Научная статья на тему 'Фольклорные традиции в решении проблемы развития литературно-творческих способностей младших школьников'

Фольклорные традиции в решении проблемы развития литературно-творческих способностей младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
442
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фольклорные традиции в решении проблемы развития литературно-творческих способностей младших школьников»

Н. А Опарина

ФОЛЬКЛОРНЫЕ ТРАДИЦИИ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Литературоведы, писатели, ученые и педагоги-практики единодушны в своих высказываниях о том, что приобщение детей к миру прекрасного и развитие их собственных творческих способностей должно начинаться с самого раннего возраста. Особенно плодотворным считается возраст в 7—10 лет, когда с приходом детей в школу стихийно-бессознательное восприятие ими искусства становится вдумчиво-осознанным.

Как ни странно, менее всего и учеными, и педагогами уделяется внимания развитию литературно-творческих способностей детей, хотя писатели-творцы (Л.Н.Толстой, К.И.Чуковский, С.Я.Маршак и др.) видели большие возможности успешного эстетического воспитания именно на этом пути. Но исследователи считают, что, во-первых, литературно-творческие способности — удел немногих, а поэтому их развитие не входит в задачу всеобщего эстетического воспитания, и, во-вторых, в какой-то степени эта проблема решается на уроках литературы и русского языка. Ни с первым, ни со вторым нельзя согласиться. Делаем это заключение на основании того факта, что из года в год язык школьных сочинений оскудевает, да и высокая поэзия становится полем деятельности явных дилетантов, не чувствующих ни красоты слова, ни души своего народа. Найти способы развития литературно-творческих способностей детей — реальная и актуальная проблема нашего времени. Обратить особое внимание в контексте названной проблемы на младший школьный возраст важно потому, что истинное обновление духовной жизни нашего общества будет возможно лишь в том случае, когда обучение, воспитание и развитие детей будет осуществляться с самых первых дней пребывания ребенка в школе.

Один из возможных путей развития литературно-творческих способностей детей — это путь возрождения народно-педагогических принципов эстетического воспитания, согласно которым ребенок с малых лет включался в активную творческую деятельность. Дети с самого раннего возраста участвовали в народных праздниках, обрядах, ритуалах и тем самым незаметно для себя становились носителями фольклорной традиции. Каждый включался в общий хоровод или игру, пел. танцевал, импровизировал, где это требовалось, т.е. не только слушал, смотрел воспринимал, но и в подлинном смысле этого слова. — гворил.

Важность развития литературно-творческих способностей у детей в современном обществе заключается в том, что в обновляющихся условиях людям самых разных профессий крайне важно уметь правильно и четко излагать свои мысли и соображения в устной и особенно в письменной форме. В этой связи обращение к фольклору, фольклорной традиции позволит более эффективно решать задачи эстетического воспитания и творческого развития подрастающей личности. Веками накопленный народом

опыт художественно-творческого воспитания подрастающего поколения нельзя не учитывать.

Фольклор — не только величайшее культурное наследие прошлого, но и действенное средство всестороннего развития личности, активизации развития ее способностей. Нельзя не признать, что в последние годы несколько повысился интерес в нашем обществе к фольклору. Тем не менее проблема отчуждения детей и молодежи от национальной культуры и насильственное насаждение культуры "чужеродной", не свойственной нашему обществу генетически, остра и актуальна. Следствием этой проблемы становится оскудение творческой активности и среди юных литераторов, обеднение словарного запаса и средств выразительности. Но в поисках взаимосвязи между развитием литературно-творческих способностей у детей и фольклором не следует ограничиваться приобщением школьников только лишь к произведениям фольклора, к изучению ими фольклорных жанров, а важно учитывать, что фольклор — это бытовое искусство. Это особое поле деятельности, когда творчество становилось неотъемлемой частью или трудового процесса, или празднества. Следовательно, фольклорная традиция шире, чем фольклор. Погрузить в эту традицию ребенка — значит поставить его в условия активного творчества.

