами, (т.е. в которых ассоциативно-мемориальные места соединяются с реальным географическим пространством в регионе) являются Аксаковский, Далевский и Правдухинский литературные ландшафты.

В-третьих, основные литературные места Урало-Каспийского региона концентрируются в удобной доступности от главных туристских аттракций региона, что повышает их туристическое значение и делает удобной районно-маршрутную конфигурацию туристских потоков на данной территории.

В-четвертых, анализ литературно-географического освоения региона показывает широкие возможности для организации на его территории историко-культурного туризма, способствуя тем самым развитию и проектированию новых литературных мест.

Список литературы

1. Чибилёв А. А. Бассейн Урала: история, география, экология. Екатеринбург: УрО РАН, 2008. С. 49-54.

2. Lyubichankovsky, A. V. Role of mentality geography for studies on cultural regionalism [Electronic resource]. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences : International Scientific Conference "Social and Cultura Transformations in the Context of Modern Globalism", 1-3 November 2018, Groznyi, Russia. ed. by Bataev D. K.-S. Electronic data. Groznyi, 2019. pp. 1317-1324

3. Любичанковский А. В. Ментальные факторы культурного регионализма [Электронный ресурс]. // Социально-экономическая география. Вестник ассоциации российских географов-обществоведов, 2018. № 7. С. 161-172.

4. Морозова М. М., Калуцков В. Н. Литературногеографический регион и процессы мемориализации пространства (на примере Орловской области). Наследие и современность = Heritage and Modern Times. 2019; 2(1):79-93.

5. Любичанковский С. В., Любичанковский А. В Урало-Кайспийский регион как историко-географический феномен (XVI-начало XX вв.) // Самарский научный вестник, 2017. Т. 6, № 1 (18).

C. 104-108.

6. Tuan Yi Fu. The City as moral universe. The geographical review. 1988. Vol. 12. no. 1. pp. 57-84.

7. Калуцков В. Н. Культурная география России. Часть 1 Теоретический и специальный разделы. Учебное пособие. М.: факультет иностранных языков и регионоведения МГУ, 2016 140 с.

8. Веденин Ю. А. Литературные ландшафты как объекты наследия // География в школе. 2006 № 8 С.15-21

9. Фирсова А. В. Литературное картирование пространства // Региональные исследования №3 (37). 2012 С.53-61

10. Любичанковский А. В. Пространство ментальности: понятийно-терминологический дискурс, географическая структура и иерархия // Социально-экономическая география. Вестник ассоциации российских географов-обществоведов, 2019. № 8. С. 44-54.

11. Любичанковский А. В. Пространственные формы этоса в этологической географии // Социально-экономическая география. Вестник ассоциации российских географов-обществоведов,2020. № 1 (9). С. 37-49.

12. Любичанковский А. В. Феномен литературного ландшафта // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. ВернадскогоД015. Т. 1 (67), № 1. С. 30-40.

13. Литература о семье Аксаковых: библиографический указатель за 194-2017 годы. Уфа : Изд-во А. А. Словохотова, 2017. 356 с.

14. Даль В. И. Полное собрание сочинений в 8 т. / Москва : Столица, 1995.

15. Правдухин В. П. Яик уходит в море. Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд-во, 1978. 479 с.

16. Морозова М. М. О литературных картах США // Псковский регионологический журнал. 2018. 2 (34). С. 117-130.

LITERARY TOURISM IN THE URAL-CASPIAN TRANSBOUNDARY REGION

Lyubichankovsky A. V.1, Pozdeev A. O.2

12Orenburg State University, Orenburg, Russian Federation E-mail: 1av-lubichan@yandex.ru

According to A. A. Chibilev, the Ural-Caspian region is a single ethnocultural space, which is located between the Volga and Turgai, between the Ural taiga and the Aral-Caspian deserts. Each autochthonous ethnic group of this region occupies the enclosing landscape in the middle of Eurasia according to the principle of an ethno-ecological niche. Our analysis of region-forming processes and the latest developments in the field of literary geography allow us to distinguish literary landscapes on the territory of the region that accumulate characteristic regional literary images. In turn, the existing literary landscapes of the region, their memorial development (museums, monuments, literary toponyms) allow us to consider the cultural space generated by them as an important resource for historical and cultural tourism in the region.

