Научная статья на тему 'Лирико-фантастическая доминанта повести Бориса Рахманина «Часы без стрелок»'

Лирико-фантастическая доминанта повести Бориса Рахманина «Часы без стрелок» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
467
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАНТАСТИКА / ХРОНОТОП / ЛИРИЗАЦИЯ / ЛИТЕРАТУРНЫЙ СИНТЕЗ / СИМВОЛ / FANTASY / CHRONOTOPE / LYRICS / LITERARY BLEND / SYMBOL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Челюканова Ольга Николаевна

В статье рассматривается сочетание и взаимодействие лирического и фантастического в произведении. Фантастический сюжетный ход становится значимым средством создания сюжета по умолчанию, позволяя с помощью яркой детали-символа воссоздать событийный уровень произведения, и одновременно средством лиризации, заостряющим внимание читателя на эмоционально-психологической стороне произведения.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the author touches upon the interrelation and interconnection between lyrical and fantastic components. In the opinion of the scientist, the fantastic element becomes an important part of the plot. With the helpof the symbolic detail the actions of the story are recreated. Moreover it becomes a lyrical means which makes the reader pay attention to the psychological side of the book.

Текст научной работы на тему «Лирико-фантастическая доминанта повести Бориса Рахманина «Часы без стрелок»»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 2 (256).

Филология. Искусствоведение. Вып. 62. С. 126-129.

О. Н. Челюканова

ЛИРИКО-ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ДОМИНАНТА ПОВЕСТИ БОРИСА РАХМАНИНА « ЧАСЫ БЕЗ СТРЕЛОК»

В статье рассматривается сочетание и взаимодействие лирического и фантастического в произведении. Фантастический сюжетный ход становится значимым средством создания сюжета по умолчанию, позволяя с помощью яркой детали-символа воссоздать событийный уровень произведения, и одновременно - средством лиризации, заостряющим внимание читателя на эмоционально-психологической стороне произведения.

Ключевые слова: фантастика, хронотоп, лиризация, литературный синтез, символ.

Русская детская литература 50-80-х годов рой знакомится с дочерью, и далекое будущее.

20 века характеризуется богатством разнообразных явлений синтеза. Это отмечали и критики, и историки литературы. «Как и в других сферах науки, поиски на границе смежных областей сулят литературоведению много нового. Думается, сейчас, как никогда, обнаруживает свою ограниченность узкожанровый подход к творчеству того или иного писателя, при котором оно аккуратно, как очищенный апельсин, разымается на дольки: проза, поэзия, драматургия, публицистика. И если каждая долька апельсина сохраняет вкус целого, то рассечение творчества писателя «на составляющие» нередко очень существенно обедняет представление о нем» [1. С. 46].

Повести и рассказы Бориса Рахманина построены на тесном синтезе двух начал - лирического и фантастического. Их сочетание и взаимодействие характерно как для стиля эпохи 5080-х годов в целом (В. Крапивин, В. Медведев, Ю. Яковлев и др.), так и для индивидуального стиля Б. Рахманина. Лирическое и фантастическое у Рахманина, можно сказать, взаимообусловлены, так что можно говорить о лирико-фантастической детерминанте его произведений.

В основе повести «Часы без стрелок» (1973) лежит фантастический сюжет «путешествия во времени». По сюжету молодой разведчик Карпов должен сыграть ключевую роль в боях за блокадный Ленинград: ему предстоит взорвать мост, по которому собираются пройти в осажденный город фашистские войска. Выполняя задание, Карпов погибает, и чтобы вернуть его, его друг и любимая женщина создают машину времени. Однако Карпов принимает решение вернуться в 1941 год, чтобы взорвать мост. В повести несколько временных пластов, в которые попадает главный герой: 1941 год, послевоенное время, когда ге-

в котором Карпова встречает его праправнук. Хронотоп произведения построен на единстве места (Ленинград) при наличии разных временных пластов. Меняется время года, формируя семантические парадигмы: зима - война, весна - мир. Колористически подчеркнут контраст между военным и мирным временем, контраст, имеющий для героя особую, эмоциональную значимость. Место действия - не антураж переживания, это само переживание.

