Научная статья на тему 'ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ'

ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
465
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ / ФИЗКУЛЬТУРА / СПОРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кот Тамара Алексеевна

Статья знакомит с литературно-художественными произведениями о физическом воспитании, которые вполне могут служить средством развития интереса детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к физической культуре и спорту, здоровому образу жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LITERARY AND ARTISTIC NOVELS ABOUT PHYSICAL EDUCATION AS A MEANS OF DEVELOPING THE INTEREST OF OLDER PRESCHOOLERS AND YOUNGER STUDENTS IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

The article introduces novels about physical education, which may well serve as a means of developing the interest of children of senior pre-school and primary school age in physical culture and sports, a healthy lifestyle.

Текст научной работы на тему «ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ»

¿022//-

Кот Т. А.

УДК 82-93:796

ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

В оспитание физически развитого ребенка - жизненно важная и основная задача педагогов и родителей. Сегодня педагоги отмечают у некоторых детей дошкольного и младшего школьного возраста отсутствие интереса к занятиям физической культурой и спортом. В связи с этим педагогическая и родительская общественность находится в поиске эффективных мер по привлечению внимания подрастающего поколения к физической культуре. К таким формам работы можно отнести чтение художественных произведений о физкультуре и спорте как на занятиях в образовательных организациях, так и в семейном кругу.

В рамках статьи поставлена цель рассмотреть жанровое многообразие литературных произведений со спортивной тематикой, рекомендованных для детского круга чтения, для развития интереса дошкольников к занятиям физкультурой и спортом.

Литература оказывает существенное влияние на интеллектуальное становление ребенка, на формирование его взглядов и мировоззрение в целом. Уже на протяжении десятилетий практикующие педагоги настаивают на необходимости чтения для развития речевых навыков детей так же, как и для формирования их мыслительных способностей.

Знакомство с малыми литературными жанрами призвано заложить основы для дальнейшего обращения к произведениям русской и родной литературы. Вспомним К. Д. Ушин-ского, который в свое время уже утверждал, что ребенок развивается в процессе приобщения к лучшим формам родного языка, которые содержатся в произведениях фольклора и литературы. В основной круг чтения дошкольников, по мнению педагога, должны входить поэтические песенки, потешки, загадки, сказки, пословицы и поговорки, которые знакомят ребенка с живой народной речью [2, с. 112].

Сначала семейное чтение, а затем и самостоятельное чтение художественных произведений облегчает знакомство ребят с окружающим миром, развивает их воображение, ребенок получает прекрасные образцы русского литературного языка [1].

Следует отметить, что жанровость и тематика художественных произведений для детей разнообразна. Но остановимся на художественных произведениях, где основная тема - спорт, физическая культура, т.к. уверены, что художественное слово может служить и средством формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом старших дошкольников и младших школьников.

Знакомить детей с художественной литературой, где сюжет посвящен спортивным состязаниям, занятие увлекательное как для юных читателей, так и для их родителей и педагогов. Благодаря художественной выразительности текстов, дошкольники и младшие школьники могут открыть новые грани того или иного вида спорта, подмеченные автором и, убеждены, попытаются понять сущность и притягательность различных видов спорта для людей, которые его выбрали.

Сегодня педагоги и родители отмечают отсутствие у некоторых детей интереса к занятиям физическими упражнениями и спортом. Дети, без энтузиазма выполняющие физические упражнения, не проявляют интерес к подвижным играм и со сверстниками. К сожалению, как отмечают их родители, большую часть времени ребята проводят с гаджетами в

руках, а не на спортивной площадке. Не секрет, что многие родители сами придерживаются мнения, что детский досуг организовать гораздо проще, если включить ребенку компьютер или телевизор.

Таким образом, поиск эффективных мер, направленных на привлечение детей к занятиям физической культурой приобретает первостепенное значение. Очевидна и значимость новых подходов в организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольной образовательной организации и школе. Как известно, развитие личности происходит не только в результате обучения, важны и примеры, демонстрирующие образцы поведения других людей в ситуациях, похожих на ту, в которой пребывает воспитанник.

