Научная статья на тему 'О сущности и формах патриотического воспитания на занятиях по русскому языку в военном вузе'

О сущности и формах патриотического воспитания на занятиях по русскому языку в военном вузе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
341
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / PATRIOTISM / PATRIOTIC EDUCATION / ACTIVE METHODS OF TEACHING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Власова Надежда Александровна

В статье анализируется понятие «патриотизм», рассматривается сущность патриотического воспитания, анализируются формы патриотической работы на занятиях по русскому языку и во внеучебное время содержится материал, который может быть содержательной основой патриотической работы с курсантами на занятиях по русскому языку и другим предметам социально-гуманитарного цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the notion of «patriotism», the essence of patriotic education, forms of patriotic work on lessons of Russian language contains material which may be a substantial basis for patriotic work with cadets on the lessons of Russian language and other subjects of social and humanitarian cycle.

Текст научной работы на тему «О сущности и формах патриотического воспитания на занятиях по русскому языку в военном вузе»

Н. А. Власова,

кандидат филологических наук,

Военный авиационный инженерный университет (г. Воронеж)

О СУЩНОСТИ И ФОРМАХ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

ON THE ESSENCE AND FORMS OF PATRIOTIC UPBRINGING ON STUDIES OF RUSSIAN LANGUAGE IN MILITARY UNIVERSITY

В статье анализируется понятие «патриотизм», рассматривается сущность патриотического воспитания, анализируются формы патриотической работы на занятиях по русскому языку и во вне-учебное время; содержится материал, который может быть содержательной основой патриотической работы с курсантами на занятиях по русскому языку и другим предметам социальногуманитарного цикла.

The article examines the notion of «patriotism», the essence ofpatriotic education, forms ofpatriotic work on lessons of Russian language; contains material which may be a substantial basis for patriotic work with cadets on the lessons of Russian language and other subjects of social and humanitarian cycle.

Воспитательная работа, как известно, явля -ется неотъемлемой частью образовательного процесса. Среди прочих направлений воспита-тельной работы особое место занимает патрио -тическое воспитание, сущности, формам и методам которого в последнее время посвящается все больше исследований. Патриотическое вос -питание — это сложное социально -педагогическое явление, которое может рассматриваться в нескольких аспектах [1]. Это и передача жизненного опыта от поколения к по -колению, и целенаправленная подготовка чело -века к труду на благо Отечества, и один из фак -торов формирования и развития личности, и комплекс общих и частных целей и задач, опре -деляемых ценностями различного уровня, от общечеловеческих и государственных до лич-ностных, и сложная управляемая система, включающая множество взаимосвязанных эле -ментов. Содержание патриотического воспита -ния граждан Российской Федерации базируется на целом ряде общечеловеческих, национально -государственных, профессиональных и лично -стных ценностей [1], важнейшей из которых должен быть признан патриотизм. При этом патриотизм в широком понимании должен быть отнесен не только к разряду национально -государственных, но и к области общечеловече -ских ценностей, где он соотносится с такими понятиями, как «любовь к Родине», «моральная ответственность», «гуманное отношение к че-ловеку», «социальная справедливость» и в сво -ем высшем проявлении понимается как «интер -национализм». Патриотизм — это в первую очередь любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Кроме того, патриотизм предполагает гордость

достижениями и культурой своей Родины, же -лание сохранять её характер и культурные особенности и идентификацию себя с другими чле -нами общества.

Практическое осуществление патриотического воспитания — комплексная проблема. Важнейшие нормативно-правовые акты, в которых закреплены основы патриотического воспитания, детально проанализированы в [2]. Одним из определяющих документов является Г осударственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011—2015 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации №795 от 05 октября 2010 года. Отметим, что она направлена на формирование прежде всего государственного патриотизма, который понимается как чувство верности своему Отечеству, готовность к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Подчеркнем при этом, что приоритет государственного патриотизма вовсе не предполагает забвения всех остальных его составляющих, среди которых выделяются эмо-ционально-чув ств енная, активно -деятельно стная, духовно-ценностная [2]. Важнейшими направлениями патриотической работы в Программе признаны сохранение памяти о народном подвиге в годы Великой Отечественной войны, развитие чувства гордости за свою страну, формирование позитивного отношения в обществе к военной службе, активизация интереса к государственной символике России, использование государственной символики в патриотическом воспитании молодежи, привлечение геральдических организаций и мастеров художественных промыслов к использованию исторической тематики, героики для пропаганды символов России.

