Научная статья на тему 'Очерк культурного наследия Арало-Каспийского региона'

Очерк культурного наследия Арало-Каспийского региона Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2569
685
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРАЛО-КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН / МАНГЫСТАУ / УСТЮРТ / КУЛЬТУРА КОЧЕВНИКОВ И ПОЛУ-КОЧЕВНИКОВ / МЕМОРИАЛЬНО-КУЛЬТОВЫЕ ПАМЯТНИКИ ЗАПАДНОГО КАЗАХСТАНА / ARAL-CASPIAN REGION / MAGYSTAU / USTURT / CULTURE OF NOMADS AND SEMI-NOMADS / MEMORIAL AND RELIGIOUS MONUMENTS OF WESTERN KAZAKHSTAN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ажигали Серик Ескендирулы

Статья посвящена уникальному историко-культурному феномену Северного Прикаспия Арало-Каспия. Аридно-степной Арало-Каспийский регион рассматривается в этнокультурном контексте. Хозяйственно-культурное освоение региона представлено сквозь призму своеобразия материальной культуры, прежде всего архитектурного наследия. Особое внимание уделено мемориально-культовым сооружениям региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ажигали Серик Ескендирулы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSAY ON THE CULTURAL HERITAGE OF THE ARAL-CASPIAN REGION

The majority of ancient Turan’s architectural monuments are located in active oil-and-gas development zones of Aral-Caspian Region which is became an economic and geopolitical center. Nowadays the questions of this cultural heritage protection are the matter of interests. Monuments of the ancient nomads and semi-nomads of the Aral-Caspian region is the national pride and lasting property not only of the Kazakh people, but all Turkic nations, many other ethnos, whose history and culture are connected to the ground of the ancient Turan. Unfortunately, modern Pre-Caspian region''s researchers devote far more attention to the power engineering and oil-and-gas-field operating, rather than on unique historical and cultural heritage of the Aral-Caspian area, especially on its central and arid-steppe zones. In this article, I am considering ethno-cultural niche between the Aral and the Caspian (Mangyshlak Peninsula Mankystau, Ustyurt plateau, Northern Pre-Aral and Pre-Caspian regions) as the cultural-genetic center and crossroad of historical paths for many peoples of antiquity, Middle Ages and the New Time. Massagets, Dakhs-Parthian, Alans, Magyars-Hungarians, Oguzes-Seldguks, Kypchaks, Kazakhs, Turkmen, Bashkirs, Kara-Kalpaks and others have created special synthetic historical and cultural space in the region and a special "passionate" type of its inhabitants. Based on archaeological evidence, I give a brief overview of the history of the Aral-Caspian region since the Paleolithic era. I pay special attention to the most representative part of historical and cultural heritage of the Aral-Caspian that is the mass complex of nomads and semi-nomads memorial-cult architecture monuments of II millennium AD. Based on my 25-years’ experience in archaeological research in Western Kazakhstan, as well as on the classic studies of the twentieth century, I present a general classification of the memorial and religious architecture of the Aral-Caspian region: (i) mosques are most common on Mankystau, North Ustyurt, in some areas of the North Aral Sea region. Types mosques in Aral-Caspian rock-underground. steppe floor (simple), ground wall ("architectural"); (ii) the domical mausoleums are one of the most popular kinds of the memorial buildings distributed everywhere. There are two groups of this monuments single-chamber and multichamber, and numerous types, subtypes and variants distinguished among them; (iii) architectural fencings that are constructions quadrangular in plan, without overlapping, made of adobe bricks and untreated or poorly-treated stone (limestone blocks). Types of such fencings are differing in the nature of building materials and construction of walls (with elevation angles and without them); (iv) ‘saganatams’ that are purely Kazakh kind of monumental buildings of the memorial architecture. It is also a fence quadrangular in plan, constructed from carefully saw stone blocks and slabs, very rarely of brick with decorative wall treatment. (v) ‘ kulpytases’ that are grave steles of Kazakhs, the most mass and various categories of monuments of Western Kazakhstan, This type of monuments includes a dug stone carved column, a plate at the headboard of the burial place (from the western side); (vi) gravestones are also a mass kind of stone-cutting monuments, but they are distributed only in the south areas from the valley of the Sagyz river. Two basic categories of gravestones are the stylizedand sculptural-stylized ones; (vii) boxes-sarcophagus (sandyktases) are kind of grave constructions from stone plates widespread in the Eastern Pre-Caspian region, on Ustyurt and in Emba River Valley. (viii) simple fencings that are oval and rounded wall constructions from stone, brick, turf (shym), cane, and metal constructions; (ix) grave embankments are the traditional ancient kind of memorial structures, widespread everywhere. They vary in material: made of earth, made of stone and earth, and made of stone. Preservation and further study of memorial architecture of the Aral-Caspian area allow one to reconstruct history of region and are essential for identity formation of its present population, and therefore those objectives are an important scientific and social task.

Текст научной работы на тему «Очерк культурного наследия Арало-Каспийского региона»

Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. Т. 5. Вып. 1. Часть 2 • 2014 ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ КАСПИЙСКОГО ДИАЛОГА

Г рани UCTOpUU Facets of History / Facetten der Geschichte

УДК (327.39:339.56)(470)(09)

Ажигали С.Е.

Очерк культурного наследия Арало-Каспийского региона

Ажигали Серик Ескендирулы, доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник, заведующим отделом этнологии и антропологии Института истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова Министерства образования и науки Республики Казахстан, член-корреспондент Международной академии архитектуры стран Востока

E-mail: s.azhigali@gmail.com

Статья посвящена уникальному историко-культурному феномену Северного Прикаспия — Арало-Каспия. Аридностепной Арало-Каспийский регион рассматривается в этнокультурном контексте. Хозяйственно-культурное освоение региона представлено сквозь призму своеобразия материальной культуры, прежде всего архитектурного наследия. Особое внимание уделено мемориально-культовым сооружениям региона.

Ключевые слова: Арало-Каспийский регион, Мангыстау, Устюрт, культура кочевников и полу-кочевников, мемориально-культовые памятники Западного Казахстана.

Прикаспий, Арало-Каспий — последние годы эти названия вызывают ассоциации, прежде всего, с бурным освоением

■ V / V/ и и

находящихся здесь нефтегазовых месторождений (если, конечно, не считать грустной и весьма серьезной аральской трагедии). К сожалению, гораздо меньше и совершенно незаслуженно, обращается внимание на уникальное историкокультурное значение Арало-Каспийского региона, в частности, его центральной, аридно-степной зоны.

В долине р. Эмбы

Арало-Каспийский регион

Слева: долина Замков, справа: священная гора Шеркала на Ман-кистау.

Фото с сайтов http://www.geoca ching.su и www.silkгoadadven Ш^.іп^з Айракты

Ажигали С.Е. Очерк культурного наследия Арало-Каспийского региона

Показательно, что еще Александр Гумбольдт, посетивший Северный Прикаспий в 1829 г., отметил в своем труде «Asie Centrale» наиважнейшие географические особенности пониженных пространств от Черного моря до Восточного Приаралья включительно — как величайшей в мире котловины, или «страны-кратера» [Humboldt 1843]. Впоследствии специалисты-естественники немало занимались изучением Арало-Каспийского региона и его особенностей. Культурно-историческое своеобразие этого степного (пустынно-степного) ареала, с глубокой древности осваивавшегося скотоводами, изначально оказалось сродни его общегеографической специфике Не случайно субстратные факторы сыграли первостепенную роль в этно- и культурогенезе этого специфического региона; перманентное их значение в немалой степени было связано с межаралокаспийской экокультурной нишей (исторический Мангышлак). Вследствие этих естественно-исторических условий громадная территория аридно-степного Арало-Каспия на протяжении почти трех тысячелетий являлась, по существу, классической страной кочевничества — пожалуй, наиболее ярко выраженной и крупной в Евразии.

Арало-Каспийский историко-культурный регион, географически включающий в себя территории равнинной страны Турана, Прикаспийской низменности и южной оконечности Уральских гор, давно признается специалистами как важнейший очаг этногенетических и этнокультурных процессов в Старом Свете. В геополитическом плане характерно издревле стыковочное положение региона, который наряду с соседней Сарыаркой находился в окружении и даже «вклинивался» в крупные историко-культурные ареалы: Средняя Азия, Алтае-Саянское нагорье, Кавказ, Восточная Европа. Здесь пролегали связи континентального масштаба, которые объединяли эти области, Азию и Европу. В северной своей части Арало-Каспийский регион со временем становится составной частью крупнейшего историкокультурного пространства — Великого пояса степей.

В целом рассматриваемый регион предстает перед нами как важнейший культурно-генетический очаг, с которым связана историческая судьба многих народов древности, средневековья и нового времени: массагетов, дахов-парфян, аланов, мадьяр-венгров, огузов-сельджуков. кыпчаков, казахов, туркменов, башкир, каракалпаков и др. Ареал, с которым связано становление скотоводства в умеренном поясе, в связи с нахождением на северной и южной его окраинах вероятных центров доместикации коня и овцы; возвышение и падение крупнейших этнополитических объединений, государств — массагетского Турана, государства огузских ябгу1, Ногайской Орды.

1 Ябгу (йабгу) — западно-тюркский титул верховного правителя. Самым могущественным ябгу был Абакун-али-Ахмат, правивший в период с середины XI в. При нем было совершено объединение всех кочевых племен на территории от Каспия и до реки Амударья. (Прим. ред.).

