ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
www.pmedu.ru
2012, №1, 73-81
ЛИТЕРАТУРА И СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ THE LITERATURE AND FORMATION OF THE INDIVIDUAL
Жижина А.Д.
Ведущий научный сотрудник Института содержания и методов обучения РАО, кандидат филологических наук E-mail: alevtina.zhizhina@yandex.ru
Zhizhina A.D.
Leading research scientist of the Institute of content and methods of education (Russian Academy of Education)
Candidate of Science (Philology)
Аннотация. В статье рассматривается роль литературы, участвующей в сохранении культурного опыта человечества, в обогащении им новых поколений, дается характеристика перспектив осуществления литературного образования в школе в русле поликультурного общества.
Annotation. Article consider the role of the literature participating in preservation of cultural experience of mankind, in enrichment of new generations, the characteristic of prospects of realization of literary education at school in the tideway of a polycultural society is given.
Ключевые слова: общее образование; литературное образование; поликультурное общество.
Keywords: general education; literary education, polycultural society.
Развитие личности можно рассматривать в онтогенезе (на протяжении всей жизни). И все же основы ее духовно-нравственного становления закладываются, преимущественно, в школьные годы, когда происходит усвоение соответствующего опыта, накопленного человечеством и сфокусированного, прежде всего, в лучших образцах художественной литературы.
Глобальная цель всего школьного образования - подготовить новое поколение к ... Продолжение формулировки претерпевало изменения. Долгое время преобладало словосочетание «к жизни в обществе», но приходилось возражать, поскольку жизнь может быть и недостойной.
Добавление («подготовить») «и к труду» также нуждалось в уточнении, так как чаще всего представление о труде связывалось с работой на производстве, в учреждении, приносящей доход - средства к существованию. Однако, например, в наше время женщина может нигде не работать, занимаясь важным делом - воспитанием детей, для чего так необходимо быть образованным (желательно разносторонне) человеком. Более приемлемым, чем «жизнь» или «труд», представлялось полновесное слово «деятельность». Сейчас оно возобладало.
Цель образования определяют также и как развитие свойств личности, нужных для включения в социально ценную деятельность. Воспитанием таких свойств на живых примерах занимается художественная литература.
Организация процесса литературного образования требует учета многих факторов. Сосредоточим внимание на одном из наиболее важных, но, к сожалению, обычно оставляемых в тени. Это -состоя-ние современного полиэтнического российского общества. Литературное образование осу-
ществляется в его пределах, и на него оно должно быть ориентировано, черпая отсюда и особенности своих целей, и сам человеческий материал (детский, подростковый, юношеский), с его особенностями, в известной мере обусловленными этим состоянием социума.
К тому же, развиваясь, общество будет вынуждено затем воспринять и результаты образовательного воздействия - «плоды просвещения» (в лице сформировавшегося пополнения).
Возникает вопрос: а возможна ли устойчивость такого цикла при столь стремительных и масштабных переменах в самом обществе? Надо учитывать, что подобные изменения, безусловно, должны сказаться на внутренней сущности личностного эталона, к которому в идеале устремляют своих питомцев педагоги (с опорой на чтение литературных шедевров).
Натиску каких же сил подвергался эталон личности в наше время? В чем именно сказалось, каким образом проявилось такое воздействие?
Чтобы попытаться найти ответ, следует обратиться к отличительным особенностям социума, в пределах которого протекает образовательный процесс, то есть российского полиэтнического поликонфессионального... общества в его современном состоянии.
Необходимо выявить те особенности нашего общества, которые интенсивно воздействуют на процесс литературного образования, на восприятие художественных произведений современными подростками.
Обращаясь к проблемам общества полиэтнического, следует уточнить, что в данном случае этнос будет интересовать нас, прежде всего, как историко-культурный феномен, как объединение людей по признакам общей культуры, языка (и в меньшей мере - по признакам территориальным, родственно-генетическим).
В этой связи нельзя будет обойти вопрос социализации формирующейся личности, памятуя, что процесс этот протекает при неизбежном воздействии «своей» этнической культуры (если она отчетливо проявлена в среде обитания социализируемой личности).