Разумеется, Программа должна быть положена в основу патриотического воспитания лич -ного состава российских Вооруженных Сил. Во -енно-профессиональное образование неразрывно связано с государственно-патриотическим воспитанием, которое предполагает целенаправлен -ное использование истории России, истории Вооруженных Сил как средства побуждения во -еннослужащих на выполнение воинского долга, обеспечение безопасности личности, общества и государства.

Значение гуманитарных дисциплин, и в первую очередь русского языка, в формировании патриотического сознания курсантов не стоит недооценивать. Русский язык является государственным языком России, сокровищницей национальной культуры. Забота о сохранении чистоты языка признается одним из приоритетов государственной политики. Вузовский курс русского языка и культуры речи направлен на раз -витие грамотности в широком смысле слова, по -нимаемой и как владение орфографическими, пунктуационными и другими нормами, и как умение логично, доступно, стилистически правильно строить высказывание, составлять тексты разных функциональных стилей речи. Нет нуж -ды доказывать, насколько большое значение имеет высокая культура речи для успешной профессиональной деятельности. Под культурой речи в данном случае понимается не только зна -ние правил. Современным обществом в равной мере востребованы навыки успешного общения, изучаемые риторикой. Основы риторики по праву должны являться частью учебных программ. Подчеркнем, что владение родным языком — это и знак уважения к культурным традициям народа, и залог преемственности этих традиций, сохранения национальной идентичности.

Работа по государственно-патриотическому воспитанию курсантов в военном вузе в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи» ведется и на занятиях, и во внеучебное время.

Во внеучебное время курсанты под руководством преподавателей готовят доклады и рефераты по вопросам функционирования современного русского языка, русской литературе, лите -ратурному краеведению; участвуют в различных экскурсиях, во встречах с ветеранами, предста-вителями поисковых организаций; отмечают дни воинской славы России торжественными заседа -ниями военно-научного кружка.

На занятиях по русскому языку используются различные формы работы. Так, в рамках се -минарских занятий организуются дискуссии по актуальным вопросам функционирования современного русского языка, например обсуждается проблема иноязычных заимствований. Вопрос о роли иноязычных заимствований в националь-ном языке и их допустимости/недопустимости напрямую подводит нас к проблеме национальной идентичности. Дискуссия как один из актив -ных методов обучения способствует формирова-

нию навыков аргументации, ведения диалога, выявляет уровень владения нормами языка, позволяет сделать выводы о культуре речи ее участников. На дискуссии оказываются востребованными знания по другим дисциплинам. На -пример, на обсуждении роли и места иноязыч-ных заимствований в современном русском языке будет уместно вспомнить те периоды отечест -венной истории, когда российское общество ориентировалось на другую культуру, немецкую — в эпоху Петра I, французскую — в начале XIX века, обсудить, какую роль подобная ориентация сыграла в развитии отечественной культуры. При этом необходимо избегать однозначных оценок («хорошо» — «плохо»), стараться рассмотреть проблему комплексно. Последующее обсуждение дискуссии — это ступень в развитии навыков анализа и самоанализа. На практических занятиях используются групповые формы работы. В содержание занятий по русскому языку и культуре речи по возможности внедряется мате -риал, который стимулировал бы развитие пат -риотических чувств.

Ниже представляем список значимых дат с кратким разъяснением, где оно необходимо. Вы -борка, предложенная нами, не является единст-венно возможной, но может быть содержатель -ной основой государственно-патриотического воспитания курсантов как на занятиях, так и во внеучебное время. Сюда включены праздничные и памятные дни, дни воинской славы России, и даты, хотя и не установленные в качестве памят -ных дней законодательно, но, с нашей точки зрения, являющиеся важными в краеведческом отношении. Напомним, что перечень дней воин -ской славы России установлен Федеральным законом Российской Федерации от 13 марта 1995 года № 32-Ф3 « О днях воинской славы (победных днях) России» и уточнен в 2007 г.