Мотив времени связан с образом часов. Это прежде всего реальные часы, - наручные у Васюкова, настенные у Сан Саныча. В военное время они даже идут «размеренно, по-солдатски» [5. С. 26]. Это и внутренние часы, по которым живет Карпов, умеющий точно определять время благодаря внутреннему чутью. «Лешка без часов время чувствует, не без гордости объяснил Васюков. Он сам себе часы, хотя и без стрелок (курсив наш - О. Ч.)» [5. С. 28]. Часы в контексте повести - многоплановый образ. Это своеобразная характеристика главного героя Карпова, для которого чувство времени - не просто уникальная способность, а словно электрический ток, проходящий сквозь все существо героя: «Он услышал время... Почудилось, или в самом деле услыхал? Оно звучало так громко, так взволнованно. А может, это звучала в висках кровь?» [5. С. 31]. Образ часов сопрягается с представлением о гражданской совести, о героизме и патриотизме. Часы сопряжены с мотивом человеческой жизни и смерти, выживания и гибели. Часы задают внутренний ритм произведения, его «скрытую музыку» [4. С. 45]. Так, часы в кабинете Сан Саныча стоят: они остановились в тот день, когда умерла от голода его семья. «На стене размеренно, по-солдатски, тикали ходики: ать-два! Ать-два!

И еще двое часов висели рядом. Но стрелки на них не двигались.

<.. .> - Слышь, старшина, а эти ходики чего стоят?

Ответа пришлось ждать долго.

- Я их остановил, когда жена и старший сын погибли...» [5. С. 26].

Часы характеризуют образ трагической эпохи, забвение которой невозможно, ибо, сохраняя память о погибших, мы заботимся о нравственной будущности сограждан.

Вернувшийся из будущего Карпов находит возможность спасти от голода младшего сына Сан Саныча Степу, передав ему пакет с салом. И в следующее свое появление в 1941 году, войдя в комнату, отмечает, что часы идут: «В канцелярию Карпов вошел первым. Взглянул на ходики... Ать-два! Ать-два! Идут!» [5. С. 36]. Часы как образ спасительной жертвенности и ответственности каждого за всех, знакомых, родных, чужих, - сограждан Державы.

Читатель понимает, что сын Сан Саныча жив. Фантастический сюжетный ход становится в данном случае средством создания сюжета по умолчанию, позволяя с помощью яркой детали-символа воссоздать событийный уровень произведения, и одновременно - средством лиризации, заостряющим внимание читателя на эмоционально-психологической стороне произведения, подчеркивающим переживания героев, указывающим на эмоционально значимые для них события.

Образ часов становится и символом остановившейся человеческой жизни. А минуты и секунды, которые непрерывно отсчитывают часы, символизируют непрочность, хрупкость человеческой жизни, слишком легко уходящей в блокадном Ленинграде, когда каждая минута или секунда означала чью-то уходящую жизнь. Часы без стрелок в повести

- фантастический образ, аккумулирующий в себе лирико-идеологические доминанты произведения: «На высокой башне новенького дворца полной луной светился странный циферблат. Карпов не сразу догадался, почему странный. И вдруг понял - часы показывали время без стрелок. Но тиканья их Карпов, как ни странно, не услыхал» [5. С. 29].

Образ часов без стрелок сопряжен с образом солдата из будущего - праправнука Карпова.

« - Значит... Васюкова, Любы, Тани?. Уже...

- Нет... - тихо закончил праправнук.

- Но земля-то цела? - кричал Карпов. -Цела? Есть ли будущее?

- Все зависит от того... будет ли взорван... мост» [5. С. 39].

