Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ В РАЗВИТИИ АГРОБИЗНЕСА'

ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ В РАЗВИТИИ АГРОБИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ / HISTORICAL STUDY OF LOCAL LORE / АГРОБИЗНЕС / AGRIBUSINESS / ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / TAMBOV REGION / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ECONOMIC GROWTH / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / RURAL AREAS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цуканов М.И., Симбирских Е.С.

В настоящей работе рассмотрено на примере Тамбовской области влияние исторического краеведения на развитие агробизнеса, также указана важность преподавания исторического краеведения как фактора мотивации молодежи на работу и бизнес в сфере АПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL STUDY OF LOCAL LOREAT THE DEVELOPMENT OFAGRIBUSINESS

In the present paper influence of historical study of local lore on agrobusiness development is considered on an example of the Tambov region. Also there is indicated the importance of teaching of historical study of local lore as a factor of motivation of young people to work and business in the field of agriculture.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ В РАЗВИТИИ АГРОБИЗНЕСА»

ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ В РАЗВИТИИ АГРОБИЗНЕСА

HISTORICAL STUDY OF LOCAL LORE AT THE DEVELOPMENT OF AGRIBUSINESS

M.I. TSUKANOV,

postgraduate student of department of chemistry of the Michurinsk state agrarian university, Michurinsk

М.И. ЦУКАНОВ,

аспирант кафедры химии Мичуринского государственного аграрного университета, г. Мичуринск

Научный руководитель: Е.С. Симбирских - проректор по непрерывному образованию Мичуринского государственного аграрного университета, доктор педагогических наук.

Research supervisor: E.S. Simbirskih - vice rector for continuous education of the Michurinsk state agrarian university, PhD in Pedagogical sciences.

Аннотация

В настоящей работе рассмотрено на примере Тамбовской области влияние исторического краеведения на развитие агробизнеса, также указана важность преподавания исторического краеведения как фактора мотивации молодежи на работу и бизнес в сфере АПК.

In the present paper influence of historical study of local lore on agrobusiness development is considered on an example of the Tambov region. Also there is indicated the importance of teaching of historical study of local lore as a factor of motivation of young people to work and business in the field of agriculture.

Abstract

Ключевые слова: историческое краеведение, агробизнес, Тамбовская область, экономический рост, сельские территории.

Keywords: historical study of local lore, agribusiness, Tambov region, economic growth, rural areas.

Россия - крупнейшая страна в мире. Страна великих побед и унизительных поражений. Страна с огромным потенциалом, но далеко не лучшим уровнем жизни. Экономика нашей страны растет, но при этом социальная составляющая страны во многом падает. Одним из главных элементов благополучия любого государства является уровень образования ее народа. Чем выше уровень образования, тем более инвестиционно привлекательная и более качественная становится экономика. Образование же в России оставляет желать лучшего. Наша страна занимает 38-е место по качеству образования. В первую сотню лучших университетов мира не вошло ни одного российского вуза.

По показателям на 2013 год Россия заняла пятое место в рейтинге крупнейших экономик мира Всемирного банка. По данным международного финансового института, ВВП России в 2012 году составил $3,38 трлн [4]. Однако бюджетные расходы на образование снизились с 607 миллиардов рублей (бюджет на 2013 год) на 13% в бюджете на 2014 год [7]. Кроме поддержки школ, вузов и детских садов, правительство намерено вложить деньги в обучение талантливой молодежи в лучших зарубежных университетах. Для этой цели в рамках программы «Глобальное образование» из бюджета выделяется 1,5 миллиарда рублей.

В итоге назрела серьезная потребность в реформировании образовательной составляющей нашей страны. 1 сентября 2013 года в силу вступил новый закон «Об образовании» [1].

В соответствии с Национальной доктриной образования РФ и Стратегией модернизации основного общего среднего образования в начале ХХ1 века провозглашаются задачи сохранения, распространения и развития национальной культуры, приобщения личности к системе культурных и эстетических ценностей, развития эстетической восприимчивости. Приоритет в решении этих задач принадлежит педагогу, знающему историю своей страны и, что более ценно, знающему историю своего края. Это обусловливает необходимость поиска путей активизации учебного процесса, а также его наполнения современными методами обучения и технологиями преподавания, содействующими развитию историко-краеведческой направленности учителя.

