Научная статья на тему 'Литературная журналистика Воронежа на материале региональных журналов и альманахов'

Литературная журналистика Воронежа на материале региональных журналов и альманахов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
304
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / ЖУРНАЛ / АЛЬМАНАХ / ЖУРНАЛ ПОДЪЕМ / ГУБЕРНСКИЙ СТИЛЬ / КОЛЬЦОВСКИЙ СКВЕР / ТИПОЛОГИЯ / LITERARY JOURNALISM / JOURNAL / ALMANAC / THE PODYOM JOURNAL / THE GUBERNSKY STIL JOURNAL / THE KOLTSOVSKY SKVER JOURNAL / TYPOLOGY
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Литературная журналистика Воронежа на материале региональных журналов и альманахов»

©Попова Е.А., 2013

УДК 070

ББК 76.024.712-18

ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА ВОРОНЕЖА НА МАТЕРИАЛЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЖУРНАЛОВ И АЛЬМАНАХОВ

Попова Екатерина Алексеевна

Магистрант кафедры литературы и журналистики Волгоградский государственный университет batsy_girl@mail. ги

Проспект Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация

Ключевые слова: литературная журналистика, журнал, альманах, журнал Подъем, Губернский стиль, Кольцовский сквер, типология.

Региональная литературная журналистика очень разнообразна. В Воронеже она представлена различными изданиями, которые отличаются по своим целям и задачам, аудиторной направленности, проблемно-тематическому полю, структуре и рубрикации, а также жанровым предпочтениям.

Существуют разные точки зрения на роль и место литературных журналов в современном медиапространстве.

Например, С.Я. Махонина полагает, что «толстые» журналы уже не вписываются в ритм жизни современного читателя, поэтому их популярность падает. В то же время, как отмечает О.Г. Шильникова, несмотря на то, что «толстый» журнал не раз оказывался на грани кризиса, он не только выжил, но и сохранил при этом свою структурно-содержательную типологическую определенность.

О роли «толстых журналов» постоянно говорят практики журналистики. Этому вопросу посвящены многочисленные круглые столы, конференции, симпозиумы [1; 3; 5].

Участники дискуссий подчеркивают роль литературных журналов в жизни России. К примеру, А. Архангельский отмечает: «“Толстые” журналы нацелены в самую сердцевину любого общества - адресованы размышляющей его части. Журналы служат печатным посредником современной культуры».

По мнению Е. Орловой, «состояние «толстых» журналов, способно сказать о многом, что делается сегодня в общекультурной ситуации. В традиции «толстого» журнала представлять целостную программу современной жизни».

В. Ганичев, председатель Союза писателей России, говорит, что «литературные журналы никуда не уйдут» [2], называя их «островками культуры в океане попсы». Он отмечает, что в настоящее время «многие руководители регионов, особенно наших национальных республик, которые блюдут свою национальную литературу, помогают выживать литературе вообще и журналам в частности. Предоставляют возможности национальным литераторам объединяться в союзы, иметь свои издания, поддерживают финансово». В результате, по его словам, роль таких журналов, как «Подъем», «Сибирские огни», «Дон», в последнее время заметно возросла. Нельзя не согласиться с его словами, ведь, как отметил губернатор Воронежской области А. В. Гордеев, журнал «Подъем» - «интеллектуальное богатство региона, визитная карточка культурного пространства области».

По мнению писателя Ивана Евсеенко, бывшего главного редактора журнала «Подъем», русские национальные писатели со страниц литературных журналов (в том числе и журнала «Подъем) «заявляют о себе, созывая своих соотечественников на нелегкую, но обязательно победную борьбу» за духовность России [4].

Не меньшее значение имеют региональные литературные журналы. Как справедливо отмечает Л. Калашникова, именно они являются сеятелями культуры на местах.

