ФИЛОЛОГИЯ
Научная статья УДК 811.112.2
10.17223/19996195/63/1
Лингвосоционическое моделирование типа языковой личности (на примере романа Джейн Остин «Гордость и предубеждение»)
Ольга Владимировна Байкова1, Надежда Александровна Голубева2, Андрей Викторович Казаков3
13Вятский государственный университет, Киров, Россия 2Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, Нижний Новгород, Россия 1 lolga-baykova@yandex.ru 2 nagol@/mail. ги 3 kazakov. andrey. bonus@yandex. ги
Аннотация. Рассматривается моделирование типа языковой личности в рамках нового научного направления - лингвосоционики. Тип языковой личности конфигурируется посредством ее ментально-психологической характеристики и определения базовой функции. С позиции соционики важным становится понимание языковой способности личности с учетом ее биологического и психического начала, которая впоследствии развивается посредством языкового общения. Комплексное изучение языкового проявления личности и ее социони-ческого типа, зависящего от ментально-психологических особенностей, дает возможность в дальнейшем определить способ отбора лексических единиц в речевой деятельности.
Актуальность исследования обусловлена повышенным интересом к внутренним, ментально-психологическим механизмам, влияющим на формирование, развитие и функционирование языковой личности, а также к изучению определенных типов языковой личности в рамках соционического направления и необходимостью создания типологии языковой личности с учетом ее ментально-психологических характеристик, особенностей, присущих ей от природы.
Представлены результаты разработанного авторами лингвосоционического моделирования типа языковой личности. Новизна статьи заключается в описании языковой личности в лингвосоционической парадигме, методов лингвосоционического моделирования и лингвосоционического портретирования и их адаптации при анализе художественного дискурса. Методы соционики играют важную роль в процессе коммуникации и построении правильной картины мира. С их помощью происходит процесс наблюдения и анализа передачи информации между индивидами, осуществляется поиск причин искажения данной информации, а также взаимного непонимания. Рассмотрены специальные инновационные методы, к которым относятся лингвосоционическое моделирование, позволяющее перевести ментально-психологические характеристики в собственно языковые проявления, и лингвосоционическое портретирование языко-
© О.В. Байкова, Н.А. Голубева, А.В. Казаков, 2023
вой личности. Лингвосоционическое моделирование языковой личности положено в основу разработки ментально-психологической характеристики экстра-вертной и интровертной языковой личности на основании базовых аспектов: белой и черной логики, белой и черной этики, белой и черной интуиции, белой и черной сенсорики.
Эмпирическую базу исследования составляют 125 тыс. лексических единиц, которые используются по анализе главных героев романа J. Austen «Pride and Prejudice» (Джейн Остин «Гордость и предубеждение»).
Представлены лингвосоционические модели информационных аспектов, отражающие проявление ментально-психологических особенностей личности в языке; составлены речевые характеристики личности с базовой функцией каждого информационного аспекта; показана зависимость речевого проявления от ментально-психологических характеристик личности.
Дана характеристика языковой личности для определения ее соционическо-го типа. На ее основе моделируются прогнозируемые соционические типы двух языковых личностей - этико-интуитивного интроверта и интуитивно-этического экстраверта. Для интровертированного типа личности первостепенна не только психическая активность внутри себя, когда важны его мысли, чувства и восприятие окружающей действительности, но также и акцент на взаимоотношениях между объектами. Для экстровертированного типа личности внимание фокусируется на восприятии пространства, объектов, их внешних свойств, различных манипуляциях, ощущении собственного тела, объективной оценке окружающего мира и др.
При моделировании типирования личности исследуемого художественного произведения авторами учитываются определенные особенности, которые включают в себя знание модели поведения всех соционических типов и умение определять их основные функции; учет личностных факторов человека; влияние окружающей среды; поведение человека в конкретной ситуации; выделение базовой информации, служащей стимулом для совершения определенного действия; четкое разграничение речи рассказчика и внутренней речи персонажа, умение находить авторский комментарий; внимание на лексическую, синтаксическую, семантическую и стилистическую составляющие речи типируемого образа, его внутреннюю и внешнюю речь, жесты и др.
Представлена универсальная психолингвистическая система принципов и факторов определения соционического типа личности, основанная на речеязы-ковой характеристике индивида, которая реализуется средствами разных уровней языка. В основании предлагаемой системы лежат параметры, предложенные К. Юнгом, которые в дальнейшем используются в соционических классификациях личности. Используя метод лингвосоционического моделирования, авторами выявлено, каким образом могут репрезентироваться в тексте языковые личности интровертированного и экстравертированного типов.
Ключевые слова: языковая личность, лингвосоционическое моделирование, ментально-психологические признаки, лингвосоционическое портретиро-вание, художественный дискурс
Для цитирования: Байкова О.В., Голубева Н.А., Казаков А.В. Лингвосоционическое моделирование типа языковой личности (на примере романа Джейн Остин «Гордость и предубеждение») // Язык и культура. 2023. № 63. С. 8-28. doi: 10.17223/19996195/63/1
Original article
doi: 10.17223/19996195/63/1
Linguosocionic modeling of a language personality type (on the example of Jane Austen's novel "Pride and prejudice")
Olga V. Baykova1, Nadezhda A. Golubeva2, Andrey V. Kazakov3
13 Vyatka State University, Kirov, Russia 2 Nizhny Novgorod State Linguistics University, Nizhny Novgorod, Russia 1 lolga-baykova@yandex.ru 2 nagol@mail. ru 3 kazakov. andrey. bonus@yandex. ru
Abstract. The article is devoted to modeling a linguistic personality type in the framework of a new scientific direction - linguosocionics. The type of linguistic personality is configured through its mental-psychological characteristics and the definition of the basic function. From the standpoint of socionics, it becomes important to understand the language ability of a person, taking into account their biological and mental origin, which subsequently develops through linguistic communication. A comprehensive study of personality's linguistic manifestation and their socionic type, which depends on mental and psychological characteristics, makes it possible in future to determine the method of selecting lexical units in speech activity.
The relevance of the study is due to the increased interest in internal, mental and psychological mechanisms that affect the formation, development and functioning of a linguistic personality, as well as in the study of certain types of linguistic personality within the socionic framework. There is also the need to create a typology of a linguistic personality, taking into account their mental and psychological characteristics, features inherent by nature.
