Научная статья на тему 'ЛИРИЧЕСКИИ СУБЪЕКТ В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ И ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНОМ ОСВЕЩЕНИИ Рецензия на книгу: Субъектная структура лирики: коллективная монография / сост. и ред. В.Я. Малкина. М.: Эдитус, 2024. 216 с.'

ЛИРИЧЕСКИИ СУБЪЕКТ В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ И ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНОМ ОСВЕЩЕНИИ Рецензия на книгу: Субъектная структура лирики: коллективная монография / сост. и ред. В.Я. Малкина. М.: Эдитус, 2024. 216 с. Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Кирика / лирический субъект / теория литературы / поэтика текста / структура текста / Lyrics / lyrical subject / literary theory / poetics of the text / structure of the text

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Доманский Юрий Викторович

В рецензии рассматривается коллективная монография «Субъектная структура лирики», отмечается значение этого труда как итогового: и в плане изучения лирического рода литературы, и в аспекте исследования категории субъекта. Отдельно выделяется перспективность книги как в ракурсе теории литературы, так и в историко-литературном ключе, чему способствует проведенное авторами монографии рассмотрение целого ряда конкретных примеров лирических контекстов и текстов, проанализированных через их субъектную структуру

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LYRICAL SUBJECT IN THEORITICAL AND HISTORICAL-LITERARY COVERAGE Book Review: Malkina V.Y. (comp., ed.). Subjective Structure of Lyrics: Collective Monograph. Moscow, Editus Publ., 2024. 216 p.

The review examines the collective monograph “The Subjective Structure of Lyrics” and notes the significance of this work as a final one both in terms of the study of the lyrical genre of literature and in the aspect of studying the category of the subject. The promising nature of the book is highlighted both from the perspective of literary theory and from a historical and literary perspective, which is facilitated by the authors of the monograph’s consideration of a number of specific examples of lyrical contexts and texts, analyzed through their subjective structures.

Текст научной работы на тему «ЛИРИЧЕСКИИ СУБЪЕКТ В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ И ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНОМ ОСВЕЩЕНИИ Рецензия на книгу: Субъектная структура лирики: коллективная монография / сост. и ред. В.Я. Малкина. М.: Эдитус, 2024. 216 с.»

ОБЗОРЫ Surveys

И РЕЦЕНЗИИ and Reviews

Ю.В. Доманский (Москва)

ЛИРИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ И ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНОМ ОСВЕЩЕНИИ Рецензия на книгу: Субъектная структура лирики: коллективная монография / сост. и ред. В.Я. Малкина. М.: Эдитус, 2024. 216 с.

|Аннотация

В рецензии рассматривается коллективная монография «Субъектная структура лирики», отмечается значение этого труда как итогового: и в плане изучения лирического рода литературы, и в аспекте исследования категории субъекта. Отдельно выделяется перспективность книги как в ракурсе теории литературы, так и в историко-литературном ключе, чему способствует проведенное авторами монографии рассмотрение целого ряда конкретных примеров лирических контекстов и текстов, проанализированных через их субъектную структуру.

[Ключевые слова

Кирика; лирический субъект; теория литературы; поэтика текста; структура текста.

Yu.V. Domanski (Moscow)

LYRICAL SUBJECT IN THEORITICAL AND HISTORICAL-LITERARY COVERAGE Book Review: Malkina V.Y. (comp., ed.). Subjective Structure of Lyrics: Collective Monograph. Moscow, Editus Publ., 2024. 216 p.

Abstract

The review examines the collective monograph "The Subjective Structure of Lyrics" and notes the significance of this work as a final one both

in terms of the study of the lyrical genre of literature and in the aspect of studying the category of the subject. The promising nature of the book is highlighted both from the perspective of literary theory and from a historical and literary perspective, which is facilitated by the authors of the monograph's consideration of a number of specific examples of lyrical contexts and texts, analyzed through their subjective structures.

Keywords

Lyrics; lyrical subject; literary theory; poetics of the text; structure of the text.

