Научная статья на тему 'ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ: ПРЕПОДАВАНИЕ ТВОРЧЕСТВА А.Н. ТОЛСТОГО В ШКОЛЕ'

ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ: ПРЕПОДАВАНИЕ ТВОРЧЕСТВА А.Н. ТОЛСТОГО В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А.Н. Толстой / внеурочная деятельность / школьное литературное краеведение / краеведческие ма-териалы / модель реализации содержания / A.N. Tolstoy / extracurricular activities / school literary local lore / local lore materials / a model for the imple-mentation of content

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреева Лариса Алексеевна

Статья посвящена исследованию литературного краеведения для работы будущих преподавателей литературы во внеурочной деятельности среди учащихся средних классов общеобразовательных учреждений. В работе рассмат-риваются этапы развития школьного литературного краеведения и предложена концепция включения краеведе-ния в литературное образование с использованием пространственного подхода к художественным произведе-ниям. Проведен анализ учебников литературы на предмет включения краеведческих текстов, определено содер-жательное наполнение работы по изучению художественных произведений в региональном аспекте. На примере повести «Детство Никиты» рассматриваются методы изучения материала. Представлены методические рекомен-дации по изучению литературного краеведения в школе и приемы работы на уроках. В исследовании обнаружена вспомогательная литература, помогающая углубленному изучению материала и рассмотрению его с разных точек зрения. Представлены отрывки занятий, помогающие преподавателям ориентироваться в формах проведения за-нятий, направленных на изучение материалов с усадебными текстами писателя. В целом исследование показы-вает, что дальнейшее методическое совершенствование процесса изучения личности и творчества А.Н. Толстого в школе возможно при использовании традиций и новых форм организации читательской деятельности уча-щихся, а также при повышении филологической компетентности будущего учителя-словесника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андреева Лариса Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LITERARY REGIONAL STUDIES: TEACHING CREATIVITY A.N. TOLSTOY AT SCHOOL

The article is devoted to the study of literary local lore for the work of future teachers of literature in extracurricular activities among students of secondary classes of educational institutions. The paper examines the stages of development of school literary local lore and proposes the concept of including local lore in literary education using a spatial approach to artistic works. The analysis of literature textbooks for the inclusion of local history texts was carried out, the content of the work on the study of works of art in the regional aspect was determined. Using the example of the story "Nikita's Childhood", the methods of studying the material are considered. Methodological recommendations for the study of lit-erary local lore at school and methods of work in the classroom are presented. The study found supporting literature that helps to study the material in depth and consider it from different points of view. Excerpts of classes are presented to help traitors navigate the forms of classes aimed at studying materials with the writer's estate texts. In general, the study shows that further methodological improvement of the process of studying the personality and creativity of A.N.Tolstoy at school is possible with the use of traditions and new forms of organizing students' reading activities, as well as with in-creasing the philological competence of a teacher of literature.

Текст научной работы на тему «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ: ПРЕПОДАВАНИЕ ТВОРЧЕСТВА А.Н. ТОЛСТОГО В ШКОЛЕ»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ -PHILOLOGICAL SCIENCES==

УДК821.161.1:378.147 (Русская литература / Методы обучения. Формы преподавания)

ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ: ПРЕПОДАВАНИЕ ТВОРЧЕСТВА А.Н. ТОЛСТОГО В ШКОЛЕ

© 2024 Л.А. Андреева Андреева Лариса Алексеевна, аспирант кафедры литературы, журналистики

и методики обучения E-mail: Andreeva.larisa@psga.ru Самарский государственный социально-педагогический университет

Самара, Россия

Статья поступила в редакцию 01.06.2024

Статья посвящена исследованию литературного краеведения для работы будущих преподавателей литературы во внеурочной деятельности среди учащихся средних классов общеобразовательных учреждений. В работе рассматриваются этапы развития школьного литературного краеведения и предложена концепция включения краеведения в литературное образование с использованием пространственного подхода к художественным произведениям. Проведен анализ учебников литературы на предмет включения краеведческих текстов, определено содержательное наполнение работы по изучению художественных произведений в региональном аспекте. На примере повести «Детство Никиты» рассматриваются методы изучения материала. Представлены методические рекомендации по изучению литературного краеведения в школе и приемы работы на уроках. В исследовании обнаружена вспомогательная литература, помогающая углубленному изучению материала и рассмотрению его с разных точек зрения. Представлены отрывки занятий, помогающие преподавателям ориентироваться в формах проведения занятий, направленных на изучение материалов с усадебными текстами писателя. В целом исследование показывает, что дальнейшее методическое совершенствование процесса изучения личности и творчества А.Н. Толстого в школе возможно при использовании традиций и новых форм организации читательской деятельности учащихся, а также при повышении филологической компетентности будущего учителя-словесника. Ключевые слова: А.Н. Толстой, внеурочная деятельность, школьное литературное краеведение, краеведческие материалы, модель реализации содержания DOI: 10.37313/2413-9645-2024-26-96-96-104 EDN: IYVFWM

Введение. Студенты педагогических вузов в первую очередь должны усвоить, что школа активно занимается воспитанием духовно развитой личности. Изучение истории своей Родины, становления ее культуры, изображение в литературе, музыке и изобразительном искусстве - все это неотъемлемая часть становления национального самосознания учащегося [2].