The purpose of this article is to present the results of the linguosocionic modeling of the linguistic personality type developed by the authors. The novelty of the article lies in the description of the linguistic personality in the linguosocionic paradigm, the methods of linguosocionic modeling and linguosocionic portraiture and their interpretation in the literary discourse. Socionics methods play an important role in the process of communication and building a correct picture of the world. They help to observe and analyze the information transference between individuals, to look for the reasons of information distortion, as well as mutual misunderstanding.
This article presents special innovative methods, which include linguo-socionic modeling, which allows to translate mental and psychological characteristics into proper linguistic manifestations, and linguo-socionic portrayal of a linguistic personality. Linguistic socionic modeling of a linguistic personality is the basis for the development of the mental and psychological characteristics of an extraverted and introverted linguistic personality based on the basic aspects: white and black logic, white and black ethics, white and black intuition, white and black sensorics. The empirical base of the study includes 125,000 lexical units, which are used in the analysis of the main characters of the novel "Pride and Prejudice" by J. Austen (D. Austin "Pride and Prejudice").
The article presents linguosocionic models of informational aspects, reflecting the manifestation of the mental and psychological characteristics of a person in the language. The speech characteristics of the personality were compiled with the basic
function of each informational aspect. The article shows the dependence of speech manifestation on the mental and psychological characteristics of the individual. The work gives linguistic personality characteristics to determine their socionic type. Based on it, the predicted socionic types of two linguistic personalities are modeled -an ethical-intuitive introvert and an intuitive-ethical extravert. For an introverted type of personality, not only mental activity within themselves is paramount, when their thoughts, feelings and perception of the surrounding reality are important, but also an emphasis on the relationship between objects. For an extroverted type of personality, attention is focused on the perception of space, objects, their external properties, various manipulations, sensation of one's own body, an objective assessment of the surrounding world, etc. When modeling the personality type within the studied art, the authors of the article take into account certain features, which include awareness of the behavior model of all socionic types and the ability to determine their main functions; taking into account personal factors of a person; environmental influence; human behavior in a particular situation; highlighting basic information that serves as an incentive to perform a certain action; a clear distinction between the speech of the narrator and the inner speech of the character, the ability to find the author's comment; attention to the lexical, syntactic, semantic and stylistic components of the speech of the typed image, their internal and external speech, gestures, etc.
The article presents a universal psycholinguistic system of principles and factors for determining the socionic type of personality, based on the speech and language characteristics of the individual, which is implemented by means of different levels of language. The proposed system is based on the parameters proposed by C. Jung, which are further used in socionic personality classifications. Using the method of linguosocionic modeling, the authors of the article found out how linguistic personalities of introverted and extroverted types can be represented in the text.
Keywords: linguistic personality, linguo-socionic modeling, mental-psychological features, linguo-socionic portrayal, artistic discourse
For citation: Baykova O.V., Golubeva N.A., Kazakov A.V. Linguosocionic modeling of a language personality type (on the example of Jane Austen's novel "Pride and prejudice"). Language and Culture, 2023, 63, рр. 8-28. doi: 10.17223/19996195/63/1
Введение
В современной лингвистике ведущим является антропоцентрический подход к изучению языковой личности. По словам М. Хайдеггера, сущность человека покоится в языке. Язык «есть дом бытия» человека [1]. Чтобы познать бытие, необходимо вступить в диалог с языком. Этот процесс называется «помыслить язык» [1. С. 259]. В ходе этого процесса язык рассматривается через призму человеческого знания, сознания и эгоцентрического моделирования его пространства [2-5].
Вместе с тем одним из способов категоризации мира является моделирование. Термин «модель» появился впервые у математиков Э. Бельтрами и М. Клайна в конце XIX в., а затем у философов Г. Фреге и Б. Рассела. В лингвистику этот термин ввел З. Хэррис. Модель понимается как способ абстрактной репрезентации или абстрактного представления некоторого объекта или состояния дел [6]; объект или артефакт, служащий для имитации или презентации объектов реальности и отражающий непол-
ный набор признаков реальных объектов [7]. Исходя из этого, все лингвистические высказывания являются моделями, репрезентациями фактов или предполагаемыми фактуально истинными дескрипциями. И наоборот, все модели являются в той или иной форме лингвистическими высказываниями, используемыми для сообщения фактуально истинных дескрипций.
В этом направлении проведено когнитивное и семантическое структурирование языковой личности как формализованного объема знаний и лингвистическое моделирование ее прецедентного пространства [8, 9]. Языковая личность при этом выступает как «суперкатегория», синтезирующая психологический и лингвистический модусы, «многоуровневая универсальная категория, представляющая собой диалектическую взаимосвязь индивидуального и социального», в которой реализуются главные функции языка [10, 11].
Философия языка обозначает разные векторы (подходы) исследования понятия «языковая личность». Оно изучается в лингводидактиче-ском [12, 13], лингвокультурологическом [14-16], психолингвистическом [17, 18], социолингвистическом [19], лингвокогнитивном [20], коммуникативном [21] и других аспектах.
Дидактически значимым для настоящего исследования является научный труд В.И. Карасика [16]. Автор постулирует три подхода к изучению языковой личности.
Этнокультурный подход направлен на выявление типичных представителей определенных этносоциальных групп, узнаваемых по специфическим характеристикам вербального и невербального поведения и выводимой ценностной ориентации (например, русский интеллигент, английский аристократ, немецкий офицер). Модельные личности оказывают существенное воздействие на культуру в целом и являются символами данной культуры для представителей иных этнокультур.
Социологический подход к выделению типов языковых личностей представляет собой описание коммуникативного поведения, предписанного определенной социальной ролью (политик, предприниматель, студент и др.).
Психологический подход заключается в определении лингвистически релевантных индексов поведения экстравертов и интровертов, доминирующих и подчиняющихся, невротичных и усредненно-нормальных людей и т.д. Разработанный алгоритм анализа позволяет говорить об аспектах языковой личности и ее типах (этнокультуроло-гическом, социологическом, психологическом). Данный алгоритм получает свое дальнейшее развитие в рамках настоящего исследования, так как вышеназванные ипостаси изучения языковой личности не исчерпывают всей сущности данного понятия, отвлекаясь от смелого предположения, что в современной науке отсутствует системный подход к пониманию языковой личности вообще.