Вышедший в свет в 2018-2019 гг. двухтомник, посвященный субъекту в поэзии [Субъект в новейшей русскоязычной поэзии 2018; Russian Literature 2019], и вскоре последовавшая концептуальная рецензия на него [Кучина, Бокарев 2020] убедительно показали важность, актуальность и, главное, перспективность проблемы лирического субъекта, рассматриваемого как в историко-литературном, так и в теоретическом ракурсе. Если совсем коротко, то к нашим дням стало понятным и очевидным следующее: субъект является базовой категорией, формирующей лирическое высказывание как таковое, следовательно, изучение лирического произведения должно вестись не просто с учетом его субъектной организации, а на основе оной. Данный постулат, как представляется, и послужил исходной точкой для коллектива авторов, решивших посмотреть на проблему лирического субъекта с различных сторон, что и стало поводом к созданию концептуальной монографии «Субъектная структура лирики» [Субъектная структура лирики 2024]. Отправными же моментами для ее создания (разумеется, помимо прочего) выступили классические работы, посвященные субъекту в лирике [Корман 1964; Бройтман 1999; Бройтман 2004; Бройтман 2008]. По необходимости корректируя и переосмысливая предшественников, авторы «Субъектной структуры лирики» предлагают свое - целостное и вместе с тем многогранное - понимание вынесенной в заглавие проблемы, решая при этом не только задачи теоретические, связанные с изучением лирического рода вообще и с демонстрацией различных методологических подходов к лирике, но и историко-литературные задачи, которые решаются на конкретном и, надо сказать, весьма обширном материале целого ряда лирических контекстов и текстов.

Композиционно монография поделена на главы, пятнадцать из которых включены в четыре раздела книги, две же начальные главы («Субъектная структура лирики» и «Моносубъектность лирического мира») являют собой необходимый для составивших основную часть разделов теоретический фундамент, где дается детальное аналитическое описание лирического рода литературы с опорой, разумеется, на то, что в лирике является важнейшими принципами существования данного литературного рода (в том числе в плане родовой идентификации) - это, во-первых, субъект и, соответственно, субъектная организация текста, обусловленная подвижностью границы между автором, героем и читателем; и во-вторых, перформативность, согласно которой высказывание -это и рассказ о действии, и само действие. Как представляется, эти две главы в полной мере могут стать (и, пожалуй, должны стать) разделом в будущем учебнике по теории литературы, в той его части, которая

посвящена делению литературы на роды; но это в грядущем, пока же первая и вторая главы рецензируемой монографии подводят к решению проблем более частных, хотя в первую очередь - проблем теоретических, с рассмотрения которых начинается основная часть «Субъектной структуры лирики».

Эту часть открывает раздел, посвященный типологии субъектов. Почему вообще возникла необходимость обращения к типологии лирического субъекта? Ведь, казалось бы, Б.О. Корман, а вслед за ним С.Н. Бройтман разложили все по полочкам. Впрочем, нельзя забывать, что Бройтман довольно-таки существенно уточнил типологию Корма-на [Бройтман 1999], а потом уточнил и свою собственную концепцию [Бройтман 2004; Бройтман 2008]; уже из этого следует, что проблема типологии лирического субъекта и по сей день остается актуальной и, что не менее важно, перспективной. И в этой связи принципиально вновь обратиться к уточнению кормановской концепции, что делается в третьей главе монографии; на основе этого и с привлечением обширного материала предложить развернутую типологию субъектов в лирике, типологию, релевантную дню сегодняшнему и в лирической поэзии, и в филологической науке (глава 4); внимательно присмотреться к такому субъекту, который во всей красе явил себя совсем недавно - в русской поэзии рубежа веков, прошлого и нынешнего, и получил название подозрительного (глава 5). В итоге весь первый раздел, авторы которого систематизировали, откорректировали, дополнили и даже оспорили могучих предшественников, предложил такой спектр типов субъектов в лирике, который на данный момент не только не вызывает возражений, но может быть принят в качестве основного при дальнейшей работе с категорией лирического субъекта и вообще, и в конкретных его проявлениях.

Между тем этот раздел, раздел, посвященный именно типологии субъектов, провоцирует не просто более детальное рассмотрение тех или иных отдельных типов субъектов в лирике, но и заставляет искать такие способы субъектной организации, которые бы в силу своей специфики, если и не ломают привычные построения, то, как минимум, дополняют представления о них. И второй раздел коллективной монографии как раз посвящен субъектам по сути своей специфическим, не всегда реализуемым в привычных субъектных координатах, воплощающим, скажем так, нестандартные грани субъектности: это детское «я», эмоционально решенное в поэзии представителей бывшей Югославии; это специфический субъект аналитической лирики рубежа ХХ-ХХ1 вв., в которой поэтическое творчество становится лирическим анализом, а субъект, следовательно, выступает и в функции исследователя; это лирическое «мы» в поэзии значительного, но, к сожалению, не часто изучаемого в статусе лирического поэта представителя первой волны русской эмиграции Антонина Ладинского; это «ты»-форма в русской рок-лирике, существенно трансформирующая субъектную систему конкретно взятых произведения, где в рамках заявленной проблемы особенно важным оказывается учет специфики бытования рок-поэзии, направленной на прямую коммуникацию со слушателем, что позволяет говорить о специфичности и даже уникальности «ты»-формы в данном виде лирики. В целом же второй раздел коллективной монографии как раз и интересен описани-

ем, анализом и интерпретацией таких форм субъекта и способов реализации субъектной структуры лирики, которые можно обозначить как неординарные, выбивающиеся из привычных схем, чему способствует и сам формат субъектности («детский», «аналитический», «мы», «ты»), и релевантный относительно заявляемого формата материал.