Одной из основ для формирования национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма является литература, на уроках которой учащиеся знакомятся не только с биографией писателей, но и их творчеством, отражающим в своих произведениях исторические события, судьбы людей и их влияние на конкретный период становления нашей страны [3, с. 35].

В рамках «Закона об образовании» отражена необходимость регионализации школьной системы, в рамках которой освещена необходимость введения регионального компонента

содержания образования. Изучение этой темы отражены в трудах А.Ю. Белогурова, А.В. Ларин-ского, И.А. Загировой, В.К. Шаповалова и других.

В основе регионального компонента содержания школьного литературного образования является литературное краеведение. М.А. Рыбникова, Э.Г. Беккер, Р.П. Осипчук, В.Г. Смирнов, Н.П. Фо-кеева и другие ученые внесли неоспоримый вклад в разработку системы занятий по литературному краеведению, которые включают не только методическую и сопроводительную литературу, а также описывают опыт проведения занятий на уровне регионов и их дальнейшее распространение.

Из вышесказанного следует, что включение в программы ВУЗов материалов литературного краеведения является необходимостью. Методика преподавания литературы не должна ограничиваться список поэтов и писателей, рекомендованных к изучению, в настоящее время

существует потребность передачи знаний в рамках своего края или области.

Д.В. Ларкович отмечает художественный образ конкретного географического пространства может быть актуализирован как на уровне персональной творческой системы, так и складываться из совокупных усилий целого ряда творческих индивидуальностей, приобретая тем самым характер сверхтекста [4, с.40].

История вопроса. В XX в. в России литературное краеведение переживало разные периоды. В начале века основной акцент делался на изучении природных условий и поиске дополнительных местных ресурсов. В 1920-е годы произошёл расцвет краеведения, связанный с новаторскими концепциями в исторической науке. В середине XX в. акцент сместился на историческое краеведение, а в 1990 г. был создан Союз краеведов России.

В конце XX в. литературное краеведение вновь обрело популярность благодаря работам Д. С. Лихачёва и его последователей. Они сосредоточились на изучении литературных традиций и связей между писателями и их окружением.

Студенты, изучающие рабочие программы по литературе, встречают следующие темы, направленные на общие знания литературного краеведения. Например, в программе под руководством Т.Ф. Курдюмовой встречаются следующие темы: «Детство в Спасском-Лутовинове», «Детство поэта», «Родное гнездо Тарханы», «Болдинская осень 1833 года». Раздел «Для чтения и изучения» наполнен литературой, которая включает те или иные особенности местности, которые необходимо знать для контекста истории края или области, например, В разделах «Для чтения и изучения» предложены произведения, общекраеведческой значимости, отражающие природные, исторические, этнические, культурные особенности края, которые должен знать любой русский человек, любящий культуру своей Родины. Например, такие имена, как С.Т. Аксаков, А.С. Пушкин, Г.Р. Державин, В. Маканин, оренбуржцу важны и в региональном плане.

В программе В.Г. Маранцмана элементы краеведения проявляются в тематических циклах: «Времена года», «Эпохи жизни», «Человек на дорогах разных времен». В методических рекомендациях к курсу В.Г. Маранцмана встречаются формулировки краеведческого характера, такие как «пространство времени - пространство памяти», «писатель и время», подзаголовки: «Заха-рово и Москва колыбель патриотизма и широты

культуры А.С. Пушкина», «Впечатления детства и память о них в первые годы жизни в Петербурге Н.В. Гоголя», «Спасское-Луто-виново - родина Тургенева», «Л.Н. Толстой на Кавказе», «Новгородская земля - родина Р. Погодина», «Чехов в Таганроге», «Встречи Лермонтова с Кавказом», «А.Н. Островский как художник купеческого Замоскворечья», «Петербург Ахматовой».

Таким образом, изучение литературного краеведения в определенной степени присутствует в концепции учебного литературного образования, в методике преподавания литературы, а также в некоторых работах, посвященных изучению биографии писателя на основе местного изучения.

Студенты педагогических вузов должны иметь представление о том, что в образовательной практике можно использовать различные методы для привлечения материалов литературного краеведения: не только на уроках литературы, но также на внеклассных занятиях и во внеурочной деятельности.

Важно отметить, что внеурочная деятельность способствует более эффективному достижению поставленных целей путем расширения информационной, предметной и культурной среды, в которой осуществляется образовательная деятельность, а также учета индивидуальных особенностей ученика, потребностей семьи, культурных традиций, а также этнокультурных особенностей региона[8]. Особенно важен потенциал внеурочной деятельности для формирования личности ученика и достижения личностных и метапредметных результатов, предусмотренных федеральными образовательными стандартами [10].