Подобная направленность образования должна способствовать развитию человека как рачительного хозяина. В связи с этим логичной представляется постановка следующей цели исследования: влияние историко-краеведческого образования в сельской местности на уровень развития бизнеса в сфере АПК.

В России около 25% населения живут в сельской местности. Село -одна из основных баз экономической стабильности нашей страны, поэтому в наши дни большое внимание уделяется именно образованию на селе, а также просветительским программам, направленным на развитие сельских территорий. Вследствие этого нами были поставлены следующие задачи:

- изучить особенности преподавания исторического краеведения и краеведения в целом в школах Тамбовской области;

- выяснить, какое значение оказывает преподавание исторического краеведения на психологию и профессиональную культуру агробиз-несмена;

- выяснить, может ли историческое краеведение стать мотивирующим фактором для ориентации детей на бизнес в сфере АПК.

В настоящее время школьное историческое краеведение занимает большое место в образовании и воспитании школьников. Историко-краеведческое воспитание закладывает основы нравственности, гражданственности и патриотизма. Становление личности невозможно без осознания преемственности к определенной культурно-исторической общности. Историческое сознание личности помогает ориентироваться в настоящем, определять направления личностного и профессионального развития в будущем, помогает ощутить себя в историко-культурном процессе, осознать преемственность поколений, свою историческую идентичность. Важную роль в формировании исторического сознания играет историческое краеведение. «Краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитательное и образовательное значение. Большую роль в решении педагогических задач по изучению родного края играет краеведческий музей. Более значимую роль, в связи с этим, выполняет школьный музей, который способствует формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, чувства любви к малой родине, уважения к опыту предыдущих поколений»[2].

Понятие историко-краеведческой деятельности и исторического краеведения в целом рассматривалось многими учеными (психологами, педагогами, литературоведами, методистами), занимающимися

высшим профессиональным образованием и различными аспектами проблемы развития профессиональной компетентности учителя в системе непрерывного образования (А.Л. Бусыгина, О.М. Буранок, Ю.Н. Кулюткин, В.Н. Сластенин и др.), вопросами использования литературного краеведения в вузе и школе: в организации педагогического процесса учебного заведения (А.В. Даринский, П.В. Иванов, Д.С. Лихачев), при обращении к художественному краеведению (В .Г. Смирнов, Е.К. Дубцова).

Краеведение историческое - форма общественной деятельности, причем такой, к которой причастны не только ученые-специалисты, но и значительно более широкий круг лиц (преимущественно местных жителей). По определению Д.С. Лихачева, краеведение - «самый массовый вид науки»[5, С. 162]. Краеведение комплексное охватывает несколько сфер знаний: историческое (или только историко-культурное, историко-экономическое), географическое и естественное. Опирается краеведение на междисциплинарные научные связи, учитывает не только выводы научных теорий, но и первичные наблюдения житейской практики.

Однако, несмотря на несомненную общественную значимость ис-торико-краеведческой деятельности, педагоги в своей профессиональной деятельности должны уделять ей большое внимание, ведь интерес к истории родной земли должен воспитываться еще с ранних лет для того, чтобы в зрелом возрасте человек захотел посвятить себя подобной работе.

В образовательных учреждениях нашей области, с учетом своих местных условий, разрабатываются программы нравственно-патриотического воспитания школьников, туристско-краеведческой деятельности. «Например, в Староюрьевском районе реализуется комплексно-целевая программа «Наш край», в Моршанском, Петровском, Первомайском районах - «История и культура родного края», в Мичуринском, Рассказовском, Кирсановском - эколого-краеведческая программа «Наш дом - природа»» [8].

Особую же значимость краеведение имеет для школьников сельских территорий. «По краеведению издано 2 учебника. Первый вышел в 2008 году. Затем, в связи с возникшим ярко выраженным интересом учащихся к разделу «Культура»: исторические архитектурные памятники, творческие коллективы, выдающиеся деятели культуры, учебник был переработан и дополнен текстами, фотографиями. В 2010 году выпущено второе издание учебника» [8]. Но оба этих учебника ориентируются на краеведение всей области, а учителя упускают столь важный

аспект, как история непосредственно того населенного пункта, в котором проживают обучающиеся.

