Научная статья на тему 'ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ'

ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
51
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / КРАЕВЕДЕНИЕ / ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ / ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Белякова С.В., Колотова А.С.

В статье раскрываются вопросы формирования гражданской идентичности и патриотизма у обучающихся общеобразовательных организаций средствами литературного краеведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LITERARY LOCAL HISTORY AS A MEANS OF FORMING THE CIVIC IDENTITY OF SCHOOLCHILDREN

The article reveals the issues of the formation of civic identity and patriotism among students of educational organizations by means of literary local lore.

Текст научной работы на тему «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 908

ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

ШКОЛЬНИКОВ

Светлана Валерьевна Белякова1'2

кандидат юридических наук, доцент учитель обществознания и права belsvet170@mail.ru Александра Сергеевна Колотова3 учитель информатики aleks. kolotova@yandex.ru 1ТОГАОУ «Мичуринский лицей» 2Мичуринский государственный аграрный университет 3МАОУ «СОШ №5 «НТЦ им.И.В. Мичурина»

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье раскрываются вопросы формирования гражданской идентичности и патриотизма у обучающихся общеобразовательных организаций средствами литературного краеведения.

Ключевые слова: гражданское воспитание, краеведение, литературоведение, Тамбовская область.

Школа призвана поддержать процесс воспитания гражданственности у молодых людей, вовлечь их в процесс построения гражданского общества и внести вклад в развитие России как стабильного демократического государства. Эффективность гражданского воспитания учащихся во многом зависит от социальных отношений в обществе и, в то же время, от тех приемов, которые используют учителя для формирования гражданского и патриотического сознания учащихся. В этом контексте все более важную роль играют местные исследования, направленные на развитие гражданственности, национального самосознания, личного достоинства и положительных личностных качеств [1].

История великой страны складывается из судеб конкретных людей, истории конкретных городов, мельчайших деталей, которые в конечном итоге формируют самобытность и культуру целой нации. Изучение национальной истории, память о прошлом является источником формирования гражданских чувств [3].

Важное дидактическое правило: от известного к неизвестному и от близкого к далекому выполняется через краеведение. Краеведение является средством реализации междисциплинарных связей в образовательном процессе.

При этом региональные исследования не только изучают значение событий, ценность памятников, но и оценивают и выявляют сходство стран и регионов, а также их специфические особенности. Важной особенностью краеведения является творческая деятельность, направленная на сохранение природного, культурного и исторического богатства региона.

Сложный и многоаспектный характер краеведения не исключает изучения региона в его различных аспектах и гранях, среди которых можно выделить литературное, географическое, этнографическое, этнографическое, топонимическое краеведение, историческое краеведение и, наконец, краеведение, связанное с изучением региональных памятников культуры. Краеведение дает каждому поколению возможность осознать свое место в исторической перспективе и стоящие перед ним задачи [7].

Академик Д.С. Лихачев, говоря о значении краеведения в воспитании граждан страны, справедливо отмечал, что чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной местности, в родной стороне - будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле [5].

С.О. Шмидт сформулировал это определение как: «Краеведение - это школа воспитания культурой; оно облегчает выработку форм творческого общения людей разных поколений, разного уровня образования и специальной подготовки...» Человек, воспитанный в этой школе, становится поистине просвещенным. Он будет знать, и развивать собственную культуру и сможет отнестись с заинтересованным уважением к представителю другой культуры, окажется способным к диалогу, никогда не уничтожит чужие культурные памятники. Пройдя через эту школу, сделав свой вклад в исторический поток становления культуры, человек сможет обрести основание для самоуважения [4].

Краеведческие проекты должны стать неотъемлемой частью образовательной деятельности в школах, поскольку они являются богатым ресурсом для расширения знаний, навыков и умений учащихся на всех уровнях образования, для формирования мировоззрения через знакомые и легко понимаемые категории, а также для развития и укрепления творческого потенциала молодежи.