В процессе преподавания литературного краеведения существует ряд трудностей:

- недостаточная разработанность методических аспектов организации литературно-краеведческой работы со школьниками;

- отсутствие у педагогов достаточных профессиональных компетенций, включающих достаточные знания о литературном краеведении и неумению применять методы в своей работе, что приводит к поверхностному изучению материала и отсутствию интереса у учеников;

- нехватка учебных материалов и пособий по литературному краеведению для школьников, что затрудняет процесс обучения и делает его менее эффективным;

- отсутствие систематического подхода к изучению местных писателей и их произведений, что ведет к лишь упоминаниям об именах

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 26, № 3 (96), 2024 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, Humanitarian, Biomedical Sciences, Vol. 26, no. 3 (96), 2024

известных земляков, не углубляясь в анализ их творчества.

Таким образом, внеурочная деятельность является ключевым компонентом образовательного процесса в школе, позволяющим учащимся расширить свои знания и навыки за рамками основной учебной программы. Одним из способов организации внеурочной деятельности является использование литературных произведений, которые могут быть интересны и полезны для учеников разных возрастов. В данной статье мы рассмотрим возможность использования произведения «Детство Никиты» А.Н. Толстого во внеурочной деятельности (в рамках вузовской дисциплины «Методика обучения литературе»).

Методы исследования: целостный филологический анализ художественного текста, педагогическое моделирование.

Результаты исследования. «Детство Никиты» было написано А. Н. Толстым в 1920 г. и является автобиографической повестью, рассказывающей о детстве автора в деревне Сосновка. В центре повествования - мальчик Никита, который живет в семье помещика и учится в сельской школе.

Изучение автобиографических произведений несет в себе большой потенциал для развития учащихся. Подробным изучением автобиографических произведений занималась Н.А. Николина. В своем труде «Поэтика русской автобиографической прозы» Николина пишет, что жанр автобиографической художественной прозы является отражением основных этапов пути человека к постижению и раскрытию собственного «Я» и выступает в роли своеобразной «микромодели культуры» [5, с. 8]. Автобиографические произведения обладают достаточно устойчивыми содержательными и формальными признаками, исследование которых и отражено в данном литературном источнике.

При изучении жизни и творчества писателя важно иметь определенное представление о его биографии, использовать достоверные источники информации, а также устанавливать связь между местами, описанными в его произведениях, и возможными местами интереса для школьников. Необходимо также разработать методические рекомендации для учителей, чтобы обеспечить качественное обучение и избежать трудностей при подготовке к урокам. Важно определить формат занятия заранее, чтобы

достичь поставленных целей и сделать урок интересным и продуктивным для учащихся.

1. Литературные гостиные, вечера.

Литературно-краеведческие гостиные, несомненно, оставляют яркие воспоминания у ребят, помогают ближе узнать и полюбить литературу, развивают художественный вкус [12, с. 27].

В мероприятия включаются художественное чтение, инсценировки эпизодов произведений, музыкальные номера в исполнении учащихся.

2. Читательские конференции.

Их цель - знакомство с новыми авторами, произведениями, анализ проблем, поднятых писателем, обсуждение важных вопросов.

3. Литературные экскурсии.

Неизгладимые впечатления остаются после

посещения музея-квартиры.

4. Викторины, конкурсы.

Для ребят 5 класса оправдана организация внеклассных мероприятий в игровой форме: заочное путешествие по поселку, городу с изучением их ономастики; викторины на знание литературы родного края; конкурсы.

5. Исследовательская, проектная деятельность.

Участие в проектной и исследовательской работе помогает воспитанию самостоятельности, творческого подхода к делу. Сбор литературно-краеведческих материалов, содействие в охране памятников культуры - все это формирует у школьников сознание значимости проводимой ими работы, стремление быть полезным для общества человеком [1, с. 50].

Рассмотрим более детально методы включения краеведческого материала в процесс обучения.

Работа с произведением, отражающим черты родного города, позволяет учащимся стать частью исследовательского процесса, который связан с изучением родной литературы и местного наследия. Этот подход помогает учащимся сохранять мотивацию и использовать разнообразные источники информации.

Например, обращение к дневникам и письмам писателей и их близких позволяет собрать более детальные сведения. Кроме того, общение с потомками писателей может стимулировать исследовательскую деятельность учеников.

Использование периодических изданий способствует активному поиску статей о литературных достопримечательностях родного края.

Однако необходима помощь учителя для проверки и уточнения информации, поскольку многие материалы краеведов нуждаются в анализе. Работа со старыми печатными изданиями также требует учета их общественно-политической направленности.

Посещение памятных мест, изучение книг и фотографий, а также участие в театральных мероприятиях являются важными способами погружения в атмосферу прошлого и освоения литературно-краеведческих знаний. Сбор фольклорных материалов также способствует глубокому пониманию произведений, описывающих конкретную местность.

Эффективность занятий литературного краеведения во многом зависит от учителя. Введение обязательных уроков по краеведению может способствовать развитию библиографической культуры учащихся и формированию навыков работы с литературными источниками. Библиографическая культура и краеведческий поиск - вот основа этого процесса.

