ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕР. 9. ФИЛОЛОГИЯ. 2014. № 5
Е.А. Тахо-Годи
Л.П. СЕМЕНОВ - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ТВОРЧЕСТВА М.Ю. ЛЕРМОНТОВА
Статья посвящена творчеству литературоведа, фольклориста, этнографа, инициатора «Лермонтовской энциклопедии» профессора Л.П. Семенова (1886-1959) и описывает историю его лермонтовских исследований с 1912 по 1959 г.
Ключевые слова: история русской литературы, русская филология первой половины ХХ в., лермонтоведение, литературные и фольклорные традиции.
The article is devoted to the heritage of a philologist, folklore specialist and anthropologist, the initiator of the "Lermontov Encyclopaedia" professor L.P Se-menov (1886-1959) and describes the history of his Lermontov studies from 1912 till 1959.
Key words: history of Russian literature, Russian philology of the first half of the XX century, Lermontov studies, literary and folklore traditions.
Круг научных интересов профессора Леонида Петровича Семенова (1886-1959) достаточно обширен: этнография, археология, фольклор - казачий и горский, и, конечно, классическая русская литература XIX столетия. Особое внимание ученый всегда отводил изучению творчества Лермонтова, называл поэта своим «излюбленным автором» [Тахо-Годи, 2012: 70].
К изучению лермонтовского наследия Семенов обращается, будучи студентом Харьковского университета (сюда он поступил в 1908 г. после владикавказского реального училища1) и участником Харьковского историко-филологического общества2. В 1913 г. именно
1 С 1923 по 1951 г. жизнь Семенова связана с преподаванием в СевероОсетинском педагогическом институте в родном ему городе Владикавказе. Подробнее о биографии и творческом пути см.: Л.П. Семенов. От музея «Домик Лермонтова» (Некролог) // Михаил Юрьевич Лермонтов: Сб. статей и материалов. Ставрополь, 1960. С. 5-28; Л.П. Семенов - историк и критик русской литературы: Учебное пособие / Науч. ред. М.А. Тахо-Годи. Орджоникидзе, 1986; Мануйлов В.А. Семенов Л.П. // Краткая литературная энциклопедия. Т. 6. М., 1971; Научное наследие Л.П. Семенова и проблемы комплексного изучения литературы и культуры Северного Кавказа / Отв. ред. М.А. Тахо-Годи. Орджоникидзе, 1988; Тахо-Годи Е.А. Литературная предыстория псевдонима ученого: Л.П. Семенов - Глыбов // Вестн. Моск. ун-та. 2012. Сер. 9. Филология. № 6. С. 127-133.
2 В архиве Харьковского университета сохранились материалы Л.П. Семенова, посмертно опубликованные Л.Г. Фризманом, в том числе о Лермонтове [см.: Фризман, 1976; 1979].
в трудах Харьковского историко-филологического общества появляется семеновская статья о лермонтовском стихотворении «Ангел» [Семенов, 1913]3, за которой последовала работа о влиянии Марлинского на Лермонтова, напечатанная в 1914 г. в журнале «Филологические записки» [Семенов, 1914а].
Закономерно, что Семенов дебютирует как исследователь именно лермонтовскими штудиями. Для начала ХХ столетия фигура Лермонтова становится знаковой. Безусловно, содействовало этому процессу и лермонтовское 100-летие, совпавшее с началом Первой мировой войны. Отсюда пристальное внимание к Лермонтову ярчайших представителей культуры Серебряного века: литературно-критические статьи о Лермонтове Д.С. Мережковского, В.В. Розанова, Вяч. Иванова и др. Вместе с тем в начале ХХ столетия лермонтовским наследием начинают более вдумчиво заниматься и профессиональные литературоведы.
Дореволюционный этап освоения Семеновым лермонтовского наследия завершается двумя обширными трудами. В датированной 1914 г. (фактически выпущенной в конце 1913) книге «Лермонтов и Лев Толстой. К столетию со дня рождения Лермонтова» Семенов одним из первых поднял вопрос о «глубоком внутреннем сродстве» [Семенов, 1914б: I], биографических и творческих связях Лермонтова и Льва Толстого, которых он называет «близнецами духа» [там же: 9]. Книга дала богатый фактический материал для осмысления лермонтовского «субстрата» в толстовском творчестве последующими поколениями ученых. Лев Васильевич Пумпянский в статье «Стиховая речь Лермонтова», опубликованной посмертно в 1941 г., писал: «Путь от Лермонтова к Толстому давно освещен наукой (монография Семенова). Но только в общей связи нового понимания всего творчества Лермонтова этот путь получает свой действительный, громадный исторический смысл <...>» [Пумпянский, 2002: 582]. За год до этого, в 1940 г., в журнале «Звезда», высоко отозвался о книге и Б.М. Эйхенбаум, для которого она и через три десятилетия после выхода представлялась «очень интересной» [Эйхенбаум, 1940: 180].
