Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2019. № 3
В.Н. Калуцков, М.М. Морозова
ОРЛОВСКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ РЕГИОН И ПРОЦЕССЫ
ЕГО РАЗВИТИЯ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» 119991, Москва, Ленинские горы, 1
Под литературно-географическим регионом понимается фрагмент литературно-географического пространства, устойчиво связанный с определенными литературными именами. Литературный регион формируется под воздействием двух важнейших регионообразующих процессов — художественного освоения и процесса мемориализации пространства. В основе первого процесса лежит создание ассоциативных литературных мест и формирование регионального сверхтекста, представляющего собой систему литературных и внелитературных компонентов. Сущность мемориального освоения заключается в наполнении культурного пространства мемориальными литературными местами — музеями, памятниками, улицами и организациями, названными именами писателей.
На основе соотношения процессов художественного освоения и мемориализации пространства выделяется пять этапов развития литературного региона: этап первичного литературно-художественного освоения пространства; этап художественного освоения пространства ключевыми писателями региона; этап первичного литературно-мемориального освоения пространства; этап массового литературно-мемориального освоения пространства и современный (постсоветский) этап литературного освоения пространства.
В качестве модельного в исследовании был выбран Орловский литературный регион, поскольку Орловский край связан с именами более чем 20 авторов, включая таких выдающихся писателей, как И.С. Тургенев, Н.С. Лесков и Л.Н. Андреев.
Ключевые слова: литературная география; культурная география; литературно-географическое пространство; литературно-географический регион; литературное место; Орловская область.
О подходах к литературному региону. В настоящее время сложилось два типа исследовательских интерпретаций термина «лите-
Калуцков Владимир Николаевич — доктор географических наук, профессор кафедры региональных исследований факультета иностранных языков и регионо-ведения МГУ имени М.В. Ломоносова (e-mail: [email protected]).
Морозова Милена Максимовна — аспирант кафедры региональных исследований факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова (e-mail: [email protected]).
ратурный регион» — как яркой метафоры и как теоретического понятия. Метафорическая трактовка встречается в ряде публикаций, посвященных региональному литературному пространству и региональному тексту [Мешков, 1985; Полякова, 2015]. В исследовательских ситуациях понимание термина зависит от традиций конкретной научной дисциплины.
В литературоведении литературный регион рассматривается в качестве ареала бытования региональных текстов. Тем самым, развивается ставшее классическим понятие регионального текста (точнее сверхтекста) В.Н. Топорова [Топоров, 1995]. На этой теоретической основе, например, разрабатывается новое научное направление «филологическая регионалистика» как ареальное исследование региональных текстов [Полякова, 2015].
В культурной географии литературно-географические исследования восходят к методам исследования городского пространства Н.П. Анциферова [Анциферов, 1922]. В начале XX в. к изучению литературы региона в социокультурном и географическом контекстах призывал в своих работах и Н.К. Пиксанов, вводя понятие «культурное гнездо» [Пиксанов, 1928]. Литературный регион исследуется с помощью таких понятий, как литературно-географическое пространство, литературное место, региональный сверхтест; важное место занимает использование методов картографии.
Исходные теоретические положения. Литературно-географический регион формируется в результате литературного освоения пространства, т.е. насыщения «пустого» пространства литературными образами и литературными местами.
Процесс литературного освоения пространства определяется двумя важнейшими регионообразующими процессами — художественным освоением пространства и его мемориальным освоением. Отметим, что нередко исследователями под литературным освоением пространства понимается лишь его художественное освоение, в то время как его мемориализация зачастую играет не меньшую, а иногда даже большую роль в формировании регионального пространства.
Художественное освоение пространства предполагает создание массива ярких запоминающихся литературных образов. Эти образы связаны с ассоциативными литературными местами — ло-кусами, в которых разворачивается сюжет произведения, или в которые автор помещает своих героев [Веденин, 2006]. Так, напри-ме, возникло известное литературное место — тургеневский «Бежин луг».
Вслед за художественным освоением регионального пространства следует его мемориальное освоение. В его основе лежит желание
общества сохранить память о великом писателе-земляке и его творчестве. Мемориальное освоение пространства представляет собой процесс насыщения культурного пространства мемориальными литературными местами — музеями, памятниками и литературными топонимами [Веденин, 2006; Калуцков, 2016].
