УДК 801.73 ГРНТИ 17.09.91
Д. А. Майорова, О. Ю. Осьмухина
Специфика конструирования фантастического мира в повести И. Ефремова «Сердце змеи»
Статья посвящена описанию способов и приемов создания в повести «Сердце Змеи» фантастического в системе художественного мира произведения как элементов, формирующих его. И. Ефремов изображает людей будущего как сильных, трудолюбивых, творческих, стремящихся к познанию, подчеркивая их внутреннюю гармонию, способность к выдвижению смелых идей и веру в них, готовность жертвовать ради блага всего человечества. Для автора это идеал, который органически сплелся с утопическими картинами будущего. Установлено, что опорой в создании фантастического мира в повести И. Ефремова являются фантастические допущения и центральная научно обоснованная гипотеза о существовании человекоподобных пришельцев, вокруг чего и разворачивается сюжет повести. Хронотоп определяет отношение к реальной действительности: события разворачиваются в будущем в космическом пространстве. Эти координаты часто являются атрибутом научно-фантастического произведения. Взаимосвязь времени и пространства, их тесное единство, зависимость их восприятия от скорости передвижения не только являются одним из фантастических допущений, но и влияют на чувства персонажей, определяют проблематику повести. Принцип аналогии в построении фантастического мира выразился в использовании «фоновых знаний». Герои типичны для утопического мира будущего, имеют отличное от нашего мировоззрение, свободны от недостатков, духовно и физически совершенные. Такими же изображены и пришельцы.
Ключевые слова: научная фантастика, И. Ефремов, художественный мир, хронотоп, акты поведения персонажей.
Darja Majorova, Olga Osmukhina
Specifics of Creating of Fantastic World in the Novel by I. Efremov «Cor Serpentis»
The article is devoted description methods and techniques of construction fantastic in the system of art world as an elements which descript it in the novel by I. Efremov «Cor Ser-pentis». Efremov depicts the future as a strong, hardworking, creative, eager for knowledge, emphasizing their inner harmony, the ability to advance bold ideas and faith in them, the willingness to sacrifice for the good of humanity. For the author it is an ideal which is organically intertwined with utopian visions of the future. Established that support in creating the fantasy world in the story of Efremov are fantastic assumptions and Central evidence-based hypothesis about the existence of humanoid aliens, around which the plot unfolds the story. The chro-
88
notope defines the relationship to reality: the events unfold in the future in outer space. These coordinates are often an attribute of sci-Fi works. The relationship of time and space, their close unity, the dependence of their perception of the speed of movement are not only one of the fantastic assumptions, but also affect the feelings of the characters, determine the issues of the novel. The principle of analogy in building a fantastic world has resulted in the use of "background knowledge". The characters are typical for the utopian world of the future, are different from our worldview, free of defects, spiritually and physically perfect. The same is shown and aliens.
Key words: science fiction, I. Efremov, the art world, the chronoscope, the act of behavior of the characters.
Отечественная проза ХХ столетия характеризовалась всевозможными жанровыми трансформациями, ключевой из которых являлась научно-фантастическая словесность [10; 11]. Крупнейшим российским научным фантастом второй половины ХХ века, определившим традиции жанра в России, как в этот период, так и в последующей отечественной словесности, является И. Ефремов, обогативший жанр новыми темами (неисчерпаемость научного поиска, тема прошлого Земли). Кроме того, писателем были привнесены в научно-фантастическую словесность такие принципиально новые черты, как комплексность научной гипотезы, на которой основан сюжет произведения, соединение последовательной научной логики и свобода воображения [3].
П. К. Чудинов в монографии, посвящённой наследию прозаика, отмечает: «Богатое литературное творчество И. А. Ефремова - тема специальных исследований. Здесь лишь следует подчеркнуть, что лейтмотив его творчества - логика науки и фактов. В этой связи «два полюса» творчества И. А. Ефремова - ученого и писателя - составляют единое целое. При этом для И. Ефремова-писателя особенно характерна экстраполяция науки в литературу. Это экстраполяция высшего порядка, которую проводит ученый, идущий в ногу с достижениями науки. Отсюда возникает тесный сплав науки и фантастики. Он, в свою очередь, рождает новые идеи и наталкивает на поиски решений уже чисто научных или технических проблем» [12, с. 16].