Ниже представлен отрывок разработанного авторами занятия. Для учащихся 5 класса тема была выбрана не случайно, как показывают социологические исследования, повесть о детских годах наиболее привлекательны для учеников 5-6 классов из программы по литературе.

В процессе подготовки было установлено, что до знакомства с творчеством А.Н. Толстого повесть школьники не читали, значит, знакомство с ней расширит круг чтения учащихся. Особым фактором, который было необходимо учитывать при проведении занятия, стало наличие нескольких учащихся, не прочитавших текст. И в целом было важно помнить, что школьники могут недостаточно свободно владеть текстом.

Слово учителя:

Художественная литература является одним из самых популярных и доступных способов познания мира. Писатели используют различные приемы и методы, чтобы создать яркие и запоминающиеся образы, которые отражают действительность. Одним из таких приемов является изображение реальных мест, которые служат фоном для событий и персонажей произведений.

Реальные места могут быть как основным местом действия, так и второстепенными деталями, которые дополняют общую картину произведения. Они помогают читателю погрузиться в атмосферу описываемых событий, почувствовать себя участником происходящего.

Наиболее часто в художественной литературе используются реальные города, страны и местности. Это может быть связано с тем, что авторы хотят показать свое отношение к определенным местам, отразить их в своем произведении.

«Детство Никиты» - автобиографическая повесть. Место действия довольно точно воспроизводит обстановку небольшой усадьбы отчима писателя А.А. Бострома, где Толстой вырос. Сохранено в повести даже название усадьбы - Сос-новка.

Использование реальных мест не ограничивается только географическими названиями. Авторы могут описывать конкретные здания, улицы, парки и другие объекты, которые имеют важное значение для сюжета или персонажей произведения.

Изображение реальных мест может иметь различные функции в художественной литературе. Во-первых, они могут служить для создания атмосферы и настроения произведения. Во-вторых, реальные места могут быть использованы для характеристики персонажей и их отношения к окружающему миру. В-третьих, они могут быть инструментом для создания исторической достоверности и погружения читателя в эпоху и обстановку, описываемую в произведении.

Кроме того, использование реальных мест в художественной литературе может быть мотивировано стремлением авторов к точности и достоверности. Это особенно актуально для исторических и биографических произведений, где важно сохранить историческую правду и передать атмосферу эпохи.

Следует отметить, что изучение топоса дома отражено в работах Перепелкина М.А., поэтому при подготовке к проведению занятий учителя могут воспользоваться материалами статей и монографий.

Чтобы показать учащимся, что интерес к изучению творчества А.Н. Толстого среди литературоведов высокий, предлагается рассказать об опыте китайских исследователей, посвятивших этому автору ни один десяток лет [11, с. 934].

В рамках занятий по изучению повести учащимся можно предложить следующие задания:

1) Составление карты местности произведения по отрывкам из автобиографических заметок и повести:

«Я рос один, в созерцании, в растворении, среди великих явлений земли и неба. Июльские молнии над темным садом; осенние туманы, как молоко; сухая веточка, скользящая под ветром на первом ледку

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 26, № 3 (96), 2024 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, Humanitarian, Biomedical Sciences, Vol. 26, no. 3 (96), 2024

пруда; зимние вьюги, засыпающие сугробами избы до самых труб; весенний шум вод; крик грачей, прилетавших на прошлогодние гнезда; люди в круговороте времен года; рождение и смерть, как восход и закат солнца, как судьба зерна; животные, птицы; козявки с красными рожицами, живущие в щелях земли; запах спелого яблока, запах костра в сумеречной лощине; мой друг Мишка Коряшонок и его рассказы; зимние вечера под лампой, книги, мечтательность...». Как раз в такой атмосфере растет и формируется и маленький герой повести А. Толстого Никита.

«Я вырос на степном хуторе верстах в девяноста от Самары, - писал Алексей Толстой. - Там прошло моё детство. Сад. Пруды, окружённые ветлами и заросшие камышом. Степная речонка Чагра. Товарищи - деревенские ребята. Верховые лошади. Ковыльные степи, где лишь курганы нарушали однообразную линию горизонта... Смены времён года, как огромные и всегда новые события. Всё это развивало мою мечтательность... Когда наступала зима и сад, и дом заваливало снегом, по ночам раздавался волчий вой. Когда ветер заводил песни в печных трубах, в столовой, бедно обставленной штукатуренной комнате зажигалась висячая лампа над круглым столом, и отчим обычно читал вслух Некрасова, Льва Толстого, Тургенева или что-нибудь из свежей книжки «Вестник Европы».

«На крутых берегах реки Чагры намело за эти дни большие пушистые сугробы. В иных местах они свешивались мысами над речкой. Только стань на такой мыс - и он ухнет, сядет, и гора снега покатится вниз в облаке снежной пыли.

Направо речка вилась синеватой тенью между белых и пустынных полей. Налево, над самой кручей, чернели избы, торчали журавли деревни Сос-новки. Синие высокие дымки поднимались над крышами и таяли. На снежном обрыве, где желтели пятна и полосы от золы, которую сегодня утром выгребли из печек, двигались маленькие фигурки».