Одним из направлений краеведения является литературоведение. Это особая область знаний о литературе, которая является «собственно литературной историей, но отличается выбором определенных материалов и особенностями их обработки». Эта территория раскрывает перед учащимися красоту окружающего мира, людей и природы их родины, и пробуждает в них любовь к своей «малой родине». Литературное краеведение дает учащимся материал, не содержащийся в произведениях, изучаемых школьной программой, помогает развивать мыслительную деятельность и формирует устойчивый интерес к литературному языку. В Тамбовской области много

личностей, оставивших важный след не только в ее истории, но и в истории страны. Одним из таких ярких личностей является уроженец деревни Марьино Мичуринского района Тамбовской области-Петр Сергеевич Герасимов.

Петр Сергеевич родился в 1934 году.

В 1964 году успешно сдал экзамены и выдержал творческий конкурс в Литературный институт им. А.М. Горького при Союзе писателей СССР. Подрабатывал литконсультантом в издательстве «Советская Россия», младшим редактором в отделе поэзии издательства «Советская Россия», редактором литературного отдела Центрального Дома народного творчества имени Н.К. Крупской.

Герасимов-поэт в большей мере заявил о себе как лирик. Автор строит свои стихотворения по законам зрительного восприятия, по логике поэтических эмоций. На творчество П.С. Герасимова, судя по стихотворениям, большое влияние оказывает поэзия А.В. Кольцова и С.А. Есенина. И все же лирику П.С. Герасимова «отличают черты самостоятельности, самобытности» [2].

Главной примечательной особенностью поэзии Петра Герасимова является образная живопись словом и, по определению Юрия Васильевича Бондарева, - «искренность таланта». Пётр Герасимов целиком и полностью-поэт современной русской деревни с её непростыми проблемами, с её трудолюбивыми, доверчивыми и обездоленными людьми, среди которых он живёт и которым является сам.

Кандидат филологических наук Ю.С. Долгов в своей статье «Чтобы чувства уберечь», посвященной выходу пятого сборника стихотворений поэта «С полем говорю», писал: «Стихи Петра Герасимова посвящены родной деревне, труду земляков-крестьян. Беречь красоту земли, разумно хозяйствовать на ней, умножая ее богатства - вот главная тема его творчества. Внешний рисунок стихов Петра Герасимова строг, хотя поэтический размер, ритм их в новом сборнике стали разнообразнее. Нет возвышенных метафор, пышных сравнений. Несомненно, новая книга поэта шаг вверх по лестнице мастерства!» [6].

В 1982 году поэт был принят в Союз писателей.

Центральный поэтический образ творчества поэта - Родина. В его стихах - гражданская позиция, и его сыновья боль, и вера в великую Россию. Пётр Герасимов - поэт современной русской деревни. Его влекли зелёные дубравы, луговые цветы, неторопливые реки. Он всегда бережно хранил в сердце образ своей малой родины, считал себя сельчанином, навсегда и накрепко связанным незримыми узами с родными деревней Марьино, где родился, и селом Крюковкой (ныне Молчаново), где учился в школе.

Его стихи просты и незатейливы, но при этом в них много своеобразия, человеческих чувств и новизны. Большинство произведений было посвящено родной земле, родному селу, месту, где родился и вырос. В его стихах всё узнаваемо: и лес, и деревня, и пейзажи. Пётр Сергеевич писал о своей жизни, о том, что его окружало, о своих детских воспоминаниях и переживаниях. Он находит истинную поэзию в обычном, примелькавшемся. Остроумие, чувство народного деревенского языка - отличительное свойство творческого почерка автора.

« Иду я, исхлестанный

Волнами ржи,

Легко на душе

От рулад жаворонка.

Как вьет он искусно

Под песнь виражи

Над гладью бескрайней

Пшеничной сторонки!» (Мой хлеб)

В муниципальном архиве города Мичуринска находятся на хранении документы личного фонда Петра Сергеевича Герасимова, поэта, члена Союза писателей СССР, заслуженного работника культуры РСФСР [9].