Эти позднейшие оценки во многом совпадают с рецензиями, появившимися синхронно с самой семеновской монографией. В третьем номере журнала «Путь» за 1914 г. была напечатана небольшая заметка о книге секретаря религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьева, Сергея Николаевича Дурылина, очень пристально в это время следившего за лермонтовской литературой в связи с собственными замыслами работы о Лермонтове. По словам С.Н. Дурылина, «книга Л. Семенова свидетельствует о прекрасном знакомстве с мельчайшими особенностями лермонтовского текста, и
3 Судя по отдельному оттиску, статья появилась в печати в 1912 г., на оттиске значится: Харьков, 1912.
многое, подмеченное им, до сих пор ускользало от работающих над Лермонтовым» [Дурылин, 1914: 70]. Особое внимание Дурылина привлекло приложение к книге, где автор анализировал отдельные лермонтовские тексты (поэму «Ангел смерти», стихотворения «И скучно и грустно», «Дубовый листок»), выявлял литературное воздействие предшествовавшей литературной традиции на Лермонтова, источники сюжетов, мотивов, реминисценций. Дурылин специально выделяет очерки о влиянии на Лермонтова творчества Ивана Козлова, о воздействии на стихотворение «Сон» песен гребенских казаков и о мотиве оживающего портрета в повести «Штосс».
Семеновский очерк о «Штоссе» был посвящен памяти умершего в апреле 1913 г. профессора Харьковского университета Сергея Викторовича Соловьева (1862-1913). Соловьев был специалистом по западноевропейской литературе, и это посвящение может показаться неожиданным, но лишь на первый взгляд. Во-первых, Соловьев был активным участником того Харьковского историко-филологического общества, где Семенов делал свои первые шаги как ученый и где он, вероятно, чувствовал поддержку Соловьева, отношения с которым у него сложились, судя по его воспоминаниям, близкие и достаточно доверительные. В этих же семеновских воспоминаниях о Соловьеве, напечатанных в Вестнике Харьковского историко-филологического общества в 1913 г., Семенов рассказывает о любви Соловьева к Лермонтову и о том, что к 100-летию поэта ученый «собирался написать статью (о влиянии на его творчество западноевропейской литературы)» [Семенов, 1915б: 8]. Опубликованный в книге «Лермонтов и Лев Толстой» семеновский очерк о «Штоссе» был не только первой в истории лермонтоведения4 попыткой проанализировать эту незавершенную лермонтовскую повесть, но своего рода данью этому замыслу внезапно умершего учителя: именно этим в первую очередь объясняется ракурс исследования - истоки появления в лермонтовской повести таинственного портрета возводятся не только к гоголевским, но и западноевропейским, гофмановским, традициям.
В 1915 г. Семенов выпустил обширный труд «Лермонтов. Статьи и заметки», включающий биографический очерк «Судьба поэта», статьи о литературных связях Лермонтова с творчеством Мильтона, Пушкина, Баратынского, Огарева, а также подробнейший библиографический обзор публикаций, связанных с 100-летним юбилеем поэта. Подводя итоги юбилейному году, автор с присущей ему объективностью констатировал, что «самым авторитетным из всех
4 В пристатейной библиографии к статье «<Штосс>» Э.Э. Найдича в «Лермонтовской энциклопедии» [Лермонтовская энциклопедия, 1981] книга С.И. Родзевич «Лермонтов как романист» (Киев, 1914), где на с. 102-109 речь идет о «Штоссе», ошибочно поставлена хронологически первой.
вообще изданий сочинений Лермонтова остается Академическое» [Семенов, 1915а: 287], хотя в книге «Лермонтов и Лев Толстой» посвятил специальный очерк, чтобы показать, почему это собрание сочинений, вышедшее под редакцией профессора Дмитрия Ивановича Абрамовича, помимо «неотъемлемых достоинств: полнота текстов, обилие вариантов, снимков с автографов и рисунков поэта, интересные примечания и статьи» [Семенов, 1914б: 420], не является «образцовым изданием» [там же: 421]: не только из-за опечаток и ряда существенных упущений, но и из-за явного стремления одновременно «услужить обывателю и филологу» [там же: 418].