В полиэтническом обществе процесс отличается большей сложностью, и мера этой сложности зависит от непосредственного контакта данного этноса с другими, от исторических, культурных (в том числе литературных) связей.
Специалисты в области общей педагогики и частных методик указывают на ценностно-целевые аспекты образовательно-педагогической парадигмы, связывая ценности образования с традиционными ментальными ценностями российского социума, различая в образовательно-педагогическом целеполагании ментальные основания. (Гершунский Б.С.).
Проблемы полиэтнической школы потребуют (как представляется) неизбежного дополнения. Правда, обращение к русской литературе в такой школе побуждает заострять внимание именно на русской ментальности, отраженной в этой литературе.
Однако длительная история существования России многонациональной (полиэтнической) вносит если не поправку, то, во всяком случае, дополнительный аспект в содержательное наполнение употребляемого в данном исследовании термина «ментальность».
Основные причины тому: длительность контактов; совместное преодоление разносторонних препятствий на пути развития в составе единого государства (с единой образовательной политикой); успешное решение совместными усилиями общих для всех этносов проблем; тесное, поощряемое государством взаимодействие различных культур, прежде всего, - литератур.
Неизбежное в таких условиях сближение привело, однако, не к ожидаемому заметному стиранию различий в «ментальностях». Важно, что создавались условия для развития разносторонних плодотворных контактов - платформа для взаимопонимания.
Специального исследования требует гипотеза о возникновении единого ядра того национальноэтнического многообразия, которое представлено в составе Российской Федерации.
Можно ли говорить о существовании такого ядра? Если «да», то в каком состоянии оно пребывает - в эмбриональном? - или просто в первоначальном (находясь на ранней стадии существования)? Или в наше время оно постоянно подвержено трансформации?
Каковы условия, возможности и перспективы его развития на основе культуросообразности, на основе отношения к культуре каждого этноса как к самодостаточной (в смысле - «самоценной») и вместе с тем способной обогащаться в процессе взаимодействия с культурами, входящими в единый социум, в свою очередь, обогащая их?
Все подобные вопросы нуждаются в перманентном исследовании.
С другой стороны, в настоящее время остро стоит проблема преодоления противоречий, неизбежно возникающих при тесном контакте лиц, воспитанных в русле разных этнических нравов и обычаев, в том числе очень древних. Контактируя, представители разных этносов порой даже не предполагают, что такие различия (иногда - противоположности) возможны. Необходима программа «ликбеза» (ликвидации безграмотности) в этой области и для молодежи, и для взрослого населения. Для ее составления и реализации нужны рекомендации, разработанные на основе примеров из живой действительности. Они есть, но их недостаточно. Необходим сбор такого материала, его оценка, соотнесение и систематизация различных фактов.
Примеры из произведений русской и других литератур могут содействовать налаживанию благоприятных контактов. Значение художественной литературы (в частности, и как этнокультурного явления) нередко недооценивается специалистами негуманитарных областей знаний, что отрицательно сказывается на функционировании соответствующего учебного предмета. (Между тем можно обратиться к высказываниям самих негуманитариев, тех из них, чье мышление отличается масштабностью: они говорят о возможностях использования литературы в сфере технических профессий).
Целевые установки литературного образования свидетельствуют о его жизненной важности, возрастающей при рассмотрении литературных явлений в этнокультурном аспекте. Недаром Парижская хартия для новой Европы провозглашает: международное сообщество берет на себя обязательства по поддержанию этнокультурной специфики, поскольку этнокультурное разнообразие лежит в основе развития человечества. (Напомним и о концепции этноплюрализма, которая провозглашается Единой Европой).
Международное право защищает этнокультурную безопасность, основанную на возможности воспроизводства и развития культуры. В этой связи должна оцениваться и роль литературы, участвующей в сохранении культурного опыта человечества, в обогащении им новых поколений.
Важно учитывать при этом и возрастающую необходимость интеграции. По характеристике специалистов «этнические отношения в настоящее время являются одним из самых проблемных процессов, которые нуждаются в нахождении путей и способов их объединения».
Периодически на международной арене ситуация обостряется, создается угроза распространения конфликтов (возникающих, например, в странах Востока и на Африканском континенте). Всё, что происходит в мире, влияет на состояние каждого, в том числе и нашего общества.