Чагра - левый приток р. Волга. Берет начало на западных склонах Каменного Сырта у пос. Ча-горский Красноармейского района и протекает с востока на запад через Безенчукский и Хворо-стянский районы, впадая в Саратовское водохранилище.

Ориентируясь на воспоминания А. Н. Толстого, можно сделать вывод, что речь идет о хуторе Сосновка близ деревни Павловки Воздвиженской волости Николаевского уезда (ныне Красноармейский район) Самарской области.

«- Скорее, скорее, - крикнула она, распахивая дверь на кухню, - Степанида, Дуня, бегите в людскую!.. Василий Никитьевич около Хомяковки тонет...

Пришлось мне подняться версты три за Хомя-ковку, и там переехали речку вброд. Молодец Лорд Байрон, так и вымахнул на крутой берег. Ну, думаю, речку-то мы переехали, а впереди три оврага, - пострашнее. А податься уж некуда. Подъезжаю к оврагу. Представляешь, Саша: вровень с берегами идет вода со снегом. Овражище, - сама знаешь, -сажени три глубины» [9, с. 13].

«Долго ехали мимо салотопенных вонючих заводов, мимо складов леса, миновали грязную слободу с кабаками и бакалейными лавками, переехали широкий мост, где по ночам шалили слободские ребята, горчичники; вот мрачные бревенчатые амбары на крутом берегу реки Самарки, -- усталые лошади поднялись в гору, и колеса загремели по мостовой. Чисто одетые прохожие с удивлением оглядывались на залепленные грязью экипажи.

Наконец свернули в боковую улицу, проехали мимо пожарной каланчи, где у калитки стоял мордастый парень в греческом шлеме, и остановились у белого одноэтажного дома с чугунным через весь тротуар крыльцом. В окошке появилось радостное лицо Василия Никитьевича. Он замахал руками, исчез и через минуту сам открыл парадное.

Так начался первый день новой жизни. Вместо спокойного, радостного деревенского раздолья -семь тесноватых, необжитых комнат, за окном -громыхающие по булыжнику ломовики и спешащие, одетые все, как земский врач из Пестравки, Вери-носов, озабоченные люди бегут, прикрывая рот воротниками от ветра, несущего бумажки и пыль. Суета, шум, взволнованные разговоры» [9, с. 20].

Цель данного задания - изображение реальных мест в произведениях художественной литературы, которое является не только важным элементом, но и помогает создать атмосферу и настроение произведения, охарактеризовать персонажей и отразить авторское отношение к описываемым событиям.

2) Постановка учащимися сцен из жизни жителей усадьбы:

Материал для подготовки:

Родители Никиты во многом повторяют реальные черты отчима и матери писателя. Мать Никиты зовут так же, как и мать писателя, - Александрой Леонтьевной. Для образа учителя прототипом послужил семинарист-репетитор,

Аркадий Иванович Словоохотов, готовивший будущего писателя к поступлению в среднее учебное заведение. Взаимоотношения Никиты с деревенскими ребятишками - с Мишкой Коряшонком и Степкой Карнаушкиным, их дружба и товарищеские игры тоже автобиографичны, так же как еще ряд подробностей и деталей. Правда, нельзя забывать при этом, что сырой материал воспоминаний, реальные факты ранней биографии А. Толстого в повести подверглись значительной обработке, представая нам уже художественно претворенными.

Работа А. Толстого над «Детством Никиты» опиралась на некоторый предшествующий опыт писателя в этом плане. В 1912 г. Толстым написан был небольшой рассказ «Логутка», рисующий обстановку усадьбы и деревни в голодный неурожайный год, рассказ, который можно считать маленьким эскизом, подготовительным этюдом к повести «Детство Никиты».

Еще много раньше, в 1902 г., в одном из писем к матери Алексей Толстой, тогда еще начинающий писатель, сообщал о своем намерении работать над темой детских воспоминаний: «...кажется, буду участвовать в журнале "Юный читатель", если Николай (Н.А.Шишков, дядя А. Толстого) одобрит мои произведения, это было бы тоже недурно. Я уже начал - детские воспоминания; кажется, что удачно». Этот замысел не был осуществлен. А. Толстой создал лишь небольшой автобиографический фрагмент, который при жизни писателя не печатался. Опубликован он был в 15-м томе Полного собрания сочинений под условным названием «Я лежу в траве». Эти воспоминания о детских годах представляют собой одно из самых ранних литературных произведений А. Толстого.

Дух степной усадьбы, ее атмосферу А.Н. Толстой любовно и очень подробно описывает. Эта усадьба, или, как в этих местах называли, хутор. В повести описываются дом, хозяйственные постройки, расположенные на широком дворе, людская с ее обитателями - рабочими усадьбы, а также конюшни и хлев с многочисленным скотом - лошадьми, овцами и даже верблюдами; отец Никиты смущенно признается ему: «Совершенно случайно купил партию верблюдов...». Описываются также и земледельческие работы: сев, жатва, молотьба.