Воспитание книгой детей дошкольного и младшего школьного возраста совершается через подражание. Ребенок стремится быть лучше и, воспринимая на слух произведение или читая его самостоятельно, как правило, сосредотачивается на положительных персонажах, стремится быть на них похожим, действовать по образцу любимых героев, брать с них пример. Предполагаем, что, читая художественную литературу о спорте, дети могут испытывать желание стать такими же, как и герои прочитанных книг. Как результат, у юного читателя повысится мотивация к занятиям физической культурой, сформируется положительное отношения к занятиям спортом и здоровому образу жизни. Сегодня педагогам необходимо продумать, как повысить эмоциональный фон во время занятий по физической культуре, а также режимных моментов, связанных с формированием культурно-гигиенических навыков. Очевидно, что эту проблему можно решить благодаря воспроизведению малых фольклорных форм и небольших стихотворений во время занятий физической культурой и в процессе повседневной деятельности. Чтение наизусть может сопровождать физическую активность ребят - зарядка, разминка, соревнования, а также организуемые воспитателями гигиенические процедуры.

Предполагаем, что широкое использование художественного слова возможно в процессе

занятий по физической культуре как для старших дошкольников, так и младших школьников, в режимных моментах дошкольных образовательных организациях, в ходе уроков в начальной школе и во время внеклассной работы.

К произведениям физкультурно-спорти-вной тематики следует отнести следующие малые фольклорные формы:

- поговорки и пословицы («В здоровом теле - здоровый дух», «И смекалка нужна, и закалка важна», «Кто ловко бьет по мячу, тому все по плечу», «Крепок телом - богат и делом» и др.);

- загадки («Есть лужайка в нашей школе, а на ней козлы и кони. Кувыркаемся мы тут Ровно сорок пять минут. В школе - кони и лужайка?! Что за чудо, угадай-ка! (спортзал)»; «Деревянные кони по снегу скачут, А в снег не проваливаются (лыжи)»; «Не похож я на коня, Хоть седло есть у меня. Спицы есть. Они, признаться, Для вязанья не годятся. Не будильник, не трамвай, Но звонить умею, знай! (велосипед)»; «На квадратиках доски Короли свели полки. Нет для боя у полков Ни патронов, ни штыков (шахматы)»;

- скороговорки («Эй, Андрей, ты не робей! Гол скорее ты забей!»; «По двору-подворью в добром здоровье!»; «Наш шахматист вашего шахматиста перешахматит, перевышах-матит»);

- считалки («Начинаем счёт: раз, два, Влево, вправо голова. Три, четыре после пять, Станем плечи разминать. Ну а вот уже и шесть, Наклониться, встать, присесть. Две подружки семь и восемь, Передышки мы не просим. Рассчитались по порядку! Все, закончили зарядку. Если кажется, что мало, Начинайте всё с начала!»);

- кричалки-считалки («Мы идем на стадион! Класс наш будет - чемпион! Кто задору, солнцу рад? Эй, спортсмены, стройся в ряд! - А команды есть? - Есть! - Капитаны здесь? - Здесь! - Победим в соревнованьях, отстоим мы класса честь!»).

Малые фольклорные формы, посвященные физической активности, используются при

¿022//-

проведении занятий в образовательных организациях разных уровней и играют немало -важную роль в сохранении и укреплении физического и психического здоровья детей, развитии их речевых и мыслительных способностей, учат управлять своим телом, помогают поверить в свои силы.

Стихотворные формы («Утром для порядка делаем зарядку, Чтоб окрепли руки, чтоб окрепла грудь. Наши упражнения - ловкие движения. Сильным и здоровым человеком будь!»; «Мы зарядкой заниматься Начинаем по утрам, Чтобы реже обращаться За советом к докторам») напоминают детям о пользе зарядки для здоровья, помогут воспитателю организовать детей на утреннюю зарядку. Легко запоминающиеся стихотворные строки помогут детям во время зарядки сконцентрировать свое внимание на упражнении, поднимут им настроение, прибавят сил на весь день, будут способствовать развитию памяти и обогатят словарный запас детей.

В завершении зарядки воспитатель может задать несколько вопросов своим воспитанникам для того, чтобы еще раз обратить их внимание на пользу физических упражнений. Так, педагог может спросить воспитанников: «Здоровье в порядке?..», на что они отвечают хором: «Спасибо зарядке!»

С помощью художественного слова педагог может разучить с младшими школьниками правила поведения в спортивном зале, закрепив в детской памяти правила безопасного поведения и соблюдения санитарно-гигиенических норм: «В зал один - не заходите, Педагога подождите. Физкультурой заниматься - Надо в форму одеваться. А в одежде повседневной Заниматься даже вредно! Чтобы ножки закалять, Надо детям обувь снять. Педагога слушайте внимательно И все получится обязательно».

Во время выполнения физических упражнений на свежем воздухе педагог закрепляет правила подвижных игр, технику упражнений, используя фольклорные и литературные строки.

