Научная статья на тему 'Литературная предыстория псевдонима ученого: Л. П. Семенов — Глыбов'

Литературная предыстория псевдонима ученого: Л. П. Семенов — Глыбов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
83
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ / РУССКАЯ ФИЛОЛОГИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА / ТРАДИЦИЯ СЕМЕЙНЫХ ЖУРНАЛОВ / ПСЕВДОНИМ / БИБЛИОГРАФИЯ ЛИТЕРАТУРЫ О ЛЬВЕ ТОЛСТОМ / RUSSIAN PHILOLOGY OF THE fiRST HALF OF THE XX CENTURY / LEO TOLSTOY’S BIBLIOGRAPHY / HISTORY OF RUSSIAN LITERATURE / TRADITION OF FAMILY JOURNALS / PSEUDONYM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тахо-годи Елена Аркадьевна

Статья посвящена биографии и творчеству литературоведа, фольклориста, этнографа, инициатора «Лермонтовской энциклопедии» профессора Л.П. Семенова (1886–1959) и описывает историю его псевдонима «Глыбов», которым ученый подписывал не только юмористические заметки в домашнем литературном журнале «Маяк», но и публикации о Льве Толстом и И.С. Тургеневе в первые годы после революции 1917 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Previous Literary History of a Scholar’s Pseudonym: L.P. Semyonov – Glybov

The article is devoted to the biography and heritage of a philologist, folklore specialist and anthropologist, the initiator of the “Lermontov Encyclopaedia” professor L.P. Semenov (1886–1959) and describes the history of his pseudonym “Glybov” under which he wrote not only comical sketches in the family literary journal “Lighthouse” but also published papers on Leo Tolstoy and Ivan Turgenev in the first years after the 1917 revolution.

Текст научной работы на тему «Литературная предыстория псевдонима ученого: Л. П. Семенов — Глыбов»

ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕР. 9. ФИЛОЛОГИЯ. 2012. № 6

Е.А. Тахо-Годи

ЛИТЕРАТУРНАЯ ПРЕДЫСТОРИЯ ПСЕВДОНИМА УЧЕНОГО: Л.П. СЕМЕНОВ — ГЛЫБОВ

Статья посвящена биографии и творчеству литературоведа, фольклориста, этнографа, инициатора «Лермонтовской энциклопедии» профессора Л.П. Семенова (1886-1959) и описывает историю его псевдонима «Глыбов», которым ученый подписывал не только юмористические заметки в домашнем литературном журнале «Маяк», но и публикации о Льве Толстом и И.С. Тургеневе в первые годы после революции 1917 г.

Ключевые слова: история русской литературы, русская филология первой половины ХХ века, традиция семейных журналов, псевдоним, библиография литературы о Льве Толстом.

The article is devoted to the biography and heritage of a philologist, folklore specialist and anthropologist, the initiator of the "Lermontov Encyclopaedia" professor L.P. Semenov (1886-1959) and describes the history of his pseudonym "Glybov" under which he wrote not only comical sketches in the family literary journal "Lighthouse" but also published papers on Leo Tolstoy and Ivan Turgenev in the first years after the 1917 revolution.

Key words: history of Russian literature, Russian philology of the first half of the XX century, tradition of family journals, pseudonym, Leo Tolstoy's bibliography.

Профессор Леонид Петрович Семенов (1886-1959)1 начал свой путь в науку в стенах Харьковского университета, куда поступил в 1908 после владикавказского реального училища. В 1913 г. в трудах Харьковского историко-филологического общества появилась его первая статья о лермонтовском стихотворении «Ангел»2. Затем в Москве были напечатаны первые монографии — «Лермонтов и Лев Толстой. К столетию со дня рождения Лермонтова» (М., 1914),

1 О Л.П. Семенове см.: Мануйлов В.А. Семенов Л.П. // Краткая литературная энциклопедия. Т. 6. М., 1971. С. 743; Проблемы литературы и эстетики: Сборник, посвященный памяти профессора Л.П. Семенова. Орджоникидзе, 1976; Л.П. Семенов — историк и критик русской литературы: Учебное пособие. Орджоникидзе, 1986; Научное наследие Л.П. Семенова и проблемы комплексного изучения литературы и культуры Северного Кавказа. Орджоникидзе, 1988; Виноградов В.Б. Леонид Петрович Семенов (1886-1959) // Материалы и исследования по археологии Северного Кавказа. Вып. 2. Армавир, 2003. С. 265-268; Нарожный Е.И. Библиография Л.П. Семенова // Там же. С. 269-270.