Семеновские книги 1914-1915 годов, получившие достаточно широкий резонанс в научной среде (на их выход откликнулись рецензиями Н.Л. Бродский, Н.К. Гудзий, Б.В. Нейман, Н.О. Лернер и др. [Литература о жизни и творчестве.., 1990]), представлялись самому ученому лишь подступом к новому исследованию. В 1916 г. в письме к М. О. Гершензону, он сообщал, что взялся писать «большую книгу о Лермонтове», «обобщающего характера», в сравнении с которой всё им прежде написанное о поэте - «лишь отдельные экскурсы, полусырой материал» [Тахо-Годи, 2012а: 70]. К сожалению, реализации этого замысла помешали общественно-политические события - революция, Гражданская война.
Тем не менее и на следующем, постреволюционном, этапе исследовательской деятельности Лермонтов - по-прежнему одна из центральных фигур для Семенова. Теперь главным объектом изучения становятся связи Лермонтова с Кавказом. В публикациях Семенова этого времени намечаются два вектора. Во-первых, анализ «кавказских» произведений Лермонтова, их связь с казачьим и горским фольклором (подступы к этой проблематике были сделаны уже в книге «Лермонтов и Лев Толстой», например, при сопоставительном анализе «Казачьей колыбельной песни» и песен гребенских казаков). Во-вторых, изучением фактографического материала, введение в научный оборот прежде неизвестных документальных источников. Так, в 1924 г. в «Известиях Северо-Кавказского педагогического института» появляется его статья «К пребыванию М.Ю. Лермонтова на Кавказе в 1840 г. (по архивным материалам)» [Семенов, 1924].
Итогом этого этапа освоения лермонтовского наследия становится монография 1939 года «Лермонтов на Кавказе» [Семенов, 1939а], цель которой Б.М. Эйхенбаум в своей рецензии определил так: одна из первых попыток «определить круг вопросов, связанных с пребыванием Лермонтова на Кавказе, и наметить пути к освещению некоторых из этих вопросов» [Эйхенбаум, 1940: 180]. В 1941-м, в год 100-летия со дня смерти Лермонтова, помимо участия в двух лермонтовских изданиях, объединяющих «кавказские» тексты поэта [см.: Семенов,
1939б; 1941а]5, выходит семеновская книга «Лермонтов и фольклор Кавказа», где последовательно рассматривалось обращение к кавказскому фольклору предшественников Лермонтова, причины, способствовавшие интересу Лермонтова к фольклору вообще и к фольклору Кавказа в частности, влияние на лермонтовское творчество фольклора горцев Северного Кавказа, гребенских казаков, народов Закавказья, а вместе с тем давался обзор всех основных мотивов в творчестве Лермонтова, «имеющих отношение к фольклору народов Кавказа» [Семенов, 1941б: 1]. Благодаря этим двум семеновским работам 1939 и 1941 гг., по мнению В.Э. Вацуро, «определилась особая область - изучение иноязычных, прежде всего кавказских, фольклорных источников лермонтовских стихотворений и поэм» [Вацуро, 1976: 211].
Лермонтовские публикации ученый готовит и в послевоенный период своей научной деятельности. Так, одна из последних его работ, напечатанная посмертно, продолжает тему «Лермонтов и фольклор» и посвящена связям поэмы «Хаджи Абрек» с горским фольклором, в первую очередь адыгейцев и кабардинцев [Семенов, 1960].
Делом всей жизни стало для Семенова собирание уникальной лермонтовской коллекции, переданной в 1951 г. в дар музею «Домик Лермонтова» в Пятигорске. «Семеновский фонд», включающий около 5 тыс. наименований, представляет, по оценке специалистов, «почти всю историю лермонтоведения и кавказоведения за 150 лет» [Тер-Габриэльянц, 1988: 44].
В историю лермонтоведения Семенов вошел и как инициатор создания первой в России энциклопедии одного автора - «Лермонтовской энциклопедии» [Лермонтовская энциклопедия, 1981: 5].
