ния бйли представлены мифопоэтический, мотивный, интертекстуальный: культурологическая проблематика сочеталась с конкретным текстуальным анализом и т.д. Среди наиболее интересных, вызвавших оживленную дискуссию секционных докладов следует отметить доклад Б.Г.Ахметшина (Уфа) о преданиях и легендах горнозаводских рабочих Южного Урала, В.А.Осанкиной (Челябинск) о литературной молитве романтизма как синтезе традиций христианского канона и субъективного творчества, А.С.Гришина (Челябинск) о русской философской филологии XX века, В.Н.Александрова о литературном моделировании как обучающей технологии в системе филологического образования и мн. др.
Наряду с преподавателями вузов в конференции приняли участие аспиранты, студенты, школьные учителя,'работники образования.
~ Конференция - это'было отмечено на заключительном заседании-прошла на высоком организационном и научном уровне, чему способствовало прежде всего участие в ее подготовке преподавателей и сотрудников кафедры литературы Челябинского педуниверситета, финансовая помощь ректората. Материалы конференции опубликованы в сборнике: «Литература в контексте современности». Челябинск, 2002. 296 с.
Будникова Л.И.
«ЛИТЕРАТУРНОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ШКОЛЬНИКОВ»
(Международная научно-практическая конференция, г. Санкт-петербург. Сентябрь 2002 г.)
Конференция проводилась в честь 70-летия члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора В. Г. Маранцмана. Однако юбилейный характер не помешал серьезной и заинтересованной работе участников. На четырех секциях выступило более 50 докладчиков, широко представлявших Россию (Москва, Петербург, Псков, Мурманск, Архангельск, Самара, Северодвинск, Воронеж, Лесосибирск, Саранск, Йошкар-Ола, Череповец, Брянск, Оренбург, Курск, Киров, Стерлитамак, Челябинск, Омск), ближнее и дальнее зарубежье (Украина, Беларусь, Эстония, Болгария). Всех участников конференции объединяло стремление подробно и объективно обсудить возможности программ и методик, предлагаемых В. Г. Маранцманом и его школой. Однако обсуждение этих вопросов неизменно вело к более общим и сложным проблемам современного состояния литературного образования в российских школах.
Конференция началась с пленарного заседания, где выступил профессор В. Г. Маранцман, и «круглого стола» под общим названием «Литература в школе и судьбы культуры», в рамках которого активно обсуждались
следующие проблемы:
- уровень культуры современного общества и стандарты литературного образования в школе;
- методические потребности учителя литературы и критерии оценки программ и учебников;
- цели и формы современного урока литературы (этот вопрос был вынесен на заочное обсуждение).
Участники конференции в целом выразили неудовольствие ситуацией с литературным образованием в школе сложившейся в системе государственного управления. Многие отмечали, что государственный стандарт для школ составлен непрофессионально, без учета реальной школьной практики, его внедрение неизбежно повлечет за собой девальвацию литературного образования и общее снижение культуры школьников. Было высказано также общее мнение о неудачности и неприемлемости в школе системы Кутузова, о необходимости вновь капитально пересмотреть стандартизацию литературного образования. В противовес недостаткам так называемой московской школы, петербургская (в лице В. Г. Маранцмана и членов возглавляемой им кафедры) предложила свою систему, в основе которой - бережное отношение к ученику, гибкость и в то же время сложность, стремление сохранить и развить культурный потенциал школьников, привить им не только любовь к чтению, но и навыки аналитического, вдумчивого чтения книг. Конференция постановила обратиться в органы управления народным образованием, вплоть до министерства, с протестом, в котором бы аргументировано обосновывалась необходимость возвращения к вопросам государственного стандарта и к конкретными методикам реализации этого стандарта.
В ходе работы секций обсуждались более частные вопросы методики преподавания литературы в школе. Важное место заняли вопросы подготовки словесников в педагогических вузах, а также актуализации классического наследия в рамках школьного образования.
В целом конференция показала, что проблемы литературного образования школьников могут быть отнесены к разряду «вечных»: какие бы решения не принимались на столь уважаемом форуме, воз, по-видимому, не сдвинется с места. Однако единодушное неприятие правительственной политики в этой сфере заставляет надеяться, что совместные усилия профессионалов будут ненапрасными, а чиновникам от образования придется считаться с мнением простых учителей и тех, кто этих учителей готовит.
Шишмаренкова Г. Я.