Все свои знания, опыт, как литературный, так и научный, И. А. Ефремов воплотил в цикле «Великое кольцо», который объединяет повесть «Сердце змеи», рассказ «Пять картин» и романы «Туманность Андромеды», «Час быка». Э. Н. Боровишки и Г. М. Гречко подчёркивают, что в «романе "Туманность Андромеды" Ефремов наметил далекие перспективы космонавтики, кибернетики, биохимии, медицины, убедительно показал
победу Разума над силами мироздания, впервые попытался нарисовать картину высокоразвитого коммунистического общества, объединившего все человечество» [2]. Утопия, вписанная в каноны научно-фантастического жанра, синтезирует в себе опыт предшественников, впитывает западноевропейские мотивы, широкий круг существовавших на тот момент научных теорий и допущений.
Оговоримся, что творчество И. А. Ефремова изучается с середины прошлого века, при этом наиболее изученными аспектами становятся тематика и проблематика его произведений: достаточно вспомнить исследования И. Каспэ [6], Л. Дюгаевой [4], Е. Мызниковой [9], осмысливающие композиционные, языковые и сюжетные особенности некоторых романов и рассказов. На наш взгляд, весьма примечательна в творчестве И. Ефремова повесть «Сердце Змеи», в которой свойства фантастического мира, специфика его создания воплощены наиболее отчетливо.
«Сердце Змеи» является вторым произведением И. А. Ефремова о далеком будущем, действие которого разворачивается после событий романа «Туманность Андромеды». Прозаик использует художественный мир этого произведения, определяя момент протекания событий относительно времени романа так: «Этот тип звездолетов, передвигавшихся в нуль-пространстве, должен был достигнуть гораздо больших глубин Галактики, чем прежние ядерно-ракетные, анамезонные звездолеты» [5, с. 532]. В обоих произведениях присутствуют общие фантастические допущения, имеющие научную и логическую мотивацию, которая является главным признаком научной фантастики [7]. В исследуемой повести они как бы продвинулись дальше во времени. В тексте рационально-фантастически мотивированными посылками, выступающими как элементы необычайного, являются, главным образом, резкий переход в прошлом землянами от капиталистической к коммунистической формации, что послужило толчком не только к развитию новых отношений между людьми, основанных не на конкуренции за собственность. Следствием этого стало то, что «человечество, объединенное в бесклассовом обществе, освобожденное от страха и гнета, поднялось к невиданным высотам знаний и искусства» [5, с. 554]. Например, к достижениям человечества в повести относятся возможность покорять далекие космические пространства и исследовать звезды «редкого спектрального класса», наблюдая процессы, подобные тем, что происходили во время формирования Солнечной системы, квантовые микроскопы, «скрипкорояль» и другие изобретения. Ефремов не обходит стороной и новые медицинские технологии («импульсное нервное регули-
рование организма», «металлическая сколопендра»). Момент опережения в плане описания общества будущего наравне с другими факторами моделирует одну из сторон фантастического мира. Образ утопического усовершенствованного общества Земли будущего создается немногочисленными отступлениями автора и частями диалогов героев.
Хронотоп играет решающую роль в определении отношения к реальной действительности. В этом произведении он имеет сложную структуру. Хотя хронотоп является фабульным [1], то есть события развиваются линейно и последовательно, без ответвлений, наблюдается тесная связь пространства со временем, объясняемая фантастически-научно (пульсации, при которых звездолет входит в нуль-пространство и время сжимается). Опираясь на классификацию хронотопов Бахтина [1], можем сказать, что в повести основным является хроноп случайной встречи и связанный с ним хронотоп дороги. «Теллур» отправлен в далекую экспедицию; корабль практически постоянно передвигается в пространстве, только с разной скоростью, но герои замечают это лишь благодаря смене за бортом космических пейзажей. В этом пространстве и произошла немыслимая для героев с точки зрения теории вероятности встреча: «Казалось совершенно невероятным, что там, впереди, эти простые движения кнопки вызывают на экране неведомого корабля правильные чередования вспышек» [5, с. 551]. Главной художественной особенностью повести является то, что встреча произошла на абстрактной дороге - пересечении траекторий кораблей в космическом пространстве - с абстрактными представителями другого мира (Ефремов не наделяет пришельцев личностными чертами).