Our research is based on the review of Orenburg region in its historical boundaries and the allocation of an independent geoconcept "the Ural-Caspian region" and substantiated by us from the point of view of the geography of mentality and analysis of the historical memory of the. The initial hypothesis of our research is the idea of a literary-geographical approach as a way of identifying historical and cultural regional-forming processes, which in the applied plane of use can and should be involved in tourist and recreational practice. The American geographer Yi Fu Tuan noticed that geography turned to literature as a repository of unaccounted spatial experience capable of illuminating the question of the relationship between man and the surrounding space in a new way. Using the literary-geographical approach we will identify the key literary landscapes of the region and analyze the possibilities of their use as a resource for historical and cultural tourism. The work used instrumental and methodological techniques in the field of literary-geographical approach and geography of mentality, developed by A. V. Lyubichankovsky.

flrnómaHKoecKUü A. B., no3deee A. O.

The sources for writing the article were literary works reflecting the space of the Ural-Caspian region, as well as field research of the authors.

The objectivity and reliability of the results of this study are due to the use of the principle of objectivity. In addition, in the course of writing this article, the authors applied historical-geographical and comparative-geographical research methods. The complex use of the presented methods made it possible to identify the literary landscapes of the Ural-Caspian region and consider the possibilities of their use as a resource for historical and cultural tourism.

Dozens of writers and poets who lived both before the revolution and in the Soviet and post-Soviet periods were biographically and creatively associated with the Ural-Caspian region. The descriptions of various landscapes created by these writers, as well as the memorial space reflecting their work, formed a wide network of literary places that covers almost all areas of Orenburg region within its historical boundaries. The presented literary places are associated with the literary reflection of various geographical information: natural and anthropogenic elements of the landscape, reference states of nature, panoramas, landscapes, etc., as a result of which the presented literary places can serve as valuable sources for studying the natural features of the Ural-Caspian region and important elements of tourist and recreational attractions in the field of historical and cultural tourism.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

However, not all literary places form literary landscapes. The formation of a literary landscape requires the presence of two main components: an associative landscape connected with a real geographic space and the memorial development of this space. In the Ural-Caspian region three main literary landscapes were formed: of S. T. Aksakov, V. I. Dal and V. P. Pravdukhin.

The most famous and included in the tourist and recreational space is the literary landscape of S. T. Aksakov (1791-1859). It occupies part of the territory of Buguruslan district of Orenburg region and Belebeyevsky district of Bashkiria, and is associated with the life and work of the famous 19th century writer S. T. Aksakov. This territory can be attributed to the literary landscape thanks to the following works of S. T. Aksakov: "A Family Chronicle", "Notes of a Hunter" and "Notes on Fishing". All of these works were written on local material and constitute an encyclopedia, which contains rich information about the nature and history of the territory of these regions. The restored estate of S. T. Aksakov, as well as the artistic-associative landscape includes whole geographical panoramas of both natural and sociocultural content.

At the present time, as the Aksakovs 'estate has been restored and become a tourist attraction, in our opinion, it is extremely important to preserve the landscapes described by the writer, which will not only enhance the emotional perception of the Aksakovs' estate, but also the surrounding nature. It should be noted that areas of the forest-steppe of the north-west of the modern territory of Orenburg region described by S. T. Aksakov were practically unaffected by human economic activity at that time, and therefore today they can serve as a standard for restoring the appearance of the landscape, which would be the optimal union of man and nature.

In 1833 V. I. Dal (1801-1872) arrived in Orenburg Province for service. He has served there for 8 years as an official of special assignments under the military governor of

Orenburg Province V. A. Perovsky. During those years V. I. Dal walked and traveled throughout the entire territory of the region, thoroughly studied the life and customs of the Kazakh and Bashkir peoples who inhabited the region, learned their language and created several autobiographical and ethnographic works: narratives, stories, essays, fairy tales, in which many landscapes of the then vast region are presented.

If we carry out a typology of the authors of the 19th century, in whose works the Ural-Caspian region found its reflection, divide them into three main directions — naturalists, orientalists and writers, we will see that V. I. Dal occupied a central position at that time. V. P. Pravdukhin (1892-1938) adopted folklore and ethnogeographic material, primarily associated with the Ural Cossacks. His artistic work reflects both everyday aspects of Cossack life and a wide socio-cultural panorama of the region. A huge role in his work is assigned to the description of the natural landscape. The literary landscape of Pravdukhin is positionally adjacent to the most tourist and recreational developed part of the region, which increases the importance of these places in the structure of historical and cultural tourism in the region.