Надо сказать, что, если ретроспективно посмотреть на научный метод Семенова, присущий ему с первых его шагов, имея в виду именно его постепенно сложившийся план издания «Лермонтовской энциклопедии», многое, что ставилось ему рецензентами в упрек, окажется понятным и даже закономерным. Напрасно Дурылин полагал, что сопоставление Лермонтова и Толстого чрезмерно велико и автор обращает внимание даже на случайные аналогии и тождества [Дурылин, 1914: 70]. Напрасно Б.М. Эйхенбаум в рецензии на книгу «Лермонтов на Кавказе» говорил о чувстве досады и разочарования, которое он испытал, увидев в книге «сводку материалов, связанных с вопросом о кавказских поэмах Лермонтова и о пребывании Лермонтова на Кавказе», сводку полезную, но которую, с его точки зрения, мог «сделать любой лермонтовед», а не автор «очень интересной книги "Лермонтов и Л. Толстой"» [Эйхенбаум, 1940: 180]. Если мы,
5 Подробнее о лермонтовских публикациях ученого в научных сборниках или газетах в этот период см.: Библиография литературы о М.Ю. Лермонтове (19171977 гг.) / Сост. О.В. Миллер; ред. В.Н. Баскаков. Л., 1980.
зная о замысле издания «Лермонтовской энциклопедии», заглянем в ту же книгу «Лермонтов и Лев Толстой», то увидим и тут своего рода энциклопедию основных мотивов или своего рода заготовки для соответствующих энциклопедических статей. Отсюда такие заголовки глав, как «Война», «Смерть», «Суд», «Карты», «Музыка», «Пляска» и т. д. Семенов, сам того, может быть, не сознавая, изначально был склонен не к построению новых литературоведческих гипотез или теорий, но к кодификации фактического материала по энциклопедическому принципу - будь то литературные или фольклорные мотивы, литературные или биографические взаимосвязи, библиография или собирание коллекции прижизненных и посмертных изданий Лермонтова и о Лермонтове.
Реализацию намеченного Семеновым плана Лермонтовской энциклопедии взял на себя близкий ему человек и выдающийся лер-монтовед Виктор Андроникович Мануйлов. О том, как он отнесся к предложению Семенова и как создал целый коллектив, говорила в докладе на пленарном заседании юбилейной Лермонтовской конференции, проходившей в начале октября 2014 г. в Московском университете, сотрудник Пушкинского Дома Ольга Валентиновна Миллер. Сам Виктор Андроникович рассказал об этом в 1965 г. в статье «Персональная энциклопедия как тип издания»6 следующим образом: «История ее [энциклопедии. - Т.-Г.] замысла такова. 30 июня 1958 г., незадолго до смерти, известный лермонтовед и кавказовед, заслуженный деятель науки, профессор Леонид Петрович Семенов обратился к группе ленинградских литературоведов (в том числе к автору этой статьи7) с просьбой осуществить давний его замысел и подготовить к изданию Лермонтовскую энциклопедию. "В моем представлении, - писал Л.П. Семенов, - Лермонтовская энциклопедия должна быть солидным трудом, подытоживающим лучшие достижения лермонтоведения прежнего времени и советской эпохи... В целом эта энциклопедия будет сводом всесторонних сведений об эпохе, жизни и творчестве поэта, о его современниках, об источниках всех его произведений, о связи его литературного наследия с русской литературой, литературой народов СССР, зарубежной литературой, о ценности лучших трудов о нем за период Х1Х-ХХ вв., о научных изданиях его сочинений, об отражении его сюжетов и образов во всех областях искусства. Эта работа должна быть выполнена как патриотическое задание: к 150-летию со дня рождения великого поэта надо создать монументальный труд о нем, доступный для широких
6 Сердечно благодарю О.В. Миллер за библиографические сведения об этой публикации.
7 По устному свидетельству О.В. Миллер, письмо на самом деле было обращено лично к В.А. Мануйлову, и лишь по его скромности в тексте появился «коллективный адресат».
читательских кругов, труд, который будет полезен для литературоведов не только нашей страны, но и для передовых людей Запада и Востока"» [Мануйлов, 1964: 264].
Хотя собранный Мануйловым коллектив энтузиастов работал не покладая рук, однако том не смог появиться к 150-летию со дня рождения поэта, а вышел лишь в 1981 г., к 140-летию со дня его гибели. В.А. Мануйлов искренне радовался тому, что этот сплоченный коллектив сумел «воплотить в жизнь замысел незабвенного моего друга и учителя Леонида Петровича Семенова»8.