И далее именно материал становится во главу угла в рецензируемом издании: третий раздел монографии обращен к субъектной структуре конкретных поэтов; в разделе же четвертом объект исследования еще более конкретизируется - это лирические циклы и даже одно отдельно взятое стихотворение («Марк Шагал» Роберта Рождественского). И тут особо следует указать на материал, к которому обращаются авторы коллективной монографии. Долгое время считалось, что теория литературы обязана подтверждать свои постулаты только на текстах, в хорошем смысле отстоявшихся, желательно классических, старых; в «Субъектной структуре лирики» таковые тоже, конечно же, есть, однако куда как больше поэтов, более близких по времени к тем, кто их изучает, и пока что не попавших в сонм классиков: помимо уже упомянутых Антонина Ладинского и Роберта Рождественского, персонально тут присутствуют и Юрий Шевчук, и Генрих Сапгир, и Ксения Некрасова, и Люба Мака-ревская, и Лида Юсупова... С полным ж списком поэтов-«участников» можно познакомиться в послесловии к монографии; в этом списке более семидесяти имен, и там есть, конечно же, и классики прошлого и позапрошлого веков. Но то, что бульшая часть рассматриваемых поэтов (особенно в главах, посвященных анализу индивидуальных миров и конкретных контекстов и текстов) все-таки из актуального поэтического пространства, позволяет авторам монографии заявить аутентичный современности взгляд на вынесенную в заглавие проблему, на категорию лирического субъекта, а в итоге предложить пути системного изучения субъектной структуры лирики.

Что же касается авторского коллектива «Субъектной структуры лирики» (а это именно коллектив, где каждый, оставаясь целостной и завершенной научной личностью, тем не менее являет собой и часть научного единства), то нельзя не отметить следующий момент: среди авторов есть как известные филологи, маститые теоретики литературы (например, В.И. Тюпа, И.А. Каргашин, Ю.Б. Орлицкий), так и делающие первые шаги в литературоведении ученые - аспиранты и студенты; однако и молодые авторы вовсе не смотрятся в контексте живых классиков начинающими, а выглядят вполне сложившимися исследователями-филологами.

Завершить же рецензию позволим себе наблюдением несколько более общего характера в плане выхода за пределы только лирического рода. В филологическом изучении каждого из трех литературных родов в те или иные исторические отрезки были свои приоритеты того, что касалось выбора исследователем конкретного предмета научного рассмотрения; так, например, при обращении к драматургическому роду литературы в течение чуть ли не всей второй половины прошлого века внимание было сосредоточено на таких проблемах, как жанр и конфликт; в эпике это были жанр, стиль и система персонажей (отнюдь не пытаемся утверждать, что эти проблемы были единственными, лишь указываем на их приоритетность в изучении произведений из названных литера-

турных родов). В первой же четверти нашего века предметный акцент в филологических исследованиях и драмы, и эпики сместился с отмеченных проблем в сторону рассмотрения субъектной структуры текста, соответственно, аналитический взгляд сосредоточился в числе прочего на нарраторе в эпике и на ремарочном субъекте в драме. О приоритетности же проблемы лирического субъекта в филологических исследованиях мы уже говорили выше. Таким образом, на сегодняшний день именно субъектная структура является тем аспектом изучения, который позволяет более глубоко проникать в литературный текст, постигать художественный мир, приближаться к пониманию авторского мироощущения. Уже на этом основании можно смело утверждать, что рецензируемая коллективная монография является крайне важным, даже концептуальным шагом на пути развития филологии как научной отрасли. Но надо осознавать, что данный труд, хотя и носит во многом итоговый характер, тем не менее оказывается и поводом к последующим научным штудиям, ибо намечает серьезные и далеко идущие перспективы как в аспекте изучения субъектной структуры текста, так и в аспекте изучения лирики как литературного рода.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бройтман С.Н. Лирический субъект // Введение в литературоведение: литературное произведение: основные понятия и термины / под ред. Л.В. Чернец. М.: Высшая школа, 1999. С. 141-153.