Методология исследования
Настоящее исследование предпринимается в рамках социониче-ского подхода. Одной из важных особенностей соционики, как известно, является диагностика («типирование»). Под этим понимается подбор типа информационного метаболизма, который наиболее близко моделирует проявления человека в различных ситуациях. В соответствии с этим можно выделить четыре основных подхода к определению психотипа человека: с использованием соционических опросников, социо-ническое интервью, по поведению, по невербальным признакам. Однако эти подходы не являются взаимоисключающими и часто используются совместно.
В рамках этих подходов нами используются специальные инновационные методы. К ним относятся лингвосоционическое моделирование, позволяющее перевести ментально-психологические характеристики в собственно языковые проявления, и лингвосоционическое портретирование языковой личности. Лингвосоционическое моделирование языковой личности положено в основу разработки ментально-психологической характеристики экстравертной и интровертной языковой личности на основании базовых аспектов: белой и черной логики, белой и черной этики, белой и черной интуиции, белой и черной сенсорики. Эти методы используются при анализе главных героев романа J. Austen «Pride and Prejudice»1 (Джейн Остин «Гордость и предубеждение»), репрезентируемых 125 тыс. лексических единиц, которые составляют эмпирическую базу исследования.
Сформулированная цель исследования предполагает несколько этапов ее реализации. На первом этапе решаются задачи лингвосоцио-нического моделирования типа языковой личности с учетом признаков соционических типов. Разрабатываемые лингвосоционические модели информационных аспектов соционических функций носят здесь теоретико-гипотетический характер. Предусматривается пошаговое моделирование этих аспектов. На первом этапе предпринимается лингвосоцио-ническое моделирование информационных аспектов соционических функций у интровертов и экстравертов. На втором рассматриваются основные ментально-психологические особенности личности, влияющие на речевое поведение индивида. На третьем выделяются основные критерии (аспекты), по которым составляется лексико-тематическая классификация языковых средств, выражающих личность в зависимости от ее ментально-психологических характеристик. На четвертом этапе выделяются языковые средства, обусловленные ментально-психологическими особенностями личности, которые классифицируются с учетом лингвосоционической модели информационных аспектов соционических функций.
Кроме того, используются метод моделирования для создания матрицы настоящего исследования, метод сплошной выборки, метод количественного анализа для выделения и подсчета языковых средств в ходе лингвосоционического анализа.
Дополнительные методологические основания: в ходе анализа речевой деятельности языковой личности классификации подвергаются только повторяющиеся языковые единицы, так как единичное употребление языкового средства не может являться показателем принадлежности к определенному соционическому типу личности; для более детального анализа отбираются лексические единицы разных частей речи; в определенных лексико-тематических группах у экстравертных и интровертных типов языковой личности возможно употребление сходных языковых средств, что обусловлено качественной оценкой окружающей действительности, но проверяется более широким контекстом.
Исследование и результаты
Заявленная тема предполагает ее рассмотрение с понятия «языковая личность» в диаде лингвистической и лингвосоционической парадигм. Как отмечает В.В. Виноградов, проблемы изучения типов монолога в художественной прозе находятся в тесной связи с вопросом о приемах конструирования «художественно-языкового сознания», образа говорящего или пишущего лица в литературном творчестве. Монолог прикрепляется к лицу, определительный образ которого тускнеет по мере того, как он ставится все в более близкие отношения с всеобъемлющим художественным «я» автора. Внешне скрытый лик «писателя» проступает лишь в общей системе словесной организации, а также в приемах «изображения» художественно-индивидуального мира. А часто образ авторского «я», все же являющийся фокусом притяжения языковой экспрессии, оказывается устраненным [22]. В.В. Виноградов создал концепцию образа автора в ключе художественно-языкового сознания на анализе индивидуальных стилей разных писателей безотносительно анализа психики «языковой личности».
Психика человека представляет собой сложную систему, с помощью которой он взаимодействует с окружающим миром. Вследствие этого человек может не только ориентироваться в окружающей среде, но также управлять своим поведением. По В. Г. Крысько, «соционика -наука, черпающая методологию из социологии, информатики и психологии и ориентированная на совершенствование общества, в котором для каждого индивида, относящегося к определенному психологическому типу, находится место в социально полезной деятельности» [23. С. 310]. Предвестником соционики как науки можно считать основоположника аналитической психологии, швейцарского ученого К. Г. Юнга
(1875-1961), создавшего классификацию типов личности на основе учений о психоанализе З. Фрейда [24. С. 10]. В основе деления типов личности лежат два противоположных полюса (мышление - чувство, ощущение - интуиция, экстраверсия - интроверсия, иррациональность - рациональность), находящиеся в единстве и включающие в себя собственное мироощущение, переживания и другие состояния, присущи каждому человеку в определенном соотношении. К. Юнг писал: «...в ощущение я включаю все восприятие с помощью чувственных органов; под мышлением я имею в виду функцию интеллектуального познания и формирования логических заключений; чувство - функция субъективной оценки, интуицию я понимаю как восприятие с помощью бессознательного или восприятие бессознательных содержаний» [25. С. 617].
Концепция соционики принадлежит Аушре Аугустинавичюте. Автор дополнила в 1970-е гг. классификацию типов личности К.Г. Юнга теорией интертипных отношений [26]. Главным постулатом социо-ники становится принцип информационного метаболизма, впервые рассмотренный польским психиатром А. Кемпинским. Ученый сравнивал процесс, при котором психика человека может обмениваться информацией, с процессом обмена веществ в самом организме. Информация питает психику человека. От количества и качества этой информации зависит его психическое здоровье [27]. В соционике информационным метаболизмом принято называть процесс восприятия, селекции и обработки психикой сведений об окружающем мире и протекающих в нем процессах [28]. В осмыслении информационного метаболизма А. Аугустинавичюте пришла к выводу, что существуют определенные варианты информационного обмена между субъектами, зависящие от присущего им социотипа, также называемого типом информационного метаболизма (ТИМ) [26]. Тип информационного метаболизма предопределяет качество языковой способности человека, а также закрепляет в его психике релевантные способы активности в социуме посредством индивидуального своеобразия языка. Кроме этого, ТИМ языковой личности обусловливает способ осмысления и интерпретации номинативных и предикативных отношений в языке и открывает возможность для соционического моделирования типа языковой личности.