Традиционно при организации образовательной деятельности воспитатели всех воз-

растных групп используют рифмованные динамические паузы, пальчиковые игры, а педагоги начальной школы - физкультминутки, в том числе и на спортивную тематику, которые снимают напряжение, помогают переключиться с одного вида деятельности на другой. Такова, например, пальчиковая гимнастика «Физкультурник», цель которой состоит в том, чтобы развивать ловкость движений рук: «Физкультурник на дорожке Тренирует свои ножки. Высоко их поднимает, Бодро, весело шагает. Руки в стороны развел И тихонечко пошел. Руки вниз, затем вперед, Прыгнул, сделал поворот. Физкультурой заниматься Любит маленький народ».

Или физкультминутка «Конькобежный спорт», которая не только поможет детям снять напряжение и отдохнуть от умственной деятельности, но и предоставит возможность почувствовать себя олимпийскими спортсменами: «На коньках стоять умеем, И на ноги их оденем, Приготовимся - Вперед! Совершаем мы полет. Плавно ноги мы разводим, Быстро двигаемся, сводим, Руки тоже за ногами Быстро двигаются сами. Мы на льду быстрее всех, Впереди нас ждет успех!!!».

Еще одним направлением работы может служить чтение произведений художественной литературы о физической культуре и спорте. Цель такого чтения заключается в том, чтобы через примеры поведения героев книг повысить мотивацию старших дошкольников и младших школьников к занятиям физкультурой и спортом, здоровому образу жизни. Например, милый, неуклюжий, косолапый Мишка-Топтыжка из одноименной сказки Б. Заходера. Звери дразнили главного героя произведения за неповоротливость, а папа-медведь научил малыша волшебному заклинанию, которое помогало стать сильным и ловким. Заклинание обязательно следовало произносить после выполнения утренней гимнастики. Мишка-Топтыжка был упорный, очень хотел быть ловким, сильным и постепенно стал именно таким - потому что старался. Прослушивание сказки или самостоятельное чтение позволит ребятам сделать вывод о том, что даже самый слабый, если захочет, то при ре-

гулярных занятиях физкультурой и спортом сможет стать достаточно сильным и ловким.

Рекомендуем следующие книги:

- «Спортивные сказки» Т. А. Шорыгиной, благодаря которой дети узнают об Олимпийских играх, летних и зимних видах спорта. В книге содержатся поучительные истории, а герои сказок, проявляя силу воли, подают положительный пример юным читателям;

- «Румяные щёки» С. Прокофьевой и Г. Сапгира. Книга пробуждает в ребенке интерес к физкультуре и спортивным играм. Весёлые стихи, забавные сказки, рассказы, загадки и считалки придают книге игровую, увлекательную форму. Вместе с тем книга имеет серьезное методическое значение: педагоги и родители узнают, как правильно построить день ребёнка, как постепенно закалить его и приобщить к спорту, доступному его возрасту.

Герои книги умны и активны: яркий и веселый Чижик-пыжик расскажет про игры и развлечения; серьезный Гантелькин научит быть сильными и ловкими; доктор Градускик проследит, чтобы все занятия принесли максимальное количество пользы.

- «Восемь голубых дорожек» С. Могилев-ской, где главные герои - восемь друзей младшего школьного возраста, восемь голубых дорожек бассейна, где ребята учатся плаванию: «Восемь, восемь, восемь Голубых дорожек. Восемь, восемь Голубых путей. Здесь брызги и смех, Радость для всех, И восемь верных друзей...». На страницах книги главных героев ждёт множество приключений и даже испытаний, причём не только в бассейне, но и в школе, и в повседневной жизни. Это книга о том, что достижения получаются, когда трудишься.

Таким образом, художественные и фольклорные произведения о физическом воспитании служат средством развития интереса детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к физической культуре и спорту, мотивируют детей заниматься физкультурой, показывают пример того, что следует быть здоровыми, сильными и активными.

АННОТАЦИЯ

Статья знакомит с литературно-художественными произведениями о физическом

воспитании, которые вполне могут служить средством развития интереса детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к физической культуре и спорту, здоровому образу жизни.

Ключевые слова: дети дошкольного и младшего школьного возраста, художественные произведения, физкультура, спорт.

SUMMARY

The article introduces novels about physical education, which may well serve as a means of developing the interest of children of senior preschool and primary school age in physical culture and sports, a healthy lifestyle.

Keywords: children of preschool and primary school age, novels, physical education, sports.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева М. М. Методика работы с художественной литературой в детском саду. -М., 2000. - 145 с.

2. Педагогические сочинения: в 6 т. Т. 2 / Ред. М. И. Кондаков. - М.: Педагогика, 1988. -492 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.