2. Бройтман С.Н. Лирический субъект // Введение в литературоведение: литературное произведение: основные понятия и термины / под ред. Л.В. Чернец. М.: Высшая школа, 2004. С. 310-322.

3. Бройтман С.Н. Лирический субъект // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. М.: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008. С. 112-114.

4. Корман Б.О. Лирика Некрасова. Воронеж: Воронежский государственный университет, 1964. 390 с.

5. Кучина Т.Г., Бокарев А.С. Лирический субъект в современной русской поэзии: проблемы и перспективы изучения (Рецензия на издания: Субъект в новейшей русскоязычной поэзии - теория и практика / под ред. X. Шталь, Е. Ев-грашкиной. Peter Lang Gmbh, Internationaler Verlag Der Wissenschaften, 2018; Russian Literature. Vol. 109-110, November - December 2019. Special Issue: The Lyrical Subject in Contemporary Russian Poetry. Guest Editor: Henrike Stahl) // Филологический класс. 2020. Т. 25. № 3. С. 258-264.

6. Субъект в новейшей русскоязычной поэзии - теория и практика / под ред. X. Шталь, Е. Евграшкиной. Берлин и др.: Peter Lang, 2018. 440 с.

7. Субъектная структура лирики: коллективная монография / сост. и ред. В.Я. Малкина. М.: Эдитус, 2024. 216 с.

8. Russian Literature. 2019. Vol. 109-110, November-December. Special Issue: The Lyrical Subject in Contemporary Russian Poetry / guest ed. H. Stahl. 314 р.

REFERENCES (Articles from Scientific Journals)

1. Kuchina T.G. Liricheskiy sub''yekt v sovremennoy russkoy poezii: prob-lemy i perspektivy izucheniya [The Lyrical Subject in Modern Russian Poetry: Problems and Prospects for Studying]. Filologicheskiy klass, 2020, vol. 25, № 3, pp. 258-264. (In Russian).

2. Stahl H. (guest ed.). Russian Literature, 2019, vol. 109-110, November-De-

cember. Special Issue: The Lyrical Subject in Contemporary Russian Poetry. 314 p. (In Russian).

(Articles from Proceedings and Collections of Research Papers)

3. Broytman S.N. Liricheskiy sub"yekt [Lyrical Subject]. Poetika: slovar' aktual'nykh terminov i ponyatiy [Poetics: A Dictionary of Current Terms and Concepts]. Moscow, Kulagina Publ., Intrada Publ., 2008, pp. 112-114. (In Russian).

4. Broytman S.N. Liricheskiy sub"yekt [Lyrical Subject]. Chertets L.V. (ed.). Vvedeniye literaturovedeniye: literaturnoye proizvedeniye: osnovnyye ponyatiya i terminy [Introduction to Literary Studies: Literary Work: Basic Concepts and Terms]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 1999, pp. 141-153. (In Russian).

5. Broytman S.N. Liricheskiy sub"yekt [Lyrical Subject]. Chertets L.V. (ed.). Vvedeniye v literaturovedeniye: literaturnoye proizvedeniye: osnovnyye ponyat-iya i terminy [Introduction to Literary Studies: Literary Work: Basic Concepts and Terms]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 2004, pp. 310-322. (In Russian).

(Monographs)

5. Korman B.O. Lirika Nekrasova [Nekrasov's Lyrics]. Voronezh, Voronezh State University Publ., 1964. 390 p. (In Russian).

6. Malkina V.Y. (comp., ed.). Sub"yektnaya struktura liriki: kollektivnaya mono-grafya [Subjective Structure of Lyrics: Collective Monograph]. Moscow, Editus Publ., 2024. 216 p. (In Russian).

7. Stahl H., Evgrashkina E. (eds.). Sub"yekt v noveyshey russkoyazychnoy poe-zii - teoriya i praktika [Subject in Modern Russian-language Poetry - Theory and Practice. Berlin et al.: Peter Lang Publ., 2018. 440 p. (In Russian).

Доманский Юрий Викторович,

Российский государственный гуманитарный университет.

Доктор филологических наук, профессор кафедры теоретической и исторической поэтики

Института филологии и истории. Научные интересы: поэтика текста, рок-поэзия, поэтика драмы, актуальная словесность.

E-mail: domanskii@yandex.ru

ORCID ID: 0000-0002-7630-2270

Yuri V. Domanski,

Russian State University for the Humanities.

Doctor of Philology, Professor at the Department of Theoretical and Historical Poetics, Institute for Philology and History.

Research interests: poetics of text, rock poetry, poetics of drama, actual literature.

E-mail: domanskii@yandex.ru

ORCID ID: 0000-0002-7630-2270

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.