Экономическая, социальная и политическая география Калуцков В.Н., Морозова М.М.
УДК 908 (470) DOI: 10.17072/2079-7877-2020-2-91-99
ПЕРВАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ КАРТА РОССИИ, ИЛИ АНТРОПОГЕОГРАФИЯ
ДАРОВИТОСТИ С.А. ЗОЛОТАРЁВА
Владимир Николаевич Калуцков
Author ID: 179433, IstinaResearcherID (IRID): 474204, Scopus ID: 6507152534 e-mail: [email protected]
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва
Милена Максимовна Морозова
Author ID: 1041391, IstinaResearcherID (IRID): 148866428
e-mail: [email protected]
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва
Где больше жизни, там звучнее поэзия.
С.А. Золотарёв
Литературное картографирование является одним из ключевых методов литературной географии. Грамотное использование литературных карт в исследовании литературного пространства требует знания ключевых принципов составления подобных карт. Часть этих принципов таится в самых первых литературных картах - картах начала XX в. Данная статья является попыткой установить истоки зарождения литературной географии в России. Сергей Алексеевич Золотарёв первым в России применил метод литературного картографирования к анализу процесса формирования и развития литературного пространства России с XVII по начало XX вв. Автор развивает методологию пространственного анализа литературно-географического пространства. В исследовании 1916 г. она опирается на учет количества и плотности мест рождения писателей. Разработка 1929 г. «пропитана» антропогеографическими идеями: методология исследования включает региональный фактор, связывая своеобразие регионального культурного ландшафта, его культурных, экономических и природных свойств с активностью литературного творчества. Золотарёв впервые выполнил литературно-географическое районирование России. Предлагаются количественные градации, на основе которых выделяются регионы по уровню продуктивности литературных талантов. Анализ богатых и небогатых литературными талантами регионов опирается на географические показатели.
Ключевые слова: литературная география, литературная карта, литературное место, Сергей Золотарёв.
THE FIRST LITERARY MAP OF RUSSIA, OR ANTHROPOGEOGRAPHY OF SERGEY ZOLOTARYOV'S TALENT
Vladimir N. Kalutskov
Author ID: 179433, IstinaResearcherID (IRID): 474204, Scopus ID: 6507152534
e-mail: [email protected]
Lomonosov Moscow State University, Moscow
Milena M. Morozova
Author ID: 1041391, IstinaResearcherID (IRID): 148866428 e-mail: [email protected] Lomonosov Moscow State University, Moscow
© Калуцков B.H., Морозова MM., 2020
Literary mapping is one of the key methods of literary geography. In order to use literary maps in the analysis of literary space, one needs to know the key aspects of composing maps of this type. Some of these aspects can be revealed through studying the first literary maps of the early 20th century. The article attempts to determine the origins of literary cartography in Russia. Sergey Zolotaryov was first in Russia to use the method of literary mapping in the analysis of Russian literary space formation and development from the 17th to the 20th centuries. He developed the methodology for spatial analysis of geoliterary space. In the study of 1916, he used the number and the density of writers' birthplaces as the basis for the analysis. The study of 1929 was saturated with anthropogeographical ideas: its methodology included the regional factor, connecting the features of a region's cultural landscape, its cultural, economic and natural properties with literary activity. Zolotaryov was first to provide division of Russia into geoliterary regions. In his studies, the author suggested a quantitative gradation, which he used to single out literary regions based on the level of writers' productivity. The analysis of regions' literary components was based on geographical factors.
Keywords: l iterary geography, literary map, literary place, Sergei Zolotaryov.
Введение
Литературное картографирование представляет собой значимый методологический подход литературной географии. Обычно на литературных картах изображаются места, связанные с жизнью писателя или места действия сюжета литературного произведения.
Для изображения реальных объектов (мест рождения, жизни писателя, маршрутов литературных путешествий), связанных с физическим пространством, с территорией, как правило, используются методы традиционного картографирования.
Для представления литературных образов и связанных с ними ассоциативных литературных мест, таких как Нехорошая квартира или дом Раскольникова, обычно применяют методы ментального картографирования, составляя картоиды в виде географических анаморфоз, ментальных и образных карт. К географическим анаморфозам, к примеру, относится серия карт творчества русских поэтов или карта «Пространственный образ мира в поэтическом творчестве М.В. Ломоносова» [3; 9].