Атмосфера тревожности, взаимного недоверия может прямо или косвенно сказываться и на мироощущении молодого поколения. Преодолению конфликтов способствует толерантность. Она представляет собой «добродетель воздержания от употребления силы для вмешательства во мнения или действия другого» даже при несогласии с ними. Наряду с провозглашением важности самой идеи толерантности нужны немалые дополнительные усилия для внедрения ее в сознание инакомыслящих, а затем для перехода от применения толерантности в одностороннем порядке к достижению обоюдных согласованных действий. К достижению этой цели, столь необходимой для нормального развития современного мира, должны быть привлечены усилия, прежде всего, деятелей культуры, писателей, воспитателей молодого поколения.
Специального рассмотрения требует вопрос о становлении на планете глобально-информационного общества. Он связан «с проникновением элементов новой культуры во все сферы жизни практически всех стран». Традиционное модернизируется с учетом новых потребностей. Интерес к традициям предков возрастает.
В образовательных стандартах нового поколения по существу названы (в разделе о целях литературного образования) составляющие эталонной характеристики личности современного человека,
которую следует формировать средствами литературы как учебного предмета. К ним отнесены: духовность, гуманизм, национальное самосознание, гражданственность, патриотизм.
Вспомним, что формирование этих черт, моральных качеств, свойств личности было включаемо в состав целей литературного образования не только сейчас, то есть на постсоветском этапе развития общества. Оно присутствовало там и прежде - в советскую и досоветскую эпохи.
Необходимо раскрыть значение этих понятий (целей литературного образования) в связи с современным состоянием российского социума, подчеркнув важность формирования общероссийского гражданского сознания. Предстоит подумать, в какой документ было бы удобнее это включить и, если не найдется такой возможности в лаконичном издании образовательных стандартов, то (по возможности) ввести туда ссылку на издание, содержащее расшифровку.
Арсенал, из которого осуществляется отбор лучших художественных произведений для учебных программ, - это в основном русская литература, начиная с позапрошлого века. Тогда (и ранее) русское общество уже было полиэтническим.
Современным оно становится после глубоких изменений, происшедших в 1990-е годы. В словарях значение термина «современность» толкуется как «эпоха», отсчет которой ведется от нового состояния социума как результата коренных перемен. В настоящее время страна переживает новый этап, который различными слоями общества, отдельными группами воспринимается неоднозначно. Однако ощутимо осознание того, что намечается выход из переходного состояния, что развивается тенденция преодоления негативного наследия 1990-х годов.
Цели литературного образования, разумеется, должны быть соотнесены с целями современного российского социума, с которыми приходится считаться формируемой личности и тем более личности, уже сформированной (взрослому человеку). Но прежде уточним, как, по каким параметрам следует соотносить понятия «социум» и «образование». Что чему подчиняется, что чем определяется?
Безусловно, понятие «социум» шире, а понятие «образование» - нечто производное. У него служебная функция передаточного механизма, вручающего новому поколению наследие - культурный опыт, накопленный человечеством. Относительно образования литературного можно утверждать, что оно (наряду с этой основной функцией) в какой-то мере самоценно и во всех неповторимых своих проявлениях, во всей самобытности адресуется школьнику как формируемой личности.
Приходится признать, что социум, как ни широка сфера его целевых возможностей, не всегда сверхличностен. Например, гении (а иногда и просто оригиналы) не вписываются полностью в ограниченные рамки современного им общества. Гении вмещают в свое творчество традиции, подлежащие сбережению или реставрации, осмысливают происходящее. А своими открытиями они приближают будущее. В шедеврах, бессмертных творениях они в то же время выступают хранителями столь необходимой связи времен, эпох, поколений.
Общество страдает от людского эгоизма. Но,согласимся, что социум, находящийся в состоянии духовного кризиса, ныне постепенно преодолеваемого, не всегда прав, хотя бы по отношению к гениям, не согласным с ним, кризисным. Отчетливее проявляет себя кризис экономический. Процессы, происходящие в сфере культуры, значительно сложнее и с трудом поддаются нормированию.