Центральную часть обширного региона — то есть Арало-Каспий в узком смысле — занимает Западный Казахстан и прилегающие территории: п-ов Мангышлак (Манкыстау), плато Устюрт, Северное Приаралье и Прикаспий. В данном издании, в основном, пойдет речь об историко-культурном значении, памятниках этой достаточно крупной аридностепной зоны Евразии.

Особенности географических, естественно-климатических условий послужили основой развития в Арало-Каспийских степях в прошлом экстенсивных форм скотоводства с широкой амплитудой посезонного использования пастбищ — единственно рентабельных форм хозяйствования в доиндустриальную эпоху в аридной зоне умеренного пояса. Издревле здесь шел процесс формирования очень своеобразной культуры кочевников-скотоводов, которая, в частности, ярко воплотилась в традиционной культуре казахов Западного Казахстана, а также туркменов, каракалпаков, башкир, ногайцев и др. Несмотря на то, что население региона на протяжении трех тысячелетий (I тыс. до н.э. — II тыс. н.э., вплоть до начала XX в.) вело кочевой образ жизни, им оставлено огромное число памятников культурно-исторического значения. В этом отношении Арало-Каспий представляет собой уникальную историко-культурную область, не имеющую прецедентов в исторически кочевнических районах Евразии.

В конкретно-историческом плане рассматриваемая территория представляет особый интерес. Древнейшие следы жизнедеятельности человека обнаруживаются на Мангышлаке: палеолитические стоянки Шагбагата, у пос. Сенек, Онежек I—

VII. Памятники мезолитической эпохи известны в Северном Прикаспии — стоянки Шошкалы и Кошалак на западе песков Нарынкум. Более изучены древности неолита в мангышлакско-устюртском районе и на Эмбе. Это стоянки охотников и рыболовов по берегам рек и водоемов («озерный» этап в ранне-среднем голоцене), датирующиеся VI—II тыс. до н.э. Основным занятием населения плато Устюрт в этот период была охота с частой перекочевкой с одной стоянки на другую.

С эпохи энеолита (стоянки III — начала II тыс. до н.э. в Нарынкумах, на Манкыстау) и в особенности с бронзового века (II тыс. до н.э.) в Западном Казахстане развивается скотоводческое хозяйство на базе овцеводства и коневодства При этом в отдельных районах обнаруживаются следы древнейших стационарных либо временно-стационарных, поселений — Токсанбай на Северном Устюрте. В эпоху бронзы в Арало-Каспии расселялись племена андроновской и срубной культур, границей которых являлась р. Урал. Памятники их (могильники, изредка поселения) исследованы соответственно: в долинах рек Ори и Эмбы, на Мангышлаке и в Урало-Волжском междуречье. Интересен, например, могильник Актау на восточном побережье Каспия с характерными каменными намогильными поминальными сооружениями

'The Space and Time of Caspian Dialogue' 'Der Raum und die Zeit des Kaspischen Dialogs'

Ажигали С.Е. Очерк культурного наследия Арало-Каспийского региона

Культура андроновцев-коневодов преобладала в регионе.

Слева: андроновская культура в Арало-Каспийском регионе (по [Mallory, Adams 1997, p. 310] с дополнениями).

Справа: могильник Мыржык 3 на правом берегу р. Атасу в 38,9 км на ВСВ от пос. Актау, эпоха поздней бронзы.

Преемниками андроновцев на территории Казахстана в I тыс. до н.э. были племена т.н. «ранних кочевников» — саков, массагетов, исседонов, сарматов и т.д. Многие из этих народов были зафиксированы в древнейшем источнике, сборнике религиозных гимнов зороастризма — Авесте: Tura, Sairima. Saini, Daha и др.

Арало-Каспий и прилегающие регионы в VI—IV вв до н.э. по Р. Фраю [Frye 1984] с дополнениями.

В Арало-Каспийском регионе расселялись многочисленные племена массагетской конфедерации (авестийские «туры», в персидских источниках — саки-тиграхауда), получившие в древности широкую известность в связи с неудачными походами на них иранских царей Кира II Великого (530 г. до н.э., поражение от войска царицы Томирис) и Дария (519— 518 гг. до н.э.). Массагеты являлись кочевым народом, проживали на обширных пространствах Мангышлака, Устюрта, Северного Прикаспия и Приаралья. Северными их соседями были родственные племена «савромато»-сарматов. Эти считающиеся ираноязычными народы вели экстенсивное скотоводческое хозяйство с длинными меридиональными переко-чевками; зимние их стойбища располагались в южных районах — Манкыстау, отдельные местности Устюрта, Кызыл-кумов где концентрировались основные мемориально-культовые комплексы кочевников и полукочевников региона (некрополи, святилища). В Северо-Восточном Прикаспии зафиксирован ряд памятников V—II вв. до н.э., оставленных массагетами и их потомками, — в т.ч. «царские» курганы на п-ове Бузачи, Эмбе, уникальные святилище Байте на Устюрте и комплекс Дикилтас на Тюпкарагане. Группа замечательных памятников, связываемых с массагетской этнической средой, известна в Юго-Восточном Приаралье: поздние сооружения некрополя Тагискен (Тупскен), мавзолей Баланды II и др.

Слева: Южный Тагискен. Курган 59. Вид после раскопок. Справа: Южный Тагискен. Золотая пластинка из кургана 45. По [Вишневская, Итина 1971]

Ажигали С.Е. Очерк культурного наследия Арало-Каспийского региона

Слева: сак-тиграхауда (левая

фигура) и мидиец. Рельеф дворца Ксеркса в Персеполе. V в. до н.э.

В центре: погребально-

культовый комплекс Дикилтас в Мангыстау. V—IV — II тыс. до н.э. Раскопки Э. Самаева.

Справа: антропоморфная стела из урочища Коныбай. I тыс. до н.э. — нач. новой эры (музей этнографии Манкыстау)

Слева: конские удила, мечи и керамика, из сако-массагетских могильников VI—IV вв до н.э. Нижнее течение Сырдарьи (по [Сулимир-ский 2008]).

В центре: дахо-массагет-ское

святилище Байте. Общий вид. Раскопки В. Ольховского

Справа: каменные изваяния в комплексе Байте. Западный Устюрт. (по [Ольховский, Галкин 1997])

В ^—Ш вв. до н.э. — Ш—^ вв. н.э. в Западном Казахстане проживали родственные массагетам племена да-хов/даев — Daha Авесты, затем аланов. Первые сыграли весьма важную роль в истории Среднего Востока: в середине III в. до н.э. одно из крупных племен арало-каспийских дахов-парнов во главе с Аршаком захватило юго-восток Прикаспия, в результате чего образовалось мощнейшее Парфянское царство, просуществовавшее почти 5 веков. (Кочевники оказали сильнейшее воздействие на парфянскую культуру, общество, и, например, грандиозная победа парфян над римлянами в битве при Каррах в 53 г. до н.э. была достигнута благодаря особой военной тактике, выработанной степняками на их арало-каспийской родине). С именем «дахов-даев», видимо, связано древнее название р. Урал в форме «Даикс» (на карте Птолемея II в. н.э.): каз. Жайык — Яик. Аланы же создали в конце I тыс. до н.э. в Северном Арало-Каспии довольно крупное государство Яньцай (Аланья). которое прекратило свое существование с приходом с востока хунну — гуннов. Племена и народы массагетского корня явили собой древний этнокультурный субстрат, проявившийся в культуре более поздних кочевых этносов региона: казахов, туркменов, каракалпаков, отчасти башкир. Племенное объединение массагетов, как считают ученые, являлось отдаленным предшественником казахского Младшего жуза.

Вещи из аланского клада у оз. Батыр-Каракия. Манкыстау. Ill в. (по [Акишев 1983])

С приходом в Северный Прикаспий хунну и формированием здесь во II—IV вв. н.э. мощного гуннского племенного союза, затем продвинувшегося далее на запад, начинается процесс активной тюркизации древних насельников Ара-ло- Каспия. Он завершился в течение раннего средневековья (VI—X вв.), главным образом, благодаря племенам огузского происхождения.

Ажигали С.Е. Очерк культурного наследия Арало-Каспийского региона

Хунну-гунны в Евразии (по [Плетнева 1982])

Тюркский всадник..Фрагмент рисунка-граффити у мечети Шакпак-ата. Манкыстау [Ажигали 2006]

Слева: раннетюркское

изваяние с комплекса Бир-Сагыр в долине р. Сагыз.

Справа: образец

тюркской иконографии. Прорисовка ка-менного изваяния из Тувы [Ажигали 2006]

Этот период характеризуется сложной политической борьбой между огузами, печенегами, Хазарией и Хорезмом в Западном Казахстане. Так, в конце VШ—IX вв. северо-восточное побережье Каспия и Мангышлак входят в состав Хазарского каганата.

Памятники письменности и торевтики2 Хазарского каганата

2 Искусство производства рельефных художественных изделий из металла, (Прим. ред.).

Хазарский всадник. Граффити. (Салтово-маяцкая культура)

Тем не менее. основные степные пространства Арало-Каспия занимали в этот период кочевники-огузы, у которых также имелись небольшие города-крепости в Северном Прикаспии и Мугоджарах: Даранда или Дендера (по-казахски: Ден-дер-Индер), Дарку. Погребальные сооружения степняков представляли собой курганы. К Х—Х! вв. относятся первые сведения о Мангышлаке — как «местности в стране гузов», а затем крепости одноименного названия.