В результате мозаика ассоциативных и мемориальных литературных мест образует ткань литературно-географического региона. Пространственное развитие литературного региона происходит неравномерно, оно носит волнообразный характер. На ранних этапах развития литературного региона преобладает процесс художественного освоения пространства, на поздних — мемориального освоения.
Материал. Орловский край связан с жизнью и творчеством более 20 авторов. На Орловщине в разное время бывали А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, В.А. Жуковский и К.Г. Паустовский. Ключевыми писателями-орловцами, людьми, в чьем творчестве наиболее полно отразились особенности края; акторами, память о которых хранится в названии улиц и организаций Орла, Мценска, Болхова и других городов Орловской области, являются И.С. Тургенев, Н.С. Лесков, А.А. Фет и Л.Н. Андреев.
На основе анализа литературного наследия указанных авторов были выявлены ключевые образы, связанные с Орловским краем. По материалам анализа составлены литературные карты, которые использовались в процессе исследования. Исследование творчества орловских писателей и связанных с ними литературных мест позволяет проследить процесс развития Орловского литературного региона; он состоит из пяти этапов.
1 этап. Первичное литературно-художественное освоение Ор-ловщины (1840-1860-е годы). Начало художественного освоения литературного региона корреспондирует с датой первых публикаций ключевых писателей региона, в которых приводятся описания края. С публикацией первых региональных литературных произведений появляется и первая реакция критики на них. На этапе первичного литературно-художественного освоения в произведениях отсутствуют отсылки к ранее созданным образам литературных мест, так как устоявшиеся образы на этом этапе литературного освоения территории еще не сформировались. В текстах авторов появляются первые описания природных и культурных особенностей края, что означает начало формирования регионального сверхтекста.
Литературно-художественное освоение Орловщины начинается в 1840-е годы. В 1847 г. публикуются рассказы И.С. Тургенева «Ер-молай и Мельничиха», «Хорь и Калиныч», «Льгов», «Однодворец Овсянников» и «Мой сосед Радилов». В этом же году появляется реакция критики на рассказы цикла «Записки охотника». В.Г. Бе-
линский в статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года» пишет об изображении природы в «Записках охотника»1.
Формирование образа Орловщины продолжается в 1850-е годы. Публикуются тургеневские рассказы «Бежин луг» и «Певцы», повесть «Дневник лишнего человека». В формировании Орловского литературного пространства важной датой является 1859 г., когда в свет вышел роман «Дворянское гнездо»: со временем образ Орла как дворянского гнезда становится одним из важнейших.
В 1860-е годы образы Орловщины, созданные Тургеневым, дополняются лесковскими образами. Наиболее важным произведением этого периода, формирующим образ Мценска, а вместе с ним и образ Орловщины, является повесть «Леди Макбет Мценского уезда». Как видим, на первом этапе формирования литературного региона ключевыми авторами выступают И.С. Тургенев и Н.С. Лесков.
2 этап. Литературно-художественное освоение Орловского края ключевыми писателями региона (1870-е годы — конец XIX в.). В 1869 г. выходит публикация «Русских общественных заметок», в которых Лесков критикует работы своего современника — И.С. Тургенева. Появление в литературных произведениях основных региональных писателей отсылок к произведениям друг друга, упоминание имен писателей региона в произведениях и воспроизведение ранее созданных другими авторами образов ассоциативных литературных мест являются свидетельствами начала нового этапа формирования литературного региона.
В 1870 г. Н.С. Лесков в повести «Загадочный человек» пишет о жизни И.С. Тургенева в его имении. В 1879 г. публикуются «Мелочи архиерейской жизни», а в 1882 — «Несмертельный Голован»; в них Лесков фиксирует образ Орла как дворянского гнезда, т.е. развивает литературный образ, истоки которого восходят к И.С. Тургеневу.
Перекрестные ссылки писателей дополняются формированием регионального сверхтекста (в понимании В.Н. Топорова) [Топоров, 1995]. Важнейшую роль в этом процессе играют произведения Н.С. Лескова: к 1880 г. опубликовано 15 «орловских» произведений автора, в 1880-е публикуется еще 12. Параллельно в 1882 г. появляется публикация нескольких работ И.С. Тургенева — рассказ «Отчаянный» и повесть «Постоялый двор». В 1898 г. произведения И.С. Тургенева и Н.С. Лескова дополняются текстами Л.Н. Андреева, в которых появляются новые образы Орловщины. Анализ текстов упомянутых авторов позволил выявить важнейшие ассоциативные литературные места Орловщины, т.е. «получившие» свой яркий литературный образ места края (рис. 1).
