Научная статья на тему 'ЛИТЕРАТУРА, ИСТОРИЯ И БОЕВОЙ ДУХ. ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА ИЗ ОПЫТА ВУЗА МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ '

ЛИТЕРАТУРА, ИСТОРИЯ И БОЕВОЙ ДУХ. ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА ИЗ ОПЫТА ВУЗА МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриотизм / образование / воспитание / военнослужащий / военная история / российская литература / культура офицера-воспитателя / библиотеки / музеи / великие полководцы России о литературе и историческом воспитании / историко-литературное воспитание в военном институте материального обеспечения / patriotism / education / upbringing / military man / military history / Russian literature / culture of the officer-educator / libraries / museums / great generals of Russia about literature and historical education / historical and literary education in the military institute of material support.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Разумова Елена Викторовна, Крючков Олег Сергеевич, Висюлькина Евгения Александровна

В статье рассмотрены тема патриотического воспитания с опорой на примеры историко-литературного наследия России, влияние данного аспекта на патриотическое воспитание специалистов материального обеспечения в военном вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Разумова Елена Викторовна, Крючков Олег Сергеевич, Висюлькина Евгения Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LITERATURE, HISTORY AND FIGHTING SPIRIT. EDUCATION OF PATRIOTISM FROM THE EXPERIENCE OF THE UNIVERSITY OF MATERIAL SUPPORT

The article deals with the topic of patriotic education based on examples of the historical and literary heritage of Russia, the influence of this aspect on the patriotic education of material support specialists in a military university.

Текст научной работы на тему «ЛИТЕРАТУРА, ИСТОРИЯ И БОЕВОЙ ДУХ. ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА ИЗ ОПЫТА ВУЗА МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ »

Е.В. РАЗУМОВА, О.С. КРЮЧКОВ, Е.А. ВИСЮЛЬКИНА

E.V. RAZUMOVA, O.S. KRYUCHKOV, E.A. VISYULKINA

ЛИТЕРАТУРА, ИСТОРИЯ И БОЕВОЙ ДУХ

LITERATURE, HISTORY AND FIGHTING SPIRIT

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА ИЗ ОПЫТА ВУЗА МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

EDUCATION OF PATRIOTISM FROM THE EXPERIENCE OF THE UNIVERSITY OF MATERIAL SUPPORT

Сведения об авторах: Разумова Елена Викторовна - заведующий кафедрой экономики, менеджмента и права ВВИМО ВА МТО, кандидат педагогических наук, доцент (г. Вольск. E-mail: vamto@mail.ru);

Крючков Олег Сергеевич - доцент кафедры экономики, менеджмента и права ВВИМО ВА МТО, доцент (г. Вольск. E-mail: vamto@mail.ru);

Висюлькина Евгения Александровна - преподаватель кафедры экономики, менеджмента и права ВВИМО ВА МТО, руководитель ЛИТО ВВИМО (г. Вольск. E-mail: vamto@mail.ru).

Аннотация. В статье рассмотрены тема патриотического воспитания с опорой на примеры историко-литературного наследия России, влияние данного аспекта на патриотическое воспитание специалистов материального обеспечения в военном вузе.

Ключевые слова: патриотизм, образование, воспитание, военнослужащий, военная история, российская литература, культура офицера-воспитателя, библиотеки, музеи, великие полководцы России о литературе и историческом воспитании, историко-литературное воспитание в военном институте материального обеспечения.

Information about the authors: Elena Razumova - Head of the Department of Economics, Management and Law of VVIMO VA MTO, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor (Volsk. E-mail: vamto@mail.ru);

Oleg Kryuchkov - Associate Professor of the Department of Economics, Management and Law of VVIMO VA MTO (Volsk. E-mail: vamto@mail.ru);

Evgenia Visyulkina - Lecturer of the Department of Economics, Management and Law of VVIMO VA MTO, Head of LITO VVIMO (Volsk. E-mail: vamto@mail.ru).

Summary. The article deals with the topic of patriotic education based on examples of the historical and literary heritage of Russia, the influence of this aspect on the patriotic education of material support specialists in a military university.

Keywords: patriotism, education, upbringing, military man, military history, Russian literature, culture of the officer-educator, libraries, museums, great generals of Russia about literature and historical education, historical and literary education in the military institute of material support.