Методы соционики играют важную роль в процессе коммуникации и построении правильной картины мира. С их помощью происходит процесс наблюдения и анализа передачи информации между индивидами, осуществляется поиск причин искажения данной информации, а также взаимного непонимания. Соционический тип представляет собой способ восприятия, переработки и выдачи информации. Однако не стоит думать, что соционический тип языковой личности - это описание его жизненных функций, ценностей и мотивов. Опираясь на данные соционики, невозможно проанализировать характер человека по
принадлежности к определенному типу личности, так как все люди по своей природе разные. Кроме того, влияние социума и воздействие внешних факторов сказываются на становлении характера и формировании системы ценностей человека.
При определении типа личности особенно часто встает проблема самоопределения [25]. Люди часто приписывают несвойственные себе признаки и принимают желаемое за действительное. Выявление специфических признаков, присущих определенному соционическому аспекту, может быть затруднено в связи с возникшей ситуацией и обусловлено личностными качествами, которые не имеют отношения к типу личности человека. Чтобы упредить ошибки, необходимо выявить параметры исходной информации, которая послужила мотивацией совершенного действия. В результате выявляется базовая информация, которая позже может указать на определенный тип информационного метаболизма.
Особенно сложной задачей становится типирование литературных героев, так как герой произведения представляет собой собирательный образ, в том числе как результат фантазии автора. Автор портретирует героя с изначально задуманными качествами, на основе которых он строит сюжетную линию произведения. С позиций соционики автор может наделить главного героя признаками разных дихотомий. При создании литературного произведения происходит, предположительно, непосредственное влияние ТИМа автора на ТИМы выдуманных персонажей. Кроме того, каждый автор «выстраивает» своего героя при активном участии личного опыта.
Проблема моделирования типирования личности любого дискурса, в том числе художественного, определяется необходимостью учитывать ряд универсальных особенностей, предполагающих знание модели поведения всех соционических типов и умение определять их основные функции. К ним относятся также учет личностных факторов человека (ценности, установки, морали) и влияние окружающей среды, поведение человека в конкретной ситуации; выделение базовой информации, служащей стимулом для совершения определенного действия; четкое разграничение речи рассказчика и внутренней речи персонажа, умение находить авторский комментарий; внимание на лексическую, синтаксическую, семантическую и стилистическую составляющие речи типируемого образа, его внутреннюю и внешнюю речь, жесты и др.
В этой связи представляется необходимым остановиться на линг-восоционическом моделировании информационных аспектов социони-ческих функций для отдельных типов языковой личности. Моделирование связывается в этом случае с исследованием явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей для определения/уточнения их характеристик. В психологии под моделиро-
ванием понимается исследование психических процессов и состояний при помощи их реальных (физических) или идеальных моделей, а под моделью - система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала [29]. Мы полагаем, что выявление специфических особенностей типа языковой личности результативно на рассмотрении лексической стороны речевой деятельности с учетом ментально-психологических характеристик.
При этом на данном этапе исследования важным является уточнение теоретико-гипотетического характера разрабатываемых лингво-соционических моделей информационных аспектов соционических функций. Рассмотрим пошаговое моделирование этих аспектов у интровертов. Для интровертированного типа личности первостепенна не только психическая активность внутри себя, когда важны его мысли, чувства и восприятие окружающей действительности, но также важен и акцент на взаимоотношениях между объектами. Отсюда информационные аспекты соционического интровертированного типа личности будут иметь общую внутреннюю направленность. Каждый из информационных аспектов нуждается в пояснении.
1. Структурная логика. Одним из ключевых факторов для структурной логики является установление причинно-следственных связей между объектами и взаимоотношение между ними. Это означает, что для структурного логика важно сначала понять вопрос, а потом принять для себя наилучшее решение, из чего можно заключить, что у белых логиков теоретический склад ума.
2. Этика отношений. Отличительных чертой белых этиков среди прочих является умение общаться и находить общие интересы с окружающими людьми. Они умеют прекрасно слушать и всегда готовы прийти на помощь, верны своим чувствам, не приемлют ложь и обман. Другая отличительная черта - умение различать отношения (любовь -ненависть, симпатия - антипатия). Белые этики воспринимают окружающий мир чувствами, которые этот мир вызывает.
3. Интуиция времени. Белые интуиты видят окружающий мир в динамике его изменения, развития, новых возможностей по его улучшению и др. По аспекту «интуиция времени» нет четкого понимания происходящего в мире, но есть возможность предугадать вероятность исхода любого явления. Из-за предрешенности любого дела вкладывать свое время и силы в его развитие бессмысленно; выход - ждать благоприятный момент. Из-за этого белый интуит всегда разборчив и нетороплив. Но, несмотря на хорошее чувство времени, он может всегда опаздывать. По данному аспекту можно говорить о способности управлять не только своим временем, но и вносить коррективы в ход жизни других людей.
4. Сенсорика ощущений. Белая сенсорика предполагает восприятие окружающего мира органами чувств. Здесь важны тактильные кон-
такты, обоняние, вкус и др. Другими словами, происходит оценка окружающих предметов посредством ощущений, которые человек от них получает. Существенны только личные физические ощущения человека. По этой причине люди с базовым аспектом белой сенсорики очень внимательны к вопросам здоровья и своему самочувствию.
Так как интроверсия предполагает направленность человека внутрь себя, на свои мысли и чувства, каждый из аспектов данного типа отличается субъективностью и ощущением собственного «Я» в реальном мире.
Рассмотрим далее пошаговое моделирование информационных аспектов соционических функций экстравертов. Экстраверсия -направленность на окружающий мир. Здесь фокусируется внимание на восприятии пространства, объектов, их внешних свойств, различных манипуляциях, ощущении собственного тела, объективной оценке окружающего мира и др.
1. Деловая логика. У черных логиков, в отличие от белых, практический склад ума. Главное - не понимание объекта/ситуации, а практическая направленность в его/ее решении. В их голове существует четкое понимание всей последовательности действий, направленной на получение максимальной выгоды. Люди с базовым аспектом деловой логики отличаются особыми организаторскими способностями, рассудительностью, активностью, расчетливостью и изобретательностью. На работе черные логики становятся прекрасными руководителями.
2. Этика эмоций. Черная этика - экстравертированный аспект, направленный на внешний мир. Люди с этим базовым аспектом проживают жизнь в мире эмоций. Они подвластны горю, печали, радости и др. Аспекту черной этики свойственны свободное проявление своих чувств, частая смена настроений, так как каждая фраза окружающих людей черными этиками воспринимается на свой счет. Черные этики хорошо ориентируются в эмоциональном состоянии другого человека и могут им управлять. Они становятся душой компании и заряжают окружающих хорошим настроением. Черный этик всегда стремится к положительным эмоциям, несмотря на собственные чувства.