О самом Семенове в задуманной им Лермонтовской энциклопедии, к сожалению, специальной статьи помещено не было. По устным свидетельствам Виктора Андрониковича, причиной тому было отношение к Семенову одного из членов редколлегии - Ираклия Андроникова. Максимум, чего мог добиться Мануйлов как главный редактор тома, это упоминание о Семенове как инициаторе энциклопедии в обращении «К читателю», открывавшем это издание, остающееся до сих пор образцом, не превзойденным пока ни одним из последующих энциклопедических опытов отечественных литературоведов.
На первый взгляд, отсутствие Семенова в словнике «Лермонтовской энциклопедии» почти неявно, так как в том вошло очень мало отдельных статей, посвященных отечественным лермонтоведам (хотя статья об Андроникове туда вошла). Однако изъятие семеновского имени из издания 1981 г. рикошетом сработало в год 200-летия Лермонтова, когда под эгидой РГНФ вышел энциклопедический словарь, посвященный творчеству поэта [М.Ю. Лермонтов. Энциклопедический словарь, 2014]. Статьи о Семенове в нем нет, хотя словарь включает статьи об исследователях. Кроме того, в ряде отзывов на издание в качестве инициатора Лермонтовской энциклопедии фигурирует уже даже не В.А. Мануйлов9, отдавший почти два десятилетия жизни реализации этой идеи, но Ираклий Андроников10.
8 Письмо В.А. Мануйлова к младшей сестре Л.П. Семенова цит. по: [Л.П. Семенов - историк и критик русской литературы, 1986: 20].
9 О В.А. Мануйлове как инициаторе издания говорится и на сайте Пушкинского Дома, и в «Большом энциклопедическом словаре» 2000 г.
10 «Со времен "Лермонтовской энциклопедии" (1981, гл. ред. В.А. Мануйлов) не было подобного издания. И жанр - "энциклопедический словарь" - обозначен все-таки не вполне верно. В сущности, это именно Лермонтовская энциклопедия. Но - другая. Представляющая современный уровень изучения М.Ю. Лермонтова. В ней отражено куда более адекватное представление о Лермонтове, чем в издании, инициированном И.Л. Андронниковым», - пишет профессор И.А. Есаулов в тексте «Лермонтов. МГУ. 200-летие. Международная конференция» http://esaulov.net/ uncategorized/lermontov-mgu-konf/ и на сайте Литературного института, а вслед за ним это повторяется и на других сайтах, см., например, текст «В России стартовала серия презентаций энциклопедического словаря "М.Ю. Лермонтов"» http://www. encyclopedia.ru/news/enc/detail/55614/.
Печальна и судьба родового дома ученого в родном ему городе Владикавказе, где бывали многие выдающиеся деятели отечественной науки и культуры, - к настоящему времени, несмотря на охранную мемориальную доску он практически полностью разрушен. Это не может не наводить на достаточно пессимистические размышления о посмертной судьбе ученого, которого современники рассматривали как одного из крупнейших лермонтоведов первой половины ХХ в. [Л.П. Семенов. От музея «Домик Лермонтова».., 1960]. Однако лер-монтоведческие работы Семенова начала прошлого столетия, давно ставшие библиографической редкостью, переиздаются и в наши дни, пусть не отдельными изданиями, но в антологиях [Лермонтовский текст.., 2007] - и это главное.
Список литературы
Библиография литературы о М.Ю. Лермонтове (1917-1977 гг.) / Сост.
О.В. Миллер; ред. В.Н. Баскаков. Л., 1980. Вацуро В.Э. М.Ю. Лермонтов // Русская литература и фольклор. Первая
половина XIX века. Л., 1976. С. 210-248. Дурылин С.Н. Л. Семенов. Лермонтов и Л. Толстой. М., 1914 [рец.] // Путь. 1914. № 3. С. 70.
Л.П. Семенов. От музея «Домик Лермонтова» (Некролог) // Михаил Юрьевич
Лермонтов: Сб. статей и материалов. Ставрополь, 1960. С. 5-28. Л.П. Семенов - историк и критик русской литературы. Учебное пособие /
Науч. ред. М.А. Тахо-Годи. Орджоникидзе, 1986. Лермонтовская энциклопедия / Гл. ред. В.А. Мануйлов. М., 1981. Лермонтовский текст: ставропольские исследователи о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова: исследования 1900-2007 годов: Антология: В 2 т. Т. 1 / Сост. К.Э. Штайн; под ред. проф. В.А. Шаповалова. 2-е изд., испр., доп. Ставрополь, 2007. 776 с. (сер. «Филологическая книга СГУ») Литература о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. Библиографический указатель. 1825-1916 / Сост. О.В. Миллер; науч. ред. Г.В. Бахарева и
B.Э. Вацуро. Л., 1990.