Но главное внимание автор уделяет дому и тому, что его окружает, особенно саду, прудам, плотине. Усадьба запечатлена в разные времена года, передан особый аромат и жаркого лета, и

морозов, и буранов зимы, и весеннего половодья. И все время ощущается присутствие бесконечной степи вокруг.

Степная усадьба и дом, где живет Никита с родителями, отличаются всеми специфическими чертами старого господского дома. Это очевидно из разных частей повести, например, из таких отрывков: «Никита дошел до крайней угловой комнаты. Здесь вдоль стен стояли покрытые пылью шкафы, сквозь их стекла поблескивали переплеты старинных книг. Над изразцовым очагом висел портрет дамы удивительной красоты. <...> Из-за нее - он не раз это слышал от матери - с его прадедом произошли большие беды. Портрет несчастного прадеда висел здесь же, над книжным шкафом...» [9, с. 57]. «Действительно - в глубине кабинета, на верху старинных, красного дерева, часов с неподвижным диском маятника стояла между двух деревянных завитушек бронзовая вазочка с львиной мордой» [9, с. 57]. «Матушка рассказывала, что прадед обыкновенно днем спал, а ночью читал и писал. <...> Сад в то время, говорят, зарос высокой густой травой. Дом, кроме этой комнаты, стоял заколоченный, необитаемый. Дворовые мужики разбежались... » [9, с. 50].

Для старой помещичьей усадьбы характерны эти приметы старинного быта: покрытые пылью шкафы со старинными книгами, фамильные портреты на стенах, старые испорченные часы с неподвижным маятником.

В повести рассказывается о традициях этой помещичьей семьи, например, о праздновании Рождества, о традиционной елке с приглашенными деревенскими детьми: «В гостиную втащили большую мерзлую елку <...>. Дерево <...> оказалось так высоко, что нежно-зеленая верхушечка согнулась под потолком» [9, с. 30]. Елку убирали игрушками, которые делали Никита и приехавшие на праздник дети. «Настал сочельник. Елку убрали, опутали золотой паутиной, повесили цепи и вставили свечи в цветные защипочки... » Вечером, когда взошла звезда, раскрылись двери в гостиную: «В гостиной от пола до потолка сияла елка множеством, множеством свечей. Она стояла, как огненное дерево, переливаясь золотом, искрами, длинными лучами. Свет от нее шел густой, теплый, пахнущий хвоей, воском, мандаринами, медовыми пряниками <...>. В гостиной раскрылись другие двери и, теснясь к стене, вошли деревенские мальчики и девочки. <... > Захлопали хлопушки, запахло хлопушечным порохом, зашуршали колпаки из папиросной бумаги. <...> Теперь было слышно, как щелкали орехи, хрустела скорлупа под ногами, как

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 26, № 3 (96), 2024 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, Humanitarian, Biomedical Sciences, Vol. 26, no. 3 (96), 2024

дышали дети носами, развязывая пакеты с подарками» [9, с. 57].

Зимой усадьба завалена снегом, одна глава так и называется - «Сугробы». Никита, удрав с уроков от учителя Аркадия Ивановича, бежит на речку кататься на санках. «На крутых берегах реки Чары намело за эти дни большие пушистые сугробы. В иных местах они свешивались мысами над рекой. Только стань на этот мыс - и он ухнет, сядет, и гора снега покатится вниз в облаке снежной пыли. Направо речка вилась синеватой тенью между белых и пустынных полей» [9, с. 44].

Приходит весна. Все тает, журчит весенняя вода. Аркадий Иванович восклицает: «Господа, что делается!.. Идите слушать - воды шумят!». Никита распахнул дверь на крыльцо. Весь острый, чистый воздух был полон мягким и сильным шумом падающей воды. Это множество снеговых ручьев по всем бороздам, канавам и водомоинам бежало в овражки. Полные до краев овраги гнали вешние воды в реку. Ломая лед, река выходила из берегов, крутила льдины, выдранные с корнем кусты, шла высоко через плотину и падала в омуты» [9, с. 54].

Поздняя весна. Май. День рождения Никиты. «Никиту разбудили воробьи. Он проснулся и слушал, как медовым голосом, точно в дудку с водой, свистит иволга. Окно было раскрыто, в комнате пахло травой и свежестью, свет солнца затенен мокрой листвой. Налетел ветерок, и на подоконник упали капли росы. <... > В столовой на снежной свежей скатерти стоял большой букет ландышей, вся комната была наполнена их запахом. <... > На берегу огромного, с извилинами, пруда, у купальни, был врыт шест с яблоком на верхушке. На воде, отражаясь зелеными и красными полосами, стояла лодка. В тени ее плавали прудовые обитатели - водяные жуки, личинки, крошечные головастики. Бегали по поверхности паучки с подушечками на лапках. На старых ветлах из гнезд глядели вниз гра-чихи» [9, с. 56].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Летнее утро, Никита идет купаться на пруд: «Утренний дымок еще стоял в густых чащах сада. На поляне, над медовыми желтыми метелками, над белыми кашками, толклись легкими листиками бабочки, летела озабоченная пчела. В чаще сада ворковал дикий голубь, - закрыв глаза, надув грудку, печально, сладко ворковал о том, что точно так же все это будет всегда, и пройдет, и снова будет. <...> Вверху, над купальней, в солнечном синем свету, стояли мушки. Залетало коромысло,

трепеща, глядело изумрудными выпученными глазами...» [9, с. 57].