Однако для изображения ассоциативных литературных мест могут использоваться методы традиционной картографии. Таким образом, к примеру, составлена карта «Россия в произведениях отечественных писателей» в Национальном атласе России [11]. На ней пунсонами показано около 70 мест и регионов, описанных в произведениях русских писателей XIX-XX вв. На полях карты приведены портреты писателей, названия «географических» литературных произведений («Бежин луг», «Сибирские рассказы», «Пошехонская старина», «Остров Сахалин», «Мещерская сторона» и др.) и пейзажные изображения соответствующих территорий.
Таким образом, под литературной картой понимается карта, изображающая жизненный путь писателя или пространство литературного произведения.
Типология литературных карт разработана М.М. Морозовой: в зависимости от объекта картографирования выделяется три типа литературных карт - мемориальные, ассоциативные и комплексные [10]. Мемориальные литературные карты разделяют на карты мемориальных литературных мест определенной территории и на карты, изображающие писателей, связанных с данной территорией. Ассоциативные литературные карты подразделяются на карты ассоциативных литературных мест рассматриваемой территории и на карты, изображающие литературные образы территории. Во всех рассматриваемых случаях литературная карта немыслима без яркого художественного компонента, являясь, по сути, картой-рисунком, а нередко - и картой-картиной.
Литературные карты необходимы для решения таких научных задач, как исследование литературных путешествий, выявление важнейших литературных мест в творчестве писателя
(мемориальных и ассоциативных), анализ формирования и разработка литературных образов конкретных территорий.
Подчеркнем, что не только типология литературных карт, но и активное использование методов литературного картографирования в теоретических и методологических построениях, например, при разработке понятий литературного ландшафта, литературного региона, литературного пространства, представляют собой отличительную черту российской литературной географии: за рубежом подобные разработки отсутствуют [7; 8].
В то же время значительный интерес представляет зарубежный опыт картографирования литературного пространства художественных произведений и создания массы литературных карт и атласов [13-16]. Осмысление этого опыта будет полезно не только специалистам, но и практикам, поскольку литературные карты все чаще появляются в туристской деятельности, в экспозициях литературных музеев, библиотек, в педагогической деятельности.
Историко-литературная карта России С.А. Золотарёва
Опыт составления «прообразов» литературных карт прослеживается ещё в XV в., когда Сандро Боттичелли была создана карта «Божественной комедии» Данте. Однако в современном понимании литературные карты начали составляться только в конце XIX -начале XX вв.
Сергея Алексеевича Золотарёва по праву можно назвать одним из первых литературных географов России, так как именно ему принадлежат первые отечественные мемориальные литературные карты. С.А. Золотарёв родился в 1872 г. в Рыбинске, окончил историко-филологический факультет Московского университета, преподавал литературу и вёл активную общественную деятельность [1]. Помимо работ о преподавании русского языка и литературы, трудов по истории педагогики в России и на Западе С.А. Золотарёв опубликовал историко-литературные очерки об А.С. Пушкине, Н.В. Гоголе, И.С. Тургеневе, Л.Н. Толстом и др. Его ключевыми для литературной географии трудами стали «Синхронистическая диаграмма по истории русской литературы и историко-литературная карта России» (1916), «Писатели-ярославцы» (1920) и «Литература в цифрах и схемах» (1929), так как в них С.А. Золотарёв обозначил свои взгляды на связь писателя и края, а также опубликовал первые литературные карты [4-6]. В 1936 г. С.А. Золотарёв был арестован и осужден за антисоветскую агитацию; в 1940-е гг. погиб в лагерях; реабилитирован в 1990 г.
Первой картой литературных мемориальных мест России является «Историко-литературная карта России» С.А. Золотарёва, опубликованная в 1916 г. [6]. Данную карту следует отнести к мемориальным литературным картам России [10].
Историко-литературная карта России С.А. Золотарёва является частью его синхронистической диаграммы по истории русской литературы. Издание диаграммы дополнено статьей об особенностях развития литературы и литературного пространства России, описанием диаграммы, а также географическим и именным указателями; первый состоит из перечня 44 губерний, в которых родились литераторы, второй включает 225 имен (рис. 1). Синхронистическая диаграмма представляет собой график, на котором изображаются годы жизни 225 писателей, выдающихся историков литературы и критиков России, начиная с 1661 г. и завершая 1904 г. При этом цветом выделяются периоды наибольшей творческой активности. Карта дополняет диаграмму, охватывая Европейскую территорию России и Урал. На карту нанесены места рождения писателей России. На основе анализа синхронистической диаграммы автор выделяет 3 периода в развитии русской литературы. Переломными годами С.А. Золотарёв считает 1785 и 1845 гг., выбор которых обусловлен сменой поколений писателей.