Когда заходит речь о склонности к литературному творчеству у маленьких детей и о развитии этих склонностей, часто приходится сталкиваться с очень разными взглядами на решение этой проблемы. Существует довольно сильная убежденность многих педагогов и литераторов в том, что литературные способности или есть от природы, или их нет и вмешательство ни к чему не приведет. Но многими учеными, в частности психологами, значение врожденных способностей и задатков опровергается: "Врожденные задатки и особенности развития ребенка имеют определенное значение в его умственном и физическом развитии, но решающей роли не имеют и не могут прямо определять собой то, сколь успешно будет развиваться ребенок..."

Каждый здоровый ребенок обладает колоссальными возможностями развития способностей ко всем видам человеческой деятельности. Но эти возможности не остаются неизменными и с возрастом постепенно угасают, слабеют, и чем старше становится человек, тем труднее развить его способности. Важно поэтому, чтобы условия опережали развитие. И в этом контексте чрезвычайно важны идеи Б.М.Теплова о том, что способности существуют только в движении, только в развитии. Творческие способности могут развиваться только в творческой деятельности. Только музыка может пробудить и развить музыкальный слух. Только общение с поэтическим искусством в состоянии пробудить и развить поэтический слух и вкус. Способности не могут "созреть" сами по себе, независимо от внешних воздействий. Установлено, что формирование способностей происходит благодаря закреплению в мозгу того нового, что несет с собой жизненный опыт. О важности не упустить своевременность развития способностей пишут и ученые, и педагоги: "Трагедия в том, что мы опаздываем с началом развития. Лишив ребенка своевременного и полноценного развития в детском возрасте, мы обрекаем его на всю жизнь на низкие темпы развития, на громадные затраты сил и времени и на низкий конечный результат, а

потом еще утверждаем: "такой уж он уродился!" — и это удел большинства детей"2.

Следует заметить, что одна из утраченных традиций воспитания детей, с которой знакомят нас различные произведения фольклора: и сказки, и пословицы, и сказания, и песни — это отсутствие разобщенности взрослых и детей в процессе трудовой деятельности, в быту и во время отдыха. И трудовое, и умственное, и художественное воспитание детей проходило естественно, в комплексном взаимодействии детей и взрослых. Трудовая, игровая и другая деятельность детей была моделью деятельности взрослых. Традиция воспитания заключалась еще и в том, что ребенок помещался в такие условия, в которых от него требовались способности к разнообразной деятельности. Его физические, умственные и художественные способности развивались естественно, комплексно и находили свое применение и в детской, и в будущей его взрослой жизни.

Сейчас воспитание разрозненно, деятельность взрослых и детей разобщена, не все задатки ребенка подвергаются развитию в процессе его деятельности. Многие задатки за невостребованностью гаснут. Порой в ребенке родители развивают задатки, которые от природы в нем более слабы, а более сильные остаются незамеченными. Чаше всего незамеченными остаются именно литературно-творческие способности.

Обращаясь к фольклорной традиции как средству воспитания и развития литературно-творческих способностей детей, можно сказать, что едва ли не главным элементом в произведениях фольклора и в правилах народной педагогики является подражательность. Вся система образов, язык в народном творчестве веками отшлифовывались, исходя из главной потребности — как можно ярче и правдивее отобразить окружающий мир, а этого можно было добиться, подражая всему, что человек видел, слышал вокруг себя и воспринимал. Чуткий народ-художник создал, вызвал к жизни, подражая ей. удивительные образы: "малы детушки, как часты звездочки", "говорит, словно реченька журчит" и др. И свои педагогические принципы народ строил на принципе подражания. В основе детского творчества тоже прежде всего лежит подражательность. В самых ранних своих играх дети подражают взрослым, в подражании они готовятся ко всему, что ждет их во взрослой жизни, но в подражании они развивают и свои собственные творческие способности.