Начало средневековой эпохи ознаменовалось появлением на севере Арало-Каспия в XI в кыпчакских племен. Наступает огузо-кыпчакский период истории Западного Казахстана (Х—ХШ вв.), когда наряду с кыпчаками в южных частях региона расселялись и огузо-туркменские племена т.н. язырского объединения (прибрежные районы Мангышлака, Бузачи). В это время в степях Арало-Каспия широко распространяются курганные памятники, в южных

Ажигали С.Е. Очерк культурного наследия Арало-Каспийского региона

его районах, на Манкыстау появляются первые архитектурные комплексы: некрополи Шопан-ата, Караман-ата. Сул-тан-Эпе, скальная мечеть Шакпак-ата.

Некрополь Караман-ата

Некрополь Шопан-ата Некрополь Султан-Эпе

В результате монгольского завоевания Западный Казахстан вошел в состав Улуса Жошы — золотоордынского государства (середина XIII — начало XV вв.), произошло временное поредение основного кочевого населения — кыпчаков. К этому периоду относится формирование и развитие крупных городских центров, крепостей в Прикаспии — Сарай (Се-литренное городище) — столица Золотой Орды, Сарайчик (Сарайшык) — Лайети (городище Актобе), Трестарго (городище Ушкан), Сам (в одноименных песках), Мельмеселак (Мангышлак), Вазир (городище Дэвкескенкала), а также строительство караван-сараев на Устюрте и в низовьях Эмбы, из которых наиболее известен знаменитый караван-сарай Бе-леули. Среди кочевого населения постепенно распространяется ислам — строятся мечети в сугубо скотоводческих районах например, на комплексе Канга-баба в Манкыстау.

Столица Золотой Орды Сарай-Бату (Селит- Сарайшык (Сарай-Джук, Малый Сарай, Остатки города Вазир (городище Дэвкескенкала)

ренное городище). XIII в. столица Ногайской Орды). XI—XV вв. на ЮВ плато Устюрт. Сер. XV—XVI вв. На врезке

Раскопки З. Самашева — фото С.П. Толстова [Толстов 1948]

К XIII—XIV вв. относятся значительные региональные перемещения групп огузо-туркменских племен. которые известны в народной традиции как «скитания салоров». Они затронули и Северо-Восточный Прикаспий (салорский этап на Мангышлаке. Бузачи). В этот период в межаралокаспийском районе получают распространение особые типы каменных архитектурных сооружений — ступенчатые надгробия «койтас», скульптурные памятники «кошкартас», ящики-саркофаги (сандыктасы), надмогильные стелы, купольные мавзолеи, принадлежавшие как огузо-туркменским, так и протоказахским — кыпчакским племенам. Одновременно в северных степных районах исчезает древняя традиция воз-

Ажигали С.Е. Очерк культурного наследия Арало-Каспийского региона

ведения курганов Надмогильные сооружения кочевников становятся более архитектурными и концентрируются в основном на родовых некрополях в южных районах зимования: к югу от Эмбы.

Сигнальная башня на Устюрте. Сигнальная башня Шыбынды. Некрополь Сисем-ата.

XI—XIII вв. XI—XIII вв. XIII—XIXвв.

В XV—XVI вв. территории степного Арало-Каспия входят в состав Ногайской Орды, в рамках которой формируется родоплеменной костяк западных казахов под эгидой крупного племени алшын. Определяются политические ориентиры и другой крупной группы кочевников региона, южной его части, — туркменов: тяготение к Хивинскому ханству, образовавшемуся в начале XVI в. Впоследствии и у казахов устанавливаются довольно тесные, хотя и противоречивые, взаимоотношения с районом низовьев Амударьи, который в народе называется Бескала (Пять городов). Вместе с тем, к началу нового времени (конец XVII — начало XVIII вв.), несмотря на весьма сложные этнополитические условия, в особенности периодические нашествия калмыков (джунгар), окончательно оформилась этнотерриториальная общность казахов Младшего жуза в рамках единого народа. В течение XVIII—XIX вв. кочевники-казахи расселяются на всей территории Западного Казахстана по соседству с другими родственными народами региона. В политическом же плане территория Казахстана в этот период поэтапно входит в состав Российской империи, при этом значительная, северная, часть Арало-Каспия наиболее рано подвергается колонизации. Постепенно происходят существенные изменения в хозяйстве и культуре кочевников-скотоводов в связи с началом перехода к полуоседлости.

«Ногайские» кочевники у Астрахани. Гравюра А. Олеария. 1630-е гг. Казахский летний аул во 2-й половине XIX в. Рис. В. Васнецова

Остатки каменного жилища полукочевников Северного Устюрта. Утепленный загон для скота

Сер. ХТХ — нач. XX вв.

Ажигали С.Е. Очерк культурного наследия Арало-Каспийского региона

В течение многовековой истории скотоводческие народы Арало-Каспия достигли значительных высот хозяйственно-культурного освоения этой, весьма суровой, по существу пустынной зоны. Это, например, колоссальный опыт животноводства, на основе которого были выведены особо ценные и поныне породы домашнего скота. Причем нередко эти достижения базировались на взаимообогащении культур: так, широко известная едильбаевская порода овец, выведенная скотоводами Северного Прикаспия, явилась результатом скрещивания казахских овец и калмыцких баранов; выносливые верховые лошади «адаевской породы» сложились в результате длительной метизации казахской степной породы «жабы» и туркменской лошади; то же можно сказать о западноказахстанских и астраханских верблюдах-бактрианах. В районах Манкыстау и Устюрта получила распространение уникальная традиция рытья глубоких (до 100 м) колодцев, искусно обложенных камнем, которые у казахов называются «шыкырау».

Адаевская лошадь — результат длительной народной селекции казахов Каменный колодец — шык;ырау и корыто для поения ско-

Манкыстау (фото Г. Доленко, 1926) [Ажигали 2006] та — астау. Комплекс Беспай, Док;ызтау. XIX —нач. XX вв.

В Западном Казахстане особое развитие приобрело многоликое и синкретичное декоративно-прикладное искусство — в частности, в Прикаспии выработался специфический «геометрический стиль» в ювелирном искусстве, который находит аналогии с традициями металлообработки у туркменов, каракалпаков, народов Северного Кавказа.

Серебряные изделия казахов Арало-Каспия.

Слева направо: наременная пряжка, детали мужского пояса, нагрудное украшение, браслеты. Из собрания музеев: этнографии Манкыстау (Форт Шевченко), Западно-Казахстанского областного историко-краеведческого, Манкыстауского областного историкокраеведческого

Существенными утилитарными особенностями, обусловленными ярко выраженной исторической формой хозяйствования, характеризовались другие виды народного искусства насельников региона и, прежде всего, казахов: художественная обработка кожи, текстиля и даже малодоступного дерева, изделия из которых были приспособлены к сугубо кочевой жизни (например, специфические компактные подголовники — «жастык агаш» и т.д.). Исключительным своеобразием и силой отличается музыкальное творчество народов Арало-Каспия, которое находит взаимные переклички в инструментальной технике, репертуаре, других особенностях. У западных казахов это выдающаяся домбровая традиция. Специфическим примером культурных особенностей, сложившихся на древней «туранской», арало-каспийской

Ажигали С.Е. Очерк культурного наследия Арало-Каспийского региона

почве (массагетский субстрат) является наличие поминок на сотый день (жузО, характерных для туркменов, каракалпаков и западных казахов. Особо следует отметить уникальное народное зодчество и мемориальное камнерезное искусство Западного Казахстана, которые наиболее ярко отражают особенности истории и культуры региона.

Определенные проявления специфики регионального культурогенеза обнаруживаются и в этнопсихологических особенностях. В суровых природно-климатических и сложных исторических условиях у кочевников Арало-Каспия — этой наиболее классической страны номадизма в Евразии — сложился особый («пассионарный», по Л.Н. Гумилеву) менталитет, нашедший яркое выражение в деятельности талантливых государственных деятелей, отважных народных предводителей, батыров.

Таковы массагетская царица Томирис3, дахский Аршак3 — основатель могущественного Парфянского государства;

3 Томирис (ок. 570—520 гг. до н.э.) — царица массагетов (по Иордану, гетов (Getica 61)). История Томирис и её победы над Киром была хорошо известна в античном мире и стала легендой; об обстоятельствах войны Томи-ис против Кира писали Геродот (История I), Страбон, Полиэн, Кассиодор и Иордан. (Прим. ред.).

4 Аршак I (III в. до н.э.) — предводитель парнов из племенного союза дахов, близкого массагетам. Возглавил вторжение дахов в Парфию, родоначальник династии Аршакидов. (Прим. ред.).

хазарский Елтигер (Алп-Илитвер)5, совершавший походы в Восточный Прикаспий; вошедшие в эпос Салор-Казан6 и

5 Алп Илитвер (Улап Илитвер, VII в.) — именуемый по своему титул (алп илитвер = «великий князь») правитель Суварского княжества VII в. на территории современного Дагестана (столица — Варачан» (Беленджер)), вассал хазарского кагана, в 685 г. принял христианство. (Прим. ред.).

6 Салор-Казан — самый могучий и самый прославленный из огузских богатырей, глава внутренних огузов, которому также подчинялись внешние огузы, герой огузского героического эпоса «Огуз-наме» и письменного эпического памятника тюркских народов ««Китаб-и деде Коркыт» («Книга деда Коркута»). (Прим. ред.).

Кобланды7; знаменитый эмир Едыге8; Абат-батыр9; Жалантос-бахадур10 — строитель медресе Ширдор и Тиллякари в

7 Герой «Кобланды-батыр» — эпической поэмы более чем в 10000 строк, повествующей о подвигах Кобланды, о его походах против ханов Казана и Алшагира. (Прим. ред.).