Каждый из периодов на карте отмечен разными условными знаками: период с 1661 до 1785 г. - треугольниками, с 1785 по 1845 г. - заштрихованными кругами и с 1845 по 1904 г. -кругами без штриховки.
Рис. 1. Историко-литературная карта России 1916 г. [6] Fig. 1. Historical and literary map of Russia, 1916 [6]
Первый опыт анализа литературно-географического пространства России
Отмечая особенности литературного пространства, Золотарёв называет Москву «центральным гнездом» и «колыбелью» шестой части (точнее 18%) всех исследованных им писателей. Другим литературным центром является Санкт-Петербург (8% общего числа литературных деятелей). В качестве других центров автор выделяет Киев и Левобережную Украину, которые выделяются только на первом этапе, а также прослеживаемый на карте путь «из варяг в греки». В целом, Днепр «породил» 7% русских писателей. Такой же вклад в русскую литературу сделал Дон. Кроме того, вне всякой конкуренции выступает «великая литературная река» Волга, на берегах которой родился каждый пятый литератор России.
В качестве важнейших путей культурной жизни автор обозначает реки, отмечая, что в ближайшие десятилетия для культурной жизни на карте обозначатся новые железнодорожные пути.
Автор, на наш взгляд, не всегда убедительно пытается проследить на карте следы былин об Илье Муромце и Василии Буслаевиче. Он отмечает, что по пути следования Петра Великого по Дону нет ни одного треугольника, т.е. ни одного писателя первой половины XVIII в., вместе с тем определяет рост числа писателей XIX - начала XX вв. Но важна сама попытка выявить пространственные закономерности.
Анализируя динамику рождений писателей, Золотарёв отмечает резкий контраст в количестве писателей разных периодов между Киевом и Петербургом, для первого характерно обилие писателей до 1785 г., а для второго - большое число писателей XIX и XX вв. Москва в этом отношении находится посередине, сочетая в себе баланс писателей разных периодов, демонстрируя устойчивость своего центрального положения в русском литературно-географическом пространстве. Некоторый спад в числе писателей, родившихся в Москве в период с 1785 по 1845 г., Золотарёв объясняет активностью новой столицы - Санкт-Петербурга.
Таким образом, в результате историко-географического исследования и картографического анализа впервые выявлены важнейшие литературные центры России и их пространственно-временная динамика.
Антропогеография даровитости С.А. Золотарёва - новый подход в литературно-географических исследованиях
В 1920-е гг. Золотарёв развивает свои разработки в книге «Литература в цифрах и схемах», корректируя периодизацию активности литературного творчества и расширяя применение картографического метода в литературно-географических исследованиях [4]. Литературные карты 1929 г. охватывают уже четыре периода развития отечественной литературы: с 1620 по 1782 г. (104 писателя), с 1783 по 1844 г. (341 писатель), с 1845 по 1872 г. (209 писателей) и с 1873 по 1906 г. (242 писателя) (рис. 2). При этом существенно расширяется аналитическая база: рассматриваются биографии уже 896 писателей [4].
Но, главное, он развивает методологию пространственного анализа, делая его, по сути, культурно-географическим: выявляя регионы литературной активности, богатые талантливыми уроженцами, Золотарёв попытался объяснить данный феномен историческими, природными и бытовыми особенностями территорий. Этот подход он называет «антропогеографией даровитости».
Рис. 2. Историко-литературная карта России 1929 г. 4-й период: с 1873 по 1906 г. [4] Цифрами показано количество писателей - уроженцев региона Fig. 2. Historical and literary map of Russia, 1929 (refers to the 4th period - from 1873 to 1906) [4]. The map shows the number of writers who were born in each region
По мнению автора, не количество, а качество населения определяет интенсивность литературной жизни. К концу XIX в. городское население составляло 20% населения страны, при этом столицы, губернские и крупные уездные города «дали» половину всех писателей. Поэтому слова Золотарёва «где больше жизни, там звучнее поэзия» мы выбрали в качества эпиграфа настоящей статьи.
В качестве основных географических факторов, влияющих на интенсивность жизни в данной местности, а, следовательно, на потенциальную возможность появления таланта, автор
рассматривает торгово-промышленную активность, расположение на водных путях (особенно при слиянии рек), древность основания и богатство памятниками и историческими воспоминаниями, красоту местоположения, наличие культурных и природных границ. Очевидно, что последний фактор усиливает культурно-природное разнообразие местности.
