Научная статья на тему 'Лермонтовский текст: ставропольские исследователи о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова'

Лермонтовский текст: ставропольские исследователи о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
246
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лермонтовский текст: ставропольские исследователи о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова»

Ш Рецензии

«Лермонтовский текст: Ставропольские исследователи о жизни и творчестве...»_

РЕ11ЕПЗП1

ЛЕРМОНТОВСКИЙ ТЕКСТ: СТАВРОПОЛЬСКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА

/ Под редакцией доктора социологических наук профессора В.А. Шаповалова, доктора филологических наук профессора К.Э. Штайн. - Ставрополь: Издательство Ставропольского государственного университета, 2007. - Антология: В 2 т. - Второе издание. - 1 т. - 776 с.; 2 т. - 692 с.

Эта книга в нынешнем 2008 году удостоена национальной премии «Лучшие книги и издательства года» в номинации «Филологические науки». Учредители премии: Российская государственная библиотека, «Литературная газета», Русский биографический институт.

Исследование выполнялось под непосредственным руководством доктора социологических наук профессора, ректора Ставропольского государственного университета В.А. Шаповалова, он же осуществлял научное редактирование совместно с доктором филологических наук профессором К.Э. Штайн, которая является и составителем антологии. Ответственные за выпуск - кандидаты филологических наук Д.И. Петренко, В.П. Ходус. В.А. Шаповалов - руководитель проекта «Филологическая книга СГУ», постоянный его научный редактор.

В 2007 году исполнилось 950 лет роду Лермонтовых. Более 100 лет ставропольскому лермонтоведению. Поздно в провинции начинают, неторопливо работают. В этой запоздалости есть свой смысл: к началу XX века был наработан достаточно большой материал о Лермонтове (русские поэты, В.Г.Белинский). И в то же время ставропольские исследователи не опоздали. В России только формировалось литературоведение как наука, закладывались основы научного знания о жизни и творчестве Лермонтова. Вот в этот-то момент проснулась и провинция, и лучшие ученые включились

своими исследованиями в связную структуру идей начала ХХ века.

Мощный толчок ставропольскому лермонтоведению был дан профессором Л.П.Семеновым - выдающимся ученым-кавказоведом и лермонтоведом, прожившим почти всю жизнь в городе Орджоникидзе (ныне Владикавказ, Северная Осетия). Ставрополье некогда было частью большого Орджоникидзевского края. Семенов активно сотрудничал с музеем «Домик Лермонтова», впоследствии передав туда свою библиотеку, коллекцию рисунков, иллюстраций к произведениям Лермонтова, которые он собирал всю жизнь. Жизнь Л.П.Семенова и его тексты показали, что истинный ученый -человек мира.

Первые тексты обычно задают точки отсчета, те позиции, из которых развивается впоследствии научное знание. Л.П.Семенов был ученым энциклопедического склада: он занимался историей и памятниками Кавказа, творчеством поэта Коста Хетагурова, культурой Северного Кавказа. Его интересы в области лермонтоведения были связаны с пребыванием поэта на Кавказе, взаимодействием русской (поэта) и кавказских культур (фольклор Кавказа). Локальные темы исследуются Семеновым в широком литературоведческом и философском контексте. Его монография «Лермонтов и Лев Толстой» (К 100-летию со дня рождения Лермонтова) была написана еще в 1914 году, издана в Москве. В ней ученый показал взаимодейст-

55/2008

Вестник Ставропольского государственного университета

вие творчества Лермонтова с русской и мировой литературой, что задало ключевые направления нашему лермонтоведению.

Обширные знания, сочетающие философские посылки с вниманием к конкретному факту, будь то деталь текста или реальное событие, дали такое плотное - в плоти текста и слова и плоти текста-реальности -направление исследования. Пожалуй, мало какая школа лермонтоведения имела такой мощный «исток» изучения творчества художника.

Работы Л.П.Семенова, если их осмыслять в терминах философии ХХ века, были «дарением и основополаганием», заключали в себе «неопосредованность, присущую тому, что именуется началом. А подлинное начало, как скачок, всегда есть вместе с тем за-скок вперед, а в таком за-скоке начало уже перескочило через грядущее, пусть скрытое в тумане» (М. Хайдеггер. «Исток художественного творения»). В подлинном начале, как утверждает Хайдеггер, никогда не бывает примитивности начинающего. Начало же, напротив, содержит в себе неизведанную полноту «спора со всем бывалым» - для Семенова, в первую очередь, это диалог с текстом Лермонтова, с его текстом-жизнью. Сейчас книги Л.П. Семенова почти вышли из культурного обихода: они, как правило, издавались в местных, краевых издательствах небольшими тиражами. Обретая их вновь, читатели возвращаются к «истоку», который и сейчас уже - «первотолчок побуждения». Так и произошло с творчеством Семенова. Это обретение «данного и приданного нам», которое, к сожалению, практически утрачено.