Художественное пространство противоречиво. С одной стороны, всё действие повести происходит на борту космического корабля, который представляет собой замкнутое пространство. В повести рисуются очень подробные описания внутренней обстановки на «Теллуре»: приборы, каюты, библиотека, места отдыха и физических занятий. Интерьер и вещи в данном произведении играет скорее второстепенную роль воссоздания фантастической обстановки. Реалии советского времени перенесены в пространство космического корабля и немного изменены с целью придания им фантастической формы. Например, светящиеся циферблаты приборов, антигравитационный угол спортивного зала, фильмотеки, «звездочка микрофильма».
В оппозиции пространству корабля находится бесконечность космоса, окружающего звездолетчиков. Сначала в повести космическое пространство проглядывает лишь через экраны звездолета: «теперь загадочное све-
тило - цель полета - выросло на экранах правой, «северной» стороны до размеров Солнца, видимого с Меркурия» [5, с. 538]; «ослепительное, радужное пламя полыхнуло во весь обзор экранов и совсем скрыло слабые звезды ниже сверкающего Млечного Пути. Среди тех звезд было и земное Солнце» [5, с. 532]. Затем во время стыковки герои вынуждены покинуть пространство корабля. Космос показан лишь несколькими деталями, так как Ефремов стремится показать в большей степени общение и способы передачи информации между людьми и пришельцами. С другой стороны, космос, являющийся враждебным человеку местом, противопоставляется Земле, воспринимаемой экипажем как защищающий их дом («И все же его звездолет тоже не более как скорлупка в бездонных глубинах пространства...» [5, с. 546]). Символично и название повести: место встречи представителей двух цивилизаций находилось возле звезды в созвездии Змеи -Геммы или Эпсилон Змеи.
С момента появления в повести инопланетного корабля и стыковки с ним появляется и оппозиция пространства двух кораблей из разных миров, представители которых могут общаться друг с другом только через особую перегородку, являющуюся не только физической необходимостью, объясненной автором разнородным химическим составом, но и метафорой разъединения землян с представителями других миров. Внутреннее пространство чужого космического корабля не описывается. Внешний вид же дан в общих чертах: «Чужой звездолет в поясе голубых огней оказался совершенно белым. У него была не зеркальная металлическая поверхность, отражающая все виды излучений космоса, как броня «Теллура», а матовая, светившаяся ярчайшей белизной горного снега. Только центральное кольцо продолжало испускать слабое голубое сияние» [5, с. 569].
Структура художественного времени на первый взгляд проста и строга: последовательное описание событий без сложных сюжетных ходов, перенесения действия в другое место и так далее. Но художественное время сжимается вслед за развитием фабулы во время пульсаций. Герои не замечают, как быстро проходит время во время перемещений их звездолета, потому что происходит физическое сжатие времени, к тому же все персонажи в полете должны быть погружены в сон. На Земле же на момент первой пульсации, по словам героев, прошло уже пятьдесят лет, а к их прибытию должно пройти семь веков. Создается сложная система согласования времени протекания действия в повести и времени, прошедшего на Земле. Герои размышляют об этом в своих диалогах, жалея об оставленном в прошлом, в чём и состоит их внутренний конфликт (сложность вы-
бора между простыми радостями жизни и радостью познания, сделанного в пользу второго). Таким образом, в повести выражается возможность управления временем, которая, однако, имеет и оборотную сторону.