Золотарёв убежден, что «территория в сильной степени определяет характер понятий, образов и слов у писателя с самого важного периода жизни - с детства и отрочества, когда первые случайные мотивы его будущих произведений уже проносятся в его творческом воображении». И далее «... писатель... соединяет и воплощает в своих образах те черты, которые раздельно в разное время выступали. в среднем типе его родины» [4, с. 28].
На новом обширном материале автор внимательно отслеживает, как меняется литературная география России на протяжении 300 лет, как проходят процессы централизации и регионализации литературы, «упаковывая» свои выводы в границы существующих губерний и областей. В период с 1620 по 1782 г. вслед за С.А. Золотарёвым выделим юго-западный (Полтавская, Киевская, Харьковская, Черниговская и Курская губернии) и северо-восточный ареалы (Москва, Петербург, Ярославль, Тверь, Симбирск, Кострому и Казань).
Во второй период с 1783 по 1844 г. число родившихся в Петербурге писателей превышает число писателей, родившихся в Москве. В перечень территорий с высоким числом писателей входят Орёл и Воронеж, Олонецкая губерния, высокий процент писателей продолжает характеризовать Кострому и Ярославль. В качестве нового центра обозначается Урал. С.А. Золотарёв отмечает рост числа писателей в степных губерниях, низкое число писателей в Новороссии, Предкавказье и заволжских степях юго-восточных губерний. В качестве важнейших «поставщиков культурных сил» в данный период он выделяет «дворянские гнёзда» - родовые поместья в Воронежской, Орловской, Пензенской, Псковской, Рязанской, Симбирской, Смоленской, Тульской и Ярославской губерниях.
В третий период с 1845 по 1872 г. ключевыми центрами остаются Москва, Петербург, Тула и Казань. Золотарёв отмечает спад числа писателей «дворянских гнезд» и появление новых культурных и экономических центров - Новгорода, Твери, Самары, Саратова. Ряд центров сдают свои позиции по количеству родившихся в них писателей: Архангельск, Псков, Курск, Ярославль, Нижний Новгород, Астрахань, Урал. Интересно, что на третьем этапе наметились процессы децентрализации литературно-географического пространства страны, расширение числа мест рождения писателей в провинции. Если писатели первого периода отметили своим рождением лишь Архангельск и Астрахань, то писатели, родившиеся после 1845 г., дополнили литературную карту местами по берегам Балтийского, Черного и Азовского морей, на Урале и во Владимирской губернии.
В четвертом периоде с 1873 по 1906 г. в качестве новых центров возникает Новороссия (Одесса, Херсон, Николаев), высок процент числа родившихся писателей в Владимирской, Самарской, Саратовской, Тверской, Ярославской, Нижегородской и Тульской губерниях. Сдававшая позиции Петербургу в двух предыдущих периодах Москва вновь обходит его в их вечном соревновании.
На сводной литературной карте 1929 г. Золотарёв подытоживает результаты историко-географического анализа русской литературы [4]. В качестве литературно-географических монбланов выделяются столицы - Петербург (127 писателей) и Москва (118). Карта сразу демонстрирует различие: у Петербурга, «выросшего» на инокультурной почве, отсутствует литературная провинция. В то же время Москва как полноценная русская столица окружена поясом исторических губерний, плодовитых на литературные таланты (более 20 уроженцев-писателей в каждой). В это среднерусское литературное окружение Москвы входят Тверская, Ярославская, Костромская, Московская, Владимирская, Рязанская, Тульская и Орловская губернии.
На карте хорошо видны еще два ареала наибольшей интенсивности порождения литераторов - Поволжский (Симбирская и Саратовская губернии) и Полтавский. Последний дал миру русских (Гоголь, Херасков, Гнедич) и украинских писателей (Котляревский, Навроцкий).
Значительный интерес представляет объяснение литературно-географических «провалов», особенно для некоторых исторических регионов. Небольшую писательскую плодовитость Псковской и Новгородской губерний Золотарёв объясняет уничтожением и перемещением региональной элиты. Тот же эффект для Нижегородской губернии, родившей протопопа Аввакума, автор увязывает со слабым развитием дворянско-усадебной культуры.
В качестве территорий с наименьшим числом родившихся русских писателей выделяются крайний Запад, Север и Сибирь. Вместе с тем за 300 лет отмечается существенное расширение литературного пространства России - с 29 губерний в первом периоде до 59 в четвертом.
Заключение
Итак, первая литературная карта России была создана в 1916 г. С.А. Золотарёвым. При этом с самого начала его исследования были направлены на поиск и анализ пространственных закономерностей.