2 См.: Семенов Л.П. «Ангел»: Очерк поэзии Лермонтова // Сборник Харьковского историко-филологического общества. Т. XIX. Памяти проф. Е.К. Редина. Харьков, 1913. С. 263-298.

«Лермонтов. Статьи и заметки» (М., 1915), привлекшие внимание С. Дурылина3 и Н. Бродского4. С 1923 по 1951 г. Семенов преподавал в Северо-Осетинском педагогическом институте. Основные векторы его научных интересов, помимо русской литературы и собирания лермонтовской коллекции, переданной в 1951 г. в дар музею «Домик Лермонтова» в Пятигорске5, — это археология, этнография и фольклор. В его работах, по мнению Вадима Эразмовича Вацуро, «определилась особая область — изучение иноязычных, прежде всего кавказских, фольклорных источников лермонтовских стихотворений и поэм»6. В историю лермонтоведения Семенов вошел как один из крупнейших исследователей7, инициатор создания первой в России энциклопедии одного автора — «Лермонтовской энциклопедии». В течение жизни поддерживал переписку с теми, кто определял пути науки в первой половине ХХ в. Среди его адресатов М.П. Алексеев, М.К. Азадовский8, А.И. Белецкий, Л.П. Гроссман, Н.К. Гудзий, Н.О. Лернер, В.А. Мануйлов, Б.Л. Модзалевский, Н.К. Пиксанов, Б.Б. Пиотровский9, Ю.М. Соколов, Б.М. Эйхенбаум, опубликовавший в журнале «Звезда» (1940, № 12) отзыв о вышедшей в 1939 г. книге Семенова «Лермонтов на Кавказе». Эти контакты упраздняли отдаленность Владикавказа10 от столичных научных центров, на которую Семенов еще в 1916 г. сетовал в письмах к М.О.Гершензону11.

В письмах к Гершензону Семенов рассказывал о том, что взялся писать «большую книгу о Лермонтове», «обобщающего характера», в сравнении с которой всё им прежде писанное о поэте — «лишь

3 См.: Дурылин С.Н. Л. Семенов. Лермонтов и Лев Толстой. М., 1914 // Путь. 1914. № 3. С. 70.

4 Рецензия Н. Бродского на книгу «М.Ю. Лермонтов. Статьи и заметки» появилась 2 сентября 1915 г. в «Русских ведомостях» (№ 202).

5 См.: Тер-Габриэлянц И.Г. Лермонтовед Л.П. Семенов и его коллекция в фондах Государственного музея-заповедника М.Ю. Лермонтова // Научное наследие Л.П. Семенова и проблемы комплексного изучения литературы и культуры Северного Кавказа. С. 44-51.

6 Вацуро В.Э. М.Ю. Лермонтов // Русская литература и фольклор. Первая половина XIX века. Л., 1976. С. 211.

7 Л.П. Семенов. От музея «Домик Лермонтова» (Некролог) // М.Ю. Лермонтов: Сборник статей и материалов. Ставрополь, 1960. С. 316.

См.: Тахо-Годи Е.А. «Шлю Вам дружеский привет»: О письмах Л.П. Семенова к М.К. Азадовскому // Россия и Запад: Сборник статей в честь 70-летия К.М. Аза-довского. М, 2011. С. 464-475.

9 Об уважительном отношении к Семенову академиков Б.Б. Пиотровского и Б.А. Рыбакова см.: Тахо-Годи А.А. А.Ф. Лосев и Т.Б. Князевская // Бюллетень Библиотеки «Дом А.Ф. Лосева». М., 2009. С. 67.