3. Интуиция возможностей. Интуиция возможностей представляет собой способность видеть сущность объекта, не замечая деталей. Черные интуиты не просто обращают внимание на суть вещей, они видят перспективы их развития. Такие люди являются генераторами новых идей и находят выход из самых запутанных ситуаций. Их интересует все новое и нестандартное, поэтому их мнение отличается от мнения большинства. Как правило, в обществе они всегда отстаивают свои взгляды.
4. Силовая сенсорика. Для экстравертов с базовым аспектом силовой сенсорики важен силовой потенциал окружающих. Для получе-
ния желаемого они могут манипулировать объектами при помощи физического давления и проявления агрессии. Такие люди всегда отстаивают свои интересы. Они не только ставят перед собой цели и добиваются их, но распространяют свое влияние на окружающих, мобилизуя людей также на достижение целей.
Следующим необходимым этапом предпринятого анализа является портретирование лингвосоционического типа языковой личности. Лингвосоционическое моделирование типа языковой личности осуществляется на основе речевой характеристики главных героинь романа J. Austen «Pride and Prejudice». Портретирование языковой личности предполагает три этапа:
1) создание портретной и речевой характеристики личности, на основе которой выводится предварительный соционический тип;
2) определение соционического типа путем собственно языкового проявления личности с учетом ее ментально-психологической характеристики;
3) сравнение и анализ полученных данных.
Рассмотрение языковой личности с различных позиций является неотъемлемой частью определения социотипа, которое включает в себя основные ментально-психологические характеристики главных героинь романа как языковых личностей для установления их принадлежности к определенным соционическим типам. Исследуя ментально-психологическую характеристику Джейн Беннет, видно, что Джейн свойственны мягкость общения, великодушие и элегантность: I would not wish to be hasty in censuring anyone.
Порядочность, в её понимании, является главным качеством человека. В каждом она видит только хорошее, снисходительна к слабостям окружающих и их поступкам: They have both been deceived, I dare say, in some way or other, of which we can _ form no idea. Interested people have perhaps misrepresented each to the other. No man of common humanity, no man who had any value _ for his character, could be capable of it.
О ее простодушии и наивности говорят другие герои романа: Oh! You are a great deal too apt, you know, to like people in general. You never see a _ fault in anybody. All the world are good and agreeable in your eyes. I never heard you speak ill of a human being in your life.
В отношениях с другими людьми Джейн проявляет гуманизм, всегда добра и отзывчива, готова прийти на помощь. Имеет склонность к сопереживанию и готова разделять чувства других людей. Гуманизм проявляется также в отношении своих недоброжелателей. Джейн не держит в себе зла на мир, но готова простить обидчика только в случае его глубокого раскаяния: I must conclude, _ for I cannot be long_ from my poor mother; My mother was in hysterics, and though I endeavoured to give her every assistance in my power, I am afraid I did not do so much as I might have done!
Джейн свойственна душевная чуткость. Внутри нее существует целая гамма эмоций, начиная от восторга и заканчивая унынием. Но, несмотря на свою ранимость, она не показывает собственных чувств окружающим и выглядит со стороны сдержанно, а иногда «холодно»: She _ felt that Jane's_ feelings, though_ fervent, were little displayed, and that there was a constant complacency in her air and manner not often united with great sensibility. ...Elizabeth saw her sister's countenance change as she read it, and saw her dwelling intently on some particular passages. Jane recollected herself soon, and putting the letter away, tried to join with her usual cheerfulness in the general.
Анализируя данные примеры, можно заключить, что Джейн очень эмоциональный и скрытный человек, который открывает свои истинные чувства только перед самыми близкими людьми. В романе таким человеком является ее сестра Элизабет, потому что только она понимает уклад мыслей и наивность Джейн, что подтверждается следующим примером: My dearest Lizzy will, I am sure, be incapable of triumphing in her better _ judgement, at my expense, when I confess myself to have been entirely deceived in Miss Bingley's regard_ for me.
Выявленные ментально-психологические характеристики указывают на то, что данные психологические особенности личности соотносятся с соционической характеристикой этико-интуитивного интроверта («Достоевский»). По основателю Школы гуманитарной соционики В.В. Гуленко, социотип «Достоевский» характеризуется следующим образом: главная его черта - гуманизм и сочувствие к людям. Со всеми поддерживает ровные, доброжелательные отношения. Не копит в себе зла, прощает своих обидчиков и недоброжелателей. Готов прийти на помощь людям, обратившихся к нему за поддержкой. Впечатлителен и раним, тяжело переносит грубость. Свои переживания открывает только очень близким людям [24].
Приведем ментально-психологическую характеристику Элизабет Беннет. Она очень обаятельна и легка в общении. В коллективе выступает лидером, который всегда поддерживает хорошую атмосферу и настраивает окружающих на веселое и непринужденное общение: She told the story, however, with great spirit among her _ friends; _ for she had a lively, playful disposition, which delighted in anything ridiculous.
Однако Элизабет не всегда придерживается установленной дистанции в общении. Может выражать свои мысли в грубой и неделикатной форме. Например: You are a very strange creature by way of a _ friend! -always wanting me to play and sing before anybody and everybody! If my vanity had taken a musical turn, you would have been invaluable.
Главная героиня дает отрицательную оценку невоспитанности окружающих. Но в ситуации напряженного эмоционального состояния она способна на словесную агрессию, на противостояние в случае не-
обоснованного нападения, что указывают следующие примеры: She looks sickly and cross. Yes, she will do _ for him very well. She will make him a very Proper wife. You have reduced him to his present state of poverty -comparative poverty. You have withheld the advantages which you must know to have been designed _ for him. You have deprived the best years of his life of that independence which was no less his due than his desert.
Из-за своей общительности и веселого нрава люди воспринимают ее как ветреную девушку, которая провоцирует молодых людей на активные ухаживания: Do not consider me now as an elegant_ female, intending to plague you, but as a rational creature, speaking the truth _ from her heart; In spite of her deeply-rooted dislike, she could not be insensible to the compliment of such a man's affection.
Из представленных примеров можно заключить, что в отношении мужчин присутствует элемент игры. Элизабет приятно внимание мужского пола, так как появляется элемент напряжения и азарта. Подтверждение этого вывода находим в следующем примере: She had dressed with more than usual care, and prepared in the highest spirits for the conquest of all that remained unsubdued of his heart, trusting that it was not more than might be won in the course of the evening.