Уважаемые читатели, увидев тему статьи, не спешите переворачивать страницу. Да, вновь поднимается тема патриотизма, о котором как-то в «лихие» 90-е подзабыли, а потом вроде бы и вспомнили, да некогда было особо заниматься - страну надо

было поднимать после тяжёлого экономического наследия распада СССР. Отпечаток лежал на всём: образовании, воспитании, на отраслях экономики, социальном уровне граждан и т.п. Потом, в конце 2000-х о патриотизме заговорили. Видно верна пословица:

«Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». И гром, действительно, грянул. Воочию увидели «благородные» стремления «со-росовского» образования, усилия перетянуть на Запад наши молодые таланты посредством «грантов», призов и различных подачек.

Далее ужасающие последствия воспитания целого поколения неонацистов в самостийной Украине, множество санкций на нашу страну. Обидно, что даже после таких важных и страшных событий, после операции в САР и, конечно, после «Майдана Незалежности» с ноября 2013 года в Киеве и после начала Специальной военной операции (СВО) не все до конца осознали, что дальнейшее невнимание к воспитанию патриотизма смерти подобно. Понимание того, что друзей среди наших бывших союзников - США и Англии - нет (о чём они много раз доказывали с самого послепобедного периода, начиная с августа 1945 года перед Парадом в Берлине и по сей день продолжают доказывать «дружественное» к нам отношение), должно было подтолкнуть нас держать на пульсе тему воспитания молодого поколения. Тем более такой опыт в советское время был достаточно ёмким, было, на что опереться. Но, как говорится, дело было сделано, главное сейчас «не наступать на те же грабли»: СССР распался, важно сейчас сохранить нашу любимую, самую лучшую страну - Россию. Конечно, важно отметить, что после начала СВО наша страна заметно сплотилась вокруг Президента России Владимира Владимировича Путина в стремлении помочь нашей Армии защитить свободу России, её право жить своей жизнью, самой пользоваться своими ресурсами и растить настоящих людей, а не гендерных извращенцев. Многие отмечают, что уровень патриотизма в России возрос. Но эти шаги необходимо укрепить и усилить. Какова же роль в этом историко-литературного наследия?

Инновации изменяют жизнь человека, высвобождают его время, увеличивают производительность, позволяют быстро реагировать на стремительные изменения нашей жизни. Ворвавшийся в неё Интернет - конечно,большое подспорье успевать следить и реагировать на

современные события, находить быстрые ответы на возникающие вопросы. А что же наши богатые литература и история, отражённая в той же литературе? Пусть пылятся книги в фондах библиотек?!

В год педагога и наставника, да и в любое другое время, нам, как педагогам, важно определить, что может повлиять на формирование патриотических взглядов наших обучающихся - военных специалистов материального обеспечения? Какова в этом роль литературы (поэзии и прозы), отражающей нашу военную историю? Несомненно огромная! По-доброму хочется сказать преподавателям точных и профессиональных дисциплин: «Если курсант стремится не только читать литературные произведения, но и создавать их, доносить это другим на собраниях, встречах, концертах, открытиях фотовыставок, то он не бездельник, но человек, сделавший ещё один шаг к укреплению патриотизма не только в своей, но и душе другого человека». Авторы статьи - преподаватели экономических дисциплин - уверены в этом.

Военнослужащий - особенный государственный человек. Все его действия, помыслы направлены на укрепление и защиту основ государства и поддержку народа. Правильное государственно-патриотическое воспитание - это «оказание воздействия на военнослужащих в целях формирования и развития личности, обладающей качествами гражданина-патриота России, способного активно участвовать в укреплении и совершенствовании основ общества, подготовленного к успешному выполнению задач, связанных с обеспечением обороны и безопасности личности, общества и государства». Большим потенциалом для патриотического воспитания обладают библиотеки, читальные залы. Правильно подобранная и представленная в книжных фондах военных учебных заведений литература поможет направить военнослужащего

на выбор книги, развивать в нём патриотизм, желание расширять свои знания об истории России, её героях, полководцах и др.

