23. Цявловский М. А. «Он между нами жил...»: (К истории создания стихотворения) // Цявловский М. А. Статьи о Пушкине. - М.: АН СССР, 1962. - C. 195 - 206.
24. Шварцбанд С. (Samuel Schwarzband) А. Мицкевич и А. Пушкин 1830-1833 гг.: К творческой истории создания «Медного всадника». - [Persee, Vol. 26], 1985.
25. Эйдельман Н. Я. Пушкин: Из биографии и творчества. 1826 - 1837. - М.: Ху-дож. лит., 1987.
26. Эпштейн М. Фауст и Петр. (Типологический анализ параллельных мотивов у Гете и Пушкина) // Гетевские чтения, 1984. - М.: Наука, 1986. - С. 184 - 202.
Н. Н. Иванова
Лирика А. С. Пушкина в графике Нади Рушевой
В статье рассматривается пушкинская лирика в гармонии с его графикой и графикой художницы Нади Рушевой в интеграции предметов гуманитарно-эстетического цикла для детей с особыми образовательными потребностями.
Ключевые слова: дети с особыми образовательными потребностями, графика, творчество А. С. Пушкина, лирика, эпоха, иллюстрации.
Замечательный искусствовед А. М. Эфрос - исследователь графики А. С. Пушкина - рассматривал пушкинский рисунок как «дитя пауз и раздумий поэтического труда», указывая, что у А. С. Пушкина «текст и наброски взаимообусловлены, а это «создает главный закон пушкинской графики» [2, с. 126]. Основой пушкинской графики он считал ассоциацию, по которой Пушкин «примеривался к событиям, принимал различные облики, мечтал, сочинял себе куски какой-то биографии .. » [2, с. 126].
Интерес к лирике и графическим рисункам А.С. Пушкина так велик, что это является феноменом культурной жизни. Секреты необычайного обаяния пушкинского рисунка, его удивительной наполненности и современности кроются в автопортретах, в которых Пушкин изображает себя то юношей с восторженно открытым миру мечтательным взором, то умудренным жизнью и опытом старцем, то Робеспьером, то денди, то среди артистически непринужденных, исключительно точных и графически выразительных набросков конских голов с разным лица выраженьем рисует «себя в конском облике» [1, с. 86], но со своими кудрявыми бакенбардами, с носом лошади и глядящим на нас своим собственным, А.С. Пушкина, взглядом.
Портреты его современников - декабриста князя Сергея Г ригорьевича Волконского и друга поэта Николая Николаевича Раевского - позволяют «увидеть» декабристские связи великого поэта. По мнению исследовате-лей-пушкинистов, они находятся в начале рабочей тетради поэта с черновиками седьмой главы «Евгения Онегина», «Полтавы». Портреты нарисованы карандашом, легкими и свободными штрихами, с исключи-
113
тельной точностью и особенно мастерски передано Пушкиным выражение глаз - волевой взгляд князя Волконского, мечтательный Николая Раевского. Портреты являются лучшими в пушкинской графике. Пушкинисты отмечают, что в черновиках «Полтавы» находятся знаменитые рисунки Пушкина, посвященные казни декабристов и здесь же найдены профильные карандашные портреты декабристских друзей поэта: князя С. Г. Волконского, Николая Раевского-сына - графический декабристский цикл.
Блистательная эпоха русской истории и культуры - это «автобиография в рисунках». Пушкинская графика имеет продолжение в рисунках юной художницы Нади Рушевой. В 1969 году Надя Рушева познакомилась с писателем-пушкинистом А. И. Гессеном, который предложил проиллюстрировать главу его книги «Лицейский Парнас». Через месяц она принесла папку, в которой было более 70 великолепных рисунков. Именно иллюстрации к «Сказке о царе Салтане», которые открывают серию «Пушкиниана», поражают летящими линиями, своим стилем, передающими пушкинскую эпоху штрихами юной Нади Рушевой. Юная художница создала иллюстрации к произведениям более 50 авторов: Шекспира, Рабле, Байрона, Лермонтова и бесконечно любимого ею Пушкина. Это серия композиций к «Руслану и Людмиле», «Повестям Белкина», «Маленьким трагедиям», «Капитанской дочке», «Евгению Онегину». Пушкиниана Рушевой - это вся жизнь поэта, его друзья, близкие. Легкое перо художницы запечатлело юного Сашу, мечтающего в лицейских садах, Катеньку Бакунину - первое увлечение поэта, последнюю любовь - Наталью Николаевну.