25 января. День освобождения Воронежа (памятная дата)

С 7 июля 1942 года по 25 января 1943 года (212 дней) правобережная часть Воронежа была оккупирована немецко-фашистскими войсками, то есть фактически всё это время линия фронта разделяла город на две части. Сражение за город продолжалось восемь дней, с 24 января по 2 февраля 1943 года. 25 января в результате ожесто -ченных боев левая часть города была полностью освобождена от вражеских сил. На балконе гостиницы «Воронеж» советские солдаты водрузили символическое Красное знамя освобождения. Город был практически полностью разрушен. Один из советских бойцов, вошедших в освобождённый Воронеж, вспоминал: «Мы двигались по проспекту Революции. И не встретили ни од -ной живой души... Г ород был мёртв. Всюду го -ры развалин и чёрные остовы домов... Так мы прошли на запад по безжизненному городу» [3].

27 января. День снятия блокады Ленинграда (день воинской славы России)

В 1941 году Гитлер развернул военные действия на подступах к Ленинграду, чтобы полностью уничтожить город. 8 сентября 1941 года кольцо вокруг важного стратегического и поли -тического центра сомкнулось. 18 января 1943 года блокада была прорвана и у города появился коридор сухопутной связи со страной. 27 января 1944 года советские войска полностью сняли длившуюся 900 дней фашистскую блокаду города. В ознаменование окончательного снятия бло -кады 27 января 1944 в Ленинграде был дан праздничный салют.

2 февраля. День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (день воинской славы России)

В планы немецко-фашистского командования на лето 1942 года входило разгромить совет -ские войска на юге страны. 17 июля 1942 года начался первый этап Сталинградской битвы. Не -мецкие войска планировали овладеть нефтяными районами Кавказа, богатыми сельскохозяйствен -ными районами Дона и Кубани, нарушить коммуникации, связывающие центр страны с Кавка -зом и создать условия для окончания войны в свою пользу.

19 ноября 1942 года советские войска перешли в контрнаступление. Сдача города тогда приравнивалась не только к военному, но и к идеологическому поражению. Бои шли за каж-дый квартал, за каждый дом, центральный вокзал города переходил из рук в руки 13 раз. 31 января 1943 года командующий группировкой немецких войск Ф. Паулюс сдался в плен.

200 героических дней обороны Сталинграда вошли в историю как самые кровопролитные и жестокие. При обороне города погибли и были ранены более 750 тысяч советских солдат и офицеров.

23 февраля. День защитника Отечества (праздничный день)

Официально 23 февраля имеет следующее название: «День победы Красной армии над кай -зеровскими войсками Германии (1918 год) -День защитников Отечества». Сегодня большин -ство граждан России склонны рассматривать День защитника Отечества не столько как день рождения Красной Армии, сколько как день на -стоящих Мужчин, Защитников в самом широком смысле этого слова. Следует отметить, что до 1917 года традиционно днем Русской армии считался праздник 6 мая — День святого Георгия Победоносца, считающегося покровителем русских воинов.

12 апреля. День космонавтики (памятная дата)

День космонавтики отмечают в ознаменование первого космического полета, совершенного Юрием Гагариным на корабле «Восток». С 1968 года отечественный День космонавтики получил и официальное общемировое признание после учреждения Всемирного дня авиации и космонавтики.

Развитие пилотируемых полетов в Советском Союзе проходило поэтапно. От первых пилоти -руемых кораблей и орбитальных станций к многоцелевым космическим пилотируемым орбитальным комплексам. Советский Союз на протя -жении десятилетий гордился успехами отечест-венной космонавтики: и полетом первой в мире женщины-космонавта В. Терешковой, и выходом в открытый космос, и самым продолжительным в истории космонавтики полетом.

18 апреля. День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (день воинской славы России) По известиям летописей, Ледовое побоище началось при солнечном восходе у «Воронея Камени» (т.е. Вороньего Камня) на р. Узмени. Традиционно схему битвы представляют следующим образом: немецкая конная колонна атаковала пеший центр русского войска, нанесла ему большие потери, однако была охвачена с флангов княжеской конницей и обр атилась в бегство. На льду Чудского озера пало 400 немецких воинов и 90 попали в плен. Источники свидетельствуют, что пленные шли возле своих коней во время торжественного въезда князя Александра в Псков.