8 Едигей (Едиге, Едыгей, Едыге, Идигей, Идиге, Идигу, Идике/Идике-узбек Идику, Эдигей, Эдиге, Эдыгей, Эды-ге, 1352—1419) — темник Золотой Орды в конце XIV — начале XV вв. Основатель династии, возглавившей Ногайскую Орду. (Прим. ред.).

9 Абат-батыр (XV в.) — сын известного философа и политического деятеля Асана Кайгы (вторая пол. XIV в. — 60-е годы XV в), участник и один из руководителей отражения калмыцких набегов. (Прим. ред.).

10 Жалантос Бахадур (узб. Ялангтуш Бахадур, каз. Жалацтес баhадYP, Жалацтес Сешткулулы, 1576—1656) — военачальник, правитель крупного феодального удела, наместник (эмир) бухарских ханов в Самарканде. (Прим. ред.).

Самарканде, Сырым Датулы11, Исатай и Махамбет12, Барак-батыр13, Есет Котебарулы14, которого российские современники

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 Сырым Датулы (1753—1802) — старшина казахского рода Байбакты, предводитель антиправительственного движения казахов Младшего жуза в 1783—1797 гг. (Прим. ред.).

12 Исатай Тайманулы (1791—1838) и Махамбет Утемискулы (1803—1846) —руководители национальноосвободительного движения в Западном Казахстане 1836—1838 гг. (Прим. ред.).

13 Барак-батыр — Барак Шурекулы, Кокжал Барак (1702—1772) — один из героев-полководцев освободительной войны казахского народа против джунгарских захватчиков. Так же именовался и Барак Сатыбалдыулы (1743— 1840) — один из руководителей национально-освободительного движения казахов Младшего жуза. (Прим. ред.).

14 Батыр Есет Котибарулы (1803—1889) — предводитель войны против Хивинского и Кокандского ханства, руководитель антиколониального восстания, лидер национально-освободительного движения казахов. (Прим. ред.).

называли Шамилем степи, и многие др.

Наиболее репрезентативной частью историко-культурного наследия Арало-Каспия является массовый комплекс памятников м е м о р и а л ь н о - кул ьто в о й архитектуры кочевников и полукочевников региона II тыс. н.э. По нашим оценкам, основанным на 25-летних изысканиях, в Западном Казахстане и прилегающих территориях насчитывается не менее 50 тысяч памятников историко-культурного, художественного значения, хотя и эта цифра представляется несколько заниженной.

Показательным в этом отношении является, например, сравнение с традицией монументальных надгробий-стечаков богомилов в Боснии и Герцеговине X—XV вв., количество которых, по различным данным, достигает от 30 до 50 тысяч. По своему размаху арало-каспийский феномен, складывавшийся в неблагоприятных условиях аридно-степной зоны, в недрах кочевнического общества, сопоставим с аналогичными общепризнанными достижениями цивилизации.

Ажигали С.Е. Очерк культурного наследия Арало-Каспийского региона

Некрополь Сисем-ата на северо-западе Некрополь Уштам. Некрополь Камысбай в Манкыстау.

Устюрта. Х^—нач. XX вв. X—XV вв. Конец Х!Х — нач. XX вв.

Слева: архаичные стелы-кулпытасы в некрополе Сейслам-ата. П-ов

Тюпкараган. XШ—XVII вв.

Справа: некрополь у пос. Целинное (Актюбинская

обл.). Сер. ХГС — нач. XX вв.

Некрополь Карашунгыл в Прикаспийских Каракумах. XVIII—нач. XX вв. Панорама центральной части

Культово-жилищный комплекс Суликти в Донызтау. Сер. Х!Х — нач. XX вв.

Мавзолей Карагозы-Костам («Космола») на Северо-Западном Устюрте.

XIV в.

Многообразные памятники мемориально-культовой архитектуры эпохи средневековья и нового времени — мечети, мавзолеи, архитектурные ограды, надмогильные стелы, надгробия и т.д. — распространены на всей территории Западного Казахстана и прилегающих областях.

Ажигали С.Е. Очерк культурного наследия Арало-Каспийского региона

Карта-схема памятников Арало-Каспия [Ажигали 2006]

Области: I — Западно-

Казахстанская, II —Атырауская, III — Актюбинская, IV — Мангистауская, V — Кызылординская

В основном они сосредоточены на крупных и небольших некрополях, кладбищах, культовых комплексах. Многие из них поистине являются «городами мертвых», как, например, крупнейший мемориально-культовый комплекс степной Евразии — Шопан-ата, насчитывающий более 2 тыс. надмогильных сооружений.

Некрополь Шопан-ата в Манкыстау IX—нач. XX вв. (слева в верхнем ряду — средневековые туркменские надгробия в некрополе

Ажигали С.Е. Очерк культурного наследия Арало-Каспийского региона

Значительное число памятников Арало-Каспия, в силу обилия в регионе строительных материалов (известняк, песчаник), представляют собой произведения камнерезного искусства.

Каменная резьба на кулпытасах15. Слева направо: Караман-ата, Абат-Байтак, Шопан-ата, Сисем-ата. Типы кулпытасов: «коновязь»,

На врезке — эпиграфический кулпытас из Сисем-ата эпиграфический, многоярусный

15 Кулпытас — надмогильная каменная стела — малая архитектурная форма, наиболее разнообразная по ви-

дам и размерам и наиболее богатая по декору. (Прим. ред.).

В целом в ареале выделяются два характерных комплекса мемориально-культовых памятников:

1U V/ V/ иг

. южный — манкыстау-устюртский, для которого свойственны обилие и массовость надмогильных сооружении, архаизм их облика, преимущественная концентрация на ранних средневековых некрополях и кладбищах:

2. северный — менее насыщенный типичными (камнерезными) памятниками и отражающий некоторое влияние южно- и центрально-казахстанской архитектурных традиций.

Это обусловлено очаговым культурно-историческим значением мангышлакско-устюртской области, как основного района зимования кочевых скотоводов Арало-Каспия (вплоть до середины XIX в.). Именно здесь в течение средневековья складывались крупные мемориально-культовые комплексы, выработалась оригинальная архитектурная камнерезная школа. Распространение аналогичных памятников (групповых и одиночных) на севере в основном происходило в новое время. В этом плане показательна хронология (начало формирования) комплексов, распределяющихся на три основные группы:

1. средневековые огузо-кыпчакского периода — XI—XIII вв (Шопан-ата, Султан-Эпе, Шакпак-ата. Караман-ата, возможно, Балгасын);

Слева направо: некрополи Шакпак-ата, Султан-Эпе, Шопан-ата (общий вид)

2. позднесредневековые — XIV (изредка), XV—XVIII вв. (Канга-баба, Кенты-баба, Уштам, Масат-ата, Сисем-ата, Абат-Байтак, Карасакал, Асан-кожа и др.);

Некрополь Махтым-баба в комплексе Канга- Некрополь Кенты-баба. X—XV вв. Некрополь Сисем-ата. XIII—XIX вв.

баба. П-ов Тюпкараган. XIV — нач .XX вв.

Ажигали С.Е. Очерк культурного наследия Арало-Каспийского региона

3. нового времени — XVПI—XIX вв. (Карашык, Кызылсу, Сагындык, Бейсембай, Алып-ана, Даумшар, Тайлан, Даут-ата, Улькен Жыбыскы, Суликти, Сейит-Бабай, Алтын, Карабас-аулие, Хан моласы, Хан зираты в Орде и т.д.). Верхней временной границей всех комплексов является XIX и начало XX в.

Некрополь Даут-ата. На врезке — надгробия некрополя Даут-ата Некрополь Ащы-айрык в Донызтау.

на фотографии Хорезмской археолого-этнографической экспедиции АН СССР (1946) Кон. XIX —нач. XX вв.

Соответственно имеются различия в этническом, родоплеменном составе некрополей. Так, в некоторых районах Манкыстау и Устюрта распространены туркменские, разнородные казахско-туркменские комплексы. Основная масса некрополей и кладбищ исследованного района — казахские, относящиеся к эпохе позднего средневековья и нового времени (XV—XIX вв.). По родопеменной принадлежности почти все они разнообразны.

И, наконец, географически в Западном Казахстане выделяются семь достаточно выраженных локальных групп памятников: мангышлакская (манкыстауская), устюртская, северо-устюртская (донызтауская), эмбо-сагызская, северо-

V/ f и V/ u и \

лрикаспийская (с атырауской. букеевско-ординской, восточно-прижайыкской подгруппами), хобдинско-илекская, севе-ро-приаральская. На основе полного ареального обследования, произведенного автором, главным образом, в течение 1978—1998 гг., выявлено уникальное многообразие мемориально-культовой архитектуры кочевников Арало-Каспия XI — начала XX вв. Детально разработаны проблемы типологии, генезиса и культурно-исторической интерпретации памятников. Здесь мы вкратце остановимся лишь на характеристике основных видов мемориально-культовых сооружений.

В аридно-степной зоне Арало-Каспия распространены следующие характерные виды (категории) мемориальнокультовых памятников:

I. Мечети. Имеют наибольшее распространение на Манкыстау, Северном Устюрте, в отдельных районах Северного Приаралья. Типы: скально-подземные. степные напольные (простые), наземные стеновые («архитектурные»). В Северо-Восточном Прикаспии встречаются подземный и наземный варианты этих сооружений Выдающимися образцами памятников являются мечети Шакпак-ата, Канга-баба, Бекет-ата, Досжан-ишана (Кай-нар), Ишан-ата, акына Дюйсемби, Исатая.