1 Белинский В.Г. Собр. соч.: В 3 т. Т. 3. М., 1948.
ф - ассоциативные 1
ф - ассоциативные ]
УСЛОВНЫ!
ф - ассоциативные места Л.Н. Андреева
Рис. 1. Важнейшие ассоциативные литературные места Орловской области.
Составлено М.М. Морозовой по материалам анализа «орловских» произведений
писателей
Исследование творчества И.С. Тургенева, Н.С. Лескова и Л.Н. Андреева позволяет определить ключевые компоненты Орловского регионального сверхтекста, к которым относятся:
1. Особенности природы (чернозем, лесостепь, поля, вальдшнепы, туман, застилающий луга и леса);
2. Особенности хозяйства (высокая стоимость леса и соломенные крыши, мельницы);
3. Важнейшие пространственные локусы (Орел, Мценск, Пуш-карная улица, Стрелецкая слобода, орловская гимназия, Ильинская площадь, Волховская (Болховская) улица);
4. Особенности географического местоположения (Орловская губерния в окружении соседних губерний, Орловская губерния на границе Великороссии и Малороссии);
5. Региональные сообщества (пушкари, стрельцы, старообрядцы, полехи);
6. Социальные характеристики (охота, воровство);
7. Имена региональных акторов (граф С.М. Каменский, А.П. Ермолов, князь П.И. Трубецкой, архиерей Никодим Быстрицкий, епископ Смарагд Крыжановский, И.С. Тургенев, П.И. Якушкин);
8. Знаковые события региональной истории (приезды императоров, пожары, голод 1840 г., эпидемия холеры 1848 г.).
3 этап. Первичное литературно-мемориальное освоение Орловщины (конец XIX в. — 1950-е годы). Создание первых обществ по сохранению памяти о писателях региона предвещают качественно новый этап формирования литературного региона. Начало этого этапа определяется по датам открытия первых памятников, экспозиций и литературных музеев, посвященных писателям региона, датам названия улиц в честь писателей.
Процессы литературно-мемориального освоения Орловского края начались в самом конце XIX в. В 1893 г. объявляется подписка на сооружение в Орле памятника И.С. Тургеневу, в 1897 г. открывается Орловский краеведческий музей. А.В. Гольцова пишет: «Дары в музей поступали отовсюду ... артистка М.Г. Савина прислала бюст И.С. Тургенева» и «Экспозиция музея имела двенадцать разделов ... этнографический, литературный и т.д.» [Гольцова, 2016: 105]. Таким образом, в Орловском краеведческом музее начинают формироваться первые коллекции, посвященные писателям-орловцам. В честь 20-летия со дня смерти писателя в Орле в 1903 г. открыт парк «Дворянское гнездо», установлен первый памятник И.С. Тургеневу и переименована улица Борисоглебская в улицу Тургенева. Но уже через пять лет духовенство поддержало предложение председателя городской думы о возвращении улице прежнего названия. Второй раз улица Тургенева появилась на карте Орла уже в 1930-е годы. Это означает, что процессы мемориализации пространства не всегда протекают «гладко» и однозначно. В 1918 г. в Орле создается музей писателя.
Приведенные факты убедительно показывают, что у истоков литературно-мемориального освоения Орловского края лежит общественное поклонение гению своего земляка — Ивану Сергеевичу Тургеневу.
С 1913 г. мемориальные литературные места, связанные с И.С. Тургеневым, появляются и в других городах края. Важным тургеневским мемориальным локусом, формирующимся в это время, является музей-заповедник «Спасское-Лутовиново». Статус государственного заповедника Спасское получает в 1921 г., а средства на его восстановление выделяются в 1937 г. Происходит расширение мемориального пространства Тургенева в Орле: в 1949 г. Орловскому государственному академическому театру присваивается имя писателя, а в 1956 г. на фасаде Дома книги в Орле открывают горельеф-бюст И.С. Тургенева.
Мемориализация пространства края жестко корреспондирует с изменением административных границ Орловщины — преобразованием губернии в область. Однако в связи с административной
чехардой первой половины XX в. территориальные границы Орловского литературного региона на данном этапе еще не устойчивы.