Разрабатывая методологию пространственного анализа развития литературного пространства России, которую он называет антропогеографией даровитости, Золотарёв попытался увязать своеобразие регионального культурного ландшафта с активностью литературного творчества. Основными географическими факторами, стимулирующими литературное творчество, автор считал торгово-промышленную активность, расположение на водных путях, древность основания, богатство памятниками и историческими воспоминаниями, красоту местоположения, наличие культурных и природных границ.
Выделяя и соотнося границы плодовитых и «неплодовитых» на литературные таланты ареалов с региональными административными границами, автор заложил основы региональной литературной географии, включая литературно-географическое районирование России.
Актуальность проведенных исследований сохраняется до настоящего времени более чем через 100 лет после публикации первой литературной карты. На наш взгляд, весьма перспективно применение предложенного метода в исследованиях литературной географии советской и постсоветской России.
Благодарности. Исследование выполнено при поддержке Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество» (грантовый проект 20/2019-И «Чтобы помнили...»: создание атласа-справочника утраченной русской топонимии Ближнего Зарубежья»).
Acknowledgements. The research was funded by the Russian public organization "Russian Geographical Society" (grant project 20/2019-I "To be remembered...": the creation of Atlas-Handbook of lost Russian toponymy of the Near Abroad).
Библиографический список
1. Астафьев А.В., Астафьева Н.А. Братья Золотарёвы // Писатели Ярославского края. Ярославль: Верхне--Волжское кн. изд-во, 1974. 248 с.
2. Веденин Ю.А. Очерки по географии искусства. М.: Изд-во Рос. науч.-исслед. института культурного и природного наследия, 1997. 224 с.
3. Глухов А.И., Калуцков В.Н. Ломоносов в культурном пространстве России и зарубежья (на материале памятников и топонимии) // Ломоносов и география. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011. С. 88-98.
4. Золотарёв С.А. Литература в цифрах и схемах. М., Л.: Госиздат, 1929. 47 с.
5. Золотарёв С.А. Писатели-ярославцы. Вып. 1. Ярославский край как один из культурных центров России; Вып. 2. Ярославская струя в литературе XVIII в. Ярославль: Ярослав. кооперат. изд-во, 1920. 80 с.
6. Золотарёв С.А. Синхронистическая диаграмма по истории русской литературы и историко-литературная карта России: (1661-1904). Петроград, 1916. 8 с.
7. Калуцков В.Н., Матасов В.М. Литературный ландшафт и вопросы его развития (на материале Пушкиногорья) // Географический вестник. 2017. № 40. С. 25-34. doi 10.17072/2079-7877-2017-1-25-34.
8. Калуцков В.Н., Морозова М.М. Орловский литературный регион и процессы его развития // Вестник Московского университета. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2019. №3. С. 131-142.
9. Лавренова О.А. Географическое пространство в русской поэзии XVIII-начала XX в. (геокультурный аспект). М.: Наследие, 1998. 95 с.
10. Морозова М.М. О литературных картах США // Псковский регионологический журнал, 2018. №2 (34). С. 117-132.
11. Россия в произведениях отечественных писателей (карта). Национальный атлас России: в 4 т. Т. 4. М.: История. Культура, 2009. 496 с.
12. Ширгазин О.Р. Географическое пространство «Слова о полку Игореве» // Природа. 1993. №3. С. 84-92.
13. Bartholomew J.G. A Literary and Historical Atlas of America. London: Dutton, 1911. 231 p.
14. Bartholomew J.G. A Literary and Historical Atlas of Europe. London: Dutton, 1914. 245 p.
15. Moretti F. Atlas of the European Novel 1800-1900. London, 1999. 197 p.
16. Piatti B. Mapping Literature: Towards a Geography of Fiction // Сartography and Art, 2009. P. 1-16.
References
1. Astafev, A.V., Astafeva, N.A. (1974), Brat'ya Zolotaryovy. Pisateli Yaroslavskogo kraya [Zolotaryov Brothers. Yaroslavl Region Writers], Verkhne-Volzhskoe knizhnoe izdatel'stvo, Yaroslavl, 248 p.
2. Vedenin, Y.A. (1997), Ocherki po geografii iskusstva [Notes on the Geography of Art], Rossijskij nauchno-issledovatel'skij institut kul'turnogo i prirodnogo naslediya, Moscow, 224 p.