Вход в подземную мечеть Бекет-ата (Огланды) План и разрез мечети Шопан-Ата

на Западном Устюрте. Кон. ХVШ — нач. XIX в (по М. Мендикулову [Мендикулов 1987])

Ажигали С.Е. Очерк культурного наследия Арало-Каспийского региона

Интерьер подземной мечети Султан- Интерьер мечети Досжан-ишана в Донызтау в Комплекс мечети Досжан-ишана в Кайнаре. Эпе. IХ—XII вв. местности Кайнар Донызтау. 2-я поп. XIX в.

Скальная мечеть Шакпак-ата. Манкыстау. XII—XIII вв. Общий вид, интерьер и эпиграфическое панно в портальной части

II. Купольные мавзолеи («там», «кумбез», «мазар») — один из наиболее популярных видов мемориальных зданий, распространенных повсеместно Выделяются две группы памятников — однокамерные и многокамерные. Среди них различаются многочисленные типы, подтипы и варианты: по планировке — округлая, подквадрат-ная, многогранная, прямоугольная, крестообразная, радиальная; по особому оформлению входной части длинным коридором, порталом — «тамбурные», портально-купольные; по материалу — сырцовый и жженый кирпич, отесанные и опиленные каменные блоки и плиты, деревянные конструкции, кованое железо. Памятники, построенные в подражание кочевому жилищу — юрте, называются «уйтам». В Арало-Каспии имеется немало уникальных мавзолеев общерегионального и даже мирового значения: Баланды, Кокумбет, Абат-Байтак, Балгасын, Карагула, Омара и Тура. Айтмана, Алмата Тобабергенулы.

Каменный мавзолей Мавзолей Оналбек-ата в Мавзолей Нурсейита в Мавзолей Калдыбай-тамы. Кладбище

в местности Караколь. комплексе Балгасын. Северное Мугоджарах. 2-я пол. XIX в Кыздаршыккан Северное Приаралье.

Северное Приаралье. XIX в. Приаралье. XVII—XVIII вв. 1872 г.

Мавзолей Абат-Байтак в Система перехода Средневековый башенный Некрополь Даумшар на Эмбе. Мавзолей

долине р. Улы-Хобда. XIV— к куполу в мавзолее мавзолей в некрополе Кенты-баба. Мырза Мурына. 1881—1882 гг.

XV вв. Жаныса. Сер. XIX в. Манкыстау

Ажигали С.Е. Очерк культурного наследия Арало-Каспийского региона

III. Архитектурные ограды типа «торткулак». Четырехугольные в плане сооружения без перекрытия, выполненные из сырцового кирпича и необработанного или слабообработанного камня (плитняк, блоки). Типы различаются по характеру строительного материала и конструкции стен: с угловыми возвышениями и без них.

IV. Саганатамы, называемые также в народе «керегетамы», — тоже четырехугольные (редко многогранные) в плане архитектурные ограды, сооруженные из тщательно опиленных каменных блоков и плит, очень редко из жженого кирпича, с декоративной обработкой стен. Это сугубо казахский вид монументальных сооружений мемориального зодчества. Основной ареал — Манкыстау, Устюрт, Эмба, Сагыз. Известны выдающиеся образцы памятников — саганатамы Нурмаганбета в Асан-кожа, Базара Мендалиулы в Жолболды, сооружение с колоннами в местности Медет и многие др.

Саганатам с колоннами в местности Медет на Устюрте. 1910-е—1920-е гг.

Типы саганатамов и оградок.

Некрополи и беийты: Даумшар, Жолболды, Шакпак-ата

Типы саганатамов и оградок. Некрополи и беийты: Райым, Алтын, Сазды (Атырау)

V. Кулпытасы — надмогильные стелы казахов, представляющие собой вкопанный каменный резной столб, плиту у изголовья захоронения (с западной стороны). Наиболее массовая и разнообразная категория памятников Западного Казахстана. Различается множество типов и вариантов по характеру объемно-декоративного решения, наличию арабографичных надписей и т.п.

Слева: типы кулпытасов: «коновязь»,

эпиграфические (справа — образец арабографической эпиграфики), многоярусный. Некрополи Алтын, Хан зираты, Абат-Байтакю Внизу: круглые, опальные кулпытасы характерны для левобережья Жайыка-Урала. 1910-е—1920-е гг.

Ажигали С.Е. Очерк культурного наследия Арало-Каспийского региона

На кулпытасах, как правило, высекается в нижней части родовой знак — тамга (такба). Весьма интересен вопрос происхождения, семантики этих самобытных памятников, которые, очевидно, олицетворяют идею ритуальной коновязи — в связи с широко распространенным культом коня в погребальном обряде степняков.

Тамги — неизменный атрибут мемориальных памятников. Знаки родов адай, табын, туркменского племени игдыр

VI. Надгробия — представляют собой также массовый вид камнерезных памятников, но распространены лишь в районах к югу от долины р. Сагыз. Выделяются два основных разряда — стилизованные (типа «койтас») и скульптурно-стилизованные (кошкартас или аркартас). Надгробия типа «койтас» очень разнообразны по типам, вариантам; «кошкартасы», в основе которых лежит образ барана, муфлона, весьма редки.

Надгробия. Слева: Бейит Кокей в Донызтау (сер. XIX в.); кошкартас (некрополь Кошкар-ата, IX—XX вв.) Типы каменных надгробий

VII. Я щ и ки - с а р ко ф а ги (сандыктасы) — достаточно распространенный в Восточном Прикаспии, на Устюрте, Эмбе вид надмогильных сооружений из каменных плит. Различаются архаичные (из слабо обработанных плит) и архитектурно-художественные сандыктасы.

VIII. Ограды (простые) — овальные и округлые в плане стеновые сооружения из камня, кирпича, дерна, камыша (типа «шеген»), металлических конструкций.

IX. Надмогильные насыпи, наброски — традиционный древний вид мемориальных сооружений, распространенных повсеместно. Различаются по материалу: земляные, каменно-земляные, каменные.

Все уникальное многообразие архитектуры Арало-Каспия создают в основном композитные (сложные) виды памятников, поскольку в «чистом» виде указанные категории, типы мемориальных сооружений (в т.ч. и монументальных) встречаются крайне редко.

Массовый комплекс мемориально-культовых сооружений рассматриваемого региона имеет важнейшее историкокультурное, этнографическое значение, поскольку памятники окружены многочисленными историческими преданиями и легендами, являются местами захоронения многих выдающихся деятелей прошлого, поверхности их покрыты арабографическими эпитафиями, тамгами, разнообразными рисунками и орнаментальным декором. Например, на ранних камнерезных сооружениях Манкыстау и Устюрта выявляются знаки племен огузо-кыпчакского периода — т.н. «тамги детей Огуза». — которые согласуются со сведениями Махмуда Кашгарского и Рашид-ад-дина, дополняют их. Восстанавливается также достоверная система тамг казахов Младшего жуза и т.д.

Таким образом, архитектурные памятники Арало-Каспия уникальны по своей многочисленности, разнообразию и несомой ими историко-культурной информации. В настоящее время особо остро стоят вопросы их охраны, поскольку большинство из них расположено в зонах активного нефтегазового освоения региона. Следует помнить, что замечательные памятники древних кочевников и полукочевников Арало-Каспийского региона (ставшего сейчас средоточием

Ажигали С.Е. Очерк культурного наследия Арало-Каспийского региона

экономических и геополитических интересов) являют собой национальную гордость и непреходящее достояние не только казахского народа, но и всех тюркских народов, многих других этносов, история и культура которых связана с землей древнего Турана.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агаджанов С.Г. Очерки истории огузов и туркмен Средней Азии 1Х — ХШ вв. Ашхабад. 1969.

2. Аджигалиев С.И. Генезис традиционной погребально-культовой архитектуры Западного Казахстана (на

основе исследования малых форм). Алматы, 1994.

3. Ажигали С.Е. Архитектура кочевников — феномен истории и культуры Евразии (памятники Арало-

Каспийского региона). Алматы, 2002.

4. Ажигали С.Е. Древности «страны-кратера»: об истории и культуре кочевого Арало-Каспия. Алматы, 2006.

5. Ажигали С. У берегов Прикаспийской истории. Алматы, 2000.

6. Акишев К.А. Курган Иссык. Искусство саков Казахстана. М.: Искусство, 1983.

7. Актау. Энциклопедия. Актау, 2001.

8. Артамонов М.И. История хазар. Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1962.

9. Атырау. Энциклопедия. Алматы, 2000.

10. Бартольд В.В. Сведения об Аральском море и низовьях Аму-Дарьи с древнейших времен до XVII века / /

Соч. Т. 3. М.: Наука, 1965.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Басенов Т.К. Архитектурные памятники в районе Сам. Алма-Ата, 1947.

12. Брун Ф. Перипл Каспийского моря по картам XIV столетия / / Записки Новороссийского университета.

Т. 8. Одесса, 1872.

13. Вайнберг Б.И. Этногеография Турана в древности. VII в. до н э. — VIII в. н.э. М: Восточная литература, 1999

14. Вишневская О.А., Итина М.А. Ранние саки Приаралья / / Материалы и исследования по археологии

СССР. № 177: Проблемы скифской археологии. М.: Наука, 1971. С. 197—208.

15. Вопросы археологии Западного Казахстана: Сб. научных тр. Вып. 1. Самара. 1996.

16. Вопросы археологии Западного Казахстана: Сб. научных тр. Вып 2. Актобе. 2005.