Эта битва, вместе с победами князя Алексан -дра над шведами (15 июля 1240 года на Неве) и над литовцами (в 1245 году под Торопцем, у озера Жизца и близ Усвята), имела большое значение для Пскова и Новгорода. Новгородцы под предводительством Александра Невского задержали напор трех серьезных врагов с запада — в то самое время, когда остальная Русь терпела большие потери от княжеских усобиц и послед -ствий татарского завоевания.

7 мая. День радио, праздник работников всех отраслей связи (профессиональный праздник) Впервые эта дата была торжественно отмечена в нашей стране в мае 1925 года. Это был тридцатилетний юбилей радио. Полувековой юбилей радио совпал по времени с победоносным завершением войны с фашистской Г ермани-ей. 2 мая 1945 года вышло Постановление Сове -та Народных Комиссаров СССР о праздновании пятидесятилетия со дня изобретения радио А. С. Поповым. Учитывая роль радио в культурной и политической жизни общества и в обороне страны, правительство решило установить 7 мая ежегодный День радио.

9 мая. День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (день воинской славы России)

24 мая. День славянской письменности и культуры (праздничный день)

Праздник известен как день памяти первоучителей славянских народов — святых равно -апостольных братьев Кирилла и Мефодия (по имени первого из них названа славянская азбука). В России праздник был возрожден в 1986 году, а в 1991 году Постановлением Президиума Верховного Совета РФ № 568-1 он получил ста -тус государственного. В этот день проводятся

фестивали, концерты. Каждый год какой-нибудь город России становится хозяином праздника. В этой роли уже выступали многие города России, в том числе и Воронеж.

6 июня. Пушкинский день в России (праздничный день)

Имя Александра Сергеевича Пушкина из -вестно каждому говорящему на русском языке, а его творчество сопровождает нас на протяже -нии всей жизни. Книги великого поэта объеди -няют людей всех возрастов, вероисповеданий, национальностей. А.С. Пушкина часто называ -ют основоположником русского литературного языка. 6 июня 1799 года — день рождения ве -ликого поэта. Пушкинский день в нашей стране отмечается ежегодно. Государственный статус день рождения поэта получил в 1997 году, согласно Указу Президента РФ «О 200-летии со дня рождения А. С. Пушкина и установлении Пушкинского дня России».

12 июня. День России (праздничный день) День России, или же День принятия Декларации о государственном суверенитете России (1991 г.), как именовался этот праздник до 2002 года, — это один из самых «молодых» государственных праздников в стране. Этот праздник — символ национального единения и общей ответст -венности за настоящее и будущее нашей Родины.

22 июня. День памяти и скорби — день начала Великой Отечественной войны (памятная дата) Это одна из самых печальных дат в российской истории. 22 июня напоминает о всех погибших , замученных в фашистской неволе, умерших в тылу от голода и лишений. В День памяти и скорби на территории страны приспускаются Государственные флаги Российской Фе -дерации. Учреждениям культуры, каналам теле -видения и радиостанциям рекомендовано в этот день не включать в программу развлекательные мероприятия и передачи.

8 июля. День семьи, любви и верности (всероссийский праздник)

Впервые отмечался в 2008 году, который был объявлен годом семьи. Инициатива празднова-ния Дня семьи поддержана всеми традиционны -ми религиозными организациями России, ведь понятия семьи, любви и верности не имеют кон -фессиональных границ. Сама идея праздника возникла несколько лет назад у жителей города Мурома Владимирской области, где покоятся мощи святых супругов Петра и Февронии, покровителей христианского брака, чья память чтится 8 июля.

10 июля. День победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении (день воинской славы России) Полтавская битва, решающий эпизод Северной войны, состоялась 8 июля 1709 года.

13 мая 1709 года шведские войска, вторг-шиеся на территорию России, начали осаду Полтавы. Ее гарнизон в составе 4200 солдат и 2600 вооруженных горожан успешно отбил ряд

штурмов. В конце мая к Полтаве подошли глав -ные силы русской армии во главе с Петром I. Они расположились на противоположном от Полтавы левом берегу реки Ворсклы. 29 июня передовой отряд русских форсировал Ворсклу севернее Полтавы, у деревни Петровка, обеспе -чив тем самым возможность переправы всей армии.

В результате Полтавской битвы армия короля Карла XII перестала существовать. Сам король с Мазепой скрылся на территории Османской империи. Решительная победа русских привела к перелому в Северной войне в пользу России и положила конец господству Швеции в Европе.