Из-за своей эмоциональности Элизабет свойственно ошибаться в сделанных ею выводах. Но информация, противоречащая ее заключению, не воспринимается: I beg your pardon; one knows exactly what to think; Books - oh! no. I am sure we never read the same, or not with the same feelings.
Главная героиня часто меняет мнение о человеке из-за его поступков: ...and Elizabeth began to like them herself, when she saw how much affection and solicitude they showed_ for Jane; ...and their indifference towards Jane when not immediately before them restored Elizabeth to the enjoyment of all her _ former dislike.
У Элизабет хорошо развита интуиция. Она «видит» причину сложившейся ситуации, способна предсказывать поведение людей и замечать их скрытые мотивы: ...to HER it was equally evident that Jane was yielding to the preference which she had begun to entertain for him from the _ first, and was in a way to be very much in love; You shall have it in a_ few words. Miss Bingley sees that her brother is in love with you, and wants him to marry Miss Darcy. She follows him to town in hope of keeping him there, and tries to persuade you that he does not care about you.
Получение удовольствия - одна из главной составляющей в жизни Элизабет. Главная героиня стремится к развлечениям и путешествиям. Смену обстановки воспринимает как повод «развеяться»: There was novelty in the scheme, and as, with such a mother and such uncompanionable isters, home could not be faultless, a little change was not unwelcome for its own sake.
В целом речь Элизабет отличается высокой эмоциональной окраской, экспрессивностью. Это выражается восклицательными структурами и междометиями. По вышеизложенной характеристике Элизабет Беннет относится к интуитивно-этическому экстраверту («Гексли»). Согласно В. В. Гуленко, отличительными чертами этого со-ционического типа «Гексли» являются: следующие обаятелен и общителен. Понимает дистанцию общения, но сам не всегда ей следует. Знает, что надо делать, чтобы поддерживать в коллективе благоприятную психологическую атмосферу. Без эмоционального отклика людей не способен взаимодействовать. Обладает прекрасной интуицией на людей, по отдельным фразам, мимике интонации узнает внутреннюю мотивацию. Бурно реагирует на насилие и принуждение, может демонстрировать напор и агрессивность, как превентивную меру. Большую роль в его жизни играют удовольствия [24].
Как отмечено выше, для создания характеристики личности как основы для определения соционического типа определен основной параметр портретирования - лексический. Частота использования лексических единиц и их маркированность индицируют значимость типируемой языковой личности и уникальность индивидуального языкового проявления главного героя. Для речи Джейн Беннет значимыми темами являются эмоции, дружба, чувства, будущее и семейные ценности. Языковое проявление Джейн нашло отражение в частотном использовании лексем to say (said) -43, to know (knew, known) - 42, dear - 27, to think (thought) - 22, happy - 17, to hope (hoped) - 16, to feel (felt) - 15, friend - 11, feeling - 11, manner - 10. Результаты лингвосоционического моделирования свидетельствуют об интровертной направленности тип личности Джейн Беннет.
Проанализируем далее речь Элизабет Беннет. Значимыми темами для героини являются взаимоотношение с людьми, чувства, возможности и перспективы. Частотными оказались лексемы know (knew, known) - 79, to think (thought) - 61, to hear (heard) - 51, friend - 34, to love - 30, time - 29, good - 28, feeling - 27, manner - 26. На этом основании Элизабет Беннет более свойствен аспект черной сенсорики (силовой), т.е. героиню можно отнести к экстравертному типу личности.
На рис. 1. видно, что наиболее многочисленна лексика в аспекте «этика отношений», что составляет 31,6% от общего числа рассмотренных лексем. Из этого следует, что базовой соционической функцией Джейн Беннет является аспект «этика отношений», что соответствует социотипу «Достоевский». Это означает, что результаты портретирова-ния личности и лингвосоционического моделирования соционических аспектов полностью совпали.
Рис. 1. Соотношение маркированной лексики в речи Джейн Беннет Маркированная лексика 6,8
3/
А
к.
14,0%
■ этика отношении • этика эмоций структурная л о гака деловая логика | интуиция времени
интуиция возможностей «сенсорика ощущений силовая сенсорика
11,6%
Рис. 2. Соотношение маркированной лексики в речи Элизабет Беннет
На рис. 2 видно, что наиболее многочисленным также оказался аспект «этика отношений». Опираясь на выявленную портретную и речевую характеристику Элизабет, видим, что результаты портрети-рования и результаты лингвосоционического моделирования не совпадают: социотип «Достоевский» против социотипа «Гексли». Но данный результат можно объяснить экстравертной направленностью главной героини. Элизабет Беннет делится своими мыслями и чувствами с окружающим миром, среди ее главных качеств доминируют общительность и открытость.
По результатам лингвосоционического моделирования можно заключить, что базовой функцией главной героини является «интуиция
возможностей», в аспекте которой маркированная лексика составила 14%, что соответствует социотипу «Гексли».
Заключение
Языковая личность является сложной системой, представляющей собой совокупность целей, характерных черт, мотивов, способностей индивида. Биологическая и психическая природа речевой способности человека оказывает прямое влияние на ее языковое проявление. Взаимоотношения между людьми в процессе речевого общения имеют непосредственную взаимосвязь с особенностями восприятия, обработки и передачи информации. Это означает, что языковая система дает возможность индивидуальной интерпретации окружающей действительности. Исходя из этого, показано, что главными факторами, влияющими на вариативность речевой деятельности личности, выступают информационные аспекты соционических функций, которые являются прямым проявлением интровертной и экстравертной логики, сенсорики, этики и интуиции. Для оценки значимости и достоверности предложенного метода исследования создана портретная характеристика языковой личности для определения соционического типа, на основе которой моделируются предположительные соционические типы двух языковых личностей - этико-интуитивного интроверта и интуитивно-этического экстраверта.
Лингвосоционическое моделирование языковой личности положено в основу разработки ментально-психологической характеристики экстра-вертной и интровертной языковой личности на основании базовых аспектов: белой и черной логики, белой и черной этики, белой и черной интуиции, белой и черной сенсорики. В ходе исследования рассмотрено 125 тыс. слов и выделено 2 360 маркированных лексических единиц разных частей речи, объединенных в различные лексико-тематические группы, использование которых служит показателем характерного проявления информационных аспектов. Соответствие полученных результатов определения типа личности достигнуто при помощи использования двух методов -портретирования и лингвосоционического.