17. Вопросы истории и археологии Западного Казахстана: Сб. науч. статей Вып. 1. Уральск, 2002.

18. Вопросы истории и археологии Западного Казахстана: Сб. науч. статей. Вып. 3. Уральск, 2004.

19. Востров В.В., Муканов М.С. Родоплеменной состав и расселение казахов (конец XIX — начало XX вв.). Ал-

ма-Ата. 1968.

20. Григорьев В.В. Описание Хивинского ханства и дороги туда из Сарайчиковской крепости / / Записки

Императорского Русского Географического Общества. 1861. Кн. 2.

21. Гумилев Л.Н. Открытие Хазарии (историко-географический этюд). М.: Наука. 1966.

22. Гуцалов С.Ю. Древние кочевники Южного Приуралья VII — I вв до н.э. Уральск: Полиграфсерфис. 2004.

23. Дандамаев М.А. Поход Дария против скифского племени тиграхауда / / Краткие сообщ. Ин-та народов

Азии АН СССР. 1963. Т. 61. С. 175 — 187.

24. Джикиев А. Очерки происхождения и формирования туркменского народа в эпоху средневековья. Аш-

хабад. 1991

25. Древняя и средневековая культура Юго-Восточного Устюрта. Ташкент. 1978.

26. Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды в XIII — XIV вв. М.: Наука, 1985

27. Ерназаров Ж.Т. Семейная обрядность казахов: символ и ритуал. Алматы, 2003.

28. Жукова Л.К. Левтеева Л.Г. Западный Казахстан глазами путешественника (Дневник М.Н. Чернышевского

1899 г.) / / Изв. АН КазССР. Сер. обществ, наук. 1974. № 4.

29. Ибраев Б.А. К генезису форм купольных мавзолеев Западного Казахстана / / Архитектурное наследство.

Вып. 29: Проблемы композиции. М.: Стройиздат. 1981.

30. Ибраева К. Казахский орнамент. Алматы, 1994.

31. Иордан. О происхождении и деяниях гетов. СПб.: Алетейя. 1997.

32. История Астраханского края. Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та. 2000.

33. История и культура Арало-Каспия: Сб. статей / Под общ ред. С. Ажигали. Вып 1. Алматы, 2001.

34. Итина М.А.. Яблонский Л.Т. Мавзолеи Северного Тагискена. Поздний бронзовый век Нижней Сырдарьи.

М.: Восточная литература, 2001.

35. Казаки. Антропологические очерки / Под ред. С.Ф. Баронова, А.Н. Букейхана и С.И. Руденко. Л., 1927.

36. Калмыков И.Х., Керейтов Р.Х., Сикалиев А.И. Ногайцы. Историко-этнографический очерк Черкесск, 1988.

37. Карелин Г.С. Путешествия Г.С. Карелина по Каспийскому морю. СПб., 1883. (Записки Имп. Рус. Геогр. О-

Ажигали С.Е. Очерк культурного наследия Арало-Каспийского региона

Ва по общей географии. Т. 10).

38. Карутц Р. Среди киргизов и туркменов на Мангышлаке. СПб., 1910.

39. Кастанье И.А. Древности Киргизской степи и Оренбургского края / / Труды Оренбургской ученой ар-

хивной комиссии. Вып. 22. Оренбург, 1910.

40. Ковалевский А.Л Книга Ахмеда ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921 — 922 гг. Харьков, 1956.

41. Культура кочевников на рубеже веков (XIX — XX, XX — XXI вв.). Проблемы генезиса и трансформации Ма-

териалы международной конференции. Алматы, 5 — 7 июня 1995 Алматы, 1995.

42. Леваневский М. Очерки киргизских степей (Эмбинского уезда) / / Землеведение. 1894. Кн. 2—4.

43. Леваневский М. Очерки киргизских степей (Эмбинского уезда) / / Землеведение. 1895. Кн. 2 — 3.

44. Левина Л.М. Этнокультурная история Восточного Приаралья. I тысячелетие до н.э. — I тысячелетие н.э.

М.: Восточная литература, 1996.

45. Левшин А.Я. Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких, орд и степей. Алматы: Санат, 1996.

46. Мангыстау: Энциклопедия. Алматы, 1997.

47. Манылов Ю.Л., Юсупов Н.Ю. Караван-сараи Центрального Устюрта (в пределах Каракалпакской АССР)

/ / Советская археология. 1982. № 1. С. 170 — 182.

48. Маргулан А.. Басенов Т., Мендикулов М Архитектура Казахстана. Алма-Ата, 1959.

49. Медоев А. Подземная архитектура кочевников полуострова Мангышлак / / Простор. 1969. № 6. С. 3—4.

50. Медоев А. Камень и эстетика номадов / / Кочевники. Эстетика. (Познание мира традиционным казах-

ским искусством). Алматы, 1993.

51. Мендикулов М.М. Памятники архитектуры полуострова Мангышлака и Западного Устюрта. Алма-

Ата, 1956.

52. Мендикулов М. Памятники народного зодчества Западного Казахстана. Алма-Ата, 1987.

53. Ольховский ВС., Галкин Л.Л. К изучению памятников Северо-Восточного Прикаспия эпохи раннего же-

леза / / Российская археология. 1997. № 4. С. 141 — 156.

54. Первые русские научные исследования Устюрта. Сб. материалов. М.: АН СССР, 1963.

55. Плетнева С.А. Кочевники средневековья. Поиски исторических закономерностей. М.: Наука, 1982.

56. Поляков С.П. Этническая история Северо-Западной Туркмении в средние века. М: МГУ, 1973.

57. Проблемные вопросы истории Западного Казахстана. Материалы Межрегиональной конференции. Май

1991. Гурьев, 1991.

58. Пьянков И.В. К вопросу о маршруте похода Кира II на массагетов / / Вестник древней истории 1964. № 3.

С. 115 — 130.

59. Пьянков И.В. Массагеты Геродота / / Вестник древней истории 1975. № 2. С. 46 — 70.

60. Рапопорт Ю.А., Неразик Е.Е., Левина Л.М. В низовьях Окса и Яксарта. Образы древнего Приаралья. М.:

Индрик, 2000.

61. Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Настольная и дорожная книга русских лю-

дей / Под. ред. П.Л. Семенова. Т. XVIII. Киргизский край. СПб., 1903.

62. Сдыков М.Н. История населения Западного Казахстана. Алматы, 2004.

63. Смирнов К.Ф. Савроматы. Ранняя история и культура сарматов. М.: Наука, 1964.

64. Сулимирский Т. Сарматы. Древний народ юга России / Пер. с англ. Т.В. Китаиной. М.: Центрполи-

граф, 2008.

65. Тасмагамбетов И. Кулпытас. Астана, 2002.

66. Тасмагамбетов И.Н., Самашев З.С. Сарайшык Алматы, 2001.

67. Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. 2. М. — Л.: АН СССР, 1941.

68. Толстов С.П. По древним дельтам Окса и Яксарта. М.: Изд-во восточной литературы, 1962.

69. Толстов С.П. По следам древнехорезмийской цивилизации. М. — Л.: АН СССР,, 1948.

70. Толыбеков С.Е. Кочевое общество казахов в XVIII — начале XX века. Политико-экономический анализ.

Алма-Ата, 1971.

71. Тохтабаева Ш.Ж. Серебряный путь казахских мастеров. Алматы, 2005.

72. Трепавлов В.В. История Ногайской Орды. М.: Восточная литература, 2002.

73. Тушин Ю.Л. Русское мореплавание на Каспийском, Азовском и Черном морях (XVII век). М.: Наука, 1978.

74. Федоров-Давыдов Г.А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов.

Археологические памятники. М.: Издательство. Московского университета, 1966.

75. Харузин А Киргизы Букеевской Орды (Антрополого-Этнологический очерк). М, 1889. Вып. 1.

76. Харузин А Киргизы Букеевской Орды (Антрополого-Этнологический очерк). М, 1891. Вып. 2.

Ажигали С.Е. Очерк культурного наследия Арало-Каспийского региона

77. ЯблонскийЛ.Т. Саки Южного Приаралья (археология и антропология могильников). М.: Институт ар-

хеологии РАН, 1996.

78. Ягодин В.Н. Стреловидные планировки Устюрта (опыт историко-культурной интерпретации) 11 Архео-

логия Приаралья. Вып. V. Ташкент, 1991.

79. Castagne J. "Les tamgas des Kirghizes-Kazakhs." Revue du Monde Musulman. Paris. 1921, vol. 47.

80. Frye R.N. Handbuch der Altertumswissenschaft: Alter Orient-Griechische Geschichte-Römische Geschichte. Band III, У:

The History of Ancient Iran. Ch. Beck, 1984, vol. З.

81. Harmatta J. "Darius' Expedition Against the Saka Tigraxauda." Studies in the Sources on the History of Pre-lslamic

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Central Asia. Budapest, 1979.

82. "Herrman Massagetai." Paulys Real-Enzyklopädie der klassischen Altertumswissenschaft. Zweite Reihe. 1930, Bd. 14I28.

83. Humboldt A. Asie Centrale. Paris: Gide, 184З.

84. Majerczak R. "La province transcaspienne." Revue du Monde Musulman. Paris 191З, vol. 25.

85. Mallory J.P., Adams D.Q. Encyclopedia of Indo-European Culture. Chicago: Fitzroy Dearborn Publishers, 1997.

86. [Zaleski Bronislas] La vie des Steppes Kirghizes. Description récits et contes. Texte et illustrations a l'eau forte par

Bronislas Zaleski. Paris, 1865.