Среди средств создания хронотопа, способствующих описанию фантастического, можно выделить «фоновые знания». В повесть вводятся появившиеся в будущем научные термины: нуль-пространство, пульсирование, анамезон и другие. Герои в одном из эпизодов не случайно анализируют рассказ Лейнстера «Первый контакт», где также описана первая встреча землян с представителями инопланетной цивилизации. Ефре-мовским персонажам непонятно поведение героев Лейнстера, более того, оно чуждо им, что связано с коренным образом изменившимся мировоззрением землян в связи с переустройством общества. Люди высшей формации почти не испытывают страха перед встречей с неизвестным, они надеются на то, что инопланетные существа, достигшие такого уровня технического развития, окажутся, как и земляне, гуманными и дружелюбными. Автор показывает принципиальные отличия в психике и восприятии действительности между людьми будущего и нами. Он моделирует менталитет будущего, отражая особенности фантастического мировоззрения, что способствует более подробному и реалистичному созданию модели коммунистического общества.
Система персонажей повести имеет четкую структуру. Герои делятся на землян и пришельцев. Экипаж «Теллура» состоит из семи человек, которые представляют различные профессии: капитан корабля, врач, биолог, химик, астрофизик, механик, инженер. Основные черты характера и портреты изображены сжато. Персонажи обычно выступают носителями определенной черты внешности («масса черных волос», «зеленые глаза»). Например, Тайна Дан - «высокая девушка-химик, Тайна Дан, в короткой тунике из зеленой, в тон ее глазам, сверкающей ткани, была самой веселой и молодой участницей экспедиции» [5, с. 539]. Портреты героев-мужчин не приведены вообще.
Характеры главных героев произведения фантастичны в своей свободе от недостатков в нашем понимании. Так, своим недостатком, мешающим работе, капитан корабля Мут Анг считает широкий круг интересов: «А он при мне говорил, что он плохой командир из-за широкого диапазона своих интересов» [5, с. 550]. Характеры их состоят лишь из положительных черт: любознательности, стремления к истине и красоте. Различия кроются в интересах и личном опыте, в оттенках отношения к миру.
Большую смысловую нагрузку в повести несут диалоги и обращенные монологи. Герои, высказывая свои мысли, живо изображают особенности своего мировоззрения, идеи и взгляды, а также теории, на которых строится рациональное объяснение фантастического в произведении. Теория Аф-ры Деви занимает одно из главных мест в повести, обосновывая авторскую концепцию схожести пришельцев и землян. Её голос в первой части сливается с голосом автора, используется несобственно-прямая речь.
Звездолетчики, кроме основного занятия - своей профессии, на борту корабля также имеют возможность отдыхать. Особое место в отображении их характеров играет сцена в спортивном зале и библиотеке. Кари Рам и Тайна Дан - «лучшие танцоры корабля», описаны трюки на трапеции Аф-ры Деви и Тэя Эрона. Все движения этих героев отличает грация, динамичность и стройность. По мнению автора, занятия спортом и танцами -часть воспитания здоровой и гармоничной личности. В психологическом плане землян отличает острая реакция на все происходящее, причем все переживания сразу же отражаются на их поведении, мимике. «.Тайны остались только в космосе, а на нашей Земле их нет более. Нет их у людей - все мы просты, ясны и чисты!» [5, с. 540] - восклицает главная героиня повести. Все звездолетчики в своих действиях руководствуются гуманизмом, вложенным в них обществом. Им чужды проявления агрессии, мир они представляют в светлых красках, поэтому они даже не думали об опасности при встрече с пришельцами.
Автор детально описывает звездолетчиков, а пришельцам уделяет меньше внимания. Этот факт имеет рациональное объяснение: события преломляются через сознание экипажа «Теллура», даются через их восприятие, а земляне не имели возможности общаться с пришельцами в полном смысле слова, так как не знали языка. Характеры пришельцев не описаны, Ефремов лишь передает некоторые их реакции, похожие на действия землян, подчеркивая их психологическую близость с людьми. Можно говорить о том, что ценностные ориентации двух групп персонажей одинаковы: они направлены на познание. «Я понял, что на высшей ступени развития никакого непонимания между мыслящими существами быть не может» [5, с. 557].