Относительно образования можно утверждать, что оно призвано обслуживать современный ему (и будущий) социум. Однако, несмотря на эту ведущую, глобальную цель, образование способно не только служить обществу, но также и переделывать его - закладывать в собственные цели инновационные или утраченные традиционные ценности (так называемые «вечные», но подлежащие порой иному прочтению в новых условиях).
Это - цели, опережающие современные возможности общества с тем, чтобы влиять на его дальнейшее совершенствование. Воздействию литературного образования подвержены гуманитарные сферы, область культуры (искусства, языка), но (как будет показано далее) не только они.
Итак, вне всякого сомнения, все сказанное о социуме в связи с проблемой целеполагания должно учитываться при определении целей литературного образования, которое зиждется на прочтении самих художественных произведений, проникновении в их суть.
Встает вопрос: что представляет собой современное российское общество, в пределах которого осуществляется литературное образование? Каковы цели общества - с ними неизбежно должен быть связан ответ на поставленный вопрос? Чтобы заявлены были не просто заманчивые, а на самом деле важные цели литературного образования, необходимо отдавать отчет в сложности социальной обстановки, учитывать особенности современной эпохи. Иначе эти цели могут оказаться всего лишь продекларированными, но не поддающимися достижению, воплощению в жизнь.
При этом определяющими должны быть цели социума, обусловленные не столько его насущными нуждами, сколько существенными требованиями, направленными на его совершенствование, на преодоление межэтнических, межконфессиональных и прочих противоречий и конфликтов.
Результаты социологических исследований свидетельствуют о том, что современный российский социум подвергся длительному гуманитарному кризису. Подтверждаются факты негативного отношения к понятиям: «ответственность перед обществом», «гражданский долг». Указывают на укоренившееся размывание представлений о высоких идеалах.
В средствах массовой информации продолжают звучать голоса наших соотечественников, обеспокоенных состоянием современного общества. Известно, что семья - основа общества. Однако во многих семьях воспитание оставляет желать лучшего. Иногда его можно квалифицировать как антиобщественное, направленное на обогащение любой, даже преступной, ценой. В большинстве семей родители, поглощенные преумножением материального достатка, не находят времени на общение с собственными детьми, на их воспитание. В итоге не только окружающие, но и сами они страдают от эгоизма и даже агрессии своих отпрысков.
Немало претензий остается к нежелательному «чтиву» (и экрану), вредному для формирования личности, которая в итоге становится опасной для общества.
Актуально-перспективным следует признать приобщение подростков, молодежи к чтению великих творений художественной литературы. Она способна и в наше сложное время осуществлять коррекцию неустойчивого сознания, искаженного негативными деформирующими влияниями, возрождать притягательную силу идеалов - нравственных, эстетических.
Успешность этого процесса зависит от качества литературного образования, формирующего читателя, способного проникать в мир художественных образов, а затем проникаться заложенным в произведение мощным эмоциональным зарядом. Литературное образование развивает (должно развивать) стремление и в известной мере умение постигать неиссякаемое богатство искусства слова, обогащая свой внутренний мир.
Становление личности достойного члена российского общества в значительной мере зависит от получаемого в школе образования, прежде всего литературного. Поэтому так важен вопрос о путях его совершенствования, в первую очередь, об отборе содержания, отвечающего высоким требованиям.
Цели образования литературного, проблемы, выбор общего направления движения; теория с указаниями практикам, чего именно они должны добиваться. В этих пределах мыслилась академическая наука. Исполнив эту высокую миссию, она передавала бразды правления сугубой практике. И далее - спрос с главного «реализатора» - с учителя. Но, чтобы обеспечить воплощение, необходимо разработать способы и средства достижения выдвинутых целей, снабдив учителя всем для этого необходимым. При этом исходные позиции определяются содержанием литературного образования, формирование которого немыслимо вне стандартизации, осуществляемой под пристальным контролем и при участии академической науки.
Обратимся к отбору художественных произведений для старшей школы. Сложность подобной задачи определяется не только возрастными и другими показателями одного ряда. Важно также, что только этот этап отличается двумя уровнями - базовым и профильным, И необходимым становится их соотнесение.