Цитирование по ГОСТ Р 7.0.11—2011:

Ажигали, С. Е. Очерк культурного наследия Арало-Каспийского региона [Электронный ресурс] / С.Е. Ажигали // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. — 2014. — Т. 5. — Вып. 1. — Часть 2: Пространство и время Каспийского Диалога. — Стационарный сетевой адрес: 2227-9490e-aprovr_e-ast5-1-2.2014.11

ESSAY ON THE CULTURAL HERITAGE OF THE ARAL-CASPIAN REGION

Serik E. Azhigali. D.Phil. (History), Professor, Chief Researcher, Ch.Ch. Valikhanov Institute of History and Ethnology of Ministry of Education and Science of Republic Kazakhstan, Head of the Department of Ethnology and Anthropology, Corresponding Member of International Academy of Architecture the Eastern countries

E-mail: s.azhigali@gmail.com

The majority of ancient Turan's architectural monuments are located in active oil-and-gas development zones of Aral-Caspian Region which is became an economic and geopolitical center. Nowadays the questions of this cultural heritage protection are the matter of interests. Monuments of the ancient nomads and semi-nomads of the Aral-Caspian region is the national pride and lasting property not only of the Kazakh people, but all Turkic nations, many other ethnos, whose history

and culture are connected to the ground of the ancient Turan.

Unfortunately, modern Pre-Caspian region's researchers devote far more attention to the power engineering and oil-and-

gas-field operating, rather than on unique historical and cultural heritage of the Aral-Caspian area, especially on its central

and arid-steppe zones.

In this article, I am considering ethno-cultural niche between the Aral and the Caspian (Mangyshlak Peninsula — Mankystau, — Ustyurt plateau, Northern Pre-Aral and Pre-Caspian regions) as the cultural-genetic center and crossroad of historical paths for many peoples of antiquity, Middle Ages and the New Time. Massagets, Dakhs-Parthian, Alans, Magyars-Hungarians, Oguzes-Seldguks, Kypchaks, Kazakhs, Turkmen, Bashkirs, Kara-Kalpaks and others have created special synthetic historical and cultural space in the region and a special "passionate" type of its inhabitants.

Based on archaeological evidence, I give a brief overview of the history of the Aral-Caspian region since the Paleolithic era. I pay special attention to the most representative part of historical and cultural heritage of the Aral-Caspian that is the mass complex of nomads and semi-nomads memorial-cult architecture monuments of II millennium AD. Based on my 25-years' experience in archaeological research in Western Kazakhstan, as well as on the classic studies of the twentieth century, I present a general classification of the memorial and religious architecture of the Aral-Caspian region:

(i) mosques are most common on Mankystau, North Ustyurt, in some areas of the North Aral Sea region. Types mosques in Aral-Caspian rock-underground. steppe floor (simple), ground wall ("architectural");

(ii) the domical mausoleums are one of the most popular kinds of the memorial buildings distributed everywhere. There are two groups of this monuments — single-chamber and multichamber, — and numerous types, subtypes and variants distinguished among them;

(iii) architectural fencings that are constructions quadrangular in plan, without overlapping, made of adobe bricks and

Ажигали С.Е. Очерк культурного наследия Арало-Каспийского региона

untreated or poorly-treated stone (limestone blocks). Types of such fencings are differing in the nature of building materials and construction of walls (with elevation angles and without them);

(iv) saganatams' that are purely Kazakh kind of monumental buildings of the memorial architecture. It is also a fence quadrangular in plan, constructed from carefully saw stone blocks and slabs, very rarely of brick with decorative wall treatment.

(v) kulpytases' that are grave steles of Kazakhs, the most mass and various categories of monuments of Western Kazakhstan, This type of monuments includes a dug stone carved column, a plate at the headboard of the burial place (from the western side);

(vi) gravestones are also a mass kind of stone-cutting monuments, but they are distributed only in the south areas from the valley of the Sagyz river. Two basic categories of gravestones are the stylizedand sculptural-stylized ones;

(vii) boxes-sarcophagus (sandyktases) are kind of grave constructions from stone plates widespread in the Eastern Pre-Caspian region, on Ustyurt and in Emba River Valley.

(viii) simple fencings that are oval and rounded wall constructions from stone, brick, turf (shym), cane, and metal constructions;

(ix) grave embankments are the traditional ancient kind of memorial structures, widespread everywhere. They vary in material: made of earth, made of stone and earth, and made of stone.

Preservation and further study of memorial architecture of the Aral-Caspian area allow one to reconstruct history of region and are essential for identity formation of its present population, and therefore those objectives are an important scientific and social task.

Keywords: Aral-Caspian region, Magystau, Usturt, culture of nomads and semi-nomads, memorial and religious monuments of western Kazakhstan.

References:

1. Adzhigaliev S.I. Genesis of Traditional Burial and Religious Architecture of the Western Kazakhstan (Based on a Study of

Small Forms). Almaty, 1994. (In Russian).

2. Agadzhanov S.G. Essays on the History of Oguz and Turkmen of Central Asia IX-XIII cc. Ashgabat, 1969. (In Russian).

3. Akishev K.A. Issyk Barrow. The Art of the Saka of Kazakhstan. Moscow: Iskusstvo Publisher, 1983. (In Russian).

4. Ancient and Middle Ages Culture of South-East Ustyurt. Tashkent, 1978. (In Russian).

5. Artamonov M.I. History of Khazars. Leningrad: State Hermitage Publisher, 1962. (In Russian).

6. Azhigali S.E. Along the Shores of the Caspian History. Almaty, 2000. (In Russian).

7. Azhigali S.E. Ancestries of the 'Country-Crater': About History and Culture of the Nomadic Aralo-Caspian. Almaty,

2006. (In Kazak, Russian, and English).

8. Azhigali S.E. ed. History and Culture of Aral and Caspian Region. Almaty, 2001. (In Russian).

9. Azhigali S.E. Nomads Architecture, Phenomenon of History and Culture of Eurasia (Monuments of the Aral and Caspian

Region). Almaty, 2002. (In Russian).

10. Baronov S.F., Bukeykhan A.N., Rudenko S.I. eds. Cossacs. Anthropological Essays. Leningrad, 1927. (In Russian).

11. Bartold V.V. "Information about the Aral Sea and the Lower Reaches of the Amu Darya from Ancient Times un-

til the XVII Century." Writings. Moscow: Nauka Publisher, 1965, vol. 3. (In Russian).

12. Basenov T.K. Architectural Monuments in Sam Region. Alma-Ata, 1947. (In Russian).

13. Brun F. "Periplus of the Caspian Sea after the Maps of XIV Century." Bulletin of the Novorossiysk University. Odes-

sa, 1872, vol. 8. (In Russian).

14. Castagne J. "Les tamgas des Kirghizes-Kazakhs." Revue du Monde Musulman. Paris. 1921, vol. 47.

15. Dandamayev M.A. "Darius' Campaign Against Scythian Tribe of Tigraxauda." Brief Reports of the Institute of Peo-

ple of Asia, USSR Academy of Science 61 (1963): 175 — 187. (In Russian).

16. Dzhikiev A. Essays on Origin and Formation of the Turkmen People in the Middle Ages. Ashgabat, 1991. (In Russian).

17. Egorov V.L. Historical Geography of Golden Horde in XIII - XIV cc. Moscow: Nauka Publisher, 1985. (In Russian).

18. Encyclopedia of Aktau. Aktau, 2001. (In Russian).

19. Encyclopedia of Atyrau. Atyrau, 2000. (In Russian).

20. Encyclopedia of Mangystau. Almaty, 1997. (In Russian).

21. Ernazarov Zh.T. Family Ceremonialism of Kazakhs: Symbol and Ritual. Almaty, 2003. (In Russian).

22. Fedorov-Davydov G.A. Nomads of Eastern Europe under the Rule of the Golden Horde Khans. Archaeological Monu-

ments. Moscow: Moscow University Publisher, 1966. (In Russian).

23. First Russian Scientific Researches of Ustyurt. Moscow: USSR Academy of Science Publisher, 1963. (In Russian).

24. Frye R.N. "Band III, 7: The History of Ancient Iran." Handbuch der Altertumswissenschaft: Alter Orient-Griechische

Geschichte-Römische Geschichte. Ch. Beck, 1984, vol. 3.

Ажигали С.Е. Очерк культурного наследия Арало-Каспийского региона

25. Grigoriev V.V. "Description of Khiva Khanate and the Road Leading There from Saraychik Fortress." Bulletin of

Imperial Russian Geographic Society 2 (1861). (In Russian).

26. Gumilev L.N. Discovery of Khazaria (Historical and Geographical Study). Moscow: Nauka Publisher, 1966. (In Russian).

27. Gutsalov S.Yu. Ancient Nomads of Southern Pre-Ural of VII-I cc. BC. Urals: Poligrafservis Publisher, 2004. (In

Russian).

28. Harmatta J. "Darius' Expedition Against the Saka Tigraxauda." Studies in the Sources on the History of Pre-lslamic

Central Asia. Budapest, 1979.

29. "Herrman Massagetai." Paulys Real-Enzyklopädie der klassischen Altertumswissenschaft. Zweite Reihe. 1930, Bd. 14/28.

30. History of the Astrakhan Region. Astrakhan: Astrakhan State Pedagogic Univ. Publisher, 2000. (In Russian).

31. Humboldt A. Asie Centrale. Paris: Gide, 1843.

32. Ibraev B.A. "On the Dome Forms Mausoleums Genesis in Western Kazakhstan." Architectural Heritage. Issue 29:

Problems of Composition. Moscow: Stroyizdat Publisher, 1981. (In Russian).