У Карпова есть дочь - это его продолжение, его будущее, его бессмертие. Если он не вернется в прошлое - не родится дочь, не будет праправнука. Об этом же говорит Карпов шоферу: «.накроет твою тещу снарядом, и не родится у нее дочка, а дочка не выйдет за тебя замуж. И все потому, что ты меня не подвез...» [5. С. 39]. Вернувшись в военное время, герой видит это место словно двойным взором (как настоящее и через призму будущего). С другой стороны, послевоенное изобилие, беззаботная и радостная жизнь воспринимаются Алексеем как пир во время чумы, ему кажется, что горожане забыли о возможности войны и потому не защищены от ее угрозы. Но оказывается, что люди, даже пируя в ресторане, не перестают помнить о своих родных и близких, умерших от голода. Лиризмом и горечью пронизана сцена в ресторане, в которой узнавшие Алексея люди начинают собирать еду, чтобы он передал ее жителям блокадного Ленинграда: «Заверни съестного что-нибудь, напиши адрес. Как знать, получит она посылочку - и выживет. Рядом еще сидеть будет.

... - А мне можно? - перебив официанта, шагнула вперед одна из подруг невесты. - Я бы только... Вот! Кусок пирога... ребенку!

- И я прошу! - выкрикнул еще кто-то. -Там, в сорок втором, на Лиговке...» [5. С. 27]. Фантастическое в данном случае звучит лирически, как значимое начало, определяющее духовно-нравственную систему координат защитников Ленинграда и их детей, которая и указывает на будущее, формируемое нравственностью каждого человека и каждого мгновенья человеческой жизни, становится основой художественного психологизма повести, который, по мысли Л. В. Долженко, «в литературе для детей особенно сложен и облечен в специфические формы» [2. С. 167]. Особенную значимость приобретает эпизод возвращения Карпова в прошлое, когда он рассказывает, казалось бы, обреченным людям, умирающим от голода, разлученным со своими близкими и не знающим об их судьбе, об их благополучном будущем, старается морально поддержать их: «Какая-то женщина в грязной потертой шубе катала вдоль стены коляску с ребенком. Закутанное в пестрые тряпки так, что только маленькие круглые очочки были видны, дитя протянуло ручонку ладошкой вверх и ловило снежинки <...>.

- Ты что это в коляске сидишь? - спросил Алексей. - Заболела?

- Нет, я не болею, - сказала девочка, - я ходить разучилась, а разговаривать еще могу...

- Пустое, - вздохнула женщина, - пустое.

- Это вы зря, - рассердился Карпов. У нее еще муж будет, и двое детишек, здоровых и послушных. Она еще в кандидаты наук выйдет!..

Женщина недоверчиво улыбнулась» [5. С. 31]. Фантастическая временная ретроспектива создает лирический катарсисный план переживания трагедии.

Городской пейзаж напоминает декорации: и в прошлом, и в будущем времени герой видит одни и те же улицы, предметы, встречает одних и тех же людей. Меняется эмоционально-смысловое наполнение этих декораций, что высвечивает лирическую и духовно-нравственную их наполненность. Параллелизм ситуаций, событий, происходящих с героем в двух временных плоскостях, позволяет подчеркнуть меняющееся душевное состояние героя в меняющемся мире. Интересна перекличка, «диалог» двух ситуаций, двух эпох, когда герой идет вдоль Невы - в послевоенное время, и в 1941 году. В мирное время Карпов не может забыть об опасности и напоминает спящему городу о том, что возможна война: «Обманчивыми казались ему и тишина, и беспечная голубая ночь, и колеблющее легкие занавеси сонное дыхание людей.

- Спят. Как же так? Так все на свете проспать можно. - Сознание Алексея сопротивлялось тишине, требовало каких-то немедленных действий. Нельзя спать, опасно. - Не спите! - вырвалось у него. - Эй, люди! Война!..» [5. С. 29]. Карпов в данном случае наделяется свойствами часов без стрелок, в нем живо и прошлое, и настоящее, и будущее. Образ живых часов несет в себе идею о спасительной силе человеческой ответственности, с одной стороны, и, с другой стороны, о том, что никакие механические часы, отсчитывающие часы нашей жизни, не обладают фантастическими возможностями Человека. В блокадном Ленинграде Карпов, напомним, испытывает чувства противоположные: «Карпов с изумлением огляделся по сторонам. Узнал улицу, на которой мирной белой ночью там, в будущем, кричал о войне и разбудил спящих <.>

Волна какой-то мучительной, самого Карпова удивившей любви прилила к его сердцу. Он почувствовал себя намного старше самого города, этой улицы, всезнающим, всемогущим.