Начать соотнесение следует, очевидно, с общих для обоих уровней позиций, требований и самих отобранных для изучения произведений. Очевидно, что содержание литературного образования должно формироваться на основе научно разработанных, выверенных критериев отбора. Существуют их перечни, которые неизбежно продолжают дополняться.
Все произведения, предлагаемые для изучения, должны быть снабжены веским обоснованием: на каком основании определяется их соответствие требованиям к отбору материала? К сожалению, выбор носит иногда случайный или субъективно-вкусовой характер. К тому же один и тот же критерий оказывается приложимым к сотням произведений. Даже шедевров так много, что приходится решать, какое из произведений «шедевральнее».
Как ни велика работа, проделанная в ходе стандартизации, можно предположить, что совершенствование процесса отбора станет перманентным, поскольку обновление стандартов должно происходить постоянно. Уже на данном этапе становится ясным, что одного перечисления критериев недостаточно, что возникает потребность в уточнении, как осуществлять их учет, каким образом вводить в действие, в какой последовательности? Может быть, по степени их важности? Однако мнения относительно значительности того или другого критерия расходятся (несмотря на то, что признаки приоритетности отвлеченно намечаются).
Поэтому, завершив попытку оценить роль каждого критерия в процедуре отбора, плодотворным представляется такой дальнейший путь: оперировать (в итоге) не отдельно взятыми критериями, а их совокупностью (памятуя, что обычно не все составляющие этой совокупности равнозначны).
На каких же весах измерить долю участия того или иного критерия в решении судьбы конкретного произведения? Картина соотнесения может меняться в зависимости от образовательных целей и задач. А они (при существовании единого ядра) различны для базового и профильного уровней литературного образования, для русской школы или иной.
Чтобы получить более отчетливую картину, попытаемся соотнести содержание базового и профильного уровней старшей школы в современном российском обществе. Но сначала относительно тех требований к отбору содержания литературного образования, которые являются общими для обоих уровней на основе единых образовательных целей (то есть, продолжим начатые поиски ответов).
Задачи литературного образования многообразны, поэтому отбираемые произведения рассматриваются не только как самодостаточный объект освоения, но одновременно и как материал для решения других задач.
Среди них, например, формирование умений и навыков, связанных с обеспечением, развитием коммуникативности, столь необходимой будущим филологам (профильный уровень). Она окажется востребованной и лицами технических специальностей (базовый уровень). Всем понадобится и умение убеждать, доходчиво объяснять при помощи грамотной, стилистически опрятной, выразительной речи.
Позитивная коммуникативность - залог межнационального взаимопонимания, более успешной жизнедеятельности в самых различных областях.
Можно назвать и другие (попутные) задачи, связанные с коммуникативностью. Например, решение многих жизненно важных проблем, таких, как руководство людьми в любой сфере, общение в семье.
Выбирать литературные произведения для изучения желательно (и не только на профильном уровне) с учетом возможности их использования в качестве материала для постижения, например, эстетической функции художественной речи, поскольку от этого зависит успешность проникновения в мир художественного произведения и, следовательно, сила его воспитательного воздействия. С этой целью могут быть проанализированы детально, например, отдельные фрагменты крупного (не изучаемого полностью) произведения, содержащие необходимый текстовой материал для развития речи или такой, например, как оригинальные, редкостные метафоры, символика.
Предстоит, очевидно, продумать возможность создавать подборки подобных фрагментов, может быть, в том числе из произведений, включаемых в списки для чтения. Они могут пополнить набор
небольших изучаемых произведений - стихотворений, рассказов, анализируемых в полном объеме. (Возможны и другие варианты.)
Подобный подход к отбору, формированию содержания литературного образования поможет в условиях сокращения времени, отводимого на литературу, добиться текстового обеспечения занятий по освоению учебного предмета, столь важного во многих отношениях.
При воспитании, в том числе семейном, необходимо проникновение в духовный мир человека, чему способствует психологизм, присущий литературным произведениям, что также следует учитывать как один из важных факторов - критериев отбора.
А развиваемое художественной литературой образное мышление (наряду с логическим) необходимо во многих профессиях - как гуманитарных, так и технических и прочих, весьма разнообразных. Такую способность искусства слова (каждый раз - меру этой способности) также необходимо учитывать в процессе отбора литературного материала.