10 Переименован в советское время: с начала 1940-х годов — Дзауджикау, с середины 1950-х и до начала 1990-х гг. — Орджоникидзе.

11 Тахо-Годи Е.А. Три письма Л.П. Семенова к М.О. Гершензону (материалы к биографии ученого) // Русское литературоведение ХХ века: имена, школы, концепции / Под общ. ред. О.А. Клинга и А.А. Холикова. М.; СПб., 2012. С. 67-73.

отдельные экскурсы, полусырой материал»12. Вместе с тем он признавался, что «много лет назад, будучи наивным юношей <...> пытался поместить свои стихи в больших журналах», но без успеха13, и уверял, что «как только закончится война», издаст «в Москве сборник своих стихов»14. Однако революция помешала реализоваться этим замыслам — не вышло ни задуманной книги о Лермонтове, ни книги стихов. Лишь одно его стихотворение, «Пленник», навеянное казачьими песнями, которые он еще в 1914 г. записывал у собственной тетушки, Анастасии Хрисанфовны Жадёновой15, оказалось в 1917 г. напечатано во владикавказской газете «Вперед» (в 1994 републикова-но мною наряду со стихотворениями «Сон» (1917), «Коршун» (1917), «Лермонтов у гадалки» (1922)16). Интерес к казачьему фольклору пришел к нему от отца — собирателя и издателя казачьего фольклора Петра Хрисанфовича Семенова17.

Не вполне ясна на сегодняшний день степень близости Семенова к владикавказскому поэтическому кружку «Вертеп», возникшему в начале 1920-х вокруг вернувшейся из Москвы поэтессы Веры Мер-курьевой, в революционное лихолетье оказавшейся тесно связанной с поэтом Вяч. Ивановым. Известно только, что в 1926 г. Семенов содействовал выходу в свет сборника «Золотая Зурна» — единственного печатного издания «Вертепа». Недаром на подаренном ему 3 ноября 1926 г. экземпляре авторы написали: «Нашему сотруднику и со-мученику — уважаемому Леониду Петровичу Семенову»18. В этом сборнике принимал участие его младший брат — Сергей, скрывшийся под псевдонимом Сергей Аргашев, переславший в 1927 г. этот сборник и вышедшую в 1924 г. с предисловием В. Брюсова книжку собственных стихотворений «Парида» Вяч. Иванову в Рим19.

В настоящей публикации мне хотелось бы обратить внимание на сюжет, связанный именно с литературным наследием ученого — с изданием домашнего, семейного журнала «Маяк». Благодаря воспоми-

12 Письмо от 11 апреля 1916 г. // РО РГБ. Ф. 746 (М.О. Гершензон). Кар. 41. Ед. хр. 19. Л. 3об.

13 Письмо от 1 мая 1916 г. // Там же. Л. 5об.

14 Письмо от 11 апреля 1916 г. // Там же. Л. 3-3об.

15 См.: Габисова С.З. Л.П. Семенов и фольклор // Л.П. Семенов — историк и критик русской литературы. С. 63.

16 Семенов Л. Из цикла казачьих песен // Новый журнал — The New Review. 1994. № 195. С.127-131.

17 Тахо-ГодиЕ.А. Семенов П.Х. // Русские писатели1800-1917: Биографический словарь: Т. 5. М., 2007. С. 560-561.

18 Об этом см.: Тахо-Годи Е.А. «Поэт под инженерным кэпи...» (О Сергее Арга-шеве, Валерии Брюсове, Вере Меркурьевой и некоторых других, а также о пользе семейных преданий и архивов) // Тахо-Годи Е.А. Великие и безвестные: Очерки по русской литературе и культуре XIX-XX вв. СПб., 2008. С. 625-652.

19 См.: Тахо-Годи Е.А. Вяч. Иванов и его бакинские корреспонденты — А.М. Ев-лахов и С.П. Семенов (Аргашев) // Donum homini universali: Сборник статей в честь 70-летия Н.В. Котрелева. М., 2011. С. 359-372.