Результатом предпринятого анализа стало создание универсальной психолингвистической системы принципов и факторов определения соционического типа личности, основанной на рече-языковой характеристике индивида, которая реализуется средствами разных уровней языка. Разработанные методы моделирования типа языковой личности не исключают их дальнейшего совершенствования и применимы для более глубокого анализа художественного дискурса на материале разных языков. В этом видится перспектива предпринятого исследования.
Примечание
1 Austen J. Pride and Prejudice. URL: https://www.planetebook.com/free-ebooks/pride-and-
prejudice.pdf
Список источников
1. Хайдеггер М. Время и бытие. М. : Республика, 1993. 447 с.
2. Магировская О. В. Репрезентация субъекта познания в языке. Тамбов : Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2008. 219 с.
3. Безукладова И.Ю. Эгоцентрические модели категоризации пространства в немецком языке : дис. ... д-ра филол. наук. Тамбов, 2016. 327 с.
4. Никонова Ж. В. Когнитивные основы иллокутивного дейксиса (на примере современного немецкого языка) : дис. ... д-ра филол. наук. Тамбов, 2017. 451 с.
5. Болдырев Н.Н. Язык и система знаний. Когнитивная теория языка. 2-е изд. М. : Издательский дом ЯСК, 2019. 480 с.
6. Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание / пер. с англ. ; общ. ред. и послесл. И.Б. Новика, В.Н. Садовского. М. : Прогресс, 1988. 507 с.
7. Мишанкина Н.А Специфика метафорического моделирования научного дискурса // Вопросы конгитивной лингвистики. 2010. № 1 (22). С. 37-46.
8. Кашкина О.В. ^-Концепт сквозь призму самооценочных высказываний // Вестник ВГУ. Серия «Лингвистика и межкультурная коммуникация». 2004. № 1. С. 47-53.
9. Голубева Н.А. Отсылочность - когнитивная компонента прецедентных единиц. Н. Новгород : Типография «Поволжье», 2009. 318 с.
10. Ворожбитова Ф.Ф. Теория текста: Антропоцентрическое направление : учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М. : Высш. шк., 2005. 365 с.
11. Башиева С.К., Дохова З.Р., Шогенова М. Ч. Понятие языковая личность как уни-кальная и полиаспектная категория // Язык, культура, этикет в современном полиэтническом пространстве : материалы Междунар. конф. Нальчик : Каб.-Балк. ун-т, 2012. С. 141-146.
12. Богин Г.И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов : дис. ... д-ра филол. наук. Л., 1984. 354 с.
13. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М. : КомКнига, 2006. 261 с.
14. Воркачев С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки. 2001. № 1. С. 64-72.
15. Степанов Ю.С. Концепты. Тонкая пленка цивилизации. М. : Языки славянской культуры, 2007. 248 с.
16. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М. : Гнозис, 2004. 344 с.
17. Залевская А.А. Текст и его понимание. Тверь : Твер гос. ун-т, 2001. 177 с.
18. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики : учеб. пособие. М. : Лабиринт, 2001. 304 с.
19. Ерофеева Т.И. Социолект: стратификационное исследование. Пермь : Перм. гос. ун-т, 2009. 239 с.
20. Когнитивные исследования языка / гл. ред. серии Н.Н. Болдырев. 2016. Вып. XXIV. 439 с.
21. Седов К.Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции. М. : Лабиринт, 2004. 320 с.
22. Виноградов В.В. Избранные труды: О языке художественной прозы. М. : Наука, 1980. 360 с.
23. Крысько В.Г. Словарь-справочник по социальной психологии. СПб. : Питер, 2003. 415 с.
24. Гуленко В.В. Гуманитарная соционика. М. : Чёрная белка, 2009. 344 с.
25. Юнг К.Г. Психологические типы / пер. с нем. С. Лорие ; под общ. ред. В. Зеленского. СПб. : Ювента ; М. : Прогресс-Универс, 1995. 715 с.
26. Аугустинавичюте А Модель информационного метаболизма // Соционика, менто-логия и психология личности. 1995. № 1. С. 4-8.
27. Лебедев А.В., Айзман Р.И., Суботялов М.А Психофизиологические, морфофунк-циональные и личностные особенности девушек разных социотипов. Новосибирск, 2013. 154 с.
28. Суворова И.М. Основы соционики. Программа курса, справочные материалы и методические рекомендации. Петрозаводск : Изд-во ПетрГУ, 2011. 42 с.
29. Психологический словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М. : Политиздат, 1990. 494 с.
References
1. Heidegger M. (1993) Vremya i bytiye [Time and Being]. M.: Respublika. 447 p.
2. Magirovskaya O.V. (2008) Reprezentatsiya subjekta poznaniya v yazyke: monografiya [Representation of the subject of cognition in language: monograph]. Tambov: Iz-datel'skiy dom TGU im. G.R. Derzhavina. 219 p.
3. Bezukladova I.Yu. (2016) Egotsentricheskie modeli kategorizatsii prostranstva v ne-metskom yazyke [Egocentric models of space categorization in German]. Philology doc. diss. Tambov. 327 p.
4. Nikonova Zh.V. (2017) Kognitivnye osnovy illokutivnogo deyksisa (na primere sov-remennogo nemetskogo yazyka) [Cognitive foundations of illocutionary deixis (on the example of modern German)]. Philology doc. diss. Tambov. 451 p.
5. Boldyrev N.N. (2019) Yazyk i sistema znaniy. Kognitivnaya teoriya yazyka [Language and knowledge system. Cognitive theory of language]. 2-e izdanie. M.: Izdatel'skiy dom YaSK. 480 p.
6. Vartofskiy M. Modeli (1988) Reprezentatsiya i nauchnoye ponimaniye [Models. Representation and scientific understanding] / Marks Vartofovskiy: per. s angl. / Obshch. red. i poslesl. I.B. Novika i V.N. Sadovskogo. M.: Progress. 507 p.
7. Mishankina N.A. (2010) Spetsifika metaforicheskogo modelirovaniya nauchnogo diskur-sa [The specifics of metaphorical modeling of scientific discourse] // Voprosy kon-gitivnoy lingvistiki. 1 (22). pp. 37-46.