Цель данного задания - показать пространство дома в повести «Детство Никиты», которое моделирует картину, где есть модель благополучной семьи, в основе которой лежит связь между поколениями. С образом дома, сада и природы соотносится счастье, любовь, забота, а также светлое будущее, которое обеспечено главному герою. Никита меняется со сменой времен года, становясь умнее, интереснее и взрослее. Так, художественное пространство помогает создать образ главного героя и атмосферы усадьбы в произведении.

3) Создание карточек с литературно-краеведческими вопросами для дальнейшей дискуссии

Благодаря эти карточкам учащиеся смогут обсудить связь писателя с краем, поделиться материалом, который был найден самостоятельно, также карточки помогут увидеть прогресс чтения каждого учащегося.

Задача создания карточек - выделить различные сферы изучения творчества автора и его влияние на регион.

4) Разработка учащимися закладок с изображением мест, связанных с А.Н. Толстым и Самарской областью.

Цель - возможность учащихся самостоятельно выбрать наиболее важные места, ассоциирующиеся с творчеством писателя.

5) Создание настольной игры-бродилки на основе биографических, литературоведческих и краеведеческих данных об А.Н. Толстом.

Цель - углубленное изучение учащимися биографии А.Н. Толстого.

Выводы. Таким образом, включение краеведческих материалов, предложенных нами, поможет на практических занятиях студентам более детально познакомиться с биографией автора, увидеть взаимосвязь персонажей с реальными людьми, а также проанализировать названия мест, отраженных на страницах текста. Применение различных видов деятельности на занятиях несет большой вклад в качественную подготовку конспектов занятий, что будет способствовать развитию обучающихся, их любви к Родине и выражению патриотизма с помощью творческих заданий. В связи с чем выделяется необходимость включения предмета «Литературное

краеведение» в перечень обязательных дисциплин при подготовке учителей литературы. Мы видим потенциал предмета «литературное краеведение», которое при качественной реализации в рамках учебной деятельности позволит всем участникам образовательного процесса:

• осознать связь литературы с окружающей действительностью;

• развить исследовательские и проектные навыков;

• развитие творческих способности и др.

1. Григорьев, Д. В, Степанов, П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2011. — 223 с.

2. Залуцкая, С. Ю., Никонова, Н. И., Патриотическое воспитание обучающихся-билингвов на занятиях по литературе: диалог культур. Перспективы науки и образования. - Воронеж : Экологическая помощь. 2002. URL https://pnojournal.wordpress.com/2022-2/ (дата обращения: 10.02.2024).

3. Коротяев, Б. И. Педагогика как совокупность педагогических теорий / Б. И. Коротяев. М., 1986. - 160 c.

4. Ларкович, Д. В. «Югорский текст» как литературная реальность: к постановке про- блемы // Вестник угрове-дения. 2019. Т. 9. № 1. 340 с.

5. Николина, Н. А. Поэтика русской автобиографической прозы : учебное пособие / Н. А. Николина. - 4-е изд. , стер. - Москва : ФЛИНТА, 2022. - 424 с.

6. Перепелкин, М. А. Вокруг "Детства Никиты". Мир - слово - смысл. - Самара: Научно-технический центр, 2021. - 702с.

7. Перепелкин, М. А. Структура и смысл «усадебного топоса» в повести А.Н. Толстого «Детство Никиты» -Москва: ИМЛИ РАН, 2020. - 310с.

8. Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности». - URL: http://www.nlr.rU/lawcenter/izd/index.html.https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71670346/#1000 (дата обращения: 10.02.2024).

9. Толстой, А. Н., Детство Никиты, - М.: Художественная литература, 1985 - 432 с.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897). - URL: https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 10.02.2024).

11. Чэнь, Дайцай. Детство и природа в повести «Детство Никиты» / Дайцай Чэнь. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — 990 с. — URL: https://moluch.ru/archive/106/25059/ (дата обращения: 27.02.2024).

12. Шадрина, С. Б. Литературная гостиная 9-11 классы: разработки внеклассных мероприятий для старшекласни-ков / Сост. С.Б. Шадрина. - Волгоград: Учитель, 2007. - 119 с.

