© 2003 г. А.А. Ворожбитова
ЛИНГВОРИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СТРАТЕГИЯ
Силами Методической лаборатории Социально-педагогического института СГУТиКД разработана и апробирована концепция непрерывного лингвориторического (ЛР) образования. Риторика трактуется в современном речеведении как «теория и практическое мастерство целесообразной, воздействующей, гармонизирующей речи» [1, с. 160 - 161] и объективно выступает технологической основой развития учащихся, т.е. «научения свободной речевой деятельности», признаваемого главной целью школьного обучения русскому языку. В процессе составления тестов, определяющих уровень владения русским языком в коммуникативных целях, используется солидный дидактический инструментарий, разработанный российскими методистами-речеведами в 90-е гг. Непрерывное лингвориторическое образование как инновационная педагогическая система представляет собой целенаправленный процесс становления сильной языковой личности демократического типа, обладающей этической ответственностью, общеобразовательной и профессиональной подготовкой и высокой лингвориторической компетенцией на базе взаимосвязанного совершенствования субкомпетенций и механизмов последней в продуктивном и рецептивном регистрах, монологическом и диалогическом режимах, устной и письменной формах речевой деятельности в целях эффективной, гармонически диалогизированной коммуникации.
Концепция ЛР-образования базируется на теоретико-методологиче-ской основе диалектической логики, системном подходе к исследованию образовательно-воспитательного процесса, идеях педагогической синергетики; на теории комплексного развития личности и формирования знаний, умений и навыков, парадигме гуманизации образования; достижениях психолингвистики, антропоцентрической лингвистики, неориторики, общей тенденции частных филологических дисциплин к интеграции. Далее приведем вкратце ведущие идеи нашего исследования.
Концепция ЛР-образования в силу нерасторжимости мышления и речи вносит вклад в решение проблемы модернизации системы российского образования. Социокультурная модель «сильная языковая личность демократического типа» - современная модификация отечественного ЛР-идеала и стратегический приоритет образовательной политики на новом этапе развития общества. Ее компонентами являются высокая ЛР-компетенция и общеобразовательная профессиональная эрудиция экстралингвистического характера как форма и содержание этически ответственной речемыслительной деятельности, актуализированные демократической стратегией социокультурной коммуникации (рисунок).
СИЛЬНАЯ ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ТИПА: СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ
Высокая лингвориторическая концепция Экстралингвистическая эрудиция (осведомленность)
владение технологическим инструментарием эффективной речемыслительной деятельности этическая ответственность за речевые поступки общеобразова- тельная профессио- нальная
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА квантования и интериоризации ценностно-информационно-операциональных блоков
ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ СОЦИОКУЛЬТУРОЙ КОММУНИКАЦИИ
стратегическая цель системы ЛР-образования -
становление
__________сильной языковой личности демократического типа_______________
Социокультурная детерминированность стратегической цели системы непрерывного ЛР-образования на современном этапе развития российского общества
С учетом скомпрометированности понятия «демократ» в постпере-строечной России приведем словарные определения:
«Демократия - 1. Политический строй, основанный на признании принципов народовластия, свободы и равноправия граждан. 2. Принцип организации коллективной деятельности, при котором обеспечивается активное и равноправное участие в ней всех членов коллектива».
«Демократизм - ... 1. Простота и доступность в обращении с окружающими, демократичность в жизни, в поведении». «Демократичный -... 2. Простой и доступный в обращении, в своих отношениях с людьми» [2, с. 160] (Выделено мною. -А.В.).
Как известно, риторика - дитя демократии, сформировавшееся в условиях равноправия граждан античных полисов, возникла приблизительно в V в. до н. э. в ответ на практическую потребность общества высокой культуры, когда политические вопросы решались в Народном собрании,
публично при огромном стечении народа совершался суд. «Красноречие постоянно становилось необходимым для каждого человека» [3, с. 6] (Курсив мой. - А.В.). Не случайно возрождение риторики в России связывается учеными с эпохой перестройки, демократизации и гласности. Напомним и о традиционном противопоставлении в педагогике авторитарного и либерального стилей поведения (прежде всего речевого) учителя как негативных коммуникативно-поведенческих стратегий демократическому стилю сотрудничества как позитивному и желательному [4, с. 404—406].