В Вольском военном институте материального обеспечения богатый литературный фонд: художественная библиотека, читальный зал, учебная библиотека. Здесь читатели могут найти военные мемуары, исторические произведения, факты военной истории, поработать с журналами, картотекой, получить консультацию профессионального библиотекаря, который представит подборку литературы по актуальной тематике, поработать с литературой для написания собственных произведений. Работают с литературным фондом не только обучающиеся в институте курсанты, но и гражданский персонал, бывшие выпускники, офицеры, специалисты материального обеспечения. Будучи курсантами, они принимали участие в тематических мероприятиях военно-патриотического воспитания, выступали с авторскими произведениями, а сейчас очень актуальна тема Специальной военной операции и очень важно поддержать патриотический и душевный настрой бойцов хорошим стихотворением, разместить его в литературном вестнике ВВИМО (см. фото 1).

Для воспитания достойных и верных служению Родине офицеров важную роль играет их идейно-политическое и нравственное воспитание. С середины 50-х годов в этом направлении было сделано немало. После распада СССР в военной службе «патриотические мотивы переместились на более удалённое место или даже отошли на задний план... Такие понятия, как «Родина», «офицерская честь», «воинский долг», «присяга», потеряли былую святость, стали в глазах значительной части офицерского корпуса меркнуть и тускнеть». В настоящее время сделан поворот к пониманию, правильной

Фото 1. Работа молодого автора в библиотеке института по созданию поэтического произведения в поддержку бойцов СВО

Фото 2. Экспозицию «Герои огненных лет» представляет работник музея ВВИМО

оценке и расширению работы по воспитанию лучших качеств офицера, военнослужащего. В ВВИМО в подразделениях, на кафедрах с личным составом сейчас работают офицеры, получившие боевой опыт в Специальной военной операции. Они - настоящий пример для курсантов, как надо служить Родине и делу, подсказывают им правильные линии поведения, помогают ответить на важные жизненные вопросы. Мы, преподаватели с большим опытом работы, также обращаемся к ним за советом, беседуем и делаем для себя выводы для организации дальнейшей работы с молодёжью. Известно, что бойцы на передовой всё чаще обращаются к вере, к Богу, и было особенно благодатно услышать рассказ офицера, бывшего выпускника ВВИМО, побывавшего непосредственно среди бойцов СВО в зоне боевых действий о том, что именно военнослужащие ВДВ имеют в своём личном составе штатных священников, оборудуют места, где воин может помолиться. Здесь находятся иконы, подаренные десантникам священниками освобождённых группами ВДВ храмов, и эти иконы остаются с подразделением навсегда. Воины других родов войск примыкают к этим святым уголкам, чтобы тоже об-

ратиться к Богу. Именно сейчас приходит настоящее понимание важности таких действий.

Очень важно знать историю своей страны, историю Армии России. Было очень важно слышать это из уст многих выпускников института, которые прибыли на курсы переподготовки для дальнейшего участия в зоне СВО. Некоторые, уже уволенные в запас, передают управление своим бизнесом в руки членов семей и идут защищать Родину. Они же теперь и нас, преподавателей, напутствуют, чтобы мы на занятиях говорили курсантам о важности знания и изучения истории своей страны. Вот он - истинный патриотизм. Обогащая себя знаниями для работы с подчинённым личным составом, офицер, военнослужащий любого звания, конечно, должен знать литературные произведения известных авторов о долге, чести, любви к Родине. Об этом отмечают известные советские и российские военные деятели и военачальники. Генерал армии, Герой Советского Союза Алексей Алексеевич Епишев (1908-1985) отмечал: «Мы должны растить патриотов, готовых любой ценой защищать Родину, а если потребуется, отдать за неё жизнь. Для этого должен быть использован опыт всех войн, которые велись ради защиты нашей страны,

начиная от поражения «псов-рыцарей» на льду Чудского озера до изумивших весь мир бессмертных подвигов советского народа в Великой Отечественной войне».