Центральной задачей современной сельской школы является формирование личности человека, крестьянина, в высоком понимании его социальной сущности. Мы хотим видеть будущего хозяина земли, наделенного духовно-нравственными ценностями культуры, ответственного перед землей, природой, окружающей средой, имеющего желание и потребность служить им, активного, справедливого, добросовестного, доброжелательного, понимающего, что труд на родной земле -высший нравственный, патриотический долг гражданина России. Для привлечения населения Тамбовской области, и прежде всего подрастающего поколения, к работе в сфере АПК - той сфере, которая так важна для нашего края и так характерна для жителей села, - необходимо с детского возраста воспитывать детей в духе традиционного, испокон веков присущего тамбовчанину, аграрного сознания, и тут главная роль должна отводиться историко-краеведческой подготовке обучающихся.

Следует учесть, что в сельской школе учитель, организуя занятия по краеведению, должен использовать различные источники (например, сведения о жизни колхоза, села, беседы с участниками установления Советской власти на селе, сведения о жизни населения в период Великой Отечественной войны и т.д.). Вместе с тем «необходимо использовать архивные материалы, хранящиеся в областном историческом архиве, литературу. Для изучения прошлого села нужно привлекать этнографический материал, документальные справки из областного архива и соответствующую литературу »[6, С. 75].

Возрождение и развитие села в современных социально-экономических условиях России выступает одной из приоритетных задач, стоящих перед государством и обществом. В связи с этим сельские образовательные учреждения должны обеспечивать качественное образование молодежи, позволяющее им успешно самореализоваться в условиях села, мотивировать и подготовить их к профессиональной деятельности в сельскохозяйственном производстве. В условиях преобразований, происходящих во всех сферах жизнедеятельности современной России, резко возрастает необходимость в бизнес-образовании и на его основе формировании бизнес-культуры личности. С этих позиций социальным заказом перед сельскими образовательными учреждениями поставлен важный инновационный ориентир: стать фактором социально-экономического развития села за счет формирования агробизнес-культуры молодежи.

«Феномен агробизнес-культуры, рассматриваемый нами как элемент общей культуры сельского жителя, представляет собой и систему деятельности огромного числа людей, и социальный институт, занимающийся решением проблемы эффективного управления, использованием ограниченных природных ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей», - пишут Е.С. Симбирских, Г.Н. Шема-наева. «Результаты ретроспективного анализа позволили нам сформулировать рабочее определение агробизнес-культуры личности: это совокупность духовных ценностей и определяемых ими способов ведения дел в агробизнесе. Агробизнес-культура представляет собой сложную и многообразную систему развития духовных, материальных, творческих способностей личности и отражает взаимосвязь между людьми и сельской окружающей средой, созданием и сохранением культурных ценностей в процессе решения определенных бизнес-задач и достижения успеха. Агробизнес-культура является результатом ее непрерывного формирования в целостном педагогическом процессе» [9, С. 179].

Анализ зарубежного и российского опыта формирования агробизнес-культуры позволяет сделать следующие выводы: формирование агробизнес-культуры начинается с малых лет и оценивается как перспектива благосостояния всего общества; агробизнес-образование системно представлено как на государственном, так и на негосударственном уровнях; серьезное внимание уделяется как теоретической, так и практической агробизнес-подготовке.

Тамбовский край издревле считался сельскохозяйственным регионом. Еще в дореволюционную эпоху Центральное Черноземье, наряду с Малороссией, было «житницей империи». В связи с этим концепция агробизнес-образования стремится к возвращению нашего края к традиционной для него сельскохозяйственной направленности. Как сказано в «Концепции системы непрерывного агробизнес-образования для устойчивого развития сельских территорий Тамбовской области»: «современная политика администрации Тамбовской области направлена на устойчивое развитие сельских территорий, создание в области центра продовольственной безопасности страны. Это объясняется исторически обусловленным сельскохозяйственным профилем Центрального Черноземья, национальным приоритетом развития агропромышленного комплекса России, природными возможностями региона в развитии АПК»[3].