В процессе создания антологии ученые пытались выстроить парадигму ставропольского лермонтоведения. Где она имеет эволюционный, где революционный характер (по Т. Куну), об этом пока трудно судить. В силу того, что в период социализма наука развивалась централизованно, исследование культуры провинции характеризуется сейчас некоторой дискретностью: знаний, наработанных в разных областях, много, но все разрозненно, не объединено, не обобщено. Двухтомная антология ставропольского

лермонтоведения - это попытка выявить тексты о Лермонтове, определить их соотношение, выстроить их хронологически, установить опорные темы исследований. Что касается последних, то они были установлены первыми лермнтоведческими произведениями и стали уже семиологическим фактом - текстом о тексте Лермонтова.

Текст Лермонтова функционирует в культурном пространстве, он герметичен и в то же время открыт для наращивания новых витков смысла. Ставропольское лермонто-ведение опирается и на тексты Лермонтова, учитывает место их написания, так как они геопоэтически связаны с Кавказом, со Ставропольем. Отсюда главные темы исследования: пребывание Лермонтова на Кавказе (Л.П. Семенов, Д.М. Павлов, А.В. Попов, Д.А. Гиреев, В.А.З ахаров и др.), лермонтовские места (С.И. Недумов, Л.Н. Польский, Н.В. Маркелов, В. А. Захаров, В.Г. Гни-ловской и др.), творчество Лермонтова и культура Северного Кавказа (Л.П. Семенов, А.В. Попов, С.А. Андреев-Кривич и др.), дуэль Лермонтова как кульминация «разразившейся катастрофы» (В.А. Захаров, А.Н. Коваленко и др.), особенности кавказского периода жизни (Д.М. Павлов, Н.В. Маркелов, В. А. Захаров), Лермонтов и культура (А.Н. Коваленко, Б.М. Розенфельд, М.Ф. Дамианиди и др.), философия текста Лермонтова (Т.К. Черная, В.М. Головко, К.Э. Штайн, Д.И. Петренко), поэтика творчества (Л.П. Семенов, М.Ф. Николева, А.В. Попов, Т.К. Черная, В.М. Головко, Я.В. Погребная, К.Э. Штайн, Д.И. Петренко и др.).

Тексты в антологии даются в первоначальной редакции, хотя при ее подготовке многое уточнялось, корректировалось. Большой период в развитии ставропольского лермонтоведения выпал на советское время, поэтому оно не избежало идеологического прессинга. Редакторы антологии не делали купюр, не исправляли текстов авторов: они были написаны в определенное время и хранят, пусть не всегда лицеприятную, память о нем. Ведь искалечены были не только тексты, но и многие судьбы исследователей-

Рецензии

«Лермонтовский текст: Ставропольские исследователи о жизни и творчестве.»

лермонтоведов: О.П.Попова, Л.Н.Польского и др.

Несколько десятков графических листов, воспроизведенных на цветной вкладке, - всего лишь небольшая часть собрания музея Лермонтова в Пятигорске. Тщательно оберегаемые от солнечного света и посторонних глаз оригиналы, среди которых работы Зичи, Судейкина, Серова, Мавриной либо вообще никогда не публиковались, либо редко и давно. Альбом из фондов музея М.Ю. Лермонтова, включенный в первый том, имеет самостоятельную ценность, точно так же, как и филателистическая коллекция И.Г. Дамианиди, которая рассказывает о филателистическом пространстве лермонтовского текста.

Антология создавалась участниками семинара «ТЕХТи8: Текст как явление культуры» в СГУ. В работе, помимо названных редакторов, составителей и ответственных за выпуск, участвовали аспиранты, преподаватели факультета филологии и журналистики СГУ.

Большой вклад в создание антологии внесли сотрудники Ставропольского краевого музея-заповедника М.Ю. Лермонтова: И.В. Сафарова, Н.В. Маркелов, А.Н. Коваленко, Л.Н. Кочкарева. И прекрасный иллюстративный материал, и многие редкие издания были предоставлены сотрудниками

музея - подбирал их и комментировал главный хранитель Н.В. Маркелов. Большую помощь оказали сотрудники Ставропольской краевой библиотеки имени М.Ю. Лермонтова, особенно директор З.Ф. Долина, заведующий отделом краеведения Т.Ю. Кравцова.

В подготовке антологии, в комплектовании ее материалов участвовал известный лермонтовед, сопредседатель Российского лермонтовского комитета В. А.Захаров, предоставивший не только свои исследования, но и уникальные рукописи ставропольских лермонтоведов из собственного архива.

Художник книги, дизайнер С.Ф. Бобылев творчески подошел к оформлению антологии и тексту Лермонтова, осмыслив его в развитии, узрел особые связи Лермонтова с европейской культурой, использовав в оформлении книги мотивы произведений немецкого художника Хорста Янссена -романтика уже ХХ века. Все это говорит о продолжении диалога, о том, что подлинное искусство - это епе^е1а, бытие творческое. Об этом, как думается, свидетельствуют исследования ставропольских лермонтоведов.

Доктор филологических наук профессор

Л.П. Егорова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.