Таким образом, роль литературных журналов, в том числе и региональных, безусловно, велика. Тем не менее, как отмечает О.Г. Шиль-никова, в настоящее время до их пор не систематизирован и не осмыслен целостно значительный исторический опыт эволюции «толстого» журнала как отдельного, специфического типа издания, на что неоднократно обращали внимание А.И. Акопов, Г.В. Жирков, В.Б. Смирнов. Отсутствуют обобщающие исследования по региональным литературно-художественным журналам, в том числе и по журналам «Подъем», «Кольцовский сквер», «Губернский стиль», альманаху «Бредень».

Объектом исследования является ежемесячный литературно-художественный журнал «Подъем», литературно-художественный журнал «Кольцовский сквер», альманах «Бредень», литературно-художественный журнал «Губернский стиль».

В качестве предмета исследования выступают: литературная история журналов, биографии главных редакторов издания, типологические параметры журнала, программа издания, а также три журнальных модуля: художественный, публицистический и литературно-критический.

Цель исследования - выявить типологические разновидности литературно-художественных изданий Воронежа, их обусловленность региональной спецификой.

Цель работы определяет постановку конкретных исследовательских задач: рассмотреть литературную историю журналов; изучить биографии главных редакторов журналов; провести анализ типологических параметров изданий; изучить программный дискурс журналов; проанализировать художественный; публицистический и литературнокритический модуль журнала; исследовать взаимодействие программного дискурса журнала и трех его модулей; уточнить типоформирующие факторы литературно-художественных изданий.

Методология исследования. В своем исследовании мы ориентируемся на работы по вопросам типологии периодических изданий

А.И. Акопова, А.Г. Бочарова, В.В. Тулупова, М.В. Шкондина, научные труды, посвященные поэтике толстого журнала В.Б. Смирнова, А.В. Млечко, О.Г. Шильниковой, а также работы по вопросам журналистской жанрологии Л.Е. Кройчика и А.А. Тертычного. Кроме того, в основе исследования лежит монография О.Г. Шильниковой «Литературная критика в журнальном контексте рубежа ХХ-ХХ1 веков: принципы функционирования и качественного взаимодействия текстов» (Волгоград, 2011).

Методы исследования: метод изучения истории журнала, структурно-содержательный анализ, проблемно-тематический анализ, жанровый анализ, типологический и контекстуальный анализ издания, типологический анализ журнальных текстов.

Научная новизна исследования. Уточнение системы типоформирующих признаков региональных литературно-художественных изданий; целостный анализ литературной журналистики Воронежа, установление корреляции между типами изданий и региональным фактором.

Теоретическая значимость исследования. Уточнена система типоформирующих факторов региональных литературных изданий, рассмотрены формы функционирования литературной журналистики в современном информационно-культурном поле региона.

Практическая значимость. Результаты данного исследования могут быть использованы при разработке спецкурсов для студентов филологических специальностей, а также на уроках литературы в школах и гимназиях.

Материалом исследования послужили номера Воронежских журналов «Подъем», «Кольцовский сквер», «Губернский стиль» и альманаха «Бредень» в период с 2000 по 2013 годы.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Есть ли у «Знамени» будущее? // Знамя. -1997. - №>1.

2. Журналист. - 2009. - N° 1.

3. Орлова, Е. И. Научно-практическая конференция: литературные журналы в 1997 году / Е. И. Орлова // Филологические этюды. - 1998. - N° 4.

4. Подъем. - 2001. - № 1.

5. «Толстый» и «глянцевый»: круглый стол // Литературная газета. - 1996. - № 49.

154

Е.А. Попова. Литературная журналистика Воронежа

LITERARY JOURNALISM OF VORONEZH:

REGIONAL JOURNALS AND ALMANACS

Popova Ekaterina Alekseevna

Master Student, Literature and Journalism Department Volgograd State University batsy_girl@mail. ru

Prospect Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation

Key words: literary journalism, journal, almanac, the Podyom Journal, the Gubernsky Stil Journal, the Koltsovsky Skver Journal, typology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.