Пришельцы имеют экзотическую, но в большинстве черт схожую с человеческой, внешность: «Пропорциональные очертания тел, рост, соответствующий среднему росту землян. Странный чугунно-серый цвет кожи с серебристым отливом и скрытым кроваво-красным отблеском, какой бывает на полированном красном железняке - гематите» [5, с. 577]. Автор
акцентирует на этом внимание и выдвигает гипотезу, высказанную Афрой Деви, о том, что мыслящие существа должны быть похожи и что эволюции ведет к всесторонней целесообразности. «Палеонтология показывает нам, в какие жесткие рамки вправляло высшие организмы эволюционное развитие» [5, с. 556].
Таким образом, И. Ефремов изображает людей будущего как сильных, трудолюбивых, творческих, стремящихся к познанию, подчеркивая их внутреннюю гармонию, способность к выдвижению смелых идей и веру в них, готовность жертвовать ради блага всего человечества. Для автора это идеал, который органически сплелся с утопическими картинами будущего.
Подводя итоги, необходимо заметить, что опорой в создании фантастического мира в повести И. Ефремова являются фантастические допущения и центральная научно обоснованная гипотеза о существовании человекоподобных пришельцев, вокруг чего и разворачивается сюжет повести. Хронотоп определяет отношение к реальной действительности: события разворачиваются в будущем в космическом пространстве. Эти координаты часто являются атрибутом научно-фантастического произведения. Взаимосвязь времени и пространства, их тесное единство, зависимость их восприятия от скорости передвижения не только являются одним из фантастических допущений, но и влияют на чувства персонажей, определяют проблематику повести. Принцип аналогии [7] в построении фантастического мира выразился в использовании «фоновых знаний». Персонажи повести вполне типичны для утопического мира будущего, имеют отличное от нашего мировоззрение, свободны от недостатков, они духовно и физически совершенны. Такими же изображены и пришельцы.
Список литературы
1. Бахтин М. М. Эпос и роман. СПб.: Азбука, 2000. 300 с.
2. Боровишки Э. Н. Иван Антонович Ефремов [Эл. ресурс]: http://www.i-ейгетоу.ги/аЬоШ;/ЕапШ.^т_(дата обращения 4.03.2016)
3. Брандис Е., Дмитриевский В. Творческий путь Ивана Ефремова // Ефремов И. А. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Молодая гвардия, 1986. Т. 1. Рассказы. С. 3-8.
4. Дюгаева Л. И. Проблема связи времен в художественном творчестве И. А. Ефремова: дис. ... канд. филол. наук. М., 1983. 166 с.
5. Ефремов И. А. Сердце Змеи // Ефремов И. А. Час Быка: Научно-фантастический роман. Рассказы. Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1990. 592 с.
6. Каспэ И. Тайна Темной планеты, или Как уверовать в будущее: о «Туманности Андромеды» Ивана Ефремова // Неприкосновенный запас. 2015. № 1. С. 191-208.
7. Ковтун Е. Н. Поэтика необычайного. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. 306 с.
8. Муравьев В. С. Фантастика // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Рос. акад. наук. Ин-т науч. информ. по обществ. наукам; гл. ред. и сост. А. Н. Николю-кин. М.: Интелвак, 2003. Стлб. 1119-1124.
9. Мызникова Е.А. Научно-художественный синтез в рассказах И. А. Ефремова 1940-х годов: дис. ... канд. филол. наук. Барнаул, 2012. 185 с.
10. Осьмухина О.Ю., Старцев Д.И. Специфика воплощения фантастических мотивов в рассказах А. Р. Беляева 1920-х годов // Материалы XIII Международной научно-практической конференции «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики» // Гуманитарные и социальные науки, образование: в 5 т. Тольятти: Волжский университет имени В. Н. Татищева, 2016. Т. 5. С. 250-255.
11. Осьмухина О.Ю., Старцев Д.И. Готическая мотивика прозы А. Р. Беляева (на материале романа «Остров погибших кораблей» и рассказа «Страх») // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2016. № 2. С. 256-259.