Главной задачей воспитания в любом демократическом обществе признается формирование цельной, гармонически развитой, творческой личности. В речемыслительном аспекте данный идеал «адекватного гражданина» (анализ западных социологических теорий см.: [5, с. 74-90]) отражен в предлагаемой модели «сильная языковая личность демократического типа». Степень приближения к «идеальной модели» (ср. западные концепции «адекватного гражданина») обусловлена качественными характеристиками образования и воспитания, индивидуальными способностями и реализованными возможностями их развития; при этом решающую роль играет самопроектирование языковой личности с позиций ЛР-идеала как педагогическая доминанта.
Интегральная ЛР-компетенция личности выражает духовнонравственное, интеллектуально-ментальное, эмоционально-волевое начала (Этос, Логос, Пафос). Ее структуру образуют языковая (лингвистическая составляющая), текстовая и коммуникативная субкомпетенции (риторическая составляющая), что соответствует трихотомии «язык - речь - речевая деятельность». Механизмы реализации ЛР-компетенции представляют собой психолингвистические комплексы взаимообусловленных мыслеречевых умений и навыков (табл. 1).
Таблица 1
Механизмы реализации интегральной ЛР-компетенции
Классический риторический канон Психологические этапы деятельности Механизмы реализации лингвориторической компетенции
1) ориентировка 1. Ориентировочный механизм реализации ЛР-компетенции обеспечивает общую ориентировку в речевом событии: уяснение целей, условий коммуникации, психологического портрета адресата; стиля, типа речи, жанра планируемого дискурса.
2) планирование 2. Инвентивный механизм реализации ЛР-компетенции обеспечивает когнитивную стратегию, вычленяющую в дискурсе микротемы, в совокупности раскрывающие тему высказывания.
1) инвенция (изобретение) 3) реализация
Окончание табл. 1
Классический риторический канон Психологические этапы деятельности Механизмы реализации лингвориторической компетенции
2) диспозиция (расположение) 3) реализация 3. Диспозитивный механизм реализации ЛР-компетенции обеспечивает композиционно-ком-муникативную стратегию, выстраивающую логику предмета речи и жанра с учетом законов восприятия устной (письменной) речи и особенностей адресата.
3)элокуция (языковое оформление) 4. Элокутивный механизм реализации ЛР-компетенции обеспечивает соответствующую языковую стратегию, адекватную вербализацию референта с учетом конкретной речевой ситуации.
4) меморио (запоминание) 5. Мнемонический** механизм реализации ЛР-компетенции обеспечивает эффективное взаимодействие оперативной и долговременной памяти, оптимальное использование приемов запоминания, разработанных в мнемотехнике.
5) акцио (произнесение, написание) 6. Акциональный механизм реализации ЛР-компетенции обеспечивает адекватную произноси-тельно-поведенческую стратегию и стратегию письма в конкретной речевой ситуации.
7. Психориторический механизм реализации ЛР-компетенции обеспечивает обратную связь с адресатом на основе учета особенностей его восприятия, анализа ответных реакций в ходе коммуникации, что дает возможность корректировать речевое поведение с позиций стратегической цели общения - коммуникативного эффекта.
4) контроль 8. Редакционный механизм реализации ЛР-компетенции обеспечивает редактирование высказывания: текущее (инвентивное, диспозитивное, элоку-тивное), итоговое, акциональное (в процессе устного выступления и при акте написания текста), постком-муникативное.
Примечания:
* Пустые клетки обусловлены отсутствием специальных теоретических разделов в клас-
сической риторике.