8. Kashkina O.V. (2004) Ya-kontsept skvoz' prizmu samootsenochnykh vyskazyvaniy [I-Concept through the prism of self-esteem statements] // Vestnik VGU. Seriya "Lingvisti-ka i mezhkul'turnaya kommunikatsiya". 1. pp. 47-53.
9. Golubeva N.A. (2009) Otsylochnost' - kognitivnaya komponenta pretsedentnykh edinits: monografiya [Referencing - the cognitive component of precedent units: monograph]. Nizhniy Novgorod: OOO "Tipografiya "Povolzh'e". 318 p.
10. Vorozhbitova F.F. (2005) Teoriya teksta: Antropotsentricheskoe napravlenie: Uchebnoe posobie [Text Theory: Anthropocentric direction: Textbook]. Izd. 2-e, ispr. i dop. M.: Vysshaya shkola. 365 p.
11. Bashieva S.K., Dohova Z.R., Shogenova M.Ch. (2012) Ponyatie yazykovaya lichnost' kak unikal'naya i poliaspektnaya kategoriya [The concept of linguistic personality as a unique and multidimensional category] // Yazyk, kul'tura, etiket v sovremennom polietnicheskom prostranstve: materialy Mezhdunarodnoj konferencii. Nal'chik: Kab.-Balk. un-t. pp. 141146.
12. Bogin G.I. (1984) Model' yazykovoj lichnosti v ee otnoshenii k raznovidnostyam tekstov [The model of the linguistic personality in its relation to the varieties of texts]. Philology doc. diss. Leningrad. 354 p.
13. Karaulov Yu.N. (2006) Russkij yazyk i yazykovaya lichnost' [Russian language and language personality]. M.: KomKniga. 261 p.
14. Vorkachev S.G. (2001) Lingvokulturologiya, yazykovaya lichnost, kontsept: stanovleniye antropotsentricheskoy paradigmy v yazykoznanii [Linguoculturology, linguistic personality, concept: the formation of an anthropocentric paradigm in linguistics] // Filolog-icheskiye nauki. 1. pp. 64-72.
15. Stepanov Yu.S. (2007) Kontsepty. Tonkaya plenka tsivilizatsii [Concepts. The thin film of civilization]. M.: Yazyki slavyanskoy kul'tury. 248 p.
16. Karasik V.I. (2004) Yazykovoj krug: lichnost, koncepty, diskurs [Language circle: personality, concepts, discourse]. M.: GNOZIS. 344 p.
17. Zalevskaya A.A. (2001) Tekst i ego ponimanie [The text and its understanding]. Tver': Tverskoj gos. un-t. 177 p.
18. Gorelov I.N., Sedov K.F. (2008) Osnovy psiholingvistiki: ucheb. posobie [Fundamentals of psycholinguistics: textbook]. M.: Labirint, 304 p.
19. Erofeeva T.I. (2009) Sotsiolekt: stratifikatsionnoe issledovanie: monografiya [Sociolect: Stratification research: monograph]. Perm': Perm. gos. un-t. 239 p.
20. Kognitivnye issledovaniya yazyka [Cognitive language studies] (2016) / gl. red. serii N.N. Boldyrev. Vyp. XXIV. 439 p.
21. Sedov K.F. (2004) Diskurs i lichnost': evolyuciya kommunikativnoj kompetencii [Discourse and Personality: the Evolution of communicative competence]. M.: Labirint. 320 p.
22. Vinogradov V.V. (1980) Izbrannye trudy: O yazyke hudozhestvennoj prozy [Selected works: About the language of fiction]. M.: Nauka. 360 p.
23. Krys'ko V.G. (2003) Slovar'-spravochnik po social'noj psihologii [Dictionary-handbook of social psychology]. SPb: Piter. 415 p.
24. Gulenko V.V. (2009) Gumanitarnaya socionika [Humanitarian socionics]. M.: Iz-datel'skaya gruppa "Chyornaya belka". 344 p.
25. Yung K.G. (1995) Psihologicheskie tipy [Psychological types] / per. s nem. S. Lorie; pod obshch. red. V. Zelenskogo. SPb.: Yuventa, M.: Progress-Univers. 715 p.
26. Augustinavichyute A. (1995) Model' informacionnogo metabolizma [Model of information metabolism] // Socionika, mentologiya i psihologiya lichnosti. 1. pp. 4-8.
27. Lebedev A.V., Ajzman R.I., Subotyalov M.A. (2013) Psihofiziologicheskie, mor-fofunkcional'nye i lichnostnye osobennosti devushek raznyh sociotipov [Psychophysiological, morphofunctional and personal characteristics of girls of different sociotypes]. Novosibirsk. 154 p.
28. Suvorova I.M. (2011) Osnovy socioniki. Programma kursa, spravochnye materialy i metodicheskie rekomendacii [Fundamentals of socionics. Course program, reference materials and methodological recommendations]. Petrozavodsk: Izdatel'stvo PetrGU. 42 p.
29. Psihologicheskij slovar' [Psychological dictionary] (1990) / pod obshch. red. A.V. Pe-trovskogo, M.G. Yaroshevskogo. 2-e izd., ispr. i dop. M.: Politizdat. 494 p.
Информация об авторах:
Байкова О.В. - доктор филологических наук, доцент, заведующая кафедрой лингвистики и перевода, Вятский государственный университет (Киров, Россия). E-mail: olga-baykova@yandex.ru
Голубева Н.А. - доцент, доктор филологических наук, профессор кафедры теории и практики немецкого языка, Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова (Нижний Новгород, Россия). E-mail: nagol@mail.ru Казаков А.В. - доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистики и перевода, Вятский государственный университет (Киров, Россия). E-mail: kaz-akov.andrey.bonus@yandex.ru
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Information about the authors:
Baykova O.V., D.Sc. (Philology), Associate Professor, Head of the Department of Linguistics and Translation, Vyatka State University (Kirov, Russia). E-mail: olga-baykova@yandex.ru
Golubeva N.A., D.Sc. (Philology), Associate Professor, Professor of the Department of German, Nizhny Novgorod State Linguistics University (Nizhny Novgorod, Russia). E-mail: nagol@mail.ru
Kazakov A.V., Associate Professor, Ph.D. (Philology), Associate Professor of the Department of Linguistics and Translation, Vyatka State University (Kirov, Russia). E-mail: ka-zakov.andrey.bonus@yandex.ru
The authors declare no conflicts of interests.
Поступила в редакцию 27.04.2023; принята к публикации 12.05.2023 Received 27.04.2023; accepted for publication 12.05.2023