2023 год Советом глав государств СНГ объявлен годом русского языка, подчёркивая его важность в развитии народов СНГ. И здесь очень значимо вспомнить слова Маршала Советского Союза, Героя Советского Союза Николая Васильевича Огаркова (1917-1994): «Рассматривая вопрос о подготовке юношей к военной службе, особо следует отметить важность хорошего знания ими русского языка... Интересы укрепления обороны страны требуют дальнейшего усиления работы по воспитанию трудящихся, и особенно молодёжи, в духе советского патриотизма.». Воспитывая в молодом поколении патриотизм, нельзя не опираться на богатый исторический опыт России. Маршал Советского Союза Сергей Леонидович Соколов (1911-2012) говорил об этом: «Опыт Великой Отечественной войны, порождённый массовым героизмом советских людей, их ратным и трудовым подвигом на фронте и в тылу, является важнейшим источником военно-патриотического воспитания воинов Вооружённых Сил, трудящихся нашей страны и в на-

Фото3. Выставка, посвящённая 130-летию со дня рождения генерала армии А.В. Хрулёва

стоящее время. Этот опыт не потеряет своего значения и впредь». Этот опыт передают ветераны Великой Отечественной войны, хотя в живых их остаётся всё меньше и меньше. Но память остаётся в мемуарах, изданных книгах, которыми делятся ветераны, писатели, поэты, в литературных музейных экспонатах. В музее Вольского военного института материального обеспечения развёрнута замечательная экспозиция серии книг «Герои огненных лет», которую передал музею полковник в отставке, кандидат исторических наук Николай Григорьевич Ильин, бывший курсант Вольского военного авиационно-технического училища (ВВАТУ - так именовался Вольский военный институт в 1951-1959 годы). В представленную экспозицию включен также цикл лекций Н.Г. Ильина. Работники музея ВВИМО рассказывают о выставке «Герои огненных лет» и других экспонатах военнослужащим и гостям института (см. фото 2).

Литература - важный источник воспитания патриотизма, любви к своей Родине. Нашему народу, Армии России есть, что почерпнуть из этой богатейшей кладези, формируя настоящих граждан страны, её надёжных защитников. Много произведений написано о русских полководцах, военачальниках, героях, настоящих патриотах страны.

Исторический роман Олега Михайлова «Суворов» раскрывает особенные качества полководца А. В. Суворова, помогающие самовоспитанию, военной науке, отношению к людям: «День Суворова начинался затемно: он вскакивал, окатывался водою, бежал по комнатам в длинной нижней рубахе, упражняясь в языках, громко повторяя турецкие, польские или итальянские слова и фразы. Затем, надев полотняную куртку или -в мороз - лёгкий суконный плащ, самолично подымал крестьян на работы. После завтрака занимался разбором корреспонденции и писанием «приказов» управляющим и старостам». Оброк, им назначенный, не был высок, был в меру. Жители Ундола долго вспоминали, как их генерал-помещик раздавал ребятишкам конфеты и пряники, требовал от родителей соблюдать во всём заботу о детях. Во время Отечественной войны 1812 года ундольцы ушли всем селом в лес, чтобы не «кланяться» врагу. В их патриотизме проявилось воспитание А. В. Суворова. Суворов, как никто другой, мог правильно и быстро подготовить войско: «По мысли президента Военной коллегии, никто из екатерининских генералов не мог лучше Суворова в короткий срок подготовить и показать заново обмундированные, хорошо снаряжённые и обученные войска».

Другим примером для воспитания патриотизма у молодого поколения, несомненно, может быть образ русского флотоводца адмирала Павла Степановича Нахимова, раскрытый в разных произведениях и глубоко отражённый писателем С. Сергеевым-Ценским в романе «Севастопольская страда». П. С. Нахимов был и адмирал, и в то же время очень понятный и близкий для матроса комендор: «Нахимов на бастионах во время сильнейшей стрельбы только подтягивался, становился зорче, поднимал голос до резкого крика, потому что иначе было нельзя, но он продолжал оставаться тем, кем был и в исключительные часы Наварина: матросом при том или ином орудии, комендором, а не командиром».

Навсегда останется в памяти нашего народа подвиг бойцов Брестской крепости, первыми принявших бой с фашистами в июне 1941 года. В книге Сергея Смирнова «Герои Брестской крепости» автор умело преподнёс трагическую оборону крепости как пример героизма, как закалку нашей Армии в первые недели и месяцы битвы с внезапно напавшим врагом для последующих побед над фашистами, как необходимость вечно помнить о героях нашей страны.