28 июля. День крещения Руси (памятная дата) Отмечается на государственном уровне в день памяти святого равноапостольного князя Владимира.

2 августа. День Воздушно-десантных войск (памятный день)

Днем основания российских ВДВ считается 2 августа 1930 года. В этот день на учениях Московского военного округа под Воронежем для выполнения тактической задачи впервые было десантировано на парашютах подразделение в количестве 12 человек. Формирование авиадесантных частей, положившее начало массовому развертыванию этого рода войск, началось в 1932 году.

9 августа. День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра I над шведами у мыса Гангут (день воинской славы России)

Битва началась около двух часов пополудни и продолжалась более двух часов. Наступление велось с флангов. Русские одну за другой захва -тывали шведские галеры. Сражение было чрезвычайно упорным.

22 августа. День Государственного флага Российской Федерации (праздничный день)

Установлен на основании Указа Президента Российской Федерации от 20 августа 1994 года №1714 «О Дне Государственного флага Россий -ской Федерации».

Российский красно-сине-белый флаг (триколор) впервые был поднят в царствование Алексея Михайловича на русском военном корабле «Орел», построенном в 1668 году голландским инженером Давидом Бутлером. «Орел» недолго плавал под новым знаменем: недалеко от Астрахани он был сожжен сподвижниками Степана Разина.

В царствование Петра I был издан указ, согласно которому на торговых судах должны под -нимать бело-сине-красный флаг. Петр I сам нарисовал эскиз и определил порядок горизонталь -ных полос. Чем руководствовался Петр, подби -рая цвета, осталось загадкой. Существует не -сколько толкований смысла выбранных цветов. По одной из версий, белый означает свободу, синий - Богородицу, покровительствующую России, красный — державность. Другая версия гласит, что белый символизирует благородство,

синий — честность, а красный — смелость и великодушие, присущие русским людям.

Накануне коронации Николая II министерст -во юстиции определило, что национальным дол -жен считаться бело-сине -красный цвет. В 1918 году по указу Якова Свердлова цвет государст -венного флага был изменен на красный, а в авгу -сте 1991 года над Белым домом в Москве вновь был поднят трехцветный российский флаг.

23 августа. День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (день воинской ошвы России)

Курская битва явилась решающей в обеспечении коренного перелома в ходе Великой Оте -чественной войны. Гитлеровское командование планировало провести крупное наступление ле-том 1943 года, овладеть стратегической инициа -тивой и повернуть ход войны в свою пользу. Для этого была разработана и в апреле 1943 года ут -верждена военная операция под кодовым назва -нием «Цитадель».

Развивая наступление, советские сухопутные войска, поддержанные с воздуха ударами воз -душных армий, а также авиацией дальнего дей -ствия, к 23 августа 1943 года отбросили против -ника на запад на 140—150 километров, освободили Орел, Белгород и Харьков.

Вермахт потерял в Курской битве 30 отборных дивизий, в том числе семь танковых, свыше 500 тысяч солдат и офицеров, 1,5 тысячи танков, более 3,7 тысяч самолетов, три тысячи орудий. Потери советских войск превзошли немецкие: они составили 863 тысячи человек.

После Курской битвы соотношение сил на фронте резко изменилось в пользу Красной Армии, что обеспечило ей благоприятные условия для развертывания общего стратегического наступления.

8 сентября. День Бородинского сражения русской армии под командованием М. И. Ку -тузова с французской армией (день воинской славы России)

Бородинское сражение — это крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года, состоявшееся 7 сентября у села Бородино, расположенного в 125 километрах западнее Москвы.

Сражение закончилось неопределенным для обеих сторон результатом. Французские войска не смогли одержать решающую победу над русскими войсками под командованием генерала Михаила Кутузова, достаточную для победы во всей кампании. Последовавшее после сражения отступление русской армии было продиктовано стратегическими соображениями и в конечном итоге привело к поражению Наполеона. Бородинское сражение считается одним из самых кровопролитных сражений XIX века. По самым скромным оценкам совокупных потерь, каждый час на поле погибало 8500 человек, или каждую минуту — рота солдат. Некоторые дивизии поте -ряли до 80% своего состава. Не случайно Наполеон назвал сражение под Бородино самым ве-

ликим своим сражением, хотя его результаты были более чем скромными для привыкшего к победам великого полководца.