LITERARY REGIONAL STUDIES: TEACHING CREATIVITY A.N. TOLSTOY AT SCHOOL

© 2024 L.A. Andreeva Larisa A. Andreeva, graduate student of the Department of Literature and Journalism

and teaching methods E-mail: Andreeva.larisa@psga.ru Samara State University of Social Sciences and Education Samara, Russia

The article is devoted to the study of literary local lore for the work of future teachers of literature in extracurricular activities among students of secondary classes of educational institutions. The paper examines the stages of development of school literary local lore and proposes the concept of including local lore in literary education using a spatial approach to artistic works. The analysis of literature textbooks for the inclusion of local history texts was carried out, the content of the work on the study of works of art in the regional aspect was determined. Using the example of the story "Nikita's Childhood", the methods of studying the material are considered. Methodological recommendations for the study of literary local lore at school and methods of work in the classroom are presented. The study found supporting literature that helps to study the material in depth and consider it from different points of view. Excerpts of classes are presented to help traitors navigate the forms of classes aimed at studying materials with the writer's estate texts. In general, the study shows that further methodological improvement of the process of studying the personality and creativity of A.N.Tolstoy at

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 26, № 3 (96), 2024 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, Humanitarian, Biomedical Sciences, Vol. 26, no. 3 (96), 2024

school is possible with the use of traditions and new forms of organizing students' reading activities, as well as with increasing the philological competence of a teacher of literature.

Keywords: A.N. Tolstoy, extracurricular activities, school literary local lore, local lore materials, a model for the implementation of content

DOI: 10.37313/2413-9645-2024-26-96-96-104

EDN: IYVFWM

1. Grigor"ev, D. V, Stepanov, P. V. Vneurochnaya deyatel"nost" shkoFnikov (Extracurricular activities of schoolchildren). Metodicheskij konstruktor: posobie dlya uchitelya. — M.: Prosveshhenie, 2011. — 223 s.

2. Zaluczkaya, S. Yu., Nikonova, N. I., Patrioticheskoe vospitanie obuchayushhikhsya-bilingvov na zanyatiyakh po literature: dialog kul"tur. Perspektivy" nauki i obrazovaniya (Patriotic education of bilingual students in literature classes: a dialogue of cultures). - Voronezh: E"kologicheskaya pomoshh". 2002. URL https://pnojournal.wordpress.com/2022-2/ (data obrashheniya: 10.02.2024).

3. Korotyaev, B. I. Pedagogika kak sovokupnost" pedagogicheskikh teorij (Pedagogy as a set of pedagogical theories) / B. I. Korotyaev. M., 1986. - 160 c.

4. Larkovich, D. V. «Yugorskij tekst» kak literaturnaya real"nost": k postanovke pro- blemy"("Yugra text" as a literary reality: towards the formulation of the problem ) // Vestnik ugrovedeniya. 2019. T. 9. # 1. 340 s.

5. Nikolina, N. A. Poe"tika russkoj avtobiograficheskoj prozy"(The Poetics of Russian autobiographical prose) : uchebnoe posobie / N. A. Nikolina. - 4-e izd. , ster. - Moskva : FLINTA, 2022. - 424 s.

6. Perepelkin, M. A. Vokrug "Detstva Nikity""(Around Nikita's Childhood. World - word - meaning). Mir - slovo -smy"sl - Samara: Nauchno-tekhnicheskij czentr, 2021. - 702s.

7. Perepelkin, M. A. Struktura i smy"sl «usadebnogo toposa» v povesti A.N. Tolstogo «Detstvo Nikity"»(The structure and meaning of the "manor topos" in A.N. Tolstoy's novella "Nikita's Childhood") - Moskva: IMLI RAN, 2020. - 310s.

8. Pis"mo Minobrnauki Rossii ot 18.08.2017 # 09-1672 «O napravlenii metodicheskikh rekomendaczij po utochneniyu ponyatiya i soderzhaniya vneurochnoj deyatel"nosti v ramkakh realizaczii osnovny"kh obshheobrazovatel"ny"kh programm, v tom chisle v chasti proektnoj deyateFnosti» (On the direction of methodological recommendations on clarifying the concept and content of extracurricular activities within the framework of the implementation of basic general education programs, including in terms of project activities). - URL: http://www.nlr.rU/lawcenter/izd/in-dex.html.https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71670346/#1000 (data obrashheniya: 10.02.2024).

9. Tolstoj, A. N., Detstvo Nikity"(Nikita's Childhood), - M.: Khudozhestvennaya literatura, 1985 - 432 s.

10. Federal"ny"j gosudarstvenny"j obrazovatel"ny"j standart osnovnogo obshhego obrazovaniya (utv. prikazom Minister-stva obrazovaniya i nauki RF ot 17 dekabrya 2010 g. N 1897) (Federal State Educational Standard of Basic General Education). - URL: https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (data obrashheniya: 10.02.2024).

11. Che"n", Dajczaj. Detstvo i priroda v povesti «Detstvo Nikity"»(Childhood and nature in the story "Nikita's Childhood") / Dajczaj Che"n". — Tekst : neposredstvenny"j // Molodoj ucheny"j. — 2016. — №2 (106). — 990 s. — URL: https://moluch.ru/archive/106/25059/ (data obrashheniya: 27.02.2024).

12. Shadrina, S.B. Literaturnaya gostinaya 9-11 klassy": razrabotki vneklassny"kh meropriyatij dlya starsheklasnikov (Literary Lounge grades 9-11: developing extracurricular activities for high school students) / Sost. S.B. Shadrina. - Volgograd: Uchitel", 2007. - 119 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.