Учитывая особенности младшего школьного возраста, можно выделить следующие компоненты литературно-творческих способностей: эмоциональность, способность к эмпатии, хорошую память, наблюдательность, творческое воображение, речевые способности, ритмический слух, фантазию, способность к импровизации. Основываясь на фольклорной традиции художественного воспитания детей, используя различные жанры фольклора и традиционные методы и приемы, можно эффективно развивать многие отдельные компоненты литературно-творческих способностей, что в итоге обеспечит успешное в целом развитие литературно-творческих способностей младших школьников.

Изучение психолого-педагогической литературы и опыта организации литературного воспитания в ряде школ г. Челябинска и г. Москвы подтверждает, что и в научных трудах, и в педагогической практике меньше

всего обращается внимания на развитие литературно-творческих способностей детей. Да и родители на вопрос: "Замечаете ли Вы, что Ваш ребенок сочиняет?" в большинстве своем отвечают примерно так: "Нет времени вслушиваться", или "Замечали, но не придавали этому серьезного значения". А на вопрос: "Нужно ли развивать литературно-творческие способности?" отвечают: "Литературные способности развивать не нужно, пусть ребенок лучше станет хорошим специалистом, литературные способности нужны только писателям". Многие родители полагают, что школа отвечает за развитие детей и там лучше знают, какие способности и как развивать. Но с приходом ребенка в школу проблема формирования творческих способностей, в том числе литературных, становится острее. Предметы художественного цикла занимают весьма скромное место в учебных планах. Время, отводимое, например, на изучение художественной литературы, с 1940 по 1985 год сократилось на 185 часов, иными словами, на одну треть.

Сегодня можно заметить повышение внимания ученых и педагогов-практиков к проблемам художественного воспитания детей. Многие из них ищут духовную опору в народном творчестве, в приобщении детей и молодежи к культурному наследию своих предков. Приобщение к народному творчеству, фольклорным играм, праздникам и обрядам происходит активнее всего в дошкольных детских учреждениях. Как правило, в этом возрасте у детей намечаются и индивидуальные склочности к тому или иному виду творчества. С приходом же детей в школу начинается их активная учебная деятельность, а занятия искусством становятся эпизодическими. Способность к словотворчеству, которая, по мнению К.И.Чуковского, есть у всех детей, резко идет на спад уже в младших классах потому, что школьная программа рассчитана не на словесные игры с детьми, не на сочинение ими своих текстов, а на необходимость научить детей правильно читать, писать и записывать сочиненные кем-то тексты. Невостребованное стремление к словотворчеству постепенно угасает, а жизнь обязательно поставит перед всеми детьми в будущем задачу творческого общения и творческой работы со словом. И ставится эта задача перед ними уже в школьные годы» В старших классах к ребятам предъявляется по литературе такой уровень требований, с которым многие из них не справляются, и не по своей вине В этом возрасте от них требуется умение писать сочинения хорошим литературным языком, обладать образным видением и литературоведческим подходом к изучаемым произведениям. Но в то же время к этому возрасту дети часто уже утрачивают и любовь к чтению, и чутье к слову, не говоря уже о попытках собственного литературного творчества. Общеизвестно, что больше всего старшеклассники на выпускных экзаменах боятся писать сочинение.

Из опыта работы с детьми можно привести такой факт: многие творческие упражнения, требующие фантазии, живости, образности языка и других литературных способностей, предлагались ребятам разных возрастных групп, и выполнялись они по-разному. Несмотря на то, что у младших школьников, естественно, меньше словарный запас и ниже уровень общего развития, информированности, — элемент фантазии, живости языка, скорости выполнения упражнений, желания их выполнить у них выше, чем у старших ребят. Значит, словотворчество, интерес к работе со словом

прекращается у детей в процессе обучения не по их вине. В воспитании любви к слову не наблюдается преемственности. Эта проблема давняя и почти не решается. Поэтому у нас так много людей с высшим образованием, занимающих видные посты и должности и не умеющих оформить свои мысли, воображение которых обеднено, вкус к литературе не развит.