- Люди-и-и! - закричал он, и крик его, ударяясь о стены, полетел по продутому ветрами Ленинграду. - Люди, живите! Не умирайте! Будет тепло и весело! Будет хлеб, молоко, свет!.. Только потерпите, не умирайте! Я знаю!» [5. С. 32].

Фантастическое дает автору возможность высветить идею: пусть давно нет в живых людей, которые знали Карпова, но земля сохранена, жертвами ушедших сохранена жизнь на ней. По мысли автора, ради будущего всей планеты необходимо победить глобальное зло, которое противоречит самой жизни, - фашизм.

С мотивом самоотверженного подвига ради бесконечности самой жизни сопряжен заглавный образ часов без стрелок - символ вечности солдатского подвига, бытия во вневременном измерении.

«И уже издалека, из безмерной дали будущего времени донесся ответ:

- Будь бессмертен!» [5. С. 35].

Подвиг Карпова словно изменяет характер самого времени, лишает его смысла невозвратно уходящих человеческих жизней. Часы без стрелок вырастают в символ вечно живой планеты, ее мирного будущего, которое, тем не менее, зависит от победы над фашизмом, а по сюжету повести - от того, сможет ли главный герой остановить фашистов на пути к Ленинграду.

Стрелки на часах символизируют в произведении человеческую жизнь, висящую на волоске, когда секунды могут оказаться решающими. Часы без стрелок - символ настоящего и будущего всей планеты, символ бессмертия. Воплощением бессмертия становится и фигура Карпова. Образ часов без стрелок формирует философско-космический пласт содержания повести. Эпизоды из истории России и ее граждан возвышаются до уровня «бытийного, горнего» [3. С. 128].

Звучание часов также важно, в повести оно выполняет как формально-поэтическую, так и смысловую функцию. Прежде всего, размеренный звук ходиков, напоминающий солдатский шаг («Ать-два! Ать-два!»), воссоздает внутренний ритм, родственный ритмике стихотворного произведения, и тем самым подчеркивает и усиливает лиризм повести, вырастает в симфонию: «Уже не одни, не двое, а добрый десяток часов, два десятка, четыре - звучали в его сознании. Тысячи, сотни тысяч живых часов» [5. С. 34].

Многие отрывки произведения звучат как стихотворение в прозе, имеющее внутренний

ритм, внутреннюю рифму: «Недавно над городом прошел небольшой дождь, тюльпаны на клумбах стояли, полные воды. И хотя солнце выглянуло снова, люди на улицах недоверчиво держали в руках раскрытые разноцветные зонтики. А может, они делали это нарочно, чтобы порадовать богатством красок себя и друг друга» [5. С. 28].

Синтез лирического и фантастического создает особый характер катарсиса. Фантастический сюжетный ход становится в данном случае средством создания сюжета по умолчанию, позволяя с помощью яркой детали-символа воссоздать событийный уровень произведения, и одновременно - средством лиризации, заостряющим внимание читателя на эмоционально-психологической стороне произведения, подчеркивающим переживания героев, указывающим на эмоционально значимые для них события. Звук идущих часов в последних строках повести символичен, он соз-

дает открытый финал, утверждает надежду на будущее, указывает на бессмертие солдатского подвига, совершенного во имя победы над фашизмом и ради будущего Земли.

Список литературы

1. Баранов, В. И. Дойти до сути : семидесятые годы в литературе. Горький : Волго-Вят. кн. изд-во, 1980.

2. Долженко, Л. В. Рациональное и эмоциональное в русской детской литературе 50-80-х годов 20 века. Волгоград : Перемена, 2001.

3. Завгородняя, Г. Ю. Стилизация и стиль в русской классической прозе. М. : Литера, 2010.

4. Минералова, И. Г. Русская литература Серебряного века : поэтика символизма. М. : Изд-во Лит. ин-та им. А. М. Горького, 1999.

5. Рахманин, Б. Л. Теплый ситец : повести и рассказы. М. : Совет. писатель, 1982.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.