Историческое краеведение должно стать главным мотивирующим фактором в профориентационной работе с подрастающим поколением.

Зная историю и быт своего края, дети смогут со школьной скамьи привыкнуть к мысли о необходимости развития родного села. Они поймут, что продолжение вековых традиций ложится на их плечи, и благополучие всей страны также зависит от того, смогут ли они развить свое село.

Для развития сельских территорий необходима комплексная работа по повышению эффективности экономической и социальной сфер, а следовательно, повышению уровня жизни на селе в целом. А для этого одним из важнейших составляющих является образование. Без достойного современного практико-ориентированного образования на селе невозможно улучшить уровень жизни. И опять же наиболее важным компонентом такого образования, наряду с экономикой и основами бизнеса, должно стать историческое краеведение.

Подводя итоги, следует отметить, что в наши дни Россия находится в периоде развития. Современное государство стремится по-новому построить свою жизнь, а потому необходимо изыскивать и новые способы для экономического развития. Одним из наиболее перспективных является формирование у подрастающего поколения в сельской местности психологии бизнесмена, ориентированного на развитие родного края. Наши исследования привели к выводу, что весьма полезным для этого может оказаться историческое краеведение, преподаваемое в школах.

Объектом нашего исследования стала Тамбовская область, агропромышленный комплекс которой был значительно подорван в 90-е годы. Для того чтобы возродить сельскохозяйственные традиции нашей области, чтобы развить и укрепить производство в сфере АПК, в области внедряется система непрерывного агробизнес-образования для устойчивого развития сельских территорий. Одна из основных целей агробизнес-образования - профориентационная работа, направленная на то, чтобы молодежь Тамбовской области связывала свою жизнь с работой в сфере АПК. Помочь этому должна историко-краеведческая деятельность учителей и преподавателей, формирующих менталитет своих подопечных. Именно историко-краеведческий компонент агробизнес-образования способствует взращению любви к своей земле у подрастающего поколения. Кроме того что он (компонент) направляет молодежь в сферу АПК, он становится также неотрывной частью агробизнес-культуры личности предпринимателя. Человек, взращенный в вековой традиции разумного землепользования, с уважением будет относиться и к предмету своей деятельности, и к своим бизнес-партнерам, что способствует укреплению в современной России нормальной конкуренции и развитию стабильного бизнеса.

Библиографический список

1. Федеральный закон РФ 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании» // URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=LAW;n=149753

2. Иванов Г.Е. Краеведение как основа программы развития сельской малокомплектной школы: некоторые итоги реализации / Г.Е. Иванов, В.В. Фицай // URL: http://fzaj.ucoz.ru/index/kraevedenie_v_shkole/0-27

3. Концепция системы непрерывного агробизнес-образования для устойчивого развития сельских территорий Тамбовской области // URL: http://lib.gendocs.ru/docs/146000/index-519.html

4. Кукол Е. Страну разделили на копейки // URL: http://www.rg.ru/ 2012/11/23/budzhet-site.html

5. Лихачев Д.С. Краеведение как наука и как деятельность / Д.С. Лихачев // Русская культура. - М.: Искусство, 2000. - С.159-173.

6. Милонов Н.П. Историческое краеведение / Н.П. Милонов, Ю.Ф. Кононов, А.М. Разгон. - М.: Просвещение, 1969. - 348 с.

7. Миркин Я. Бюджетные ловушки // http://sberbank.ru/common/ img/uploaded/sbjr/11-2013/20-22.pdf

8. Праздникова Г.З. Краеведение в школах Тамбовской области / Г.З. Праздникова // URL: http://pgz-68.narod.ru/prazdnikova_g.z-krae-vedenie_v_shkolakh_tambovskoj_.pdf

9. Симбирских Е.С. Модель формирования агробизнес-культуры личности в сельской образовательной системе / Е.С. Симбирских, Г.Н. Шеманаева // Вестник МичГАУ - 2012. - № 4. - С. 175-180.

Контактная информация

г. Мичуринск (393760), ФГБОУ ВПО «Мичуринский

государственный аграрный университет»

Тел.: 8 (920) 235-87-41

Contact links

Michurinsk (393760), Michurinsk state agrarian university

Tel.: 8 (920) 235-87-41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.