** Ср. понимание языка как гигантского мнемонического конгломерата [6, с. 13].
Вершиной пирамиды целей педагогического процесса в проектной разработке системы ЛР-образования является базовое личностное качество -готовность к самопроектированию сильной языковой личности демократического типа. Двумя аспектами готовности к ЛР-самопроектирова-нию как интегрального личностного качества выступают: ЛР-ориентиро-ванность (стремление) - мотивационно-волевой компонент готовности; ЛР-ориентировка (способность) - собственно компетенция:
- информационно-содержательный компонент (система знаний);
- операционально-деятельностный компонент (система умений и навыков).
ЛР-основа межпредметной интеграции образовательного процесса способствует повышению его эффективности при любом виде образовательной программы - естественнонаучной, экономической и т.д. Собственно ЛР-образовательную программу отличают видовые характеристики: уровень образования - повышенный; ориентация образования - гуманитарная; профильная ориентация - подготовка профессиональной языковой личности для социальных зон повышенной речевой ответственности (педагогика, юриспруденция, политика, административно-управленческая деятельность, менеджмент, сервис и др.); ориентация на развитие филологической и психолого-педагогической одаренности. Система непрерывного ЛР-образования - дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного), высшего профессионального, поствузов-ского реализуется посредством комплекта преемственных образовательных программ. Его проектная основа как инновационной педагогической системы обусловлена рядом следующих принципов:
- социокультурной детерминированности - обеспечивает отслеживание динамики социокультурных реалий в целях своевременного и адекватного реагирования, сбалансированность социального заказа и образовательной практики;
- научной интеграции - обеспечивает филологические и психологопедагогические научные предпосылки образовательно-воспитательного процесса в области речемыслительной подготовки с позиций ЛР-подхода; интеграцию достижений, новых направлений в науке и практике в рамках вторичной методологии на основе системного и синергетического подходов;
- антропоцентризма - обеспечивает взаимообусловленную разработку теоретических и методических аспектов концепции ЛР-образования (языковая личность как исходный научный конструкт; структурирование интегральной ЛР-компетенции, механизмов ее реализации в разных регистрах, режимах, формах коммуникации как теоретическая основа обучения языку; формулирование стратегической цели образовательной политики в области языка и речи как становление сильной языковой личности демократического типа и т.д.);
- гармоничного сочетания традиции и инновации - обеспечивает преемственный характер инновационной политики, актуализирующей прогрессивные тенденции теории и практики национального языкового образования;
- ступенчатого моделирования - обеспечивает построение преемственной модельной цепи, конкретизирующей современную модификацию
отечественного ЛР-идеала как стратегическую цель ЛР-образования для разных образовательных ступеней (см. табл. 2);
- содержательной модернизации на межпредметной основе - обеспечивает совершенствование преподаваемых учебных курсов (прежде всего филологических и методических) для разных ступеней образования; рито-ризацию образовательно-воспитательного процесса на материале всех дисциплин как предмете речевой деятельности; создание пакета преемственных образовательных программ, учебных пособий и методических разработок на концептуальной ЛР-основе;
Таблица 2
Принцип ступенчатого моделирования в проектировании системы ЛР-образования: возрастные этапы достижения генеральной цели педагогического процесса
Непрерывное лингвориторическое образование как процесс становления сильной языковой личности демократического типа
Образова- тельная ступень Итоговый этап Идеальная модель выпускника: «образ» языковой личности Психолингвистические новообразования в структуре языковой личности
прагматике н (мотивационный уровень) тезаурус (лингво- когнитивный уровень) ассоциа- тивно- вербальная сеть
Поству- зовская ступень ФПК аспиранту- ра Профессиональный («Эксперт») И Н Т Е 1 Р А Л Ь Н А Я ЛР К О м п Е Т Е Н Ц И Я Коммуникативная субкомпетенция
текстовая субкомпетенция
языковая субкомпетенция
Вуз 5 курс Квалифицированный («Специалист») Коммуникативная субкомпетенция