Последние годыпоэт жил в деревне Марьино Мичуринского района Тамбовской области.Умер Петр Сергеевич Герасимов 12 марта 2011 года.

Петр Сергеевич Герасимов внес значительный вклад в литературу Тамбовской области. Несмотря на трудную жизнь, он пронес и сохранил до конца своих дней любовь к Родине, к природе, ко всему живому, окружавшему его с малых лет.

Знакомство с жизнью и творчеством местных поэтов в современном контексте очень важно для молодого поколения, так как это может способствовать развитию чувства принадлежности к своей малой родине с ее уникальной историей, знаменитыми соотечественниками, добрыми традициями, укреплению преемственности и связи между поколениями, воспитанию любви к своему дому, краю и стране.

Цель изучения литературного краеведения- углубить и обогатить знания обучающихся о своей родине, привить им любовь и уважение к истории и культуре своей родины, помочь им лучше понять и почувствовать связь между литературой и жизнью, приобщить к историческим и культурным ценностям родного края, к своей этнической или социокультурной группе в качестве формирования гражданской идентичности [8].

Изучение литературы, тесными узами связанной с историей и культурой родного края, призвано не только расширить кругозор и развить познавательные интересы учащихся, помочь им приобрести навыки исследовательской и поисковой деятельности, а также, посредством осуществления внеурочной деятельности и дополнительного образования, улучшить, расширить и обогатить учебный процесс.

Список литературы:

1. Деев А.Л. Краеведение как средство формирования гражданственности школьников // Фундаментальные исследования. 2005. №4. С. 35.

2. Долгов Ю. С. Чтоб чувства уберечь // Комсомольское знамя. 1982. Искренность таланта // Тамбовская жизнь. 2004.

3. Ежов М.В., Ежова Г.В. История Отечества и ее роль в патриотическом воспитании // В сб. ст.: Патриотическое воспитание подрастающего поколения на примерах истории: Материалы Всерос. науч.-практ.конф. 2008. С. 67.

4. Краеведы Москвы: Сборник. Вып. 1. Сост.: Л. В. Иванова, С. О. Шмидт. М.: Моек, рабочий. 1991. 288 с.

5. Лихачев Д.С. Краеведение как наука и как деятельность // Русская культура. М., 2000. С. 159-173.

6. Лобанов М. «Экспансия» и «Воля духа» // Наш современник. 1998. № 10 . С. 89 - 92.

7. Орешкина Т.А Воспитание в школе. Героико - патриотическое воспитание в школе. Издательство «Учитель». Волгоград. М. 2020. С. 59-73.

8. Томчук С. А. Формирование гражданской идентичности школьников посредством краеведческого содержания // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №65-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-grazhdanskoy-identichnosti-shkolnikov-posredstvom-kraevedcheskogo-soderzhaniya (дата обращения: 08.11.2022).

9. Якушевский Г. Кровная связь // Тамбовская правда. 1970.

UDC 908

LITERARY LOCAL HISTORY AS A MEANS OF FORMING THE CIVIC IDENTITY OF SCHOOLCHILDREN

Svetlana V. Belyakova1'2

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Teacher of Social Studies and Law belsvet170@mail.ru Alexandra S. Kolotova3

computer science teacher aleks. kolotova@yandex.ru 1TOU "Michurinsky Lyceum" 2Michurinsk State Agrarian University 3MAOU "SOSH No. 5 "STC named after I.V. Michurin"

Michurinsk, Russia

Annotation. The article reveals the issues of the formation of civic identity and patriotism among students of educational organizations by means of literary local lore.

Keywords: civic education, local history, literary studies, Tambov region.

Статья поступила в редакцию 16.02.2023; одобрена после рецензирования 20.03.2022; принята к публикации 30.03.2023.

The article was submitted 16.02.2023; approved after reviewing 20.03.2022; accepted for publication 30.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.