В практике военно-политической работы 1 кафедры (экономики, менеджмента и права) ВВИМО утвердился способ представления патриотической литературы в виде историко-литературной военно-политической выставочной композиции, включающей информационные материалы, фото, картины, стихи и, конечно, подобранные с помощью работников библиотеки литературные произведения по тематике выставки. Курсанты в коротких перерывах между занятиями могут ознакомиться с подобранным тематическим материалом. Подготовлены и представлены выставки к годовщинам крупнейших сражений Великой Отечественной войны

и по направлению работы кафедры: военная экономика, военное управление, военное право, ко Дню Победы, Дню памяти и скорби, Дню космонавтики, Пушкинской России и др.

Неоднократно в зале 1 кафедры (экономики, менеджмента и права) проводились презентации фотовыставок с представлением исторического и литературного материала, чтением стихов по данной тематике. Представлена фотовыставка и подборка историко-литературных материалов, посвященная 130-летию со дня рождения генерала армии А. В. Хрулёва, ранее демонстрировавшаяся от ВВИМО в конгрессно-выставочном центре «Патриот» в честь празднования 130-летия со дня рождения Великого интенданта генерала армии А. В. Хрулёва (см. фото 3).

Коллективом 1 кафедры ВВИМО при поддержке Фонда памяти полководцев Победы организована и представлена фотовыставка «Хранившие семейное тепло»

0 жёнах советских военачальников Великой Отечественной войны. Мероприятие представлено с участием курсантов института (см. фото 4).

Интересно и патриотично, с чтением стихов прошло в зале

1 кафедры открытие выставки русунков художника, участника Специальной военной операции. Мероприятие оставило глубокий

след в сердцах присутствующих, напомнив о важности защиты Родины, о Мужестве, Долге и Чести.

Много произведений советских и российских писателей и поэтов, писателей стран СНГ, раскрывая героические события прошлых лет, заставляют нас задуматься о дне сегодняшнем. И это, действительно, очень важно для молодых людей, в том числе и будущих специалистов материального обеспечения, так как от их умения и вклада также будет зависеть наше будущее.

Кафедра военно-политической работы в войсках (силах) Вольского военного института материального обеспечения выпустила уникальное издание: Хрестоматию «Без тыла нет Победы!». В Хрестоматии представлены цитаты известных людей о пехоте, артиллерии, флоте, кавалерии; отражены афоризмы о вооружении и технике, о героизме и трусости в бою, о смекалке солдатской, шутке и находчивости советских воинов и, конечно, о тыле армейском. Председатель Революционного Военного совета и Народный комиссар М. В. Фрунзе (1885-1925) так, например, говорил о значении подготовки военного тыла: «В области военной экономической организации тыл имеет решающее значение». Главный организатор Тыла Красной Армии генерал А. В. Хрулёв сказал замечательные слова: «Тыл - это твёрдый орешек. Не всякому дано его

раскусить. Зато каждый считает себя вправе судить и осуждать работу тех, кто над ним трудится. ...У нас много всезнаек, всегда готовых дать совет, как воспитывать трудновоспитуемых детей, как лечить неизлечимые болезни, как строить дома и, наконец, как управлять тылом!..».

Свой вклад в патриотическое воспитание курсантов в Вольском военном институте материального обеспечения вносит созданное здесь литературное объединение. Много его мероприятий было посвящено Главному интенданту Советской Армии генералу армии А. В. Хрулёву (см. фото 5). У курсантов вызывает большой интерес изучение опыта работы опытнейшего тыловика. В ходе собраний литературного объединения рассматривались произведения самого А. В. Хрулёва «Записки интенданта», книги о его деятельности на посту Наркома путей сообщения «Наркомпуть», книги-фотоальбомы в честь юбилейных дат со дня рождения Андрея Васильевича Хрулёва (см. фото 6), книги о генерале армии В. И. Исакове и др.