Подчеркнем, что именно на этом этапе формируется центральное литературное место региона — Орел: здесь открываются первые памятники писателям-орловцам, создаются первые литературные экспозиции и музеи, называются в честь писателей улицы. Тем самым «включается» важный культурно-пространственный механизм — механизм центрирования литературного пространства, который «стягивает» литературное пространство региона относительно быстро формирующегося регионального центра (этому вопросу посвящен специальный раздел статьи).
4 этап. Массовое литературно-мемориальное освоение Орловского региона (1950-1990-е годы). Массовое формирование мемориальных литературных мест (открытие памятников, создание музеев и наименование улиц, посвященных выдающимся региональным писателям), с одной стороны, и оформление устойчивых внешних границ литературно-географического региона, с другой — представляют собой важные критерии для выделения четвертого этапа развития литературно-географического региона.
С 1950-х годов на Орловщине происходит быстрый рост численности мемориальных литературных объектов, достигающий своего пика в постсоветское время. В 1956 г. улица, расположенная в Заводском районе города Орла, получает имя Л.Н. Андреева. В 1957 г. происходит открытие музея писателей-орловцев с экспозициями, посвященными И.А. Бунину, Л.Н. Андрееву и Н.С. Лескову. Отдельный музей последнего открывается в Орле в 1974 г. В 1950-1970-е годы продолжает расширяться литературно-географическое пространство И.С. Тургенева, в частности, открывается восстановленный усадебный дом в Спасском. В 1980-е годы в мемориальном пространстве Орловского края появляются мемориальные места, связанные с А.А. Фетом, И.А. Новиковым и М.М. Пришвиным.
Благодаря стабилизации границ административных единиц, областей и районов в середине XX в. Орловский литературный регион приобретает устойчивые границы, совпадающие с границами Орловской области. Границы региона начинают «работать» как содержательный фильтр: именно в их пределах происходит дальнейшая мемориализация культурного пространства. Мемориализации «подлежат» только «свои» писатели, деятельность которых вписывается в новые (в данном случае областные) границы. Тем самым, делимитация внешних границ литературного региона наряду с центрированием является важным механизмом его пространственного развития.
5 этап. Современный этап литературного освоения Орловщины (1990-е годы — настоящее время). Для современного этапа литера-
турного освоения Орловского края характерны не только активные процессы мемориализации, но и вторичное художественное освоение пространства (напомним, что вторичным литературно-художественным освоением края, интерпретируя тургеневские образы, занимался уже Н.С. Лесков).
Активный процесс мемориализации выражается в появлении новых памятных объектов, связанных с «региональными» писателями, происходит формирование авторских литературно-географических пространств посредством создания интерактивных программ в литературных музеях. Присваиваются имена «региональных» писателей организациям, а литературные герои и произведения писателей составляют основу новых брендов региона.
В 1990-е годы в центральном литературном месте Орловского литературного региона — в Орле, было сформировано девять мемориальных объектов, имена «региональных» писателей присвоены пяти организациям. В созданных Тургеневым ассоциативных местах продолжают формироваться места памяти. Например, вблизи национального парка «Орловское Полесье» в описанном Тургеневым селе Льгов ведется работа по созданию народного музея И.С. Тургенева.
Орел как центральное литературное место литературного региона. Формирование центрального литературного места связано не столько с литературным творчеством, сколько с процессом ме-мориализации пространства. Ранее мы уже указывали, что первые мемориальные литературные места появляются именно в Орле. Там наблюдается и самая высокая плотность литературных мест и самое большое их число (рис. 2).
С городом неразрывно связана литературная деятельность и жизнь важнейших региональных авторов — И.С. Тургенева, Н.С. Лескова, Л.Н. Андреева. В этом смысле Орел представляет собой полилитературное место, т.е. место, связанное с жизнью и творчеством нескольких писателей.
И, самое главное, в городе локализован важнейший литературный образ Орловщины и Орла — образ дворянского гнезда.