М.Ю. Лермонтов. Энциклопедический словарь / Гл. ред. и сост. И.А. Киселева. М., 2014.
Мануйлов В.А. Персональная энциклопедия как тип издания (по материалам подготовки Лермонтовской энциклопедии) // Книга. Сб. 11. М., 1964.
C. 263-269.
Мануйлов В.А. Семенов Л.П. // Краткая литературная энциклопедия. Т. 6. М., 1971.
Научное наследие Л.П. Семенова и проблемы комплексного изучения литературы и культуры Северного Кавказа / Отв. ред. М.А. Тахо-Годи. Орджоникидзе, 1988. Пумпянский Л.В. Стиховая речь Лермонтова // М.Ю. Лермонтов: pro et contra / Сост. В.М. Маркович, Г.Е. Потапова; коммент. Г.Е. Потаповой и Н.Ю. Заварзиной. СПб., 2002. С. 581-606.
Семенов Л.П. «Ангел»: Очерк поэзии Лермонтова // Сборник Харьковского историко-филологического общества. Т. XIX. Памяти проф. Е.К. Редина. Харьков, 1913. С. 263-298.
Семенов Л.П. К вопросу о влиянии Марлинского на Лермонтова // Филологические записки. 1914а. Вып. 5-6. С. 614-639.
Семенов Л.П. Лермонтов и Лев Толстой. К столетию со дня рождения Лермонтова. М., 19146.
Семенов Л.П. Лермонтов. Статьи и заметки. М., 1915а.
Семенов Л.П. Из воспоминаний о проф. С.В. Соловьеве. Харьков, 19156 [Оттиск из «Вестника Харьковского Историко-филологического общества». 1916. Вып. 6. С. 3-12].
Семенов Л. П. К пребыванию М.Ю. Лермонтова на Кавказе в 1840 (по архивным материалам). Владикавказ, 1924 [Оттиск из «Известий СевероКавказского педагогического института», 1924. Т. 2. С. 39-58].
Семенов Л. П. Лермонтов на Кавказе. Пятигорск; Орджоникидзе, 1939а.
Семенов Л. П. Кавказские поэмы Лермонтова // Лермонтов М.Ю. Кавказские поэмы. Ворошиловск, 1939б. С. 5-23.
Семенов Л. П. Кавказ в поэзии Лермонтова // Лермонтов М.Ю. Кавказские стихотворения и поэмы. Пятигорск, 1941а. С. 5-42.
Семенов Л. П. Лермонтов и фольклор Кавказа. Пятигорск, 1941б.
Семенов Л.П. Мотивы горского фольклора и быта в поэме Лермонтова «Хаджи Абрек» // Михаил Юрьевич Лермонтов: Сб. статей и материалов. Ставрополь, 1960. С. 7-28.
Тахо-Годи Е.А. Три письма Л.П. Семенова к М.О. Гершензону (материалы к биографии ученого) // Русское литературоведение ХХ века: имена, школы, концепции / Отв. ред.: О.А. Клинг и А.А. Холиков. М.; СПб., 2012а. С. 67-73.
Тахо-Годи Е.А. Литературная предыстория псевдонима ученого: Л.П. Семенов - Глыбов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. 2012б. № 6. С. 127-133.
Тер-Габриэльянц И.Г. Лермонтовед Л.П. Семенов и его коллекция в фондах Государственного музея-заповедника М.Ю. Лермонтова // Научное наследие Л.П. Семенова и проблемы комплексного изучения литературы и культуры Северного Кавказа / Отв. ред. М.А. Тахо-Годи. Орджоникидзе, 1988. С. 44-51.
Фризман Л.Г. Кавказ о Лермонтове (Из неопубликованного наследия Л.П. Семенова) // Проблемы литературы и эстетики: Сборник, посвященный памяти профессора Л.П. Семенова. Орджоникидзе, 1976. С. 19-21.
Фризман Л.Г. Л.П. Семенов - исследователь Льва Толстого // Вопросы литературы. 1979. № 4. С. 309-311.
Эйхенбаум Б.М. Л. П. Семенов. Лермонтов на Кавказе // Звезда. 1940. № 2. С. 180-181.
Сведения об авторе: Тахо-Годи Елена Аркадьевна, докт. филол. наук, профессор
кафедры истории русской литературы филол. ф-та МГУ имени М.В. Ломоносова.
E-mail: tahogodi@mail.ru