И вновь задаёмся вопросом: «Что значит историко-литературное наследие для современных курсантов?». Конечно, основная их задача - военная служба и учёба по установленным программам и тематическим планам, но ведь и душа у них имеется, они не толь-

Фото 4. Знакомство с биографией и военной судьбой генерала армии В.И. Исакова

Фото 5. Курсанты отделения ВМФ ВВИМО в комнате досуга

Фото 6. Курсанты ВВИМО на собраниях литературного объединения

ко военнослужащие, но, в первую очередь, живые люди. А слово, художественная строка - это великое средство изменить человека и повысить его образованность, духовность. Отметим, что влияние словесности показывает результат и в Вольском военном институте. Курсанты небольшого отделения ВМФ ВВИМО живут в одном помещении, они создали свою библиотеку в комнате досуга, сами пополняют её по возможности, получают книги в подарок от литераторов, больше стали заниматься чтением. Дисциплина и отношение к знаниям изменились в лучшую сторону.

Занятия литературного объединения курсанты посещают по возможности, если они свободны от нарядов, служебных обязанностей, поэтому на собрании присутствуют приблизительно 25-30 человек. Полный состав ЛИТО, конечно, больше. Курсанты приобретают на занятиях опыт чтения перед аудиторией, сами сочиняют стихи и рифмы, читают авторские произведения, обсуждают дальнейшие литературные планы. Литературному объединению часто дарят книги со стихами и памятными подписями разные поэты. Книгу авторских стихов «Обочина» нам подарил при жизни известный поэт г. Воль-

ска член Союза писателей России Павел Булгин, есть подарочные сборники стихов «Вдохновение» от члена Союза писателей Марии Григорьевны Ефремовой, сборник брянского поэта Ивана Михайлова «Березовый рай», сборник поэтессы Лидии Игнатовой, целая серия сборников стихов фестивалей поэзии «Радуга» (Хвалынск), Народно-просветительский журнал «Лучина», сборники стихов «Память» к 77-летию Победы в Великой Отечественной войне поэтов Крыма, серия сборников стихов издательства «Вече» (г. Москва), посвященных событиям СВО, и др. Курсанты факультета организации ОГСМ очень ценят подаренный литературному объединению института сборник стихов «Стихи и песни о службе горючего», написанный офицерами и солдатами службы горючего, участниками боевых действий.

Сейчас перед всем Тылом ВС РФ стоит важная и сложная задача: материально обеспечить бойцов СВО, способствовать скорейшей победе над неонацизмом. Нельзя забывать огромный вклад и подвиги воинов России в предыдущих войнах, ведь бойцы верили, сражались за лучшее будущее, благодаря им мы живём в свободной стране. Памяти этих людей и событий, а также событий

СВО было посвящено недавнее мероприятие, подготовленное к 22 июня - Дню памяти и скорби членами литературного объединения ВВИМО: «Мы не позволим забыть войну». Десятки выпускников ВВИМО участвуют в СВО, в том числе и девушки-выпускницы, многие получили награды, к сожалению, некоторые - посмертно. Есть среди бойцов, защитников те, кто будучи курсантами посещали литературные занятия. О них, сегодняшних героях также рассказываем на собраниях и мероприятиях литературного объединения. Работа по дааному направлению, несомненно, будет продолжаться.

Таким образом, на страницах нашей статьи мы попытались ответить на вопросы о роли, важности и необходимости развития словесности у военнослужащих, знания ими истории России и народа, его богатой культуры. Если говорить коротко, по-военному, то отметим, что роль литературно-исторического наследия в патриотическом воспитании специалистов материального обеспечения - поддерживать их боевой дух и волю к победе всегда и везде. Поэтому книги и литература, знание истории действительно важны для бойца во все времена.

ЛИТЕРАТУРА

1. Военная педагогика: Учебник для вузов / Под ред. О. Ю. Ефремова.- СПб.: Питер, 2014. 640 с.

2. О долге и чести воинской в Армии Российской. Военные документы, статьи военачальников, военных педагогов. Т. 1 / Под общей ред. Н. А. Панкова.- М.: Военное издательство, 2009.

3. О долге и чести воинской в Армии Российской. Произведения русской, советской и современной российской литературы. Т. 2 / Под общей ред. Н. А. Панкова.- М.: Военное издательство, 2010.

4. Без тыла нет Победы! Хрестоматия / А. Г. Турков, Е. М. Выскребенцев, А. М. Сму-ров, А. Г. Наумлюк, С. В. Постников / Под общ. ред. генерала армии Д.В. Булгакова. - Вольск: ВВИМО, 2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.