Впервые данный образ этого места появляется в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо», опубликованного в 1859 г. Семья Ка-литиных живет в доме «в одной из крайних улиц губернского города О...». Еще при жизни И.С. Тургенева жители города «поселили» героиню романа Лизу Калитину в дом на Верхней Дворянской (Октябрьской) улице. Позднее образ дворянского гнезда появляется в произведениях Н.С. Лескова (в 1879 г. в очерке «Мелочи архиерейской жизни» и в 1880 г. рассказе «Несмертельный Голован»). Тем самым, постепенно выстраивается устойчивая связь литературного образа и места, иначе литературный образ локализуется.
Рис. 2. Формирование мемориальных литературных мест Орла в Х1Х-ХХ1 вв.
Составлено М.М. Морозовой
Процесс локализации мощного художественного образа — Орла как дворянского гнезда, завершается в 1903 г.: к 20-летию со дня смерти Тургенева в Орле рядом с «домом Калитиных» открывается парк «Дворянское гнездо». Тем самым, образ «приземляется» и локализуется. До начала Первой мировой войны в саду ставились любительские спектакли. К 150-летию писателя 1967 г. в саду была сооружена ротонда, ныне ставшая одним из символов Орла (рис. 3); в 1987 г. сквер и прилегающие территории получили правовой статус — они были объявлены охранной зоной.
Однако процесс дальнейшего литературного освоения данного места на этом не заканчивается: в 2003 г. к 100-летию со дня открытия парка в Орле выходит антология стихотворений, посвященных «Дворянскому гнезду». Таким образом, происходит новое — вторичное — художественное освоение важного для региона литературного места. Данный пример ярко иллюстрирует, как процессы художественного и мемориального освоения пространства усиливают друг друга.
В качестве центрального литературного места региона Орел способствует стягиванию регионального литературного пространства относительно себя прежде всего через формирование региональных сетевых структур — за счет развития специализированного литературного туризма и музейно-экспозиционной деятельности.
Выводы. Таким образом, высказанная гипотеза, предполагавшая, что в основе формирования литературно-географического региона находятся два важнейших регионообразующих процесса литератур-
ного освоения пространства — художественного и мемориального освоения, была проверена на материале Орловского края и нашла свое подтверждение.
Рис. 3. Ротонда в парке «Дворянское гнездо» в Орле. Фото М.М. Морозовой
«Формулу» литературно-географического региона можно представить следующим образом: региональный сверхтекст + система региональных литературных мест. При этом важно, что сформировавшийся литературный регион обладает четкими внешними границами, которые вписываются в устойчивые (в данном случае областные) административные границы. Важно понимать, что административные границы «работают» как культурный фильтр, формируя систему регионального литературного наследия в контексте региональной идентичности, опираясь прежде всего на «своих» авторов.
Наряду с теоретическим понятием литературно-географического региона имеет и прикладное значение, в том числе и в сфере наследия, позволяя более точно выстраивать приоритеты региональной политики в сфере культуры, проектировать новые литературные места, способствовать развитию культурно ориентированного туризма.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анциферов Н.П. Душа Петербурга. СПб., 1922.
2. Веденин Ю.А. Литературные ландшафты как объекты наследия // География в школе. 2006. № 8. С. 15-21.
3. Гольцова А.В. Покажите свой город. Избранная публицистика. Орел, 2016.
4. Калуцков В.Н. Культурная география России. Ч. 1: Теоретический и специальный разделы: Учебное пособие. М., 2016.
5. Калякина А.В. Региональные музеи и общество // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2008. № 2. С. 40-56.
6. Мешков Ю.А. Литературное пространство региона: методологический аспект // Литература Урала: история и современность. Екатеринбург, 2006. С. 74-78
7. Орловский объединенный государственный литературный музей И.С. Тургенева. URL: http://turgenevmus.ru/ (дата обращения: 12.04.2018).
8. ПиксановН.К. Областные культурные гнезда. Историко-краеведческий семинар. М.; Л., 1928.
9. Полякова Л.В. Филологическая регионалистика как наука: к постановке проблемы // Филологическая регионалистика. 2015. № 3-4 (15-16). С. 7-16
10. Руцинская И.И. Регионоведение и краеведение: масштабы различий и формы взаимодействий // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2009. № 3. С. 9-16
11. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифоэти-ческого: Избранное. М., 1995. С. 259-367.
