вечеванию. Это принципиально важный момент не только книги Юнггрена, но и современной западной русистики.
Шведский исследователь не обходит и острые углы в биографиях главного и второстепенных героев своей книги - антисемитизм Э.Метнера, симпатии его и Юнга к нацизму конце 1920 — начале 30-х годов, к Муссолини и Гитлеру, попытки по фотографиям и речам этих диктаторов нарисовать их психоаналитические портреты (главы «Изменения в личности», «Культ Гитлера»).
Главный вывод из жизнеописания Э.Метнера таков: «Судьба Метне-ра заключалась в том, чтобы быть «использованным» двумя (А.Белым и К.Юнгом - А.Г.) величайшими и деятельнейшими представителями европейской культуры двадцатого столетия, в равной мере ставшими сегодня объектами неослабевающего международного интереса. Его посредничество демонстрирует глубокое родство между этими двумя людьми, каждый из которых, на свой собственный лад и своими собственными средствами, осветил кризис сознания современного человека. Парадокс же заключается в том, что Метнер, стремившийся вдохнуть в Россию немецкий дух, в конечном итоге внес нечто специфически русское б немецкую культуру» (С. 193).
В «Приложении» помещена переписка Метнера с К.Юнгом и его женой. Кроме этого, книга включила в себя «Слово признательности», где автор благодарит всех, кто помогал ему в работе. Завершается книга хорошей, полной библиографией и Именным указателем. Высокая научная и человеческая культура данной книги - вне сомнений. Это тоже черта современной западной русистики.
Гришин А.С.
«ЛИТЕРАТУРА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОСТИ»
(Международная научно-практическая конференция в Челябинске)
; 25-26 февраля 2002 года на филологическом факультете Челябинского
государственного педагогического университета состоялась международная научная конференция «Литература в контексте современности», в которой приняли участие около 100 ученых из Челябинска, Екатеринбурга, Москвы, Уфы, Тюмени, Красноярска, Иркутска, Омска, а также гости из Казахстана.
На пленарном заседании, открывшем конференцию, выступили известные ученые - проф. МГУ им. М.В. Ломоносова В.Б. Катаев, проф. Ур-ШУ (г. Екатеринбург) Н.Л. Лейдерман и проф. ЧелГУ В.А.Михнюкевич. В докладе В.Б. Катаева «Чехов - метадраматург XX века» главное внимание было уделено проблеме соотношения классического наследия и литературы XX века. На примере драматургического творчества А.П. Чехова было убедительно показано, что классические произведения стали выполнять роль пре-
текстов по отношению к последующим произведениям почти сразу и выполняют ее уже более столетия. Так. чеховская «Чайка» оказалась объектом полемической художественной интерпретации в «Цапле» В. Аксенова, «Вороне» Ю. Кувалдина, «Курице» Н. Коляды и др. позднеавангардистских и постмодернистских текстах, которые были подвергнуты в докладе интертекстуальному анализу. В заключение В.Б.Катаев подчеркнул, что пока литература жива, любое развитие в ней, каким бы далеким от традиций оно ни казалось, так или иначе в конечном счете возвращается к классике, в том числе и к Чехову.
В докладе Н.Л. Лейдермана «Литература XX века в контексте большой историшГбыла представлена авторская концепция развития русской литературы недавно ушедшего столетия. По мнешйо докладчика, история литературы - это история художественных систем в их внутреннем развитии, взаимосвязях, в их отношении к внешним факторам. В применении к литературе XX века, которая пережила несколько исторических фаз, вполне оправданно, считает он, обращение к «литературному направлению» как синхронной системе, сомасштабной изучаемому феномену. «Магистральным сюжетом» литературного процесса стало, по мнению Н.Л.Лейдермана, взаимодействие классических и неклассических (модернистских) систем, которым была дана в докладе подробная характеристика. Понятие «постреализм», введенное докладчиком, по его мнению, наиболее точно отражает эволюцию и облик литературы XX века.
В докладе В.А.Михнюкевича «Современное «богословствующее» литературоведение: за и против» рассматривалась проблема бытования христианских текстов в художественных контекстах русской литературы. Соглашаясь с тем, что отечественную классическую литературу невозможно понять вне религиозной проблематики, докладчик напомнил о наиболее удачных, с его точки зрения, исследованиях литературы через религиозную призму (русские философы серебряного века, работы о Пушкине B.C. Непомнящего,
А.М.Панченко, В.А.Котельникова, И.Ю.Юрьевой, исследования И.А. Есау-лова и др.). Вместе с тем наметившаяся тенденция монополизировать именно такой подход привела, по мнению В.А.Михнюкевича, к появлению работ, в которых фигуры русских писателей фальсифицировались и мифологизировались, что нанесло ущерб развитию науки о литературе.
После пленарного заседания участники конференции продолжили работу в пяти секциях: «Современные проблемы фольклористики, древнерусской литературы и краеведения», «Современное прочтение классики: русская литература XVIII-XIX веков», «Литература XX века в контексте современности», «Современные проблемы зарубежной литературы» и «Актуальные проблемы методики преподавания литературы в школе и- вузе». Тематика большинства секционных докладов убедительно свидетельствовала о том, что современное литературоведение находится в состоянии методологического поиска. Наряду с традиционными историко-литературным, типологическим, сравнительно-историческим методами анализа художественного произведе-
ния бйли представлены мифопоэтический, мотивный, интертекстуальный: культурологическая проблематика сочеталась с конкретным текстуальным анализом и т.д. Среди наиболее интересных, вызвавших оживленную дискуссию секционных докладов следует отметить доклад Б.Г.Ахметшина (Уфа) о преданиях и легендах горнозаводских рабочих Южного Урала,
В.А.Осанкиной (Челябинск) о литературной молитве романтизма как синтезе традиций христианского канона и субъективного творчества, А.С.Гришина (Челябинск) о русской философской филологии XX века, В.Н.Александрова о литературном моделировании как обучающей технологии в системе филологического образования и мн. др.
Наряду с преподавателями вузов в конференции приняли участие аспиранты, студенты, школьные учителя,'работники образования.
~ Конференция - это'было отмечено на заключительном заседании-прошла на высоком организационном и научном уровне, чему способствовало прежде всего участие в ее подготовке преподавателей и сотрудников кафедры литературы Челябинского педуниверситета, финансовая помощь ректората. Материалы конференции опубликованы в сборнике: «Литература в контексте современности». Челябинск, 2002. 296 с.
Будникова Л.И.
«ЛИТЕРАТУРНОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ»
(Международная научно-практическая конференция, г. Санкт-петербург. Сентябрь 2002 г.)
Конференция проводилась в честь 70-летия члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора В. Г. Маранцмана. Однако юбилейный характер не помешал серьезной и заинтересованной работе участников. На четырех секциях выступило более 50 докладчиков, широко представлявших Россию (Москва, Петербург, Псков, Мурманск, Архангельск, Самара, Северодвинск, Воронеж, Лесосибирск, Саранск, Йошкар-Ола, Череповец, Брянск, Оренбург, Курск, Киров, Стерлитамак, Челябинск, Омск), ближнее и дальнее зарубежье (Украина, Беларусь, Эстония, Болгария). Всех участников конференции объединяло стремление подробно и объективно обсудить возможности программ и методик, предлагаемых В. Г. Маранцманом и его школой. Однако обсуждение этих вопросов неизменно вело к более общим и сложным проблемам современного состояния литературного образования в российских школах.
Конференция началась с пленарного заседания, где выступил профессор В. Г. Маранцман, и «круглого стола» под общим названием «Литература в школе и судьбы культуры», в рамках которого активно обсуждались