По мнению скульптора В. А. Ватагина у Нади Рушевой своя легкость техники, чувство композиции, свое творческое восприятия мира. Стилистика рисунков Нади Рушевой близка по характеру к графике самого поэта как ясновидящее проникновение в дух и настроения Пушкина и его эпохи.
В системе школьного обучения детей с особыми образовательными потребностями в специальной (коррекционной) школе VIII вида проводится цикл интегрированных уроков изобразительного искусства, литературы, музыки, посвященных графике А. С. Пушкина и Нади Рушевой. Дети знакомятся с понятием «графика» (греческое слово "пишу, черчу, рисую"). Используя трафареты по графическим рисункам (подсвечники, беседка, фонари), учащиеся передают свое восприятие графического рисунка. При работе используют язык графики: пятно, приемы течки, штриховку, непрерывную линию.
Урок состоит из VIII циклов: «Есть имена, как солнце!», «Лицейская республика: друзья мои, прекрасен наш союз!», «И с каждой осенью я расцветаю вновь...», «Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя...», «Себя как в зеркале я вижу», «Чистейшей прелести чистейший образец..», «Я Вас любил так искренно, так нежно...», «Здравствуй, племя, младое, незнакомое!». На уроках переплетаются эпохи, пушкинская лирика, графика поэта и Нади Рушевой становятся близкими для каждого ребенка.
114
В цикле «Себя как в зеркале я вижу...» раскрывается пушкинская графика. Пушкин часто рисовал свой профиль пером и чернилами на полях рукописей. Рисовал эти автопортреты быстро. Когда Пушнин чувствовал себя одиноким, автопортрет получался грустным. А если ему было весело, он рисовал себя в каком-нибудь смешном виде - в огромном картузе или в турецком тюрбане, а то и всадником в бурке. Всех этих Пушкиных - маленьких и взрослых, думающих и танцующих, озорничающих, влюбленных, сочиняющих стихи, представила нам Надя Рушева.
В цикле «И с каждой осенью я расцветаю вновь...» дети узнают, что Пушкин был настоящим живописцем природы, он воспринимал ее зорким взглядом художника и тонким слухом музыканта.
В цикле «Чистейшей прелести чистейший образец...» отражена жизнь семьи Пушкина: четверо детей, которых он ласково называл Машка, Сашка, Гришка, Наташка. Надя Рушева рисовала Пушкина в кругу семьи: «Наталья на даче», «Папа, пойдем играть!», где веселый, уютно-домашний Пушкин сидит в кресле, за рукав его нетерпеливо дергает крохотная девочка - дочка Маша: «Папа, пойдем играть!».
В лирике и графических рисунках А. С. Пушкина и Нади Рушевой отражены солнечность, юмор, умение радоваться и любить жизнь. Как отметил И. Андроников, Пушкин по-прежнему остается солнцем нашей поэзии. Пушкинское наследие - это духовная ценность нации. Именно Пушкин, по утверждению великого писателя Л. Н. Толстого, «думал стихами» как поэт и сердился своими графическими рисунками как художник.
Список литературы
1. Фридман В. По следам пропавшего дневника Пушкина // Наука и жизнь. -1983. - № 3. - С. 86 - 92.
2. Эфрос А. М. Мастера разных эпох: Избранные историко-художественные и критические статьи. - М., 1979.
М. Я. Саррина
К вопросу о восприятии Г оголя в России и во Франции (И. Тургенев - П. Мериме - А. Г ригорьев)
В статье рассматривается работа французского писателя и переводчика П. Мери-ме «Николай Гоголь. Русские повести. Мертвые души. Ревизор» и отклики на нее И. С. Тургенева и А. А. Григорьева.
Ключевые слова: П. Мериме, Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, А. А. Григорьев, комизм.
В письме госпоже де Лагнере от 11 сентября 1851 года Проспер Мериме писал: «Знайте, что я закончил историю Димитрия и принимаюсь за писанину о Гоголе, которую имел неосторожность пообещать Бюлозу. Так как мне придется перевести несколько мест из «Мертвых душ» и «Ревизо-
115