Vladimir N. Kalutskov, Milena M. Morozova
THE ORYOL GEOLITERARY REGION AND THE PROCESSES OF ITS DEVELOPMENT
Lomonosov Moscow State University 1 Leninskie Gory, Moscow, 119991
The article deals with the stages of the development of geoliterary regions based on the examination of the correlation of two major literary region formation processes. These include the literary depiction process and the memorization process. The former is based on the establishment of associative literary images of places and the regional text formation, which embodies a system of literary and non-literary (natural and cultural) components. Space memorization is a process of saturating a cultural space with memorial literary places.
On the basis of the correlation between two major literary region formation processes five stages of the formation of literary regions have been discerned: the stage of primary literary depiction of the territory, the stage of literary depiction, the primary stage of memorization, the stage of memorization and the contemporary stage of memorization.
The Oryol region is associated with more than 20 writers, including Ivan Tur-genev, Nikolai Leskov and Leonid Andreev. Associative places have been determined in the region on the basis of the study of the Oryol writers' works. The memorial landmarks have been mapped, including literary museums, monuments and organizations that have been named after the authors.
Key words: literary geography; cultural geography; geoliterary space; geoliterary region; literary place; Oryol region.
About the authors: Vladimir N. Kalutskov — Dr.habil in Geographical Sciences, Professor, Department of Area Studies, Faculty of Foreign Languages and Area Studies, Lomonosov Moscow State University (e-mail: [email protected]); Milena M. Morozova — post-graduate student, Department of Area Studies, Faculty of Foreign languages and Area Studies, Lomonosov Moscow State University (e-mail: [email protected]).
REFERENCES
1. Antsiferov N.P. 1922. DushaPeterburga [St. Petersburg's soul]. Petersburg, Bronk-gauz-Ehfron. (In Russ.)
2. Vedenin Y.A. 2006. Literaturnye landshafty kak ob'ekty naslediya [Literary landscapes as a heritage site]. Geografiya v shkole, no. 8, pp. 15-21. (In Russ.)
3. Gol'tsova A.V. 2016. Pokazhite svoj gorod. Izbrannayapublitsistika [Show me your city. Selected works]. Oryol, OOO PF "Kartush". (In Russ.)
4. Kalutskov V.N. 2016. Kul'turnaya geografiya Rossii. Teoreticheskij i spetsial'nyj razdely. Uchebnoeposobie [Cultural geography in Russia. The theoretical aspects. Students book]. Moscow, MSU, Faculty of Foreign Languages. (In Russ.)
5. Kalyakina A.V. 2008. Regionalnye muzei i obshchestvo [Regional museum and the society]. Moscow State University Bulletin. Series 19: Linguistics andIntercultural Communication, no. 2, pp. 40-56. (In Russ.)
6. Meshkov Y.A. 2006. Literaturnoeprostranstvo regiona: metodologicheskij aspekt [The literary space of a region: methodological aspects]. In Sozina E.K. Literatura Urala: istoriya i sovremennost'. Ekaterinburg, UrO RAS, the Museum of the Ural writers, ANB Publishing house. (In Russ.)
7. Orlovskij ob'edinennyj gosudarstvennyj literaturnyj muzej I.S. Turgeneva. The website of the Oryol State Literary Museum of Ivan Turgenev. URL: http://turgenev-mus.ru/ (accessed: 12.04.2018)
8. Piksanov N.K. 1928. Oblastnyekul'turnyegnezda. Istoriko-kraevedcheskijseminar [Regional places called "Kulturnie gnezda". Historic seminar of area studies]. Moscow-Leningrad, Gos. Izd-vo. (In Russ.)
9. Polyakova L.V. 2015. Filologicheskaya regionalistika kak nauka: k postanovke prob-lemy [Philological regionology as a field of studies: problem statement]. Filologicheskaya regionalistika, no. 3-4 (15-16), pp. 7-16. (In Russ.)
10. Rutsinskaya I.I. 2009. Regionovedenie i kraevedenie masshtaby razlichij i formy vzaimodejstvij. [Area studies and local studies: the scale of difference and forms of interaction]. Moscow State University Bulletin. Series 19: Linguistics and Intercultural Communication, no. 3, pp. 9-16. (In Russ.)
11. Toporov V.N. 1995. Mif. Ritual. Simvol. Obraz: Issledovaniya v oblasti mifoehtichesk-ogo: Izbrannoe [Myth. Ritual. Symbol. Image: mythoetich research. Selected works]. Moscow, "Progress" — "Culture" publishing group. (In Russ.)