Успешность деятельности на многих поприщах зависит и от развитости воображения, в значительной степени определяющего возможность открытий - и научных, и инженерных, и прочих. Сам процесс совершенствования воображения обусловлен, прежде всего, контактом с произведениями художественной литературы, которая предлагает не готовые зрительные, слуховые и другие образы, а побуждает создавать их в своем сознании. Степень созидания, причем творческого, настолько велика, что ставит этот вид искусства почти вне конкуренции.
Такие задачи всеобщего характера (казалось бы, сверхлитературные) способны предъявлять свои требования к отбору произведений, на материале которых предстоит обеспечить решение многих всевозможных задач и проблем. От подобных факторов так же, как и от обозначенных во всех документах, зависит, и в немалой мере, формирование содержания литературного образования на обоих уровнях - базовом и профильном (общее ядро).
Однако при конкретизации, в процессе отбора произведений на каждом из этих уровней, проявятся и особенности: объем многих критериев будет выплёскиваться за пределы общего ядра, и они окажутся в какой-то своей части разными для базового уровня и для профильного.
Так, например, задача - проникнуть в мир образов художественного произведения - является общей для обоих уровней, неизбежно влияя на отбор произведений. Однако идентичности в ее реализации там и здесь не наблюдается.
Базовый уровень предполагает формирование полноценного восприятия художественной речи (в соотнесении с речью обычной), постижение таких явлений, как аллегория, олицетворение, простая метафоричность, отчасти - доступная символичность.
На этом (базовом) уровне из символических образов освоению доступнее те, распространенность которых высока. Такие, например, как словообраз «утро». Прямое значение этого слова - «начало дня». В символическом значении это - «утро года» (весна), «утро жизни» (юность).
При соответствующем наборе произведений, содержащих усложняющуюся символику, в итоге их изучения можно ожидать преодоление этого барьера на пути вхождения школьников в особый мир искусства слова.
Лирика - самый сложный литературный род, и на базовом уровне он, даже при соответствующей подборке стихотворений, может восприниматься порой или искаженно, или поверхностно. И в профильной школе лирика в большинстве случаев остается филологически менее освоенной областью. Повышенного внимания требует ее многообразная символичность, ёмкость лирического слова, его (подчас бесконечная) эмоционально-смысловая перспектива. Всё это должно быть заложено в наборе изучаемых произведений, также как и возможность формирования представления о развитии лирических образов, которое продолжается даже в составе завершенного произведения, в процессе его функционирования (особенно при восприятии его всё новыми поколениями читателей).
Проникновение в мир образов художественного произведения, не до конца состоявшееся на базовом уровне (при самостоятельном восприятии), в профильной школе на сложном материале продолжается даже на завершающем этапе.
Перейдем к следующему вопросу. В чем различия требований, предъявляемых к содержанию, с одной стороны, базового уровня и, с другой, - профильного? Обеспечение базового уровня осложняется ограниченностью учебного времени, отводимого на данный предмет. Сложные образовательные, воспитательные задачи приходится решать на малом объеме изучаемого материала.
У каждого уровня - свои особенности. На базовом уровне, например, историко-литературный процесс, место произведения в истории литературы могут изучаться менее основательно, чем на профильном. Достаточно иногда общего ознакомления с подключением при необходимости вспомогательных средств: комментариев, толкований разных типов (от лексических, культурологических до литературоведческих, отчасти - интерпретирующих). Иного подхода требуют анализируемые произведения. Необходимо основательное проникновение в систему образов.
Думается, допустимым можно признать такой подход: если творение видного писателя сыграло важную роль в прошлом и отошло на второй план, то предпочтение может быть отдано другому произведению, значение которого для нашего времени велико. Нельзя забывать, однако, что такой подход, как и в других случаях, не должен применяться изолированно, без учета всей совокупности критериев отбора произведений при формировании содержания литературного образования.
В старшие классы с филологическим профилированием приходят в основном школьники, наиболее подготовленные. Но, поскольку сюда переносится всё самое сложное, то, что было не глубоко, не до конца освоено в основной школе, появляется необходимость осмыслить сам характер этой сложности.