Решая проблему развития литературно-творческих способностей детей младшего школьного возраста, важно пойти на своего рода компромисс: при соблюдении ведущей роли педагогической деятельности отдавать приоритет не учебной, а игровой деятельности, как того требуют особенности этого возраста. Так попутно можно преодолеть проблему преемственности в литературно-творческом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста. Только косвенно вопросы преемственности в эстетическом воспитании детей рассматривают А.И.Астахов, Н.Г.Витковская, А.Б.Щерба и другие . Многие исследователи считают, что эффективней всего творческие способности детей развиваются в творческих играх, связанных с трудом: "Если в играх нет элемента труда, они проходят вяло, воображение работает слабее"4. Соглашаясь с этими учеными, снова хочется вернуться к мудрости народного воспитания. Игры, которые дошли до нас с помощью фольклора, обязательно содержат в себе элементы труда. Народ чувствовал особенности подрастающей личности, готовил детей ко взрослой жизни с учетом особенностей каждого возраста. Думается, что внесение в игры элементов труда — есть фольклорная традиция, на которую целесообразно опираться.

Проблемы детского литературного творчества рассматривают Н.Р.Бер-шадская и В.З.Халимова: "Мы убеждены, — пишут они, — что в каждом ребенке заложены огромные творческие возможности и разбуженное творческое начало в какой-то области непременно послужит импульсом к более многостороннему развитию"5. И, хотя младший школьный возраст эти авторы не затрагивают, представляется весьма полезным их принцип творческой активизации всех учеников. Этот принцип пробуждения творческих способностей в каждом также считается одним из принципов фольклорной традиции, народной педагогики. Петь, танцевать, сочинять, импровизировать, представлять сценки в обрядовых действах — все это было таким же естественным требованием в народе, как и умение выполнять различного рода физическую работу. И те и другие требования жизнь предъявляла к каждому взрослому и к каждому ребенку. Эта фольклорная традиция творческого развития всех детей еще как-то прослеживается в дошкольных детских учреждениях: все дети в детском саду — чтецы, певцы, сочинители, и люди, работающие с этим возрастом, утверждают: "Нет неталантливых детей, есть причины, которые временно задерживают их развитие..."6 Картина становится совершенно иной именно с приходом детей в школу. Особенно теперь, когда многие кружки, секции, Дома творчества стали платными, проблема творческого развития детей становится для большинства родителей неразрешимой, и общество растит духовно обедненное поколение. Культурное наследие уже сейчас не затрагивает многие молодые души, и льются с экранов и со сцен потоки шлягерных песен с ужасающей безвкусицей текстов.

Проблема нарушения преемственности в художественном воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста обращает на себя

внимание и в связи с тем, что это нарушение противоречит фольклорной традиции художественного воспитания детей. В фольклоре все критические моменты при переходе детей из одной возрастной категории в другую учтены. Народ в буквальном смысле "пестовал" развитие художественных способностей детей начиная с возраста, когда малышам нужны пестушки и колыбельные, до возраста, когда им нужны считалки, прибаутки, дразнилки, игры, включение в обряды и взрослые празднества и т.д. Все в первую очередь диктовалось потребностями возраста ребенка.

Объективная необходимость, конечно же, требует основное время пребывания ребенка младшего школьного возраста в школе занимать учебой. Но занятия эти воспринимаются детьми часто как принуждение, неприятная обязанность. Состояние здоровья детей данного возраста, особенности психики, возможности восприятия не позволяют увеличить число часов по предметам художественного цикла за счет времени, отпущенного детям на отдых. В чем же выход?