33. Ibraeva K. Kazakh Ornament. Almaty, 1994. (In Russian).

34. Issues of West Kazakhstan Archeology. Aktobe, 1996, issue 2. (In Russian).

35. Issues of West Kazakhstan Archeology. Samara, 1996, issue 1. (In Russian).

36. Issues of West Kazakhstan History and Archeology. Uralsk, 1996, issue 1. (In Russian).

37. Issues of West Kazakhstan History and Archeology. Uralsk, 1996, issue 3. (In Russian).

38. Itina M.A., Yablonsky L.T. Northern Tagisken Mausoleums. Late Bronze Age of the Lower Syrdarya. Moscow: Vos-

tochnaya literatura Publisher, 2001. (In Russian).

39. Jordanes. The Origins and Deeds of the Goths, St. Petersburg: Aleteya, 1997. (In Russian).

40. Kalmykov I.Kh., Kereytov R.Kh, Sikaliev A.I. Noghais. Historical and Ethnographic Essay. Cherkessk, 1988. (In

Russian).

41. Karelin G.S. "G.S. Karelin's Travel on the Caspian Sea." Notes of the Imperial Russian Geographical Society on General

Geography. St. Petersburg, 1883, vol. 10, 468 p. (In Russian). (In Russian).

42. Karutts R. Among the Kyrgyz and Turkmen in Mangyshlak. St. Petersburg, 1910. (In Russian).

43. Kastanie I.A. "Ancientries of Kyrgyz Steppe and Orenburg Region." Proceedings of the Orenburg Scientific Archive

Committee. Orenburg, 1910, issue 22. (In Russian).

44. Kharuzin A. Kyrgyz of Bukeev Horde. (Anthropologic and Ethnologic Essay). Moscow, 1889, issue 1. (In Russian).

45. Kharuzin A. Kyrgyz of Bukeev Horde. (Anthropologic and Ethnologic Essay). Moscow, 1891, issue 2. (In Russian).

46. Kovalevsky A.L. Akhmed ibn-Fadlan's Book About His Travel to Volga River in 921 - 922. Kharkov, 1956. (In Russian).

47. Levanevsky M. "Essays of the Kyrgyz Steppes (of Emba District)." Zemlevedenie [Earth Sciences] 2 — 4 (1894).

(In Russian).

48. Levanevsky M. "Essays of the Kyrgyz Steppes (of Emba District)." Zemlevedenie [Earth Sciences] 2 — 3 (1895).

(In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

49. Levina L.M. Ethnic and Cultural History of Eastern Aral Sea Region. I Millennium BC —I Millennium AD. Moscow:

Vostochnaya literatura Publisher, 1996. (In Russian).

50. Levshin A.Ya. Description of Kyrgyz-Cossack, or Kyrgyz-Kaisak Hordes and Steppes. Almaty: Sanat Publisher, 1996.

(In Russian).

51. Majerczak R. "La province transcaspienne." Revue du Monde Musulman. Paris 1913, vol. 25.

52. Mallory J.P., Adams D.Q. Encyclopedia of Indo-European Culture. Chicago: Fitzroy Dearborn Publishers, 1997.

53. Manylov Yu.L., Yusupov N.Yu. "Caravanserais in Central Ustyurt (Within Karakalpakstan Autonomous Soviet

Republic)." Soviet Archeology 1 (1982): 170 — 182. (In Russian).

54. Margulan A., Basenov T., Mendikulov M. Architecture of Kazakhstan. Alma-Ata, 1959. (In Russian).

55. Medinkulov M.M. Architectural Monuments of the Mangyshlak Peninsula and Western Ustyurt. Alma-Ata, 1956. (In

Russian).

56. Medinkulov M.M. Folk Architecture Monuments of Western Kazakhstan. Alma-Ata, 1987. (In Russian).

57. Medoev A. "Stone and Aesthetics of Nomads." Nomads. Aesthetics. (Cognition of the World by the Traditional Kazakh

Art). Almaty, 1993. (In Russian).

58. Medoev A. "Underground Nomads Architecture of Mangyshlak Peninsula." Prostor [Vastness] 6 (1969): 3 — 4. (In

Russian).

59. Nomads' Culture At The Turn Of The Centuries (XIX — XX, XX — XXI cc.). Problems of Genesis and Transformation.

Proceedings of the International Conference. Almaty, 5 — 7 June 1995. Almaty, 1995. (In Russian).

60. Olkhovsky V.S., Galkin L.L. "Toward Study of the Northeastern Caspian Region Monuments of the Early Iron

Age." Russian Archeology 4 (1997): 141 — 156. (In Russian).

Ажигали С.Е. Очерк культурного наследия Арало-Каспийского региона

61. Piyankov I.V. "Massagets of Herodotus." Herald of Ancient History 2 (1975): 46 — 70. (In Russian).

62. Piyankov I.V. "On the Route of Cyrus II Campaign Against Massagets." Herald of Ancient History 3 (1964): 115 —

130. (In Russian).

63. Pletneva S.A. Nomads of Middle Ages. Searching for Historical Regularities. Moscow: Nauka Publisher, 1982. (In

Russian).

64. Polyakov S.P. Ethnic History of Northern-Western Turkmenistan in the Middle Ages. Moscow: Moscow State Univer-

sity Publisher, 1973. (In Russian).

65. Problematic Issues of Western Kazakhstan History. Proceedings of the Interregional Conference. May 1991. Guriev, 1991.

(In Russian).

66. Rapoport Yu.A., Nerazik E.E., Levina L.M. In the Lower Reaches of the Oxus and Jaxartes. Images of Ancient Aral Sea

Region. Moscow: Indrik Publisher, 2000. (In Russian).

67. Sdykov M.N. History of Western Kazakhstan Population. Almaty, 2004. (In Russian).

68. Semenov P.L. ed. Russia. Complete Geographical Description of Our Fatherland. Desktop and Road Book of Russian Peo-

ple. Volume XVIII: Kyrgyz Region. St. Petersburg, 1903. (In Russian).

69. Sulimirski T. Sarmatians. Moscow: Tsentrpoligraf Publisher, 2008. (In Russian).

70. Tasmagambetov I.N., Samashev Z.S. Sarayshyk. Almaty, 2001. (In Russian).

71. Tasmagmbetov I. Kulpytas. Astana, 2002. (In Russian).

72. Tizengauzen V.G. Collection of Materials Connected to the History of Golden Horde. Moscow — Leningrad: USSR

Academy of Science Publisher, 1941, vol. 2. (In Russian).

73. Tokhtabaeva Sh.Zh. Silver Path of the Kazakh Masters. Almaty, 2005. (In Russian).

74. Tolstov S.P. Along the Ancient Deltas of Oxus and Jaxartes. Moscow: Vostochnaya literatura Publisher, 1962. (In

Russian).

75. Tolstov S.P. On the Footsteps of the Ancient Khorezm Civilization. Moscow — Leningrad: USSR Academy of Science

Publisher, 1948. (In Russian).

76. Tolybekov S.E. Nomadic Kazakh Society in XVIII — Early XX cc. Political and Economic Analysis. Alma-Ata, 1971. (In

Russian).

77. Trepavlov V.V. History of the Nogai Horde. Moscow: Vostochnaya literatura Publisher, 2002. (In Russian).

78. Tushin Yu.L. Russian Seafaring on the Caspian, Azov, and Black Seas (XVIII Century). Moscow: Nauka Publisher,

1978. (In Russian).

79. Vaynberg B.I. Eythnogeography of Turan in Ancient Time. VII BC — VIII AD. Moscow: Vostochnaya literatura Pub-

lisher, 1999. (In Russian).

80. Vishnevskaya O.A., Itina M.A. "Early Sakas of Aral Sea Region." Materials and Research on the Archaeology of the

USSR. Issue 177: Problems of Scythian archeology. Moscow: Nauka Publisher, 1971, pp. 197—208. (In Russian)

81. Vostrov V.V., Mukanov M.S. Congeneric and Tribal Structure and Resettlement of the Kazakhs (Late XIX — Early XX

cc.). Alma-Ata, 1968. (In Russian).

82. Yablonsky L.T. The Saka of Southern Aral Sea Region (Grave Fields Archeology and Anthropology). Moscow: RAS In-

stitute of Archeology Publisher, 1996. (In Russian).

83. Yagodin V.N. "Ustyurt Sagittate Architectural Planning (Experience of Historical and Cultural Interpretation)."

Archeology of the Aral Sea Region. Tashkent, 1991, issue V. (In Russian).

84. [Zaleski Bronislas] La vie des Steppes Kirghizes. Description récits et contes. Texte et illustrations a l'eau forte par

Bronislas Zaleski. Paris, 1865.

85. Zhukova L.K., Levteeva L.G. "Traveler's Impression of Western Kazakhstan. (M.N. Chernyshevsky's Diary,

1899)." Reports of Academy of Science of KazakhSSR. Series 'Social Sciences' 4 (1974). (In Russian).

Cite MLA 7:

Azhigali, S. E. "Essay on the Cultural Heritage of the Aral-Caspian Region." Elektronnoe nauchnoe izdanie Al'manakh Prostranstvo i Vremya, 'Prostranstvo i vremya Kaspiyskogo Dialog a' [Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time, 'The Space and Time of The Caspian Dialogue'] 5.1(2) (2014). Web. <2227-9490e-aprovr_e-ast5-1-

2.2014.11>. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.