Относительно произведений, предлагаемых для изучения, можно утверждать, что на этом уровне привлекаются новые произведения, более сложные по проблематике, психологизму. Помимо этого, текстовой материал должен по возможности отвечать задачам, связанным с необходимостью усвоения планируемых научных знаний в области филологии и соответственно овладения более компетентными действиями.
В целях профилирования возможно также повторное обращение к ранее изученным произведениям, постижение которых становится основательнее, глубже, раскрываются новые аспекты.
В профильной школе не только увеличивается объем получаемых знаний, но наряду с этим происходят и качественные изменения. Может вводиться, например, наиболее распространенная профессиональная лексика, терминология, отсутствующая на базовом уровне. В школах с этнической спецификой соответственно - в сопоставлении с явлениями родной литературы учащихся, для чего понадобятся произведения писателей данного этноса, высказывания ученых об этой литературе.
В настоящее время, когда в большинстве случаев в одном классе обучаются дети и коренных жителей, и представителей многочисленных этносов (в том числе иностранцы), слабо владеющие русским языком, появляется тенденция к созданию двухвариантных учебников.
В профильной школе возрастает значение места, занимаемого произведением в историко-литературном процессе. Однако этот критерий не становится преимущественным, поскольку одновременно возрастает значение и других критериев, таких, как художественное совершенство, с которым связано и наличие материала для усвоения теоретико-литературных понятий (условно подобные критерии можно обозначить как: «профессионально ориентированные»).
Критерий актуальности, имеющий отношение и к базовому уровню, в отношении к профильной школе должен рассматриваться также в сочетании с другими критериями (с учетом воспитательных возможностей, художественных достоинств произведения ).
Особенности критериев отбора при формировании содержания литературного образования в школе с этнической спецификой определяются еще большей компактностью изучаемого материала, что требует дополнительного отбора (сокращения) с учетом возникающих трудностей освоения иноязычного, инокультурного искусства слова.
Итак, намечены основные пути и направления поисков, прежде всего, те из них, которые, к сожалению, не привлекали к себе должного внимания.
Среди рассмотренных вопросов в качестве насущного можно назвать следующий: как рациональнее распорядиться критериями отбора материала для построения системы содержания литературного образования на двух уровнях - базовом и профильном, привлекая эти критерии не в изолированном виде, а в их совокупности?
Совокупность критериев отбора должна учитываться не как простая их сумма, а как соединение, синтез разновеликих составляющих. При этом значительность и степень влияния каждого критерия порой определяется многими факторами, и каждый раз - особо, в соответствии именно с этой, поставленной перед авторами образовательных стандартов глобальной задачей или пакетом задач.
Многие из поднятых вопросов достаточно основательны и поэтому потребуют продолжения исследования. Последнее десятилетие подготовило почву для развития важных направлений. В педагогической филологии это - осознание необходимости тесной связи таких «самостийных» ее областей, как языкознание, которое языковеды склонны причислять к точным наукам, и литературоведение, исследующее искусство слова, вычислить которое невозможно.
Координация, объединение усилий языковедов и литературоведов могут способствовать созданию условий для интеграции двух предметов в составе единой учебной дисциплины (словесность); для постижения процессов преобразования обычной речи в речь эстетически значимую. В процессе формирования содержания литературного образования, важно учитывать и перспективы развития таких областей дидактики, как обучение проникновению в мир искусства слова; подготовка к непрерывному, постоянному образованию; литература и экранная культура; информатизация системы литературного образования (неизбежная, но требующая изучения всех своих плюсов и минусов).
В итоге создадутся условия для повышения обоснованности содержания литературного образования.
Список литературы:
1. Гулиев М.А., Коротец И.Д., Чернобровкин И.П. Этноконфликтология. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д, 2007, с. 30.
2. Гулиев М.А., Коротец И.Д., Чернобровкин И.П. Этноконфликтология. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д, 2007, с. 212.
3. См., например, учебное пособие для 9 - 11 классов общеобразовательных учреждений: А.Д. Жижина «Русская классическая поэзия XIX века». М.: Русское слово, 2011, а также программу к нему.
Интернет-журнал «ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
2012, №1