Думается, что обращение к опыту воспитания, накопленному народом, может во многом обогатить и помочь в решении разных педагогических и творческих проблем. В старом быту приходилось приучать ребят к труду с очень раннего возраста — это было требованием жизни, к которой заботливые родители обязаны были подготовить детей, чтобы они выжили. И в том возрасте, который сейчас соответствует возрасту учеников начальных классов, дети также были очень заняты, у них почти не оставалось свободного времени на игры. Но мудрость народа-воспитателя и заключается в том, что, не готовя детей к легкой жизни, он в то же время старался привить им умение видеть и чувствовать подлинную красоту в окружающей жизни, в быту, даже в тяжелом труде. Совсем не случайно вплетены в ткань песен, прибауток, даже колыбельных для самых маленьких рассказы о предстоящей работе, которой ребенок будет заниматься, когда вырастет. Также не случайно во все игры входит элемент труда, а затем уже в трудовой процесс включались песни, хороводы, обрядовые действа. Фольклорная традиция утверждает синтез трудового и художественного воспитания. И в том случае, когда обучение и труд, физическое развитие и развитие чувства прекрасного у детей выступают в единстве, можно говорить о гармоничном воспитании. В таком случае можно говорить и о преемственности художественного воспитания вообще, о непрерывном развитии художественных способностей человека на протяжении всей его жизни. В этом и заключается фольклорная традиция художественного воспитания личности.

Среди литераторов и ученых встречается мнение о том, что дети, действительно, от природы талантливы, но если в их свободно развивающиеся способности вмешиваться, поощрять детское сочинительство, то это в итоге приведет к воспитанию графоманов. Но существует и масса примеров среди ученых, педагогов и литераторов, когда внимательное отношение к детскому сочинительству поощряется. В.А.Сухомлинский в своих сочинениях убежденно отстаивает "стиховое воспитание", призывает приучать учеников к стихотворчеству: "Убогость слова — это убогость мысли, а убогость мысли ведет к нравственной, интеллектуальной, эмоциональной, эстетической толстокожести. А радость словотворчества — это самая доступная для детей

интеллектуальная одухотворенность" . Благодаря словотворчеству дети становятся чувствительней к тончайшим средствам влияния — к слову и красоте.

И сегодня можно разделить тревогу К.И.Чуковского по поводу несерьезного отношения к "стиховому" воспитанию детей со стороны педагогов и родителей: "Я давно уже с грустью слежу, как иные педагоги убивают в ребенке естественное чувство стихотворного ритма, которое присуще ему с раннего детства. Многие даже не задумываются над тем, что если дети обучаются пению, музыке и др., то тем более необходимо обучать их восприятию стихов, потому что им потом предстоит принять огромное стиховое наследство от Пушкина и до современной поэзии. Но что сделают с этим наследством наследники, если их заблаговременно не

о

научат им пользоваться ?" Много внимания уделял детскому сочинительству и С.Я Маршак: "Чуть ли не все дети сочиняют стихи, и чаще всего хорошие... Читая их стихи, многие взрослые позавидуют им..."9

Педагоги и писатели, и многие взрослые, которые занимались и занимаются литературным воспитание детей, по сути дела не ставят перед собой задачу вырастить из всех своих воспитанников писателей и поэтов. Речь идет о своевременной помощи одаренным детям. С детского литературного кружка началась творческая судьба Беллы Ахмадулиной, Валентина Берестова, Ларисы Васильевой, уральских поэтов Аси Горской, Кирилла Шишова, Ольги Балакиной и многих других литераторов. Благодаря внимательному взгляду взрослых замечены литературно одаренные дети и уже вышло несколько книг юных поэтов: Ники Турбиной, Володи Иванова. Кости Рубинского и др. Но в целом литературно-художественное воспитание детей ведется бессистемно. В литературные кружки приходят дети, уже проявившие свою склонность. А как быть с теми, кто себя не проявил, а природные задатки в нем есть и без толчка извне они гак никогда и не обнаружатся? Можно ли уповать на счастливый случай?