3. Glukhov, A.I., Kalutskov, V.N. (2011), "Lomonosov in Russian and Foreign Cultural Spaces (monuments and toponymy)", Lomonosov i geografiya, Moscow, pp. 88-98.
4. Zolotaryov, S.A. (1929), Literatura v tsifrakh i skhemakh [Literature in figures and schemes], Moscow, Leningrad, 47 p.
5. Zolotaryov, S.A. (1920), Pisateli-yaroslavtsy. Vyp. 1. Yaroslavskij kraj kak odin iz kul'turnykh tsentrov Rossii; Vyp. 2. Yaroslavskaya struya v literature XVIII v. [The Writers of Yaroslavl. Issue No 1. Yaroslavl Region as one of the Cultural Centres of Russia; Issue No 2. Yaroslavl stream in the flow of the Literature of the XVIII century], Yaroslavskoe kooperativnoe izdatel'stvo, Yaroslavl, 80 p.
6. Zolotaryov, S.A. (1916), Sinkhronisticheskaya diagramma po istorii russkoj literatury i istoriko-literaturnaya karta Rossii: (1661-1904) [Synchronistic Diagram of the History of Russian Literature and the Historical and Literary Map of Russia: (1661-1904)], Kn-vo b. M.V. Popova, Petrograd, 8 p.
7. Kalutskov, V.N., Matasov, V.M. (2017), "Literary Landscape and the Aspects of its Development (Pushkinogor'ye case-study)", Geograficheskij vestnik, Perm, no. 40, pp. 25-34.
8. Kalutskov, V.N., Morozova, M.M. (2019), "Oryol Literary Region and the Processes of its Development", Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 19: Lingvistika i mezhkuVturnaya kommunikatsiya, Moscow, no. 3, pp. 131-142.
9. Lavrenova, O.A. (1998), Geograficheskoe prostranstvo v russkoj poezii XVIII-nachala XX v. (geokuVturnyj aspekt) [The Geographical Space in Russian Poetry of XVIII-XX centuries (geocultural aspects)], Nasledie, Moscow, 95 p.
10. Morozova, M.M. (2018), "The Literary Maps of USA", Pskovskij regionologicheskij zhurnal, Pskov, no. 2, pp. 117-132.
11. Rossiya v proizvedeniyakh otechestvennykh pisatelej (karta) [Russia in the Works of Russian Writers (map)] (2009), Natsional'nyj atlas Rossii: v 4 t. T. 4. M.: Istoriya. Kul'tura, Moscow, 496 p.
12. Shirgazin, O.R. (1993), "Geographical Space of 'The Tale of Igor's Campaign'", Priroda, Moscow, pp. 84-92.
13. Bartholomew, J.G. (1911), A Literary and Historical Atlas of America, Dutton, London, 231 p.
14. Bartholomew, J.G. (1914), A Literary and Historical Atlas of Europe, Dutton, London, 245 p.
15. Moretti, F. (1999), Atlas of the European Novel 1800-1900, London, 197 p.
16. Piatti, B. (2009), "Mapping Literature: Towards a Geography of Fiction", Cartography and Art, Springer, Berlin, Heidelberg, pp. 1-16.
Поступила в редакцию: 07.02.2020
Сведения об авторах Владимир Николаевич Калуцков
доктор географических наук, профессор кафедры региональных исследований факультета иностранных языков и регионоведения, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова;
Россия, 119991, г. Москва, Ленинские горы, 1
e-mail: [email protected]
About the authors Vladimir N. Kalutskov
Doctor of Geographical Sciences, Professor, Department of Area Studies, Lomonosov Moscow State University;
1, Leninskie Gory, Moscow, 119991, Russia
Милена Максимовна Морозова
аспирант кафедры региональных исследований факультета иностранных языков и регионоведения, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова; Россия, 119991, г. Москва, Ленинские горы, 1
e-mail: [email protected]
Milena M. Morozova
Postgraduate student, the Department of Area Studies, Lomonosov Moscow State University; 1, Leninskie Gory, Moscow, 119991, Russia
Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:
Калуцков В.Н., Морозова М.М. Первая литературная карта России или антропогеография даровитости С.А. Золотарёва // Географический вестник = Geographical bulletin. 2020. №2(53). С. 91-99. doi 10.17072/2079-7877-2020-2-91 -99. Please cite this article in English as:
Kalutskov V.N., Morozova M.M. The first literary map of Russia, or anthropogeography of Sergey Zolotaryov's talent // Geographical bulletin. 2020. №2(53). P. 91-99. doi 10.17072/2079-7877-2020-2-91-99.