12. Чудинов П. К. Иван Антонович Ефремов. М.: Наука, 1987. 224 с.
References
1. Bakhtin M. M. Epos i roman [The epic and the novel]. St. Petersburg: Azbuka Publ., 2000. 300 p.
2. Borovishki E. N. Ivan Antonovich Efremov [Ivan Antonovich Efremov]. URL: http://www.i-efremov.ru/about/EandU.htm (data obrashcheniya: 4.03.2016).
3. Brandis E., Dmitrievskii V. Tvorcheskii put' Ivana Efremova [The creative path of Ivan Yefremov] // Efremov I.A. Sobranie sochinenii v pyati tomakh [Collected works in 5 volumes]. Moscow: Molodaya gvardiya Publ., 1986. T. 1. Rasskazy. Pp. 3-8.
4. Dyugaeva L. I. Problema svyazi vremen v khudozhestvennom tvorchestve I.A. Efremova [The problem of connection of times in the artistic work of I. A. Efremov]: dis. ... kand. filol. nauk. Moscow, 1983. 166 s.
5. Efremov I. A. Serdtse Zmei [The Heart of A Snake] // Efremov I. A. Chas Byka: Nauchno-fantasticheskii roman. Rasskazy [Efremov I. A. the hour of the Ox: a science fiction novel. Tales]. Arkhangel'sk: Sev.-Zap. kn. izd-vo, 1990. 592 p.
6. Kaspe I. Taina Temnoi planety, ili Kak uverovat' v budushchee: o «Tumannosti Andromedy» Ivana Efremova [Secret of the Dark planet, or what to believe in the future: about "Andromeda Nebulae" by Ivan Efremov] // Neprikosnovennyi zapas [Emergency ration]. 2015. № 1. Pp. 191-208.
7. Kovtun E. N. Poetika neobychainogo [Poetics of the extraordinary]. Moscow: Mosk. un-t Publ., 1999. 306 p.
8. Murav'ev V. S. Fantastika [Fantastic] // Literaturnaya entsiklopediya terminov i ponyatii [Literary encyclopedia of terms and concepts] / Ros. akad. nauk. In-t nauch. inform. po obshchestv. naukam; gl. red. i sost. A.N. Nikolyukin. Moscow: Intelvak Publ., 2003. Stlb. 1119-1124.
9. Myznikova E.A. Nauchno-khudozhestvennyi sintez v rasskazakh I.A. Efremova 1940-kh godov [Scientific and artistic synthesis in the stories of I. A. Efremov 1940-ies]: dis. ... kand. filol. nauk. Barnaul, 2012. 185 p.
10. Os'mukhina O.Yu., Startsev D.I. Spetsifika voploshcheniya fantasticheskikh motivov v rasskazakh A.R. Belyaeva 1920-kh godov [The specificity of the realization of fantastic motifs in the stories of A. R. Belyaev 1920-ies] // Materialy XIII Mezhdunarodnoi
96
nauchno-prakticheskoi konferentsii «Tatishchevskie chteniya: aktual'nye problemy nauki i praktiki» [Humanities and social Sciences, education] // Gumanitarnye i sotsial'nye nauki, obrazovanie. V 5 t. T. 5. Tol'yatti: Volzhskii universitet imeni V.N. Tatishcheva Publ., 2016. Pp. 250-255.
11. Os'mukhina O.Yu., Startsev D.I. Goticheskaya motivika prozy A.R. Belyaeva (na materiale romana «Ostrov pogibshikh korablei» i rasskaza «Strakh») [Gothic motives prose A. R. Belyaev (on the material of the novel "Island of lost ships" and the story "Fear»)] // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo [Bulletin of Nizhny Novgorod University n.a. N. I. Lobachevsky]. 2016. № 2. Pp. 256-259.
12. Chudinov P. K. Ivan Antonovich Efremov [Ivan Antonovich Efremov]. Moscow: Nauka Publ., 1987. 224 p.