И снова хочется обратиться к традициям художественного воспитания подрастающего поколения, которые веками отшлифовывались педагогическим гением народа. Принципы творческого развития детей позволяли проводить его непрерывно, от одной возрастной категории к другой, от освоения одних задач к другим. Трудовая, бытовая и праздничная жизнь детей была пронизана игровыми формами и приемами, что обеспечивало наибольшую эффективность выполнения тех или иных зада1» и операций. Детское сочинительство, безусловно, и раньше, и сейчас отличается от взрослого, но без детского сочинительства, как правило, потом не бывает и взрослого. В.А. Левин в своей книге утверждает, что главным условием формирования литературных способностей является внимание взрослого к детскому сочинительству, что "...тяга к литературному творчеству — это не природный дар, а результат воспитания (стихийного или организованного) и, чтобы научить ребенка полноценно воспринимать поэзию, его нужно учить писать стихи"10. Этот тезис несет в себе единственную опасность в том, что руководители литературных кружков, "напичкивая" малышей теорией и литературоведческими понятиями и терминами, разрушают детскую непосредственность и искренность в творчестве. От этого предостерегал

Б.М.Теплов: "Главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве — искренность. Без нее все другие достоинства теряют свое значение"11.

Если говорить о воспитании на фольклорных традициях, стоит взять в качестве примера любое произведение фольклора и мы увидим, что оно воспитывает в ребенке и развивает в нем самые разные способности и качества личности: и чувство ритма, и образность, и память, и наблюдательность, и другие черты. Даже считалки народ придумал не только для того, чтобы развлечь ребенка или обучить его счету. Вот такой, к примеру, немудреный текст вбирает в себя целый комплекс педагогических задач:

Раз, два — голова,

Три, четыре — прицепили,

Пять, шесть — сено везть,

Семь, восемь — сено косим,

Девять, десять — деньги весить и т.д.

С помощью таких считалок, прибауток дети обучались счету не путем механического заучивания, а непринужденного запоминания, поскольку все преподнесено в художественной форме. Текст рифмован и ритмизирован, и это облегчает процесс запоминания. Развивается чутье к ритму и рифме, а также воображение, поскольку за этим текстом стоит сюжет, конкретные действия, описание взрослой работы. И что очень важно — почти все произведения, созданные народом для детей, носят шутливый, радостный характер, содержат в себе элементы юмора, розыгрыша. Воспитание ребенка в радости — есть одно из величайших открытий народной педагогики. А могут ли испытывать современные дети чувства радости на принудительных занятиях?

Дети младшего школьного возраста чувствительны к окружающему миру, музыкальны, непосредственны, восприимчивы. Именно в этом возрасте приобщение к народной культуре наиболее благоприятно. Дети с удовольствием исполняют народные песни, хороводы, делают это искренне, естественно. И. поскольку фольклор синкретичен, вместе с мелодией дети органично впитывают и поэтические образы, заключенные в песнях, играх, хороводах. В их словарный запас входят народная образность, красочность языка, метафоричность. Нельзя развить у детей любовь и чутье к слову в полной мере только лишь словесными упражнениями и заданиями теоретического характера. Пусть с большой долей подражания, но именно в ходе погружения детей в фольклорную среду (а это является главной фольклорной традицией художественного воспитания детей), у них появляется стремление выразить в поэтической форме и свои мысли, чувства и впечатления.

Началось веселье, Песни и пляс! Хорошо как, весело Детям у нас!

(Ника Юрина, 7 лет, шк. №93, г.Челябинск)

Разгуляйся ты, народец, Я с тобою говорю. Я сегодня удалую Эту песню всем пою! Я поеду с песней этой На зеленые луга Там зеленые дубравы и душистые стога!

(Даша Ильина, 8 лет, шк. №18, г.Челябинск)

Знакомство с произведениями фольклора на занятиях с детьми ни в коем случае не должно ограничиваться вербальными формами, важно использовать все возможные игры, игровые сюжетные упражнения, фрагменты праздников, сказок, обрядов.

Важным стимулом словесного творчества современных детей является детский фольклор. В какие-то моменты творчество детей — это подражание, словотворчество. Но, используя в своей работе те или иные жанры фольклора, важно помнить, что дети только тогда становятся активными, когда участвуют в обрядах, обычаях, играх, праздниках. Никто в народе просто так никогда не пел и не плясал. Главенствовали во всем принципы причинности и востребованности.