текстовая субкомпетенция
языковая субкомпетенция
Школа 3-й ступени 11 класс Критичный («Прагматик») Коммуникативная субкомпетенция
текстовая субкомпетенция
языковая субкомпетенция
Школа 2-й ступени 9 класс Компетентный («Знаток») Коммуникативная субкомпетенция
текстовая субкомпетенция
языковая субкомпетенция
Школа 1-й ступени 4 класс Ориентированный («Сотрудник») Коммуникативная субкомпетенция
текстовая субкомпетенция
языковая субкомпетенция
Школа 0-й ступени Подгото- вительный класс Общительный («Говорун») Коммуникативная субкомпетенция
текстовая субкомпетенция
языковая субкомпетенция
- ЛР-технологизации - обеспечивает соответствие инструментальнотехнологического сопроволсдсния образовательно-воспитательного процесса в области изучения языка, речи, литературы, мировой художественной культуры, всех остальных предметов его генеральной цели - становлению сильной языковой личности демократического типа;
- веерной разновозрастной апробации - обеспечивает параллельность опытно-экспериментальной работы с языковыми личностями разных поколений в их взаимодействии, одновременность формирования ЛР-компетенции у студентов педагогических специальностей, воспитателей, учителей, через их посредство - у школьников; специфика формирования и функционирования интегральной ЛР-компетенции на разных возрастных и образовательных ступенях при этом эксплицитна для всех обучающихся, что порождает эффект взаимообучения.
В связи с реализацией федеральной целевой программы «Русский язык» нами совместно с Управлением по образованию и науке администрации г. Сочи разработан проект «Стандартизация и тестовое обеспечение системы оценки качества и уровня владения русским языком в Сочинским регионе как полиэт-нокультурном образовательном пространстве». Его актуальность состоит в том, что, согласно программе «Русский язык», языковая политика в русле «стратегии сохранения и упрочнения сбалансированного национально-русского и рус-ско-национального двуязычия, при котором обеспечивается знание русского языка» как родного и как языка межнационального общения, соответствует современному социальному заказу. Сочинский регион выступает идеальной базой для разработки и апробации такой системы, что обусловлено рядом объективных фак-торов. Здесь функционирует 30 образовательных учреждений с этнокультурным компонентом: - 1 национальная школа с изучением всех предметов на армянском языке; - в 19 школах ведется преподавание армянского языка, в том числе в шести открыты армянские секторы и преподавание ряда предметов ведется на армянском языке; - в 9 школах ведется преподавание адыгейского языка; - в 4 школах изучается грузинский язык; - в 6 школах преподается новогреческий язык. В общей сложности 4641 школьник изучает родной язык, в том числе:
- армянский язык - 3353 чел.; - адыгейский язык - 780 чел.; - грузинский язык - 318 чел.; новогреческий язык -190 чел.
Согласно статистическим данным, для определенного количества нерусских учащихся национальный язык является языком домашнего общения, в том числе: - армянский язык - для 18 % учащихся; - адыгейский язык - для 3,3 %; -грузинский язык - для 0,8 %. Русским языком в условиях домашнего общения пользуются 54 % опрошенных учащихся нерусской национальности. Показателен тот факт, что даже в школах с этнокультурным компонентом, расположен-
ных в местах компактного проживания этносов, родной язык изучают около 20 % учащихся.
Приведенные данные свидетельствуют о целесообразности выбора Сочинского региона в качестве пилотной образовательной площадки для многонациональной РФ. Ведущим инструментом обеспечения оптимальной жизнедеятельности в полиэтнокультурной среде является высокий уровень владения русским языком как средством межнационального общения, коммуникативная культура языковой личности, обладающей поликультурной грамотностью и толерантностью, установкой на гармонизирующий диалог. На данный момент в этом регионе под руководством Управления по образованию и науке реализуется ряд проектов краевого, российского и международного уровней; проведены четыре Международные конференции по проблемам эт но ку л ьту р но го и поликультурного образования с участием официальных делегаций Армении, Грузии, Адыгеи, Греции, Финляндии, Швеции, Голландии, Ирландии, Великобритании; опубликованы материалы научно-исследовательского и рекоменда-тельно-методическош характера [7].