наниям Леонида Петровича («Краткая история "Маяка"» помещена в № 2(30) за 1948 г.), мы знаем основные вехи этого предприятия, традиции которого Семенов как главный редактор возводил к рукописным журналам и семейным альманахам XIX века. Неслучайно в № 2(30) за 1948 г. в разделе «Из истории семейных журналов и альманахов»20 был помещен рассказ о журнале знаменитого физиолога И.П. Павлова, озаглавленном «Попался», который ученый еженедельно высылал своей будущей жене Серафиме (Саре) Васильевне, именовавшейся в журнале «Единственной читательницей» (она и по сути дела была таковой). Сопоставлялся «Маяк» и с шутливой газетой «Фрамсия», выходившей на корабле «Фрам» знаменитого путешественника Фритьофа Нансена. Такая параллель основывалась на позднейшем, относящимся к 1920-м годам, посещении Нансеном семеновского дома.

«Маяк» был задуман Леонидом Петровичем вместе с братом Всеволодом летом 1908 г. Тогда же, в июле, вышел первый номер: «Он занимал всего одну тетрадку (в 12 страниц...). Иллюстрациями были переводные картинки — с изображением маяка на первой странице» («Краткая история "Маяка"», с. 1). Журнал включал шутливые произведения в стихах и прозе, в том числе юмористическую поэму Семенова о встрече героев «Трех мушкетеров» Дюма с Сирано де Бержераком:

.Это были — Портос, Добродушный колосс, Граф Атос де-ля-Фер, Мушкетер-кавлер, Арамис — то солдат, То смиренный аббат — И их друг Д'Артаньян Капитан-ветеран...

«Острота сюжета сводилась к тому, что мушкетеры задели Сирано, посмеявшись над его длинным носом; он, выступив против четырех, обратился в бегство после поединка с Д'Артаньяном» (с. 2).

Как вспоминал Семенов, уже в первом номере выявились характерные для «"Маяка" черты—разнообразие жанров и тематики, широкое применение добродетельной сатиры, гротеска, обогащение семейного языка» (с. 2). В дальнейшем, наряду с шутливыми (например, семеновской пародией «Блеют белые бараны // Бальмонт, Белый, Брюсов, Блок» (с. 5) на стихотворение К. Бальмонта «Вечер. Взморье. Вздохи ветра.»), стали появляться и серьезные тексты: новеллы, лирические стихотворения, переводы, статьи по археологии и о русской литературе (с. 3). Журнал постепенно разрастался — юбилейный номер, приуроченный к 10-летию «Маяка», занимал уже две общие тетради. Весь поступавший материал Семенов как редактор переписывал от руки.

20 Машинописные номера журнала хранятся в моем личном архиве; далее в скобках указаны соответствующие страницы.

Когда номер бывал готов, устраивалось его чтение вслух; прослушанное порождало новые шутливые сюжеты для следующих выпусков. «Чтение каждого номера журнала <...> проводилось со скромным торжеством. Обычно всё читалось вслух в несколько приемов, а затем без конца комментировалось, и новые меткие афоризмы, куплеты, прозвища и тому подобные шутки подхватывались, как мячи» (с. 4). В помещаемых пародиях «Маяка» авторы видели «теснейшую связь с поэтами-сатириками 60-х годов ("Искра", "Свисток")» (с. 5).

Всего таким образом было издано 28 номеров, хотя последний, приуроченный к 30-летию журнала, не получил в 1938 г. окончательного оформления — после репрессий 1937 г., затронувших и семью Семеновых21, видимо, было уже не до «Маяка». К сожалению, эти экземпляры погибли в 1942 г. Лишь благодаря выпущенным в 1947-1948 гг. двум новым номерам «Маяка» мы знаем о его истории и содержании. В возрожденном журнале редакция придерживалась прежних традиций: серьезные тексты соседствовали с шутливыми и пародийными. Так, в очерке «Пушкин и карты», написанном в 1948 г. совместно с младшим братом Сергеем, Семенов совмещал развлекательное начало с ссылками на публикации Анненкова и Ефремова, на факты из биографии Пушкина и на соответствующие фрагменты из «Евгения Онегина», «Выстрела», «Дубровского», «Пиковой дамы» (с. 29-32). Тогда же появился его текст «Образ Нэры в мировой литературе», где пародировались литературоведческие штампы и приемы.