Окунувшись в мир народной мудрости, народного творчества и убедившись в его многообразном воздействии на детей, можно сделать вывод, что способности, в частности литературно-творческие, сформировать без учета фольклорных традиций нельзя. Ребенок может вырасти и стать писателем или поэтом, даже если он в детстве не был знаком с творчеством кого-то из известных авторов. Но если в детстве он был отрезан, отсечен от искусства своего народа, от фольклора и фольклорных традиций, он никогда не разовьет свои литературные задатки и другие творческие способности. Даже на одном творчестве А.С.Пушкина мы не сможем полноценно развивать у детей литературные способности. Да и мог ли без народного искусства сформироваться гений самого Александра Сергеевича Пушкина? Конечно же нет.

Уже в начале работы с детьми, моделируя традицию погружения в фольклор и тесно связанные с ней художественные традиции, получаем от ребят творческую отдачу. Интонации, образность, метафоричность фольклора сказываются в творчестве самых младших школьников.

Ах ты, милая моя, За калинушку зашла, За калинушку зашла, Ау-зааукала. Ах ты, милая моя, Подружка моя, За калинушку зашла, Ничего не нашла...

(Даша Еремина, 7 лет, шк. №26, г.Челябинск)

Встречаются у детей и слова, вышедшие из современного словаря, из обихода их сегодняшнего окружения: У маленькой белки Были посиделки, А потом лесной народ До утра вел хоровод. (Саша Иванов, 7 лет, шк. №35, г. Челябинск)

Дети пробуют свои силы в различных фольклорных жанрах: СЧИТАЛОЧКА

Раз, два, три, четыре, пять, Сели зайцы на кровать, Но никто не хочет спать. Маленький зайчишка Хочет слушать книжку. Раз, два, три, четыре, пять, Нужно спать, а не читать! (Ника Юрина, 7 лет, шк.№ 93, г.Челябинск)

ШУТОЧНАЯ ПЕСЕНКА Во саду ли. в огороде Девица гуляла, Во саду ли, в огороде Яблочки срывала. Вот венок взялась плести Из гвоздики алой, Мышку увидала — В обморок упала! (Лена Князева, 7 лет, шк. №93, г.Челябинск)

Дети легко и быстро усваивают фольклорную традицию бережного отношения к природе, одушевления ее, воспевания ее красот.

Здравствуй, здравствуй, новый снег. Беленький снежочек! Ты обрадовал нас всех. Белый холодочек! (Катя Петрова. 8 лет, шк. №121, г.Челябинск)

Ой ты, березонька, Ой ты, кудрявая, А и кто же тебя сломал? Или зверь лесной, Или человек шел злой? (Ника Юрина, 7 лет, шк. №93, г. Челябинск)

Художественно-дидактические принципы, растворенные в фольклоре, можно применять в работе по формированию литературно-творческих способностей у детей, и чем раньше мы будем претворять в жизнь народную мудрость и следовать фольклорным традициям в работе с детьми, тем

лучше, эффективнее будет проходить художественное развитие и формирование личности.

Примечания

1 Леонтьев А.И. Умственное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1950.

С.9.

■у

Никитин Б., Никитина Л. Мы, наши дети и внуки. М.: Мол. гвардия, 1989. С.277.

3 См.: Стимулирование творческой активности учащихся во внеучебной деятельности: Сб. науч. тр. М.: Изд-во Ин-та среднего спец. образования РАО, 1993. С.54.

4 Морозов И.А., Слепцова И.С. Забава вокруг печки: Русские народные традиции в играх. М.: Роман-газета, 1994. С.15.

Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе, М.: Просвещение, 1986. С.З.

6 Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. М.: Просвещение, 1989. С.9.

7 Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1979. С.157.

8 Чуковский К.И. Стихи и сказки. От двух до пяти. М.: Дет. лит., 1986. С.517.

9 Маршак С.Я. Большим и маленьким читателям / / Раннее солнце: Стихи детей. М.: Малыш, 1964. С.З.

I Левин В.А. Воспитание творчества. М.: Педагогика, 1977. С.7.

II Теплов В.М. Психологические вопросы художественного воспитания. М.: АПН РСФСР, 1947. С.19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.