Характеризуемый проект разработан в рамках раздела Программы «Оценка качества и уровня владения русским языком». Цель проекта - разработать единые стандарты и типовые тесты различных уровней владения русским языком как родным и как языком межнационального общения в условиях Сочинского региона как полиэтнокультурного образовательного пространства. Теоретикометодологической основой проекта выступают системный подход, принципы проектирования инновационных педагогических процессов, личностноориентированный и деятельностно-коммуникативный подходы к обучению русскому языку, антропоцентрическая лингвистика (теория языковой личности), современная методика обучения русскому языку как речевой деятельности, школьная и вузовская риторика, интегративный лингвориторический подход как средство оптимизации языкового образования и речевого развития личности. Проектируемая система обеспечения диагностики, мониторинга и итогового контроля качества и уровня владения русским языком нормативными документами (единые стандарты) и технологическим инструментарием (разноуровневые тесты) ориентирована на реальную педагогическую практику и потребности общественного развития данного региона как полиэтнокультурного образовательного пространства. К составлению тестов привлекается проектная группа из лучших учителей-словесников г. Сочи. Основными ожидаемыми результатами выполнения проекта являются:
- данные констатирующего этносоциологического исследования в области функционирования русского языка как родного и как языка межнационального общения в условиях Сочинского региона как полиэтнокультурного;
- аналитический обзор имеющихся в российском образовательном пространстве требований к уровню владения русским языком выпускников начальной, основной, средней, высшей школы, достижений современного речеве-
дения и методической науки в области обучения языку как средству эффективной речевой деятельности;
- результирующая версия единых стандартов в области контроля качества русского литературного языка для вышеназванных образовательных ступеней с учетом выделения ряда уровней владения русским языком как родным и как языком межнационального общения в области: а) собственно языковой, б) текстовой, в) коммуникативной субкомпетенций - в составе интегральной лингвориторической компетенции обучающегося как языковой личности;
- методические указания по составлению тестов различных уровней владения русским языком как родным и как языком межнационального общения;
- пакет типовых тестов, обеспечивающих контроль за качеством русского литературного языка и выявляющих уровень владения им как родным и как языком межнационального общения на основе разработанных критериев оценки по четырехбалльной системы (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно) .
- концепция системного подхода к оценке качества и уровня владения русским литературным языком как родным и как языком межнационального общения в условиях Сочинского полиэтнокультурного региона как пилотного для российского образовательного пространства.
К работе над проектом привлекаются аспиранты и соискатели кафедр педагогики и русского языка, студенты Социально-педагогического института СГУТиКД, работающие над курсовыми и дипломными сочинениями.
Литература
1. Педагогическое речеведение: Словарь-справочник: 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. Т.А. Ладыженской и А.К. Михальской; Сост. А.А. Князьков. М., 1998.
2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 ООО слов и фразеологических выражений: 4-е изд., доп. М., 1997.
3. Львов М.Р. Риторика: Учеб. пособие для учащихся старших классов средних учебных заведений. М., 1995.
4. Педагогика: Учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов: 3-е изд. М., 2000.
5. Прохоров ЕЛ. Журналистика и демократия. М., 2001.
6. Гаспаров Б.М. Язык, память, образ: Лингвистика языкового существования. М., 1996.
7. Стратегии и способы решения образовательных проблем в условиях многонациональной среды: Материалы 3-й Междунар. конф. Сочи, 20-22 сентября 1999 г. Сочи, 1999.
8. Результаты реализации целевой программы «Национальная школа в Сочинском регионе» на 1996-2000 гг. и перспективы развития этнокультурного регионального образования в 2000-е гг. / Авторы-сост.: И.М. Бадаян и др. Сочи, 2000.
Сочинский государственный университет
туризма и курортного дела 30 мая 2003 г.