11 сентября. День победы русской эскадры под командованием Ф .Ф. Ушакова над турец -кой эскадрой у мыса Тендра (день воинской славы России)

В русско-турецкой войне 1787—1791 гг. русским сухопутным силам успешно содействовал Черноморский флот под командованием контр -адмирала Федора Ушакова. Одним из важней -ших событий этой войны стала победа русской эскадры над турками у мыса Тендра в северовосточной части Черного моря.

28 августа 1790 года в результате напряженного боя 7 турецких кораблей сдались, осталь-ные спаслись бегством. Во время сражения турки потеряли свыше 2 тысяч человек, в том числе более 700 пленными.

Русский флот, состоявший из 10 линейных кораблей, 6 фрегатов, 1 бомбардирского корабля,

20 вспомогательных судов, около 800 орудий, потерь в кораблях не имел, погиб 21 человек, 25 были ранены.

Победа у мыса Тендра в военной кампании 1790 года обеспечила прочное господство русского флота на Черном море.

Блестящая победа русского флота также обеспечила прорыв к Измаилу Днепровской флотилии, оказавшей большую помощь сухопутной армии во взятии крепости.

21 сентября. День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (день воинской славы России)

Мамай, фактический правитель Золотой Орды, был встревожен усилением Московского княжества. В 1378 году он послал на Русь силь -ное войско под командованием мурзы Бегича. Войско князя Московского Дмитрия Ивановича встретило ордынцев на реке Воже и наголову разбило их. Мамай, узнав о поражении Бегича, стал готовиться к большому походу на Русь. Он вступил в союз с великим князем литовским Ягайло и рязанским князем Олегом. Летом 1380 года Мамай начал поход. 21 сентября недалеко от места впадения реки Непрядвы в Дон разгорелась ожесточенная битва. Князь Дмитрий Ивано -вич сражался в первых рядах своих войск. Враг не выдержал неожиданного удара и стал отхо-дить, а затем пустился в бегство. Войско Мамая было полностью разгромлено. Отряды Ягайло, узнав о победе русских, скорым маршем вернулись в Литву.

Битва на Куликовом поле серьезно подорвала военное могущество Золотой Орды и ускорила ее последующий распад. Она способствовала дальнейшему росту и укреплению русского единого государства, объединению русских земель вокруг Москвы.

4 ноября. День народного единства (день воинской славы России)

4 ноября, день Казанской иконы Божией Матери, с 2005 года отмечается как День народного единс тва.

Мало кто знает, что еще в 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской ико -ны Божией Матери был объявлен государствен -ным праздником. Кроме того, в начале 20 века 8 мая по старому стилю вспоминали Кузьму Минина, которого еще Петр I назвал «спасителем Отечества». Позже, из-за революции 1917 года и последующих за ней событий, традиция отмечать освобождение Москвы от польско -литовских интервентов и день кончины Кузьмы Минина прервалась.

7 ноября. День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (день воинской славы России)

Проведение в 1941 году, в самые трудные для страны дни войны, военного парада на Красной площади имело большое военно-поли -тическое значение, оказало моральное воздейст -вие на боевой дух войск, способствовало эмоциональному подъему и укреплению веры в окончательную победу у народов страны. По силе влияния на ход дальнейших событий этот парад приравнивают к важнейшим военным операциям Великой Отечественной войны.

1 декабря. День победы русской эскадры под командованием П. С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (день воинской славы России)

Сражение у мыса Синоп было одним из первых сражений Крымской войны. Русская армия и флот имели ощутимое преимущество над сла-беющей Османской империей. Эскадра П.С. На -химова заблокировала в Синопской бухте турецкий флот под командованием Осман-паши. По -сле битвы, длившейся четыре с половиной часа, были уничтожены 15 из 16 турецких кораблей — только одному удалось спастись бегством.

9 декабря. День Героев Отечества (памятная дата)

Эта дата приурочена к значительному событию эпохи правления императрицы Екатерины II: в 1769 году она учредила орден Святого Г еор-гия Победоносца. Этим орденом награждались воины, проявившие в бою доблесть, отвагу и смелость.