Образ Нэры (Нэрой в семеновском кругу эвфемистически обозначались старые девы), говорилось в этом тексте, «на протяжении тысячелетий» облекался «в новые и новые формы» и «издавна привлекал внимание филологов, археологов, биологов, антропологов и других ученых. <.> Самое имя Нэры вызывало различные и нередко самые противоречивые толкования — как звукового, так и смыслового значения. Его возводили к классическому имени Венеры (игра слов: Венера — Не-Вера). В нем усматривали намек на смену одной эры на другую (Нэра — "новая эра"). Третьи видели в нем отзвук поэзии римских лириков, у которых встречается имя Нэра; например, у Горация <.. .> Не будем уже останавливаться на догадках, связанных со словами "хабанера", "нереида", "нерита" (род улитки) <.> Некоторые исследователи связывают его с "Бабой-Ягой, костяной ногой". Между этими полярными образами находятся прочие, варьирующие их» (с. 78-79). «Профиль Нэры сквозит в эпиграммах Пушкина и Лермонтова; этой теме могло бы быть посвящено специальное исследование, но, за недостатком времени, мы не беремся взять на себя такую почтенную задачу, предоставляя заняться разработкой данного вопроса лицам, подготовляющим докторские диссертации о Пушкине

21 О семье Семеновых см.: Тахо-Годи А.А. Жизнь и судьба. Воспоминания. М., 2009. С.11-14, 174-189, 193-202, 218-221, 307-310, 524-525 и др.

и Лермонтове» (с. 79-80). Обнаружив образ Нэры в творчестве Чехова — в гувернантке Шарлотте из «Вишневого сада», автор, резюмируя свой научно-пародийный опус, выражал уверенность, «что новейшие археологические и этнографические разыскания прольют яркий свет в эту область, еще недостаточно изученную» (с. 81).

Но «Маяк» представляет интерес не только как реализация в ХХ в. традиций домашних рукописных журналов века минувшего. Благодаря «Маяку» можно уточнить многие подробности из биографии его главного редактора. Так, благодаря «Маяку» можно узнать, кто был автор статьи «И свет во тьме светит. (Памяти Л. Толстого)», напечатанной к 90-летию со дня рождения Толстого. Появившаяся в газете «Революционный Горец» (№ 7 за 20 ноября 1918 г.), выходившей во Владикавказе под редакцией выпускника Петербургского университета Саида Габиева, это статья вошла под № 996 в составленную Н.Д. Покровской (Хаимович) «Библиографию произведений Л.Толстого и литературы о нем: 1917-1927». Библиография была опубликована под редакцией Н.К. Пиксанова в изданном Толстовским музеем четвертом сборнике «Толстой и о Толстом»22. Во вступительной части составительница указателя благодарила Л.П. Семенова за «сведения об изданиях, вышедших во Владикавказе»23.

Однако, сообщая Н.Д. Покровской о публикации в «Революционном Горце», Семенов не счел нужным раскрыть свое авторство и предпочел остаться в толстовской библиографии под именем «Глы-бов» — под псевдонимом, взятым из рассказа Вс. Соловьева «Двойное привидение» и активно использовавшимся им на страницах домашнего журнала «Маяк». Об этой мистификации он счел возможным рассказать лишь в написанной в 1948 г. «Краткой истории "Маяка"» (с. 5-6), признаваясь, что под именем «Глыбов» выступал в печати со статьями не только о Толстом, но и Тургеневе. Возможно, что под этим псевдонимом выходили и какие-то другие публикации.

Так обращение к истории домашнего юмористического журнала позволяет не только полнее представить себе живой характер исследователя, не прочитываемый по его научным публикациям советской поры — фактографически строгим и стилистически сдержанным, но и дополнить и уточнить библиографический список его публикаций, а также внести семеновское имя как автора текста в указатели литературы о Льве Толстом.