Our research allowed us to draw a number of conclusions.

Firstly, the historical and cultural unity of literary landscapes, realized and articulated by the authors, determines their belonging to a single region.

Secondly, the formed literary landscapes (i.e., in which the associative-memorial sites are connected with the real geographic space in the region) are the Aksakov's, the Dal's and the Pravdukhin's literary landscapes.

Thirdly, the main literary places of the Ural-Caspian region are concentrated in convenient accessibility from the main tourist attractions of the region, which increases their tourist value and makes the regional route configuration of tourist flows in this territory convenient.

Fourthly, the analysis of the literary and geographical development of the region shows ample opportunities for organizing historical and cultural tourism on its territory, thereby contributing to the development and design of new literary places. Keywords: literary landscape, geographical-literary approach.

References

1. Chibiljov A.A. Bassejn Urala: istorija, geografija, jekologija. Ekaterinburg: UrO RAN, 2008. pp. 49-54. (in Russian).

2. Lyubichankovsky, A. V. Role of mentality geography for studies on cultural regionalism [Electronic resource]. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences: International Scientific Conference "Social and Cultura Transformations in the Context of Modern Globalism", 1 -3 November

2018, Groznyi, Russia. ed. by Bataev D. K.-S. Electronic data. Groznyi, 2019. pp. 1317-1324

3. Ljubichankovskij A. V. Mental'nye faktory kul'turnogo regionalizma [Electronic resource]. Social'no-jekonomicheskaja geografija. Vestnik associacii rossijskih geografov-obshhestvovedov, 2018. no. 7. pp. 161-172. (in Russian).

4. Morozova M. M., Kaluckov V. N. Literaturnogeograficheskij region i processy memorializacii prostranstva (na primere Orlovskoj oblasti). Nasledie i sovremennost' = Heritage and Modern Times.

2019. 2 (1):79-93. (in Russian).

5. Ljubichankovskij S. V., Ljubichankovskij A. V. Uralo-Kajspijskij region kak istoriko-geograficheskij fenomen (XVI -nachalo XX vv.). Samarskij nauchnyj vestnik, 2017. Vol. 6, no. 1 (18). pp. 104-108. (in Russian).

6. Tuan Yi Fu. The City as moral universe. The geographical review. 1988. Vol. 12. no. 1. pp. 57-84.

7. Kaluckov V. N. Kul'turnaja geografija Rossii. Chast' 1 Teoreticheskij i special'nyj razdely. Uchebnoe posobie. M.: fakul'tet inostrannyh jazykov i regionovedenija MGU, 2016 140 p. (in Russian).

8. Vedenin Ju. A. Literaturnye landshafty kak ob#ekty nasledija. Geografija v shkole. 2006. № 8. pp. 15-21. (in Russian).

9. Firsova A. V. Literaturnoe kartirovanie prostranstva. Regional'nye issledovanija no. 3(37). 2012. pp. 53-61. (in Russian).

10. Ljubichankovskij, A. V. Prostranstvo mental'nosti: ponjatijno-terminologicheskij diskurs, geograficheskaja struktura i ierarhija. Social'no-jekonomicheskaja geografija. Vestnik associacii rossijskih geografov-obshhestvovedov,2019. no. 8. pp. 44-54. (in Russian).

11. Ljubichankovskij, A. V. Prostranstvennye formy jetosa v jetologicheskoj geografii. Social'no-jekonomicheskaja geografija. Vestnik associacii rossijskih geografov-obshhestvovedov,2020. no. 1 (9). pp. 37-49. (in Russian).

12. Ljubichankovskij A. V. Fenomen literaturnogo landshafta. Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo, 2015. Vol. 1 (67), no. 1. pp. 30-40. (in Russian).

13. Literatura o sem'e Aksakovyh: bibliograficheskij ukazatel' za 1940-2017 gody Ufa: Izd-vo A. A. Slovohotova, 2017. 356 p. (in Russian).

14. Dal' V. I. Polnoe sobranie sochinenij v 8 v. Moskva: Stolica, 1995. (in Russian).

15. Pravduhin, V. P. Jaik uhodit v more Cheljabinsk : Juzh.-Ural. kn. izd-vo, 1978. 479 p. (in Russian).

16. Morozova M. M. O literaturnyh kartah SShA. Pskovskij regionologicheskij zhurnal. 2018. 2(34). pp. 117-130. (in Russian).

Поступила в редакцию 18.05.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.