Орден Святого Г еоргия имел 4 степени отли -чия, из которых первая была наивысшей. Из -вестно, что кавалерами всех четырех степеней стали 4 человека, среди которых великие русские полководцы М.И. Кутузов и М.Б. Барклай-де -Толли. Екатерина II удостоила и себя этой награды в честь учреждения ордена.

До 1917 года 9 декабря в России отмечался праздник георгиевских кавалеров. После Октябрьской революции 1917 года орден был упразднен.

Статус высшей военной награды был возвращен ордену в 2000 году.

12 декабря. День Конституции Российской Федерации (государственный праздник, памят-ная дата)

12 декабря 1993 года на референдуме была принята Конституция Российской Федерации. Полный текст Конституции был опубликован в «Россиийской газете» 25 декабря 1993 года, и с тех пор День Конституции является одним из самых значимых государственных праздников России. Конституция — основной закон государства — является ядром всей правовой системы России и определяет смысл и содержание других законов.

24 декабря. День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова (день воинской славы России)

Особое значение в ходе русско-турецкой войны 1787—1791 гг. имело взятие Измаила, цитадели турецкого владычества на Дунае. Крепость была построена под руководством немецких и французских инженеров в соответствии с новейшими требованиями фортификации. С юга ее защищал Дунай, имеющий здесь ширину в полкилометра. Вокруг крепостных стен был вы -рыт ров шириной 12 метров и глубиной от 6 до

10 метров, в некоторых местах рва стояла вода глубиной до 2 метров. Внутри города имелось множество каменных построек, удобных для обороны. Г арнизон крепости насчитывал 35 ты -сяч человек и 265 орудий.

В ноябре 1790 года русские войска начали осаду Измаила. Две попытки взять крепость окончились неудачно. И тогда главнокомандующий русской армией генерал-фельдмаршал Г.А. Потемкин поручил взятие неприступной крепости А.В. Суворову. Началась усиленная подготовка к штурму.

Стремясь избежать кровопролития, Суворов направил коменданту Измаила ультиматум о сдаче крепости, на что последовал ответ: «Ско -рее небо обрушится на землю и Дунай потечет вверх, чем сдастся Измаил».

Умелое руководство Суворова и его сорат-ников, отвага солдат и офицеров решили исход боя, продолжавшегося 9 часов. Турки оборонялись упорно, но Измаил был взят. Неприятель потерял 26 тысяч убитыми и 9 тысяч пленными. Было захвачено 265 орудий, 42 судна, 345 зна-мен. Суворов указал в рапорте потери русской армии в 1815 человек убитыми и 2455 ранеными.

Примечательно, что Измаил был взят армией, уступавшей по численности гарнизону крепости. Это чрезвычайно редкий случай в истории военного искусства. Успех был обеспечен тщательностью и скрытностью подготовки, внезапностью действий и одновременностью удара всех колонн, ясной и точной постановкой целей. Взятие Измаила способствовало быстрому и успешному окончанию войны с Турцией, однако по Ясскому договору (1791) Измаил был возвращен неприятелю.

Екатерина II повелела выбить медаль в честь А. В. Суворова за взятие Измаила и учредила

офицерский золотой крест с надписью «За отменную храбрость» — для награждения за под -виги, совершенные при штурме Измаила.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Очевидно, что патриотическое воспитание будет результативным при соблюдении некоторых условий [2]. Во-первых, когда оно осуществляется в комплексе с другими важнейшими направлениями воспитательной работы — идейнополитическим, воинским, нравственным, физическим. Во-вторых, когда представляют собой систему. В-третьих, когда в основу обучения и воспитания положены принципы активного, развивающего обучения. Именно проблемное обучение позволяет одновременно активизировать мышление курсантов, формировать их эмоциональный мир. Активные методы обучения являются эффективным средством формирования убеждений, а именно убеждения определяют социальное лицо личности, ее поведение и деятельность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Калюжный А.С. Общее содержание воспитания военнослужащих. — Н.Новгород: НГТУ, 2004. — 38 с.

2. Аббасов А.М., Бакович М.Н. и др. Г осудар-ственно-патриотическое воспитание военнослужащих в военном вузе. — Воронеж, 2009. — 185 с.

3. Дьяков Д. Прыжок в бездну. Как Воронеж вступил во Вторую мировую войну // Воронежский курьер. — 2010. — 16 января. — С. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.