Список литературы

Вацуро В.Э. М.Ю. Лермонтов // Русская литература и фольклор. Первая половина XIX века. Л., 1976.

22 Толстой и о Толстом. М., 1928. С. 127.

23 Там же. С. 31.

ВиноградовВ.Б. Леонид Петрович Семенов (1886-1959) // Материалы и исследования по археологии Северного Кавказа. Вып. 2. Армавир, 2003.

Габисова С.З. Л.П. Семенов и фольклор // Л.П. Семенов — историк и критик русской литературы. Орджоникидзе, 1986.

Дурылин С.Н. Л. Семенов. Лермонтов и Лев Толстой. М., 1914 // Путь. 1914. № 3.

Л.П. Семенов — историк и критик русской литературы: Учебное пособие. Орджоникидзе, 1986.

Л.П. Семенов. От музея «Домик Лермонтова» (Некролог) // М.Ю. Лермонтов: Сборник статей и материалов. Ставрополь, 1960.

Мануйлов В.А. Семенов Л.П. // Краткая литературная энциклопедия. Т. 6. М., 1971.

Нарожный Е.И. Библиография Л.П. Семенова // Материалы и исследования по археологии Северного Кавказа. Вып. 2. Армавир, 2003.

Научное наследие Л.П. Семенова и проблемы комплексного изучения литературы и культуры Северного Кавказа. Орджоникидзе, 1988.

Проблемы литературы и эстетики: Сборник, посвященный памяти профессора Л.П. Семенова. Орджоникидзе, 1976.

Семенов Л. Из цикла казачьих песен // Новый журнал — The New Review. 1994. № 195.

Семенов Л.П. «Ангел»: Очерк поэзии Лермонтова // Сборник Харьковского историко-филологического общества. Т. XIX. Памяти проф. Е.К. Редина. Харьков, 1913.

Тахо-Годи А.А. А.Ф. Лосев и Т.Б. Князевская // Бюллетень Библиотеки «Дом А.Ф. Лосева». Вып. 9. М., 2009.

Тахо-Годи А.А. Жизнь и судьба. Воспоминания. М., 2009.

Тахо-Годи Е.А "Поэт под инженерным кэпи..." (О Сергее Аргашеве, Валерии Брюсове, Вере Меркурьевой и некоторых других, а также о пользе семейных преданий и архивов) // Тахо-Годи Е.А. Великие и безвестные: Очерки по русской литературе и культуре XIX-XX вв. СПб., 2008.

Тахо-Годи Е.А. «Шлю Вам дружеский привет»: О письмах Л.П. Семенова к М.К. Азадовскому // Россия и Запад: Сборник статей в честь 70-летия К.М. Азадовского. М., 2011.

Тахо-Годи Е.А. Вяч. Иванов и его бакинские корреспонденты — А.М. Евла-хов и С.П. Семенов (Аргашев) // Donum homini universali: Сборник статей в честь 70-летия Н.В. Котрелева. М., 2011.

ТахоГодиЕ.А. Семенов П.Х. // Русские писатели 1800-1917: Биографический словарь: Т. 5. М., 2007.

Тер-Габриэлянц И.Г. Лермонтовед Л.П. Семенов и его коллекция в фондах Государственного музея-заповедника М.Ю. Лермонтова // Научное наследие Л.П. Семенова и проблемы комплексного изучения литературы и культуры Северного Кавказа. Орджоникидзе, 1988.

Покровская (Хаймович) Н.Д. Л.Н. Толстой: Библиография произведений Л. Толстого и литературы о нем. 1917-1927 / Под ред. Н.К.Пиксанова // Толстой и о Толстом: Новые материалы / Главнаука наркомпроса; Толстовский музей; ред. Н.Н. Гусева, В.Г. Черткова. Сб. 4. М., 1928.

Сведения об авторе: Тахо-Годи Елена Аркадьевна, докт. филол. наук, профессор

кафедры истории русской литературы филол. ф-та МГУ имени М.В. Ломоносова.

E-mail: takho-godi.elena@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.